{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Светлана Седых 15 июля 2015г.
Производство в России подсолнечных масел
Производство в России подсолнечных масел

Леонид Бацев

- Добрый вечер. Очередная неделя прошла, и опять мы в студии. Рады всех слышать, к сожалению, пока не видеть. Надеюсь, когда-нибудь и увидим на этом радио, оно превратится и в телевидение. Сегодня у нас в гостях Светлана Седых - финансовый директор, учредитель компании «ВитаЛён». Это компания, которой принадлежат такие торговые марки, как «Biolio», «ВитаЛён». Это российский производитель льняных и других масел. Это все, что мы едим, употребляем с удовольствием. Год уже прошел с момента, как введены европейские санкции и ответные санкции России на ввоз продовольствия в Россию из-за рубежа. Поэтому сегодня наша тема – какие проблемы и возможности создали санкции российским производителям. Взгляд российского производителя на все эти вопросы.

Алексей Ларин

- По нашей традиционной истории мы всегда сначала знакомимся с нашими гостями. Знакомимся не только мы, но и наши слушатели благодаря тому, что гость рассказывает о себе. Ты не исключение, у тебя есть возможность рассказать о себе все то, что ты считаешь нужным.

Светлана Седых

- Добрый день. Более 10 лет мы являемся производителями пищевых растительных масел: льняное, тыквенное, кунжутное. Оно было испокон веков в России. Направление полезное и модное сейчас. Мы являемся производителем, который не использует химию, добавки или консерванты. Это чистый отжим и фасовка.

Алексей Ларин

- Знаешь, мы с Алексеем уже не первую передачу ведем, и мы порой наблюдаем следующую ситуацию: когда в гости на радио приходят политики, и говоришь, чтобы они рассказали о себе, то они хвалят себя. Когда приходят и дают интервью предприниматели, бизнесмены, производственники, и им говоришь «Расскажи о себе», то они говорят «У меня завод, я на этом заводе работаю 10 лет». Есть ощущение, что ты и есть завод. Поэтому, про завод и производство мы поговорим, расскажи все-таки о себе.

Светлана Седых

- Меня зовут Светлана. Я финансовый директор компании, ее учредитель. Компания семейная: мой муж – генеральный директор.

Леонид Бацев

- Все держите в своих жестких руках. То есть сегодня замечательный пример предпринимательства - это семейный бизнес, что за последние много лет в России было утрачено и сейчас только возобновляется. И я надеюсь, это бизнес, который будет по наследству передаваться. И это не просто бизнес «купил – продал», а это производство традиционных российских продуктов питания на базе традиционных рецептов.

Леонид Бацев

-Мы сегодня будем говорить о том, что было до санкций, и что стало. Давайте перейдем к теме, я предлагаю взять ее за рога и начать с ней работать. Ваша компания уже не первый год на рынке, и вы существовали до санкций. Поделись мнением, как российский производитель, поменялось ли что-то?

Светлана Седых

-Естественно поменялось. Если говорить о производстве в общем, у нас появились проблемы с сырьем. У нас было сырье из-за рубежа, с Украины (тыквенная семечка и грецкий орех), сейчас нам границу закрыли полностью, и мы вынуждены искать другие альтернативы – это Узбекистан, Таджикистан. Есть сложности с границей, но надеемся это решить. Также были проблемы с качественным сырьем. Мы отслеживаем качество сырья, поэтому предложили нашим производителям, российским колхозникам, которые выращивают лен и другие культуры, выращивать тыквенную семечку. Буквально 2 года мы активно выращиваем ее в России, пока еще небольшие объёмы, но уже результат есть. В прошлом году мы покупали сырье уже у российского производителя, и в этом году, уже буквально завтра, едем подписывать новые контракты с российским производителем.

Алексей Ларин

- То есть у вас обеспечение сырьем полностью российское?

Светлана Седых

- Нет. Кунжутное производство – это Индия, слава Богу, она под санкции не попала. Аргентина, Бразилия….под санкции не попали.

Алексей Ларин

- А какова доля российского сырья?

Светлана Седых

- 50% - это Россия: лен, горчица, облепиха (Алтай). Мы стараемся больше брать в России, мы знаем производителя, уверенны в производстве. Как нам сказали китайцы: «У вас ещё не все так хорошо налажено, как в Европе, и вы сырье еще не испортили пестицидами». Мы уверены, что у нас нет заражения до такой степени.

Алексей Ларин

- Это очень хорошо

Светлана Седых

- Да. У нас есть много российских производителей в глубинке, фермерские небольшие хозяйства, которые практически не используют пестициды. Вот как даст Бог, так и будет.

Леонид Бацев

- Я правильно понял, что основным поставщиком была Украина и Россия, и совсем немного – Индия, Бразилия?

Светлана Седых

- Да.

Леонид Бацев

- Ты сказала, что сейчас у вас что-то поменялось. Понятно, что закрылись границы. А что изменилось с точки зрения продаж? Когда изменилась конъюнктура рынка, пришли санкции, оливковое масло стало дороже, какие-то виды продукции пропали с прилавков. Я не знаю конъюнктуру вашего рынка. Может быть, есть какие-нибудь кунжутные масла индийского, китайского, европейского или украинского производства, которые пропали с прилавков, и у вас появились новые горизонты. С точки зрения сбыта для вас что-нибудь поменялось?

Светлана Седых

- На сегодняшний день не сильно поменялся рынок, потому что кунжут поставлялся Индией, Китаем. На рынке есть один украинский производитель, и пока он держится. Европейские производители немного отошли.

Алексей Ларин

- До санкций насколько было легко попасть на полки магазинов? Это огромная история, которая всегда очень много обсуждается: попасть в магазин – это безумные деньги, это невозможно, нужно договариваться, взятки, входные платежи и т.д. Когда ввели санкции, а количество товаров из-за рубежа уменьшилось, для Вас как российского производителя двери открылись?

Леонид Бацев

- Прежде, чем ты ответишь на вопрос, было бы здорово, если ты скажешь, на каких полках каких магазинов ты стоишь?

Светлана Седых

- Мы стоим в «METRO», «Бахетле», «Утконосе», во многих сетевых магазинах. Где мы стоим, у нас есть полочка оливкового масла. Я не могу сказать, что она заметно изменилась. Как у нас была Европа, так и есть. В этом плане санкции на них не сыграли.

Алексей Ларин

- То есть вы не почувствовали разницы и для вас новые двери не открылись?

Светлана Седых

- Нет. К сожалению, не открылись. Большой плюс в том, что другого не завозится. Мы знаем своих конкурентов и знаем, что мы - лучшие. Есть спрос на российский товар. И мы ведем переговоры с новыми сетевыми магазинами, которые хотят именно российского производителя.

Леонид Бацев

- Объёмы продаж увеличились?

Светлана Седых

- Нет, упали. Из-за покупательской способности. Товар не самый дешевый, и у людей денег меньше стало. Есть позиция лена, который идет независимо от покупательского кошелька.

Алексей Ларин

- Специфичный товар всегда имеет своего специфичного покупателя. Мы сегодня практически разрушаем стереотипы о том, что санкции позволили российским производителям проще выйти на полки. Ты говоришь, что ты этого не почувствовала. Это интересное открытие.

Светлана Седых

- Для производителей овощей, мяса, молока – для них открылись, т.е. для производителей товаров первой необходимости. Мы не таковые, к сожалению. Но у нас пошла другая тенденция – к правильному питанию. У людей начали открываться глаза, что питаться надо правильно и будешь меньше болеть.

Леонид Бацев

- Здесь всегда наблюдаются противоречия, если смотреть на экономику страны в стратегической составляющей. Как правило, люди задумываются над тем, как они питаются и над качеством продукции, когда уровень жизни и достаток в семье позволяет это делать. С одной стороны, мы слышим, что покупательская способность снизилась, но при этом культура, которая культивируется в массах, народе, в нас, жителях Российской Федерации, позволяет задумываться об этом. Получается, что санкции, наоборот, сказались в худшую сторону: мало того, что пришлось находить новых поставщиков, так еще много других вопросов пришлось решать. Будет здорово, если еще ты прокомментируешь, что у нас вообще с российскими поставщиками. Они вообще есть в этой продукции?

Алексей Ларин

- Соответствует ли качество тому, что было раньше?

Леонид Бацев

- Может быть, они еще и дороже, потому что у нас часто проще в Китае купить и в Россию привезти, чем у России купить и в России производить.

Светлана Седых

- Первое - цены на сырье поднялись из-за доллара и евро, потому что сырье вывозилось и вывозится в Европу. Европа активно использует льняную семечку, растительные масла. Она давно это делает, потому что там эта культура пошла раньше. А мы оказались на таком этапе: смотрим на рынок, а нам диктуют цены в евро и долларах. Мы спрашиваем: «Почему? Мы же российский производитель!». Нам отвечают, что это нефть (заправка), естественно, все используют иностранную технику, пестициды, семена. Есть и выведенные в России семена, но, к сожалению, это было утеряно.

Леонид Бацев

- Но вы закупаете по российским ценам?

Светлана Седых

- По российским рублям, но они являются эквивалентом доллара. Все смотрят на мировые цены, потому что лен активно вывозится в Европу. У нас спрос очень большой, был сильный неурожай в прошлом году. Сейчас все хорошо. Главное, чтобы не было дождей или засухи. Волгоград – засуха пошла, другие регионы - дожди. В прошлом году из-за дождей на Алтае практически ничего не убрали: 70% поля осталось.

Леонид Бацев

- Я думаю еще вопрос в том, что вы производите свою продукцию из тех товаров, которые торгуются на товарных биржах, и они привязаны к валютам, это и является определяющим. А есть внутрироссийские товарные биржи? Если бы у нас была такая биржа, которая ориентирована на внутреннее производство, наверняка там бы этот вопрос так остро не стоял бы. Или такого понятия вообще нет?

Светлана Седых

- Мы недавно изучали товарную биржу, нам предлагали. Это новое, такой биржи пока еще нет, она зарождается. Но хотят сделать биржу по сельскохозяйственным культурам внутри России. Но пока мы нигде не участвуем.

Леонид Бацев

- У нас очень короткий вопрос: готовы ли вы инвестировать в сельскохозяйственное производство?

Светлана Седых

- Мы инвестируем в него, активно работаем с колхозами и фермерами, покупаем сырье, проплачиваем, и под нас специально выращивают.

Алексей Ларин

- То есть вы совершаете платеж заранее, чтобы дать им возможность приобрести необходимое сырье, чтобы они для вас выращивали?

Светлана Седых

- Да.

Алексей Ларин

- Отлично, я думаю, ответ прозвучал. Я напомню, что можно задавать вопросы на нашем сайте, и мы их озвучим в эфире. Еще один вопрос по продукции, которую вы выпускаете: делаете ли вы розовое масло из лепестков роз?

Светлана Седых

- Нет, это уже эфирные масла. Мы занимаемся тоже эфирными маслами, торговая марка БИАСК, но не приоритетно. У нас не растет роза, это в основном Болгария, раньше Украина, Крым. Сейчас Крым, надеемся, поднимется. В Крыму действительно шикарные условия для сельскохозяйственных культур, но есть проблема с логистикой. Если проблемы с логистикой решить, то можно начать производить. Мои партнеры все переходят в Крым.

Леонид Бацев

- Отлично. Продолжая тему импортозамещения и санкций, которые и были, и  есть до сих пор… С точки зрения оборудования: всегда говорят, что все оборудование из-за рубежа, в России ничего не производится. Ввозить его сейчас нельзя, поэтому расширять мощности нет возможности. Как здесь дела?

Алексей Ларин

- Извини, я проблему уточню. Когда мы говорим: «Давайте поднимать российское производство», его можно бесконечно долго поднимать, но если не на чем производить тот или иной товар, то мы ничего не сможем производить.

Светлана Седых

- Хочу сказать, что именно производственное оборудование у нас российского производства: давильный цех, например. Но есть проблема: комплектующие все-таки европейские.

Леонид Бацев

- Для меня это не совсем понятно. Мы купили в Швейцарии пресс, привезли в Подмосковье, в Одинцово собрали и поставили вам? Это получился российский станок? Или нет?

Светлана Седых

- В России производят основу, а внутренности (электроника, моторы, все, что связано с современным сельским хозяйством) закупается в Европе. За таким оборудованием нужно следить, приглашать европейских производителей, которые помогают в технических аспектах.

Алексей Ларин

- Сейчас есть ли у вас планы по расширению производства? Или это проблема?

Светлана Седых

- Пока мы не почувствовали, честно говоря. Даже с санкциями мы получаем оборудование. Мы с января закупили новое оборудование, переоснастили полностью фасовочный и давильный цеха.

Леонид Бацев

- Здесь хочется поподробнее услышать. Я так понимаю, получили оборудование из Европы. Из-за санкций у нас есть ограничения и определенную продукцию нельзя ввозить в Россию, и ряд европейского в этот список попал.

Алексей Ларин

- Я хочу сказать, что Европа не единственная точка на земном шаре, где делается оборудование…

Светлана Седых

- Да. Оборудования очень много. Китай очень много поставляет. Но мы брали европейское, потому что у них определенное качество. Производитель был российский, но некоторые комплектующие – европейские. Мы заказываем оборудование, нам говорят: «Через три месяца вы получите свой пресс, мы ждем из Европы комплектующие».

Алексей Ларин

- В цикле наших передач мы поднимаем вопрос о поддержке производства. Хочется понять, со стороны государства есть преференция или помощь для производителя? Например, по приобретению оборудования, созданию этого оборудования в Российской Федерации… Можешь прокомментировать мой вопрос?

Светлана Седых

- В отношении нашего производства пищевых и растительных масел (лен, тыква) помощи от государства у нас нет. Что касается пищевого растительного масла, подсолнечного, здесь есть помощь государства колхозникам.

Алексей Ларин

- В чем она выражается?

Светлана Седых

- Есть доплаты на гектары, оборудование закупается с помощью государства, какие-то части оборудования компенсирует государство. Но мы не участвуем, никто не предложил.

Леонид Бацев

- Вы не участвуете, потому что никто не предложил? Или продукция, которую вы производите, не попадает в этот перечень?

Светлана Седых

- Наша продукция не попадает в этот перечень.

Алексей Ларин

- Или вам не нужна помощь государства?

Светлана Седых

- Нам нужна помощь государства, потому что масло льна – продукт, который нужно массово использовать. Это по свойствам рыбий жир, но только в нем больше витамина B. Нужно всем стараться его кушать.

Алексей Ларин

- Какая помощь от государства нужна?

Светлана Седых

- Помощь в колхозах по выращиванию сырья, чтобы оно было не настолько дорогое. Чтобы мы могли без проблем купить сырье у колхоза. Потому что даже в закупках есть проблемы: мало сырья еще.

Алексей Ларин

- Какого рода?

Светлана Седых

- Есть барьеры. Если неурожай, например, то все вывозится в Европу, и никто не следит.

Алексей Ларин

 - Туда дороже и выгоднее.

Светлана Седых

- Да

Алексей Ларин

- Ясно. Раз уж мы сейчас заговорили о вывозе за рубеж, то естественный вопрос, кроме импортозамещения, это вопрос поддержки экспорта. Продаете ли вы свои масла за границу?

Светлана Седых

- Продаем и, кстати, активнее стали продавать. Экспорт увеличился, потому что для них мы стали более конкурентоспособными, им дешевле и выгоднее у нас покупать.

Алексей Ларин

-В какие страны продаете?

Светлана Седых

- В страны Балтии, Израиль, европейские страны, Канаду.

Леонид Бацев

- В нашей передаче мы развенчиваем мифы. Есть еще такой миф: иностранная продукциями лучше по своим качественным характеристикам, чем российская. Если на полке стоит подсолнечное масло иностранного производства и российского производства, то многие наверняка выбирают иностранного производителя.

Алексей Ларин

- Оно дороже, выглядит красивее, уровень доверия к нему выше.

Леонид Бацев

-Согласен. А ты говоришь, что мы поставляем свою продукцию в страны Европы, в Северную Америку и т.д. Давай разобьем вместе очередной миф.

Светлана Седых

- Государственные органы стали больше следить за нашей продукцией, у нас проходят проверки, контроли, у нас есть своя лаборатория, в которой проверяется жирнокислотный состав (каждые 3 месяца), каждая партия проверяется на перекисно-кислотное число… могут с полки снять и проконтролировать. Мы гарантируем качество, за свой продукт гарантию даю. Контроль государства стал выше, когда вошли в Таможенный союз.

Леонид Бацев

- Ну, с точки зрения контроля нашим государством, у меня вопросов не было. Ведь у нас есть ГОСТы, все больше и больше производителей стараются придерживаться этих ГОСТов. Но это не меняет мнение потребителя. Прокомментируй, пожалуйста, как Европа оценивает ваше качество? Потому что то, что ты сейчас говоришь, это как раз к тому, что для людей, которые покупают вашу продукции в магазинах, мы сказали: «нашу продукции контролируют, поэтому обратите на нас внимание, все хорошо». А прямым доказательством вашего качества является то, что уже Европа покупает вашу продукцию.

Светлана Седых

- Да. Поставляя в Европу, мы имеем все сертификаты, ИСО. Сейчас мы делаем сертификат кошерной продукции. Израиль приезжает активно к нам, смотрит всю цепочку производства: от урожая до готового продукта.

Алексей Ларин

- Я бы на вашем месте задумался. Может, скоро вам не придется поставлять продукцию в Израиль. Шучу.

Светлана Седых

- У нас, как у производителей, есть свои особенности. У них так культуру не выращивают. У них выйдет дороже.

Алексей Ларин

- С точки зрения потребителей иностранцев: как они воспринимают ваш продукт? Когда они приходят в магазин и видят свою местную продукцию и российский продукт, в какой ценовой сегмент он попадает?

Светлана Седых

- Смотрят, но когда пробуют и понимают, что по вкусу и качеству отлично, то покупают. У нас есть постоянные покупатели.

Алексей Ларин

- В ценовом сегменте вы все-таки дешевые, средние или дорогие, такая российская экзотика?

Светлана Седых

- В ценовом сегменте мы не дорогие и не дешевые. Дешевым тут никак нельзя быть, потому что это значит, что качество страдает, а мы качество держим. Это рассчитано на среднего потребителя.

Алексей Ларин

- Как вам удается выходить на зарубежные рынки? Это отдельная большая тема, которая многих интересует. Сейчас многие российские производители, работающие на российский рынок, хотели бы продавать за рубеж. У многих есть стереотип, что Россия за рубеж продает только нефть и газ, а остальное никому не нужно. Вы ломаете этот стереотип. Вы продаете масло. Пока не в Грецию или Италию…

Светлана Седых

- Кстати, Греция – направление интересное, у них только оливки, а у нас совершенно другое.

Леонид Бацев

- Какие каналы продаж? Как вы выходите на зарубежные рынки?

Светлана Седых

- Мы посещаем различные выставки и участвуем в них, ездим за рубеж, показываем себя, наш продукт, приглашаем на производство, показываем производственную цепочку. Мы попали в «Forbes», как лучший бренд России. Естественно, это очень помогло, помогло показать товар, его качество, производство.

Леонид Бацев

- Кто ваши покупатели? Это дилеры? Крупные игроки, которые покупают в России и привозят за рубеж и там продают?

Светлана Седых

- Если за рубеж, то больше дилеры, оптовые покупатели.

Леонид Бацев

- Вы продаете здесь в России, а за логистику они отвечают? Или вы обеспечиваете доставку?

Светлана Седых

- Смотря с кем заключаем контракт. Бывает, до порта доставляем, кому-то до места. Мы затамаживаем здесь. Стараемся, чтобы у нас была вся цепочка.

Леонид Бацев

- Тогда есть вопрос по таможне, потому что таможня привыкла работать исходя из того, что мы много импортируем, а экспортируем газ и нефть, и там все налажено. Все вопросы таможенного декларирования на импорт организованы, автоматизированы, а с экспортом есть сложности. Сталкиваетесь ли вы с этим?

Светлана Седых

- Мы работаем с компаниями, которые нам помогают затаможить. По нашему продукту мы не столкнулись со сложностями. Товар затамаживается. Его качество проверяют перед затаможкой, берут анализы. Если все соответствует, товар уходит, никаких проблем.

Леонид Бацев

- Прямо идеальная картинка рисуется. А с точки зрения оформления деклараций сложно, или все просто и решаемо?

Светлана Седых

- Есть проблемы, конечно.

Алексей Ларин

- Давайте поругаем таможню, дадим им обратную связь.

Леонид Бацев

- Я бы на твоем месте побоялся давать какие-то комментарии, если ты говоришь, что у вас все хорошо. Одно неверно сказанное слово может привести к тому, что вдруг контейнер не дойдет.

Светлана Седых

- Больше проблем у нас с растаможкой, например, когда с Индии уходит товар. Была проблема: мы везли груз с Украины, и неделю он жил на таможне. Кто-то привез семена тыквенные для переработки. И нам растамаживают по семенам – вот 5 долларов привезли, значит, 5 долларов налога будем с вас брать. Мы оспаривали этот вопрос неделю, нам половину опустили, все решилось через суд.

Леонид Бацев

- Мы говорили в начале передачи, что вы покупаете сырье. Есть такой стереотип, что мы являемся сырьевым придатком: только поставляем, а кто-то делает из нашего сырья что-то и потом нам же продает. Ваш пример один из многих примеров, когда мы из других стран получаем сырье, что-то с ним делаем и продукцию продаем. Это круто.

Алексей Ларин

- Это круто. Я нашим слушателям, тем, кто недавно подключился, хочу напомнить, что вы слушаете передачу «Сделано в России» с Алексеем Лариным и Леонидом Бацевым. Сегодня в гостях у нас Светлана Седых, владелец компании «ВитаЛён», которой принадлежат такие торговые марки, как «Biolio» и «ВитаЛён» - это производство пищевых и производственных масел.

Леонид Бацев

- Мы тут потянулись за бутылкой, за бутылкой масла, чтобы было понятно.

Алексей Ларин

- Еще есть «БИАСК».

Светлана Седых

- Мы проводим ребрендинг сейчас, у нас будет Biolio. Рынок растет, люди меняются, мы хотим предложить качество товара внутри и маркетинговое. Мы провели ребрендинг, и теперь наш товар будет защищен от ультрафиолета, не в прозрачных тарах, в которых масло через неделю меняет свои свойства, химический состав. У нас, кстати, была проблема со стеклом, с точки зрения, как его сделать. Темное в России не производится, только импортное. Мы нашли выход: поменяли упаковку и защитили от ультрафиолета. Будем единственными, на данный момент, производителями, которые защищают от ультрафиолета. Все нерафинированные масла должны быть так упакованы по всем стандартам даже в России.

Леонид Бацев

- Поговорим о восприятии российским потребителем российских брендов. Как относятся к вам люди? Больше люди доверяют российскому или иностранному? Вам как-то приходится с этим работать? Или вам достаточно сказать: «Сделано в России» и все покупают вас?

Светлана Седых

- По этому поводу мы и проводили ребрендинг. Естественно, покупатель хочет видеть больше иностранного масла, он ему доверяет. Мы поменяли торговую марку, чтобы она красиво звучала и европейский стиль имела. Упаковка имеет 80% продаж первоначально, а потом уже все, что внутри. Человек взял, попробовал, все хорошо, и он уже начинает доверять. Если упаковка некрасивая, «Сделано в России», то наше масло, наверное, не пойдет.

Алексей Ларин

- Фраза «Сделано в России» все-таки не плюс.

Светлана Седых

- Не плюс. Не всегда.

Леонид Бацев

- У нас в студии лежат упаковки с вашими новыми брендами, визуально мы можем видеть, как ваша продукция выглядит, и могу сказать, что написано все английскими буквами и когда смотришь, то выглядит все как премиальное итальянское. И если бы я увидел на полке ваш товар, я бы не подумал, что это произведено в России. Я здесь хочу подчеркнуть, что есть много продуктов питания, например, сыры, в том числе, которые ты берешь, думаешь, что это итальянский сыр, а начинаешь вчитываться, и узнаешь, что это ООО «Самарканд» какой-нибудь и  он находится в Твери и делает сыр. Хочется верить, что рано или поздно бренд «Сделано в России», «Made in Russia» будет олицетворять качество. Я предлагаю прерваться на небольшую музыкальную паузу и продолжить после нее.

(Играет музыка)

Алексей Ларин

- Еще раз добрый вечер! Продолжается наша передача. Напомню тем, кто с нами и тем, кто только что присоединился, что сегодня у нас в гостях Светлана Седых, учредитель компании «ВитаЛен», которой принадлежат такие торговые марки, как «Biolio», «ВитаЛён» и «БИАСК». Компания делает продуктовые масла, которые мы потребляем.

Леонид Бацев

- Пока у нас была музыкальная пауза, мы посидели, поговорили и решили, что сейчас прямо в комментариях можно делать заказы на вашу продукцию, даже оптом. Поэтому, если кто-то хочет заказать пищевые масла хорошего российского производства, может это сделать.

Алексей Ларин

- Почему эта мысль появилась? Потому что нам уже пишут, спрашивают контакты, где можно приобрести оптом. Светлана, поздравляю.

Светлана Седых

- Спасибо.

Леонид Бацев

- В рамках музыкальной паузы мы затронули тему Рублёвки. Хотелось бы узнать, что на счет Рублевки?

Светлана Седых

- Действительно, мы подписываем контракт с различными магазинами, с «LavkaLavka», фермерскими, интернет-магазинами, которые с Рублёвкой работают. Они взяли на испытательный срок масла, посмотрели, попробовали и сказали: «Да, качество и упаковка отличная, достойная» и подписали контракт. Со следующей недели идут поставки в эти магазины.

Леонид Бацев

- Практически рекламная передача получилась. Но поговорим об основной теме: скоро год санкциям, как они влияют на российских производителей? И мы начали перед музыкальной паузой говорить о вопросе бренда «Сделано в России», и ты говорила, что к вам обращалась компания, которая на сегодня создает заново имидж «Сделано в России». Я надеюсь, что мы пригласим представителей данной компании, увидим их в нашей передаче. Они дали нам добро, и в ближайшее время мы с ними тоже пообщаемся. Это интересный проект, когда создан бренд «Сделано в России», который российский производитель может размещать свою продукцию и продвигать его и в России, и за рубежом. Расскажи свое мнение, насколько это необходимо или нет, потому что только что мы услышали, что «Сделано в России» мешает продажам.

Светлана Седых

- Не всегда. Мы хотим гордиться и гордимся своим продуктом. Площадка эта необходима. Хотелось бы, чтобы не только Москва, Санкт-Петербург, но и более отдаленные регионы узнали о качественном продукте «Сделано в России». Это отличная идея, которая займет свое место, и мы готовы с ними сотрудничать.

Леонид Бацев

- При выходе за рубеж это может помочь?

Светлана Седых

- Я думаю, да. Главное - качество, цена. Если мы будем относиться к качеству, как за рубежом: проверять качество на каждом этапе, контроль менеджмента, сертификаты - то мы выйдем за рубеж спокойно. Нам стали доверять за рубежом.

Леонид Бацев

- Если говорить о зарубежных конкурентах… Китай – крупнейший производитель в мире. Я уверен, что и масла (льняное, рисовое, тыквенное) они делают. Или нет? Или ты сейчас скажешь, что льняное масло – это истинно русский продукт и никто, кроме нас его не делает?

Светлана Седых

- Его делают за рубежом, но это истинно русский продукт. С китайцами мы подписываем контракт - они готовы у нас с радостью покупать масла и продукты питания. У них другая обратная сторона медали с их экономическим ростом: у них практически все заражено. Они стали покупать натуральный продукт, - они стали богаче, они могут себе это позволить, и они закупают у нас.

Алексей Ларин

- Это интересная информация, ведь на прошлой неделе, когда у нас был Александр Иванов, мы говорили о том, что даже «Alibaba» начинает развивать такое направление, как закупка российского продовольствия, поставка в Китай. И, кажется, мы вроде в Китае все покупаем, в том числе и продукты питания, а тут вдруг Китай готов у нас покупать. Плюс в том, что мы делаем качественный и экологически чистый продукт.

Светлана Седых

- Да. Качественный и экологически чистый продукт – это для них очень важный фактор. Все хотят питаться правильно, хотят здоровую пищу, экологически чистую. А у них, к сожалению, все загазованное, загрязненные земли. В этом заключается проблема.

Алексей Ларин

- Когда ты говоришь об экологически чистом продукте, в первую очередь, ты говоришь о продукте, который вы выпускаете. Если говорить в целом, в масштабе российских производителей, так ли это на самом деле?

Светлана Седых

- Смотря как, кто производит и какие использует пестициды.

Леонид Бацев

- Твое мнение? Достаточно жестко смотрят за качеством российского продукта? Либо, как в телепередачах, которые мы смотрим, в которых ругают, выявляют, подделывают, вместо одних ингредиентов кладут другие… Законодательство не требует указания на этикетке всех ингредиентов, и можно писать одно, а класть другое. Прокомментируй это.

Светлана Седых

- По нашему маслу законодательство требует: все, что вы положили, вы обязаны написать. Если не пишут, то это ход для удешевления товара. Если выявят, то это штрафные санкции. Мы стараемся держать качество. У нас нет ни химии, ни добавок, ни пестицидов. Мы ездим в колхозы, фермерские хозяйства, нам выращивают в Алтае, Омске, где экологическая ситуация нормальная. В Подмосковье мы ничего не производим. Если взять другие сельскохозяйственные культуры, например, овощи, я знаю, что там есть проблемы, потому что овощи выращивают по-разному. Тяжело стало отслеживать ГМО. Кто скажет, что его нет на рынке? Оно есть, потому что оно завезено было нелегально. Оно уже во второй, третий раз может попасться. Мы проверяем свою продукцию на ГМО: семена, орехи разные…

Леонид Бацев

- У нас совсем мало времени осталось, и хочется выяснить следующее. Может, государство каким-то образом начнет ограничивать приток некачественной продукции, в том числе продовольствия из Китая, в Россию, к нам. Чтобы не получилось так, что вся наша качественная продукция, она объективно дороже в магазине стоит. Если взять томаты китайского, российского и азербайджанского производства, то они очень сильно отличаются по цене. И я допускаю такую ситуацию, что мы можем превратиться в отличного производителя «Made in Russia», и все нас будут знать за рубежом, но не каждый российский покупатель сможет себе позволить купить нашу продукцию. И мне хотелось бы, чтобы ты это прокомментировала. Может, у вас в компании есть внутренняя политика, например, вы держите какой-то объективный уровень цен. Может, вы ждете, что государство в какой-то момент, будет субсидировать экспортёров продовольствия вашего профиля, чтобы не происходило такого перегиба?

Светлана Седых

- Хотелось бы, чтобы реально отслеживали продукт, который идет из-за рубежа, с Китая. Все деньги делают, не всегда отслеживают партию. Бывают политические моменты: увидели плохое, а глаза закрыли, и идет партия с пестицидами, зараженными жучками. Она может попасть в страну и это очень плохо, поэтому что это влияет и на нас. Здесь хотелось бы, чтобы государство больше следило за потоком продукции.

Леонид Бацев

- Если говорить об уровне цен, насколько ваша компания готова держать приемлемый уровень цен? Потому что масло, которое производите вы, когда ты находишься на верхней пирамиде потребностей Маслоу, тогда вероятность покупать эти масла больше. Либо я заблуждаюсь, и ты скажешь: «Нет, Леонид, мы держим средний уровень цен, планируем так и в дальнейшем»?

Светлана Седых

- Мы стараемся держать уровень цен, стараемся быть доступными. Но мы не всесильные, от доллара и евро тоже очень зависим, к сожалению. Много факторов, которые влияют даже на производителя: нефть, газ. Если она дорожает, то у нас дорожают издержки. Мы вывели свое производство в Ростовскую область, чтобы уменьшить издержки, но держать качество. И логистика там меняется. Мы стараемся качество оставить и издержки сами уменьшать. Последний раз в январе, когда пошло повышение цены, мы ни разу не повышали. Мы находили другие выходы.

Алексей Ларин

- Стоимость определяется не столько вами, а  ретейлером, который продает. Здесь вопрос заключается в том, насколько накручивают? Потому что сейчас часто обсуждают вопрос: ретейлеры жалуются, что у них низкая маржа, они ничего не зарабатывают. Но если взять калькулятор и посмотреть накрутку на ваше масло и период оборачиваемости этого масла, период, за который оно продается и сколько раз происходит это в год, то там тысячные проценты. Как реально обстоит дело? На сколько они накручивают?

Светлана Седых

- Накручивают. У них разные маркетинговые бонусы. У них очень высокая бонусная система. Все ретейлеры накручивают по-разному: есть 50%, есть 60%, некоторые до 100% доходят. Мы рекомендуем цену. Они отслеживают другие магазины и стараются держать планку. Мы столкнулись с такой ситуацией, когда мы не могли на некоторые позиции поднять цену и нас сняли с полок. Потому что цена выросла, а нам сказали, что это наши проблемы, ставьте высокую цену. Мы сказали, что нет, мы лучше, пока ситуация не стабилизируется, просто заморозим эту продукцию. Вот и все.

Алексей Ларин

- А обратная сторона, когда вы не хотели бы, чтобы продавалось так дорого, бывает?

Светлана Седых

-Да. Но мы не можем влиять на ретейлеров. К сожалению, они принимают решения, смотрят, как им удобно. Бывает такое, что одна сеть, в одном магазине одна цена, а где-то на Рублевке она выше. Это сами магазины.

Леонид Бацев

- Знаешь, у нас время передачи подошло к концу. И хотелось бы в конце передачи попросить тебя кратко ответить на следующий вопрос. Ты уже сказала, что мы как производители привязаны к иностранным валютам. И многие российские потребители удивляются: «Как так? Я покупаю хлеб. Курс доллара вырос, почему булка хлеба подорожала?». Ты говоришь, мы товар покупаем в Индии и т.д. У меня вопрос такой: способна ли сейчас наша страна в вашем сегменте обеспечить такое производство замкнутого цикла, которое будет находиться только в России: российский поставщик сырья, российская логистика, российское производство с точки зрения оборудования. И получился такой замкнутый цикл, когда мы можем компенсировать издержки. Или экономика мира на сегодня так глубоко переплелась, что это уже невозможно?

Светлана Седых

- Это невозможно, наверное, потому что все так переплелось. Мы не можем все производить в нашей стране. Мы что-то покупаем за рубежом, что-то - у нас, также и Америка у нас закупает оборудование для космоса. И мы закупаем у них лучшее оборудование. В первую очередь – это техника для сельскохозяйственных культур. Мы ее не производим.

Леонид Бацев

- Спасибо всем. Сегодня с вами в передаче «Сделано в России» были Алексей Ларин, Дмитрий Бацев и наш гость Светлана Седых. Мы говорили о том, как повлияли санкции на российских производителей. Спасибо, что ты стала гостем нашей радиопередачи.

Алексей Ларин

- Спасибо тебе большое.

Светлана Седых

 - Спасибо. До свидания.