{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Павел Глухов Генеральный директор компании Instamart 22 апреля 2016г.
В гостях Павел Глухов
Говорим о настоящем и будущем проникновения информационных технологий в классические отрасли рынка, как зарабатывать на этом сегодня и как создать глобальный бизнес завтра

Альбина Пылаева

– Добрый вечер всем, кто смотрит и слушает «Интернет-экономику» Мы говорим о настоящем и будущем интернет-технологий, которые проникают в традиционные, классические отрасли рынка, о том, как заработать на этом сегодня, как построить глобальный бизнес завтра. Сегодня мы поговорим с нашим гостем Павлом Глуховым, который является генеральным директором компании «Instamart». Эта компания представляет собой огромный гипермаркет по доставке продуктов на дом и в офис. И с вами буду я, Альбина Пылаева. Сразу хочу сказать Павлу, что сегодня пятница, вечер, и очень многие подумывают о том, чем заполнить холодильник на целую неделю вперёд. И если у меня такая задача, например, сломалась машина или думаю, зачем же таскать тяжести, могу я сейчас зайти на ваш сайт и посмотреть, что вы мне предлагаете? Что вы мне предлагаете, как мне туда зайти? И поговорим про бизнес, из чего он состоит и так далее.

Павел Глухов

– Добрый вечер. Да, конечно, вы можете прямо сейчас зайти на наш сайт и выбрать из огромного количества наименований предлагаемых нами продуктов питания и товаров для дома любой набор вашей собственной корзины по вашему желанию, и мы вам привезём его в кратчайшие сроки. Учитывая, что сейчас, конечно, девять часов вечера и доставка на сегодня уже разъехалась, она будет до двенадцати часов длиться, то первый временной слот завтрашнего утра в полном вашем распоряжении. С девяти утра, начиная с этого времени, вы можете ждать нашу доставку и нашего улыбающегося курьера, который с удовольствием вручит вам то, что вы сегодня накликаете в корзину.

Альбина Пылаева

– Слушайте, как просто вы рассказываете. Мне кажется, у вас очень простой бизнес. У вас есть сайт? Есть сайт. Я позвонила, у вас наверняка есть какой-то оператор, он принял заказ, сформировал его. Я понимаю, какую сумму я могу потратить. Что я делаю дальше? Наверное, оплачиваю этот заказ, да?

Павел Глухов

– Да. Есть несколько вариантов оплаты. Вы можете как заплатить наличными курьеру, так и сделать оплату через сайт с помощью кредитной карты или любой пластиковой карты.

Альбина Пылаева

– И как мне доставят, на чём? Прямо в квартиру?

Павел Глухов

– Да, конечно. В назначенное время.

Альбина Пылаева

– Со стороны это бизнес простой. Казалось бы, что стоит его организовать. Но наверняка есть тонкости, есть подводные камни. Иначе бы все взялись за это дело. Ведь в нашей стране этот онлайн-ритейл – такая заманчивая отрасль, но, мне кажется, не очень развитая. Я смотрела сегодня цифры, ритейл составляет, по-моему, где-то 0,2% от всего рынка услуг и покупок, которые делаются в интернете. Правильно?

Павел Глухов

– Да, вы правы, именно такие цифры. Действительно, наш рынок пока очень недоразвитый, что означает для нас огромные перспективы роста.

Альбина Пылаева

– Вы не владелец бизнеса, тем не менее, вы можете рассказать об этом бизнесе. Наверное, заманчиво начать бизнес именно сегодня, когда меняются какие-то потребительские особенности россиян, связаны они в первую очередь с экономикой. Люди ищут, конечно же, что подешевле, что выгоднее купить. И как всегда покупатель прав, ему нужно, чтобы недорого и хорошо. Как вы организовали этот бизнес, почему вы в него пришли? Я так понимаю, вы управляете этим бизнесом. Где там подводные камни? Можно ли сегодня говорить, что это тот бизнес, который растёт, совершенствуется, и он очень будет похож на то, что есть на Западе: быстро, хорошо и никто не сомневается в качестве?

Павел Глухов

– Да, вы правы, бизнес на первый взгляд очень простой. Вроде бы что проще – открыл сайт, сделал несколько движений мышкой, нажал на нужные клавиши, даже оплатил здесь на месте. Всё просто. И только жди, тебе привезут твой заказ. Но на самом деле, если погружаться внутрь, действительно очень много подводных камней, связанных как с самим продуктом, что мы набираем в эти заказы, так и со способом доставки этого заказа. Я пришёл в бизнес из другого направления, из е-коммерса. Я занимался доставкой и занимался развитием пунктов выдачи заказов. Здесь бизнес был построен и построен сейчас в традиционном е-коммерсе: с товаром, с одеждой, с обувью, со спортивным инвентарём. Здесь всё просто: одежду сложил в коробку или в пакет, она уехала, ты её спокойно перевёз в любом виде, при любой температуре, при любом наполнении машины, хочешь вповалку, хочешь – сложил, ничего с ним не случится, с этим пакетом, с этой одеждой. Ты её привезёшь, отдашь и всё в порядке. Что касается продуктов, то мало того, что продукты должны быть свежие, должны хорошо выглядеть, они должны быть не размороженные в случае, если заказ на заморозку. Они должны быть не испорченные, если вы заказываете охлаждённые продукты, это должны быть фрукты свежие, не мятые, это должны быть бананы без пресловутых коричневых пятен и так далее. Вот это всё даёт те самые подводные камни. Плюс ко всему доставка таких товаров подразумевает крайне бережное отношение к самому заказу. Это не тот случай, когда можно погрузить на телегу два десятка посылок и перевозить. Здесь придётся таскать всё на руках.

Альбина Пылаева

– Сколько людей доверилось вам? Скажите, у вас много покупателей?

Павел Глухов

– Да, у нас много покупателей.

Альбина Пылаева

– Вы первые, вы вторые на рынке этих услуг?

Павел Глухов

– Мы очень сильно растём, первыми обязательно будем. Сейчас мы, наверное, близко ко вторым.

Альбина Пылаева

– А можно в цифрах?

Павел Глухов

– Мы имеем сейчас порядка двухсот заказов в день.

Альбина Пылаева

– А средний чек?

Павел Глухов

– Средний чек – порядка пяти тысяч рублей. Это порядка, наверное, миллиона в день.

Альбина Пылаева

– Я не знаю, готовы ли вы раскрывать какие-то цифры, но хотя бы нормы прибыли, проценты от неё, насколько это выгодно. Потому что у вас нет собственной сети доставки, по-моему. То есть нужно поручить людям, которые соберут пакет с моим заказом, то есть нанять этого человека. На что вы тратите деньги? Где расходы, а где доходы? И что в цифрах?

Павел Глухов

– Доходы в минимальной наценке, которую мы делаем над прайс-листом магазина. Наши расходы – это логистика (доставка), это фулфилмент (сборка этого заказа в магазине) и наш бэк-офис со всем набором персонала, который работает над поддержанием контакта с клиентом, над разрешением спорных ситуаций, вообще, на функционировании этого механизма.

Альбина Пылаева

– А бизнес сезонный?

Павел Глухов

– Нет, не сезонный. Сезонные в этом бизнесе определённые моменты, связанные с праздниками, например, с масленицей, с шашлыками, с дачным сезоном.

Альбина Пылаева

– Вы говорите про плюс, когда становится ещё больше заказов.

Павел Глухов

– Да, сезонным его нельзя назвать в первую очередь потому, что это продукты питания, которыми мы питаемся ежедневно. В этом огромный плюс этого бизнеса, потому что это не тот товар, который зависит от какой-то конъюнктуры, от экономики, от развития бизнеса. Это те продукты, те товары, которые ежедневно потребляют люди.

Альбина Пылаева

– Мы ещё хотим поговорить об успехе. В каком году компания появилась?

Павел Глухов

– Компания появилась в 2013 году.

Альбина Пылаева

– В 2013. В общем, молодая компания. А успех в чем? Как вы меряете успех, в чём он заключается, кроме того, что вы очень крупный игрок из тех, кто есть.

Павел Глухов

– Успех в том, что мы даём сервис, который нравится людям. Этот успех я вижу ежедневно в своей почте, получая пятёрки на «Яндекс.Маркете», видя отзывы наших клиентов о нашем сервисе. Это благодарность людей. К примеру, на этой неделе, буквально в начале недели получили короткое письмо с благодарностью от человека, который сказал: «Спасибо, всё здорово, классные продукты, хороший сервис». А постскриптум написал, что два пожилых инвалида остались счастливы от того, что получили. Скорее всего, это сын или внук этих родителей.

Альбина Пылаева

– Может быть, волонтёры, может быть, кто-то кому-то хотел помочь.

Павел Глухов

– Наверное, сделал приятный сюрприз, и все остались довольны. В этом, наверное, и есть то, что мы делаем.

Альбина Пылаева

– Понятно. Кадры решают всё, как известно. Сколько человек работает?

Павел Глухов

– Мы маленькая компания, очень сильно автоматизированная, и в данный момент в нашей компании 15 человек.

Альбина Пылаева

– И конечно, то, о чём мы говорим, мы говорим об интернете. Какова роль именно интернета, может быть, в автоматизации этих процессов, в организации такого процесса, взаимодействия между компанией и конечным потребителем?

Павел Глухов

– Крайне важная тема и основополагающая, образующая. Без интернета невозможно разместить нашу витрину, а именно интернет-магазин. Без интернета невозможно сделать сам заказ, и, в принципе, на интернете всё построено. Мы сидим в офисе в одном месте, наш интернет-магазин, соответственно, находится повсюду, собираем мы наши заказы совершенно в другом месте, совершенно другие физические люди и компании перевозят эти заказы. А мы сидим в это время в одном конкретном офисе и занимаемся этой коммуникацией, координацией и интегрированием процесса.

Альбина Пылаева

– А само программное обеспечение этого процесса? Есть какая-то специальная программа, вы её заказывали? Как вообще организовано это дело? Что нужно? Примкнуть к какой-то платформе?

Павел Глухов

– Да, мы очень серьёзно подходим к этому вопросу. Действительно, я уже сказал, мы очень автоматизированная компания, и ещё очень-очень много нам предстоит сделать для того, чтобы быть инновационными, не побоюсь этого слова. Мы столкнулись с тем, что многие IT-продукты, которые можно использовать в этом бизнесе, их нет в готовом виде. Мы их создаём сами. В данный момент у нас четыре команды аутсорсинг-разработчиков, IT-разработчиков, которые трудятся над различными проектами, которые дают нам результаты, которым мы заказываем под себя уникальные вещи, уникальные продукты. Они нам их делают, мы их внедряем и это позволяет нам сохранять такой маленький персонал.

Альбина Пылаева

– Я правильно понимаю, что уникальность того, как вы формируете техническое задание, составные части, заключается в том, чтобы помогать вам и увеличивать прибыль компании? Есть роль интернета в увеличении прибыли? В чём именно роль интернета? Что он оптимизирует? Мало того, что он организует процесс, помогает в организации.

Павел Глухов

– Я уже сказал, у нас организационная компания находится в разных местах, все мы связываемся в одно целое посредством интернета. У нас есть как стационарные приложения, которые работают в офисе (программный продукт), так и мобильные приложения, которые находятся в руках у сборщиков, собирающих заказы, либо в руках у курьеров, которые занимаются доставкой. Это всё связано вместе друг с другом. Всё связано с передачей данных друг другу, и всё это посредством интернета происходит, больше никак. Только такой мощный канал для нас является кровеносной системой.

Альбина Пылаева

– А затраты на это программное обеспечение, они были вначале, когда создавался бизнес, или это постоянная расходная часть?

Павел Глухов

– Это постоянные расходы. И предполагая, что, даже закончив текущий проект, который мы сейчас ведём, начали и начинаем, я думаю, что эти процессы бесконечны. Наверное, какой-то пик мы пройдём в ближайшие дни, в ближайшее время, в ближайшие недели, месяцы, пик разработок, но всё равно это постоянный процесс, требующий совершенствования, потому что и технологии бегут вперёд, интернет-технологии, в частности, и информационные технологии не отстают, и возможности у людей другие появляются в том же самом заказе продуктов, заказе любого товара через интернет или не через интернет.

Альбина Пылаева

– Главное, чтобы благосостояние людей не отставало.

Павел Глухов

– Конечно. И нам, конечно, необходимо подстраиваться под современные веяния и под те возможности, которые даёт технология в данный момент для потребителя.

Альбина Пылаева

– Мы говорим о том, как интернет влияет на традиционные отрасли рынка, и понятно, что торговля – самая такая древнейшая отрасль рынка, но торговля сейчас – это не только магазин, прилавок, особенно в больших гипермаркетах, супермаркетах, там есть логистика и так далее. Что касается ваших партнёров, нужны ли вам такие же партнёры, которые также идут в ногу со временем, чтобы в их работе интернет также влиял на их бизнес и был на том же уровне, что и у вас?

Павел Глухов

– Конечно, это желательно.

Альбина Пылаева

– Вы с кем партнёрствуете, и равнозначны ли вы?

Павел Глухов

– Я бы не называл названия компаний. Это известные компании на рынке, в том числе это компании, которые создавались вместе с нами и идут с нами плечом к плечу, и готовы быть с нами, и помогают очень сильно нам. Я надеюсь, и мы им помогаем своим развитием также развиваться. Но вы спросили, необходимо ли таким компаниям быть сильно развитыми в плане технологий, в плане интернета?

Альбина Пылаева

– Смотреть с вами в одну сторону и быть с вами на одном уровне.

Павел Глухов

– Конечно, это желательно, это упрощает взаимодействие. Но всё равно мы настолько уникальный продукт делаем, в том числе и в области информационных технологий, что, так или иначе, либо мы их подстраиваем под себя, либо они подстраиваются под нас. Если у них есть уже развитая информационная инфраструктура, им это сделать проще, и нам это сделать проще с ними.

Альбина Пылаева

– Вы не называете компании, но партнёры – это магазины или места, где вы формируете заказы?

Павел Глухов

– Да, этого партнёра я, конечно, назову.

Альбина Пылаева

– Вы этого партнёра, наверное, можете назвать, откуда же продукты приносятся в дом?

Павел Глухов

– Да, конечно. Это наш любимый партнёр, отличная компания, всем известная на нашем рынке российском продуктов – это магазин «MetroCash&Carry», с кем мы работаем уже несколько лет, с которым у нас сложились прекрасные взаимоотношения. Сейчас мы на финальном этапе согласования сотрудничества с сетью «Ашан». И я думаю, с этими двумя партнёрами мы пойдём рука об руку в наше светлое будущее. Надеюсь, что разовьём не только свой бизнес, но и поможем этим компаниям увеличить свои обороты.

Альбина Пылаева

– Про «Ашан» я ещё спрошу. Что касается транспортников, вы с ними в каких отношениях? Вы их заказчики? Как вы это организуете?

Павел Глухов

– Да, мы заказчики, мы нанимаем эти компании.

Альбина Пылаева

– Я могу в течение трёх часов получить свой заказ, такая услуга мне предоставляется. И конечно, я не хочу, чтобы меня обманывали, и буду нервничать, если вдруг задержка. Чтобы не было каких-то ошибок, связанных со временем доставки (это всегда неприятно, клиент нервничает), если в магазине людям я расскажу, как вы плохо работаете и узнает 5-6 человек, то в интернете об этом узнают сразу тысячи. Как с транспортниками взаимодействие строится именно на почве IT-технологий?

Павел Глухов

– Здесь два аспекта. Во-первых, это должна быть компания, которая потенциально всегда доступна для осуществления быстрого заказа, у нас есть такие компании, к которым можем обратиться, они быстро доставят.

Альбина Пылаева

– В нашей стране есть такие компании, с которыми можно осуществлять онлайн-торговлю на высоких стандартах?

Павел Глухов

– Конечно, есть такие компании, которые в онлайн реагируют на твой запрос, выделяют машину, курьера, выделяют средство передвижения, людей и доставляют заказ. Второй аспект – это планирование доставки. В чём, наверное, одна из самых больших сложностей после качества продуктов, которые мы должны привезти в квартиру, в офис? Это планирование маршрутов в течение дня. У нас очень короткие временные интервалы, в которые люди заказывают свои заказы. Это те интервалы, в которые мы должны постучаться или позвонить в дверь и вручить вам вашу коробку или пакет. Второе – это то, что мы доставляем по всей Москве, и нам нужно составлять маршруты таким образом, чтобы машина проезжала не один адрес и возвращалась за заказом обратно, а чтобы она взяла с собой в дорогу 5-6 заказов, сделала оптимальный маршрут и в каждый временной интервал оказалась в нужном месте.

Альбина Пылаева

– То есть на бумажечке это не рассчитаешь.

Павел Глухов

– Это не рассчитаешь, это очень тонкая работа. И как раз под такие наши запросы, под такие требования готовых продуктов и не оказалось на рынке. И его мы сейчас разрабатываем, это будет довольно уникальная история, мы будем её владельцами.

Альбина Пылаева

– Онлайн-трейдинг, это ещё и расплата онлайн-деньгами или просто электронным кошельком? В плане того, чем платить, как платить, как получать платёжки и, вообще, что делать с деньгами в интернете – этот аспект, насколько он проблематичен в вашей работе или, может быть, нет?

Павел Глухов

– Он вообще не проблематичен. Сейчас куча средств в интернете для оплаты онлайн. В нашем случае мы принимаем любые карты. Мы можем в работе с юрлицами прислать счёт для оплаты и получить оплату банковским переводом. Также традиционно мы можем при вручении заказа взять с клиента наличные деньги. Никаких проблем при этом нет.

Альбина Пылаева

– А можно ещё сказать о драйверах роста для интернет-ритейла? Я понимаю, что наличие людей, у которых есть интернет и всяческие гаджеты, и людей, которые умеют им пользоваться, оно растёт. В нашей стране, слава Богу, эта кривая идёт вверх. А что ещё является драйверами роста для вашей компании?

Павел Глухов

– Я бы по-другому чуть-чуть сказал, не просто количество пользователей интернетом и заказами через интернет растёт. Это не просто рост, это повышение доверия покупателей к тому, что они видят в интернет-магазине. Что касается продуктов, здесь доверие должно быть ещё более существенным, более весомым. Вы доверяете человеку сделать то, что он своими руками соберёт, аккуратно положит, привезёт вам, а вы потом это будете кушать и радоваться. Поэтому здесь самый важный вопрос развития, тренда развития интернета – это доверие потребителей, покупателей к тому, что они видят в интернете, что они покупают в интернете. Не имеет значения, это продукты питания, бытовая химия, одежда, обувь, самолёты.

Альбина Пылаева

– А помогает вам интернет сделать клиента более лояльным? Существуют программы по лояльности. Если в традиционном магазине, это карточка какая-то. Что вы придумываете для того, чтобы сделать клиента более лояльным? Предоставляете ли ему какие-то скидки особые? Может быть, как-то воспитываете его вкус через какие-то свои сайты и политику тех сайтов?

Павел Глухов

– Конечно. Первый заказ каждого клиента мы доставляем бесплатно. В дальнейшем при заказе от трёх тысяч рублей доставка также бесплатна. Три тысячи рублей – это, наверное, средний московский чек при покупке продуктов питания в любом магазине. У нас действуют всевозможные программы, партнёрские с другими сайтами.

Альбина Пылаева

– Маркетинг можно объединить с интернетом? Можно ли пойти таким путём: судя по тем заказам, по продуктовой корзине, которую они набирают, по цене, можно ли составить портрет покупателя и управлять этим процессом? И стоит ли такая задача? Я думаю, в любом бизнесе стоит, чтобы клиентов было больше, и бизнес развивался. Можно ли пойти таким путём – изучать клиента с помощью интернета? Есть ли у вас такие программы, то есть маркетинг непосредственно?

Павел Глухов

– Знаете, мы делаем такие исследования. Мы знаем, кто наши покупатели. Есть несколько конкретных выделенных групп. Одна из самых больших и весомых – это успешные бизнесмены, которые знают цену времени и понимают, что могут потратить час времени на поездку в магазин, час обратно и час там со всеми рисками где-то застрять, что-то случится с машиной и так далее. Вторая большая группа – это матери с маленькими детьми, которые сидят весь день дома, воспитывают детей, которые не могут или не хотят оставить своё чадо с кем-то.

Альбина Пылаева

– Или потерять его в магазине.

Павел Глухов

- Наверное, вряд ли. Они предпочитают пользоваться нашей услугой, и пенсионеры, которым проще, чтобы тот же самый запас воды или каких-то круп им привезли домой.

Альбина Пылаева

– Да, чтобы не носить тяжести.

Павел Глухов

- Поэтому мы знаем, кто наш клиент, и, конечно, мы на них ориентируем свою маркетинговую деятельность и очень благодарны им за отзывчивость и за преданность. Но лояльность формируется в первую очередь тем, что, как вы сказали, если ты сделал хороший заказ, если ты хороший сервис оказал, то люди к тебе привязываются надолго и, в принципе, этим людям, если они остались довольны, никакие дополнительные программы не нужны.

Альбина Пылаева

– Скажите честно, есть в отзывы в онлайне, и вы их просто, не стесняясь, выкладываете?

Павел Глухов

– Нет, не стесняемся. У наших покупателей есть возможность написать на «Яндекс.Маркете», никаких проблем. Мало того, у нас есть обратная связь от клиентов, лично я её получаю, и лично я довольно много отзывов пишу, в том числе и на письма недовольных клиентов, где что-то не получилось, не попали в срок доставки.

Альбина Пылаева

– Что типично для жалоб, признайтесь.

Павел Глухов

– Срок доставки, скорее всего. Мы в редких случаях не попадаем в назначенный интервал. Но это Москва, а пятница – это, наверное, самый тяжёлый день в доставке, потому что Москва стоит, стоит она много, несмотря на то, что за последние пять лет в Москве очень много сделано по улучшению трафика, но всё-таки проблемы всё ещё есть. Поэтому, что касается жалоб, их не так много, их мало, но вы же понимаете, что жалобы пишут люди, которым не понравилось.

Альбина Пылаева

– Я, знаете, что понимаю? Я понимаю, что есть закон о правах потребителя. Недавно были приняты какие-то поправки. Я не знаю этой темы точно, может быть, как раз вы в курсе. Готовились некоторые поправки, во-первых, в Закон о потребителях, а вторая часть (сейчас мы будем говорить о проблемах этой отрасли, которая в стадии роста) – это проблема с чеками. Давайте об этом.

Павел Глухов

– Мы очень ждём нововведения по чекам, потому что, наверное, это самая большая проблема сейчас, не то что проблема, это тот момент, тот аспект интернет-торговли, который действительно стоит улучшить, и стоит упростить документооборот. Под документооборотом я подразумеваю не только чеки, но и все остальные сопроводительные документы, которые есть у курьера, – это и накладные, всевозможные акты передачи товаров. Это всё бумажная волокита, которая, по сути, не имеет отношения к бизнесу. Она для чего-то нужна, но мы живём, опять же, в веке современных технологий. Интернет развит отлично, информационные технологии развиваются ежедневно, и уже пора нам переходить на электронные формы общения, в том числе и на электронные чеки.

Альбина Пылаева

– Но мы с вами сейчас, вы поняли, о чём говорим. Мы говорим о государственном регулировании. Насколько государство в помощь вам? Оно, так или иначе, не может не регулировать: это налоги, это некие правила, в том числе конкуренция, о которой мы тоже, наверное, сейчас чуть-чуть поговорим. Как государство? Вы с ним «рука об руку», с проверяющими органами, с помогающими органами, с теми, кто развивает отрасль или есть какие-то проблемы, которые вы ещё не дообсудили? Слышат ли вас, чем помогают и о чём бы вы попросили? Скажем так, что не отрегулировано?

Павел Глухов

– Безусловно, есть проблемы. Не скажу, что они чересчур критичными являются, но упрощение определённых аспектов интернет-торговли, конечно, возымело бы должный положительный эффект. Например, как я уже сказал, переход на электронные формы документов, на электронные чеки. То законодательство, которое сейчас собирается проходить второе чтение в Думе, как раз по упрощению бумажных чеков, оно, наверное, нам поможет, упростит жизнь многим. Не скажу, что именно это влияет на количество заказов и на развитие бизнеса, но бесспорно нам есть куда потратить свои силы, и мы будем тратить свои силы лучше на качество и на сервис, нежели на отслеживание бумаги, наличие этих чеков и так далее. Но несмотря ни на что, мы – легальная компания, законно работаем, все нормы закона соблюдаем и сейчас живём по тем правилам, которые в данный момент нам объявило, скажем так, государство. Поэтому мы работаем и не жалуемся. Конечно же, есть что улучшить, хочется, чтобы в некоторых моментах была жизнь попроще у интернет-торговцев. Это касается всех, не только продуктов питания, это касается всего интернет-рынка. И надеемся, и видим, что, наверное, государство нас слышит, раз такие законы рассматривает.

Альбина Пылаева

– Представим себе, что интернет-торговля – это, конечно, дорога с очень сильным темпом движения, по которой идут или едут с какой-то определённой скоростью очень многие игроки. Как может быть здесь регулирование конкуренции или ценовой политики? Мы помним времена, когда начинается кризис, ограничивают какой-то порог цен. В самые трудные времена так было – не завышать цены, не допускать сговора и так далее. В смысле конкуренции и сговора, что происходит в вашей отрасли, и при чём тут интернет?

Павел Глухов

– Что такое интернет? Интернет – это открытое пространство, куда имеет доступ любой, конкретно взятый человек. Интернет – это открытое пространство, с другой стороны, для компаний, которые могут потом в интернете для этого конкретно взятого человека представить свой товар. Мы не работаем двумя-тремя магазинами на одной улице, которым есть смысл примерно ровно разделить клиентов. У нас открытая площадка, и только цена и качество оказываемой услуги влияет на количество заказов. Если ты делаешь плохо свою услугу, то у тебя нет заказов. Если у тебя высокие цены, то у тебя нет заказов. Если ты в этом балансе живёшь, в хорошем балансе, в правильном балансе, находишь свою нишу, своих клиентов, то твой бизнес развивается, и вопрос конкуренции здесь очень-очень сильный. Здесь нет почвы для сговора из-за того, что, опять же, это открытое пространство, открытая площадка для всех, но конкуренция здесь, наверное, играет главную роль. Мы постоянно сравниваем себя с конкурентами, мы постоянно оцениваем уровень наших цен. Могу сказать, что наши цены самые низкие в интернете на продукты питания.

Альбина Пылаева

– А за счёт чего это удаётся – держать цены на пределе нижнего сегмента?

Павел Глухов

– За счёт того, что я трижды назвал: за счёт нашей небольшой компании, которая достигнута благодаря высокой автоматизации, у нас минимизированы дополнительные расходы на работу офиса, на координацию всех механизмов, на координацию всех процессов. Это достигается как раз автоматизацией, и это позволяет нам держать низкие цены и иметь невысокую наценку тех продуктов, которые мы продаём.

Альбина Пылаева

– Скажите, а интересны вы инвесторам?

Павел Глухов

– Да, очень интересны.

Альбина Пылаева

– Ведь иногда успех меряется тем, что инвестор верит в тебя, как в компанию, у которой есть потенциал, и вкладывается. Есть ли интерес к вам со стороны инвесторов? Можете чуть-чуть поговорить об этом?

Павел Глухов

– В данный момент инвестиционный бум на этом рынке, потому что рынок интернет-торговли продуктами питания, он чуть-чуть идёт с опоздание от традиционного е-коммерса, торгующего обычными вещами обычного стандартного магазина по одежде, по обуви. Продукты питания чуть-чуть догоняют, чуть-чуть идут в хвосте этого мейнстрима, но в данный момент этот рынок сейчас набирает обороты. Бизнес очень сильно развивается, на этот бизнес устремили свои взгляды очень многие компании, которые занимаются инвестированием и развитием этого сектора в своих подразделениях, в своих холдингах. Предпочёл бы пока не называть тех имён, которые нами интересуются. Могу сказать, что из той информации, которая доступна, наши инвесторы – это генеральный директор и основатель компании «Qiwi».

Альбина Пылаева

– «Qiwi» – это электронный кошелёк?

Павел Глухов

– Да, «Qiwi» – это электронный кошелёк. И несколько частных партнёров, работников инвестиционных компаний, частные инвесторы, уважаемые люди, известные на этом рынке.

Альбина Пылаева

– Куда экспансия? В регионы, на международный рынок? Как вы видите свой бизнес в перспективе 5-10-15 лет?

Павел Глухов

– Пока мы в Москве. Я думаю, что в конце лета мы появимся в Санкт-Петербурге. До конца года, вероятно, ещё в один-два города-миллионника придём. Весь 2017 год посвятим экспансии по России, это однозначно будут города-миллионники. Посмотрим, как в них пойдёт дело, и примем решение – развиваться глубже по стране или нет. Помимо российской экспансии, благодаря тому, что мы создаём мобильную платформу, и интернет, опять же, нам позволяет это сделать, мы попробуем наш проект в Восточной Европе, скорее всего. Это будут какие-то страны Ближнего Востока, опять же, это будут столичные города близлежащих к нам государств. Думаю, что это будут страны СНГ. Я думаю, это будет очень интересный опыт, и мне кажется, он будет иметь хорошее продолжение.

Альбина Пылаева

– А там тоже будут эти люди, которые в тележке отбирают продукты?

Павел Глухов

– Конечно.

Альбина Пылаева

– А на каком языке вы собираетесь с ними разговаривать?

Павел Глухов

– Они будут всё собирать на местном языке, конечно же, и доставка будет производиться на местном языке. И даже клиенты, которые будут заказывать, они на том же языке будут разговаривать.

Альбина Пылаева

– А давайте, может быть, в цифрах. Насколько быстро, в разы, в десятки раз – ваше видение на перспективы роста. Как быстро? За три года, в пятилетку или как?

Павел Глухов

– Да, я думаю, что за три года мы сделаем то, что я сейчас назвал.

Альбина Пылаева

– А в процентах? Мы как-то привыкли так мерить. Примерно.

Павел Глухов

– В процентах? Сейчас скажу вам. Я думаю, что, наверное, раз в сто мы вырастем.

Альбина Пылаева

– За три года в сто раз? А сколько это будет в деньгах? Объём или оборот.

Павел Глухов

– Я думаю, что это будет годовой оборот больше миллиарда рублей.

Альбина Пылаева

– А сейчас сколько?

Павел Глухов

– Сейчас меньше, я назвал наши цифры.

Альбина Пылаева

– Но миллиард – это большие деньги?

Павел Глухов

– Конечно.

Альбина Пылаева

– Понятно. Что хотела ещё спросить про будущее. А не рассматриваете ли вы в будущем, чтобы шагнуть в село? Посмотрите, в селе как раз очень развивается интернет, это как раз та категория населения, которая, наверное, чаще всего сейчас покупает все гаджеты, которые только бывают, и вообще туда идёт интернет. И, наверное, в селе будет удобно, на тех же дачах около больших городов заказывать продукты. Не покупать в палатке просроченные, пока их привезли, пока распродали, а чтобы тебе привезли за город продукты.

Павел Глухов

– Я думаю, до села дело дойдёт со временем.

Альбина Пылаева

– Вообще об этом говорите, думаете?

Павел Глухов

– Наверное, это не в трёхлетней перспективе, это на каком-то более позднем этапе развития проекта. Что касается дач, это отдельная история. Что такое дачи? Это люди, которые проводят там время, но при этом живут и работают в городе. Для тех людей, кто работает в городе, а едет на дачу, на них уже сейчас мы ориентированы, уже сейчас мы можем предложить им свои услуги.

Альбина Пылаева

– Какие?

Павел Глухов

– Мы можем предложить им продажу продуктов, доставку продуктов. Мы можем предложить им удобный сервис, когда человек выезжая на дачу, не тратит весь четверг для того, чтобы набить багажник автомобиля едой в том магазине, где он обычно закупается. Он делает заказ, потратив на это полчаса времени, и в пятницу при выезде из города, в каком-то удобном месте, он может забрать свой подготовленный заказ, оплатить его, положить за пять минут в багажник и уехать по своим делам. А всё сэкономленное время, вместо похода в магазин, потратить на семью, потратить на себя, на своё хобби, на своих детей.

Альбина Пылаева

– Да, мы затронули такие основательные темы. А мне так и видится картина, всё-таки я не дорасспросила. Расскажите просто какой-то интересный жизненный случай. Мне кажется, в этом во всём, в вашем опыте (вы с живыми людьми общаетесь, это люди, которые собирают и так далее) должна быть какая-то интересная история, в том бизнесе, в котором вы начинали. Что-то было смешное или любопытное?

Павел Глухов

– Смешное? Вы правы, что бизнес очень сильно и напрямую связан с покупателями.

Альбина Пылаева

– С психологией покупателя.

Павел Глухов

- Конечно. Случаи встречаются ежедневно – и весёлые, и смешные, печальные и нет. Но, наверное, сейчас с ходу чего-то остро смешного не вспомню. Не знаю, не могу сориентироваться.

Альбина Пылаева

– Когда вы в другой компании даже работали, когда начинали. Когда начинаешь, обычно бывает такой опыт незабываемый.

Павел Глухов

– Конечно, есть такое. Пару слов скажу об этом. Да, я начинал в 2007–2008 году, стоял у истоков развития такой сферы, такой области е-коммерса, как пункты выдачи заказов. В то время это была «неведома зверушка» для рынка, но как сильно может менятьсяситуация. В то время мы ходили по рынку в течение года, не могли ни одного партнёра найти, на чьей базе сделаем пункты выдачи. Сейчас ситуация другая, сейчас люди присылают заявки в компании, которые занимаются развитием пунктов выдачи, и компании уже сами выбирают из этого общего огромного количества заявок себе партнёров. А тогда мы приходим в сеть, и сеть нам говорит: «Да вы что, какие посылки? Я же продуктами питания занимаюсь». Или: «Я же суперхимчистка, какие посылки, вы что? Мы совершенно не тем занимаемся. Что подумают люди, когда будут приходить?» А сейчас это совершенно обычная часть офлайнового ритейла, когда ты оказываешь услуги по продаже того или иного товара и параллельно выдаёшь посылки, при этом зарабатывая сверху чуть-чуть больше денег.

Альбина Пылаева

– Смотрите, ещё такая проблема. Я всё рисую себе живые картинки, потому что у вас очень живой бизнес. И как-то у меня разыгралось воображение, смотрите, в каком плане. Вы же, наверное, не только рабочие места создаёте для тех, кто работает непосредственно в компании и софтом занимается, но и я вижу рабочие места тех людей, которые собирают эти продуктовые заказы. То есть они должны быть очень хорошими покупателями сами. Сколько сейчас таких людей в том же «Метро»? Сколько их в зале? Потому что они приходят, на месте собирают, у вас же нет складов, правильно?

Павел Глухов

– В данный момент у нас 4-5 человек в зале находятся.

Альбина Пылаева

– А что будет, забегая вперёд? Сейчас 4-5 человек. Их может быть 100? Что тогда будет?

Павел Глухов

– Их может быть 100, но вряд ли в одном магазине. Хотя, если это будет суперуспешный проект, я думаю, почему и нет? Но, скорее всего, вряд ли.

Альбина Пылаева

– Будет ли это проблемой будущего, скажем так?

Павел Глухов

- Скорее всего, вряд ли. Если будет огромный спрос на эту услугу, надеюсь, что он будет, мы, наверное, будем подключать большее количество магазинов этих сетей. Надеюсь, что и сами сети будут развиваться и предоставлять нам дополнительные площадки для сбора заказов. Поэтому, если брать, например, сеть магазинов «Метро» и «Ашан», то в Москве и Московском регионе их несколько десятков.

Альбина Пылаева

– Кстати, наверное, кто больше всех думает о вашем бизнесе, о том, насколько он перспективный, это сами торговые сети. А организовать без вас формирование этих заказов и доставку продуктов на дом они могут? Насколько велика перспектива в конкуренции непосредственно с торговыми сетями?

Павел Глухов

– Торговые сети уже несколько лет пытаются это сделать. У кого-то получается хорошо, у кого-то не получается. Чаще это негативный опыт из-за того, что продать продукты и собрать их в некий заказ, упаковать его – это одна история, а совсем другая история – его вовремя доставить. Если ты доставляешь один заказ в день, то вероятность того, что ты сделаешь это блестяще, стопроцентная. Если ты доставляешь много заказов, огромное количество заказов в день, и эти заказы доставляются чётко в определённые временные окна и по огромной географии, то этот процесс организовать очень сложно. Я не зря сказал, что именно для этой части нашего бизнеса нет готового IT-продукта, и мы его создаём. И одна из сложностей этого бизнеса заключается именно в этом, именно в той технологии, которая подразумевает…

Альбина Пылаева

– Осталось совсем немного до окончания нашей программы. Лозунг дня. Как обычно, допустим, вы – трибун, вам дали микрофон. Что бы вы хотели сказать: требование, мнение, послание, очень коротко, может быть, для тех же клиентов или для властей? Кому бы вы его адресовали и в чём бы оно заключалось?

Павел Глухов

– Наверное, для властей. Очень радует наша политика, внешняя политика нашей страны, наши успехи на внешнеполитическом поприще, на военном поприще. Хочется призвать правительство, может быть, президента – наведите, наконец, порядок в экономике, чтобы людям жилось попроще, полегче, чтобы они доверяли этому рынку и нашему рынку в том числе.

Альбина Пылаева

– Спасибо большое, Павел. Мы заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. Говорили об интернет-экономике.

Павел Глухов

– Спасибо.