{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Айнар Абдрахманов Генеральный Директор BABYSTEP.TV 07 апреля 2016г.
Возможности китайского рынка в построении компании-глобального лидера в сфере родительства
Говорим о нюансах выхода на рынок стартапа и ведения бизнеса в Китае с экспертом

 Сорокина Ирина

- Доброе утро. Сегодня четверг, 7 апреля. И снова в эфире программа «Актуальная заграница» и я, её ведущая, Ирина Сорокина. Сегодня у нас в гостях генеральный директор «BabyStep.tv» Абдрахманов Айнар. И мы поговорим об истории успеха стартапа с российскими корнями в Китае. Я думаю, эта тема может заинтересовать многих. И хочу напомнить ещё раз, что наша передача выходит под эгидой российско-китайской палаты по содействию торговли машинно-технической и инновационной продукцией. Айнар, здравствуйте.

Абдрахманов Айнар

- Здравствуйте, Ирина.

Сорокина Ирина

- Спасибо большое, что нашли время. Я знаю, что вы не часто бываете в России. Расскажите нам, пожалуйста, о своей, могу уже сказать, наверное, «истории успеха». Как говорится, «первый шаг начинает дорогу в тысячу ли», но, насколько я знаю, ваши успехи в Китае по выводу вашей компании были достаточно успешными. Расскажите, пожалуйста, вкратце о вашем проекте, о каких-то достижениях, которыми вы особенно гордитесь на данный момент.

Абдрахманов Айнар

- Спасибо, Ирина. Я, прежде всего, хотел сказать, что мы только начали свой путь. У нас есть некоторые успехи, но это лишь, как вы сказали, «только самые первые шаги». Цель «BabyStep.tv» изначально задумывалась, как дать знания родителям. Появилась эта идея потому, что я сам стал папой, и видел, как супруга и я сталкивались с огромным количеством вопросов. И те ответы, которые были в интернете, нас не очень устраивали, а читать книги, их огромное количество, просто не было времени. Поэтому появился такой формат: один совет – одна минута, все видеоролики привязаны к возрасту ребенка. Мы закончили в декабре съёмки тысячи роликов в Лос-Анджелесе, и так получилось, что в апреле 2015 года (скоро уже год назад) мы выиграли очень большой конкурс стартапов в Китае, «джимик» называется. И оттуда началась такая волна интересов и внимания со стороны китайских компаний. Кстати, 6 лет назад ее «UBER» выигрывал.

 Сорокина Ирина

- Неплохая компания.

Абдрахманов Айнар

- Да. И для нас это был такой очень важный момент в становлении компании. На самом деле эта победа перевернула «с ног на голову» всю нашу стратегию. Мы собирались в США фокусироваться, и тут китайские партнеры пришли к нам и начали спрашивать наши ролики, и мы начали работать с одним, с другим. Очень долго выстраивали отношения какие-то. Восемь месяцев мы работали над отношениями, только в январе мы начали получать первые наши результаты.

 Сорокина Ирина

- Я хочу сказать, что до вас в этой студии было достаточно много людей, которые связаны с Китаем. И как говорят, что основная сложность при выходе на китайский рынок – это именно то время, которое нужно для выстраивания отношений с китайскими бизнесменами. В вашем случае восемь месяцев, мне кажется, – это просто не срок. Хочу вот еще о чем спросить, так как есть, наверное, слушатели, которые не знают о вашем проекте. Скажите, пожалуйста, эти ролики, они как снимаются? У вас есть какие-то эксперты, которые говорят о контенте. Насколько этот контент действительно релевантен? Каким образом происходит процесс?

Абдрахманов Айнар

- Я понял вопрос. На самом деле это огромный труд, огромная работа всей команды была проделана. Сначала мы создавали учебный план, потом под этот учебный план с экспертами и со съёмочной командой мы расписывали короткие топики. Потом под некоторые топики мы привлекали профильных экспертов, например, по сну, по питанию, потому что это очень узкие темы, и нет эксперта, который бы всё знал. Эксперты нам выдавали скрипты, сценарии, и мы всё это сводили в единую программу. Для этого нам пришлось свой софт написать. Я считаю, что мы не столько контентная компания, но и ещё софтверная, потому что у нас есть огромный внутренний софт, который оптимизировал нам тысячи часов, человеко-часов высококвалифицированных людей, которые сейчас автоматизированы, мы это очень быстро делаем. После того, как скрипты созданы, команда подбирает родителей, и всё это снимается.

Сорокина Ирина

- В реальных условиях?

Абдрахманов Айнар

- В реальных условиях, да. У нас практически не было актеров. Мы привлекали профессиональные семьи актеров только тогда, когда, например, было запланировано 5 съёмок и 12 человек (вся команда у нас в студии), и семья, например, заболела (это же дети, всякое бывает). В эти моменты мы приглашали актерские семьи, они достаточно быстро приезжают, и мы снимали. В основном это обычные семьи, обычные условия.

Сорокина Ирина

- А на каких языках доступны эти ролики?

Абдрахманов Айнар

- Сейчас мы переводим на восемь языков: китайский, португальский, бразильский, корейский, японский, русский, английский и испанский. Мы сделали восемь языков, и ещё около пяти языков по 200-300 роликов. Например, арабский язык не так популярен сейчас в «YouTube», но он набирает огромную популярность. И мы сделали 200-300 роликов, потому что мы не исключаем возможности, что, например, «QatarFoundation» придет и скажет: «Возьму всю тысячу роликов для своей арабской страны», или просто захочет взять это, ему нужны будут примеры. Для таких кейсов мы сделали примеры роликов, озвученных на этих языках.

Сорокина Ирина

- Интересно. Расскажите, пожалуйста, о вашей бизнес-модели в Китае. И ещё хочу поговорить об инвестициях, потому что на самом деле ожидания обычно молодых компаний связаны с привлечением инвестиций. Я думаю, для вас не секрет, что сейчас в российском медийном пространстве часто говорят о том, что привлечь китайские инвестиции достаточно сложно. Скажите, пожалуйста, у вас есть какой-то кейс? Я знаю, что у вас было такое неплохое предложение от китайской компании?

Абдрахманов Айнар

- Да.

Сорокина Ирина

- Можете подробнее?

Абдрахманов Айнар

- Здесь так скажу. В Китае все наши партнеры говорят, что у нас зима, инвестиционная зима, они это так называют. Потому что предыдущие 5 лет инвестировалось просто во всё, то есть во всё, что имело презентацию и более-менее сносную команду. Получали деньги практически все. И сейчас рынок как бы среагировал, и все, кто некачественные продукты делал, или просто держались только на инвестиционных деньгах, они очень быстро ушли с рынка, и все инвесторы стали очень осторожными. В Китае я увидел несколько типов инвесторов. Мы общались с некоторыми фондами, в том числе с очень крупными. Вернее, мы общались только с крупными, потому что наша бизнес-модель (как раз отвечу на все вопросы сразу) – это стать брендом «номер один» для родителей. И наши ролики созданы с той целью, чтобы показать, что мы эксперты в этой области.

Сорокина Ирина

- Бренд «номер один» в качестве образовательного контента.

Абдрахманов Айнар

- Я здесь поясню. Простой пример – социальная сеть, вы сразу вспоминаете «Facebook», поиск «Google». А что возникнет, если я задам вопрос «родительство»? За этот год я был в десяти странах и общался со многими родителями. И каждый раз, когда задаешь этот вопрос, когда говоришь «родительство» – это пустота. Люди не понимают, что сказать. Вроде «Лего», но это игрушки, памперсы, но это только одна часть, а глобальной компании, которая была бы таким брендом «номер один», которой доверяли бы во всех аспектах, такой компании нет. Хотя этот рынок объёмом один триллион долларов США, растущий на 10-15% , он растет быстрее, чем большинство отраслей в мире. Поэтому, когда от первой идеи видеороликов мы начали взрослеть, мы столкнулись с проблемой, что мы не знаем какую одежду выбрать, потому что 300 производителей, у игрушек 1000 производителей, у бытовой химии 200 производителей. И ты сидишь, и понимаешь, что чтобы выбрать нормальный товар, тебе нужно потратить десятки часов на одну единицу, а ребенок быстро растет.

Сорокина Ирина

- Да, сейчас поток информации, в принципе, во всех сферах очень плотный.

Абдрахманов Айнар

- Да. Поэтому нужен бренд «номер один», которому могут доверять люди. Я вижу в этом колоссальную нишу, поэтому у нас был фокус на США и Китай. Но в Китае, наверное, лучше получилось, потому что закон о втором ребенке вступил в действие с 1 февраля. И сейчас всем стартапам, которые связаны с детьми в Китае, им много предложений поступает, в том числе и нам. Инвесторы относятся к нескольким типам. Первые – это те, которые инвестируют только внутри Китая, они недостаточно большие, их фонды не вывели деньги в оффшоры, они не могут инвестировать в долларах, то есть они могут инвестировать только в юанях. Это такая особенность, потому что нужно будет создавать совместные предприятия, как нам предлагали, в эти совместные предприятия инвестирует китайский фонд, крупный или не крупный, и вы становитесь управляющими вместе. Нанимается     китайский «сео» этой компании, и материнская компания большую часть акций держит, например.

Сорокина Ирина

- При этом они входят в менеджмент или нет?

Абдрахманов Айнар

- Они входят в менеджмент. Здесь, как договоришься, здесь никаких писаных правил нет. «LinkedIn», «Uber», они так работают. И «Uber» растёт в Китае не потому, что Трэвис Каланик перевез туда офис, а потому что «Baidu» помогла найти очень сильную команду и сейчас очень агрессивно их продвигает. У «LinkedIn»,в общем-то, такая же история, почему они быстро выросли.

Сорокина Ирина

- Я для наших слушателей сделаю примечание, что «Baidu» – это китайская поисковая система, китайский «Google»,если можно так выразиться.

Абдрахманов Айнар

- Да.

Сорокина Ирина

- А ещё какие типы инвесторов?

Абдрахманов Айнар

- Есть тип инвесторов уже более крупных, серьезных, у которых давно уже есть созданные структуры по инвестированию за границей. Они инвестируют по всему миру, смотрят на разные проекты, у них есть деньги для того, чтобы инвестировать в заграничные компании, у которых материнская компания находится вне Китая. Даже если вы получили инвестиции внутри Китая, перевести юани в доллары – это целая процедура, ты теряешь деньги каждый раз на каких-то транзакциях, это не такая простая история.

Сорокина Ирина

- А если не секрет, какой вариант развития в Китае предпочли вы?

Абдрахманов Айнар

- На самом деле, мы ещё никак не связались с китайскими инвесторами. Мы сейчас находимся в процессе нескольких переговоров, и у нас очень сильные инвесторы. Мы получили серьёзное предложение, о котором я уже могу сказать, потому что я от него отказался. Мы получили предложение об инвестициях 7 миллионов долларов от крупнейшей компании, которая производит одежду для детей в Китае. Мы ездили к ним в конце декабря, ездили на два дня, а остались на семь дней, знаете, как это в Китае бывает.

Сорокина Ирина

- Китайское гостеприимство.

Абдрахманов Айнар

- Да. Пять звезд, водители, рестораны, тебе «делают под ключ всю жизнь», чтобы ты увидел, как к тебе серьезно относятся, или хотят что-то от тебя получить. Тут тоже нужно быть осторожными, потому что ты никогда не знаешь, что у людей в голове. Компания «PEPCO», она «номер пять» в Китае производитель одежды. В мире, наверное, в десятку входит. Она хотела забрать наш бренд и начать производство одежды уже под брендом «BabyStep». Поскольку все китайские бренды сейчас падают в продажах, и все китайцы и молодые родители хотят иностранные бренды (они им больше доверяют). А наш бренд «свежий», он быстро растущий. Они уже тогда понимали, что всё будет так быстро двигаться. У них очень умный «сео», поэтому они хотели «заполучить» такое сотрудничество с нами, но я отказался. Потому что мне кажется, что есть некоторое правило вступления в переговоры и в сотрудничество – нужно быть достаточно сильным, чтобы выдержать сильного партнера в переговорах и потом в работе. Поскольку один сильный партнер может сильно сместить фокус всей компании, и мы вместо того, чтобы стать быстрорастущим по популярности брендом и известности, станем быстрорастущим в одежде, но одежда – это часть рынка.

Сорокина Ирина

- То есть в одном сегменте каком-то?

Абдрахманов Айнар

- Да. Лучше чуть-чуть окрепнуть, встать на рельсы роста в просмотрах и потом уже вертикали строить вокруг разных производителей.

Сорокина Ирина

- Айнар, не могу задать вопрос, который тоже меня интересует. Скажите, пожалуйста, какова для вас и вашего восприятия была специфика общения с китайскими бизнесменами, потому что эта тема до сих пор «в топе», можно сказать. Существует мнение, что с китайскими бизнесменами достаточно непросто иметь дело, что прямо они ничего не скажут о том, что они думают, что есть какие-то особые хитрости, секреты в переговорах. И ещё скажите, какого рода инвесторы заинтересованы в инвестировании в стартапы? Насколько я понимаю, в том сегменте, где вы, там, скорее всего, больше молодых китайцев. Отличаются они как-то от старого поколения китайских бизнесменов? Расскажите о своих впечатлениях.

Абдрахманов Айнар

- Я понял вопрос. На самом деле я могу сказать только о своем опыте. Те партнёры, с которыми мы работаем сейчас, – это компании, которые работают в видео-отрасли «YoTV», «YoEko» (вы знаете эту компанию), Xiaomi (TV – это их подразделение) и множество других видеоплатформ. Это одна «когорта» наших партнеров. Вторая когорта – родительские сайты и приложения, то есть это наш основной фокус, где мы сейчас представлены. Для родителей в основном это стартапы. Есть компании, которые уже прошли отметку 100 миллионов долларов инвестиций. Есть давно известные «BABY 3», которые имеют 50 миллионов активных пользователей, родителей. Это самая крупная социальная сеть для родителей в мире. С ними мы работаем уже много лет, более двенадцати. Я могу сказать, что в основном это все молодые люди до сорока лет. Они очень открытые, бывают заграницей, поэтому чуть проще разговаривать, наверное, чем в металлопрокате или в тяжелой промышленности. Тем не менее, общая динамика – надо уметь разговаривать с китайским партнером. Я понял, что правило номер один для меня – как можно быстрее из офиса уйти в ресторан.

Сорокина Ирина

- Приятное правило.

Абдрахманов Айнар

- Да. Там угощают, не вздумай заплатить. И вообще, может до ссоры дойти, если ты не знаешь обычаев. Надо дать заплатить, хотя, с другой стороны, надо показать, что ты хочешь заплатить, но это игры социальные. Могу сказать, что нужно быстрее уйти в ресторан, спокойно пообщаться там, и после этого ты можешь надеяться на то, что в течение нескольких месяцев, общаясь в чате, время от времени высылая новости, партнер начнет шутить с тобой, разговаривать с тобой серьёзно и помогать тебе. Если у нас речь идет, например, о роликах, поставить ролики в платформу – это одно дело. А чтобы поставили на фичеринг, например?! Представьте, что значит попасть на фичеринг «Xiaomi TV»? Мы попали к «Xiaomi TV».

Сорокина Ирина

- А может, вы объясните слушателям «фичеринг» и «XiaomiTV»!

Абдрахманов Айнар

 - «Xiaomi TV» – это компания-производитель смартфонов номер три в мире, а также телевизоров. «Xiaomi TV» – это самая крупная платформа сейчас, как и «Crew TV» – это два крупнейших производителя телевизоров и «smartTV». Попасть на фичеринг – ты включаешь телевизор, и тебя сразу видят. Мы попадали на фичеринг на «YoTV», и сейчас мы преодолели отметку 5 миллионов просмотров за неполные 2,5 недели.

Сорокина Ирина

- Это целевая ваша аудитория?

Абдрахманов Айнар

- Да, это целевая аудитория. И мы побили многие рекорды «CCTV». «CCTV» – это местный «ОРТ», «Первый Канал». Мы побили рекорды многих передач «CCTV», которые на рынке уже давно, поэтому там к нам особенное отношение. Мы уже не столько времени тратим на выстраивание отношений, сколько на монетизацию, что и какой пакет роликов мы дальше передадим и так далее. «Йоко» – это местный «YouTube», его приобрела AliBaba за 4,3 миллиарда долларов. У нас недавно была встреча с вице-президентом «Йоко». Они сами нас пригласили на встречу, хотя 7 месяцев назад мы ни к кому не могли дописаться. Мы уже махнули рукой, сами начали заливать ролики на «Йоко» и вошли в топ-10 каналов для родителей. Нам пишет их менеджер в чате: «У нас такого никогда не было. Как вы за месяц это сделали без фичеринга, без рекламных денег, без агрессивного продвижения?». Просто люди смотрели и делились. Они нас пригласили на встречу, и сейчас мы обсуждаем условия эксклюзивного контракта с «Йоко» и с «Таоbao». «Таоbао» – это подразделение «AlibabaGroup», это партнер, о котором мы и мечтать не могли.

Сорокина Ирина

- Это тоже онлайн-площадка B2C?

Абдрахманов Айнар

- Да. Это местный аналог «Юлмарта», «Азона», хотя кто чей аналог? «Таоbао» прекрасен для меня тем, что это самая лучшая в мире площадка для торговли. И кто не знает, она делает больше продаж, чем «Amazon» и «Ebay» вместе взятые, во всем мире. Мы сейчас с «Таоbао» обсуждаем создание целой категории видеороликов, где мы поместим наши ролики, и под роликами разместятся товары, которые связаны с этими роликами.

Сорокина Ирина

- Которые связаны с концепцией самого ролика?

Абдрахманов Айнар

- Да. По их статистике на 74% увеличиваются продажи, если ты сопровождаешь ролики и товары, то есть для нас это суперконцепция, потому что мы хотели сотрудничать с крупными е-коммерс площадками. В России мы тоже общаемся, но здесь не так быстро все происходит. Я думал, что в России мне будет в 100 раз легче общаться, я почти всех знаю или знаю через кого-то, любого «сео» любой компании. Но это удивительно, что в России я уже год говорю, пишу, переписываюсь и не нахожу понимания. Могу сказать, что китайские партнеры больше всех в мире чувствуют динамику, и у них всё в «mobile» уже ушло, а у нас всё ещё превалирует «desktop». Ещё не почувствовали крупные игроки того, как всё ушло в «mobile». Поэтому наш контент - минута, и создан он был для «mobile», потому что мы с супругой, как родители, понимали, что нет времени смотреть длинные ролики, нужно очень четко и быстро всё делать. Поэтому в России пока нам тяжело, поэтому я здесь мало времени провожу, и здесь рынок не такой большой для нас.

Сорокина Ирина

- Айнар, скажите, пожалуйста, я думаю, многих интересует, когда выходишь на китайский рынок, каким образом должен быть упакован проект, на какие критерии обращают внимание китайские инвесторы? Существует мнение, что китайцев интересуют проекты, когда уже не нужно вкладываться в RND, когда, по большому счету, проект уже готов и просто нужно заняться его коммерциализацией. На ваш взгляд, какие основные критерии в этом ключе?

Абдрахманов Айнар

- У меня, например, не так много опыта общения с китайскими инвесторами, чтобы я в целом описал отрасль.

Сорокина Ирина

- На вашем примере.

Абдрахманов Айнар

- На моем примере? Смотрите, с чем я сталкиваюсь. Это даже не столько китайские инвесторы (в целом я сейчас скажу), инвесторы многих фондов обзавелись аналитиками и менеджерами этих фондов. Если двадцать лет назад в «Долине» и пять лет назад в Китай инвестировали сами основатели, Джек Метом находил людей, просто инвестировал многие сделки сам, то сейчас созданы крупные структуры, как бы буфер создают для того, чтобы анализировать компании, и они смотрят на всё «квадратными» глазами. Я не хочу обижать инвестфонды, но как это я вижу. Инвесторы, как правило, не хотят видеть отрасль, они хотят видеть очень маленький-маленький сегмент и очень-очень точечную стратегию того, как ты будешь дальше развиваться. И не потому, что они хотят знать, что ты уверен в себе, а потому что они не хотят рисковать, они не хотят думать, не хотят видеть всю картину в целом. Я часто инвесторам говорил, что они на рынок смотрят глазами инвестора, а нужно смотреть глазами родителя, глазами потребителя, который будет потом покупать все товары. Я говорю: «Посмотрите на него, вы сами родители». Многие из них родители, с кем мы общались, и этот пример всё меняет в их голове. У нас был один очень интересный случай с господином Ханом, руководителем одного инвестиционного фонда. Мы с ним разговаривали, он начал мне рассказывать о том, что отрасль родителей слишком большая, и непонятно, как это будет развиваться. Я спросил: «Слушай, у тебя есть опыт в выборе какого-то товара». И он: «Да, я выбирал стул три недели, десять часов потратил, чтобы он не упал, чтобы он был экологическим. В итоге купили за 2000 юаней в Италии».

Сорокина Ирина

- Стул для ребенка?

Абдрахманов Айнар

- Да, стул для ребенка. Ему 6-9 месяцев, и он сейчас готов садиться. И я спросил его: «Как тебе этот опыт?». Он ответил: «Я устал, замучился, супруга меня просто «съела»». Я говорю ему: «Представь себе, если бы была одна компания, которая уже выбрала все лучшие стулья и рассказала по каким критериям какой выбрать и какой взять».

Сорокина Ирина

- Айнар, а нет ли здесь какой-то определенной ангажированности? Насколько тот контент, который подвязан под образовательный ролик (я задаю вопрос с точки зрения потенциального пользователя), насколько отсутствует ангажированность? Насколько тот товар, который вы будете рекомендовать, который будет подвязан, он реально будет отвечать требованиям?

Абдрахманов Айнар

- Я так скажу: здесь всегда нужно выдерживать баланс между репутацией, доверием пользователей и текущими метриками бизнеса. Нам очень повезло с нашими первыми инвесторами. У нас есть понимание, что нам нужна долгосрочная работа, мы хотим стать реально номером один, а не заработать каких-то пару миллионов долларов и быстро выйти в кэш. Мы хотим создать реальный номер игрока – номер один. Мы прекрасно понимаем, что у нас баланс в пользу доверия и в пользу того, чтобы люди доверяли нам в долгосрочной перспективе. Мы никогда не будем рекомендовать товар, в котором мы сами не уверены. Такой ответ мы для себя уже выбрали. Можно было бы больше зарабатывать, продвигая какие-то странные, непонятные товары, но в долгосрочной перспективе трёх-пяти лет лучше сейчас меньше зарабатывать на комиссии каких-то «левых» товаров, но продавать только лучшие, и в итоге получить доверие родителей. Представьте, с рождения ребенок с нами и до шести лет он может быть под нашей опекой с точки зрения выбора товаров. Во-первых, это больше двадцати тысяч долларов одного чека на семью за эти шесть лет, поэтому для нас ответ очевиден.

Сорокина Ирина

- А можно задать такой вопрос? Мне очень интересно с точки зрения маркетинга. Если я правильно понимаю, одна семья и два ребёнка в Китае - это в большей степени затронет именно китайский средний класс, то есть городское население. Скажите, пожалуйста, с точки зрения маркетинга продвижения, насколько большую роль играет то, что снимаются китайские родители в этих роликах или европейцы?

Абдрахманов Айнар

- Да, я понял, хороший вопрос. Чтобы задать такой вопрос, нужно знать китайскую культуру. Китайские родители очень сильно доверяют западным специалистам и для них, условно, «белые люди» в кадре – это знак доверия. У нас есть партнер IT, многоуважаемый, мы с ним сделали за две недели 500 тысяч показов. Мы пишем на альбоме видеороликов «Made in Hollywood». Мы реально снимали в Голливуде все наши ролики, которые мы сейчас дистрибьютируем. И это важный момент для них, потому что у нас все ролики в одном стиле сняты, всегда яркий свет, всегда приятные тона, качество, которое мы выработали.

Сорокина Ирина

- Да, я видела эти ролики, очень впечатляет.

Абдрахманов Айнар

- Поэтому, когда родители видят «белые лица», так скажем, «белых людей», американцев, они это чувствуют по картинке (это американский дом), ониим больше доверяют. Но с другой стороны, у нас выдержан баланс, у нас есть не только американцы, мы для всех родителей, потому что с точки зрения науки не имеет значения, в какой стране ты родился. Первые шесть лет      по законам развития ребенка менталитет, национальность, национальные культурные отличия не так сильно влияют. Сейчас мы говорим о «плоском» мире уже. Родители в Пекине смотрят карточный домик в тот же момент, когда американцы начинают смотреть карточный домик. Они находятся практически в одной культурной среде.

Сорокина Ирина

- Это если мы говорим именно о городском населении, потому что я тоже долго прожила в Китае. Я думаю, вы тоже были в небольших городах или в деревне, и вы видели варианты, во что, например, одевают маленьких детей. Получается, вы берете в качестве модели определенный стандарт, который в нашем глобальном мире разделяет большинство родителей среднего класса городского населения. Кто профайл, какой?

Абдрахманов Айнар

- Я бы так сказал, наш профайл – это открытый родитель, открытый к знаниям. Он уважает традиции, он любит своих родителей, бабушку с дедушкой, он не отторгнут от семьи. Это не одиночка какой-то, это нормальная семья. Это молодые родители, которые понимают, что что-то изменилось, что-то уже не работает, нельзя уже что-то делать, ребенок по-другому реагирует. И они уже сами так не могут вести себя, как родители их вели себя с ними, и они идут за поиском новой информации. Для открытых родителей, для открытых людей мы создаём наши ролики независимо от страны. Просто так сложилось, что первый шаг мы сделали в Китае. В принципе, в России мы запустили 2,5 недели назад наш канал на «YouTube», и на сегодняшнее утро уже есть 250 тысяч просмотров. Это очень много.

Сорокина Ирина

- Это российская аудитория?

Абдрахманов Айнар

- Это только российская аудитория. Там чуть больше ста роликов. Понимаете, когда время просмотров в «YouTube», где не родители сидят (средняя аудитория «YouTube» – не родители), и 34 секунды у минутного ролика – это очень высокий показатель для минутных роликов. В среднем в «YouTube» – 20 секунд на минутные ролики. А когда наши ролики берут и показывают в «ВКонтакте», например, в какой-нибудь группе для родителей, то среднее время просмотра увеличивается до 48 секунд, это практически вся минута. Это говорит о том, что даже российские родители увлекаются этим. У нас так сложилось, что ситуация политически напряжена с американцами, и нам многие говорили, что вам скажут: «Мы ненавидим американцев». Нет, родители в «ВКонтакте» – это средний родитель России. Они досматривают ролики, делятся этими роликами, ставят «like»…

Сорокина Ирина

- Но этот контент, он же никак не привязан к каким-то …

Абдрахманов Айнар

- Нам часто говорили в России, что никто не будет любить. Чаще всего в российских компаниях такое говорили, к моему удивлению. Хотя пользователь голосует просмотром своим, и статистику ты не обманешь. Поэтому мы видим, что Россия, что Китай … У нас есть маленькие успехи в Корее. Мы в Индии подписали два очень больших контракта. Сейчас в Бразилии появились первые партнеры. Первую статистику мы начинаем получать, и она везде очень позитивная. В Бразилии у нас время просмотров – 90%, и это для нас «космос». В головном офисе «YouTube» нам сказали, что у нас сейчас самая большая в мире библиотека, и такого времени просмотра родительского контента больше ни у кого не видели. Сейчас мы готовим большую интеграцию с англоязычным «YouTube», потому что там нужно выбрать очень сильного партнера, и сейчас это не простой процесс, но я думаю, что к концу весны мы запустимся в США.

Сорокина Ирина

- Айнар, здорово. Скажите, пожалуйста, в стартапе (о вашей компании можно говорить ещё как о стартапе) большую роль играет команда. Можете рассказать, каким образом вы подбирали команду, как выставляется KPI, каким образом построена работа? Есть ли какие-то интересные моменты?

Абдрахманов Айнар

- Интересных моментов было очень много, И, прежде всего, хочу сказать об ошибках, которые я сделал. Очень много ошибок я сделал в строении команды, в выстраивании отношений с партнерами. И сейчас многое я бы сделал иначе, сэкономил бы много энергии себе и другим. Та команда, которая сейчас у нас есть, – это очень дружная команда. Я отмечу нашего директора по маркетингу - Марик, он из Лондона, получил повышение перед тем, как уйти к нам в компанию, – водителя, но он все равно переехал в Россию со своей семьей, с супругой. Он верит в «BabyStep», верит в меня, верит в нашу команду и он, конечно, очень сильно помогает в выстраивании отношений с продакшн-командой в Лос-Анджелесе, потому что наша команда в Лос-Анджелесе – это «полубоги», я бы их назвал. Я написал вчера в «Facebook»: когда мы говорим, что мы сняли 1000 роликов, и большую часть из них мы сняли за 4 месяца (была проведена большая подготовительная работа, она вся на этой базе держалась), нам партнеры не верят, пока мы не покажем библиотеку этих роликов. Потому что «Disney», «NBCUniversal» делают такие проекты на десятки миллионов долларов и большими командами, а мы сделали это очень быстро.

Сорокина Ирина

- А каким образом команда эта подобралась? Вы их вдохновили?

Абдрахманов Айнар

- Каждый член команды почти случайно пришел, кроме некоторых. Например, наш директор по маркетингу. Я выступал в Сколково на стартап village, в финале я выиграл…

Сорокина Ирина

- В каком году?

Абдрахманов Айнар

- По-моему, это был 2014 год. Привет Екатерине Гайко - она очень хорошо помогала мне тогда. Мы попали в финал, я выиграл в номинации «Лучший образовательный проект в России», хотя у нас тогда было 20 роликов. Я готовился к выступлению в финале на главной сцене, смотрю, какой-то парень раздаёт всем задания налево и направо на «ломаном» русском языке. Смотрю, Заремба Пайк фамилия написана, а у меня были знакомые, и у них фамилия была такая. Я решил познакомиться с ним, и оказалось, что у нас есть общие знакомые, подружились, много общались потом. И в течение 9 месяцев я просто делился информацией, что происходит, ему было интересно. У него тогда сын родился – Шамиль. Так получилось, что в какой-то момент мы приняли решение о том, что будем вместе работать. Я очень рад этому. Также есть у меня люди, с которыми более 10 лет знакомы, это ещё со студенческой скамьи: наш технический директор, наш директор по переводам – это самые проверенные люди в моей жизни.

Сорокина Ирина

- А проекту сколько лет?

Абдрахманов Айнар

- Первые шесть роликов появились в январе 2013 года благодаря Косте Фаму и Инне Сайве - это те, с кем мы начинали всё. Через год, в 2014 году, был 21 ролик, и в 2015 году – 1000 роликов. В 2013-2014 году и до середины 2015 года я был загружен «BabyStep» всего лишь на полдня или треть дня. Вообще, мало кто верил, что всё получится. Я ходил с этими роликами, и всем казалось это чем-то несерьёзным – ролики непонятные. Технологии «software», «облачные» технологии – всё понятно, а ролики – непонятно. Это сейчас ты уже понимаешь, что надо было просто идти, идти и не обращать внимания ни на кого.

Сорокина Ирина

- Сейчас сфера онлайн-образования (ваши ролики как раз входят в эту сферу) – это то, что развивается достаточно быстро и динамично, и на самом деле игроков очень много. Как вы думаете, в чем, собственно, была ваша уникальность? Почему «выстрелило» именно здесь?

Абдрахманов Айнар

- Я ещё раз хочу сказать: мы ещё не «выстрелили», мы только запустились.

Сорокина Ирина

- Но это уже успех. Я думаю, то, что вы рассказали – это уже впечатляющие результаты.

Абдрахманов Айнар

- Да. Я тоже благодарен судьбе за то, что так всё складывается. Хочу сказать отдельное спасибо Ивану Соловьёву, он сейчас в Пекине и встречается с очень крупным партнером сегодня. Я держу за тебя пальцы. Если у нас всё получится, то мы появимся на четырёхмиллионных «Smart TV». Можете повторить вопрос, потому что я Ване подал сигнал.

Сорокина Ирина

- В чём уникальность вашего проекта, почему такая успешная история?

Абдрахманов Айнар

- Я думаю, что есть наиболее общий принцип принятия решения. Допустим, мы ничего не знаем про рынок образования, мы не знаем про рынок мобильных смартфонов, что с ними происходит. Мы сидим в комнате, мы ничего не знаем. Сейчас за одну минуту я вам докажу, почему «BabyStep.tv» гарантированно будет иметь успех. Первое – у родителей всё меньше времени на то, чтобы изучать информацию. Все с этим согласны, любой человек в любой точке мира с этим согласен. Второе – у родителей всё больше стрессов, тоже с этим все согласны.

Сорокина Ирина

- Не только у родителей.

Абдрахманов Айнар

- Да, у всех, но у родителей особенно, потому что для них совершенно новая отрасль выпадает. И это не просто работа, здесь очень много эмоциональной работы, поэтому она сложнее новой работы. Третье – мамы, так как они с ребенком, им некогда садиться за компьютер, значит, у них под рукой всё время смартфон. Значит, компания, которая предоставит все лучшие знания о том, как снизить стресс, как помочь ребенку, как ответить на все вопросы в мобильном смартфоне, будет номером один и точка. Любой здравомыслящий человек, который просто возьмет и подумает об этом, он скажет: «Всё, без шансов». Если контент реально классный, то компания стопроцентно будет взлетать. Это просто базовый здравый смысл. Здесь не нужно обладать какими-то супертехнологиями или супераналитикой, или быть человеком, который знает всех в отрасли. Это просто здравый смысл. И мне кажется, что все компании, которые сейчас на рынке есть, - это компании, которые действовали на уровне общего здравого смысла. Я не буду сейчас приводить множество примеров компаний, которые стали большими. Если ты веришь в здравый смысл, есть немножко удачи, хорошая команда, ты не сдаёшься и идешь вперед, то успех найдёт тебя, и ты его найдёшь.

Сорокина Ирина

- Время нашей передачи просто пролетело незаметно.

Абдрахманов Айнар

- Уже?

Сорокина Ирина

- Да, уже. Я думаю то, как вы вдохновлены, это действительно чувствуется. Как говорится, когда ты видишь, что человек всё делает с удовольствием, то ты сам готов включаться в этот процесс, это то, что вдохновляет. Я искренне желаю вам, Айнар, огромных успехов в вашем проекте замечательном и надеюсь слышать ещё другие новости, и буду рада, если придёте к нам в гости ещё. Успехов, удачи.

Абдрахманов Айнар

- Буду рад, если позовёте. Последнее, что хотел сказать, это выразить огромную благодарность своей супруге, потому что без её поддержки и вдохновения не был бы сейчас на том месте, где мы находимся. Первый человек, которому я благодарен всегда, – это моя супруга. Я её очень люблю. Оксана, привет. И сегодня у моего папы день рождения.

Сорокина Ирина

- Вообще замечательный день! На этой позитивной ноте: всем хорошего дня! Следите за нашими эфирами.

Абдрахманов Айнар

- До свидания!