{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Александр Иванов Президент Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли 08 июля 2015г.
Проблемы российского е-коммерса
Проблемы российского е-коммерса

Алексей Ларин

- Добрый день. Мы снова мы в студии. Рады приветствовать всех наших уже, надеюсь, постоянных слушателей. В студии – Алексей Ларин и Леонид Бацев. Мы рады всех слышать. У нас сегодня в гостях замечательный человек - Александр Иванов, человек достаточно известный, это президент Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли (НАДТ). Я не буду долго представлять.

А.Иванов

- Я думаю, аудитория меня знает.

Алексей Ларин

- Да. Вас, действительно, многие знают. Те, кто не знает, может зайти в Википедию, почитать об Александре. Там есть информация.

 Леонид Бацев

- Я так скажу, есть такая фраза, что если о тебе написали в Википедии, то ты уже в жизни выполнил свою миссию, много чего добился. Сегодня мы будем говорить о проблемах е-коммерс. Поговорим о том, чем российский е-коммерс отличается от зарубежного, о том, какие перспективы, с точки зрения того, что на российский рынок выходят разные игроки, в том числе и китайские и так далее. Об этом обо всем сегодня хотелось бы поговорить. Я для наших слушателей еще напомню, что, помимо этого, у Вас есть возможность задавать вопросы в прямой эфир, на них мы будем отвечать, радоваться и наслаждаться приятной беседой.

А.Иванов

- По поводу «Сделано в России» и китайской экспансии, я не знаю, как это стыкуется. Но мы сейчас попытаемся связать.

Алексей Ларин

- Мы свяжем и поговорим, в том числе, и об этом. Но все равно несколько слов хотелось бы сначала, чтобы Вы рассказали о себе, о той деятельности, которой занимаетесь. Хотя бы несколько минут, а дальше мы уже будем говорить обо всем.

 Леонид Бацев

- Спрашивать, выяснять, я бы так сказал.

А.Иванов

- Так получилось, что сейчас я, в основном, занимаюсь вопросами, связанными с Ассоциацией и развитием дистанционной торговли в широком смысле этого слова. Все наши усилия направлены туда, поскольку есть всегда какие-то контрсилы, которые начинают все свои действия: «а давайте им запретим», «а давайте их обяжем». Мы же, наоборот, стараемся разрешить. Поэтому все наши действия направлены на бОльшую свободу для бизнеса, потому что именно в этой атмосфере, по моему жизненному опыту, по опыту мировой экономики, рождаются наиболее плодотворные проекты.

Алексей Ларин

- С чего хотелось бы начать? Такой вопрос: электронная коммерция существует и за рубежом, и в России. Но, наверняка, есть какие-то особенности, которые нас отличают от мира.

 Леонид Бацев

- Прежде, чем ответить на этот вопрос, будет здорово, если мы разберемся, что такое, вообще, электронная коммерция, именно российская. Что можно на сегодняшний день отнести к электронной коммерции?              

А.Иванов

- Это, знаете, сложный вопрос. На мой взгляд, электронная коммерция – это более общая вещь, чем интернет-торговля. Потому что способов заработков в интернете достаточно много. Это может быть подписка на что-то, на какой-то медиа-материал, например, или какой-то платный сервис. Я занимаюсь достаточно узким вопросом – вопросом передачи людям от организации неких предметов, не услуг, не виртуальных билетов, например, а именно предметов.

Алексей Ларин

- Это конкретные товары, которые можно взять в руки и подержать. Сюда не относится бронирование отелей, покупка туров и, так далее…

А.Иванов

- Да. Это несколько не наше. Может быть, когда-нибудь мы придем и к этому, но в данный момент мы занимаемся именно товарами.

Алексей Ларин

- Интернет-магазины?

А.Иванов

- Да, интернет-магазины.

Алексей Ларин

- Тогда в чем же их отличие от зарубежных аналогов?

А.Иванов

- Я думаю, что отличий нет. Но надо понимать, что нашему нынешнему государству всего четверть века. Мы пытаемся догнать тот поезд, который не совсем еще ушел от нас. Это касается не только интернет-коммерции это, наверное, касается всего, всей нашей жизни. Есть такое наблюдение ученых, что человек в процессе онтогенеза проходит весь филогенез. Условно говоря, в материнской утробе он постепенно от какого-то прообраза некой амфибии превращается в человека. У нас все те процессы, которые человечество проходило в филогенезе, поместились в 9 месяцев. В 25 лет в нашем случае. Онтогенез – очень короткий срок, поэтому там идут какие-то рецидивы, не знаю, нужно ли нам философствовать нам на эту тем. Где-то вдруг выяснилось, что у нас вырос хвостик какой-то ненужный, какие-то несвойственные и ненужные человеку качества появились.

Алексей Ларин

- Но интернет-магазины и, вообще, интернет не имеет границ. И поэтому то, что делают наши программисты, наши коммерсанты в интернете не должно отличаться. Отличие может быть только с юридической точки зрения, как российское право позволяет нам работать. Здесь есть какие-то особенности с этой точки зрения?

А.Иванов

- Есть. Но просто я эту длинную философскую тираду начал, говоря о том, что мы догоняем, мы еще в роли догоняющего. То есть мы отстаем на какое-то количество лет от интернета, например, в Европе.

Алексей Ларин

- С точки зрения законодательства или технических возможностей?

А.Иванов

- Я имею в виду, с точки зрения развития этого бизнеса, в широком смысле этого слова. Мы очень сильно отстаем даже от Китая, хотя это очень огорчительно, потому что они стартовали позже. Законодательно, да, я думаю, что есть некоторые отличия. Но сегодня просто не факт, что изменение какое-то закона, какое послабление даст нам гигантский рывок. Это нормально. Мы же работаем, отчасти, в изолированной среде, внутри государства, в рамках государства, по его правилам. Так и должно быть. Другой вопрос, что есть попытки ужесточить и наказать – это проблема.

Алексей Ларин

- Мне кажется, раз мы затронули отличия, хотелось бы дать немного вводной информации для наших слушателей. Сегодня российский рынок интернет-торговли, не знаю, поделен, не поделен, но я точно знаю, что есть достаточно крупные игроки, которые существенный объем интернет-торговли формируют, и за последние несколько лет появилось огромное количество различных мелких интернет-магазинов, которые порой существуют, вообще, нелегально. Мне кажется, это тоже одно из отличий, потому что, я честно скажу, у меня в свое время был интернет-магазин, который никакого формата юридического не имел: я принимал деньги на карточку. И долгое время это все так жило и существовало. Только спустя пару лет, картина немного изменилась. Есть ли сейчас какая-то особенность в этом, меняется ли, с точки зрения легализации бизнеса, интернет-бизнеса? Что делает государство в этом направлении и делает ли вообще?

А.Иванов

- Понимаете, государство у нас многое делает, многое и не делает. Нам зачастую хочется, чтобы оно делало где-то там, где оно самоустраняется. И не делало там, где у них зона деятельности. Что касается именно интернет-торговли. Я не думаю, что это какая-то специфическая сфера, которая сильно отличается от всего остального. Вы рассказывали о таком маленьком интернет-магазине, где деньги на карточку. Ужасно, конечно, вообще, криминал. Не будем развивать эту тему.

Алексей Ларин

- Хорошо.

А.Иванов

- А бабушка, которая связала носки, стоит возле магазина и их продает или, условно говоря, продает семечки. Может быть, она наносит этим ущерб «X5 Retail Group» этими семечками или носками, она попирает господство, не знаю, какого-то «Мега Молла». Может быть, и нет. Я не вижу угрозы отрасли с этой стороны. Надо понимать, что такой игрок, описанный вами и, например, какой-нибудь интернет-магазин заметный (не будем называть, не будем никого рекламировать) -  это разница между гипермаркетом и бабушкой с носками, которая стоит на ступеньках и продает их. Лучше, конечно, чтобы бабушка зарегистрировалась, платила налоги со своего товара. Было бы здорово, наверное. Но государственная регистрация бабушке обойдется дороже.

Алексей Ларин

- Если затронуть тему игроков. На сегодняшний день есть крупные игроки? Нет ли такого ощущения, что эти крупные игроки и рынок интернет-торговли сегодня еще не сформированы, есть огромное количество ниш, куда игроки не пришли? Может, эту тему как-то прокомментируете?

А.Иванов

- Давайте попробуем, потому что это, действительно, интересно. Ввиду того, что рынок очень маленький, у нас и с исследованиями этого рынка обстоит дело кое-как. Исследований мало. Финансировать эти исследования некому просто потому, что игроков, обладающих финансами, нет.

Алексей Ларин

- Крошечные, малые – это сколько? В деньгах, в объемах каких-то продаж товаров и так далее?

А.Иванов

- Публикации исследований последних лет заставляют меня очень усомниться в качестве исследований, в качестве публикуемых материалов. Гуляет по интернету цифра такая, что у нас, например, заграничная торговля составляет (есть такие оценки) 6, 7 и даже 13 миллиардов долларов. Это неправда. Больше 2,5 нет. Это довольно прозрачная, понятно цифра, которую мы с Вами прямо в прямом эфире можем объяснить. Есть игра на завышение. В Facebook я писал на эту тему. Я писал, что у нас есть какое-то количество компаний, которые живут не за счет того, что их бизнес прибылен, что они имеют операционную прибыль, вкладывают в ее развитие, как-то распоряжаются этими деньгами, а живут за счет привлечения средств инвесторов.

Алексей Ларин

- Далеко ходить не надо. Мне кажется, один из ярких примеров, хоть мы говорили и не рекламировать, «Lamoda» - один из ярких примеров.

А.Иванов

- Знаете, можем поиграть в такую игру, назовите любой из интернет-магазинов и Вы угадаете, потому что других нет. Другие – не российские. «Lamoda» тоже не российская, но у них есть некая модель,           более-менее для меня понятная. Потому что есть какие-то зарубежные аналоги, которые из того же корня растут и обладают какой-то волшебной палочкой, что в один момент они переходят на какой-то уровень рентабельности. Но это проблема не только российского бизнеса. Это проблема мирового бизнеса. Потому что, если мы с Вами посмотрим на «Амазон», у которого, условно говоря, три доллара прибыль за год, то 500 миллиардов убытка, как-то балансирует. Тут есть некая глобальная проблема, что мы вовлекли потребителя в некую игру, и потребителю эта игра уже понравилась - он стал фанатом покупок он-лайн. Но к России это в меньшей степени относится, если мы говорим о планете Земля.

Алексей Ларин

- То есть доверие к интернет-магазинам достаточное большое?

А.Иванов

- У нас есть такие сторонники, которые говорят: «А интернет-магазинам не доверяют и самая главная задача наша – заставить доверять». Это все относится к тому, с чего мы начали. Заставить или обязать доверять. По нашей оценке, доверие к онлайн-торговле как минимум не меньше, чем офлайн. Потребителю нравится этот сервис. Вообще, это удобно. У нас мужской коллектив, нас тут в студии 4 человека. Поднимите руки, кто любит ходить по магазинам из присутствующих.

Алексей Ларин

- Лес рук – ни одной.

А.Иванов

- Ожидаемый результат. Мы любим свое личное время, и поэтому мы с удовольствием, если уж что-то необходимо купить, идем в интернет. Таких потребителей много. Мы приучили, мы подсадили практически человека на эту иглу. Но мы же теряем деньги. Это глобально. Мы проигрываем, потому что, если мы посмотрим  проблемы не только российских компаний, но и мировых лидеров, то поймем, что там большие проблемы с прибылью. То есть это превратилось в некую глобальную систему.

Алексей Ларин

- А какие ключевые проблемы?

А.Иванов

- Если брать каталоги, потом телемагазины и так далее, это имеет огромную и давнюю историю. Когда все начиналось, вдруг выяснилось, что необходимы почтовые расходы, каталожная система – это, примерно, середина 19- го века 40-ые года… Помните, эти почтовые дилижансы (мы в американских фильмах смотрели), которые постоянно грабят индейцы. Не все, видимо, грабили, что-то удавалось довозить, потому что это было очень популярно. И был такой лозунг, что «мы обеспечиваем равные права всем жителям». То есть каждый житель Соединенных Штатов должен иметь такой же уровень жизни, как в Филадельфии. Филадельфия была некой иконой стиля, видимо. И каждый житель США мог заказать товар, получить его и так далее. И, кстати, Россия до революции была одним из мировых лидеров в этой торговле, уступая только Соединенным Штатам.

Алексей Ларин

- В вопросах логистики?

А.Иванов

- Да. В вопросах каталожной торговли она занимала второе место в мире, потому что какие-то деньги появились у людей.

Алексей Ларин

- Второе место по объему?

А.Иванов

- Да.

Алексей Ларин

- Значит, это проблема доставки?

А.Иванов

- Да. Далее начинается такая история. Когда в 91- м году мне попал в руки первый каталог, и я стал общаться с зарубежными коллегами на тему, что же это за бизнес такой, они мне стали рассказывать, как это работает. И везде звучал рефрен общий, что почтовые расходы суммарно гораздо ниже, чем расходы на содержание этих дворцов-магазинов, на оплату штата продавцов. Для нас это особенно актуально, поскольку у нас цены на аренду помещения не маленькие. Уровень зарплат тоже. Если мы сопоставим с любой европейской страной, на сегодня мы опережаем, по- моему, всех в этом сегменте. И был большой смысл этим заниматься. Был период, когда оборот «Otto Group» (мирового концерна, одной из самых крупных компаний в мире) был сопоставим с нашим национальным бюджетом. То есть это хороший бизнес.

Алексей Ларин

- Пока не посчитали расходы, издержки на логистику.

А.Иванов

- И вот начался интернет. Вдруг выяснилось, что затраты на содержание сайта высокие. Тут выяснилось, что люди, которые занимаются обслуживанием этого бизнеса, это не грузчики с улицы. Они должны уметь нажать хотя бы три кнопки. А нажатие кнопки, малая механизация – это уже сложный процесс. У меня друг из большого центра в замечательном волжском городке, который занимается упаковкой, адресацией продукции и так далее, жалуется, что он не может в этом, почти миллионом, городе найти рабочих на зарплату выше средне городской. Потому что там надо три кнопки нажать. В охрану он еще найдет людей. А вот людей, которые нажмут три кнопки или управятся со сложным сканером, уже найти очень трудно. И приходится завозить. Он получает в Минтруде разрешение, чтобы завезти сюда или вьетнамцев, или узбеков, но кто-то должен работать. У нас тут кадровые проблемы.

Леонид Бацев

- Если возвращаться к вопросам о проблемах, первое, что мы видим: расходы на содержание интернет-магазина выше, чем ожидались.

А.Иванов

- Да, совершенно верно. Причем, буквально за последние 5 лет они улетели «в космос». Тот же самый «Amazon», который и в этот период был убыточен, но это объяснимо  - он пытался захватить рынок. Кто-то из коллег когда-то сравнил «Amazon» с таким абсолютным злом. Его задача - чтобы вас здесь не было, на этом рынке, чтобы он был один. А в последние годы на наших глазах это стало меняться. Вдруг выяснилось, что эти расходы очень высоки, что эти технологии сделали большой рывок в деньгах.

Алексей Ларин

- И вторая проблема, мы сейчас выяснили, что еще и некому работать. Что еще?

А.Иванов

- Некому работать, конечно. Проблема логистики для России остается актуальной. Я хочу подчеркнуть, что это не мировая проблема, это наша проблема. Мне двадцать пять лет рассказывали чиновники, которые имеют отношение к почтовому бизнесу: «Ты же ничего не понимаешь, у нас страна другая, она такая огромная, есть территории, где людей почти нет, где их искать». Мы начали сравнивать сопоставимые цифры по разным странам с точки зрения плотности населения и огромного количества удаленных точек, мы пришли к выводу, что, например, в Канаде, Бразилии или той же Швеции четверть населения живет в каких-то в маленьких поселках, от одного до другого на оленях даже не доехать. Тем не менее, нет на сегодня стран, которые не обеспечивают доставку товара на 3- 4 день в самый удаленный регион. Я уже не говорю о Германии. Надо тоже понимать, что когда мы смотрим на карту, она какая-то маленькая. Два лаптя по карте, что называется. Что там еще люди на машинах ездят? Там же вроде пешком можно с севера на юг. Нет, нельзя. На самом деле это очень большая по размерам страна. И даже в Германии существует остров Рюген или какой-то поселок, затерянный в Альпах, но «Deutsche Post» делает доставку строго на следующий день. То есть Вы сегодня заказали посылку, завтра Вы ее получили. Гарантированно. Нам еще пока до этого далеко… В Индонезии сейчас друг работает и рассказывает о том, что это огромная страна островная. На второй день максимум доставляется посылка. Нам есть еще, над чем работать.

Алексей Ларин

- У нас, кстати, один из вопросов, звучит дословно так: «Александр, скажите честно, Вы разочаровались в «Почте России»?». В чем конкретно «Почта России» сегодня не дорабатывает? Почему она не соответствует требованиям современного российского е-коммерс или интернет-торговли?

А.Иванов

- На «Почте России» сейчас новая команда, которая работает два года. Я не думаю, что 2 года – это такой срок, когда можно подводить итоги. Надо понимать, что никому из пришедших волшебных палочек не выдавалось. Конечно там есть изменения, но эти изменения… Когда новая команда пришла, первый рывок был такой скачкообразный. Почему? Просто банально отстроили логистический процесс с точки зрения здравого смысла. Человек, который пришел логистикой заниматься (я очень скептически к нему относился первое время, слушая его высказывания), вообще, он до этого пиво возил. Все же победило не знание каких-то хитростей, а просто здравый смысл. И произошел скачок.

Алексей Ларин

- Есть положительная динамика. Все же это главный игрок на рынке. Но когда появилась огромная армия, миллионы этих маленьких интернет-магазинов, они все подтолкнули проблему логистики. На сегодняшний день их появляется огромное количество: мелких, крупных – они объединяются, находят общий язык из разных регионов и так далее, и создаются новые альтернативы «Почте России». Есть ли сейчас сильные игроки, которые могут конкурировать по- настоящему с почтой?

А.Иванов

- Да, почта испытывает очень большую конкуренцию в крупных городах. Чем дальше, чем мельче город, тем ниже конкуренция. Если мы будем брать какие-то отдаленные деревни, никому на свете в эти деревни доставлять не рентабельно, кроме почты, которая просто обязана это делать. Раньше говорили, что «почта плохо, зато дешево». Но давно уже недешево. Они оказались в ряду наиболее дорогих игроков на рынке. В то же время, наоборот, логистические компании, альтернативные почте, постоянно снижали цены на свои услуги, и вдруг выяснилось, что они дешевле почты. Очень сильный момент, они же это видят и понимают. Мы это не могли много лет объяснить другим почтовым командам, которые сменяли друг друга. Их подход был очень простой: как приходят, что-то денег не хватает, зарплату почтальонам нечем платить, а давайте-ка увеличим цены. Увеличили цену – значит, упали объемы. Денежная масса не изменилась, осталась на месте. Проходит год, и они говорят: «Что-то опять нечем зарплату почтальонам платить». Что тут можно сделать? А есть такой волшебный рецепт - давайте увеличим цены. Увеличили цены – значит, объемы опять упали. Они падали, падали, и только в 14- м году впервые за много лет у «Почты России» был рост, причем рекордный рост в ее истории по объемам. Когда мне приходится говорить о том, чем занимается Ассоциация, я говорю, что мы воюем за объемы. Потому что логистика – это самое больное место рынка. Мы воюем за объемы. Тут логика понятна - если увеличиваются объемы, значит, уменьшается себестоимость доставки одной единицы. Не знаю, надо ли объяснять.

Алексей Ларин

- Я думаю, слушателям понятно.

А.Иванов

- Оленья упряжка, например, везет одну посылку. Съеденный весь ягель, амортизация, собственно, оленя, погонщик, зарплата этого человека – это все стоимость перевозки одной посылки. А если он везет сто посылок, то это та же самая цифра, деленная на сто.    

Алексей Ларин

- Это главный способ, как развивать?

А.Иванов

- Это для всего рынка важно, потому что если снижать себестоимость, появляется возможность снижать цену. И почта это делает. Мы знаем, что у почты есть новый почтовый продукт, который ниже по цене тех, которые были раньше. Что такое снижение цены? Это не только рост оборота. Тут есть еще одна хитрость. Человек способен платить за доставку 10, максимум 12 процентов от стоимости товара, в Европе нигде не 10 и не 12, намного меньше. Если приходится платить больше, значит, этот товар перестает быть интересен.

Алексей Ларин

- Теряет ценность.

А.Иванов

- Да. Значит, надо 10-12 процентов от стоимости товара. Если у нас, условно говоря, доставка стоит тысячу рублей, значит, товар должен стоить 10 тысяч. А если стоит сто рублей, товар должен стоить тысячу. Товары, которые стоят тысячу, по определению (можно ссылаться на всякие исследования) количественно продаются больше, чем товары, которые стоят 10 тысяч. Значит, опять будет рост, а дальше идет рост количественный, который опять снижает себестоимость.

Алексей Ларин

- Но чтобы было количество, нужно, чтобы был спрос. А спрос у нас на сегодняшний день падает в экономике. Люди начинают экономить, начинают покупать меньше, в том числе в интернете. Есть, конечно, переход людей из офф-лайн в он-лайн, потому что там можно купить дешевле. Но, тем не менее, это не обеспечивает те объемы для того, чтобы значительно снизить стоимость доставки. Это утопия?

А.Иванов

- Нет. Мы говорим о некоем магистральном пути – о повышении объемов. Понятно, что на этом магистральном пути встречаются препятствия, гладко только на бумаге… Не то, чтобы мы забыли про овраги, но овраги стали образовываться независимо от нас, от здравого смысла. Это искусственно созданные препятствия, которые мешают. Мы, в определенном смысле, заложники. Понятно, что сейчас об этом не любят говорить, но идет падение рынка.         

Алексей Ларин

- С одной стороны, падение рынка. С другой стороны, мы говорили о том, что во многие небольшие города не возят товары. И здесь я вижу то кольцо, о котором мы уже говорили. С другой стороны, если бы в этих городах присутствовали интернет- магазины, которые туда возили бы товары, то объем продаваемых в этих маленьких городах товаров был больше.

А.Иванов

- А он есть.

Алексей Ларин

- Соответственно, «Почта России» могла бы на единицу товара снижать себестоимость и делать доставку. Получается такой замкнутый цикл. Кто-то его должен разорвать, кто-то должен сделать первый шаг. И очевидно, что такой первый шаг вряд ли сделает интернет-магазин. Скорее всего, почта должна каким-то образом запустить специальную программу по доставке товаров в удаленные, маленькие города.

Леонид Бацев

- Или государство должно субсидировать.

А.Иванов

- Нет, смотрите. Во-первых, «Почта России» никогда в жизни не отказывается никуда доставлять посылки и не может отказаться. Она не имеет юридической возможности.

Алексей Ларин

- Но цена такая, что порой человеку в маленьком городе, учитывая уровень жизни, купить невозможно. Он в павильон зашел, посмотрел: iphone 6 простой комплектации стоит 45 тысяч рублей. Посмотрел доставку, посмотрел на «Почте России», сколько за страхование возьмут, и решил, что не будет покупать. Решил так: «Попрошу у Ивана Ивановича, он едет как раз в Москву, вот и привезет». Если же мы будем понимать, что «Почта России» будет конкретно для Кургана, или небольшого города, для какой-то деревеньки…

А.Иванов

- Да, для деревни Гадюкино, скорее. Что касается Кургана, то туда доставляет не только почта, есть огромное количество других способов доставки и вручения. Речь идет даже не районных центрах, а о более мелких населенных пунктах. Потому что районные центры на сегодня альтернативкой уже практически все охвачены. Для остальных все эти цены «Почты Росси» - не смертельны, не губительны. Я бы о другом сказал. Всего 3-4 года назад отгремели дискуссии, о том, что «правильные пацаны» – это те, кто с почтой не работает. Что мы имеем в результате? Те, кто работают с почтой, попадают туда, где они оказываются во вне конкурентном окружении. Если сегодня в Москве, например, 1.5 тысячи интернет-магазинов предлагают одежду. Например, для «Otto Group» доля рынка в Москве, одна тысяча пятисотая, но, тем не менее, там серьезное конкурентное окружение. А вот в деревне Гадюкино, не в райцентре, кроме «Otto Group» никто не предлагает ничего. Там у них 100%. И там есть деньги. Я обожаю ездить по этим маленьким деревням и прекрасно знаю, что там есть спрос, не подкрепленный никаким  предложением. Вот туда у нас не добираются.

Алексей Ларин

- То есть проблема все-таки даже не столько в том, что я сейчас слышу. У нас этот вопрос касался почты. Вопрос не столько в проблеме почты или логистике почты, а проблема видится так: интернет-магазины сами не дотягиваются, не хотят по каким-то причинам…

А.Иванов

- Не хотят, не умеют. Это как вопрос о кошках. «Что их не любят? - Нет, не умеют готовить». Просто не понимают, как с этим работать. Это не означает, что спросить не у кого.

Алексей Ларин       

- От этого момента мне хотелось бы двинуться несколько дальше. Сначала хотелось бы слушателям напомнить, что Вы слушаете передачу «Сделано в России» с Алексеем Лариным и Леонидом Бацевым. Сегодня в гостях у нас Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли. И говорим мы об электронной коммерции интернет-магазина. На сегодняшний день большое количество поставок и объем бизнеса у нас формируют не российские интернет-магазины, а так складывается, что китайские интернет-магазины. Jack Ma совсем недавно приезжал, в Санкт- Петербурге выступал и говорил об огромных цифрах. И по сути дела, наша «Почта России» только и работает на «AliExpress» для того, чтобы обеспечить россиян дешевыми китайскими продуктами.

А.Иванов

- Еще немного на «eBay» работает.

Алексей Ларин

- И поэтому возникает вопрос. Сейчас на российский рынок активно выходят иностранные компании, в частности китайские: и «Alibaba», и «Джиди», те компании, которые имеют свою большую инфраструктуру, дешевый товар и выходят на конкурентный рынок. Ваше отношение к этому. Какие перспективы российских компаний?

А.Иванов

- Мое отношение к этому положительное. Попробую объяснить, почему. Потому что эти компании генерируют тот самый объем, который позволяет нам делать принципиально другую логистику. Одно время эта точка зрения была непопулярной. Сейчас, по-моему, уже все поняли, что это нормальные, естественные процессы, как-то успокоились, подавляющее большинство компаний занимается собой и это правильно. Это самый разумный ответ. Я не знаю, надо ли говорить об объеме в штуках? Необходимо просто сравнить.

Алексей Ларин

- Если есть цифры, почему бы нет.

А.Иванов

- Я могу ошибаться, люди из этих компаний меня поправят, но сейчас в день примерно 250 тысяч посылок идет от «AliExpress» или чуть больше. Больше 100 тысяч в день идет от «eBay». У нас если несколько тысяч делает интернет- магазин, то это кто-то из знаменитых лидеров, это очень успешная, огромная компания.

Алексей Ларин

- Значит, доля этих двух компаний, какова на сегодняшний день в доставке?

А.Иванов

- Если считать не деньги, а штуки, потому что доля денег невелика, средний чек очень маленький, это примерно четверть рынка.

Алексей Ларин

- Четверть рынка? Это очень заметно.

Леонид Бацев

- И, если возвращаться к вопросу, чем грозит в перспективе российской интернет-торговле приход этих игроков?

А.Иванов

- Я не знаю по поводу угроз. Есть положительный момент, как я уже говорил, что они генерируют тот самый объем, который позволяет снижать стоимость доставки и, значит, открывает двери очень многим нашим компаниям. Есть еще одна очень хорошая штука, о которой мы думаем, как посчитать. Опросы покупателей, которые мы проводили, говорят о том, что у нас сегодня самые лучшие рекрутеры. Это «AliExpress», который вербует огромную массу людей, которые до этого никогда в жизни не знали, что такое интернет, непонятно было, зачем он нужен, а теперь они поняли, и стали им пользоваться. С чего началось? С того, что захотелось купить ребенку какой-то чехол для мобильника, который стоит половину его завтрака (денег, которые ему мама дает ему на завтрак 150 рублей). Он покупает его на «AliExpress». Начиная с третьей покупки, человек уже понял, что такое интернет. он раскусил, в чем тут фишка. Он начинает ходить по другим игрокам. И на сегодня получается такой парадокс. У нас же компании тратят огромные деньги на привлечение клиента, на вовлечение его, вообще, в этот процесс покупок. На сегодня получается, что подавляющее большинство таких людей приводит в интернет не их усилие, не их реклама на телевидении, не их затраты на баннеры, а приводит «AliExpress» бесплатно. И если мы берем новых покупателей, то получается, что 75% из тех людей, которые пришли в интернет-магазины, вербует «AliExpress». Ничего более успешного в нашей истории не было.

Алексей Ларин

- В этом, может быть, и есть риск? Потому что ни для кого не секрет, что изначально, «Alibaba», «AliExpress» – это поставщик мелкого опта для всех остальных российских интернет-магазинов.

А.Иванов

- Почему? Для меня секрет.

Алексей Ларин

- На самом деле, огромная армия тех товаров, которые мы видим в интернет-магазинах, куплена в «AliExpress», добавлена некая маржа и на сегодняшний день они перепродаются.

А.Иванов

- Алексей, я очень много слышал об этом, но когда я прошу назвать конкретно - пока никто не называл. Потому что с точки зрения элементарного, здравого смысла, кто такие эти самые контрабандисты… У нас же порог - тысяча евро. Давайте будем думать, что если ты нормальный контрабандист, ты не будешь покупать товаров на 1000 евро, а купишь на 990, чтобы не попасться, чтобы не тысяча была. А нормальный контрабандист, должен делать дорогие заказы. Какой смысл делать мелкие? По одному таскать чехлу, чтобы потом перепродавать? С точки зрения трудозатрат как-то довольно глупо. Знаете, сколько у нас таких из всего оборота этой трансграничной торговли? Меньше 1%. Теперь давайте представим себе, что среди этого 1% есть разные люди: кто-то берет оптом, а кто-то нет, кто-то купил себе велосипед. Этот 1% дорогих товаров свыше двухсот евро сегодня - это то, что таможня обязательно проверяет. Всего товаров свыше двухсот евро у нас около 15% или меньше: где-то между 10 и 15% - это то, что таможней проверяется обязательно. Причем по таможенным нормативам только 20% вскрывается. Значит, мы еще 20% выбрасываем. Потому что, если, условно говоря, лежат горкой одинаковые айфоны, это как-то может заинтересовать таможню. Я точно не помню количество задержанных грузов. Это не означает, что это контрабанда, а задерживают их до выяснения обстоятельств. Она микроскопична, там очень тяжело.

Алексей Ларин

- Ваша позиция такова, что «Alibaba» не несет угрозы для российской электронной коммерции.

А.Иванов

- Я не знаю, что будет завтра. Но в обозримом будущем - это плюс.

Алексей Ларин

- Чтобы закрыть эту тему, насколько правильно, что российское государство на сегодняшний день в лице Сколково помогает «AliExpress» выходить на российский рынок? Не поддерживает российского какого-то игрока, который мог бы конкурировать, а выводит сюда иностранного игрока.

А.Иванов

- А я не знаю, как Сколково их выводит. У них есть разговоры, переговоры о том, что «давайте сделаем это, давайте сделаем это». Подписали договор о том, что будут дружить. Это хорошо.

Алексей Ларин

- Это нормально?

А.Иванов

- Я тоже готов с кем угодно подписать договор, что буду дружить. Я со всеми дружу.

Алексей Ларин

- Хорошо. У нас передача постепенно подходит к концу. И есть еще один очень важный вопрос, который хотелось бы обсудить и который на сегодняшний день тоже активно обсуждается в интернете и в СМИ - это экспорт российских товаров за рубеж. Мы все покупаем у «Alibaba», у «eBay», у других компаний, из-за рубежа привозим сюда. А российские интернет-компании продают за рубеж? Есть ли у них такая возможность?

А. Иванов

- Отличная тема. Потому что, сколько живем мы на свете, столько этим занимаемся. Когда-то были далеки от цели, сейчас, мне кажется, очень близки. Потому что уже на сегодня разработали дорожную карту. Причем, должен сказать, что в Минэкономразвития нас услышали на удивление подробно, детально, ничего не забыли, не упустили из того, что мы обсуждали. Есть дорожная карта. И при правильном течении развития событий, я надеюсь, что до конца года этот вопрос будет решен.

Алексей Ларин

- А какие основные проблемы есть сейчас, которые требуют решения?

А.Иванов

- Почему не получалось? Потому что у нас проблема – это единицы измерения. Если мы ввозим товар как оптовый товар, у нас единица измерения что? Допустим, контейнер или фура, паллет. На эти товары существует грузовая таможенная декларация (ГТД). Это документ, по которому дальше удостоверяется факт существования этого груза, его растаможка и так далее. У нас оформление этой ГТД - тысяча рублей. Если это у нас переносится на посылку, как единицу измерения, то всё, катастрофа. Тысяча рублей делает бессмысленным экспорт.

Алексей Ларин

- Проблема – розничный экспорт. Если более четко структурировать проблему, то проблема как раз…

А.Иванов

- Это именно экспорт посылок. Там есть свои глобальные темы. Если мы отправляем, условно говоря, контейнер, мы можем заниматься возвратом НДС. А это чрезвычайно сложная процедура, которая требует огромного труда. Представьте себе пачку бумаги. Примерно столько документов, которые вы должны подать для того, чтобы вам вернули НДС. То есть делать это на посылку просто невыгодно. Реально бумага стоит дороже того НДС.

Алексей Ларин

- Получается, у нас государство не думало о том, что мы можем развивать такой бизнес, и просто не учло его в своем законодательстве.

А.Иванов

- У нас никогда этого не было в истории нашего государства. Это абсолютно новый продукт. Но сегодня таможня научилась работать - у них же великолепно сейчас поставлено оформление импорта, все отлично. И поскольку это все отлажено, теперь мы можем говорить: «Экспорт нам сделайте так же, как и импорт». Это электронный документооборот, это растаможивание грузов по реестру. Например, фура целиком, если есть реестр содержимого, и так далее. И тогда это заработает.

Алексей Ларин

- У меня вопрос такой. А желающие-то есть?

А.Иванов

- Да. И поверьте, есть.

Алексей Ларин

- А кто эти желающие? Из каких сфер? Может быть, какие-то имена конкретные.

А.Иванов

- Давайте тему валенок и матрешек сразу отложим, хотя и там есть желающие. Тема, например, экспорта продуктов питания в Китай, открывается: кому надо, обращайтесь. Я уже записываю очередь. У нас упускается, что есть соседние с нами страны: Узбекистан, Азербайджан и так далее, где люди, чтобы одеться или купить технику, покупают билет и приезжают в Россию. Потому что у них это все еще дороже, а линейка представленного товара намного меньше. У нас есть страны Балтии, которые с удовольствием читают книги на русском языке. Про Украину, по многим причинам, мы сейчас говорить не будем. Когда-нибудь это будет некий большой ресурс, резерв такой. Есть этот потенциал. По книгам это еще и Германия, и Израиль, много стран. Товары есть – есть желающие.

Алексей Ларин

- У нас еще вопрос. Я думаю, на него стоит осветить, чтобы мы перед слушателями были честными. А как может НАДТ помочь выйти российской компании на экспорт?

А.Иванов

- Во-первых, мы помогаем уже тем, что создаем сам этот продукт - экспорт посылок -  и участвуем активнее всех. Я скажу, что мы участвовали во встрече с Jack Ma, не присутствуя на ней, но нам удалось передать эти мысли Jack Ma, когда он встречался с руководителями нашего государства. Эта тема получила новое звучание благодаря этому. Я не к тому, что я писал текст Jack Ma, что он должен сказать. Но этот ресурс мы использовали тоже. Мы работаем над этим продуктом. Это наше любимое дитя сегодня. И сейчас, мне кажется, довольно успешно пошла работа.

Алексей Ларин

- То есть помощь заключается в том, что те инициативы, которые Вы выносите на государственный уровень, уже сами по себе открывают дорогу тем компаниям, которые хотят выйти на экспорт в интернет-торговле.

А.Иванов

- Члены нашей Ассоциации, среди которых есть международные маркет-плейсы, готовы это всячески поддерживать. В частности, у «eBay» уже есть некий проект, они уже этим занимаются.

Алексей Ларин

- Отлично. У нас передача подходит к концу. Хотелось бы поблагодарить Александра за то, что стал нашим гостем. Действительно, мы затронули сегодня очень интересные вопросы. И вопросы, я думаю, будут еще в сети. Александр обещал (в Facebook в комментариях написал), что на все вопросы, которые будут заданы, он обязательно ответит, прокомментирует. Поэтому все можем продолжать писать вопросы и получим на них ответы. Спасибо.

А.Иванов

- Спасибо большое. Не успели ни на один вопрос ответить подробно. И нам бы не хватило пяти лет ближайших для этого.

Леонид Бацев

- С Вами сегодня были Леонид Бацев, Алексей Ларин. И наша передача «Сделано в России». Со всеми прощаемся до следующей среды. Всем – до свидания.