Дмитрий Чариков
- Добрый день, уважаемые радиослушатели! В эфире на радио «МедиаМетрикс» программа «Жилищно-коммунальное хозяйство». И я, её ведущий - Дмитрий Чариков, представляю нашего гостя. Сегодня вместе с нами в студии Ирина Гринченко – заместитель генерального директора СРО НП «Управляющих организаций Московской области». Добрый день, Ирина!
Ирина Гринченко
- Здравствуйте.
Дмитрий Чариков
- Обсуждать мы будем постановление Правительства Российской Федерации о «Стандартах раскрытия информации в сфере управления многоквартирными домами». Но первый вопрос, который я всё-таки хочу задать: «Ирина, какова роль СРО в сфере ЖКХ и в деятельности управляющих организаций?» Ранее у нас в программе звучало такое мнение, что данная сфера уже просто зарегулирована. Как вы считаете?
Ирина Гринченко
- Последние события, которые происходили на рынке ЖКХ (это, мы все знаем, лицензирование управляющих компаний) как раз очень хорошо показало, что очень много проблем в этой отрасли и с управляющими компаниями, в том числе. Здесь СРО, конечно, имеет большое значение, потому что основным критерием при получении лицензии всё-таки должно было быть соответствие стандартам и правилам деятельности, разработанным и действующим в СРО. И когда такие критерии существуют, то, соответственно, и управляющие компании, входящие на площадку, работают…
Дмитрий Чариков
- Понятно. Ирина, «Жилинспекция» – вообще, у неё функции несколько другие, чем у СРО? Или дублируют, возможно, саморегулирующая организация какие-то функции или это параллельная деятельность?
Ирина Гринченко
- Совершенно не параллельная, и совершенно не схожая с теми, что в СРО. «Госжилинспекция» – это надзорный орган, она работает по своему законодательству, которое всё определяет, вплоть до процедур открытых конкурсов управляющих организаций по отбору управляющих организаций, которые проходят. Следят, надзирают, как обсуживаются дома. Это совершенно другая функция.
Дмитрий Чариков
- Хорошо. Итак, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года были установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию теми организациями, которые осуществляют деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам её раскрытия. У меня такой вопрос: что это за информация? Как-то можно об этом чуть подробнее?
Ирина Гринченко
- Мне ещё хотелось бы закончить немножечко предыдущий вопрос про ГЖИ и СРО отношения. Здесь как должно происходить… Вообще, СРО является посредником, когда возникают какие-то вопросы между управляющими организациями, органами государственного, муниципального контроля по вопросам деятельности субъектов рынка ЖКХ. Вот здесь как раз СРО имеет большое значение, когда ситуация заходит где-то даже в тупик. Потому что сейчас, когда после лицензирования возникают очень большие проблемы с управляющими организациями, вплоть до введения в реестр многоквартирных домов, то СРО, наше в частности, занимает сейчас активную позицию очень и жёсткую, и оказывает помощь нашим партнёрам, если мы считаем несправедливым какое-то решение ГЖИ, оказываем поддержку, чтобы доказать, что данная управляющая организация имеет все необходимые…
Дмитрий Чариков
- Основания, может быть?
Ирина Гринченко
- Всё необходимое для осуществления деятельности.
Дмитрий Чариков
- В числе этого всего необходимого, в том числе и…
Ирина Гринченко
- Раскрытие информации.
Дмитрий Чариков
- Раскрытие этой информации. И всё-таки, что это за информация? Потому что я знаю случаи, когда тем или иным управляющим компаниям была лицензия не выдана как раз по причине того, что не совсем корректно они предоставили эту информацию, раскрыли её не полностью или ещё как-то, но тем не менее. Ирина, что это всё-таки за информация? О чём должны управляющие компании заявлять, декларировать?
Ирина Гринченко
- Здесь, понимаете, обсуждать само постановление смысла не имеет - это нормативный законодательный акт, который требует чёткого исполнения всеми участниками рынка ЖКХ. Вопрос, как оно исполняется и, собственно, почему во многих случаях оно не исполняется, или ведёт к каким-то нарушениям.
Дмитрий Чариков
- А вот что это за информация, вообще, о чём? Управляющая компания, что она должна о себе заявить? Сведения о стоимости работ, услуг по содержанию ремонта общего имущества?
Ирина Гринченко
- Конечно.
Дмитрий Чариков
- Должна, хорошо. Что ещё?
Ирина Гринченко
- Сейчас, Дмитрий, объясню. Здесь информация об управляющей компании должна для жителей, в первую очередь, быть раскрыта вся, начиная от общей информации об управляющей организации - кто директор, кто бухгалтер, кто что; обязательно перечень домов, управление которыми осуществляет организация; на основании чего она ими управляет - по решению комиссии конкурсной или когда состоялось собрание по выбору этой управляющей организации. И самое главное, что она должна содержать, что вызывает огромные сейчас вопросы жителей (самая животрепещущая тема), заключается в том, что управляющая организация должна раскрывать свою финансовую деятельность по обслуживанию домами. То есть, что там у нас входит? Входит всё. То есть, в первый квартал каждого года должен вывешиваться отчёт по исполнению договора между управляющей компанией…
Дмитрий Чариков
- Сколько собрано, сколько потрачено.
Ирина Гринченко
- Доходы, расходы, исполнение смет - вся должна быть раскрыта информация для жителей по этому вопросу. Этого не происходит, поэтому житель всегда спрашивает: «Где мои деньги?»
Дмитрий Чариков
- Правильно спрашивает, в общем-то.
Ирина Гринченко
- Правильно спрашивает. И он не получает ответ на этот вопрос. Нигде. Вместо того, чтобы это размещать, начинаются какие-то: «Посмотрите туда, на тот сайт, на тот сайт». У нас же, что там говорить, самые такие категории жителей, они не имеют интернета, и не всегда имеют возможность посмотреть где-то что-то на сайте. Для этого в этом же постановлении указывается, что должна эта информация находиться и на информационных досках, и в самих управляющих организациях.
Дмитрий Чариков
- Я знаю, что информация предоставляется ещё на основании запросов, поданных в письменном виде, в электронном виде, в том числе.
Ирина Гринченко
- Это понятно всё, но это, как говорится, от лукавого. Должны всё опубликовывать так, как положено, в соответствии с этим постановлением. Потому что это вызывает как раз бешенство жителей просто, потому что они спрашивают: «Мы на содержание и ремонт сдали по полторы тысячи рублей, грубо подсчитали, сколько по дому, куда деньги девались? Мы видим этого дворника, который получает 10 000, видим эту уборщицу, которая получает 6 000, где все остальные деньги?»
Дмитрий Чариков
- То есть, как я понимаю, это должны, помимо общей информации о самой управляющей компании, быть её показатели финансовой деятельности, сведения о выполняемых работах, порядок, условия оказания услуг, сведения о стоимости работ, сведения о ценах, в том числе. То есть, всё, что интересует любого человека. Хорошо. Если управляющая компания не предоставляет эту информацию, то, что с ней делать?
Ирина Гринченко
- Тут у нас как раз включаются надзорные органы, та же ГЖИ, которая штрафует управляющие…
Дмитрий Чариков
- Госжилинспекция?
Ирина Гринченко
- Да, жилищная инспекция, которая проверяет, штраф назначает, деньги уплачиваются, и история продолжается, потому что как-то давно мне сказал один жилищный инспектор, что какое-то у них есть положение, что они два раза за одно нарушение штрафовать не могут. То есть, им просто сдают деньги и, значит, нормально всё, до следующего года. Ситуация, конечно, не очень хорошая. Но вопрос заключается в чём? В том, что специально не раскрывают или всё-таки есть какие-то препятствия раскрыть… Я, когда мониторила в своё время сайты управляющих организаций, попадались, конечно, сайты, где очень много информации - там, чтобы найти нужную, нужно копаться опытному пользователю, но она есть. Это такие самые уверенные управленцы.
Дмитрий Чариков
- Может быть, камуфлируют эту информацию, чтобы, как бы она есть, но её невозможно найти, отщепить от остальной информации в этом завале? или нет?
Ирина Гринченко
- Нет. Очень мало таких организаций. В основном, прицепляют какой-то листочек о финансовой деятельности за год и какой-нибудь непотребного вида скан, и на этом делу конец. Разобраться, что там… А ведь в этом постановлении написано: «по каждому дому раскрыть информацию», не то, что, в общем. То есть, житель каждого дома должен увидеть информацию именно своего дома, сколько его дом собрал, сколько на его дом потратилось денег из этой суммы, которую жители заплатили.
Дмитрий Чариков
- Я так понимаю, что установлены требования к составу информации и, собственно, способу подачи этой самой информации законодательно. Это по аналогии с той же проектной декларацией, которая есть в строительной отрасли, да? В 214 Федеральном законе есть чёткий перечень той информации и требований к содержанию проектной декларации, в которой также указываются все сведения о застройщике, о его финансовом положении, юридические адреса. В том числе, указывается, что строится, на основании какой разрешительной документации, каких документов и так далее. Я встречал такие случаи, когда под вывеской «проектная декларация»… Вот есть проектная декларация - всё, потребитель успокоился. Есть проектная декларация, что ещё нужно? Я захожу в эту, так называемую проектную декларацию, и вижу там всё, что угодно, вплоть до грамоты почётной за победу в волейбольном турнире, какие-то ветхозаветные грамоты, благодарственные письма, но неискушенный гражданин не очень разбирается в том, что на самом деле… Он видит грамота почётная и говорит: «О, серьёзная компания». Он видит вывеску «проектная декларация», говорит: «Что ещё надо? Всё, компания разместила эту проектную декларацию». Вот такие случаи, по аналогии со строительной отраслью, встречались именно в сфере ЖКХ, в сфере деятельности управляющих организаций?
Ирина Гринченко
- В основном, у нас управляющие компании наградами не балуют, поэтому очень мало, конечно, такого, но попадается, конечно. На самом деле, это не тот момент, на который там… Другое дело, что под видом информации, которая положена, бывает информация скомкана, как я сказала, в виде какого-то листочка, но формально вроде как раздел заполнен. Чем заполнен? Можно ли в нём разобраться, нельзя ли? Это уже никого не волнует. Тут уже ответственность того человека, который проверяет. Но, я вот говорю, сколько я работаю, я что-то не видела никогда серьёзных проверок по этому вопросу.
Дмитрий Чариков
- А кто должен проверять управляющие компании?
Ирина Гринченко
- В первую очередь ГЖИ.
Дмитрий Чариков
- ГЖИ, хорошо. СРО - саморегулирующая организация, она какую в этом может функцию выполнять, как регулятор?
Ирина Гринченко
- Мы на себя больше берём функцию обучающую: если что-то не получается по какой-то причине опубликовать…. То есть сайты, всё это тоже влечёт за собой некий денежный расход, который тоже от жителей. Бывают небольшие, маленькие компании, которым что-то трудно. Кстати, это постановление разрешает публиковать и на сайтах местного самоуправления, на официальных сайтах их информацию, их отчётную деятельность. То есть не препятствует ничему. Но в муниципалитетах тоже очень мало встречается, чтобы они чью-то информацию публиковали, хотя бывает. Какие проблемы возникают с опубликованием? Мы, как профессиональная площадка, мы просто рассматриваем вопросы, как оказать помощь, чтобы этого нарушения в работе управляющей организации просто не было, чтобы не было к ним таких вопросов. Потому что, конечно, когда идёт раскрытие информации на правительственном уровне, на сайте «Реформа ЖКХ», конечно, упор делается, там открываешь свой дом и видишь: квадратные метры, ага, вот столько квадратных метров, тогда-то у него был капитальный ремонт, если он там вообще был. Но, в основном… Я в доме, в котором живу, открывала: там всё не заполнено, не заполнено, не заполнено, везде прочерки, прочерки, прочерки. Кроме этажности и квадратуры дома, я собственно, как житель, у своего дома ничего не увидела.
Дмитрий Чариков
- Хорошо. Во-первых, нужно разобраться всё-таки, где эту информацию искать и потом уже говорить о том, что там должно быть представлено. Так вот, информация, подлежащая раскрытию управляющей компанией, должна быть размещена на стендах, стойках, в первую очередь, в помещении самой управляющей организации. Это естественно - человек пришёл, увидел эти все стенды, всё прочитал, всё изучил и, если что-то непонятно, задал вопросы. Должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени - это, наверное, само собой разумеющееся, потому что, мне кажется, не у всех, действительно, управляющих компаний есть свой сайт.
Ирина Гринченко
- Он должен быть, это обязательно.
Дмитрий Чариков
- А, это обязательное условие?
Ирина Гринченко
- Конечно, оно является самым основным. Потому что человек, который ищет какую-то информацию про свою управляющую компанию, он первым делом, что в интернете делает? Он набирает её название. И, конечно, если организация работает, достойно хочет исполнять свои обязательства, она, естественно, создаёт свой сайт, обязательно чтобы контакты были. Это уже сегодняшнее время и это требование совершенно нормальное. Это просто уважение к самому себе.
Дмитрий Чариков
- Это одна из формул, в общем-то, достаточно такой действенной обратной связи. То есть не все люди могут позволить прийти в офис управляющей компании…
Ирина Гринченко
- Да ещё и офис может… это, смотря, сколько компаний. Допустим, опять же, возвращаясь лично к себе, моя компания обслуживает, если я не ошибаюсь, 169 домов.
Дмитрий Чариков
- Это очень много.
Ирина Гринченко
- Это много, но они пятиэтажные…
Дмитрий Чариков
- Но, тем не менее…
Ирина Гринченко
- Но, тем не менее, разместить в своём офисе по требованию этого постановления на каждый дом - это, конечно, большие нужно объёмы.
Дмитрий Чариков
- Управляющая компания такого масштаба должна же ещё иметь помещение для хранения инвентаря, оборудования?
Ирина Гринченко
- Это естественно, конечно.
Дмитрий Чариков
- Я правильно понимаю, что если у такой компании нет сайта - это, наверное, какое-то лукавство. То есть, дело уже не в деньгах.
Ирина Гринченко
- Обычно, сайты есть у всех. Я не встречала управляющие компании, у которых нет сайтов. Вопрос в том, что на них раскрывается всё, кроме финансовой деятельности. Самое большее там затрагивается - это платные услуги: вот такие платные услуги столько стоят. Всё. Там, где пытаются что-то опубликовать, быстро потом начинаются вопросы и… Кстати, самое интересное, что по какой-то причине за 2014 год была самая плохая отчётность. То есть за 2013 год управляющие компании очень старались исполнить свои обязанности по выполнению этого пункта, то есть можно было найти хоть в каком-то виде информацию. За 2014… То ли все так были заняты этим лицензированием, то ли никто не знал, продолжит он эту деятельность и надо ли вообще. Вот за 2014 год - это вообще провал, провал. Я была удивлена, посмотрев сайты многих управляющих компаний, что такая плохая отчётность за 2014 год. Они должны были отчитаться в первый квартал 2015, но…
Дмитрий Чариков
- Хорошо, если гора не идёт, как говорят, к Магомеду… Представим такую ситуацию: вот я житель, меня интересует какой-то вопрос, я никак не могу найти ответ на этот вопрос и я, собственно, как в этом постановлении мне и предписано, путём письменного запроса либо запроса в электронном виде отправляю свой вопрос в управляющую компанию. Как быстро управляющая компания мне обязана дать ответ?
Ирина Гринченко
- В течение 20 дней. Но дело в том, что они дадут ответ, они не будут скрывать это. Когда им надо общаться один на один с жителем, они, как правило, что-то раскрывают и что-то показывают, сколько могут, во всяком случае.
Дмитрий Чариков
- Я более хочу сказать. Вот 18 пункт этого постановления гласит о следующем: «Информация на основании запроса в электронном виде предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение двух рабочих дней». То есть, в течение двух рабочих дней управляющая компания должна ответить на вопрос. То есть задавать эти вопросы в электронном виде гораздо выгоднее, потому что быстрее будет получен ответ, чем в письменном виде.
Ирина Гринченко
- Да, но нет уверенности, что ваше письмо туда попадёт, потому что…
Дмитрий Чариков
- Почта - она всё, в общем-то… Если я отправляю в управляющую компанию, у меня есть доказательство того, что я этот вопрос отправил, как минимум. Значит, если я его отправил, и я не получил ответа, то это может быть основанием для обращения в «Жилинспекцию» с заявлением либо с жалобой той самой, за которую управляющую компанию могут наказать, оштрафовать?
Ирина Гринченко
- Любой момент может быть причиной обращения. У нас, с чем только не обращаются. И это тоже, конечно. Другое дело, как человек может доказать, что он использовал ту почту, которую надо, не изменили ли они её в процессе смены руководства, потому что такое тоже происходит: директор уходит и по какой-то причине почтовый ящик меняют. Это тоже есть такая практика. Это, конечно, не в таких серьёзных компаниях. Конечно, есть компании, которые, действительно, серьёзные: у них и сайты, сразу видно, денег не жалеют на то, чтобы их наполнять и своим пиаром, и своими…
Дмитрий Чариков
- Значит, если вы имеете в виду такие вот несерьёзные управляющие компании, гнать их в шею, в конце концов!
Ирина Гринченко
- Они не совсем не несерьёзные, они немножечко, как вам сказать… Ладно, прямым текстом скажу: обычно это наследие РЭП, ЖЭК, ДЕЗ и прочих, прочих.
Дмитрий Чариков
- И гнать их в шею, вот это наследие туда, откуда они пришли! Дело в том, что управляющую компанию выбирают собственники. Собственники - не мазохисты. Если они задают вопросы, а управляющие компании игнорируют, не отвечают, я хочу задать вопрос: а зачем она тогда нужна? Или нет конкуренции в этой сфере?
Ирина Гринченко
- Нет, мы не говорим о том, что они не отвечают на вопросы. Они отвечают на вопросы, на самом деле. Они отвечают, и они общаются, потому что они достаточно близки к народу, они с ними уже, не знаю, сколько лет прожили и обслуживали их ещё, начиная с советских времён. Другое дело, что этот формат они не могут осилить, потому что они ещё живут какими-то там вчерашними категориями. Поэтому говорить о том, что «давайте их гнать, рвать, это самое…» - это непродуктивно.
Дмитрий Чариков
- Давайте их начнём уговаривать: «Ну, девочка, ещё чуть-чуть, ещё за маму, за папу. Я задал вопрос, потом этот вопрос ещё раз задал, ещё раз задал. Ответьте, пожалуйста». Ведь дело в том, что управляющая компания стоит на страже интересов собственников. И у нас какая-то вот эта ментальность, заискивание перед той компанией, которую мы же, собственники, собственно, и наняли.
Ирина Гринченко
- Вот здесь, понимаете, мы можем перейти к следующему вопросу нашего обсуждения. Житель по закону тоже обязан ежегодно провести собрание в своём доме. Обязан! Это его обязанность, жителей, собственников провести собрание.
Дмитрий Чариков
- И что на этом собрании?
Ирина Гринченко
- Утвердить тариф на содержание и ремонт, размер оплаты, поставить какую-то оценку своей управляющей компании, управляющая компания отчитаться должна. Мы эту обязанность, как жители, исполняем? Нет.
Дмитрий Чариков
- Не знаю, не знаю.
Ирина Гринченко
- Да нет, мы её не исполняем, и плевать мы на это хотели, на то, что это по закону считается нашей обязанностью.
Дмитрий Чариков
- Может быть, они… Вот, кстати, хорошее замечание. Дело в том, что действительно. Но здесь, может быть, причина кроется в том, что жители порой сами не в курсе о своих правах и, в том числе, об обязанностях.
Ирина Гринченко
- О правах жители наши знают уже больше, чем кто-либо, потому что, опять же, возвращаюсь, что сейчас идёт, на мой личный взгляд, очень большой перекос в сторону правового обучения жителей.
Дмитрий Чариков
- Это плохо?
Ирина Гринченко
- Это не плохо, но когда к этому не добавляют экономический блок…. То есть, понимаете, человек должен понимать и экономику какую-то предприятия. Он знает права свои, он очень хорошо их знает, но он должен знать и что он должен требовать. Почему вот это стоит столько, что это стоит не копейку, что если его организация, допустим, имеет больше пятидесяти человек сотрудников, она уже должна потратиться и на охрану труда, она должна потратиться на этот сайт. То есть, понимаете, как? А вот это - оно как-то не… Потому что все говорят, допустим, я когда встречалась с жителями, они мне говорят: «В моём доме никогда ничего не делалось!» Я говорю: «Позвольте, пять лет назад вам ремонтировали кровлю». - «А, да, действительно, было, было».
Дмитрий Чариков
- Что-то припоминаю…
Ирина Гринченко
- Да! «Тёть Зин, было же?». - «Да, да, ходили». И это как-то у них раз, и всё. Они видят только подъезд и двери, почтовые ящики.
Дмитрий Чариков
- Может быть, есть смысл тогда размещать именно эту информацию: о том, что сделано?
Ирина Гринченко
- Так если бы это размещалось, понимаете, и вопросов этих не было бы, потому что та же сезонная подготовка дома, она же влечёт за собой некие работы технические и по обслуживанию коммуникаций инженерных дома, и по всему. Житель об этом вообще не помнит, он вообще не думает, что есть какая-то ещё работа, кроме мытья полов. И самое страшное, что в эту игру с ними стали играть. То есть, они говорят: «Мы хотим раскрыть информацию». Им говорят «Ай-яй-яй, давайте, повесьте жителям, сколько должны раз мыть полы у вас уборщицы». Им график, бум-с, вывешивают.
Дмитрий Чариков
- Но это же неплохо.
Ирина Гринченко
- Неплохо, конечно. Но жители не хотят эту информацию, они хотят: «Где мои деньги?».
Дмитрий Чариков
- И деньги, в том числе. Хорошо. Бытует мнение, что определённое количество, какой-то процент (3-4-5), на свете есть люди с заболеванием таким, как шизофрения. Это данность. И вот среди определённой группы людей, скажем, сто человек, всегда найдётся какой-то процент, опять-таки три, пять или десять склочников, сутяжников и так далее. Есть какие-то методы борьбы с данной категорией? Мне кажется, эта категория жителей, собственников, она всегда недовольна своей управляющей компанией, хоть она будет золотой.
Ирина Гринченко
- Нет, как раз эти очень быстро переходят на сторону управляющей компании. Они как раз с ними быстрее договариваются.
Дмитрий Чариков
- Почему?
Ирина Гринченко
- Не знаю. Но, на самом деле, такие товарищи, которые с признаками слегка психических расстройств, их быстро начинают: «Пойдем – покажем, пойдём – расскажем». Они находят человека в компании какого-нибудь, как доктора, и всегда: «Заходите, всегда рады!»
Дмитрий Чариков
- А что делать с такими жителями, которые, знаешь: «У меня из розетки лучами… А получает управляющая компания, разберитесь, пожалуйста». Что с этими жителями делать, ведь это тоже собственники жилья?
Ирина Гринченко
- Разговаривать! С ними надо разговаривать. Вообще, в любом случае, всегда надо разговаривать. Когда закрывается дверь и говорится в окошко: «Иди отсюда!», - всё, дальше начинаются письма во все инстанции от Президента до Папы Римского. Поэтому с людьми надо разговаривать - это обязательное требование…
Дмитрий Чариков
- Это обязательно, действительно. Когда люди не получают ответы на свои вопросы, они или начинают их придумывать, либо начинают озлобляться. Это естественно, в общем-то. Поэтому вопросы без ответов не должны оставаться. И смысл этого постановления – это как раз, чтобы люди могли получить все ответы.
Ирина Гринченко
- Да, совершенно верно. Но они не получают. Почему?
Дмитрий Чариков
- Почему?
Ирина Гринченко
- И вот здесь мы подходим: почему управляющая компания не может раскрыть информацию о своих затратах?
Дмитрий Чариков
- Хорошо, хорошо.
Ирина Гринченко
- Там ответ лежит ведь на поверхности: очевидно, там есть затраты, которые жителям…
Дмитрий Чариков
- Украли.
Ирина Гринченко
- Нет, какие украли?! Смотрите, ГЖИ… Я ещё в бытность, когда не работала в СРО, я часто задавала вопрос Государственной жилищной инспекции: «Вы приехали и оштрафовали компанию». Мою компанию два года назад оштрафовали на три миллиона за содержание подъездов. Три миллиона! Для неё это большая сумма. Вопрос: «А на какие деньги они должны отремонтировать подъезды? Они опять должны с меня взять их?» И когда я задавала этот вопрос, Госжилинспекция отвечала: «Это оштрафовали из денег управляющих компаний. Это их деньги.» Я говорю: «Какие их деньги? У них нет своих денег!»
Дмитрий Чариков
- У них не может быть своих денег.
Ирина Гринченко
- У них не может своих, у них только…
Дмитрий Чариков
- У них деньги жителей.
Ирина Гринченко
- Да, это мои деньги, я отдала на ремонт подъезда, а они его не отремонтировали, вы приехали, забрали эти деньги.
Дмитрий Чариков
- А ремонтировать не на что.
Ирина Гринченко
- Обязали их отремонтировать, а они в результате с меня ещё раз взяли эти деньги, чтобы отремонтировать.
Дмитрий Чариков
- Я правильно понимаю, если жители написали коллективную такую кляузу либо жалобу: «Оштрафовать эту управляющую компанию»…
Ирина Гринченко
- Нет, штрафуют без коллективного…
Дмитрий Чариков
- Предположим. То есть, оштрафована управляющая компания, а жители даже не подозревают, что управляющая компания заплатила деньгами, в общем-то, жителей, собственников. Хорошо. Уважаемые радиослушатели, напоминаю, что сегодня на радио «МедиаМетрикс» в программе «Жилищно-коммунальное хозяйство» Ирина Гринченко – заместитель генерального директора СРО НП «Управляющих организаций Московской области». Я хочу сообщить, что мы прервёмся сейчас на короткую музыкальную паузу, но, тем не менее, оставайтесь вместе с нами, мы продолжим наш разговор через несколько минут.
(музыкальная пауза)
Дмитрий Чариков
- Итак, уважаемые радиослушатели, на радио «МедиаМетрикс» программа «Жилищно-коммунальное хозяйство» и я, её ведущий, Дмитрий Чариков продолжаю беседовать с Ириной Гринченко - заместителем генерального директора СРО НП «Управляющих организаций Московской области». НП – это некоммерческое партнерство. Напоминаю, что речь сегодня идёт о постановлении Правительства Российской Федерации о «Стандартах раскрытия информации в сфере управления многоквартирными домами». То есть, раскрытие информации управляющими компаниями, которые обслуживают нашу недвижимость и, собственно, те управляющие компании, которые собирают все тумаки, тычки, собственно, и все…
Ирина Гринченко
- Да, сейчас об этом тоже давайте поговорим.
Дмитрий Чариков
- Да-да-да. Я вообще не знаю тех жителей, которые были бы довольны работой своих управляющих компаний.
Ирина Гринченко
- Я знаю.
Дмитрий Чариков
- Есть такие?
Ирина Гринченко
- Есть.
Дмитрий Чариков
- Вот удивительно.
Ирина Гринченко
- Есть такие. Вот смотрите даже, я сразу не говорю за всю Россию, а поскольку мы живём в Московской области, а я живу в Одинцовском районе, у нас там развивается такая интересная ситуация вокруг «СЭУ Трансинжстрой», где жители просто встали на защиту своей управляющей компании.
Дмитрий Чариков
- Такое бывает?
Ирина Гринченко
- Да, такое бывает. Судебные заседания проходили. В общем, «СЭУ» судилось и с Администрацией Одинцовского района, и с Жилинспекциями.
Дмитрий Чариков
- То есть, истец – Администрация?
Ирина Гринченко
- Они по очереди друг на дружку подавали, жители приходили все на собрания (сколько там у них, если я не ошибаюсь, 162 дома), председатели советов домов, члены советов домов - это очень серьёзное действо было по защите управляющей компании. Потому что произошёл, наверное, какой-то беспрецедентный случай - компания в декабре 2014 года занимала 22 место в рейтинге управляющих компаний Московской области из 786, по-моему, а в апреле она не получила лицензию и стала не соответствовать.
Дмитрий Чариков
- А основания?
Ирина Гринченко
- Основания как раз не раскрытие стандарта, не та информация. Там, на самом деле, по закону очень мало причин не дать лицензии.
Дмитрий Чариков
- Да, в, общем-то, этих требований не так уж и много.
Ирина Гринченко
- Да. Но, тем не менее, у нас почему-то в Московской области получилось так, что очень много совершенно компаний, которые занимали неплохие рейтинговые места в предыдущие годы, вдруг оказались без лицензий. И сейчас такая некрасивая ситуация развивается, она развивается не только в Одинцовском районе, она идёт и в Щёлковском районе, насколько я знаю, и в других. И это, конечно… И там жители встали на защиту своих управляющих организаций, потому что их собрания не принимают… Сейчас, опять же, мне кажется, вообще какая-то странная вещь…
Дмитрий Чариков
- А основанием, вот это формальное, так сказать…
Ирина Гринченко
- Формально…
Дмитрий Чариков
- Вот именно несоответствие стандартам?
Ирина Гринченко
- Раскрытие, да.
Дмитрий Чариков
- Напоминаю для наших радиослушателей, что организация, осуществляющая деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключённых в соответствии со статьёй 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить информацию в соответствии с утверждённым стандартом. И вот то, что вы сегодня говорите, - это... Кстати, а такая версия: нет ли в этом какой-то, скажем так, руки чиновников.
Ирина Гринченко
- Коррупционная, волосатая.
Дмитрий Чариков
- Да, волосатая такая, коррупционная рука чиновничья, которые, в общем-то, насаждают жителям свои какие-то аффилированные управляющие компании. Нет такого подозрения?
Ирина Гринченко
- Как бы так хитро сказать: «Что вы, что вы! Не может такого быть!» Но, на самом деле, конечно, во многих это очень сильно видно. Потому что уже дали заключение и наш Фонд «Институт города», с которым сотрудничает наше СРО, своё заключение о муниципальных преференциях и решениях КЧС, по которым назначены были временные управляющие организации, с которыми жители не имели ни договоров, которые не имели ни с ресурсными… Да и эти организации, получив от муниципалитетов преференции на дома, они получились тоже заложниками ситуаций, когда они были просто не в состоянии обслуживать этот фонд. Это же не просто «на тебе, Дмитрий, ручку». Там же это жилой фонд, и для того, чтобы его обслуживать, нужна дополнительная рабочая сила. Соответственно, это что пошло? Это пошли подрядные организации.
Дмитрий Чариков
- Но и подрядные организации могут быть аффилированные.
Ирина Гринченко
- А они уже по этому постановлению не работают. То есть, они уже не раскрывают. Дальше – больше пошло. Дальше пошло, значит, у нас управляющие организации являются поставщиком коммунальных услуг для жителей и могут нанимать себе расчётно-кассовый центр. А у нас в Московской области что произошло? Всех начали, наоборот… Все должны зайти в «МосОблЕИРЦ» без всякой альтернативы, и даже те компании, у которых хорошие расчётно-кассовые центры (это я говорю о сильных компаниях).
Дмитрий Чариков
- А где в этом случае ФАС?
Ирина Гринченко
- А ФАС, насколько я знаю, уже административное дело против Министерства ЖКХ возбудил.
Дмитрий Чариков
- Ага, уже есть такое.
Ирина Гринченко
- Но, дело в том, что, так скажем, собака лает, а караван всё равно идёт. То есть, ничего не меняется - всё равно продолжается эта деятельность, она не останавливается. Естественно, жители поддерживают свои управляющие организации в этом вопросе. Но сейчас ещё самое интересное: у нас сейчас в Одинцовском районе 137 судебных разбирательств ГЖИ против жителей. Это вообще! То есть, такого…
Дмитрий Чариков
- То есть, ГЖИ («Госжилинспекция»), которая должна защищать жителей, она, собственно, подала иск против жителей. Отлично.
Ирина Гринченко
- Да, против председателей советов домов за то, что они провели собрания и выбрали компанию.
Дмитрий Чариков
- А, может быть, там другая компания должна была бы быть?
Ирина Гринченко
- Наверное, должна была бы быть, но, тем не менее, это, конечно, беспрецедентно, когда орган, который должен защищать жителей, начинает разбираться с жителями. Как бы они эти протоколы не составили, какие бы они ошибки не сделали, - они жители, они имеют право, собственники, делать со своим домом всё, что захотят, вплоть до того, что проголосовать, что протокол будет вот такой, и он имеет право быть таким. А судиться за отмену решений – это вообще бесперспективное занятие. Тем не менее, у нас жилищная инспекция решила, что сейчас, в момент наступления отопительного периода, наверное, это очень важная сейчас задача. Но, я говорю, что мы не будем ссориться, потому что мы являемся посредником, мы стараемся все эти вопросы как-то урегулировать в правовом поле и не допускать до какого-то серьёзного социального взрыва. Хотя не всегда нас слышат и не всегда понимают наши действия. Но мы начинаем защищать наших партнёров на площадке, потому что мы защищаем, в конечном итоге, самих же жителей, потому что им выбирать, это их право. Это их право – иметь ту компанию, которая им нравится.
Дмитрий Чариков
- Я так чувствую, что у чиновников сейчас появилась новая забава - ЖКХ и деятельность организаций, обслуживающих недвижимость. И им, чиновникам, уже не до долевого строительства с его обманутыми то ли дольщиками, то ли пайщиками, то ли вообще не пойми с кем - вот сфера ЖКХ. Хорошо, тогда я задам вот такой вопрос: а из-за чего идёт эта драчка, собственного говоря? Что там, в ЖКХ, огромные суммы? Потому что я задавал вопрос одному из гостей тоже программы, он сказал: «Да нет, что там, какие суммы? На честном слове, на одном крыле живём».
Ирина Гринченко
- Когда-то, знаете, наверное, лет шесть назад, мне тоже с телепередачи задали вопрос: «А за что у вас здесь дерутся?» Это был момент референдума.
Дмитрий Чариков
- За идею.
Ирина Гринченко
- Да, я так и ответила. Конечно же, за идею.
Дмитрий Чариков
- Я всегда…
Ирина Гринченко
- Конечно же, деньги. Дмитрий, давайте говорить честно, мы же взрослые люди. Конечно же, деньги! И деньги это большие, причём, деньги эти постоянные.
Дмитрий Чариков
- Всё-таки большие деньги?
Ирина Гринченко
- Почему они большие? - Потому что человек, он себе лишнюю булку не купит, наш пенсионер, а пойдёт и оплатит. Потому что лишиться жилья нашим людям – это потерять в жизни всё. Наверное, ни в одной стране мира нет такого количества приватизированного жилья, потому что наш человек страшно боится лишиться своего жилища, и он отдаст последнюю копейку, но чтобы быть уверенным, что его не выгонят на улицу, что он не станет… Это какой-то такой менталитет, который, может быть, чисто наш, но, тем не менее, за него держатся и каждый месяц… Но даже сейчас люди, когда идёт борьба этих управляющих компаний (временных, аффилированных, не аффилированных), жители постоянно обращаются с вопросом: «Кому платить?».
Дмитрий Чариков
- Кстати.
Ирина Гринченко
- Им отвечают, даже чиновники отвечают прямо с экранов: «Никому пока не платите, подождите!».
Дмитрий Чариков
- Хороший ответ!
Ирина Гринченко
- «Пока мы тут разберёмся, вы никому не платите». Ресурсники их не интересуют, хотя все говорят: «О-о, такие долги за газ, за электроэнергию». – «Нет, подождите, мы сейчас разберёмся, а потом вы…» А человек не может накопить.
Дмитрий Чариков
- По-моему, называлась цифра три миллиарда задолженность сейчас по платежам. Нет? Какая-то огромная такая сумма.
Ирина Гринченко
- Я знаю, что где-то летом только перед газом была шестнадцать или пятнадцать миллиардов.
Дмитрий Чариков
- Вот так?
Ирина Гринченко
- Да. То есть, сумма огромная сейчас долгов, и она растёт. Мне кажется, то, что говорят, что она сейчас уменьшается - это лукавство, потому что просто произошло повышение тарифов, и за счёт повышения…
Дмитрий Чариков
- Это как обманутые дольщики. Количество обманутых дольщиков сокращается, вроде бы, звучат фанфары, а на самом деле количество пострадавших участников строительства только увеличивается и прибывает, кстати.
Ирина Гринченко
- Я эту тему не думала.
Дмитрий Чариков
- Здесь очень похожие какие-то аналогии.
Ирина Гринченко
- Потому что здесь сейчас, на самом деле, вроде как всё просто в ЖКХ, но в том числе и очень сложно. Почему? Потому что, когда развели на территории эту борьбу, войну, что выяснилось? Что к лицензированию оказались неготовыми в первую очередь сами управляющие компании - они не ожидали, что так можно: можно «Славянке» вручить лицензию, а у «СЭУ Трансинжстрой» забрать лицензию, не дать, отказать. То есть, одна компания - притча во языцех, про неё только ленивый ничего не сказал, а здесь вот так. То есть, сами они оказались неготовыми. Второе – оказались неготовыми муниципалитеты, потому что они тоже не ожидали, что у них эти компании окажутся без лицензии. А ведь что дальше следовало? Дальше следовало, что муниципалитет должен был собрать жителей, объявить им о том, что их компания осталась без лицензии, провести собрание самим же и предложить им компанию, которая уже имела лицензию на этот момент, а дело в том, что до 30 апреля мало кто вообще имел эти лицензии. И дальше пошло уже следующее действо: собрание не провели. Пока раздумывали, а тут временная компания. Временным никто платить не хочет. «Это я временно заплачу, а потом где я свои деньги найду? У меня договор, у меня там всё» - так житель рассудил. Это нормально, житель всегда так рассуждает. Дальше что произошло? Дальше наше всё - открытые конкурсы по выбору управляющей компании. Вот здесь у нас, я не знаю, ФАС домой уходит ночевать или они с утра до ночи разбирают эти конкурсы? Потому что прошло уже май, июнь, июль, август, уже сентябрь, а во многих муниципалитетах конкурсы так и не прошли. Где-то приостановлены, где-то отменены, где-то… А житель временным платить не хочет.
Дмитрий Чариков
- Я более того хочу сказать, что…
Ирина Гринченко
- Откуда же долг будет сокращаться?
Дмитрий Чариков
- Что по многим… не по многим, по некоторым домам те управляющие компании, которые обслуживали, собственно, эту недвижимость, они не прошли лицензирование и жители задаются вопросом, собственно говоря: «Кому мы платим, куда деньги идут?» Куда, действительно? Меня, например, интересует: на какой счёт, за что? Если нет управляющей компании, кому платить?
Ирина Гринченко
- Нет, управляющие компании… У нас нет домов, которыми никто не управляет. Все 100% дома, не брошен ни один.
Дмитрий Чариков
- То есть 100% управляющих компаний прошло лицензирование?
Ирина Гринченко
- Нет, нет. Временные управляющие компании… Ведь что произошло? Вот ДЕЗ, РЭП, ЖЭК с получившей лицензией, ему сказали: «Вот дома компании, которая не получила лицензию». Он что делает? Он нанимает ту же самую компанию, и она же работает там же, эта компания без лицензии, на подряде. Она же там находится.
Дмитрий Чариков
- То есть брошенным дом не остаётся.
Ирина Гринченко
- Нет.
Дмитрий Чариков
- Это из области страшилок.
Ирина Гринченко
- Да, из области страшилок. Другое дело что, когда переходит в область финансов, оплаты, юридическую область, - вот здесь возникают вопросы. Житель хочет платить тому, у кого с ним договор. И вот здесь, когда лицензия вступает в противоречие с договорными отношениями, у нас получается, что? У нас получается коллапс, потому что житель говорит: «Я что-то не хочу. Мало того, что я не хочу, я не хочу этому «МосОблЕИРЦ» платить, я боюсь, потому что чего он там будет расщеплять?» Как говорят? «А он ничего не может расщепить, потому что поставщик коммунальной услуги - управляющая компания по Жилищному кодексу. Пока ничего другого нет, если способ управления выбран в виде компании непосредственной».
Дмитрий Чариков
- Рождаются так анекдоты, действительно: в офисе управляющей компании сейф, туда сотрудник заглядывает и говорит: «А где деньги? здесь лежали» - «Их вчера расщепили».
Ирина Гринченко
- Да, да.
Дмитрий Чариков
- Ладно, хорошо, Ирина, давайте перечислим всех фигурантов этого увлекательного действа, которое называется «ЖКХ - Управление многоквартирными домами». Итак, первое – это собственники. С ними всё понятно - это все мы с вами, это те люди, которые проживают в своих квартирах. Дальше, - управляющая компания, то есть компания, обслуживающая недвижимость. Вторые. Третьи - «Госжилинспекция». Это та организация, которая выдаёт лицензии и, вообще, карает неверных.
Ирина Гринченко
- Нет, я бы сказала, что ближе всё-таки к этому рынку третьему – это муниципалитет, это органы местного самоуправления.
Дмитрий Чариков
- Хорошо. А чем они занимаются?
Ирина Гринченко
- У них же тоже есть муниципальный жилищный контроль в соответствии с законодательством, и у них, кстати, у органов местного самоуправления, мне кажется, самая тяжёлая вообще ситуация, потому что их функции очень плохо прописаны. Вот сейчас внесли изменения, как может проводиться собрание собственников. Это муниципалитету легко там, где есть муниципальный жилой фонд, жилищный фонд. Там, где нет - в новостройках, нет муниципального жилищного фонда, но их обязывают всё равно провести там собрания по выбору советов домов, по определению фонда капремонта, счёта. А они даже разобраться с этим… Но их опять сейчас забыли, органы местного самоуправления, внести в число инициаторов собрания на домах. То есть, они постоянно где-то про них забывают, а потом вспоминают: «Кто же это можно сделать? Кто же это может сделать? А где этот голова этого поселения? Давай, пускай он сделает. А, у него там некому работать? Давайте сделаем ему, чтобы он ввёл в штат муниципальных этих жилищных инспекторов тоже. Ага! Идёт сокращение администрации… Давай-ка пускай он их возьмёт, но пускай они будут не муниципальными жилищными инспекторам, а у него же - жилищными инспекторами по муниципальному жилищному контролю…» И вот этот бред, весь бред сейчас происходит в органах местного самоуправления. Там люди вообще не понимают, как работать без полномочий, без всего. Но, тем не менее, на них напирают, требуют. И даже эти конкурсы провести - это же очень нелёгкая задача рассчитать. Там тоже должен же быть расчёт финансовый, а в органах местного самоуправления не всегда есть даже подготовленные специализированные кадры, чтобы осуществить эту работу. Почему это сейчас все в ФАС, почему это всё застряло таким образом? Потому что режутся на самых глупых вообще вопросах просто. То есть, тот же договор управления - они даже не знают, как договор управления заключить. Там нет…
Дмитрий Чариков
- Хорошо. Идём дальше. «ЖКХ Контроль» - тоже есть такой институт, соответственно. Идём дальше. Это уже сколько, пять? Шестой – это СРО.
Ирина Гринченко
- Да.
Дмитрий Чариков
- Что там ещё у нас есть, помимо шести этих участников?
Ирина Гринченко
- Нет, подождите.
Дмитрий Чариков
- Я просто пытаюсь…
Ирина Гринченко
- Я чего-то не поняла. Ресурсоснабжающие организации там были в этом списке?
Дмитрий Чариков
- Не было. Вот ресурсоснабжающие организации – семь. Что там ещё есть?
Ирина Гринченко
- Это не семь. Это два, три, четыре и пять, а остальных всех можно отодвигать.
Дмитрий Чариков
- Хорошо. Что там ещё есть? Общественные, естественно, организации, существующие на сегодняшний день - это ассоциации, в том числе, которые также ведут деятельность и отстаивают интересы то одной, то третьей, четвертой, пятой стороны участников. То есть получается такое нагромождение фигурантов, назовём их так. Вот я, как простой житель.. почти простой, потому что я веду эту программу «Жилищно-коммунальное хозяйство», и чем я её больше веду, тем у меня в голове больше каша, на самом деле.
Ирина Гринченко
- Если бы вы знали, сколько законов, подзаконных актов, актиков, нормативных актиков, постановлений, положений, у вас голова была бы ещё больше каши.
Дмитрий Чариков
- Просто чугунной! И у меня тогда возникает вопрос: всё-таки, может быть, начать (естественное такое желание) именно с информации, с информированности населения? Потому что население если не получит на свои вопросы ответы, оно, население, встаёт в позу: «Нет! Не будем платить!». Действительно.
Ирина Гринченко
- Правильно, как говорил один мой знакомый, прямо жителям так говорил: «У вас есть право голосовать рублём».
Дмитрий Чариков
- Совершенно верно. И, в общем-то, это законное право любого гражданина, в том числе, собственника, потребовать эту самую информацию. Почему он не может потребовать эту информацию?
Ирина Гринченко
- Может он всё потребовать.
Дмитрий Чариков
- Сказать: «Вы меня запутали вообще, вот с ног до головы опутали какими-то названиями важными. Я ничего не понимаю. Куда я плачу деньги? За что? Объясните мне, пожалуйста, за что я отчисляю деньги на капремонт зданий, тех домов, в которых я живу, на тот самый капремонт, который случится через тридцать лет? Вот это мне ещё объясните».
Ирина Гринченко
- Вот это большая ошибка. У нас чуть-чуть уже времени осталось, но я скажу, что это огромная ошибка – называть дату ремонта дома, потому что совершенно не факт то, что этому дому потребуется капитальный ремонт через тридцать лет. Может быть, ему потребуется ремонт кровли уже через год.
Дмитрий Чариков
- Через год, через два, да. И эта информация тоже…
Ирина Гринченко
- Это сбивает с толку, когда человек заглядывает и говорит… Там, где я раньше работала, у нас была неплохая собираемость (несмотря на то, что три микрорайона новостроек), потому что была организована правильно работа, и жителям правильно объяснялось: «не факт, что ваш дом будет ремонтироваться через 30 лет, у вас сейчас уже трещина на нём».
Дмитрий Чариков
- Что ж, уважаемые радиослушатели! Любая информация имеет свою цену. Есть некоторые сведения, которые нельзя купить даже за деньги и большие деньги. Есть люди, которые растрачивают всю свою жизнь, пытаясь получить только малую толику такой информации. А сегодня вместе с нами была Ирина Гринченко – заместитель генерального директора СРО НП «Управляющих организаций Московской области». И говорили мы о стандартах раскрытия информации. Спасибо вам, Ирина, за ваше участие в программе. А на сегодня всё! И помните, господа, информация правит миром. До новых встреч и всего вам доброго!