Альбина Пылаева
– Добрый вечер. С нами Иван Панкин, креативный директор радио «Комсомольская Правда», а в эфире «Интернет-экономика» на радио «МедиаМетрикс». Совершенно символично, что завтра День радио. Мы просто как по заказу с вами сегодня встречаемся. И я представляю сейчас радиослушателям и тем, кто смотрит нас в эфире в интернете медийщика с большой буквы. Иван, креативный человек, – это человек, который ломает стереотипы, что-то придумывает. Расскажите нам о своей жизни в медиа, о сегодняшнем успехе. Мы поговорим с вами о том, что такое радио, почему оно так связано с интернетом, насколько сегодня интернет-радио победит традиционное радио. Я думаю, у нас очень много интересных тем накануне этого большого праздника. А всё, о чём мы говорим в этой передаче, оно касается одной большой темы – как интернет проникает в традиционные отрасли рынка, а что может быть традиционнее радио, которое существует уже столько лет, тем более «Комсомолка».
Иван Панкин
– Я поправлю немножко сразу. Креативный директор – это упрощённое название. Вообще, я руководитель креативного отдела радио «Комсомольская правда», если быть точнее. Вы сказали фразу интересную – креативный человек ломает стереотипы. Креативный человек просто ломает, сразу хочу сказать, не только стереотипы. Что понимать под стереотипами вообще? Иногда стереотипы – это вполне удачные ходы. И вы заговорили про традиционное радио, которое вещает на FM-волнах. Многие заблуждаются насчёт того, что оно скоро умрёт, потому что уйдёт целиком в интернет. Радио не умрёт никогда, уверяю вас. Радио будет жить вечно.
Альбина Пылаева
– Пока есть автомобили.
Иван Панкин
– Нет. Радио будет жить вечно. В годы войны автомобилей было мало, как и дорог, в общем-то, а радио жило. Радио будет жить вечно, потому что, это самое удачное СМИ, совершенно точно вам говорю. Даже в интернет новости попадают с опозданием. Через радио новости распространяются гораздо быстрее и, как правило, через радио большее число людей узнаёт новости.
Альбина Пылаева
– Смотря, через какое радио. Если это радио новостное, то – да. А если это какое-то образовательное радио или развлекательное?
Иван Панкин
– Образовательное радио, оно же гуманитарное радио, оно и есть разговорное радио. Если говорить о музыкальных радиостанциях, возможно, они чуть-чуть погибнут, их будет не так много как сейчас. И как раз разговорных радиостанций в перспективе станет больше, точно вам говорю. Спрос на разговорные станции, особенно в условиях кризиса, он растёт. Поэтому сейчас не столько делается ставка у медиа-менеджеров на музыкальные радиостанции, потому что музыку можно накачать в интернете, есть специальные платформы, есть специальные сервисы, пожалуйста, музыки сколько угодно. Притом есть даже сервисы, которые подбирают индивидуально музыку под ваш плейлист специальный, и как бы не надо, чтобы там кто-то что-то говорил. А что умного может сказать музыкальный диджей, особенно нынешний? Ладно те, которые были в девяностых годах, в начале нулевых. Да, это были индивидуальные ведущие, взрослые люди крутые, как Дмитрий Нагиев, условно говоря. Это были крутые ребята. Сейчас радио другое. Сейчас ведущие другие. Ведущих, я имею в виду диджеев, на музыкальные станции подбирают как под копирку, они все одинаковые, они не удивляют. Они просто придерживаются формата конкретного. Лично мне слушать музыкальную радиостанцию... Какие сейчас удачные шоу на музыкальных радиостанциях, утренние даже, что-то новое, чтобы было прям? Есть «Бригада У» на «Европе Плюс», есть на «Радио ENERGY», есть на «Авторадио». Я про «Мурзилок» говорю. Но «Мурзилки», то есть «Авторадио» – это не совсем музыкальная радиостанция, там процент разговорного элемента, он гораздо выше, чем музыка, то есть ставка делается не на музыку. Удачная станция – «Звезда», например, удачная станция – «Книга», где практически никто не говорит. Там все записные программы круто сделаны очень креативными людьми, которые ломают стереотипы. И, в общем-то, и не надо, чтобы никто ничего не говорил. В условиях кризиса люди нуждаются в полезной информации. Им нужны сводки с экономических фронтов, им нужно обсуждение горячих тем.
Альбина Пылаева
– Давайте мы аудитории отдельную тему посвятим, потому что я бы сейчас вернулась к тому, что я представила вас как медийщика с большой буквы. Мне бы хотелось немножко ваш бэкграунд услышать. Вы сейчас говорите про традиционное радио, которое будет жить вечно. Безусловно, вы влюблены в радио.
Иван Панкин
– Больше, чем в телевидение. Хотя я не радийщик и не телевизионщик, я медийщик.
Альбина Пылаева
– Вы медийщик. Но сейчас невозможно разделить медиа на что-то одно, потому что они все взаимопроникаемы, а радио традиционное стремится попасть в интернет, а интернет-радио хочет выйти на FM-диапазоне. Это происходит. Я хочу обратиться к вашей личности, к вашему опыту. Я начала с того, и вы меня поправили, что креатив ломает не стереотипы, а ломает всё. А что вы создали?
Иван Панкин
– Что я создал. Если говорить о радио «Комсомольская правда», то там я создал новый элемент, я создал мини-формат. Мини-форматы – это как короткие истории, которые между программками стоят, между ломтями. Представьте себе информационный час, просто клок. У нас это называется клок. Он начинается с нуля и идёт до 59 минуты. Сам эфир, кроме новостей, есть новости в начале часа пятиминутные, далее идёт прямой эфир. Эфир на радио «Комсомольская правда» поделен на четыре части: восемь минут, одиннадцать, одиннадцать, одиннадцать – всего четыре так называемых ломтя, мы так называем. Что происходит между ними? Между ними происходит реклама, между ними – мини форматы. Мини формат – это короткая интересная история на заданную тему. Условно говоря, у меня есть какие-нибудь тёмные истории. Сейчас готовимся к 9 мая, есть истории военных телефонистов.
Альбина Пылаева
– А как она вклинивается в эфир, посредством чего?
Иван Панкин
– Её ставит на эфир специально обученный человек. Смотрите, записываем формат. Я со своими авторами придумываем, во-первых, сам мини-формат, о чём он будет. Например, мини-формат «Блеф», он о великих мошенниках.
Альбина Пылаева
– Простите, что перебью, я подумала, а вдруг это мультики какие-нибудь.
Иван Панкин
– Мультики, кстати, тоже делаем.
Альбина Пылаева
– Которые можно и видеть, и это и есть тоже заставка, которая доступна не только слушателям.
Иван Панкин
– Нет, это короткие, двухминутные интересные истории, познавательные, самого разного характера, от развлекательного до образовательных мини-форматов. Есть у нас уроки русского, об этимологии я тоже пишу, об этимологии известных слов. Например, откуда пошло слово «апельсин», условно говоря, слово «чай», какие-то вещи, о которых мы даже не задумываемся. «Чай» – никто же не скажет, что это китайское слово. Причём и «чай», и слово «tea» английское, оно пошло из Китая, как ни странно.
Альбина Пылаева
– То есть вы хотите слушателям дать всё в этот час? Отвлекаясь от темы. Вы хотите, чтобы он думал на отвлечённые темы вообще? Из чего состоит это слово, может быть, какой-то лайфхак получить, что-то такое сделать.
Иван Панкин
– Да, лайфхаки тоже рассказываем, безусловно.
Альбина Пылаева
– Откуда такая всеядность и зачем?
Иван Панкин
– Я сейчас договорю. Самое главное, что мы придумали продавать эти мини-форматы. До этого они, в принципе, на других радиостанциях не очень хорошо продавались, то радио «Комсомольская правда» научилась мини-форматы продавать. В чём выигрыш? Вот идёт реклама между ломтями, а потом мини-формат. Рекламное время продано и продан мини-формат. У рекламы же ограниченное время все-таки, поэтому нужно ещё что-то продавать. Прямой эфир не всегда продаётся, его очень сложно продать, прямой эфир, а мини-форматы легко. И три с половиной года назад мы задумались над тем, как научиться эти мини-форматы продавать. И научились. Мини-форматы продаём. Заказчику пишем специальное предложение, заказчик-рекламодатель над ними раздумывает, и мы, собственно, подстраиваемся под него и пишем какие-то истории под него, плюс вшиваем туда лайнер той или иной компании, «Ростелекома» какого-нибудь. Вот и всё.
Альбина Пылаева
– Получилось, что мы с вами немножко прошли в закулисье вот этой радийной жизни. Тогда расскажите просто про закулисье работы человека, который занимается креативным отделом. Что есть ваш функционал? Для чего вы придумываете? Кто даёт вам задание?
Иван Панкин
– Главный редактор, безусловно. Задание мне даёт главный редактор.
Альбина Пылаева
– С кем вы связаны? С маркетологами, или это чистой воды какие-то идеи просто из внешнего мира?
Иван Панкин
– Нет, это просто идеи, которые приходят мне в голову и любому человеку из редакции. Он может заявить о ней на планёрке, я над ней обязательно подумаю и решу, что с ней делать. Люди, которые работают в технических специальностях, в технической части, они, как правило, придумывают что-то более любопытное, чем люди, которые связаны с творчеством. Может быть, потому что те уже немножко подустали. Как правило, со стороны приходят предложения поинтересней, это я могу точно сказать. С главным редактором разрабатываем эту идею, я её пишу, приношу ему, он ставит галочку или не ставит галочку. Я несу это композитору, если работа над музыкой. И всё остальное придумываю, кто это будет начитывать, надо правильно диктора выбрать, притом так, чтобы ещё и по цене угадать, чтобы не переплатить, потому что дикторы нынче дорогие. Голоса – это очень дорогое удовольствие. И посему нужно с большим уважением относиться к таким проектам, как «Звезда» или «Радио Книга», потому что качественно подобрать голоса и не разориться на них – это большое искусство, конечно.
Альбина Пылаева
– Ещё хотелось бы остановиться на этих самых мультиках, что радио «Комсомольская правда» замахнулась на лавры «Уолта Диснея». А что это за продукт?
Иван Панкин
– Сейчас немножечко у нас перерыв, но мы выпускали проектик – мультик со страшным названием «Вечерняя русофобия». Это, конечно же, политический мультфильм, он высмеивает разных персонажей. Я думаю, что по-доброму высмеивает. Хотя не всегда по-доброму, иногда по-злому, но мы, скорее, замахнулись не на лавры «Диснея», а на лавры «Гриффинов» и «Симпсонов», то есть таких проектов, которые, скажем так, ничего не боятся. Сразу скажу, что сложно угадать, что в интернете пойдёт. И этот проект пока идёт средненько. Поэтому мы думаем, как его улучшить, как сделать так, чтобы его смотрело больше людей.
Альбина Пылаева
– То есть смотрят радио меньше, чем слушают? Есть такая статистика?
Иван Панкин
– Нет, сейчас как раз и у вас, на радио «МедиаМетрикс», тоже камеры стоят. Камеры в радиостудии обязательно ставить надо. Есть люди, которые смотрят и потребляют этот продукт. Если, кстати, говорить об издательском доме «Комсомольская правда», у нас есть специальная телестудия. Представьте себе, Диана Арбенина недавно к нам приходила, очень удивилась: она сидит в телестудии, хотя звук идёт на радио, а картинка идёт на сайт kp.ru. Можно сделать так, чтобы она шла в живом режиме, то есть в онлайн-режиме. Можно сделать так, чтобы это была запись, потом там что-то вырезали и поставили на сайт. И это смотрят, конечно. Притом у газеты «Комсомольская правда» очень прокаченные соцсети, у неё крутой сайт kp.ru, у которого много пользователей. Это общеизвестное делегирующее СМИ в интернете, его смотрит очень много народа, особенно в «Facebook», где видео идёт очень хорошо, и в одноклассниках тоже неплохо, только «ВКонтакте» проигрывает пока что. Нужно снимать, нужно ставить камеру, это будут смотреть. И даже видео-анонсы нужно делать.
Альбина Пылаева
– Почему вы так уверенно говорите, что это нужно? Например, сегодня мне моя подруга (она много выступает, она эксперт) говорила: «Ты знаешь, какие-то радио пошли, я пришла на радио, а там телекамеры стоят, я даже как следует не причесалась. И вообще, хотела камерно поговорить со слушателем, а получила ту публичность, на которую не рассчитывала».
Иван Панкин
– Не знаю, пока никто не жаловался. Приходят, никто не жаловался. Я вам больше скажу, есть ещё перископ, есть так называемые FB-трансляции, их снимают специально, это прямой эфир для «Facebook», это прямой эфир, даже в одноклассниках что-то такое есть. Это всё активно смотрят, и мы предлагаем это нашим гостям, особенно медийным, потому что какого-то политолога, который очень умный, но его не много народа знает, его, может быть, не кликнут и не посмотрят, но послушают по радио, когда будут переключаться. А медийных личностей, как правило, кликают и смотрят, очень много просмотров. И это дополнительный пиар, обязательно нужно это делать. Обязательно нужно присутствовать в интернете в качестве видео-картинки.
Альбина Пылаева
– Радио в интернете – это способ некой монетизации своего дела.
Иван Панкин
– Наверное, можно научиться это продавать, мы пока не знаем, как, но нужно, безусловно.
Альбина Пылаева
– Или это вы идёте вслед за интересами аудитории, которая всё время молодеет?
Иван Панкин
– Вы совершенно правы.
Альбина Пылаева
– У неё другой возраст, как в принципе, желанный возраст.
Иван Панкин
– Молодеют не только молодые, я вам хочу сказать. Взрослые люди тоже активно осваивают, как вы сказали, лайфхаки всевозможные, они активно осваивают интернет, мобильные устройства всевозможные, какие-то платформы мобильные. Потому что, например, приложение «Комсомольская правда», радио «Комсомольская правда» и сайты, и газету скачивают активно, и я знаю, что нас слушают через приложение на iOS, на Android очень много людей. И насколько показывают данные опросов всевозможных, в частности TNS, очень много возрастной аудитории, то есть люди действительно научились пользоваться мобильным телефоном, скачивают, с удовольствием слушают через телефон, может быть, не в машине совсем. Понимаете, о чём я говорю? Может быть, и в метро слушают, и на работе слушают, где угодно. Я знаю, что на сайте есть проигрыватель радио «Комсомольская правда», и я знаю, что через сайт многие люди слушают. Каждое утро мы смотрим, как нас слушали через сайт.
Альбина Пылаева
– Понятно. Ещё про один проект хотела спросить. Юрий Лоза ведёт у вас какой-то радиоблок, и вы считаете, что это такое новое слово на радио. В чём заключается новость этого способа общения с аудиторией?
Иван Панкин
– Смешно. Новое слово в том, что никто ещё радиоблок с Лозой не запустил.
Альбина Пылаева
– Дело в спикере, получается, или в техническом воплощении этой идеи?
Иван Панкин
– Так вышло, что в техническом никакой новаторской идеи, в общем-то, нет, кроме того, что Лоза хорош, безусловно. Он интересен, и его любят слушатели. Ему звонят, хотя он об этом не просит, что странно. Он в начале эфира не объявляет своих телефонов.
Альбина Пылаева
– Но фишка-то в чём? Что есть интерактив, да? В чём отличие от других форматов?
Иван Панкин
– Отличия, в общем-то, нет, мы вас обманываем, поймите правильно. Главное – как заявишь, так и послушают. Первый радиоблок. Всё. Так же как и «Первый канал» называет себя первым. По какому праву? «Европа Плюс» называет себя номер один в России.
Альбина Пылаева
– Но в свой блок я могу зайти в любой момент, а в радио он выходит всё-таки в определённый промежуток времени в свой видеоблок. Или как?
Иван Панкин
– Безусловно. Программа выходит по субботам в прямом эфире. Что поделать? Пока мы только рассматриваем возможность того, чтобы господин Лоза у нас каждый день вёл радиоблок. Но пока я не уверен, что он найдёт столько тем для разговоров. Потому что он темы тщательно подбирает, он думает над ними. Вообще, Лоза, конечно, в этом плане очень выигрышный персонаж.
Альбина Пылаева
– А он вам не говорил, как давно он знаком с интернетом, насколько ему это нравится и почему первый на это откликнулся?
Иван Панкин
– Он активный, он мне не говорил лично, я понятия не имею, но судя по всему, он дружит с интернетом. Я делаю вывод из тех разговоров, которые у меня с ним были. Я понял, что он активно мониторит всё, что происходит в мире, потому что у него очень интересная подборка новостей.
Альбина Пылаева
– Вернёмся к тому, на скольких платформах выходит радио «Комсомольская правда».
Иван Панкин
– На многих. Я вам так сразу не скажу, на многих. Если говорить про подкасты, очень много сайтов, их порядка тридцати, таких сайтов с подкастами, где мы присутствуем обязательно. Есть специальный человек, который за всем этим следит. Как я сказал, приложение есть на платформах iOS и Android, можно скачать. У меня оно есть, я слушаю частенько.
Альбина Пылаева
– Но специальные продукты разрабатывают под каждую платформу?
Иван Панкин
– Мы хотим сделать приложение, которое, скажем так, можно будет слушать без интернета, вот на что мы замахнулись. И сейчас мы активно над этим думаем.
Альбина Пылаева
– А технически как это возможно?
Иван Панкин
– Понятия не имеем, но мы думаем над этим.
Альбина Пылаева
– То есть мало того, что вы радиоведущий...
Иван Панкин
– Радиоведущим меня можно назвать в меньшей степени.
Альбина Пылаева
– Вы медиа-менеджер, как я поняла.
Иван Панкин
– Маленький такой медиа-менеджер пока что.
Альбина Пылаева
– Всё впереди, потому что за вашим поколением как раз те новые форматы, о которых мы сегодня не знаем. Тем более, это имеет отношение к вам, ведь вы – креативный директор. Если вы смотрите вперёд, что приходит вам в голову, куда будет двигаться радио, что было бы вам интересно там делать дальше?
Иван Панкин
– Оно, безусловно, будет двигаться в интернет, это нормально. Несмотря на то, что я сказал вначале, оно обязательно останется в FM-диапазоне. Ещё долгие годы оно там будет, хоть и говорят, что оно оттуда уйдёт. Просто оно адаптируется под интернет, и люди всегда его будут слушать в FM. И те радиостанции, которые появляются в интернете сейчас, они никогда не обойдут известных брендов, которые есть в FM-диапазоне сейчас. Никогда, я вас уверяю. Потому что люди всегда будут кликать на те станции, к которым они давно привыкли, которые они знают с детства. Это психологический эффект доверия. Они знают «Комсомольскую правду», они её знают, они давно о ней слышали, и они ей будут доверять. Это эффект доверия, который обязательно будет работать всегда. Притом, чем больше их будет, всевозможных радиостанций на любой вкус, тем больше шансов у известных брендов, что будут слушать именно их. Вы помните, наверное, когда были ещё старенькие телефоны, и мы скачивали музыку специально, на короткий номер что-то отправляли, скачивали. Чем больше скачаешь, тем дольше выбираешь. И выбираешь, как правило, всё равно самое известное.
Альбина Пылаева
– А как вы будете решать вот такую проблему, когда люди заняты. И, вообще, в интернете надо достаточно много времени проводить, делать много манипуляций, чтобы туда зайти, открыть, включить, найти наушники, что-то открыть, просмотреть, а ты едешь в машине, не нужно смотреть на картинку, нужно смотреть на дорогу. Для тех, кто очень занят, как вы думаете, что останется через десять лет?
Иван Панкин
– Радио всё равно. Именно потому, что радио не отвлекает как раз. Вы правильно сказали, нужно смотреть на дорогу. Вы понимаете, я не могу к телевизору повернуться не лицом, а к радио могу. Вот и всё. Поэтому я привязан к телевизору, а к радио я никак не привязан во время дороги.
Альбина Пылаева
– Какое это будет радио? Не телевизор, не планшет перед глазами, а что это будет за радио?
Иван Панкин
– Нет, радио будет вещать, откуда вещает и сейчас. Это специальные приёмники.
Альбина Пылаева
– Останется FM-диапазон?
Иван Панкин
–FM-диапазон обязательно останется. И я вам уже говорил, он не скоро пропадёт. Я подозреваю (это мой прогноз лично), он не пропадёт никогда. FM-диапазон будет присутствовать в нашей жизни всегда. И радио, повторюсь, не умрёт никогда. Радио переживёт телевидение. Я вам серьёзно говорю. Радио универсально, интернета может не быть, а радио, оно присутствует в нашей жизни всегда. Чтобы радио пропало, нужно приложить большие усилия.
Альбина Пылаева
– Эти общие разговоры про радиовещание вчера-сегодня-завтра, они понятны. Мне хочется всё-таки раскрутить вас на личный опыт, на то, что вы креативите и на ваши предчувствия современных трендов, совершенно ваши.
Иван Панкин
– Нужно определиться, о каких именно трендах поговорим?
Альбина Пылаева
– Давайте тогда поговорим в аспекте ожидания аудитории и развития аудитории, какие тренды предложит радио.
Иван Панкин
– Всегда, конечно, будет самая активная аудитория – это молодая аудитория, это люди 20-30 лет, потому что их просто больше и всё. А взрослые люди дальше будут, безусловно, слушать разговорные радиостанции, то есть это люди 35+ и до 55 и дальше.
Альбина Пылаева
– А у вас есть уже какой-то план передач для тех кому «за»?
Иван Панкин
– Кому «за» сколько?
Альбина Пылаева
- Сейчас усиленно муссируется проблематика третьего, четвёртого возраста и так далее. Очень много говорят об этом возрасте, что он совершенно отличается от всех стереотипов о третьем, четвёртом, пятом, десятом возрасте. Эти люди как бы начинают жить заново, приобретают и новые профессии, и новые навыки. И это растущая аудитория. По всем социологическим данным это аудитория, которая прибавляет в своём количественном измерении.
Иван Панкин
– Смотрите. Аудитория радио, как мне кажется, постепенно будет всё-таки расти, несмотря на то, что сейчас лидирует интернет. Людей, которые смотрят телевизор, будет становиться меньше, телевидение реально проигрывает, телевидение реально уходит в интернет, и со временем оно туда уйдёт целиком и полностью. Хотя известные марки никуда не денутся, они просто будут присутствовать только в интернете. А сам по себе ящик, наверное, он просто перейдёт в планшеты или ещё как-то. А радио – нет. Радио будет в приёмниках, причём в самых обычных приёмниках, к которым мы привыкли с детства. И ещё долго люди будут им пользоваться, я уверен. Что касается новых ходов и привлечения новой аудитории через какое-то время, условно говоря, лет через пять, то конечно же, я не могу вам ничего сказать. Мы будем всё-таки ориентироваться на текущую ситуацию. Вдруг наступит мир во всём мире, на что мы искренне надеемся. Для хорошего медийщика плохая новость – это хорошая новость. А вдруг наступит мир во всём мире, и я, честно говоря, не знаю, как мы будем выкручиваться в данном случае, какие новости мы будем слушателям предлагать. Если вдруг война, то тут всё понятно – сводки с фронтов и, в общем-то, всё. Поэтому прямо так сказать, что будет лет через пять – да кто же его знает.
Альбина Пылаева
– Скажите, а «Комсомольская правда» будет усиливать информационное направление, новостное. Ведь новостями в основном поднимается информационное агентство. Нужен ли, скажем так, штат новостников на радио?
Иван Панкин
– Безусловно. Более того, выигрывают свои новости, это цитируемость, нужно придумывать свои новости, именно делать их. Есть старое понятие «мы делаем новости». Нужно новости делать – это правда. И сайт kp.ru их делает, газета их делает. На утренних летучках мы, соответственно, всё обсуждаем, всё анализируем, придумываем новые ходы, причём это происходит в онлайн-режиме, весь издательский дом сидит в специальных группах в «Facebook», где всё это активно обсуждает. Каждый сотрудник издательского дома, будь то радио, сайт, газета, несмотря на свой возраст, несмотря на регион, в котором он живёт, присутствует в группах. Все подключены, все в любой момент могут выйти на связь, отреагировать на какую-то тему, предложить свой ход – это всё происходит в онлайн-режиме даже ночью. Поэтому и радио, и сайт, мы тут присутствуем. Если говорить о радио, у нас в скором времени будет 54 передатчика по всей стране. Сайт, сами понимаете, он вездесущ, он по всему миру, он открытый. А что касается газеты, она до сих пор пользуется популярностью у людей.
Альбина Пылаева
– Давайте поговорим теперь всё-таки о том, как зарабатывать в интернете. Известно, что медиа должны изменять реальность, но именно так, чтобы на этом зарабатывать. Как зарабатывает радио? С помощью интернета или нет? Основной ресурс – интернет или нет?
Иван Панкин
– Безусловно.
Альбина Пылаева
– Потому что реклама – это тоже интернет.
Иван Панкин
– Это можно спросить у тех, кто работает на сайте kp.ru и продает туда рекламу, безусловно. Я могу сказать о радио. Вместе со всем у нас покупают и соц.сети. Есть такая функция. Если, допустим, у нас заказывают какой-то продукт, у нас покупают и присутствие в соц.сетях. Мы анонсируем гостя в соц.сетях, мы выкладываем какие-то ролики о том, о чём я уже говорил, мы снимаем так называемые FB-трансляции для Facebook, потому что это всё очень дорого стоит. Это услуга и за неё надо платить деньги. Если вы хотите, чтобы вашего гостя показали, ещё и поговорили с ним на какую-то интересную тему, заплатите за это деньги и вас увидит много людей. Это нормально. И, конечно же, мы придумываем специальный сценарий. Всё это есть, безусловно, и таким образом активно зарабатываем в интернете. Это я говорю про радио.
Альбина Пылаева
– А что дороже? Вот это традиционное радио, которое было, или то, что сейчас, переход на интернет-вещание и дополнительное техническое оснащение?
Иван Панкин
– Реклама в FM-диапазоне дорого стоит, хочу вам сразу сказать, особенно хорошая. И, безусловно, основной акцент, упор делается на неё. Безусловно, рекламодатель хочет своего присутствия в FM-диапазоне. Я не могу вам точно сказать насчёт того, что хотят от нашего сайта. Сколько там стоит реклама, этого я вам сказать не могу, как она присутствует, как они определяют, где она будет установлена, как она выглядит.
Альбина Пылаева
– Кстати, как вы больше зарабатываете, на каких-то сопутствующих сервисах или на своём контенте?
Иван Панкин
– На своём контенте. Особенно хорошо мы зарабатываем на так называемых специальных днях. У нас «Россети», «Роснефть», «Норникель» заказывали дни имени себя, о которых были устные упоминания в эфире, какие-то специальные анонсы, мини-форматы, особенно большое число разных мини-форматов, причём на самую разную тематику, включая в основном историческую тематику, что пользуется большой популярностью у слушателей, с вшитыми лайнерами данной компании. Представьте себе: день имени «Норникеля», притом основная сетка программы, она не трогается, обсуждаем текущие темы. Кроме того, где-то там случайно говорим, делаем упоминание, что сегодня у нас день компании «Норникель», она отмечает то-то и то-то, поздравляем её и продолжаем дальше, собственно, по повестке дня. И на этом зарабатываются самые большие деньги, безусловно.
Альбина Пылаева
– У нас в эфире Иван Панкин, руководитель креативного направления радио «Комсомольская правда», медийщик с большой буквы, человек, который придумал «Дорожные войны».
Иван Панкин
– Нет. Я, скажем так, работал в этом проекте, я внёс какой-то вклад в этот проект. Этот проект шагал, начиная с ДТВ, потом перешагнул на канал «Перец», сейчас, по-моему, перешагнул на новый канал «Че», что является большим успехом. Я не являюсь автором этого проекта. Его автор – Иван Усачёв. Я, скажем так, один из тех людей, который приложил к нему руку.
Альбина Пылаева
– И для радио «Комсомольская правда» вы придумываете такие вещи, которых нет ни на одной радиостанции.
Иван Панкин
– Нет, они, безусловно, есть. Например, вся радиостанция «Звезда» посвящена тем вещам, которые я внедряю на радио «Комсомольская правда». Я просто делаю их чуть лучше. Исходя из того, что вижу на радио «Звезда», на радио «Книга», это, конечно, новаторские проекты для российского радиорынка. Я считаю, это очень крутые станции и делают их очень крутые люди.
Альбина Пылаева
– На «Комсомолке» креатив, это ведь, наверное, удел коллективного мозга?
Иван Панкин
– Да, безусловно.
Альбина Пылаева
– А вы именно реализуете эти идеи или вы тот самый человек, который кидает на стол идеи?
Иван Панкин
– Моя основная задача – кидать на стол идеи. Но, как вы правильно сказали, это коллективный штурм. Мы устраиваем специальные мозговые штурмы, если есть какая-то задача. Я помню очень шумный шум, очень такой своеобразный у нас был мозговой штурм по поводу утреннего шоу «Главное – вовремя!». Где-то года полтора-два назад мы его запустили, точно не скажу сейчас, и оно имеет самый большой рейтинг, это утреннее шоу. Я помню, как мы придумывали название «Главное – вовремя!». Мы сидели два часа за большим круглым столом, много ругались, много перекрикивали друг друга, доказывали что-то друг другу. В итоге даже выбрали какое-то специальное название, а наутро от тогдашнего главного редактора Виктории Александровны Сухаревой мы услышали по радио уже новое оформление – «Главное – вовремя!». Она вышла и придумала на ходу, по ходу, дойдя до продакшн.
Альбина Пылаева
– Главное было – услышать и уловить. Я вернусь опять к теме монетизации. А как вы относитесь к следующей идее? Это касается именно вашего контента. Разнообразие ваших политических передач, оно, в общем-то, удивляет. Вы достаточно смелые ребята. Есть такие передачи, которые уже самим названием своим немножко провоцируют, они, судя по всему, даже скандальные. Вы можете назвать их сами, тот же «Губернатор», тот же «Вождь».
Иван Панкин
– Да, «Вождь». «Вождь» – роскошный проект. «Вождь» – это совершенно уникальный проект, это тот проект, на который многие не пойдут, многие от него открестятся и скажут, что это глупость, но «Вождь» – это проект, на который много звонят, и его очень хорошо слушают как в FM-диапазоне, так и в интернете, он просто популярен.
Альбина Пылаева
– Скажите, но такая смелость и некая свобода, самовыражение на радио и креативность на радио, может быть, это имеет отношение к плате за доступ к информации? Вы можете всё говорить своим слушателям, которые именно вас и хотят слушать, но готовы за это платить. Будущее вашей радиостанции, будущее вообще других радиостанций, это так называемое PayVo или нет?
Иван Панкин
– Смотрите, какое будущее нас ждёт? Я надеюсь, что хорошее, безоблачное. Но мои надежды, как правило, не сбываются. И прогнозировать я не очень люблю. Это то, когда я говорю про то, что радио никогда не умрёт, на самом деле просто я очень не хочу, чтобы это случилось. Что касается того, что ждёт радио «Комсомольская правда». Прогресс. Во-первых, у нас налажена хорошая синергия с издательским домом, с остальными проектами издательского дома – это сайт kp.ru, это сама газета непосредственно, до недавнего времени это была газета «Советский спорт», ещё «Экспресс-газета», то есть это те проекты, которые известны. Они хорошо продаются, люди их хорошо покупают, и эти проекты в народе любимы, плюс, у нас много городов.
Альбина Пылаева
– То есть выжить в кризис в медиа-холдинге проще, чем быть отдельной маленькой радиостанцией.
Иван Панкин
– Это известный факт. Конечно, чем в одиночку. И не случайно, кстати, не так давно пошла эта тенденция, что все начали сбиваться в кучу, даже по городам пронеслась внезапно эта волна, что в городах, где, в общем-то, с этим как-то незнакомы были, это было неприятно, потому что там большие разделения между областной властью и городской властью, есть СМИ, которые вещают для тех, есть СМИ, которые вещают для этих, и, тем не менее, там начали сбиваться в кучу. Потому что, действительно, так выжить проще. В «Комсомольской правде», если говорить о синергии процесса всего издательского дома, на благо издательского дома, сейчас все проекты настолько хорошо взаимосвязаны, они настолько дружны и хорошо работают, что кроме как успех, ничего другого напророчить тут нельзя. И я думаю, что и газета, и сайт, и радио, и «Экспресс-газета» – это те проекты, которые будут жить ещё очень долго и очень хорошо, если не вечно.
Альбина Пылаева
– Слово «вечно» – это... Ещё раз напомню всем, кто нас слышит и смотрит, что у нас в гостях Иван Панкин. Представляет он «Комсомольскую правду», возглавляет креативный отдел. Это человек, которого я с самого начала представила как человека с большой буквы «М», это слово «медиа». В медиа вы лет...?
Иван Панкин
– Много я лет. Я не могу вам точно сказать. Мне кажется, что много. Кто-то сейчас засмеётся, но больше десяти, по-моему. Мне кажется, что это много. По крайней мере, за все эти десять лет я, например, ни разу не был в отпуске. Это о чём-то говорит, а многие медийщики сейчас узнают во мне себя.
Альбина Пылаева
– А почему вы не можете уйти? Можно вас перебить? Это радиоведущая у вас сетка или по другим причинам?
Иван Панкин
– Нет, потому что медиа – это беспрерывный процесс, и вырваться из этого процесса очень сложно. Оставить дела всегда очень проблематично. Но у меня на это другие причины. Но есть те люди, которые действительно по три года не бывают в отпуске. Мне написал наш технический сотрудник, что он уже четыре года не был в отпуске. Казалось бы, технический сотрудник. Мы говорили уже о приложениях, которые мы постоянно разрабатываем, которые мы постоянно совершенствуем. Дела бросить просто так очень сложно. Это правда, действительно. Я вас поправлю, вы сказали: «Представляет «Комсомольскую правду»». Это правильно, но, если говорить о брендировании, например, очень плачем мы на радио «Комсомольская правда» по поводу того, как нас представляют другие медиа. Всё-таки у нас свой бренд, если говорить про радио. Несмотря на то, что мы все представляем издательский дом, но часто говорят: «В эфире «Комсомольская правда» прозвучала».
Альбина Пылаева
– Нужно говорить «радио» перед «Комсомольская правда», прошу прощения.
Иван Панкин
– Ничего страшного. Представьте себе вот эти три слова: радио с большой буквы «Р», потом идут кавычки, «Комсомольская правда» тоже с большой буквы, это с точки зрения цитируемости. Мы сейчас над этим работаем.
Альбина Пылаева
– Может сокращение КП, например?
Иван Панкин
– Радио «КП» – это бренд, от которого мы отказались в своё время. Нас до сих пор так представляют – радио «КП», что не является правильным. И представьте себе, на слух это очень плохо ложится. В эфире радио «КП». Не звучит. Что такое КП? Непонятно. kp.ru – понятно, это сайт, потому что он у тебя перед глазами, и ты понимаешь, что это сайт «Комсомольской правды».
Альбина Пылаева
– Жалко, что мы не можем заставочку сделать музыкальную, тогда бы все узнали, о чём речь, кто у нас в гостях.
Иван Панкин
– Я думаю, заставочку многие слышали всё-таки. У нас, шутка ли, только в Москве суточная аудитория – миллион человек.
Альбина Пылаева
– Скажите, а то, что интернет и радио, они практически слились уже в одно целое, накладывает ли это какие-то требования к людям, которые там работают? Новые требования к журналистам, к радиожурналистам, какие они?
Иван Панкин
– Если говорить про издательский дом «Комсомольская правда», если мы добываем какой-то эксклюзив, сразу идёт рассылка всем, чтобы эта новость шла на сайт и в газету в последующем. Плюс сайт постоянно запрашивает: «Позвоните тому-то, позвоните тому-то» или мониторит наши звуки, которые через нас проходят, мониторит наш эфир, что там прозвучало. За что-то же можно зацепиться и сделать из этого новость, особенно если человек, который слушает эфир, профессионален, он может, в принципе из эфиров дёргать какие-то вещи и делать из них новости. То, о чём мы с вами уже говорили, что мы работаем над тем, чтобы самим научиться делать много интересных, эксклюзивных новостей, которые будут цитироваться другими, сторонними сайтами, сторонними радиостанциями, другими всевозможными ресурсами и платформами.
Альбина Пылаева
– Вы знаете, расскажу сейчас о себе. Думаю, наверное, вам это тоже близко. Когда любой журналист, который хочет работать в медиа, понимает, что профессия меняется, растут требования. Я наткнулась на статью, где нужно иметь восемь каких-то основных навыков. И мне стало немножко не по себе, потому что я увидела, что помимо того, что нужно знать аудиторию (сейчас даже перечислю, специально посмотрю у себя в айпаде), понимать, как зарабатывают СМИ, не бояться статистики, адаптироваться к изменениям, учиться новому, но знать юзабилити, онлайн-типографику, как отображать текст на разных устройствах, пользоваться системой управления контентом и знать азы вёрстки. Конечно, азы новой вёрстки, не той, которая была сто лет назад. Ведь этому практически трудно научиться, получить эти знания на факультете журналистики практически невозможно. Отстаёт и сама программа, и, в принципе, жизнь очень сильно меняется, не успевают писать учебники. Как быть? Как это быстро всё освоить? И нужны ли сегодня новые журналисты, которые не просто гуманитарии, но и технически ориентированные люди с техническим образованием?
Иван Панкин
– Я всегда выступал против того, чтобы учиться на журналиста. И у своих студентов, когда они ко мне приходят на практику из МГУ, например, я у них спрашиваю: «Зачем ты этим занимаешься? Зачем ты учишься на журналиста?». Чтобы стать журналистом, не обязательно учиться на журналиста, более того, лучше получить какую-то настоящую специальность. Если ты по духу журналист, ты обязательно будешь что-то писать, что-то делать, научишься писать статьи, будешь их куда-то продавать. Господи, особенно сейчас – записал видео-демо, записал аудио-демо, отправил на какой-то телеканал, на радио. Если поработать, как следует, если поставить перед собой задачу, то можно вклиниться, попрактиковаться и освоить это. Поэтому лучше техническая специальность, потому что это носитель каких-то очень конкретных, очень сложных знаний, это человек, который уже выигрывает у гуманитария. Что такое человек с гуманитарным складом ума? Это хорошо. Но моё мнение такое: если у тебя есть какие-то технические навыки хорошие, то ты мне как человек-специалист гораздо интереснее. Потому что «у меня гуманитарный склад ума» – так часто говорят те люди, которые чего-то не знают просто. Это моё скромное мнение.
Альбина Пылаева
– У нас осталось не так много времени до конца эфира. Давайте подведём немножко итоги и резюмируем, что же такое факторы успеха сегодня на современном радио, просто тезисно.
Иван Панкин
– Мы говорили о работе, о том, что десять лет не был в отпуске. Мне многие представители моей профессии говорят о том, что всё-таки надо научиться работать по восемь часов в день. А я сразу скажу, что это невозможно. Если ты занимаешь какую-то более или менее солидную должность, то, чем выше, тем больше ты будешь работать. Чем выше твоя должность, тем больше ты будешь занят и оторван от простой жизни, в частности семейной. Это абсолютно нормально, оно так и будет. Если ты обычный исполнитель и тебе ничего не надо, у тебя есть рабочий день, да и фиг с ним: ты пришёл на работу, сделал там свои дела и ушёл, получил свою зарплату. Если у тебя каких-то приоритетов других нет, то это нормально. А человек, который занимается развитием какого-то продукта, то у него времени на сон нет. У нас праздничный график выложили в специальной группе в соц.сетях и написали, что мы не спим. И в случае какого-то ЧП нас всех будят, мы по тревоге едим на студию и начинаем работать оперативно. Потому что, кто будет рассказывать людям об этом, о том, что произошло? Поэтому фактор успеха в том, что работай и тебе воздастся. Это правда. Работать надо много и головой. Нет, говорят, что работать надо по 12 часов и головой, но я поспорю с этим утверждением. Работать надо постоянно головой, иначе проиграешь.
Альбина Пылаева
– Иван, мы заканчиваем передачу. Понятно, что вам не нужна трибуна, она у вас есть по работе. Но приходят люди, представители интернет-отрасли, которым есть что сказать. Тем более праздник-то у нас профессиональный, но не только для радиожурналистов, а для всех, кто имеет отношение к отрасли, именуемой связью. Если бы вы встали на трибуну и вам предоставили слово обратиться наверх, к тем, от кого зависит успех вашей работы, вообще её наличие, успех отрасли, что бы вы сказали?
Иван Панкин
– Лично я – ничего. Аппаратного веса не хватит. У моих руководителей есть что попросить и есть что сказать, они постарше и поумнее. Лично у меня никаких просьб нет, меня всё устраивает. Я считаю, если наступит настолько выгодная среда, что всё станет можно, мы перестанем развиваться. Мы развиваемся только в кризисных условиях, при кризисных мерах, при таких, скажем так, скромных дедлайнах и при низком бюджете. В таких условиях мы всегда развиваемся, это правда. Когда всё хорошо и всё есть, как правило, ничего из этого не происходит.
Альбина Пылаева
– Мы закончим сегодняшний разговор о радио и интернете тем, что я приведу совершенно живой пример, который нашла, извините, Иван, на вашей страничке. Ваша сотрудница, которая у вас на Facebook в друзьях, она написала: «Работаю в интернете, цветы получаю тоже в электронном виде. В живом тоже, но это не так интересно».
Иван Панкин
– Это SMMщик написала.
Альбина Пылаева
- Мне хотелось бы, чтобы вся ваша команда всё-таки получала бы удовольствие от всего живого, что есть, работая в интернете.
Иван Панкин
- SMMщику мы цветы нарисовали в подарок на день рождения.
Альбина Пылаева
– Чтобы были реальные вещи, которым вы радуетесь не в нарисованном виде и не в интернете. Я желаю вам успехов в вашей работе.
Иван Панкин
– Спасибо.
Альбина Пылаева
– И хочу ещё раз сказать, что с нами был Иван Панкин, креативный директор радио «Комсомольская правда». Спасибо вам большое.
Иван Панкин
– До свидания.