{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Фиона Гикрамина Главный редактор модного портала rendez-vous, журналист и блогер 19 апреля 2016г.
Социальные сети - безопасное общение
О тайнах и правилах распространения информации в социальных сетях

Ольга Рыбакова

- Добрый день, уважаемые радиослушатели, коллеги! В эфире радио «МедиаМетрикс». Время московское 20:05, и мы продолжаем цикл передач «Голос Рунета», где обсуждаем актуальные проблемы пользователей в сети. Напоминаю вам, что меня зовут Рыбакова Ольга, я являюсь руководителем проекта «Горячая линия Рунета» – региональная общественная организация «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ). Тема нашего выпуска сегодня «Социальные сети – безопасное общение». Мы поговорим о тайнах и правилах распространения информации в социальных сетях. Как все знают, социальные сети уже давно и прочно вошли в нашу жизнь и используются не только для общения, но и как хранилище фотографий, некоторые люди используют социальные сети для работы. В социальных сетях люди продвигают свои товары, зарабатывают и тратят деньги, а это значит, что социальные сети – это уже нечто большее, чем средство общения, они давно уже стали для нас настоящей виртуальной жизнью. Есть небольшая статистика от РОЦИТ, подготовленная экспертами, сейчас мы с ней ознакомимся. По данным всероссийского исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ», проведенного РОЦИТ в 2015 году, социальными сетями пользуются около 60% россиян. То есть 60% от общего числа пользователей Рунета – это огромная аудитория, которой абсолютно точно интересно, не только рядовым пользователям, но и мошенникам. Стоит отметить, что более 20% жалоб, поступающих на «Горячую линию Рунета», – это жалобы, связанные с социальными сетями. Чаще всего это проблемы кражи пароля и взлома аккаунта. При этом чуть более 20% опрошенных отметили, что при взломе мошенник выдавал себя за них и пытался выманить деньги у их друзей. Есть и другие проблемы: например, кража пароля от электронной почты, к которой привязан банковский аккаунт социальной сети. Несмотря на то, что продажа товаров и услуг в социальных сетях является несанкционированной, более половина опрошенных заявили о том, что делают там покупки регулярно или периодически. И лишь 18% пользователей считают, что это небезопасно. Это было небольшое вступление по статистике, и в ближайшие 45 минут мы с приглашенными экспертами будем говорить о том, как проживают социальную жизнь в социальных сетях, какую роль выполняют социальные сети, и о том, какие есть тренды в социальных сетях, что делать безопасно, а что делать небезопасно. И в обсуждении этой темы нам помогут приглашенные эксперты – это Фиона Гикрамина, стилист, fashion-журналист…

Фиона Гикрамина

- Добрый вечер!

Ольга Рыбакова

- …и Евгений Козлов…

Евгений Козлов

- Привет!

Ольга Рыбакова

- …Httpool, менеджер по B2B-маркетингу, главный по «Twitter» в России.

Евгений Козлов

- Опасная фраза…

Ольга Рыбакова

- Уважаемые слушатели, вы можете отправлять нам ваши вопросы экспертам в прямой эфир, либо на группу РОЦИТ в «Facebook» по адресу: https://www.facebook.com/rocit.ru, мы с удовольствием на них ответим. Давайте начнем сразу, Евгений, с вас. Расскажите, пожалуйста, что такое социальные сети? Чем они отличаются от пабликов или групп по интересам? Что это за термин, откуда он взялся, и что он под собой подразумевает?

Евгений Козлов

- Социальные сети уже настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что отделить их от интернета очень сложно. Самые посещаемые сайты – это социальные сети. Люди приходят туда, чтобы общаться, знакомиться с новыми людьми, узнавать что-то о других людях. Люди там проводят очень много времени, слушают музыку, смотрят видео. И для многих молодых людей сейчас социальная сеть – это синоним интернета в целом. То есть люди начинают свой день с социальной сети: смотрят фотографии, что происходит у их друзей, узнают там новости, смотрят новинки фильмов, какие-то ещё вещи делают. На самом деле, социальные сети – это то, что нас сейчас соединяет очень сильно. То есть благодаря социальной сети, ты можешь быть ближе к тому, что тебе интересно: ты читаешь те новости и те аккаунты, которые тебе интересны. Если говорить про социальные сети, для чего они созданы? Для того чтобы соединять людей, которые в чём-то заинтересованы или хотят читать друг друга.

Ольга Рыбакова

- Всё понятно. Я услышала про то, что очень много людей. Да, действительно 60% (по данным исследования РОЦИТ) людей пользуются социальными сетями в России. А на какие целевые группы бьются социальные сети? Людей какого поколения в разных социальных сетях больше и почему?

Евгений Козлов

- Традиционно считается, что в «Одноклассниках» люди более старшего возраста, хотя это не совсем так. Считается, что молодежи очень много «ВКонтакте» – это тоже не совсем так, потому что сейчас аудитория распределяется примерно ровными долями по возрастным группам. Где-то это более активная аудитория, потому что если говорить про «Twitter», то им пользуются те люди, которые стремятся открыть что-то новое, те, кто следит за новостями, те, кто хочет быстрее получать то, что им интересно: новинки от автопроизводителей, новинки техники и так далее. То есть люди как раз за этим приходят туда, чтобы следить. И отличие между ними по взаимодействию: есть сети, которые деанонимизированны, есть те сети, которые требуют явного указания своего имени и фамилии, и благодаря этому обеспечивается связь людей (если они учились в одной школе, в одном вузе), и это очень сильно помогает развиваться.

Ольга Рыбакова

- А проблемы, с которыми сталкиваются пользователи в социальных сетях, если их примерно по возрастному поколению поделить?

Евгений Козлов

- Я не думаю, что люди приходят за проблемами в социальные сети. Они приходят для общения, а проблемы возникают уже исходя из общения: кто-то с кем-то поругался. И на такой большой площади, где люди общаются, кто-то кому-то нахамил, кто-то кому-то не понравился и из-за этого начинаются проблемы. Дети часто используют социальные сети для шантажа, для так называемого кибербуллинга, и это очень большая проблема.

Ольга Рыбакова

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что такое «кибербуллинг»? Достаточно незнакомое слово для наших слушателей, хотелось бы узнать чуть-чуть поподробнее про него.

Евгений Козлов

- Кибербуллинг – активная тема, которую многие антивирусные компании («Лаборатория Касперского», к примеру) очень активно двигают и поднимают этот вопрос на обсуждение. Она связана с тем, что молодежь сейчас настолько много общается в социальной сети, что у них появляются возможности для шантажа и подлога с помощью социальных сетей. Дети травят других детей с помощью социальной сети. Если раньше это происходило достаточно… В моём детстве, например, были случаи (я бы не назвал это кибербуллинг тогда), когда дети травили других детей, объединялись в какие-то группы, придумывали какие-то клички, какие-то вещи делали. Сейчас, благодаря развитию социальных сетей и возможности анонимно это делать, дети думают, что это можно делать спокойно и оставаться безнаказанными. То есть выкладывают фотографии какие-то неудобные, какие-то слухи пишут, распространяют с помощью социальных сетей. Потому что не секрет, что сейчас у школьников и у студентов есть какие-то свои группы в социальных сетях, люди анонимно распространяют какие-то слухи о других людях. И заканчивается порой это очень нехорошо, даже очень плохо.

Ольга Рыбакова

- Очень много появилось новых слов с появлением и развитием социальных сетей, приходом в социальные сети людей, которые хотят не только пообщаться, а хотят как-то выразить своё мнение. Можно здесь сказать про то, что существует ещё троллинг, пранкинг, вбросы какие-то. Скажите, Евгений, сначала к вам вопрос, потом к вам, Фиона, сталкивались ли вы с троллингом в социальных сетях? И как вы с ним боролись, если сталкивались?

Евгений Козлов

- Для меня троллинг – это спутник социальных сетей. Есть люди, которые всегда стараются поднять на смех, какие-то фразочки заученные пытаются сказать, картинки и так далее. Я не вижу здесь ничего такого экстра. Самая лучшая реакция на троллинг – это просто прекратить общение с этим человеком. Все социальные сети и микроблоги, вроде «Twitter», дают возможности для того, чтобы заблокировать любого человека, который тебе не нравится. Если он тебе не нравится, ты можешь заблокировать его и исключить из своего поля общения.

Ольга Рыбакова

- Да, хороший рецепт. Фиона, сталкивались ли вы с троллингом, и, возможно, есть какие-то собственные рецепты, как избежать троллинга, либо как противодействовать ему?

Фиона Гикрамина

- Лично я не сталкивалась. Мои социальные сети имеют абсолютно позитивную направленность. Но я могу сказать, что есть целые порталы, где люди занимаются…

Евгений Козлов

- Созданием троллинга?

Фиона Гикрамина

- …взаимным троллингом, и им это приносит некое удовольствие. Поэтому соц. сети хороши тем, что каждый находит то, что ищет. И как правильно сказал Евгений, если что-то не нравится – легко уйти, заблокировать, закрыть, забыть, никто не заставляет ничего делать насильно.

Евгений Козлов

- Заблокировать можно человека, но это может лишь возбудить его и сильнее заставить распространять какую-то информацию, которую он хотел донести. То есть тоже проблема. Зачастую как это происходит? Был на секции «Лаборатории Касперского», которая активно рассматривала все эти вопросы кибербуллинга, я многое узнал, потому что я ни разу не эксперт, я совсем не разбирался. Ну, пример как это выглядит? Когда какие-то дядьки, назовем их так, пристают к вашим детям в социальных сетях, вымогают у них их фотографии в каких-то неудобных позициях, может, даже голые фотографии, а потом эти люди приходят к вам (к родителям детей) и заставляют заплатить за то, чтобы эти фотографии не были опубликованными. Это такой банальный пример кибербуллинга, когда люди получают какой-то контент, который имеет неприятную ценность для тебя, как для родителя, и, разумеется, ты хочешь оградить своего ребенка, и не хочешь, чтобы такой контент был опубликован. И это такой пример кибербуллинга, как это происходит (простой, банальный пример).

Ольга Рыбакова

- Ни к кибербуллингу, но к вопросу о каких-то специальных фотографиях, которые выложены в социальных сетях: сейчас очень большую популярность набирает «Instagram», и в «Instagram» появляется множество фото и знаменитостей, и, в принципе людей. Хотелось бы спросить, как вы относитесь к тому, что в «Instagram» выкладываются такие фотографии? Хорошо ли это с точки зрения этикета пользования социальными сетями от пользователей? Наш вопрос сейчас больше про то, какие существуют именно внегласные правила этикета, какую информацию стоит раскрывать, какую не стоит раскрывать в социальных сетях? Фиона, давайте с вас начнём.

Фиона Гикрамина

- Что стоит, что не стоит – это личное дело каждого, но, безусловно, есть некий этикет, точно также, как в обычной жизни. Это просто киберпространство со своими правилами: оставаться вежливым, порядочным. И эти всеобщие правила, они остаются в эфире…

Евгений Козлов

- Хорошо, а непорядочные - они не существуют в интернете? Они же тоже спокойно существуют, и даже есть успешные люди, которые ведут себя непорядочно, ругаются матом.

Фиона Гикрамина

- Начнем с того, что понятие порядочный, непорядочный – всё достаточно относительно. И кто-то на вежливого и воспитанного человека скажет: «Зануда», а кто-то слушает Шнура, кто-то не слушает Шнура…Касательно фотографий различных обнаженных медиаперсон, я считаю, что это…

Евгений Козлов

- Круто!

Фиона Гикрамина

- С точки зрения трафика – это круто. Особенно когда после того, как эти фотографии выложены, начинается целая история с хэштегами, с миллионами фотографий уже со всего мира.

Евгений Козлов

- Получается дискуссия. То есть соц. сети дают тебе возможность высказаться на любую тему. Когда люди какую-то тему поднимают, у тебя всегда есть возможность в своём «Twitter», «Instagram» или любой соц. сети высказать, что ты думаешь на эту тему. И это очень позитивная, с одной стороны, возможность, ты имеешь право это сделать, но с другой стороны, это поднимает также какие-то вопросы ответственности и так далее.

Фиона Гикрамина

- Тут уже личное восприятие. Кому нравится смотреть на голые обнаженные тела, он на них смотрит, кому не нравится – не подписывается, не ставит лайки, никак не реагирует.

Евгений Козлов

- Но всё равно больше нравится, чем не нравится.

Ольга Рыбакова

- Давайте от знаменитостей вернемся к простым пользователям. Бывает такое, что закрытые фотографии пользователей из социальной сети попадают в руки людям-мошенникам, и создаются фейковые аккаунты. Как избежать этого? Как сделать так, чтобы твои фотографии и твою информацию о тебе не украли? И что делать уже тогда, когда ты видишь свой второй аккаунт, который ты не заводил? Евгений, давайте с вас.

Евгений Козлов

- Это частая история. Я захожу в «Одноклассники», я там зарегистрировался очень давно, когда ещё эта соц. сеть появилась, и с тех пор не являюсь активным пользователем, изредка захожу туда и часто вижу людей, которые полностью используют копию моего профиля, заходят ко мне. Я их блокирую. На самом деле это целая индустрия, связанная с ботами, люди делают роботов похожих на людей и делают с ними какие-то действия, продают их или накручивают в том числе.

Фиона Гикрамина

- Накручивают голоса.

Евгений Козлов

- Ты сталкивалась с копиями своего профиля? В «Instagram», например?

Фиона Гикрамина

- Да. Я в «Twitter» сталкивалась, потому что «Twitter» я заводила в 1999 году, и по моему опыту заводят такие дублированные аккаунты именно с тех, на которых давно не было активности. Это как-то отслеживается, потому что есть несколько историй, когда и с активных аккаунтов крали, что-то делали, но по статистике в основном используются именно брошенные, как мертвый город. Там висят 50 фотографий 2000 года, они и становятся ботами.

Евгений Козлов

- Не факт. Индустрия развивается, люди тоже активно используют боты для достижения своих целей, для создания видимости обсуждения каких-то тем, поднятия этих тем. Часто используется в политике, в маркетинге.

Ольга Рыбакова

- То есть нам сейчас важно подчеркнуть для наших слушателей, что аккаунты, которые вы забросили, вы их не ведете, вы не следите за тем, какой у вас там пароль, вы давно туда не заходили, то, пожалуйста, удалите этот аккаунт, потому что вы можете попасть под мошенника?

Фиона Гикрамина

- Лучше удалить.

Евгений Козлов

- Не факт. Часто бывает такая проблема, особенно с известными людьми, когда они не присутствуют в какой-то социальной сети, а за них злоумышленники заводят аккаунт и начинают от их имени вести какую-то деятельность.

Фиона Гикрамина

- Это уже связано с финансовой историей.

Евгений Козлов

- Да, это подлог такой. Начинают либо просить денег… Кстати, мы еще не затронули тему, как аккаунты воруют. Эта тема тоже очень популярная, и, например, мой аккаунт в «ВКонтакте» воровали уже два или три раза.

Ольга Рыбакова

- Просят денежное возмещение?

Фиона Гикрамина

- А цель какая?

Евгений Козлов

- Цель очень простая – люди либо отправляют всем друзьям какой-то спам, либо от моего имени начинают просить денег. Здесь две цели есть.

Ольга Рыбакова

- Обращались ли вы в службу поддержки?

Евгений Козлов

- Как правило, нет. Я сразу же заходил, делал отвязку от всех аккаунтов и менял свой пароль.

Ольга Рыбакова

- Это интересный вопрос, потому что более 54 или 55% людей, которые пользуются социальными сетями, при возникновении проблем не обращались в службы поддержки. Это интересный вопрос, потому что люди либо не доверяют службам поддержки, либо просто не знают куда написать.

Фиона Гикрамина

- Мне кажется, нет информации. Люди не понимают насколько это серьезная проблема и многим просто стыдно кому-то написать: «У меня украли аккаунт». Соц. сети, с одной стороны, достаточно серьезно вошли в нашу жизнь, а, с другой стороны, когда такие вопросы с воровством возникают, нам всем вдруг становится неловко.

Евгений Козлов

- До эфира ты рассказывала историю про свою подругу, у которой украли аккаунт.

Фиона Гикрамина

- Да, у меня у приятельницы украли… Его даже не украли, она выложила фотографию голой попки своего ребенка (грудной совсем маленький ребенок), и кто-то из подписчиков (у неё там было порядка 20-30 тысяч) пожаловался, и у неё удалили этот «Instagram». И все её фолловеры сделали целую петицию, сделали хэштеги с бесконечным количеством фотографий «Верните этот аккаунт», его не вернули. То есть в «Instagram» в этом смысле очень всё серьезно, можно просто нажать «Пожаловаться», «Удалить» и всё. Так это всё делается: легко, просто и главное, что в «Instagram» правила такие: невозможно восстановить аккаунт. «ВКонтакте», видимо, можно, раз у вас…

Евгений Козлов

- Нет, у меня украли просто логин и пароль, я никаких правил не нарушал. У меня просто украли: или взломали, или подменили cookies, например, для того, чтобы завладеть моим аккаунтом.

Фиона Гикрамина

- Но у меня также украли «Skype», стерли все контакты и разослали спам, но я не переживаю. Это такая обычная история, естественно, тоже никуда не обращалась.

Ольга Рыбакова

- Социальные сети нас всё-таки в какой-то степени защищают: кто-то в большей степени, кто-то в меньшей степени. Support существует у всех, но кто-то в большей степени смотрит на то, что происходит у себя же в соц. сети, контролирует этот вопрос самостоятельно, кто-то ждёт просто реакции от пользователей. И очень интересно, что люди при возникновении проблемы считают, что им не стоит обращаться в support, потому что им, возможно, чуточку стыдно за собственную деятельность.

Фиона Гикрамина

- Да, вроде как несерьезно.

Ольга Рыбакова

- Очень часто люди не обращаются в support по поводу групп, которые рекламируют какие-то товары (услуги) и в социальной сети их же продают. Очень много интернет-магазинов, зарегистрированных в социальных сетях, но мы все прекрасно понимаем, что это несанкционированные интернет-магазины, которые юридической силы никакой не несут, и это работа чисто на доверии.

Евгений Козлов

- До поры до времени, я бы сказал.

Фиона Гикрамина

- Пока не взялись.

Ольга Рыбакова

- Да, до поры до времени, потому что отношения между физ. лицом и физ. лицом. Социальная сеть не принимает в этом никакого участия, может выступать лишь рекламной доской для этих товаров и услуг. Фиона, вопрос к вам: пользуетесь ли вы интернет-магазинами в социальных сетях, если позволите так сказать, и покупали ли вы что-то у людей в социальных сетях, не зная этого человека лично, и не обращаясь по каким-то советам?

Фиона Гикрамина

- Нет, лично я не покупала, но я активно отслеживаю несколько… Это даже не интернет-магазин, это скорее площадка, которая позволяет продавать вещи. Наверно, это нельзя расценивать именно с точки зрения «интернет-магазин», есть некие площадки, которые позволяют продавать вещи, которые тебе перестали быть нужными, их выкладывают там…

Евгений Козлов

- Ты про «Avito» сейчас говоришь?

Фиона Гикрамина

- Нет, это в рамках соц. сетей.

Евгений Козлов

- Группа какая-то?

Фиона Гикрамина

- Да, группа.

Ольга Рыбакова

- Мы про группы в социальных сетях, которые что-то рекламируют и можно купить непосредственно у конкретного человека.

Фиона Гикрамина

- Да. Можно, условно говоря, выложить сумку какого-нибудь очень дорогого бренда с каким-нибудь классным дисконтом, и сказать: «Я больше её не люблю, я её не хочу, забирайте». Это даже не магазин, никакой юридической силы там нет, но при этом очень многие мои…

Евгений Козлов

- Добровольный обмен, я бы так это назвал, с участием денег.

Фиона Гикрамина

- Да, многие мои приятельницы используют это. Лично я никогда не покупала, но не потому, что я не доверяю или не хочу, просто мне ничего не нужно было из того, что там предлагается. В целом я не исключаю такой возможности, если мне что-то будет дико, бесконечно сильно нужно, я буду готова.

Ольга Рыбакова

- Мы вам рекомендуем, с точки зрения РОЦИТ и «Горячей линии», почитать отзывы на этого человека или на этот интернет-магазин. Возможно, есть какие-то негативные отзывы, которые позволят вам сделать правильное решение в пользу «за» или в пользу «против». Евгений, а были у вас случаи покупки товаров в социальных сетях?

Евгений Козлов

- Сложно сказать. Я, может быть, что-то слышал или видел какой-то анонс. Например, я слежу за какими-то магазинами в «Twitter» и вижу, что что-то новенькое появилось, я покупаю, но не в самой соц. сети, а перейдя уже на сайт продавца. Здесь соц. сети служат просто проводником к тому, что мне нравится. Я подписался на магазин, который мне нравится, я знаю, что они публикуют, какие-то новинки у них приходят. И я перешел по ссылке и приобрел тот товар, который был мне необходим. Потому что, как я понимаю, что сами крупные соц. сети тоже готовятся к тому, чтобы стать площадкой, в том числе и для продажи. Это планирует и отчасти «ВКонтакте», я слышал, делать. Сейчас они запустили витрины. Я думаю, что мы на пути к тому, чтобы покупать что-то, не отходя, как говорится, от своей соц. сети: ты на своей страничке, тебе показывают товар, ты нажимаешь кнопку и покупаешь это.

Ольга Рыбакова

- Да, уже существует механизм продажи онлайн в «Facebook».

Фиона Гикрамина

- Но «Facebook» уже запустил механизм, который сделал даже другой дизайн для этих групп. В этих группах есть возможность, если я выступаю продавцом, в отдельное окно вставить цену, в отдельное окно описание, то есть это не просто описание под фотографиями с комментариями, – это стоит какую-то сумму денег. Поэтому да, действительно разработки ведутся, я думаю, что все к этому придут.

Евгений Козлов

- К этому всё идет. Соц. сети хорошо в этом плане, потому что ты можешь увидеть продавца, кто он такой, можешь увидеть его рейтинг, если он там появится, к примеру. То есть, с одной стороны, это и хорошо, ты знаешь больше…

Фиона Гикрамина

- Это к вопросу надо ли размещать информацию о себе в соц. сетях.

Евгений Козлов

- Я знаю, что в России очень сильно развит малый бизнес в «Instagram», многие делают там аккаунты для продажи. Я захожу в аккаунт любого популярного человека в «Instagram» и там просто куча спама в комментариях, с этим никто не борется и никто не планирует бороться. Как только более-менее популярный аккаунт, там куча спама и куча рекламы, связанная с какими-то товарами. И опять же, это никто не контролирует: ты не можешь проконтролировать конкретный магазин, что они там продают и какого качества товар.

Ольга Рыбакова

- То есть мы выступаем за то, чтобы в социальных сетях появились механизмы, которые бы регулировали деятельность магазинов внутри социальной сети?

Евгений Козлов

- Разумеется, раз к этому всё идёт, то лучше возглавить это. Я знаю, что многие соц. сети, в том числе «Facebook», запустил магазин, в «Twitter» в России нет, но на Западе есть кое-где кнопка «Купить», которая сразу же позволяет тебе купить товар, который тебе нравится или он тебе необходим. Такие импульсивные покупки.

Фиона Гикрамина

- Купить прям с «Twitter»?

Евгений Козлов

- Да. Ты карточку привязываешь к аккаунту.

Ольга Рыбакова

- Да, как раз о привязке карточки мой следующий вопрос и был, по поводу персональных данных. Спасибо большое, Евгений. Скажите, как обеспечивается защита персональных данных в социальных сетях и что нужно знать об этом простому пользователю? И что о размещении своих персональных данных в соц. сетях нужно знать рядовому пользователю Рунета?

Евгений Козлов

- Понятное дело, что персональные данные любой социальной сети – это один из основных активов, который есть у этой сети, потому что благодаря этому она существует, и вся информация находится за семью печатями, я уверен, у большинства сетей как минимум. То есть она ценна, она является таким активом, который постоянно необходим соц. сети, поэтому она хорошо охраняется и защищается. Насколько точно, я не могу сказать, потому что в России приняли закон о хранении подобной информации в пределах страны, то есть это уже исполняется большинством социальных сетей, и я думаю, что это в том числе и хорошо. Если говорить про «Facebook» и другие, я не знаю, как у них обстоит дело, я знаю, что российские соц. сети уже размещают информацию в России. «Instagram» - не знаю, сложно сказать.

Ольга Рыбакова

- Спросим у «Instagram» попозже.

Фиона Гикрамина

- Позовем.

Ольга Рыбакова

- А к вопросу о непосредственно механизмах защиты, если есть какая-то информация, с точки зрения технической защиты?

Евгений Козлов

- Технически сейчас есть стандартные средства защиты вроде двухфакторной авторизации, когда привязывается номер телефона к аккаунту в социальной сети и это дополнительно такой плюс и кирпичик безопасности твоего аккаунта. Есть более продвинутые и сложные системы, которые включают в себя сторонние сервисы, которые каждую минуту меняют пароль, он у тебя отображается в приложении в телефоне (это есть у «Google», у ряда других компаний есть). Отображается пароль, и каждую минуту этот пароль разный. Это пароль синхронизирован только лишь с сервером, и когда ты хочешь залогиниться в социальную сеть, тебе нужно ввести этот пароль в социальной сети. Кроме тебя и социальной сети никому не известен этот пароль, и он постоянно каждую минуту меняется. Это довольно безопасная система, которая, на мой взгляд, увеличивает сохранность данных и позволяет говорить о повышенной безопасности твоего аккаунта в социальной сети.

Ольга Рыбакова

- Но, несмотря на это, очень много аккаунтов воруется…

Фиона Гикрамина

- Да, аккаунты можно украсть.

Ольга Рыбакова

- …очень много ботов существует. Тем не менее, аккаунты можно украсть.

Евгений Козлов

- Встречается очень сильно социальный фактор. Здесь есть и рассылки фишинговые, когда тебе приходит сообщение о том, что ты что-то выиграл. «Фиона, привет! Перейди по этой ссылке и тебе будет счастье, плюс 5 000 подписчиков в «Instagram»». Фиона говорит: «Ура!»

Фиона Гикрамина

- Это ещё десять лет назад, когда только начали всем этим заниматься, еще можно было перейти ради любопытства. Сейчас столько разных историй: и от дедушки из Англии, который прислал наследство…. Поэтому ходить по ссылкам…

Евгений Козлов

- Есть банальные, есть более сложные механики, которые полностью подделывают и адрес отправителя. Есть хакеры, которые могут сделать действительно похожее письмо от сервиса, которое ты даже не заметишь. В банках это тоже очень развито, когда ломают сайт банка и подделывают информацию, которая отображается, и перехватывают логины и пароли. Могут заразить твой компьютер, и ты вводишь свой логин и пароль на сайте, которому ты доверяешь, а эти данные передаются стороннему лицу.

Фиона Гикрамина

- Но это надо быть дико популярным, чтобы такую историю получить на свой компьютер.

Евгений Козлов

- Возможно, вляпаться. Но не факт.

Ольга Рыбакова

- На самом деле безопасность – это личное дело каждого пользователя…

Евгений Козлов

- Наверняка вам тоже много пишут по этим вопросам, в том числе и такие жалобы бывают от людей?

Ольга Рыбакова

- Да, очень много жалоб на кражу пароля, на спам. Это всё должна быть персональная защита пользователя. Мы подготовили материал по тому, как создать безопасный пароль. Можете почитать его на нашем сайте и ознакомиться с тем, какие есть методики защиты самого себя, чтобы постараться еще до того, как ты напишешь в службу support… Ты обязательно, пожалуйста, в неё напиши, если у тебя возникли какие-либо проблемы, но до этого обезопась себя максимально. У меня назрел интересный вопрос, слушая вас, коллеги, может ли социальная сеть быть показателем активности деятельности человека в реальной жизни? Например, активная позиция в социальной сети и совершенно замкнутый закрытый человек, который сидит дома перед компьютером и никуда не выходит?

Фиона Гикрамина

- Конечно, может. Мне кажется, все современные книги по психологии уже должны написать целые разделы, посвященные тому, что есть люди, которые замкнуты, интроверты в социальных сетях, они активно выступают за политику, за социологию, за всё, за всё. То есть это элементарная психология. Раньше это были какие-то компьютерные игры, где люди создавали себе профили.

Евгений Козлов

- Сейчас и еще больше стали компьютерные игры…

Фиона Гикрамина

- Я, наверно, чуть-чуть выросла и поэтому не сталкиваюсь с компьютерными играми. И чем больше есть инструментов, где человек может получить какую-то другую личность, которую он в силу своего воспитания, окружения не получил в рамках жизни…

Евгений Козлов

- Может себя реализовать.

Фиона Гикрамина

- Да, социальное пространство позволяет сделать из себя кого угодно, быть тем, кем ты мечтал быть всю жизнь.

Ольга Рыбакова

- Как у вас с этим, Евгений? Вы в социальной сети такой же, как в реальной жизни, или нет?

Евгений Козлов

- Сложный вопрос. Не знаю. Наверно, это должен сказать тот, кто меня знает в реальной жизни и в социальной сети. Мне кажется, я одинаков. Социальные сети позволяют тебе лучше узнать человека, понять, кто он и что из себя представляет. Если человек открытый, ты это видишь довольно быстро и понимаешь, кто он, и можешь как-то судить о его поступках, о его каких-то действиях. Это такое благо даже, потому что сейчас появляется много банковских продуктов, которые позволяют по анализу профиля в социальной сети  понять, вернет ли человек деньги в банк или нет.

Ольга Рыбакова

- Очень интересно. Мне кажется, это интересно и для работодателей, потому что в последнее время, оценивая человека, которого вы берете на работу, вы проверяете его активность в социальных сетях, в том числе круг общения. Есть профильные социальные сети, такие как «LinkedIn».

Евгений Козлов

- Есть профессиональные, конечно же, сети.

Ольга Рыбакова

- Да, есть профессиональные сети, проверяется там. Не исключено, что ваши фотографии профиля «ВКонтакте», в «Facebook», в «Instagram» обязательно посмотрит ваш будущий работодатель и увидит, как вы пишите с ошибками или без, какими словами вы пользуетесь, когда о чём-то рассказываете и какие фотографии вы выкладываете.

Фиона Гикрамина

- Поэтому и надо фильтровать.

Ольга Рыбакова

- И тут вопрос, стоит ли считать социальную сеть достоверным источником информации?

Фиона Гикрамина

- Она может быть достоверным источником информации, если человеку нечего скрывать. Если у человека появляются какие-то скелеты в шкафу, и если он планирует выходить на серьезные позиции с серьезной службой безопасности, то стоит подумать о том, в каком виде себя выкладывать даже будучи на отдыхе на Черном море, условно говоря. Но тут, смотря какую позицию ты сам транслируешь и в какой сфере ты работаешь. Например, для медиаперсон, почему бы и нет. У них каждый шаг воспринимается, как некий прорыв. Как недавно был какой-то случай с Димой Биланом, который заправился где-то на заправке в Нижнем Новгороде, об этом была написана заметка в газете в этом же Нижнем Новгороде. Какие-то такие истории.

Евгений Козлов

- Это очень смешная история.

Фиона Гикрамина

- Смешная история, но факт остается фактом. То есть кто-то, сидя на этой заправке, сфотографировал Диму Билана, – это стало инфоповодом. Поэтому смотря кто что транслирует, но я сторонник того, чтобы фильтровать информацию о себе, о своих способах отдыха и особенно обращать внимание на ошибки, потому что писать с ошибками – это катастрофа. И если человек пробуется на какие-то пиар-позиции, то в первую очередь будут смотреть…

Евгений Козлов

- Его бэкграунд проверять, да?

Фиона Гикрамина

- Да, в том числе.

Ольга Рыбакова

- Может быть, тогда этому человеку не стоит никакую информацию о себе размещать в социальной сети на всякий случай, чтобы работодатель делал выводы только из этого человека? Вы знаете, у меня есть определенный круг знакомых, у которых нет аккаунта в социальной сети, и для меня это несколько необычная ситуация, потому что у меня, наверно, во всех есть, вот ещё «Twitter» заведу.

Фиона Гикрамина

- Мне кажется, это некий тренд, как какое-то время назад люди становились вдруг сыроедами. Мне кажется, это способ выделиться, потому что эти бесконечные мемы по поводу: «Да, я тот человек, который не смотрел ни одну серию «Игру престолов»», – это то же самое в какой-то компании сказать: «Да, у меня нет ни одного профиля в соц. сетях». Хотя может быть поколение наших родителей, слушая нас сейчас, скажут: «Странно, у нас ни у кого нет профиля в соц. сетях и мы прекрасно себя чувствуем».

Ольга Рыбакова

- «Мы нормально нашли работу, и мы до сих пор продолжаем работать, и нас зовут на новые позиции…»

Фиона Гикрамина

- «И вообще мы не понимаем, о чём вы говорите».

Ольга Рыбакова

- Да-да. «У нас тут есть стационарный телефон, кому надо позвонили».

Фиона Гикрамина

- Это называется дух времени.

Ольга Рыбакова

- Евгений, а как вы относитесь к людям, у которых нет аккаунта в социальных сетях?

Евгений Козлов

- Честно говоря, настороженно отношусь. Есть несколько причин: либо есть людям что скрывать, либо они реально не коммуникабельны настолько, как того бы мне хотелось, например. Если у человека есть профиль в «Twitter», в «Facebook» - окей, у него уже есть какая-то история, которую можно посмотреть: чем он занимался, понять, что он из себя представляет, какими новостями он делится, и примерно так почувствовать человека, понять, какой он в реальной жизни.

Фиона Гикрамина

- Хорошо, а каково же будет ваше мнение, если у человека есть профиль в любой соц. сети, но нет ни одной записи, нет информации о себе, есть просто имя, фамилия, город и всё?

Ольга Рыбакова

- И пара фотографий, на которых его отметили, а они у него в ленте отображаются. Это такая активная лента у человека.

Фиона Гикрамина

- Он не умеет пользоваться и снимать эти треки.

Евгений Козлов

- Я не вижу здесь ничего такого действительно критичного и страшного. Сами знаете, даже некоторые политики заводят себе специально аккаунты для того, чтобы транслировать то, что им интересно, то, что им важно. А есть ряд людей, которые считают, что за ними следят через соц. сети, что за ними наблюдают. Но такое происходит, то есть твои персональные данные становятся достоянием социальной сети и автоматически эти данные могут получать и сторонние компании. Об этом тоже стоит…

Фиона Гикрамина

- Но это уже какая-то степень паранойи, что за мной следят?

Евгений Козлов

- Вы все видели, недавно запустили приложение, которое анализирует фотографию и находит профили в «ВКонтакте», пример того…

Фиона Гикрамина

- По телефону найти.

Евгений Козлов

- По телефону его найти. Например, у меня на телефоне стоит приложение: каждый, кто мне звонит (каждый, кто бы он ни был), если у него есть профиль в социальной сети, я вижу, кто это такой. Любой незнакомый номер мне звонит, я вижу, кто он такой и определяется имя, фамилия, подсасываются фотографии из социальной сети.

Фиона Гикрамина

- Люди, которые страдают паранойей, мне кажется, сейчас очень сильно запереживали.

Ольга Рыбакова

- Это всё весна, весна. Вопрос именно в том, что когда мы говорим «социальные сети», мы подразумеваем именно социальные от слова «социум». И является ли присутствие в социальных сетях социально значимой активностью человека? Вопрос именно к этому. Коллеги, время подходит практически к завершению, у нас есть пара вопросов от пользователей. Давайте мы их озвучим.

Евгений Козлов

- Давайте.

Ольга Рыбакова

- Есть именной вопрос, написал нам Александр Большов. Вопрос, Евгений, к вам: «Какая, на ваш взгляд, самая безопасная для использования соц. сеть?» Не знаю, что пользователь подразумевал под этим вопросом. Безопасная, наверно, в плане защиты персональных данных или именно каких-то таких средств защиты.

Евгений Козлов

- Сложный вопрос, потому что в любом случае есть злоумышленники, которые пытаются взломать аккаунт в любой социальной сети, независимо от того, насколько она защищена и поэтому сказать, что аккаунт в социальной сети самый защищенный – это тот аккаунт, которого там нет. Я думаю, что так.

Ольга Рыбакова

- Но мы с опаской относимся к такому человеку?

Евгений Козлов

- Да.

Ольга Рыбакова

- Отлично. Второй вопрос: «Опасно ли покупать валюту соц. сетей: игровую, подарки, оценки?»

Фиона Гикрамина

- Это киберденьги или о чём речь?

Евгений Козлов

- Нет. Здесь больше речь о том, что в «ВКонтакте», например, были голоса. Они есть сейчас, нет? Какие-то такие вещи, виртуальная валюта, скажем так. Есть, например, «Loveplanet» – такая социальная сеть для знакомств, там тоже есть своя валюта для того, чтобы поднять свой профиль, какие-то вещи ещё сделать. Люди часто покупают…

Фиона Гикрамина

- С ума сойти. Вы больше осведомлены о соц. сетях.

Евгений Козлов

- В целом я знаю, как работают социальные сети. Сейчас то же самое есть: «Tinder», «Hapland», другие приложения для знакомств, они используют какую-то внутриигровую валюту для того, чтобы как-то мотивировать людей тратить деньги и как-то лимитировать их активность на платформе. То же самое и в играх происходит. Всегда во всех играх (а люди играют) есть какое-то ограничение, как правило, в виде времени, и для того чтобы что-то произошло быстрее, то давай-ка, дружок, заплати.

Фиона Гикрамина

- То есть получается, опасности нет никакой?

Ольга Рыбакова

- И очень много мошенников на этом играют, на покупке этой валюты.

Евгений Козлов

- Конечно, предлагают тебе…

Фиона Гикрамина

- Но, тем не менее, опасности никакой нет, кроме как опасность потерять собственные деньги по собственному желанию. Ты же сам соглашаешься, привязываешь карту, оплачиваешь. Это только психология?

Евгений Козлов

- Не только. Есть большой рынок, например, продажи предметов в виртуальном мире: мячи, какие-то доспехи, люди покупают, продают. Очень большой рынок всех этих вещей, и люди тратят реальные деньги, чтобы купить себе что-то в виртуальном мире. Это действительно факт, и многие школьники, студенты активно этим занимаются.

Ольга Рыбакова

- Да, на «Горячую линию» поступает достаточно много жалоб о том, что покупали игровые предметы за игровую валюту, привязанную к аккаунту в почте и к аккаунту, например, в «Steam», и деньги перечислены, нет ответа и всё, это был мошенник. Практически нет возможности вернуть свои деньги, потому что ты самостоятельно на это соглашаешься. В любом случае нужно обращаться в правоохранительные органы, но это…

Евгений Козлов

- Обычно это не такая значительная сумма, ради которой люди готовы потратить столько времени, чтобы этим заняться. Поэтому это одна из проблем: значительность суммы и значительность преступления, которое произошло. Тоже проблема.

Фиона Гикрамина

- Это к вопросу о неловкости.

Ольга Рыбакова

- Да, это возвращаясь к тому, что 15 000 я готов заплатить за собственную безграмотность, а 500 000 я не готов заплатить ни за чью безграмотность, поэтому, пожалуйста, помогите мне как-нибудь мои деньги вернуть обратно, хотя кейс один и тот же может быть.

Евгений Козлов

- Пока да, пока ещё люди не покупают какие-то дорогие вещи в интернете. Сейчас с помощью использования электронной валюты, если что-то дорогое покупаешь, ты просишь курьера приехать к тебе: «Давайте я вам наличными отдам, проверю», потому что нет доверия. Если говорить про западный рынок, то там есть абсолютное доверие между продавцом и покупателем, которое позволяет тебе покупать, в том числе на аукционе, вещи довольно дорогие. В России пока нет.

Ольга Рыбакова

- Очень хороший вопрос следующий, мне нравится, очень короткий и конкретный: «Опасно ли чекиниться?» Вы чекинитесь, Фиона? Сколько раз в день вы чекинитесь?

Фиона Гикрамина

- Ну, какое-то время назад для меня это было неким фаном, меня дико забавлял этот «Swarm», который давал места. Для меня это была скорее игра, первое место, то есть я её воспринимала, как компьютерную игрушку. Потом достаточно быстро запал прошел, сейчас нет. Единственное, мне нравятся подсказки, когда находишься где-то в заграничной поездке, и с помощью различных способов зачекиниться, можно найти достаточно неплохие места поесть, поспать. То есть когда впервые в городе, в стране, в любом новом месте можно здорово себя устроить.

Ольга Рыбакова

- А почему вы перестали чекиниться? Был какой-то прецедент?

Фиона Гикрамина

- Нет, меня перестало это забавлять. Так как лично я это воспринимала как фан, мне нравилась вся эта навигация…

Евгений Козлов

- Движуха такая, да?

Фиона Гикрамина

- Да, я воспринимала это как компьютерную игрушку, которая очень быстро надоела, и у меня никакого не было… В общем, соц. сети, я уже говорила, рассматриваю абсолютно с позитивной точки зрения. У меня не было никаких сложных моментов, как и с чекинами тоже, такая же история.

Ольга Рыбакова

- А вы чекинитесь, Евгений?

Евгений Козлов

- Но я выложил фотографию отсюда с геометкой, что я на радио «МедиаМетрикс».

Фиона Гикрамина

- Потому что это классно!

Евгений Козлов

- Да, я по возможности отмечаю фотографии, где они были сделаны. Мне кажется, это хорошая возможность для того, чтобы закрепить кусочек контента конкретной геометки, геопозиции. Сегодня в плане чекина, если рассматривать «Foursquare», как сервис, «Swarm», сейчас, как вы говорили…

Фиона Гикрамина

- Да, я говорила именно про него.

Евгений Козлов

- …то, наверно, это больше такой игровой момент, и для меня источник каких-то новых советов и подсказок для хороших мест, где можно вкусно поесть, когда ты находишься вдали от знакомых мест.

Ольга Рыбакова

- Последний вопрос от пользователей: «Если взломали страничку, нужно ли блокировать банковские карты?» Достаточно простой вопрос, мне кажется.

Фиона Гикрамина

- Скорее да, чем нет. Это очевидно. Хотя у меня к соц. сетям не привязаны банковские карты.

Евгений Козлов

- Да, думаю, если ничего не привязано у тебя…

Фиона Гикрамина

- Потому что если есть прецеденты и привязаны банковские карты, лучше это сделать, чем не сделать.

Ольга Рыбакова

- Мы рекомендуем действительно это делать, если привязка таковая была. И по последнему вопросу для каждого из вас: прошу вас дать некоторые рекомендации по тому, как использовать социальные сети, как к ним относиться. Стоит, не стоит?

Фиона Гикрамина

- Я бы сказала – использовать, фильтровать, относиться больше с позитивом, искать во всём хорошие моменты и развиваться в рамках того, как развиваются соц. сети. Я всегда соглашаюсь на все новые обновления, которые предлагает нам и «Facebook», и «Instagram», все. Поэтому любить и быть любимым! Как-то так.

Евгений Козлов

- Как это здорово звучит! На самом деле социальные сети – это всегда такой краеугольный камень: ты можешь что-то и полезное получать оттуда, и бесполезно там тратить время. Я надеюсь, что большинство наших слушателей всё-таки полезно проводят там время и продолжат это делать и в будущем.

Ольга Рыбакова

- Спасибо большое вам, уважаемые коллеги, за столь интересную продуктивную беседу! Я надеюсь, нашим слушателям помогут ваши рассказы из личной жизни и советы по тому, как вести себя в социальных сетях. А «Горячая линия Рунета» напоминает, что ваша безопасность в сети зависит только от вас, но если что, мы ждем ваши жалобы. Обращайтесь! С вами была Ольга Рыбакова, до встречи в следующем эфире на радио «МедиаМетрикс» на следующей неделе в это же время. До свидания!

Фиона Гикрамина

- До свидания!