{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Как писать не в стол?
Что пиарщик чувствует, когда пишет не только пресс-релизы для работы, но и книги для души

Анна Воронина

- Доброе утро, дорогие друзья. Сегодня у меня в гостях Владимир Торин, автор романа «Амальгама». Владимир, здравствуйте.

Владимир Торин

- Здравствуйте.

Анна Воронина

- Сегодня будем говорить о том, что пиарщик чувствует, когда пишет не только пресс-релизы для работы, но и книги для души. Владимир успел уже подарить мне свой роман «Амальгама». Вот он у меня в руках подписанный. Сегодня я провела с ним всю ночь, скажу честно, не выспалась.

Владимир Торин

- Причем не с автором, с романом.

Анна Воронина

- Читала с удовольствием. Хочу сказать сразу, что книга подходит только для тех, у кого есть свободное время, потому что можно начать читать и провалиться, забыть все свои дела. Для тех, кто не читал, немного расскажу о романе. Весь сюжет книги развернут вокруг картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». В свое время в социальных сетях много писали об этой картине, о портрете. Там увидели изображение Путина, хотя сам портрет XV века. И этим портретом начинает интересоваться некто Ситорин. Он, кстати, товарищ из КГБ. Думаете, такое солидное ведомство могло просто так заинтересоваться искусством? Правильно думаете. Не могло. И дальше рассказывать не буду, но сюжет вокруг расследования, вокруг картины и изображенных на ней героев. Книга вышла в декабре прошлого года. И весь тираж был раскуплен за новогодние каникулы. Владимир, вы сами журналист, политолог, сегодня ваша основная работа – это пиар в крупной компании. Читала ваши интервью, где вы рассказывали, как решили написать эту книгу. Прямо цитирую: «Я понял, что мне есть, что рассказать людям». Изначально появилась идея написать рассказы, дальше вы прочитали их друзьям за ужином, и друзья сказали: «Супер. Очень интересно». Все замолчали, затаили дыхание и попросили продолжения, сказали: «Пиши книгу. Она точно будет успешной». Вы им поверили, написали. И действительно «Амальгама» пользуется большим успехом, и в сети большой интерес к ней есть. Сама книга родилась спонтанно, но вы, как человек из профессии «пиарщик и политолог, журналист», как-то планировали стратегию ее продвижения? Искали ли спонсоров для издания, бюджет?

Владимир Торин

- Во-первых, спасибо огромное за добрые слова, потому что мне приятно, тем более, что вы прочитали какую-то часть книги сегодня ночью. У меня уже очень многие мои друзья звонят и ругаются, что я не даю спать им ночью, потому что начинаешь читать вечером для того, чтобы уснуть, и до утра уже хочется узнать, что там было. Собственно, в этом была основная задумка – сделать какой-то такой приключенческий, интересный роман, чтобы там было все – и мистика, и любовь, и сражение, история, и исторические персонажи, и какие-то известные события, и современная наша жизнь, и все это вместе как-то спрессовать, утрамбовать и сделать из этого красиво замученную авантюру. Но действительно она писалась для того, чтобы как-то позабавить друзей. Я написал несколько глав, потом почитал: «Автор, пиши еще». Сейчас ко мне просто идут конкретные письма, приходят издательства. Сейчас мы подойдем к истории про издательства. И они предлагают написать «Амальгама-2», потому что она стала популярной. Круто, мне нравится. Конечно, напишу «Амальгама-2».

Анна Воронина

- Когда книга уже была готова (вы же, как профессиональный пиарщик, работаете в крупной компании, знаете все технологии), вы как-то думали, как ее нужно продвигать, какой набор шагов нужно сделать?

Владимир Торин

- Это просто. Как продвигать книгу – это просто. Нужно, чтобы она, во-первых, была просто хорошая. Во-вторых, конечно, необходим ряд простейших инструментов для того, чтобы она была на виду и о ней говорили.

Анна Воронина

- Например? Я видела, что вы выкладывали первые десять глав на сайте.

Владимир Торин

- Да. Был создан сайт.

Анна Воронина

- Чтобы люди смогли прочитать, понять, что это.

Владимир Торин

- Мои друзья подключились к этому делу. Дело в том, что я много лет работаю совместно с различными журналистами, с тележурналистами, с газетными журналистами, с людьми, которые занимаются интернетом, SMM. И я просто попросил: «Слушайте, помогите мне, пожалуйста, продвинуть книгу, раз уж так получилось, что она есть». И друзья с удовольствием помогли. И спасибо им огромное за это. Мы делали сайт, мы опубликовали первые десять глав, и тут же подскочил интерес к книге. Потом мы вместе собрались и объявили конкурс на знание истории. Потому что в книге огромное количество исторических событий, причем реальных исторических событий, очень интересных исторических событий. И те, кто побеждал в этом конкурсе, отправлялись в Венецию.

Анна Воронина

- Да? Сколько людей?

Владимир Торин

- Немного. Их, к сожалению, немного. Один человек выиграл конкурс. Сейчас в ближайшее время выиграет еще один. Немного на самом деле. Эта книга – не бизнес-проект, эта книга, скорее, для души. То есть хочется сделать что-то, чтобы душа чувствовала, что все хорошо. Хочется что-то рассказать людям – рассказал. Хочется описать что-то красивое – описал. Потому что, в принципе, в своей жизни я много чего видел, я много чего знаю. Я много, что посмотрел. Моя история, связанная с журналистикой, с пиаром начиналась с того, что я служил в армии, в пресс-службе внутренних войск, впоследствии был пресс-секретарем командующего группировкой вооруженных сил России в Чечне.

Анна Воронина

- Вы пять раз были на войне, насколько я знаю.

Владимир Торин

- Да. Я провел полгода в этом пылающем Грозном.

Анна Воронина

- То есть все эти описанные в книге сюжеты, где драка, то есть это все, я так понимаю…

Владимир Торин

- Я многое видел. Я был военным, и в военном училище, я был на войне и в Карабахе, и в Южной Осетии, Северной Осетии, Владикавказе, Грозном. Конечно, все это посмотрел. И именно тогда, кстати, пришло понимание, что война – это плохо. То есть войны быть не должно совсем. И миром должна править любовь. И любовь гораздо важнее и главнее любых других вообще стремлений. И как-то у нас все очень плохо получается с любовью. Как только человек начинает говорить о том, что «Люди, любите друг друга. Давайте любить друг друга, не делать никому зла», и тут же то гвоздями к кресту прибьют, то застрелят. То есть какая-то беда все время происходит с теми, кто всех призывает к любви. И вторая книга, скорее всего, уже будет про это, потому что только коснулся глубинных каких-то вещей. Ведь идут тысячелетия, меняются форматы жизни…

Анна Воронина

- А суть остается.

Владимир Торин

- А суть остаётся одной и той же, и совершенно по барабану, что в руках у тебя айфон или (я не знаю, что там носили) четки у древних мусульман или буддистов каких-нибудь, абсолютно все равно, что у тебя в руках. Если убийца убивает человека копьем или он убивает его из автомата Калашникова, то суть не меняется все равно. И эти вещи, они вечные. Они вечные. И почему-то мы тысячелетие за тысячелетием про них говорим и никак не можем найти правильное понимание этих вещей, найти правильно поведение для всех. Все время появляются негодяи, подлецы, предатели, одни убивают других. Вроде бы, казалось, договоритесь как-то, люди, между собой, да и все. Нет. Это прямо такая специальная история про то, как договорится невозможно. И в этом тоже есть своя сермяжная правда. В этом есть некая суть глобальная.

Анна Воронина

- Владимир, а как выбирали издательство? Потому что, когда вы написали книгу, нужно было понять, как ее публиковать. Совсем недавно моя подруга написала книгу и хотела опубликовать. Мы пошли по ряду издательств и, насколько я понимаю, что там очень специфическая история. Это свой мир со своими законами, со своими правилами. Расскажите о своем опыте.

Владимир Торин

- Смотрите. Во-первых, конечно, я туда просто свалился с бухты-барахты, попал в этот большой мир с этими книгами, издательствами, книжными магазинами. Мне просто повезло, что роман показался интересным, и его раскупили. А, вообще-то, конечно, это огромный мир, и многие люди в нем варятся десятилетиями. И я с ужасом посмотрел, что без какого-то проводника в этом мире невозможно.

Анна Воронина

- А кто этот проводник? Это сам издатель, с которым нужно найти контакт?

Владимир Торин

- Бывают разные люди, причем сейчас очень много рас, очень много людей, которые с удовольствием предлагают мне свою помощь.

Анна Воронина

- Но сейчас, я думаю, уже – да, когда книга имеет успех и в интернете хорошие отзывы.

Владимир Торин

- Я хочу сказать очень теплые слова благодарности в адрес, например, известной российской звукозаписывающей студии «Союз». Руководитель этого «Союза» сразу меня нашел и предложил приобрести права на издание аудиокниги.

Анна Воронина

- Я знаю, что озвучивал Александр Клюквин, актер театра и кино, известный мастер звучания и голос телеканала «Россия».

Владимир Торин

- Это уже делали они сами. Просто мы договорились с «Союзом» о том, что я отдаю им права и все. И они дальше уже сделали, на мой взгляд, великолепную аудиокнигу, которая тоже продается. Ее уже и в интернете можно скачать, то есть там тоже такая большая история. Я был поражен. Люди ездят в машинах, слушают в машине книгу «Амальгама». Звонят мне мои старые друзья какие-то, друзья их друзей. Всем это стало интересно. И, конечно, это во многом потому, что меня нашли люди из студии «Союз», которую заинтересовал сам формат, сама книга. Сейчас разговариваем потихоньку про кино.

Анна Воронина

- Про кино хотела спросить, но давайте оставим это на потом. Когда приходили в издательства (я так понимаю, что у нас есть три крупнейших), а вы свою книгу первую опубликовали в небольшом издательстве. Как сделали это выбор?

Владимир Торин

- Я ходил в крупные издательства, принес книгу. Они мне начали рассказывать, как надо писать. Меня уже учили много раз, как надо писать. Я по одному образованию журналист, по другому образованию я политолог, преподаватель русского языка и литературы по третьему. То есть я, в принципе-то, знаю, как писать.

Анна Воронина

- То есть, по большому счету, они просили переписать под их какое-то видение книги.

Владимир Торин

- Да. Мне это не очень хотелось делать. Да и времени нет, потому что есть работа, она важна. И, в общем-то, когда я понял, что это невозможно сделать, я просто обратился в другое издательство. Я конкретно обратился в издательство «Вече». Оно как бы в десятке, наверное, оно входит в десятку крупнейших российских издательств, но оно далеко не такое крупное, как первая тройка. И в «Вече» в меня поверили. Говорят: «Слушай, это может быть интересно. Давай попробуем. А вдруг мы откроем новое имя». И мы участвовали с издательством «Вече» в выставке в ЦДХ на Крымском валу, там была выставка «NonFiction». Там презентовалась книга «Амальгама», которая там тоже была очень хорошо раскуплена. Приходили артисты театра и кино, читать мою книгу. Читал Назаров, который «Кухня», Белый, там есть такой артист. И они читали отрывки из «Амальгамы». И всем очень нравилось. Это было круто.

Анна Воронина

- Читала отзывы вчера. И вас сравнивают с Деном Брауном, Марининой. Кто-то говорит, что вы похожи на Акунина. Кто-то даже говорит, что Торин – это новый псевдоним Акунина.

Владимир Торин

- Да. Я уже читал.

Анна Воронина

- А вы сами на кого хотели быть похожи?

Владимир Торин

- Вообще ни на кого не хотел быть похожим совершенно. Так журналисты устроены. Журналистам нужна подача материала. Это логично, им для того, чтобы материал был подан, нужно его к чему-то привязать. Так родилась эта история в «Комсомольской правде», прочитал. С одной стороны, приятно, с другой стороны, не знаю. Может, это и плохо. «Комсомольская правда» сравнила меня, написала, что я русский Ден Браун. Потом появилась история, что это новый псевдоним Акунина. Я вообще смеялся. Нет, конечно. Мне не хочется быть на кого-то похожим. Мне хочется, чтобы это было интересно. Мне хочется высказать то, что я недовысказал. Вообще, есть еще одна глубинная большая история. Она связана с тем, что когда-то давно, много лет назад, я родился в городе Киеве, в большом красивом доме Союза писателей Украины, где жил и работал мой дедушка. Дедушка был писателем. Есть семейная байка, как он приходил в гости к Горькому в бывший особняк Рябушинского на Никитской. Горький его там встречал. У меня есть его билет члена Союза писателей, такой старинный, подписанный Горьким. И еще, почему книга появилась? Потому что просто хотелось как-то отдать дань памяти своему дедушке, которого я никогда не видел. Когда я родился, он уже умер. И как-то хотелось продолжить эту историю, что у меня тоже есть книга. Я не думал, что будет еще что-то. Теперь уже, когда насели друзья, издатели, все требуют вторую часть, я понимаю, что сейчас майские праздники будут, я уеду в отпуск, сяду где-нибудь, запрусь да как бабахну вторую часть. И надеюсь, что будет что-нибудь такое не менее увлекательное, чем первая «Амальгама». И поэтому здесь еще глубинная история, связанная с тем, что я хотела отдать дань памяти своему деду.

Анна Воронина

- Я вчера читала очень много рецензий на книгу. Много восторженных рецензий, много обсуждается поведение персонажей, много каких-то жизненных ситуаций. И стала замечать, что из сайта в сайт слово в слово повторяется один и тот же комментарий, причем этот комментарий негативный. Оставляет его человек какой-то, причем один и тот же. Больше чем на пяти сайтах я увидела один и тот же комментарий, который под копирку негативно пытается отозваться о вашей книге. Получается, что есть какие-то недоброжелатели?

Владимир Торин

- Наверное. Я видел недавно.

Анна Воронина

- Потому что это же нужно было зарегистрироваться везде, оставить этот комментарий.

Владимир Торин

- Я видел недавно, что появился какой-то товарищ, он начал писать. Это хорошо. Это значит, он как минимум купил книгу и прочитал. Ну и слава Богу. Это здорово.

Анна Воронина

- Причем он очень подробно описывает ее содержание и вставляет свои комментарии.

Владимир Торин

- Вы заметили, что он единственный такой странный тип и одинаковые тексты почему-то размещает. Возможно, выйдет на меня потом, будет предлагать как-то договариваться. Я не знаю, что это за странный человек. Но большинство комментариев, которые в сети, мне они прямо приятные. Я удивлен. Есть очень много хороших, приятных отзывов. И ладно, если я езжу в Нижний Новгород или в Красноярск, или в Краснодар, где у меня есть знакомые журналисты, которые мне с удовольствием говорят: «Старик, давай я с тобой интервью сделаю», то есть мы просто садимся, разговариваем, он пишет про меня материал, потому что мы давно друг друга знаем. Я понимаю, что они с удовольствием напишут, наверное, позитивный материал. Есть очень много журналистов и блогеров, которые меня не знают, и вполне позитивные, красивые, положительные комментарии слышу про книгу. Мне это очень приятно. Это очень здорово. Спасибо им огромное за это. Будут стараться писать дальше.

Анна Воронина

- Все отмечают очень легкий язык и то, что очень легко читается. Это правда. Смотрела, вы выложили восемь глав из 120 глав книги на сайт. Немного пошарив по интернету, я нашла, где ее можно почитать бесплатно в открытом доступе. Вы как-то боритесь с этим?

Владимир Торин

- Позвонил мне мой товарищ и говорит: «Слушай, старик. Есть две новости. Одна хорошая, другая плохая». Я говорю: «Какая плохая?». – «Взломали электронную книгу».

Анна Воронина

- Я думала, кто-то ее один раз купил и выложил везде.

Владимир Торин

- Нет, там есть специальные люди, это прямо целые команды, есть очень много сайтов. Но хорошая новость была в том, что никогда не крадут книгу, которая не пользуется спросом. То есть она сейчас уже выложена на многих сайтах, конечно, ее украли уже. Поэтому мы и не торопились с выкладкой книги в сеть, а какое-то время продавали бумажную версию. До февраля месяца у нас не было электронной версии, поэтому как раз за январские праздники пошли продажи. А потом взломали книгу. Ее сейчас на пиратских сайтах можно найти, скачать, что, наверное, тоже хорошо, в конце концов. Да и ладно.

Анна Воронина

- Не боритесь с ними?

Владимир Торин

- Нет. Если люди тянутся к прекрасному, там же столько всего интересного, там столько всяких исторических вещей. Если внимательно почитать историю, найти какие-то удивительные совпадения, удивительные истории внутри этой истории, то становится безумно интересно. Я был поражен историей, например, венецианского дожа Энрико Дандоло, который в 98 возглавил штурм Константинополя и первым взобрался на крепостную стену, будучи слепым. Он в 60 лет стал слепым. В 98 лет взобрался туда. Какая-то странная история, при этом, как только Константинополь упал, у него было какое-то зеркало, зеркало по преданию было разбито, и он тут же умер. Такая мистическая тема. Я начал читать про этого дожа. Интересная история с Барбароссой.

Анна Воронина

- Откуда такой интерес к истории? Это всегда было?

Владимир Торин

- Я всю жизнь этим очень увлекаюсь, интересуюсь. Мне очень интересно.

Анна Воронина

- Я знаю, друзья с вами любят путешествовать. Не надо брать гида, потому что вы все знаете и рассказываете лучше, чем экскурсовод.

Владимир Торин

- Да. Мои друзья знают эту тему: «Торин с нами, тогда все нормально. Все, поехали. Тогда гид не нужен». Я сам перед тем, как куда-то ехать, я прочитаю все про эти города, куда мы едем, где какие-то старинные улицы, старинные дома, кто там жил, кто что видел. И, безусловно, я этим делюсь со своими друзьями, с тем, кто рядом оказался. И получается, что мне самому приятно об этом говорить, а им приятно, что рассказывают. Сюда, в книгу, вошли какие-то интересные, неожиданно найденные исторические факты. Скажем, про зеркальце – это моя находка. Я ею очень горжусь. Этого никто не видел, никто не знал, а лежит на поверхности история. У многих народов Европы есть сказка, сказка о некой прекрасно королеве, которая каждый день смотрит в зеркало и спрашивает: «Правда ли, что я самая красивая на свете?». А в это время она где-то куда-то сбагрила свою сестру, которая является красивее ее. Мы знаем эту сказку по варианту Пушкина: «Свет мой, зеркальце, скажи». Есть такая же сказка у англосаксов, есть такая же сказка у племен готов. А на самом деле это совершенно реальная история из Византии, из города Константинополя про царевну византийскую, которую звали Зоя Порфирородная, которая действительно отправила на 25 лет в монастырь свою сестру. И действительно у нее было огромное зеркало во дворце, и ее день, Зои Порфирородной, начинался с того, что она подходила к этому зеркалу утром и спрашивала: «Правда ли, что я самая красивая?». Она как бы разговаривала с этим зеркалом. Об этом есть реальные исторические свидетельства. И потом это все превратилось в сказку. Более того действительно вернулась та сестра, которая была заточена в монастыре и разбила зеркало. Зоя мгновенно умерла. А уже через 200 лет она была причислена к лику святых. Там была удивительная история. Она в 68 лет пятый раз выходила замуж, при этом была очень красивой, как рассказывают книги. То есть ничего себе такая история. Кто про это знал? Все знают сказку, а это на самом деле реально, и там завязано зеркало и какие-то византийские царевны. Это здорово.

Анна Воронина

- Насколько я поняла, образовалась такая критическая масса людей, которые ждут продолжения этой истории. Знаю даже, что была такая история, что женщина где-то услышала, что презентация вашей книги будет и приехал из Железногорска.

Владимир Торин

- Это в Красноярске было. Я прямо был поражен.

Анна Воронина

- Ночевала в Красноярске. Утром, чтобы прийти на встречу с читателями, купила 6 книг, чтобы все их подписать друзьям.

Владимир Торин

- Я про нее рассказывал в одном из интервью. Потому что меня потрясла история, когда человек увидел меня по телевизору и поехал специально куда-то через километры, чтобы на меня посмотреть и сказать: «Спасибо, вам». Я говорю: «За что?». Она: «Как? Вы дали нам эмоции». Мне так стало приятно, что я дал эмоции, я поделился своими эмоциями, поделился какими-то своими знаниями. И неожиданно добавил человеку час или два, или пять часов какого-то хорошего настроения или знаний каких-то. Про знания тоже интересно. Мне друг позвонил, у него сын учится в школе. Они проходят историю средних веков. И там была тема, в книге есть картинка, как крестоносцы штурмуют Константинополь. А мальчик спросил у папы: «Что за ерунда такая? Константинополь – это древний христианский город. Крестоносцы идут ведь на мусульман войной. Что там за история?». Там действительно была история четвёртого Крестового похода, когда крестоносцы, ведомые этим странным слепым дожем Энрике Дандоло, вдруг начали штурмовать не Иерусалим, а Константинополь. И папа что-то ответил. А на следующий день у ребенка бы какой-то урок, посвященный как раз этим Крестовым походам, и он поднял руку, сказал: «Я знаю, что они штурмовали Константинополь». И получил пятерку. Мне звонит мой друг, его отец, и говорит: «Слушай, ты не зря написал книгу. Уже, как минимум, пятерку ребенок получил, потому что увидел в твоей книге картинку правильную и правильно рассказал об этом учителю». Я только за то, чтобы все, что заешь, знали другие. Узнавать, смотреть – это так интересно. Жить интересно, вокруг столько всего. И история, которой тысяча лет или две тысячи лет, она тоже как будто бы сейчас. Это все связано какими-то невидимыми нитями. Это все переплетено – какие-то события, люди, характеры. Ты встречаешь человека и думаешь: «Я же его где-то видел». А ты его никогда не видел. Много таких вещей удивительных. И, слава Богу, что это есть. Я никогда не завидовал тем людям, которые очень успешны и владеют какими-то деньгами. Если у них все расписано по минутам, если они разучились удивляться, если они видят закат солнца на море и при этом думают не об этом, а о каких-то мирских сиюминутных делах, которые вообще ничего не стоят по сравнению с этим закатом, то мне всегда их было жалко. Как так можно жить? Ведь столько интересного вокруг. Как всего этого не видеть? Как можно уйти, упереться в деньги, в карьеру или еще что-то и не видеть ничего вокруг. Так нельзя. Нужна, конечно, широта какого-то охвата. Нужен какой-то кругозор, та же самая история про книгу. Да, у меня есть основная работа. Я работаю как раз тем, что занимаюсь внешними коммуникациями, занимаюсь пиаром крупной компании, но это как хобби. Как я могу жить только этим?

Анна Воронина

- На работе не ревнуют?

Владимир Торин

- Наверное, правильнее видеть человека развивающегося и растущего, чем человека остановившегося на каком-то одном уровне и ничего не желающего видеть вокруг. Ведь мое хобби с книгой означает, что я сижу и пишу разные слова, складываю их в тексты. По сути, это и есть моя работа – умение складывать из слов тексты или о чем-то кому-то рассказывать. И это все равно некий такой профессиональный «челлендж». Все равно из одной корзины все эти вещи. Поэтому я считаю, что это только улучшает качество работы.

Анна Воронина

-Я хотела спросить: когда писали книгу, думали о том, что надо упомянуть Путина, Сталина, про него сейчас говорят, Наполеона, еще кого-то, как пиарщик думает: «Чтобы был успешный кейс, нам надо…»?

Владимир Торин

- Честно говоря, да. Потому что, когда эта красивая истории закрутилась вокруг Энрике Дандолы или Барбароссы, это здорово, это интересно, это удивительные, красивые исторические персонажи, но про них никто ничего не знает, а про Сталина знают. А про Путину тем более. И, конечно, это было понимание пиарщика, что нужно добавить.

Анна Воронина

- А оттуда не звонили?

Владимир Торин

- Нет. Я как бы оттуда знаю многих людей. Многие прочитали, многим понравилось. Хотя этот вопрос часто возникает. Я объясняю: подождите, это вообще не Путин. Это купец Арнольфины из 1434 года. Поэтому отстаньте, пожалуйста. И, в принципе, здесь достаточно много приключений, авантюр и мистики, но здесь мало наездов на каких-то персонажей, там боле исторических, коим является господин Путин.

Анна Воронина

- Кстати, кто не знает, название «амальгама» – это жидкий или твердый сплав ртути с другими металлами. Также амальгама может быть раствором, ведущих себя аналогично металлам ионных комплексов, например, аммония, то есть сложный такой сплав всего: истории, известных людей, приключений.

Владимир Торин

- Да. То есть получилось, об это писали, что это как новый жанр. Кроме того, что амальгама – это зеркальный термин. Как делалось зеркало 500 лет назад в Венеции? Бралось стекло. На стекло наливался некий сплав металлов.

Анна Воронина

- Серебро.

Владимир Торин

- Нет. Серебро – это основа амальгамы. И оно должно быть перемешано с ртутью, еще с чем-то. Там целая история, что должно быть намешано. И это тонким слоем раскатывалось по стеклу, потом остывало. Стекло переворачивалось, получалось зеркало. Это амальгама. Но с другой стороны, мы понимаем, что амальгама – это сплав. И отсюда появилась история, что это сплав всего. Действительно, в этой книге есть все. Я многих друзей встречал, знакомых, кто рассказывал мне про книгу. Удивительно, но каждый в этой книге видит что-то свое. То есть девушка мне рассказывала: «Это история про любовь, все понятно». Другие говорят: «Это мистика. Это мистическая книга». Третьи говорят: «Это исторический роман, все понятно». И я такой смотрю, действительно, там есть и мистика, и любовь, и исторический роман, и все на свете, и детектив. И все это намешано – амальгама, так вот.

Анна Воронина

- Сейчас уже точно понятно, что «Амальгама-2» будет.

Владимир Торин

- Да.

Анна Воронина

- Каких ошибок можно будет избежать? Вы для себя уже знаете, чего не нужно делать для ее продвижения, что делали в первый раз? Есть какие-то такие крючочки, за которые больше не хочется зацепиться?

Владимир Торин

- Не буду говорить, потому что это такой мир сложный, связанный с книжными магазинами, книжными издательствами, различными агентами, какими-то договорами, что я даже не буду сейчас говорить. Да, я уже немного увидел, что и как, и, в принципе, мне уже немного легче. Я знаю, что за чем должно идти, что нужно сделать для того, чтобы легче пройти весь путь от написания книги до продажи ее в книжном магазине. Но, скажу вам, что это целая наука. Я ведь делал «justforfun» просто книгу, потому что она писалась, потому что для друзей, просто потому что «а почему нет?». А есть люди, которые пытаются этим зарабатывать деньги. Кто-то пытается делать это бизнесом, кто-то пытается это делать делом своей жизни. И, конечно, им очень непросто.

Анна Воронина

- А что можно посоветовать тем, кто хочет издать свою книгу?

Владимир Торин

- Смотрите, тут дело не только в книге. Вообще, человек должен делать то, к чему у него лежит душа. Что он хочет делать, то он и должен делать. Если человек считает, что может написать книгу, конечно, ее нужно написать.

Анна Воронина

- А если он уже написал и не знает, куда ему деться, как ее продвинуть, чтобы она увидела свет.

Владимир Торин

- Надо идти, как я, к друзьям: «Друзья, помогите. Вот такая история: у меня есть книга. Как думаете, что нужно сделать?». Друзья, как минимум, посоветуют, куда идти. Слушайте, сейчас в век интернета можно просто забить этот вопрос в условный «Yandex»или «Google», и вывалится тысяча ответов. У меня есть друг, который пишет прекрасные совершенно книги, и он просто выставляет их в интернете на определённых сайтах. И у него там тоже сотни поклонников и поклонниц, которые ему пишут постоянно. Его это устраивает. То есть его книгу может увидеть каждый, и ему приятно. А мне хотелось сделать именно бумажную, чтобы ее можно было подержать в руках, понюхать, как она пахнет типографской краской, потому что тактильные ощущения важны, когда читаешь книгу. Я сейчас многие книги читаю в электронном виде, но это все равно не то. Все равно хочется подержать в руках, переворачивать страницы.

Анна Воронина

- А можно в нашей стране заработать написанием книги или все-таки это больше проект для души, как вы уже сказали, имиджевый?

Владимир Торин

- У нас есть в стране человек десять писателей, которые действительно зарабатывают деньги написанием книг. Но я бы на это не ставил для себя, например. Я бы это делал для себя, как выяснилось, для каких-то людей, кого это заинтересовало. И, слава Богу, что заинтересовало многих. Значит, еще люди интересуются историей. Значит, еще люди хотят видеть какую-то красивую литературу. Потому что я видел, что есть много книг, которые неприятные: какие-то трупы, ужасы какие-то. Здесь тоже есть трупы и ужасы, но они как-то сбалансированы. И это просто делалось потому, что я не мог этого не сделалось. Мне хотелось поделиться, я поделился. Думать про это как про бизнес-проект, наверное, неправильно.

Анна Воронина

- А сейчас удалось заработать или хотя бы отбить вложения?

Владимир Торин

- Здесь особых вложений то и не было, если честно. Это не те совершено деньги. Приезжаю я в город Нижний Новгород к своим старым друзьям или в город Краснодар. Я накрою им всем стол в каком-нибудь заведении, мы вместе там выпьем, поговорим о былых днях, еще о чем-нибудь. Большие деньги? Наверное, какие-то деньги. Или попросил я девушку нарисовать некую картинку для книги, дал я ей денег чуть-чуть совсем. Это не вложения или инвестиции какие-то. Это такой интересный процесс, скорее не процесс зарабатывания и траты денег, а это творческий процесс написания книги и удивительного изучения того, как она вдруг неожиданно находится у читателя.

Анна Воронина

- А вообще изменились отношения не с друзьями, а с друзьями-пиарщиками в профессиональном сообществе, когда появилась книга? Стали как-то по-другому относится?

Владимир Торин

- Больше подкалывают. Меня всегда знали в нашем профессиональном сообществе, в журналистском, и в пиар-сообществе. Конечно, меня все знают. Но сейчас чаще подкалывают: «Это великий писатель идет». Я тоже смеюсь, потому что мне очень далеко до каких-то великих писателей, поэтому мы все с удовольствием об этом смеемся, все с юмором к этому относимся. Но все мои друзья прочитали эту книгу, и мне было очень лестно видеть их отзывы в ленте «Facebook», в «Instagram», потому что эти люди, они бы врать не стали. Их купить нельзя. А если покупать, то дорого. И там многие так и писали. «Володя, если бы написал фигню какую-то, ты понимаешь, что я бы тебе сказал. Но, ты знаешь, тебе удалось», - пишет один известный пиар-менеджер. Другой пишет: «Читал всю ночь, не мог оторваться. Завтра заставлю читать жену». Это пишут люди, мнением которых я дорожу. Это очень приятно, и это тоже мне дало много сил и понимания, что не зря это все делалось.

Анна Воронина

- А есть сейчас такое, что подходят друзья или знакомые и говорят: «Слушай, а у меня тоже лежит книга. Я написал столько-то лет назад, тоже хочу издаться. Помоги мне. Или давай в соавторстве».

Владимир Торин

- Многие приходят за советом. Потому что я как-то прошел этот путь, причем я его пришёл, не напрягаясь. Сколько писалась книга? Книга писалась почти 4 года. То есть, когда свободный день, выходной день появляется, буквально пять минут времени, в самолете летишь откуда-то куда-нибудь, достал, пописал, потом забыл, закрыл и так 3,5-4 года. Мне не надо было никуда торопиться. Я никуда не спешил. Это писалось просто так. Если бы я из этого сделал бизнес-процесс какой-нибудь, конечно бы, появилось огромное количество проблем и со временем, и с тем, как надо, куда надо срочно что-то сдать, надо срочно инвестировать какие-то деньги, срочно с кем-то договориться. А так как это шло само собой в спокойном, абсолютно не в коммерческом, не в бизнес-режиме, то оно и получалось. И поэтому я спокойно прошел многие итерации, о которые разбиваются многочисленные начинающие авторы. Поэтому ко мне подходят с вопросом: «Что сделать? Куда обратиться? А как правильно что-то написать?».

Анна Воронина

- Советуете?

Владимир Торин

- Конечно, я с удовольствием. Мне совершенно не надо прятать какой-то свой опыт. Я с удовольствием им поделюсь всегда. И действительно очень многие мои коллеги пишут книги, но потом то нет сил ее закончить, то нет времени, то появились какие-то новые проекты, не до того, то еще что-нибудь. Так же как и у меня 4 года валялась эта книга в ноутбуке, я где-то когда-то иногда ее писал, так и здесь.

Анна Воронина

- А было такое, что друг дает рукопись почитать, а ему так и хочется сказать: «Слушай, оставь ее для себя, для своей жены, мамы».

Владимир Торин

- И такое бывает.

Анна Воронина

- И забудь.

Владимир Торин

- Зачем обижать человека? Я говорю: «Ты давай, пробуй, конечно. Почему нет?». Оно ведь сразу все видно становиться. Книга «Амальгама» взяла и была продана вся в январе. Почему? Мне многие различные критики рассказывали, объясняли, почему. Есть несколько вариантов.

Анна Воронина

- И почему?

Владимир Торин

- Один вариант – это то, что на обложке много исторических персонажей, в том числе Путин. Это такой рекламный, маркетинговый ход, что человек хватает эту книгу. Видя людей, начинает разбираться, кто там находится. А там еще так хитро нарисовано, что среди исторических персонажей есть два-три незнакомых, и не понимают, кто это. Если Наполеона, Жукова или Путина узнают, то кто остальные – непонятно, и им интересно. Это одна история. Вторая история, что есть спрос на какой-то исторический материал, связанный с современностью. Это нравится людям, и люди это с удовольствием читают. Третья история, она вообще какая-то политологическая. Не будут даже ее говорить. А четвертая – просто понравилась хорошая книга. Поэтому, слушая внимательно то, что говорят, я не стараюсь принимать какую-либо сторону, верить во что-либо. Просто мне приятно, что этот опыт удался, что это получилось. Слава богу, что люди, которые прочитали эту книгу, нашли для себя что-то приятное, у них появилось приятное времяпровождение.

Анна Воронина

- Читала интервью, и вы там говорили, что, когда писали, намеренно избегали каких-то острых углов, касающихся православной церкви.

Владимир Торин

- Да, было такое.

Анна Воронина

- А чтобы сделать книгу исторически более достоверной, приходилось рыться в архивах?

Владимир Торин

- Конечно. В этой книге очень много реальных исторических событий из разных эпох, из разных тысячелетий, очень интересных, неожиданных. Конечно, я что-то об этом слышал, что-то не слышал, но, в любом случае, мне приходилось все это вытаскивать, вычитывать, высматривать, связывать одно с другим. Поэтому люди, которым нравится историческая литература, здесь найдут очень много исторического материала, реального, стопроцентно выверенного. Это можно использовать как некий альтернативный учебник истории.

Анна Воронина

- Сейчас, поговорив больше 40 минут, у нас времени остается не так мало. Я понимаю, что будет не только «Амальгама-2», но и «Амальгама-3, 4 и 5». Я вижу, что потенциал здесь очень большой.

Владимир Торин

- Я сам не ожидал, что будет разбужен этот вулкан.

Анна Воронина

- И неиссякаемый. Вы говорили, что уже есть планы по кино. Расскажите.

Владимир Торин

- В принципе, эта книга, она, конечно, очень кинематографична. Там вот эти планы, площадь Сан Марко в Венеции, Москва-Кремль, Трафальгарская площадь в Лондоне, взятие крестоносцами Константинополя, то есть такие планы, будь здоров, приятные.

Анна Воронина

- Вы уже с кем-то говорили?

Владимир Торин

- Да, говорил со многими людьми. Много людей заинтересовано в том, чтобы как-то продвинуть эту историю на экран, потому что она, конечно, будет красивая. «Амальгама» на экране со всеми этими историческими делами, со всеми историческими перипетиями, нынешней современностью, с этими всеми теориями заговоров…

Анна Воронина

- Кто президента будет играть?

Владимир Торин

- Я думаю, найдутся. Вы понимаете, я изучил момент, ведь у нас нет книг или картин про какие-то уникальные, удивительные, магические свойства зеркал. Есть старинная советская кинолента, которая называется «Королевство кривых зеркал» и, собственно, все. У нас ничего про это нет. И амальгама – слово удивительное, на мой взгляд, вкусное такое кинематографичное слово «амальгама». Оно у нас используется только как термин в смешении металлов для зеркала, и есть какие-то врачебные студии, где они делают зубы, вставляют, потому что они тоже делают какие-то растворы. Я был настолько поражен, что эта тема, лежащая на поверхности, очень интересная, мистическая. С зеркалами связано огромное количество разных легенд, приданий, сказок во всех народах. Это просто гигантский пласт. Скажем, в Испании маленьким детям нашивают на одежду маленькие кусочки зеркала, чтобы отпугивать злых духов. Скажем, в России в доме, где кто-то умер, на 40 дней завешивают зеркала. Очень много есть историй. Та же сама медуза Горгона, она от чего умерла? Она посмотрела на свое отражение в зеркале. Если собрать все это вместе, то это огромная интереснейшая история.

Анна Воронина

- А кого бы вы хотели видеть в главной роли? Думали о ком-то?

Владимир Торин

- Мне задавали этот вопрос много раз. Конечно, пускай думают режиссёры об этом. Я намеренно не хочу навязывать свое видение по той просто причине, что, когда писалась эта книга (она писалась 4 года), много раз менялось мое отношение ко многим героям и менялись прототипы, менялось мое понимание этих людей.

Анна Воронина

- То есть все-таки люди-прототипы есть в жизни.

Владимир Торин

- Да, но они постоянно менялись за 4 года. И с главным героем, и с главной героиней, и сопутствующими героями происходили метаморфозы все это время, поэтому они стали такие глубокие.

Анна Воронина

- А главный герой – это вы?

Владимир Торин

- Да вы что, нет, конечно. Это не я. Это можно назвать неким моим «альтер эго», как, собственно, и любого из персонажей этой книги. В каждого нужно было вдохнуть какую-то душу, какую-то частичку себя.

Анна Воронина

- Владимир, спасибо вам большое за интересный разговор. Много сегодня рассказали интересных кейсов и историй. Дорогие друзья, вам я желаю хорошего дня. До свидания