{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Татьяна Абросимова 08 сентября 2015г.
Развитие детского таланта
Как сделать из ребенка звезду?

Инга Легасова

- Здравствуйте, дорогие друзья, товарищи, милые дамы и уважаемые господа! С вами сегодня снова «Союз женских сил» с Ингой Легасовой и наш «Разговор на троих», который сегодня мы проведем с многодетными родителями. Олег Автайкин у нас в студии. И Татьяна Абросимова у нас в студии, которая работает под псевдонимом Татьяна Пархоменко, о чем мы отдельно поговорим. Здравствуйте, друзья!

Татьяна Абросимова

- Добрый вечер!

Олег Автайкин

- Добрый вечер!

Инга Легасова

- Начался новый учебный год, естественно, всех нас, родителей, волнует вопрос. Как, где и чему учить наших детей? Как правильно воспитывать? Как образовывать? Как сделать так, чтобы они не были зажаты, чтобы были достаточно свободными, но при этом оставались людьми с высокими моральными, нравственными какими-то представлениями о жизни и понимали, что такое высокие моральные ценности, которые нам внушали наши родители, бабушки, дедушки, за что им огромное спасибо. А я хочу представить вас нашим слушателям. Начнем с мальчика? Или девочки?

Олег Автайкин

- Я готов уступить.

Татьяна Абросимова

- Как приятно!

Инга Легасова

- Начнем с мужчины. Потому что мужчина – это номер один. Во всяком случае, у нас в «Союзе женских сил» такое устойчивое представление существует, то, что первый все-таки идет мужчина, а женщина идет за ним, второй. Олег Автайкин - юрист Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, что уже само по себе интересно. Он папа семерых детей. Замечательная цифра. И первый вопрос у меня, любопытствующей женщины, такой. Собираетесь ли вы продолжать или остановитесь на достигнутом?

Олег Автайкин

- Не знаю. Если Бог даст и родится кто-то еще, будем только рады.

Инга Легасова

- Это принципиальная позиция - радость детям?

Олег Автайкин

- Мы относимся к верующим родителям, поэтому позиция у нас такая, что дети должны быть в семье, их должно быть столько, сколько Бог даст. Как говорят среди людей, многие так говорят, но не все этому следуют. Мы с женой следуем этому принципу.

Инга Легасова

- Вы православные родители?

Олег Автайкин

- Нет, мы евангельские христиане-баптисты.

Инга Легасова

- А вот как, понятно, хорошо.

Олег Автайкин

- Тем не менее, христиане, в принципе, всех конфессий имеют одинаковый подход к деторождению.

Инга Легасова

- Скажите, пожалуйста, решение о том, что в семье должно быть много детей, оно как-то у вас созрело с вашей супругой или это было естественным для вас и для нее решением?

Олег Автайкин

- Нет, это решение нам довольно-таки трудно давалось, потому что я никогда не думал, что я когда-то стану отцом семерых детей. Но сложилось так, что изучая Священное Писание, я пришел к такому выводу, и моя жена тоже, что дети должны быть в нашей семье. И сейчас у нас их семеро, и мы счастливы, в принципе, и мы понимаем, что дети ни в коем случае не являются препятствием для нас или какой-то обузой, а, наоборот, прекрасным дополнением в наших отношениях.

Инга Легасова

- То есть это нечто естественное?

Олег Автайкин

- Да, это нечто естественное. Мы даже не представляем счастья в своей семье без наших детей, если бы их не было.

Инга Легасова

- А сколько вам было лет, Олег, когда такое решение пришло?

Олег Автайкин

- Ну, где-то, наверное, в 27-28.

Инга Легасова

- То есть уже достаточно взрослый человек. А супруге вашей сколько было лет?

Олег Автайкин

- Супруга младше меня на 4 года.

Инга Легасова

- И она одновременно с вами к этому решению пришла или же как?

Олег Автайкин

- Немного позже.

Инга Легасов

- Вы ее убеждали?

Олег Автайкин

- Нет-нет-нет, убеждать заставлять женщину рожать детей - это неправильно.

Инга Легасова

- Как это произошло в вашем случае?

Олег Автайкин

- Она начала изучать этот вопрос самостоятельно.

Инга Легасова

- Вы никак не повлияли?

Олег Автайкин

- Я повлиял таким образом, что я обратил ее внимание на то, что есть такие библейские позиции и принципы, которые я посоветовал ей изучить, она их изучила.

Инга Легасова

- То есть вы посоветовали? Вы – абсолютный глава семьи.

Олег Автайкин

- А вы знаете, но это по обоюдному согласию. Моя жена только рада, что я глава семьи.

Инга Легасова

- Конечно, рада. Я могу ей только позавидовать. Замечательное состояние для женщины, когда есть голова над ней.

Олег Автайкин

- Я тоже так думаю. Когда есть плечи, на которые можно возложить что-то, за которыми можно спрятаться, я тоже считаю, что это вполне правильно и нормально.

Инга Легасова

- Это совершенно нормально, это естественная ситуация, к которой, к сожалению, многие из нас не приходят. И мне жаль людей, которые не приходят к этому, поэтому для меня личный пример. Вы – пример такой очень позитивный. Спасибо вам за этот пример.

Олег Автайкин

- Я еще хотел сказать по поводу нравственного воспитания. Буквально вчера я вернулся из поездки на Донбасс, куда мы отвозили продукты, одежду для нуждающихся людей. И, казалось бы, что там делать отцу семерых детей, который не состоит в каких-то движениях, в каких-то обществах, политических партиях? Просто обычный человек. Казалось бы, что ему там делать, зачем туда ехать?

Инга Легасова

- А что вас туда привело?

Олег Автайкин

- Тем более, будучи ветераном боевых действий, я прекрасно понимал, куда я еду. Привело, в том числе, и воспитание. Дети должны видеть, что в нашей жизни есть еще какие-то ценности, на которые должны обращать внимание, Например, боль других людей, нужда. Что деньги, карьера, материальные ценности – это не самое главное в нашей жизни.

Инга Легасова

- Как участвовали дети в этом процессе помощи детям Донбасса?

Олег Автайкин

- Мы все переживали, мы совместно с нашими друзьями готовили эту помощь. Детей мы активно вовлекали в том плане, что мы им объясняли, для чего это нужно, почему это необходимо и почему родители так поступают. И просто рассказывать об каких-то добрых вещах и самим не являться примером в этом – неправильно. Поэтому хороший пример для детей является необходимым элементом воспитания.

Инга Легасова

- Это правильно. Учить надо только примером, ничего даже не внушая. У нас в «Союзе женских сил» есть специальная программа помощи детям Донбасса! Я вас приглашаю, присоединяйтесь. Мы активно это делаем, активно помогаем. У нас есть проект, который ведет Татьяна Расторгуева в «Союзе женских сил». Это проект опеки. Мы берем в опеку семьи, потерявшие кормильца. И ежемесячно помогаем конкретным семьям. Семья российская может взять любую семью украинскую под опеку и помогать конкретными совершенно вещами, конкретными действиями. Я вас приглашаю и ваших друзей тоже!

Олег Автайкин

- Спасибо за приглашение.

Инга Легасова

- Татьяне очень хочу задать вопрос. У Татьяны не семь детей, а трое.

Татьяна Абросимова

- Трое, да. Два сына и дочь.

Инга Легасова

- Замечательно, поздравляю. Бог троицу любит. Скажите, пожалуйста, для вас решение в семье иметь больше одного ребенка как далось? Было это сложно, было естественно? Лично вы как это решение приняли?

Татьяна Абросимова

- У нас долго не получалось, чтобы иметь хоть одного. И потом долгими молитвами, и хождением к матроне в церкви мы наконец-то получили Богдана. И когда появился Богдан и ему исполнился год, мы поняли, что мы ждем еще ребенка. Пришли на УЗИ, а их там двое. То есть вот так вот мы выпросили.

Инга Легасова

- То есть просить надо?

Татьяна Абросимова

- Конечно. Просящего да услышат. Потому что, если не просишь, значит, тебе не нужно. Очень много таких примеров и случаев, когда люди выпрашивают что-то и своими поступками добрыми доказывают, что ты достойна это иметь.

Инга Легасова

- Я согласна и солидарна полностью. Я хочу представить вам Татьяну Абросимову, дорогие друзья. Мало того, что она мама троих очаровательных детей, она еще композитор, автор песен для детей и взрослых, исполнитель, режиссер, руководитель театра детской песни Татьяны Пархоменко. Пархоменко – это псевдоним Татьяны Абросимовой, под которым она работает в творчестве. Татьяна – главный редактор журнала «Я пою» и редактор детского «Евровидения».

Татьяна Абросимова

- Нет-нет-нет, я, конечно, общаюсь с детским «Евровидением» и с президентом. Мы дружим, мы партнеры, но я не редактор «Евровидения».

Инга Легасова

- Наверное, ошибка закралась. Извините, правильно ли, что вы руководитель продюсерского центра «Поющие дети России»?

Татьяна Абросимова

- Да.

Инга Легасова

- Насколько нам известно, песня ваша, которая называется «Россия», в исполнении Артема Сигалева вошла в проект «Песни Победы». Это так?

Татьяна Абросимова

- Конечно, они на Поклонной горе выступали 9 мая, и завтра опять концерт на Поклонной горе. Транслироваться будет по каналу «Культура и Просвещение».

Инга Легасова

- Во сколько концерт?

Татьяна Абросимова

- В 4 часа.

Инга Легасова

- Замечательно. Поздравляю. Я знаю, что для вас конкурсы для детей – это не столько профессия, сколько жизненная необходимость, без которой вы не можете обойтись. Почему это так? Как это случилось? Как вы начинали писать детские песни? Как вы стали продюсером?

Татьяна Абросимова

- Когда мне было 5 лет, я написала первую песню. Как-то пошло, что все детство я писала, писала для себя и радовала саму себя и своих одноклассников, маму с папой.

Инга Легасова

- О чём вы писали?

Татьяна Абросимова

- Были различные, это же детские песни, они обо всем в начале: о природе, о погоде, обо всех куклах, а потом, конечно же, и о любви. В итоге в 19 лет я вдруг поняла, что мне нужно иметь свою какую-то команду, свою студию, где будут заниматься дети, что я в душе не расту, и у меня почему-то постоянно какие-то «розовые» очки, и постоянно идут детские песни.

Инга Легасова

- «Розовые» очки – это хорошо или плохо для женщины?

Татьяна Абросимова

- Это хорошо, отлично. Я всегда счастлива. Мне всегда хорошо.

Инга Легасова

- Нормальное состояние – быть счастливой для женщин. Точно не все в порядке!

Татьяна Абросимова

- Это нормальное состояние, мне кажется, быть счастливой, особенно для женщины.

Олег Автайкин

- Где же можно купить такие очки?

Татьяна Абросимова

- Не знаю. Мне кажется, они даны от рождения. Иногда я задумаюсь, посмотрю телевизор и думаю: «Ой, лучшие их не снимать. Лучше пусть они уже одеты всегда будут».

Инга Легасова

- Можем мы послушать вашу песню «Россия»? Можно попросить вас об этом?

Татьяна Абросимова

- Конечно.

Инга Легасова

- Чудесная песня. А вы помните свои первые мечты, Олег, Татьяна? Помните, какая была самая первая мечта?

Олег Автайкин

- Ну, я в детстве мечтал стать летчиком.

Инга Легасова

- Да, почему?

Олег Автайкин

- Я даже поступал, но у меня не получилось. Ну, потому что я любил. Когда приезжал в деревню к бабушке, я забирался на крышу, ложился на спину и смотрел на небо, на пролетающие самолеты. Мне это безумно нравилось. И я думал, что когда-нибудь, наверное, тоже полечу. Мне очень хотелось, но, к сожалению…

Инга Легасова

- А вы любите летать на самолетах куда-то?

Олег Автайкин

- Да, я не боюсь, летаю с удовольствием.

Инга Легасова

- То есть небо – это ваше. Татьяна, а ваша мечта первая, какая была?

Татьяна Абросимова

- Как у всех девочек, так как я пела с детства, я хотела петь, конечно. А потом как-то получилось, что толк больше с другой стороны медали, когда поющий человек, а я помогаю какими-то движениями, чтоб у него были какие-то успехи.

Инга Легасова

- Что приятнее: петь самой или создавать поющую звезду?

Татьяна Абросимова

- Для меня приятнее второе.

Инга Легасова

- Создавать. Мне кажется, что креативность, вообще, женщине присуща, по ее природе.

Татьяна Абросимова

- Я, конечно, пою. Это продлевает жизнь, это очень полезно. Я профессионально пою, но второе мне ближе.

Инга Легасова

- А как вы считаете, музыка детей воспитывает? Можно ребенка музыкой воспитать? Можно ли ребенка музыкой разрушить? Музыка, какую роль в детской жизни играет?

Татьяна Абросимова

- Я считаю, что музыка является для ребенка, неотъемлемой частью, это 100%. Можно его воспитать в том или ином направлении. И разрушить точно также можно. Потому что есть музыка такая, сами знаете, со словами такими очень интересными и звуками, когда разрушение организма идет полностью. Я посоветовала бы всем-всем мамам и беременным женщинам обязательно слушать классику, и начинать всем вокалистам, начинающим деткам, с четырех-пяти лет обязательно с классики. Прослушивание именно далеко-далеко тех людей – Моцарта, Баха.

Инга Легасова

- Музыка лечит?

Татьяна Абросимова

- Я, думаю, что музыка лечит.

Инга Легасова

- У вас в семье есть какая-то собственная позиция по поводу того, какую музыку должны ваши дети слушать. Слушают ли они что-то отобранное вами, или они сами выбирают?

Татьяна Абросимова

- Они выбирают сами, конечно. Мы немножко направляем, корректируем, потому что хочется, чтобы у них развивался именно хороший слух, хороший вкус.

Инга Легасова

- А что они слушают?

Татьяна Абросимова

- Мой 7-летний сын Богдан, который пошел в школу, сейчас по десять раз в день слушает «Слышь, ты, что такая дерзкая?». Нравится ему этот ритм, эти модные, наглые выражения. А мы стараемся потихонечку направлять в нужное…

Инга Легасова

- Куда направляете и как направляете?

Татьяна Абросимова

- У нас в России с недавних времен стала нравиться наша эстрада. Как-то всё было бедно, скупо и ненормально, и как-то грустно. И все смотрели на запад. Но с недавнего времени уже и Полина Гагарина нас начинает радовать, и Ани Лорак, и такие стильные певицы, что можно их слушать и равняться. И это настоящее искусство.

Инга Легасова

- А ваши дети поют? У них есть слух?

Татьяна Абросимова

- У меня поет дочка.

Инга Легасова

- А двое других?

Татьяна Абросимова

- Богдан летчиком быть хочет, а Савелий – совершенно другой. У него жучки-паучки, он – биолог. Он так и сказал: «Я хочу быть врачом, как и в прошлый раз!».

Инга Легасова

- Значит, он помнит, что было в прошлый раз.

Татьяна Абросимова

- У него такие высказывания иногда. Он говорит: «Когда закончатся все дни рождения, начнется бесконечность».

Инга Легасова

- Вот это да. Сколько ему лет?

Татьяна Абросимова

- Ему пять лет. Философ растет.

Инга Легасова

- А у вас, Олег, какая позиция по отношению к музыке в доме? Что-то приветствуется?

Олег Автайкин

- Во многом схоже с Татьяной. Наши дети, четверо, уже пошли в школу. И они же, четверо, посещают музыкальную школу. Все играют на музыкальных инструментах. Мы считаем, что музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. И это обязательно. Музыка лечит. Я даже могу привести библейский пример. Когда на царя Саула нападал злой дух, пастушок Давид играл для него на музыкальном инструменте, и этот дух отступал. И мы, действительно, знаем, что музыка влияет на наше настроение.

Инга Легасова

- Какая музыка нравится вам?

Олег Автайкин

- Мы придерживаемся классики и духовной музыки.

Инга Легасова

- А ваши дети?

Олег Автайкин

- Мы ведем с ними серьезные беседы на эту тему. Стараемся оградить от многой современной музыки, которую мы считаем разрушительной.

Инга Легасова

- Оградить очень сложно в нынешних условиях. Давайте об этом поговорим. Как вам удается своих детей… Понятно, что в каких-то условиях исключительных нельзя ребенка сейчас воспитать, невозможно. Как ребенка оградить, как это сделать осознанно, как внушить ему правильно, не внушая, но в то же время внушить, что есть хорошо, что есть, не очень хорошо, что точно плохо? Как вы это делаете в семьях своих?

Татьяна Абросимова

- Я думаю, что нужно постоянно разговаривать и общаться с детьми. Нужно читать определенные книжки, не такие, которые очень часто выходят, с такими непонятными сюжетами, о чем они. Нужно читать классические, старые сказки, постоянно с ними общаться и читать. А чтобы они полюбили настоящую музыку, и развить у них вкус, нужно все-таки проявлять хитрость. Я делаю так. Я в машине включаю классику. Или Шопена, или еще что-то.

Инга Легасова

- Ничего не говоря, просто включаете и все?

Татьяна Абросимова

-Просто включаю. Она, может быть, и говорят или дочка, или сын: «Мам, переключи». Я говорю: «Подожди, подожди, сейчас я немного послушаю, а потом то, что ты захочешь». Они слушают и потихонечку приучаются, понимают. У них все равно внутри что-то происходит. Нужно такой ход делать все равно, хитрый.

Инга Легасова

- Про сказки я хочу сказать, вернуть. Потому что у нас в «Союзе женских сил» есть очень хороший проект. Мы хотим, и уже начали заниматься – переиздать старые, старинные русские сказки не в усеченной форме, как сейчас очень часто публикуются они. А мы собираем книгу хороших русских сказок. И у нас будет целая серия сказок разных национальностей и Российской Федерации. Поэтому, если вы хотите что-то переиздать, то, что вам дорого с детства, то, что дорого для ваших детей, пожалуйста, милости просим. Давайте нам ваши тексты, мы с удовольствием все это включим в эту книгу сказок.

Татьяна Абросимова

- А музыкальные сказки для детей?

Инга Легасова

- С удовольствием. Давайте сделаем проект. С удовольствием издадим музыкальные сказки.

Татьяна Абросимова

- Музыкальные сказки, которые ненавязчиво обучают детей грамоте.

Инга Легасова

- Прекрасно, давайте сделаем.

Татьяна Абросимова

- Прочитал сказку и уже знает, что такое гамма, что такое мажор-минор.

Инга Легасова

- Чудесно. Считайте, что мы это уже сделали. Сейчас я хочу аккуратненько, старательно привести к вопросу, а можно ли сделать из ребенка «звезду»? Что такое гений? Мне лично, мой ребенок – гений, конечно. Он таким был с момента рождения.

Татьяна Абросимова

- В каком направлении?

 Инга Легасова

- Он художник, дизайнер. Очень талантливый. И, собственно говоря, мне пришлось очень многим противостоять, потому что у нас в семье в основном были технари, с одной стороны, а с другой – гуманитарии. И всем бабушкам, дедушкам хотелось, чтобы у него была какая-то отчетливая профессия в руках. В итоге, он получил две профессии – юридическую и художественную. Я считаю, что это все-таки моя материнская заслуга в том, что я не дала его в неправильное направление отправить. А дала ему просто развиваться в том направлении, которое нравится именно ему. Потому что с маленького возраста относилась к нему как к абсолютно взрослому мужчине. Я поняла, что он мужчина, потому что у него размер ноги был такой, что было понятно, что это точно не девочка. Я это сразу приняла. И все решения он принимал всегда сам, даже когда они были неправильные. Поэтому я считаю, что каждый ребенок – абсолютный гений, но только в том случае, если мы не забиваем это гениальность, если мы даем этой гениальности, росткам этим, пробиться, и просто стать ребенку тем, кем он хочет стать. Я хочу вашу позицию на эту тему услышать.

Олег Автайкин

- Говоря о том, как воспитать из ребенка «звезду», я всё-таки под «звездой» подразумеваю не «звезду» эстрады, как люди привыкли думать. Я думаю, что к «звездам» относятся, в том числе, и те, чье имя известно в определенных кругах. Например, это может быть известный врач, инженер, рабочий. Это тоже «звезды», в моем понимании.

Инга Легасова

- Олег, а «звезда» и гений – это одно и то же или нет?

Олег Автайкин

- Гений не всегда может стать «звездой». Тем не менее, как сказал мудрый царь Соломон: «Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми». Это означает, что мы должны учить своих детей тому, что они будут делать хорошо.

Инга Легасова

- Все, что они берутся делать.

Олег Автайкин

- Да. В том числе, у них должна быть профессия, в которой они должны быть мастерами своего дела, профессионалами.

Инга Легасова

- В чем разница между «звездой» и гением, скажите, пожалуйста? Понятно, что гений может не стать «звездой», а «звезда» может быть негениальной, правильно? Эта разница в чем? Где граница?

Олег Автайкин

- Здесь может идти речь о славе, известности, о доверии этому человеку в определенных кругах. Я думаю, что гениальность – это, конечно же, мастерство, умение. Где-то они пересекаются, звездность и гениальность, где-то расходятся. К сожалению, часто «звезды» не бывают гениями и в то же время гении не бывают «звездами».

Инга Легасова

- А вы как считаете, Татьяна?

Татьяна Абросимова

- Я считаю, чтобы стать «звездой» в любой профессии нужно 2% таланта и 98% работоспособности и труда. Поэтому «звездой» может стать любой человек, который в одном деле достиг больших, наилучших результатов, который бьет в одну точку, не сходит с пути, и он, например счастлив в своем деле, в своей профессии. Он может быть просто «звездой» перед самим собой. Он очень счастлив, что работает в этой сфере или к чему он пришел. Он может просто светить своей семье, своей жене, своим детям.

Инга Легасова

- А скажите, пожалуйста, а «звездность» - это то, к чему надо стремиться или это то состояние внутреннее человека, каждого из нас, в котором просто в радость жить?

Татьяна Абросимова

- Я считаю, что это все-таки счастье. Это состояние, когда ты счастлив, когда тебе в радость жить, когда ты понимаешь, что ты в этом деле, которое ты начал давным-давно, ты в нем занимаешь не последнее место, когда ты в нем все понимаешь, ты профессионал, ты чего-то в жизни все-таки добился и познал.

Инга Легасова

- А знаете, почему я задаю такой вопрос? Так как сейчас всё стараются монетизировать. И навыки человеческие стараются монетизировать. Мы в такой переломный момент живем, но, конечно, не будет постоянным. Я просто уверена в этом. Это некое временное наше состояние, которое нужно достойно пережить и нам, и нашим детям. От нашего поведения зависит, как наши дети переживут этот период. И меня это пугает, честно говоря, что очень многие родители изначально воспринимают своего ребенка как гипотетическую «звезду», именно с точки зрения монетизации этой «звездности». Меня это очень-очень пугает и настораживает. Я абсолютно уверена в том, что каждый человек должен быть по-своему «звездой», потому что, чем больше звезд на небе, тем оно красивее. Но при этом не надо это так упорно монетизировать, как мне кажется. То, что здесь цель должна быть совершенно иная, здесь цель должна быть именно – радость ощущения жизни. То есть, если ты своего ребенка делаешь «звездой», даешь ему это мастерство, даешь ему возможность стать мастером, то в таком случае он просто будет жить в радости, как мне кажется. А как считаете вы?

Татьяна Абросимова

- Родители путают «звездность» и счастье внутреннее со славой. У них амбиции, тщеславие.

Инга Легасова

- Это чьи амбиции? Родителей или детей?

Татьяна Абросимова

- Родителей, конечно. Дети даже не понимают, куда их привели и что от них хотят. От них хотят, чтоб он запел так, чтобы выиграл в «Голос. Дети».

Инга Легасова

- Если он не может, то, что тогда?

Татьяна Абросимова

- Так, иногда и не хочет. Не то, что не может, не хочет. Мама в обморок падает, мама хочет.

Инга Легасова

- А вы что считаете, Олег?

Олег Автайкин

- Ну, я согласен с позицией Татьяны по этому вопросу. Конечно, родители должны заботиться, в первую очередь, о самом ребенке, а не о себе. То есть путается «звездность» родителей со «звездностью» детей.

Инга Легасова

- А можно ли «звезду» создать из своего ребенка?

Татьяна Абросимова

- Можно создать «звезду» из любого человека. И несколько десятков лет назад это нам демонстрировали наши продюсеры, российские. И они просто смеялись. Смотрите, простой человек, мы создаем «звезду». Это можно сделать из любого.

Инга Легасова

- Вы из своих детей делаете «звезд»?

Олег Автайкин

- Ну, знает, как я уже сказал, что я бы хотел, чтобы мои дети были профессионалами в своем деле, чтобы они прилагали свое сердце к знаниям и уши к умным словам, чтобы они действительно не тратили свою жизнь на какие-то малозначительные вопросы, чтобы они умели отличать знание от информационного мусора, умели отличать слова от пустой болтовни. И мы прикладываем к этому усилия.

Инга Легасова

- Какие?

Олег Автайкин

- Вот это как раз и есть процесс воспитания, когда мы объясняем нашим детям и показываем им будущие сценарии развития.

Инга Легасова

- Как вы это делаете?

 Олег Автайкин

- Ну, так и говорим. Допустим, я говорю: «Сынок, представь, ты уже стал отцом, у тебя есть дети. Ты же должен понимать, что ты их должен кормить, должен заботиться о жене. Ты должен, кстати, заботиться и о родителях. И для этого ты должен зарабатывать. Как ты будешь зарабатывать? Что ты умеешь делать?» Поэтому мы такими простыми примерами ведем наших детей к тому, чтобы они учились думать, чтобы они готовили себя к будущей жизни, чтобы ответственно относились к выбору профессии, чтобы не было так, что проучился один курс – поменял, проучился второй курс – опять поменял. И в итоге никем не стал, ни в чем не определился

Инга Легасова

- Олег, хочу задать такой вопрос. Вы говорили о том, что ребенок должен будет делать то, то и сё. А как воспитать ребенка так, я над этим часто думаю, чтобы у него не было этого ощущения долженствования, потому что это очень такое мужское слово, а чтобы для него это было абсолютным естеством? Естественно помогать матери, естественно помогать братьям и сестрам. Чтобы для него было абсолютной нормой жизни помогать в будущем своей жене своим детям. Как вы это делаете?

Олег Автайкин

 - Мы это делаем своим примером, с женой. Просто они видят, что для их отца это естественно. Для отца в удовольствие сделать что-то хорошее для родителей своих, для родителей своей жены, для мамы своей жены, для своей мамы, для детей. Для отца и мамы – это естественно. Детей не обманешь.

Инга Легасова

- Вы сейчас потрясающую вещь сказали. Это именно то, что я хотела услышать. Потому что слово «удовольствие», оно тот самый камертон, который, мне кажется, определяет отношения в семье. Потому что, если ребенок идет домой с удовольствием, видит, что с удовольствием общаются друг с другом родители, это и есть то поле любви, в рамках которого можно воспитать нормального человека. Как вы демонстрируете это удовольствие, Олег?

Олег Автайкин

- Как я сказал, детей не обманешь, они видят твое внутреннее состояние. Когда отец раздражительный, злой, когда ему в тягость уделить кому-то внимание, когда он заботится только о себе, дети это видят, они потом начинают это копировать. И мы пожинаем то, что сеем. Поэтому нужно за собой следить, и себя тоже приводить в должное состояние, чтобы они видели хороший пример.

Инга Легасова

- Как вы приводите себя в состояние удовольствия?

Олег Автайкин

- Ну, вы знаете, как люди верующие с Божьей помощью. Потому что по-другому мы не знаем, как это сделать.

Инга Легасова

- Как это происходит у вас? Через молитву?

Олег Автайкин

- Да, молитва, в первую очередь.

Инга Легасова

- То есть некое состояние такое, медитативное?

Олег Автайкин

- Нет, ни в коем случае.

Инга Легасова

- А какое состояние? Объясните нашим слушателям.

Олег Автайкин

- Что такое вера? Вера в Бога – это признание того, что он есть, что это личность, которая с тобой общается и которая является твоим творцом.

Инга Легасова

- Собственно, это и есть любовь, та самая любовь, о которой мы сейчас говорили.

Олег Автайкин

- Дело в том, что мы получаем ответы на наши молитвы. Когда мы просим, чтобы у нас была любовь, чтобы у нас было терпение, чтобы мы распределяли свое время так, чтобы мы уделяли внимания и так далее, многие наши просьбы исполняются.

Инга Легасова

- Вы осознанно верите?

Олег Автайкин

- Конечно, даже более того, я изучаю научные какие-то вопросы на эту тему и Священное Писание. И, вообще, я являюсь юристом. Я, конечно, изучаю тексты. И на текстах основана моя вера.

Инга Легасова

- То есть вы идете через слово, которое было в начале?

Олег Автайкин

- Да.

Инга Легасова

- Понятно. Татьяна, как у вас обстоят дела с удовольствием в семье? Откуда вы его черпаете?

Татьяна Абросимова

- Я просто влюбилась давным-давно в своего мужа, он влюбился в меня. Я иду домой с удовольствием, он так же. Мы венчаны. Я даже и не задумывалась. Вот эта любовь – это любовь к своей семье, к своему мужу, это постоянное желание идти домой.

Инга Легасова

- Как вы проявляете любовь к своему мужу? Как это проявляется? Как демонстрируете? Вы же это естественно делаете? Вряд ли на показ для детей это делаете. Если вы его любите, значит, вы неким образом это…

Татьяна Абросимова

- Они иногда спрашивают: «Почему ты, папа, поцеловал маму?». А папа объясняет: «Потому что папа любит маму, мама любит папу». Кто-то из сыновей говорит: « А у нас девочки в садике – я на той неделе любил одну, на этой люблю другую».

Инга Легасова

- Ну, у них возраст такой, возраст выбора.

Татьяна Абросимова

- Да. Мы объясняем, что нужно выбирать одну, нужно любить одну. Как мы показываем своим примером? Вот я, как женщина, я забочусь, я встречаю мужа с ужином, спрашиваю о самочувствии, спрашиваю, как день прошел, что нам надо с папой пообщаться. А он спрашивает у меня, как у меня на работе. Я спрашиваю у него. Мы сидим, какие-то вещи обсуждаем при детях, что такое хорошо, что такое плохо.

Инга Легасова

- Вы просто друг друга любите, и дети это видят?

Татьяна Абросимова

- Да.

Инга Легасова

- Я напоминаю, дорогие друзья, что сегодня у нас в «Разговоре на троих» «Союза женских сил» в гостях Олег Автайкин, юрист Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, и Татьяна Абросимова, главный редактор журнала «Я пою», композитор, автор песен для детей и взрослых, исполнитель, режиссер, руководитель продюсерского центра «Поющие дети России». Напоминаю, что у Олега 7 детей, у Татьяны – трое. Как вам, друзья мои, такой вопрос. Скажите, пожалуйста, дети – это же живая субстанция, это живые организмы, они не могут все время вести себя хорошо, правильно. Невозможно просто это. То, что они познают мир, им все равно надо как-то себя по-разному вести. Вы как-то наказываете своих детей? Если да, то как вы это делается?

Татьяна Абросимова

- Наказываем, ругаем, объясняя. Нужно огромное терпение иметь. Но постоянно нужно объяснять.

Инга Легасова

- Как вы их ругаете, конкретно? Когда я ехала сюда, зашла кофейку попить, и у меня за спиной сидела пара, мама с дочерью. И мама очень сильно ругала дочь, причем она называла ее нехорошими словами. У меня за девочку вся спина вздыбилась. Хотелось заступиться, что я и сделала, не сдержалась. Как вы ругаете детей?

Татьяна Абросимова

- Мы ругаем, конечно же, бывает обязательная часть в воспитании. Тем более, они очень активны. Никогда нельзя оскорблять ребенка, никогда не унижать, потому что он такой же человек, как вы. Вы же не оскорбляете человека, который идет по улице сейчас. Вы же его не знаете, вот он идет. Какое право вы имеете сейчас взять и его оскорбить?

Инга Легасова

- То есть оскорбительные слова применить нельзя.

Татьяна Абросимова

- Точно так же человек, который дан вам сверху просто на воспитание. Как вы имеете право его бить и оскорблять?

Инга Легасова

- А как же вы ругаете?

Татьяна Абросимова

- Объяснять. Конечно, в угол можно поставить, подумать, но недолго. Потом подумал, выходит. О чем ты подумал, что ты решил?

Инга Легасова

- А вы ругаете детей, Олег?

Олег Автайкин

- Ну, если под словом «ругать» имеете в виду то, что когда мы видим, что они делают что-то неправильное, и сказать свою позицию об этом, то да, конечно. И я согласен с Татьяной, ребенок – это прежде всего личность. И нужно общаться с ним как с личностью, нужно достучаться до его сердца. Нужно понять, что он понял то, что мы объясняем, и что, когда он будет в следующий раз это делать, он уже будет понимать, что он делает неправильно. И тогда уже будет следовать наказание, потому что ребенок все понял, однако решил продолжать совершать те же поступки.

Инга Легасова

- Можно назвать ребенка дураком?

Олег Автайкин

- Ни в коем случае, ни в коем случае!

Инга Легасова

- Почему нельзя? Многие родители это делают.

Олег Автайкин

- Потому что получится тогда, что мы его не уважаем, мы его унижаем, травмируем, мы его ломаем, ломаем его психику.

Инга Легасова

- А наказывать детей можно?

Олег Автайкин

- Конечно, даже нужно.

Инга Легасова

- А как?

Олег Автайкин

- Разные методы. Как Татьяна уже сказала, и в угол можно поставить, сладкого лишить. Я думаю, можно применять как бы в кавычках и розгу. Я допускаю это. Потому что иногда это нужно делать.

Инга Легасова

- В каких случаях это нужно делать?

Олег Автайкин

- В тех случаях, когда я понимаю, что, если я розгу не применю, то потом ребенок сделает те вещи, которые ему же повредят настолько, что он даже мне не простит, что я его не остановил. Ну, например масса сейчас опасностей для детей: курение, наркотики, алкоголь и другие, то, от чего нужно оградить самым, может быть, твердым способом.

Инга Легасова

- А бывали ситуации, когда ваши дети пробовали это всё?

Олег Автайкин

- Ну, слава Богу, мне такие ситуации неизвестны. Хотя мы откровенно разговариваем. Но бывали ситуации, когда мои дети, например, заинтересовывались какими-то компьютерными играми, которые, допустим, я считаю недопустимыми для них. И, конечно, очень трудно детей оградить. Они заходят в интернет, и на них начинается такая мощная атака и давление в виде рекламы, вот этих вот игр и всей этой грязи. Ну и, конечно, иногда приходится останавливать наказанием, чтобы они не касались этого.

Инга Легасова

- Вы знаете, это очень серьезная проблема. У нас в «Союзе женских сил» есть проект, который называется «Кибербезопасность детей в пространстве интернета», потому что наши дети сейчас абсолютно не защищены от того объема негативной информации и, вообще, такой информации, которой не нужно им было бы видеть и слышать именно в просторах интернета. И мы очень серьезно этим вопросом озабочены, озадачены, и с удовольствием вас, как юриста, приглашаем к сотрудничеству в этой области. Потому что это серьезная область. Мне кажется, идет прямо атака такая, конкретная, на нацию. Причем она идет через средства массовой информации, через телевидение, через интернет. Это надо всё, конечно, останавливать, приводить в порядок, отдавать под серьезную, жесткую цензуру, это к вопросу о розгах. Мне кажется, к взрослым надо применять сейчас.

Олег Автайкин

- Это абсолютно верно. Но так как сейчас нет этого контроля, нет этой защиты, мы, в том числе, используем методы, чтобы и ребенок сам задумался и остановился. Недавно мы в новостях прочитали о ребенке, который играл в компьютерные игры несколько дней. Не помню, сколько точно дней он просидел за этой игрой. И ему стало плохо. Вызвали скорую. И он так и умер.

Инга Легасова

- Существует же компьютерная зависимость? Ее никто не отменял. При помощи психологов людей из этого состояния выводят. Никуда не денешься. Конечно, надо детей охранять от этого. С вопросом о наказаниях понятно. А хвалить детей надо?

Олег Автайкин

- Обязательно!

Инга Легасова

- Как надо так хвалить, чтобы не перехваливать?

Олег Автайкин

- В первую очередь, похвала должна быть заслуженной, но бывают случаи, когда она незаслуженная, но стимулирующая. Например, когда ребенок рисует, я вижу, что, в принципе, ничего не получилось, но я ему все равно говорю: «Молодец! Старайся дальше! У тебя все получится».

Инга Легасова

- А вы хвалите?

Татьяна Абросимова

- Точно так же. За что-то взялся, за новое, в спорте или стихи учит, или рисует, или поет, я же вижу, что не интонирует, в ноты не попадает: «Какая ты умница! Как ты замечательно спела!». Она начинает ходить, петь везде всем на улице. И смотришь, потихонечку и лучше становится.

Инга Легасова

- Конечно, она же тренируется. Полетел ребенок. А как надо поощрять? Как вы поощряете своих детей?

Олег Автайкин

- Ну, конечно же, нужно, вообще-то, знать их желания?

Инга Легасова

- А вы знаете их желания?

Олег Автайкин

- Ну, мы стараемся мониторить эту ситуацию.

Инга Легасова

- Они рассказывают. То есть постоянный монитор такой. Это супруга делает или вы?

Олег Автайкин

- В основном, конечно, она больше времени проводит с детьми, чем я. Потому что я больше времени провожу на работе.

Инга Легасова

- Это ее работа. Семь человек детей. Представляете, какой тяжкий труд.

Олег Автайкин

- Это ее работа. Она именно так и воспринимает, в хорошем смысле. Она выкладывается полностью, чтобы воспитать их достойными людьми, христианами. Поэтому она мониторит все эти вопросы. И на ней большая ответственность, конечно, лежит в этом плане.

Инга Легасова

- Как поощряете?

Олег Автайкин

- Прихожу домой, мне жена говорит: «Твой сын хочет новый велосипед. Я даже знаю, какую модель он хочет». Мы смотрим, что это за модель, сколько она стоит. Потом я спрашиваю, как он себя ведет. Узнаем всё. Если есть что-то нужно исправить, мы, конечно, говорим: «Сынок, мы хотим тебе купить. Ты отлично закончил учебный год. Мы бы хотели тебя поощрить, но у нас к тебе будет еще просьба – нужно исправить».

Инга Легасова

- Но это материальное поощрение, которое понятно всем. А нематериально как-то поощряете своих детей? Как-то выделяете из семерых кого-то лучшего? Говорите ли о том, что этот лучше, чем другие?

Олег Автайкин

- Нематериальные поощрения заключаются в том, что дети у нас сами понимают, что, когда они ведут себя правильно, у нас наступает определенная гармония в семье. И они сами понимают, что нужно к этому стремиться. Им хорошо в этой атмосфере. И это является лучшим поощрением.

Инга Легасова

- Когда кто-то из детей, семерых ваших детей, что-то неправильно делает, как реагируют все остальные?

Олег Автайкин

- Ну, смотря, против кого он неправильно делает. Если сделал по отношению к брату или сестре, разная может быть реакция. Они могут подойти к папе или к маме: вот так и так, он сделал так и так, я считаю, неправильно сделал.

Инга Легасова

- А по отношению к нему что-то происходит? Они демонстрируют, что это неправильно?

Олег Автайкин

- Нет, у нас не поощряется проявление злобы к членам семьи, мы считаем это неправильным. И стараемся детей также воспитывать, что, чтобы ни сделал родной брат или сестра, это брат или сестра. И нужно, в первую очередь, конечно, любить и с этой позиции предпринимать какие-то действия.

Инга Легасова

- Поняла. Татьяна, вы как поощряете своих красавцев?

Татьяна Абросимова

- Давным-давно, когда я еще не была многодетной мамой, я в книжках прочитала, что, если брать и брат, брать и сестра, то нельзя друг другу ставить в пример. «Вот смотри, он молодец, а ты плохой». Нельзя это делать. Но у меня невольно получается. Например, кто-то встает из них первый и пошел зубы чистить утром. Я говорю: «Василиса, Богдан, смотрите, Савелий – молодец. Сам пошел и уже, между прочим, одевается. Уже умылся, уже зубы почистил». И они с подушек все встают и идут чистить зубы.

Инга Легасова

- То есть они это услышали. Соревновательность есть. Такой провокационный вопрос хочу вам задать. А вы для себя кого-то из детей выделяете? Самого талантливого? У вас есть такое внутреннее родительское ощущение, что вот этот ребенок «ну да он у нас звезд с неба не хватает, но хорошо, если он какую-то профессию получит, будет в ней специалистом, профессионалом, а вот талантливый у нас вот такой-то ребенок». Вы внутренне для себя это делаете или нет?

Татьяна Абросимова

- Я не знаю. Наверное, если семь детей, это можно, там больше выбора.

Олег Автайкин

- У нас позиция с женой такая, что мы стараемся любить всех детей одинаково, чтобы они понимали, что каждый из них имеет для нас величайшую ценность, независимо гений он или не гений. Это наш ребенок, и уже это дает ему право на нашу любовь. Мы не стараемся выделить: вот он гений, он хороший, а ты вот, мы с тобой потом займемся, ты подожди пока, отдохни. А вот этот у нас светила, «звезда», если уже о «звездах» говорить.

Инга Легасова

- То есть они для вас равны?

Олег Автайкин

- У нас это исключено. Мы стараемся, чтобы каждому ребенку… Понимаете, еще ж зависит от возраста. Маленьких детей мы любим больше, проявляем любовь. И это со стороны старших детей тоже поддерживается. Когда младшего они берут на руки, и это как бы нормально считается. Старшим допустим, уже меньше времени уделяется. Это все понимают. Это нормально.

Инга Легасова

- А у вас Татьяна?

Татьяна Абросимова

- У меня как на руке. Все пальцы – все мои дорогие. Все одинаковые.

Инга Легасова

- Ну, знаете, я хочу задать вопрос вам обоим. Скажите, пожалуйста, важно, чтобы ребенок чувствовал себя свободным? Понятно, что у всех есть обязательства, понятно, что есть какие-то школьные обязательства. Тем более, в многодетных семьях есть обязательства по отношению друг к другу. Для меня очень важный, для каждого из нас, лично, важный вопрос. Что такое ощущение свободы? Насколько оно важно в нашей жизни? Вы детям даете какую-то свободу внутреннюю, вы даете им ощущение свободного выбора, который они могут совершить? Для вас, в ваших семьях, это важно или нет? Или, наоборот, вы в какие рамки стараетесь поставить, чтобы они понимали, что границы есть? Как вы себя ведете?

Татьяна Абросимова

- Я считаю, что свобода – это первый важный пункт в формировании настоящей личности, потому что должно быть, конечно же, право выбора. Он должен быть до такой степени уверен в себе, он должен свободно общаться со сверстниками и с взрослыми. Не бояться их, не бояться спросить. Свобода – это очень важный пункт.

Инга Легасова

- Ограничивать ее как-то надо или нет?

Татьяна Абросимова

- Ограничивать надо тоже аккуратно. Не навредить, не сломать. Это, наверное, такая грань, очень тонкая.

Инга Легасова

- Я, например, считаю, что надо так воспитать ребенка, чтобы он научился сам себя ограничивать, то есть не ограничивать извне эту свободу. Научить его осознанно воспринимать эту свободу. Но это сложный процесс.

Олег Автайкин

- Без ограничений извне, я считаю, что это невозможно.

Инга Легасова

- Но вы даете своим детям свободу?

Олег Автайкин

- Мне нравится пример, в моей семье его не было. Просто приведу как пример, потому что похожие ситуации были. Когда ребенок тянется руками к лампочке, папа говорит: «Нельзя». А он все равно тянется. Папа говорит: «Нельзя. Ты обожжешься». Нет, он все равно тянется. Папа потом дает ему потрогать эту лампочку. Ребенок потрогал, и он больше эту лампочку никогда не трогает. То есть бывают ситуации, что, когда мы даем свободу, чтобы ребенок понял, что это плохо, не надо больше так поступать. Это больно, это опасно. И в следующий раз он уже отца или маму послушает, если говорят «нельзя», лучше не пробовать. Вот так вот примерно.

Инга Легасова

- И последний вопрос, потому что наше время передачи подходит к концу. Есть, в принципе, два таких способа восприятия жизни: наблюдении и принятие того, что происходит вокруг тебя, и оценивание. И есть какая-то золотая середина между наблюдением и оцениванием. Вы своих детей наблюдаете или оцениваете? И вы их учите наблюдению или оцениванию? Как в ваших семьях это происходит?

Олег Автайкин

- Ну, я уже, в принципе, сказал, что мы хотим, чтобы дети отличали знания от информационного мусора. Я считаю, что это наблюдение, связанное с оцениванием. Просто наблюдать и тратить свое время ни на что, мы своим детям не советуем.

Инга Легасова

- А у вас как происходит в семье, Татьяна?

Татьяна Абросимова

- Конечно, нужно и наблюдать, и оценивать, и находиться в сердце события. Нужно еще и действовать, не просто со стороны смотреть, нужно предпринимать еще какие-то шаги, движения.

Инга Легасова

- Я вам очень благодарна за то, что вы пришли к нам. Я хочу подчеркнуть и сказать вам отдельное спасибо за то, что вы оба в течение всего нашего разговора применяли местоимение «мы». Это так здорово. Это отражается во мне. Потому что, когда формируется это ощущение «мы», тогда, наверное, формируется настоящая семья, тогда формируется настоящее государства, крепкое и мощное. Поэтому от имени «Союза женских сил» мы вас благодарим за то, что вы такие, какие есть, за то, что у вас такие замечательные семьи, за то, что у вас много детей. Вам счастья, тепла и любви!

Татьяна Абросимова

- Спасибо!

Олег Автайкин

- Спасибо за приглашение!

Инга Легасова

- Хочу еще раз напомнить вам, дорогие слушатели, что в гостях у нас были Татьяна Абросимова и Олег Автайкин. До свидания!