Павел Алашкин
- Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире народной интернет-радиостанции радио «МедиаМетрикс» не менее народная передача про интернет, которая называется «3600 секунд». И сегодня мы немножко отошли от традиции обсуждения интернет — бизнеса, различных финансовых вопросов и решили поговорить о хороших и добрых вещах, и о том, как сделать интернет и, вообще, нашу жизнь немножечко лучше, добрее. И по этому сегодня в нашей студии мы будем обсуждать вопрос благотворительности в сети интернет, добрых дел, которые происходят в сети, расскажем о том, как это происходит, зачем это нужно и, как и что с этим едят. А помогать мне в этом будут мои гостьи. Сейчас я их представлю. Сегодня с нами в студии Наталья Машкова. Это волонтер благотворительного фонда волонтеров помощь детям сиротам otkazniki.ru, а также она мама 4-х детей, двое из которых — приемные. Это просто мать-героиня. Прошу любить и жаловать.
Наталья Машкова
- Здравствуйте.
Павел Алашкин
- Второй человек, который находится слева от меня, не менее выдающийся это Александра Бабкина. Она руководитель проекта «Добро Mail.ru». Это сервис для умной и честной благотворительности, сервис помогает пользователям с легкостью участвовать в благотворительных проектах по всей России, и призван сделать благотворительность проще и доступнее.
Александра Бабкина
- Здравствуйте.
Павел Алашкин
- Если я что-то забыл добавить, вы можете сказать: «Павел, ты забыл указать какую-то очень важную информацию о нас». И что-то добавить. Есть что добавить или я был точен как часы?
Александра Бабкина
- Я не мать-героиня. У меня один ребенок. Об этом необходимо сказать.
Павел Алашкин
- Ладно. Хорошо. Перед тем как приступить к обсуждению этого вопроса, который, на мой взгляд, является достаточно важным и актуальным, потому что только мы сами можем сделать нашу жизнь лучше. Традиционная история, я хотел бы проанонсировать конкурс, который будет идти на протяжении всей нашей передачи, это конкурс от погодного ресурса gismeteo.ru. В качестве конкурса, попрошу обратить внимание, прекрасные 2 билета на прекрасный концерт группы Prodigy, который состоится в клубе «Stadium Live» 9 октября. Это 2 билета. Для того чтобы выиграть эти 2 билета, нужно отгадать какая фактическая погода будет завтра в Москве в 12 часов дня. Сразу хочу сказать, что свои варианты ответов пишите в чатик, который есть на сайте нашей радиостанции и, соответственно, те варианты, которые будут опубликованы во время эфира, они будут приняты мной к сведению. И завтра я выберу победителя, и передам ему 2 прекрасных билета, и человек сможет сходить на концерт группы «The Prodigy». Ну, собственно, я думаю, что все эту группу знают. Давайте теперь перейдем собственно к обсуждению. И для начала давайте поразмышляем немножечко на тему «Что такое есть благотворительность в интернете? Кто ей занимается, немножко про фонды давайте расскажем». Сделаем некую вводную. Расскажем читателям, что есть что. Кто хочет начать первой?
Александра Бабкина
- Ну, давай я.
Павел Алашкин
- Ну, давай. В начале Александра у нас.
Александра Бабкина
- Да, Александра. Я сейчас скажу вам о том, какая благотворительность в рунете. Вообще, она в чем-то такая же, как и за пределами рунета, в оффлайне. Она буквально очень разнообразная. И в этой стихии есть те, кто помогают с умом, те, кто знают, как помочь, те, кто научились этому за многие-многие годы, те, кто помогают эффективно. Знают, что за каждую собранную копейку, за каждый собранный рубль необходимо перед жертвователями отчитаться и сделать так, что бы эта каждая копейка превратилась в гораздо большую сумму, а главное в ценную помощь. Но речь даже не только о деньгах. Это и о волонтерской помощи. Есть те, кто делает это с умом, и есть те, кто старается воздействовать на эмоции людей (интернет-пользователей, если мы говорим об интернете), для того чтобы привлечь их к разнообразным проектам, но к сожалению не всегда к настоящим и честным. И вот та же самая коллизия, как он-лайн так и офф-лайн. Есть те, кто помогает по-настоящему, а есть те, кто не помогают и не по-настоящему.
Павел Алашкин
- Ну, это как в жизни.
Александра Бабкина
- Совершенно верно. Поэтому я говорю, что это такая же аналогия и чем отличается рунет? Рунет отличается тем, что сейчас помощь как для пользователей, так и для благотворительных организаций, она, может быть, и является очень технологичной. Об этом мы, наверное, более подробно поговорим еще сегодня.
Павел Алашкин
- Обязательно.
Александра Бабкина
- Ну, вот в этом, наверное, отличие рунета, в том, что удобно, просто и технологично можно помочь.
Наталья Машкова
- И быстро.
Александра Бабкина
- И быстро очень, и совершенно прозрачно, и легко, и огромными деньгами. И, в общем, есть куча преимуществ у помощи через интернет, и мы активно помогаем этому направлению развиваться.
Павел Алашкин
- Давайте, перед тем как Наташа скажет свои пять копеек веские, я так думаю, немножко скажем так фактологическая информация. Значит, я пока готовился к нашей передаче, поиндексил, не буду говорить гуглил, поиндексил интернет на эту тему. И нашел достаточно интересную информацию. Оказывается, в мире существуют рейтинги благотворительности так называемые. Данные, конечно не особо свежие, не за 15 год, но вполне себе репрезентативные — 14 год. Так вот, по данным мирового рейтинга благотворительности, в 14 году россияне стали больше заниматься волонтерством и помогать напрямую нуждающимся людям. По сравнению с рейтингом 13 года, в стране стало на 1 миллион больше волонтеров. Т.к. вы к этому имеете прямое отношение, я, кстати, сам волонтерил одно время, стараюсь помогать, в общем-то. Вот, т. к. вы в центре событий, скажите, это ощущается, что людей, которые готовы помогать, их становится больше или это, так скажем, только в отчетах их становится больше, а на самом деле их ровно столько же сколько и было?
Александра Бабкина
- Мне кажется, что этот вопрос о том, какая эта благотворительность и кому помогают. Есть серьезная достаточно, можно назвать это проблемой, она заключается в том, что большинство людей, они помогают импульсно, спонтанно, не задумываясь над тем, кому они на самом деле помогают и куда пойдут деньги. И вот количество, тех, кто помогает спонтанно — оно велико. Это офф-лайн люди, подающее милостыню, он-лайн, это люди, которые реагируют на объявления в социальных сетях о том, что сейчас утопят несчастных щеночков.
Павел Алашкин
- Репост срочно!
Александра Бабкина
- Да, репост срочно! Истерично! И много-много восклицательных знаков. Вот этого всего очень много. Если мы отделим вот все это и посмотрим на рунет с точки зрения того, кто на самом деле участвует в благотворительных проектах настоящих, то тут я на самом деле последнее время радуюсь, потому что количество этих людей увеличивается. Мы делали два таких значительных исследования. Одно было уже некоторое время назад. Исследование благотворительности в рунете, которое «Добро» делал совместно с ВЦИОМом, мы как раз замеряли интернет аудиторию, спрашивали, какие есть барьеры у тех, кто занимается благотворительностью и не делает этого. И что бы позволило сделать это чаще. А чуть позже, т. е. совсем не давно, где-то в феврале, по-моему, мы делали инфографику, на основе опроса о том, как изменится благотворительность в кризис. Естественно, ожидания у всех были довольно пессимистичными, что у людей стало меньше денег, все подорожало, люди станут благотворить меньше. Люди обещали что (65% пользователей наших добровых), они говорили, что мы будем чаще. И надо сказать, что тогда мы им не особо поверили, думали, что они нас жалеют.
Павел Алашкин
- Оказалось, что так и есть, да?
Александра Бабкина
- Да. Они стали помогать больше.
Павел Алашкин
- Ну, вообще, есть такое как бы мнение, что русских кризис и беда объединяет. Наташа, давай ты скажи что-нибудь веское по этому поводу.
Наталья Машкова
- Что я могу сказать? Я в отказниках, как одно из направлений моей волонтерской деятельности, так же сижу на телефоне, как диспетчер по приему помощи. И могу сказать, что звонит много людей, которые хотят как-нибудь помочь. Я в своей деятельности занимаюсь приемом, консультациями, помощи вещевой. Какие-то подгузники, кремы, вот все такое, канцелярия, если нужна, одежда и прочее. Но звонят и просто когда хотят: у меня есть 1 день в неделю свободный, я могу его вам отдать и как-то помочь собой? У меня есть машина, я могу машиной помочь? Можете, пожалуйста. У нас огромное количество возможностей, времени, необязательно деньгами. Не у всех есть возможность деньгами, хотя ошибочное представление, что нужны огромные суммы. Даже 100 рублей, но отправляемые ежемесячно — это просто огромный вклад, потому, что это постоянно. Это значит, что фонд может рассчитывать на эти деньги всегда и как-то выстраивать свою деятельность в дальнейшем. А так, у нас огромное количество акций, где нужны волонтеры, где нужны руки, где нужно даже потратить час своего времени и принести огромную пользу нам и нашим подопечным.
Павел Алашкин
- Понятно. А давайте немножко заострим наше внимание о формах, т. е. чем помогают? Я так понимаю не только деньгами. Хотя деньги это, наверное, универсальная история, которую можно конвертировать потом и в крема, и в подгузники, и в медицинских сотрудников, и в прочее. Допустим, вот представим себе какого-то вымышленного человека, которой спонтанно решил, он увидел баннер, допустим. Пришел на сайт фонда и что дальше? Как вот ему дальше себя реализовать? Ему позвонить и сказать, что «У меня есть час»? Или написать письмо? Как вот лучше человеку проявить свою добрую волю, что бы она нашла воплощение в конечном итоге? Что вы можете посоветовать людям? Им звонить, писать, что делать?
- Кому как удобно. У каждого фонда есть свой путь. У кого-то есть (ну как у нас) диспетчерская, у кого-то есть e-mail, у кого-то прямо на сайте можно.
Александра Бабкина
- У кого-то есть мы. У нас в «Добро» есть проекты помощи деньгами, есть проекты помощи делом. Человек выбирает город, в котором он хочет помогать, это для него важно. Он видит, какие проекты, в том числе помощи делом, в это городе есть и это хорошие честные фонды, которым, правда, нужны руки, головы, помощь людей. Они откликаются на тот или иной проект, выбирая, каким именно способом они хотели бы помогать и дальше фонд, в течение определенного времени связывается с этим человеком, с волонтером потенциальным. И дальше завязывается дружба, я знаю эти ситуации прекрасно. Они встречаются и потом начинают дружить и, в общем, это совершенно великолепно происходит.
Павел Алашкин
- А дальше что? Как бы благотворительностью занимаются только фонды или еще какие-то организации и в офф-лайне и в рунете?
Александра Бабкина
- Да разные люди занимаются благотворительностью, очень разные. И по моему опыту, очень многие благотворительные фонды они не сразу создавались как фонды, а сначала это была группа, состоящая из нескольких человек или всего из одного-двух неравнодушных людей, которые столкнулись с определенной проблемой. Очень хотели ее решить и помочь, и со временем, они поняли, что юридическое лицо (фонд — это уже юридическое лицо полноценное) им необходимо для того, чтобы осуществлять свою деятельность. И тогда собственно рождаются фонды. Редко когда фонды создаются вот так: а сейчас я создам фонд. Это странная история, и мне кажется, что самые лучшие фонды, они как раз создаются на основе волонтерского сообщества очень хороших людей и жизненных историй.
Павел Алашкин
- А давайте назовем в эфире, я думаю, ничего страшного от этого не будет, какие-то наиболее хорошие фонды, которые есть в России.
Александра Бабкина
- Только на «Добре» их 83 из 17 регионов страны. Ты уверен?
Павел Алашкин
- Давайте десятку ведущих фондов.
Александра Бабкина
- Не честно.
Павел Алашкин
- Хорошо, а как честно?
Александра Бабкина
- Ну, смотрите, чтобы в десятках измеряемое количество, вы можете зайти на сайт благотворительного собрания «Все вместе», куда входит несколько десятков наилучших благотворительных фондов Москвы.
Павел Алашкин
- Есть такая еще проблема, про которую мы расскажем во второй части, это, к сожалению, многие сталкиваются с мошенничеством в этой сфере. Во второй части мы к этому вернемся и расскажем более подробно, но правильно ли я понимаю, что если человек зайдет на сайт dobro.mail или на сайт vsevmeste, правильно да?
Александра Бабкина
- Ну, vsevmeste – это сайт всех этих организаций вместе.
Павел Алашкин
- Это некий фильтр, так скажем фондов, которым можно доверять?
Александра Бабкина
- Это очень серьезный фильтр. Я могу подробнее рассказать, что это за фильтр. У нас для того чтобы фонд подключился к «Добру», где бы он ни был — он проходит три ступеньки проверки: это проверка репутационная. Где бы фонд ни был, наши партнеры позвонят его партнерам, узнают, не было ли каких-то сложных историй, которые не видны на поверхности и непонятны по юридическим документам просто. Это на самом деле очень серьезная часть. А дальше — это служба безопасности, юристы MailGroup, это огромные компании, они проверяют каждую благотворительную организацию. И есть отказы и на этом этапе тоже, потому что мы предлагаем проекты благотворительных фондов нашей аудитории. Это огромная ответственность.
Павел Алашкин
- Да, у вас аудитория очень большая.
Александра Бабкина
- Поэтому жестче чем у нас проверки нет, но это жесткость не в плане того что бедный фонд несчастный его замучают проверками и так далее. Это не так страшно, но это для того, что бы мы знали, что помощь вправду нужна и ей распорядятся, так как хотелось бы всем нам.
Павел Алашкин
- Понятно. А вообще, в принципе, все равно же есть какие-то люди, которые стоят у начала. Что их объединяет? Это некие стержневые люди, которые столкнулись с проблемой или они решили, что надо менять свою жизнь, надо менять все, и я буду делать какие-то добрые дела и организую фонд. Вот как-то вот можно на эту тему поделить или сложно?
Александра Бабкина
- Мне кажется, невозможно это сделать. Но мне кажется, когда вначале у человека что-то произошло с ним или он встретился с тем, кто пережил какую-то серьезную историю. Это мне кажется, чаше, но это исключительно мои представления. Я могу и ошибаться. Я просто знаю многих людей, которые начали работать с благотворительностью, пережив что-то. Это правда частая история, потому что это эмпатия, сопереживания, желание исправить, не допустить ошибок, помочь кому-то и так далее. Мой первый фонд, с которым я познакомилась в реальной жизни, когда я жила еще в Казани, фонд имени Анжелы Вавиловой. И собственно говоря, Владимир Вавилов, который является руководителем фонда. Он потерял дочь, которая болела онкологическим заболеванием, и создал фонд ее имени, который сейчас помогает детям с онкогематологическими заболеваниями в республике Татарстан. Это частная история, к сожалению, или к счастью для тех, кому они помогают.
Павел Алашкин
- Хорошо. А вот уважаемый эксперт, а какое количество фондов есть в России? Есть какая-то статистика на эту тему или сложно сказать?
Александра Бабкина
- Есть цифра очень большая у Минюста. Я сейчас её не назову, чтобы не обмануть. Там очень много некоммерческих организаций, потому что они отчитываются перед Минюстом, поэтому Минюст ведет этот список и реестр. Сколько из них реально действующих организаций, которые помогают по-настоящему, которые активны — это сказать очень сложно. Но нет такой цели. Что она даст эта цифра? Абстрактно понять сколько их?
Павел Алашкин
- Ну, так скажем, статистики ради.
Александра Бабкина
- Их много.
Павел Алашкин
- Понятно, что их много. Это несколько тысяч возможно.
Александра Бабкина
- Ну да. Там что-то вот о таких порядках идет речь. Отличных фондов, профессиональных, активных — их значительно меньше. И им очень хочется помочь, потому что они уже понимают, как и куда двигаться.
Павел Алашкин
- Хорошо. Ну что же? Я думаю, что мы так скажем дали некую пищу для размышлений нашим слушателям. Рассказали о благотворительности вводную какую-то информацию, и я думаю, что мы сможем сейчас перейти к музыкальной паузе нашей первой. Собственно, сначала мы поставим песню Наташи, да?
Наталья Машкова
- Да, хорошо. Я бы хотела поставить песню группы Queen – It's a hard life. Песню 84-го года. Я, вообще, обожаю эту группу, я обожаю все композиции Меркюри и, вообще, всё, что связано с ней. И я думаю, что эта песня нам будет так прям в тему. Нравится она мне.
Павел Алашкин
- Ну что же, включаем.
Павел Алашкин
- Снова добрый вечер, уважаемые интернет-слушатели. Потому что, видимо, мы всё-таки интернет-слушатели, а не радиослушатели. Напоминаю вам, что вы слушаете прекрасную, добрую, разумную передачу «3600 секунд» и сегодня мы рассуждаем о благотворительности в сети интернет. Вместе со мною гости студии – это Наталья Машкова. Напоминаю, что она мать четырех детей, двое из которых приемные. Мы про усыновление сегодня обязательно поговорим, потому что я хочу сказать, что это вот подвиг на самом деле. Не каждый может, сделать вот так, как сделала Наташа. Это достойно восхищения и еще раз восхищения.
Наталья Машкова
- Ну, перестаньте.
Павел Алашкин
- Да нет, не перестанем. Второй гость студии – это Александра Бабкина. Она представляет проект «Добро Mail.Ru». Значит, в первой части мы поговорили вообще о благотворительности, что это такое, кто ей занимается, как появились фонды, и кто в ней работает? И напомню, что у нас идет конкурс с призом два билета на концерт группы «Prodigy», который состоится 9 числа в клубе «StadiumLive» и для того чтобы выиграть эти два билета вам нужно отгадать фактическую погоду, которая будет завтра в Москве в 12 часов. Свои ответы вы можете писать в чатике, который есть на странице нашей радиостанции, интернет станции. Завтра я подведу итоги, и, соответственно, выберем победителя, которому эти билеты и достанутся. Во второй части нашей передачи мы хотели бы коснуться такого вопроса, который касается сложного вопроса мошенничества. К сожалению, не чистые на руки люди пользуются тем, что люди хотят делать добро, обращаются в различные интернет проекты и, пытаясь обманом поставить рекламу своих организаций, собрать деньги и потом с этими деньгами смыться, видимо, за границу или в какой-нибудь отдаленный регион. Поэтому уважаемые гости давайте на эту тему поразмышляем и самое важное, пока у нас была музыкальная пауза, я рассказывал о своем опыте в gismeteo. Так как сайт известный к нам достаточно часто обращаются различные люди с предложением поставить какой-то баннер, который ведет на некоторую страницу, где происходит сбор средств. Что это за люди, что это за фонд? Не понятно. И мне часто приходится пользоваться помощью экспертов, людей, которые занимаются благотворительностью более плотно, нежели я и они мне помогают, и говорят, что с этими можно иметь дело, с этими нельзя иметь дело. Но, тем не менее, давайте порассуждаем на эту тему, как вот определить кто мошенник, а кто нет? Можно дать какие-то универсальные советы на эту тему?
Наталья Машкова
- Если с точки зрения простого обывателя, начну, наверное, как простой обыватель. Изначально зайти на сайт данной организации, посмотреть на этот сайт есть ли там правоустанавливающий документ хотя бы.
Павел Алашкин
- То есть обязательно должны быть правоустанавливающие документы. Что это такое?
Александра Бабкина
- Свидетельства о регистрации, выписки из уставов, информация о том, кто является учредителем благотворительной организации. Обязательно должны быть опубликованы отчеты благотворительной организации, финансовые отчеты.
Павел Алашкин
- То есть, как потрачены средства?
Александра Бабкина
- Да, совершенно верно. У тех, кто точно не чист на руку у них ничего такого, даже раздела нет и в помине. Смотрите за тем, насколько регулярно там обновляются новости. Если там есть возможность написать какой-то комментарий, например, мы берем уже не сайт, а группу в социальной сети у какой-то благотворительной организации, которая хочет ей казаться. Идет сбор средств на какую-то большую сумму, например, классика на зарубежное лечение, очень много необходимо средств. Попробуйте просто в комментариях задать вопрос, просто спокойным тоном, почему именно эта сумма нужна, почему так дорого, и почему здесь не получается лечиться? Если в ответ ваш комментарий сотрут или в ответ на вас накинется все участники сообщества с криками – «Что за вопросы задаешь? Мы тут жизнь спасаем!». В общем если на вас накидываются с CapsLock, с восклицательными знаками и так далее, никто ничего не объясняет это плохая история. Обязательно если вы в социальной сети увидели объявление с просьбой о помощи, ну пробейте в поисковике эту фотографию. К сожалению, очень часто мошенники просто берут фотографии с сайтов благотворительных организаций, иногда даже не удосуживаются стирать какие-то водяные знаки, обозначения. Дальше берутся другие реквизиты, и отпускается в жизнь. И дальше хорошие люди же помочь хотят, они откликаются спонтанно вот так вот, от всего сердца, порвав рубашку, они отправляют эти деньги, и все, они куда-то улетучиваются. В общем, очень важно самое главное правило, подождите минуточку, не надо помогать спонтанно, эмоционально, в огне, скорее. Как правило, всё-таки какое-то время у вас есть на то, чтобы принять решение, посмотрите, что это за история, проверьте. Вот я очень пропагандирую изо всех сил такую спокойную благотворительность, умную. Потому что тогда вы понимаете, о чем идет речь, кому вы помогаете, куда войдут средства, есть ли там отчеты и так далее. Лучше всего, в идеале, помогать хорошим благотворительным фондам и делать это регулярно. Вот это очень важно на самом деле. Вы можете на том же самом «Добро Mail.ru» выбрать любой фонд, в том числе «Волонтеры в помощь детям-сиротам», которых я обожаю и ужасно обрадовалась, когда узнала, что они с нами будут сегодня. Вы можете сегодня выбрать их проект, и выбрать кнопочку не «помочь один раз», а «помогать регулярно». И выбранная вами сумма в удобный вам день будет идти прямо им, на их благотворительные проекты, они будут присылать финансовые отчеты, мы вам будем их присылать как сервис каждый месяц. И вы будете видеть, куда эти деньги идут и что происходит с вашим участием, и вы будете точно знать, что все происходит, каким бы ни было это пожертвование 100 рублей, 50 рублей, 1000 рублей, вообще неважно.
Павел Алашкин
- Ага, понятно. А вот такой вот вопрос, вообще, были какие-то случаи, когда правоохранительные органы расследовали какие-то дела подобного рода, и это всё заканчивалось судом для мошенников. Кто-нибудь про это что-то слышал?
Александра Бабкина
- Нет, не слышали.
Наталья Машкова
- Сложно доказать.
Александра Бабкина
- Это правда, очень сложно доказать. Я знаю, что пытались разбираться с этой историей, когда сейчас очень много, во всяком случае, в Москве, вот этих волонтеров с шариками, которые предлагают их купить.
Наталья Машкова
- С ручками.
Александра Бабкина
- Да, я шла с ребенком, но с ними надо долго общаться, я спросила у одного волонтера: «Кому вы помогаете?». «Детишкам в детских домах», а другие говорят: «Детям, которые больны раком». Говорю: «Так и что же? В детских домах они больны раком?». Вот вы понимаете, если расходятся показания этих нескольких волонтеров, которые продают шарики это же должно вас настораживать. Так же не бывает.
Павел Алашкин
- Ну, может быть, они не знают, такое ведь тоже бывает.
Наталья Машкова
- Они должны знать.
Александра Бабкина
- Понимаете, хорошие благотворительные фонды, Наташа не даст соврать, они работают со своими волонтерами, они их погружают в проблематику.
Наталья Машкова
- Консультируют.
Александра Бабкина
- Они их не только вдохновляют выйти и с улыбающимися лицами собрать эти деньги, они рассказывают им, на что эти деньги будут собираться.
Наталья Машкова
- Для кого, зачем, где потом посмотреть отчеты, куда зайти, и что, вообще, за фонд всю эту информацию.
Александра Бабкина
-А те кто наняты как промоутеры для того что бы собрать средств и куда-то испариться, они так, конечно, не удосуживаются.
Павел Алашкин
- Я, честно говоря, тоже регулярно вижу, в торговых центрах деньги собирают и прямо в пробке, когда стоишь, там ходят мальчики с коробочками, с ушками.
Наталья Машкова
- В пробках не надо верить, а в торговых центрах мы тоже проводим акции, поэтому подходите. Это необязательно мошенники, это могут быть действительно хорошие фонды.
Павел Алашкин
- А вообще, возвращаясь немножко к интернету, в последнее время в нашей стране стали появляться структуры самые разнообразные, которые занимаются или пытаются заниматься регулированием интернет-бизнеса и бизнеса в интернете. Как вы считаете, в принципе, какая-то помощь со стороны государства благотворительной деятельности, она необходима? Может какая-то регулировка или какая-то поблажка для компаний по налогам? Если кто-то там жертва.
Александра Бабкина
- Сейчас никаких компаний, никаких поблажек по налогам нет, на благотворительность, я специально уточнила, это еще раз перед вами вдруг я что-то упускаю. Никаких нет.
Наталья Машкова
- Хотя мне один юрист сказала, что есть налоговая льгота на прибыль компании, но это такие мизерные суммы и так нужно заморочиться, чтобы этого добиться, что, в общем-то, практически нереально.
Александра Бабкина
- В целом из того, что говорят благотворительные организации в отношении государства очень важно, чтобы не мешали это, во-первых.
Павел Алашкин
- А как мешают, собственно говоря?
Наталья Машкова
- Регулированием.
Александра Бабкина
- Излишним регулированием, попыткой регламентировать все процессы, которые происходят, объявлением иностранным агентам очередной хороший прекрасный благотворительной организации.
Наталья Машкова
- Регулированием волонтеров.
Александра Бабкина
- Регулированием волонтеров.
Павел Алашкин
- А что это значит?
Александра Бабкина
- Расскажи, это твоя тема.
Наталья Машкова
- Есть закон, я его не изучала, но есть закон о волонтерах и если проводятся какие-то акции, благотворительные мероприятия, то это с каждым волонтером нужно заключить договор. Нужно чтобы он предоставил свои паспортные данные, чтобы это все было подписано с двух сторон. Не каждый волонтер, просто обычный человек, пришедший с улицы, на это решится и захочет. Может, он просто хочет сделать доброе дело, а тут, пожалуйста, паспортные данные свои выложите.
Павел Алашкин
- Насколько я знаю ведь на загнивающем Западе, там есть поблажки со стороны государства, когда люди занимаются благотворительностью.
Александра Бабкина
- Мне кажется, тут даже сравнивать вот эти две стихии российскую благотворительность и благотворительность зарубежную.
Павел Алашкин
- У нас эмоциональный порыв.
Александра Бабкина
- Ага, там это просто совсем иначе устроено, совсем иначе.
Павел Алашкин
- Там это как бизнес или всё-таки нет?
Александра Бабкина
- Там очень велика роль сообщества, в котором живет человек, те, кто вокруг него, когда не заниматься благотворительностью, не участвовать в этом даже как-то странно немножечко.
Наталья Машкова
- Это считается нормальным, это не геройство.
Александра Бабкина
- Это норма, это вообще без всякого ореола и там можно найти помощь любому. У нас не могут собрать средств на помощь взрослому человеку, например это вот моя любимая вообще тема и самая больная. Потому что не помогают взрослым, а там можно найти помощь взрослым из множества специализированных организаций, которые помогают в разных случаях, с разными заболеваниями, разным взрослым. Это вообще совсем-совсем другой уровень.
Павел Алашкин
- Я, кстати, немножко к цифрам вернусь, собственно говоря, опять же про рейтинг благотворительности, про который я в начале программы говорил. Оказывается, наша страна сейчас находится на 126 месте.
Александра Бабкина
- 126, да.
Павел Алашкин
- То есть это, прямо скажем, очень далеко. А на первом месте США, по-моему, Бирма.
Александра Бабкина
- Есть куда стремиться, в общем.
Павел Алашкин
- Да, есть куда стремиться. Хорошо, давайте тогда на этой ноте сделаем еще одну музыкальную паузу, и теперь песня Александры. Расскажи что это за песня, с чем она ассоциируется и вообще?
Александра Бабкина
- Песня называется «Don't Dream It's Over» и она есть в исполнении Crowded House. И сегодня мы будем слушать в исполнении Sixpence None The Richer. Мне безумно нравятся слова этой песни. Мне безумно нравится, что даже не думай о том, что все закончилось и совершенно любые преграды можно преодолеть. И, вообще, когда я слышу эту песню, у меня вырастают крылья, что-то внутри распахивается и хочется свернуть какую-нибудь огромную гору и чтобы всем стало хорошо.
Павел Алашкин
- Слушаем.
Павел Алашкин
- Итак, добрый вечер! С вами снова программа «3600 секунд» и мы сегодня разговариваем о благотворительности в сети интернет. Напоминаю, что у нас идет конкурс, призом у нас является два билета на концерт «Prodigy» и, собственно говоря, чтобы выиграть эти два билета, вам нужно отгадать фактическую погоду, которая будет завтра в Москве в 12 часов. Свои ответы вы можете публиковать в чате на сайте нашей радиостанции и завтра я выберу победителя. Мы с ним свяжемся, вручим ему грамоту и билеты. У нас начинается третья часть нашей программы, и сегодня в этой части мы хотим поговорить о результатах, которые есть на этом фронте, на каких-то примерах, когда интернет помог. Давайте начнем с того, что пока была музыкальная пауза обсуждали про роль государства, как изменилась немножко ситуация благодаря фондам. Кто скажет, начнет? Саша? Наташа?
Наталья Машкова
- Давайте я скажу. Не только благодаря фонду, но и вообще активным людям и всем помощникам с первого сентября у нас огромные изменения, например, в деятельности нашего фонда, помощи детям-сиротам. Отменили детские дома как таковые, нет больше понятия «детский дом». Теперь это центр временного пребывания детей и это просто огромная победа, огромный шаг в сторону светлого, большого, красивого будущего, но мы надеемся пока.
Александра Бабкина
- Это означает по факту, что детский дом становится не единственным местом, где этот ребенок должен находиться, конечным пунктом его пребывания. Он становится такой переходной точкой и всё-таки вспомнили о цели, что целью является устройство ребенка в семью.
Павел Алашкин
- Это здорово просто.
Александра Бабкина
- Это как раз к слову о том, что роль государства она может быть и такой когда государство слушает экспертов, когда государство готово идти навстречу, это, конечно, стоит огромного труда всем и огромных усилий. Но, когда это происходит, это всё-таки вселяет надежду на то, что всё будет происходить лучше.
Павел Алашкин
- Я просто смотрю какое чувство морального удовлетворения люди испытывают после того, как вот такой вот труд огромный проведут. Давайте, собственно говоря, поговорим о каких-то примерах. Я думаю, вы о них знаете, когда интернет и какие-то коммуникации, которые были в интернете, реально помогли людям. Каким-то фондам, какие-то конкретные примеры, кто хочет на эту тему начать?
Александра Бабкина
- Я могу несколько для начала привести примеров, а потом продолжит. Смотрите, на самом деле интернет совершенно великолепная мощнейшая сила и люди, которые помогают в интернете, они могут совершать разные и великолепные вещи. У нас на «Добре» есть проекты адресной помощи, когда помогают конкретному ребенку, например. И это истории когда ребенок с ДЦП после очередного курса реабилитации он начинает ходить, например, такое волшебство и такие чудеса не происходят. И люди это видят, что они когда-то отправили 25 рублей на «Добре», а потом они видят ролик, где этот ребенок, правда, встал. И вот это был очередной курс реабилитации, который, к счастью, привел вот к этим изменениям, это с одной стороны. С другой стороны, есть проекты, которым собирать гораздо сложнее. Это проекты «системные» называются, это когда речь не о помощи одному конкретному человеку, который, в общем-то, близка очень многим. А это когда совершается попытка решить важную, сложную проблему, куда включено множество ресурсов и множество людей. И такие истории тоже происходят и на «Добре», и не только на «Добре». Когда, например, наши пользователи (абсолютно обычные люди), они начинают с двух рублей, с трех рублей, совершенно неважно. Они, например, вместе оплачивают несколько месяцев работы специализированной скорой помощи, которая ездит к больным кокцидиозом - им не подходит обычная скорая помощь, им нужна специализированная, и работу этих специалистов, и бензин, и всё на свете это нужно оплачивать, и люди оплачивают это.
Павел Алашкин
- А у государства такого нет?
Александра Бабкина
- Нет, на самом деле нужно просто понимать что, дело не в том, что государственного нет, а ни в одной стране мира всех проблем не решает государство. Очень важна роль людей, которые понимают, что они строят свой мир сами, своими руками, поэтому это не минус что государственного нет, это мы сами можем это сделать, и тогда оно будет.
Павел Алашкин
- Саш, а скажи, пожалуйста, какое количество людей в сутки посещает проект «Добро Mail.ru»? Какая у тебя аудитория?
Александра Бабкина
- Ой, это очень сложно сказать, это бывает очень по-разному, зависит от кучи факторов, ну это 1000 людей.
Павел Алашкин
- То есть это так скажем арго людей доброй воли?
Александра Бабкина
- Да, кто-то приходит просто посмотреть, кто-то приходит посмотреть новости того проекта по которому он помогал последний раз.
Павел Алашкин
- А приходят по анонсным банерам, которые идут по проектам «Mail.ru»?
Александра Бабкина
- В основном, конечно, да. Это очень большая доля, есть еще поисковый трафик. Есть те люди, которые приходят в результате публикации в СМИ, мы активно сотрудничаем с медиа, конечно, и это очень серьезная история.
Павел Алашкин
- И со сторонними сайтами тоже?
Александра Бабкина
- Конечно, это же для всех! Не нужно иметь почту на «Mail.ru» даже для того чтобы помогать на «Добре», это абсолютно для всех ресурс, поэтому тут нет никаких ограничений.
Наталья Машкова
- Ну и фонды тоже, наверное, что-то размещают.
Александра Бабкина
- Конечно, в последнее время особенно фонды активизировались, тоже активно стараются продвигать, но мы сами еще очень мощно их продвигаем. Потому что для нас это самая важная задача. Еще вот обязательно в третий пункт адресной помощи, системной помощи и помощь тем, кому не помогает никто. По данным того исследования, которое я упоминала, исследования благотворительности в рунете, помощь взрослым находится на пятом месте. Взрослым хотят помогать после того, как помогли детям, это большинство, пожилым, животным, деревьям, экологическим проектам и только потом взрослым людям. Поэтому когда у нас на «Добре» становится успешно завершенный проект помощи взрослому мужчине, которому нужна реабилитация после инсульта, вот тут я праздную. Потому что это самое важное, что я делаю, я приучаю людей помогать друг другу, взрослого человека взрослому человеку. Не говоря о том, что пусть он сам решает свои проблемы, не говоря о том, что пусть ему там еще кто-то поможет, взрослые это самый незащищенный слой населения, как это ни странно. Притом, что взрослый, конечно, основа экономики, бизнеса, всего на свете. Но почему-то, когда взрослый в беде никому не интересно. Вот мне безумно хочется это изменить и рунет, опять-таки, помогает это делать.
Павел Алашкин
- Замечательно, а что еще удалось с помощью рунета изменить? Какие вот примеры, помнишь мы с тобой общались вначале? Расскажи, пожалуйста.
Наталья Машкова
- Примеров огромное количество, когда интернет помогает и социальные сети тоже, когда распространяется информация и удается за какой-то нереально короткий промежуток времени собирать огромные суммы, которые нужны срочно для спасения. Неважно ребенка, или взрослого на аппарат для дыхания, или сейчас на хоспис собирали деньги. Практически каждый человек, кто посещает какую-нибудь социальную сеть, видел эти объявления, что собираются деньги на строительство третьего в России, если я не ошибаюсь, хосписа. Это просто нереально, собрали нашими силами обычных людей и это просто великолепно. Или когда нужно что-то откуда-то привезти, даже по России, где-нибудь в Красноярске что-нибудь взять и привезти в Москву, или из Москвы что-нибудь привезти в Красноярск. И находятся люди, которые: «Оп, а я сейчас в Красноярске, давайте я заберу быстренько».
Александра Бабкина
- Как раз завтра выезжаю, да.
Павел Алашкин
- И это всё идет через социальные сети? Как оно анонсируется? Какой механизм? Потому что в принципе, наверное, интересно, то есть происходит какая-то потребность чего-то куда-то привезти? Что дальше? Сразу пошли репосты или есть какой-то центральный ресурс «Добро Mail.ru».
Александра Бабкина
-Ну, на «Добре» более такие с чуть дальним сроком вот эти штуки работают, потому что на мгновенную такую реакцию социальные сети работают лучше. Но это совершенно прекрасно, что это происходит.
Наталья Машкова
- У нас еще, кстати, на сайте есть, еще на форуме «Волонтеры! Здесь срочно нужна ваша помощь», и там всегда вывешивается, вдруг сейчас кто-то едет, а вот вы, может, сможете помочь?
Павел Алашкин
- То есть я правильно понимаю, что происходит какое-то событие, оно публикуется сначала на форуме, к примеру. Дальше это уже уходит в социальную сеть. То есть волонтер видит, что нужно оказать некую помощь, и постит. Или, грубо говоря, в фондах есть SMM-чик, который сразу работает с социальными сетями, и ведет там целенаправленную деятельность?
Наталья Машкова
- Да, странички наши есть там.
Александра Бабкина
- Это происходит абсолютно по всем каналам, это все каналы используют, какие только могут быть для того чтобы найти помощь. И чем больше волонтеров у фонда, тем больше его счастье, потому что все они включаются и репостят.
Наталья Машкова
- И ищут.
Александра Бабкина
- И это как раз те репосты, на которые стоит обращать внимание, это как раз то, что тоже стоит репостнуть.
Павел Алашкин
- А, вообще, в принципе как вы считаете, какое среднее количество волонтеров в фонде?
Александра Бабкина
- Ох, это очень разные цифры, есть волонтеры помощь детям сиротам.
Наталья Машкова
- Ну, у нас очень много, не знаю велась ли статистика, но когда-то давно я читала, что их больше полутора тысяч. Как в реальности посчитать? Потому что кто-то один раз помог машиной, он, может, в этом году один раз помог и вернется к нам через три года и снова поможет уже чем-то другим, и будет на постоянной основе помогать. И как их посчитать вот поголовно?
Александра Бабкина
- Есть разные фонды, есть разные сообщества, у них есть «Старость в радость». Пример совершенного потрясающего движения, которое тоже было изначально волонтерским. Сейчас в огромном количестве регионов эти волонтеры ездят в отдаленные, самые бедненькие дома престарелых, помогают бабушкам и дедушкам, за ними ухаживают, радуют их, и веселят, и, вообще, чтобы они чувствовали себя какими-то любимыми, защищенными. Там действительно очень много людей.
Павел Алашкин
- А, вообще, вот, кстати, с Москвой и Петербургом относительно всё понятно, большие крупные города, фонды действуют активно, а что происходит, вообще, в России-матушке в городах со 100 тысяч населением, несколько сот тысяч или несколько десятков тысяч? Вот фонды имеют там какие-то свои представительства или там есть свои фонды, которые помогают на местном уровне?
Наталья Машкова
- Свои фонды вообще.
Александра Бабкина
- Есть разные стратегии, есть, например, фонд «Подари жизнь», я просто из того, что я знаю из наших партнеров, который не открывает свои региональные отделения, он ищет активного партнера в тех фондах, которые занимаются той же самой тематикой. Помощью людям с теми же диагнозами в регионах, и помогает им учится, повышать их квалификацию для того чтобы они помогали эффективнее и чтобы фонд, который находится в Москве помогал им тоже – это одна стратегия. Есть стратегия «Русфонда», которая, например, открывает региональные отделения, совершенно точно это знаю, и активно работает с региональной аудиторией, с прессой и так далее. Есть маленькие региональные фонды, которые находятся там и иногда о них знает весь город и весь округ, иногда о них знают мало. Например, у нас очень частые случаи, когда на «Добре» человек узнает о том, какой есть фонд в его городе. Мы когда только запускались, фондов еще было совсем мало, их было около 30.
Павел Алашкин
- А сколько проекту вашему?
Александра Бабкина
- Два года, только что исполнилось, еще мы не такие уж и взрослые, но стараемся. Человек на «Добре» узнает, какой фонд действует в его городе. Он до этого не знал, и это было важно. Вот тогда, когда у нас было мало фондов, самый частый запрос был «Почему нет фондов из моего родного города? Что у нас фондов нет хороших?». Мы говорим: - «Спокойно, скоро найдем, подключим, и всё будет хорошо». И мы сейчас, в принципе, берем фонды только из регионов. Есть большая очередь из тех, кто хочет, и очень многие хотят и те, кто в Москве работают, но мы сейчас пока не берем московские фонды, мы берем фонды из регионов. Просто потому, что им иногда нужно гораздо больше помощи какой-то совсем элементарной: переписать текст со всем, но мы всё переписываем, конечно. А там еще нужно больше вот таких вот услуг, скажем так, которые мы фондам оказываем для того что бы они находили поддержку для своих проектов и для детей, и для взрослых, и для животных.
Павел Алашкин
- Понятно, а вот еще хотел такую тему поднять, собственно говоря, благотворительность фонда это хорошо, но так скажем интернет, вообще, в помощи в добрых делах. Вот, например, Наташ, про усыновление хотелось бы, чтобы ты рассказала. Как ты считаешь интернет в вопросе усыновления, ты как человек, который усыновил двух детишек…
Наталья Машкова
- Под опеку взяла.
Павел Алашкин
-Окей, под опеку, какую роль он играет? Как он может здесь помочь?
Наталья Машкова
- Но тут на самом деле двоякое и помогает, и может немножко помешать. Опять же тут роль неправильных репостов может сыграть большую роль, а в целом база детей у нас находится хоть это и не совсем корректно. Пока это так, пока мы ищем вот так вот по базам, пролистывая фотографии, это всё интернет, никак иначе. Есть форумы, где вывешиваются также данные детей, есть фонд «Измени одну жизнь», где видео-анкеты детей выкладываются, опять же, в интернет. И можно смотреть, что за ребенок, как он себя ведет, как он разговаривает, как он играет, как он на вопросы отвечает, это все очень важно.
Павел Алашкин
- То есть можно зайти на сайт, и прям посмотреть?
Наталья Машкова
- На сайт, в социальных сетях, опять же, есть странички, всё это выкладывается, происходят обсуждения. Как только ребенок устраивается в семью, естественно, это всё убирается, чтобы этого там не оставалось.
Павел Алашкин
- Я хочу сказать что, на мой взгляд, это крайне сильный поступок, и вообще я приклоняюсь перед Наташей и ее супругом, репосты молодцы, я считаю. Я думаю, что все наши интернет слушатели тоже так считают, что Наташа молодец.
Наталья Машкова
- Таких людей очень-очень много и это не должно восприниматься «Какие они молодцы!». Я так хочу, чтобы это воспринималось «Как это нормально!».
Павел Алашкин
- Это нормально, да?
Александра Бабкина
-Хочется, чтобы это стало нормальным, я просто одно время много занималась изучением этой темы, общалась тоже с мамами, которые усыновили детей, которые взяли под опеку детей. Очень хочется, чтобы люди больше узнавали об этой теме, что бы они узнавали о том, что это не так тяжело в каких-то таких моментах, которые кажутся тяжелыми на первый взгляд. Есть другие сложности, но всё это преодолимо на самом деле, хочется, чтобы больше людей думало о том.
Наталья Машкова
- Развеять мифы еще.
Александра Бабкина
- Да-да.
Наталья Машкова
- Потому что мифов столько в наших головах, даже у врачей, которые вроде бы должны помогать людям хотящим взять детей, но происходят ужасные отговорки на основании того, что людям просто так вот кажется.
Павел Алашкин
- Понятно, я думаю, что наша передача будет тем рупором, которым людям расскажут правду о благотворительности, о том, что это такое. Я надеюсь, что наша передача была интересной, познавательной и таким образом мы выходим в финал. Я благодарю всех интернет слушателей, желаю им успехов, здоровья, счастья, любви и терпения. И, собственно говоря, давайте заключительное слово и предоставим студию другим жаждущим провести эфиры.
Александра Бабкина
- Два слова, во-первых для того чтобы помогать не нужно быть в списке «Forbes», достаточно очень маленького пожертвования, во-вторых помогать – это огромное удовольствие, кайф, это совсем не требует слез и надрыва. И в-третьих, обязательно говорите о том, что вы помогаете, потому что по статистике каждый четвертый будет помогать, если узнает что вы это делаете.
Наталья Машкова
- Подписываюсь под каждым словом.
Павел Алашкин
- Всем спасибо! Всем до свидания! И да прибудет с нами сила, как говориться! Музыка финальная! До свидания!
Александра Бабкина
- Всего доброго!
Наталья Машкова
- До свидания!