Анна Воронина
– Доброе утро, дорогие друзья. В эфире радио «МедиаМетрикс» и программа «PROдвижение». В студии я, Анна Воронина. Сегодня мы будем говорить о том, как телеканалу привлечь широкую зрительскую аудиторию, обсудим, что важнее форма или содержание, как не скатиться в «желтизну» в погоне за рейтингом. Мой сегодняшний гость – Максим Додонов, заместитель генерального директора по информационному вещанию телерадиокомпании «Звезда». Максим, здравствуйте.
Максим Додонов
– Здравствуйте, Анна. Здравствуйте, радиослушатели и все, кто нас видит.
Анна Воронина
– Максим, коллеги говорят о тебе, как о молодом и одном из самых успешных молодых медиа-менеджеров страны. В чём твой секрет? Это работа 24 на 7 или оказаться в нужном месте в нужное время?
Максим Додонов
– Я не знаю насчёт характеристик, кто успешный и кто насколько молод. Насчет молод - наверное, с этим согласиться можно. Анна, вы готовите? Готовить любите?
Анна Воронина
– Люблю готовить.
Максим Додонов
– У вас же есть какие-то свои секреты, которые вы, наверное, кому-то не расскажете, но при этом будете их держать в голове. Наверное, у нас у каждого есть какие-то мелочи, на которые мы обращаем внимание. Работа 24 на 7 – да, это так, это, несомненно, так, потому что мы занимаемся, я непосредственно, информационным вещанием, то есть мы должны быть всегда в курсе того, что происходит и в России, и в мире. И если ты идёшь спать, то ты понимаешь, что через час, через полчаса у тебя либо зазвонит телефон, либо придёт какая-нибудь СМС-ка с сообщением, и тебе нужно будет снова войти в процесс, и, может быть, ты ближайшую ночь спать не будешь, может быть, две. Всякое бывает. У нас было, когда ребята в заложники попадали, к сожалению, в Украине, и реально мы без сна тоже проводили несколько дней. Но тогда об этом просто никто не думал, и понятное дело, что надо было всеми методами помочь ребятам. Что касается того, как добиваться успеха, опять же, не мне судить, добиваемся мы успеха или нет. Наверное, да, есть определённое продвижение, что касается и сайта «Звезды», и телеканала «Звезда», и новостей в целом. С чем это связано? Наверное, с тем, что нужно постоянно обращать внимание именно на то, что сейчас, в конкретный момент, необходимо аудитории.
Анна Воронина
– Про «Звезду» мы ещё поговорим, то есть про телеканал. Хотела узнать про вас. У вас всё-таки классическая карьера, то есть вы пришли на телеканал после института или даже ещё во время учёбы и начали свой творческий путь совсем с маленькой должности, дальше повышались, повышались и достигли сегодняшнего положения. Как превратиться из молодого и перспективного в молодого и успешного? Как-то фиксировали внутри себя эту точку?
Максим Додонов
– Речь идёт о том, что таких ребят много.
Анна Воронина
- Я понимаю, что это адский труд.
Максим Додонов
- Много кто учился со мной, и в той или иной степени мы добивались какого-то успеха. Речь идёт о том, что это просто старание, это такой «долбёж об стену», временами методом проб и ошибок. Но, конечно, мы старались, и я старался обращать внимание на то, что может быть интересным публике, что нет, о чём я, собственно, начал говорить. И, когда работаешь корреспондентом, а я довольно долго работал корреспондентом и много ездил в командировки…
Анна Воронина
– В том числе и с Президентом, и в горячей точке.
Максим Додонов
– Да. Естественно, ты для себя что-то анализируешь. Наверное, в этом залог тоже какого-то успеха в информационке, когда ты на себе многое испытал. То есть мне рассказывать корреспондентам, что это сделать невозможно или вот так невозможно опрямиться, или технически что-то к чему-то не подключается, или ещё какие-то проблемы, смысла не имеет. Я понимаю прекрасно, как это всё устроено, как это действует. И, опять же, плюс в том, что ребята, которые со мной работают, они мне доверяют, потому что они понимают, что я не откуда-то со стороны пришёл, меня посадили, и вот человек сидит и руководит. Мы общаемся, общаемся на равных, общаемся на «ты», и есть какая-то доверительная атмосфера. В этом тоже есть свой определённый плюс. И, естественно, очень важно следить за тем, что мы говорим, что мы показываем, потому что делать какие-то формальные вещи – это уйдёт впустую. А сейчас такое время, когда аудитории очень нужна информация. То есть сейчас какой-то такой информационный голод у людей есть, притом, что информация из всех каналов сочится, но людям её нужно больше, больше, больше. В той ситуации, когда вокруг нашей страны где-то кто-то какие-то «козни плетёт», здесь элементы PRO, здесь какие-то натовские учения, здесь турки, здесь с Египтом какие-то истории, из Украины кто-то нас критикует, и на всё это люди хотят иметь ответ. Они хотят иметь разъяснение, что на самом деле происходит, кто говорит правду, кто нет, в чём заключается западная пропаганда, а в чём, собственно, правда. Поэтому, понимая эти запросы аудитории, мы стараемся на них отвечать, и в этом, собственно, и есть глобальный ответ на ваш вопрос. Почему успех какой-то? Почему мы имеем аудиторию на сайте, в том числе? Это скорость и попытка отвечать на то, что интересно и нам самим, в том числе. То есть мы себя «прикидываем» как часть аудитории и пытаемся понять на утренней летучке, на вечерней, что бы сейчас хотели услышать, увидеть наши зрители, слушатели и читатели.
Анна Воронина
– А насколько важно в вопросе построения карьеры на вашем примере наличие наставника, гуру? То есть был ли какой-то человек в профессии, на которого вы ориентировались, условно, «хочу быть, как он» или какой-то собирательный образ?
Максим Додонов
– Несомненно. У всех всегда есть некий гуру, только я думаю, что это всегда не один человек, а огромное количество людей, и от каждого из выдающихся информационщиков, в моей ситуации, ты подчёркиваешь и берёшь что-то своё. От кого-то – оперативность, от кого-то – какие-то творческие подходы, от кого-то – общение с подчинёнными, от кого-то – умение подстраиваться с точки зрения запросов под аудиторию и находить ответы. Поэтому одного человека, конечно, нет, но если посмотреть на тех людей, которые у нас на телевидении были и не только на телевидении, а и в журналистике, скажем так, в руководящей верхушке последние годы, последние десять лет и больше, то таких людей очень много. Это хорошо.
Анна Воронина
– А можно назвать какие-то фамилии?
Максим Додонов
– Я бы не стал никого выделять, чтобы кого-то другого, может быть, не обидеть. Тогда надо перечислять всех, а тут пальцев на двух руках точно не хватит.
Анна Воронина
– Ты на «Звезде» работаешь около десяти лет, да?
Максим Додонов
– Будет десять, да.
Анна Воронина
– В какой-то момент даже совмещал с «Россией», на двух каналах работал. И с приходом Алексея Пиманова на канал произошло вот это повышение. А как отношения в коллективе?
Максим Додонов
– Отношения в коллективе, с кем?
Анна Воронина
– С подчинёнными.
Максим Додонов
– У меня или у Алексея Викторовича?
Анна Воронина
– Нет, у Алексея Викторовича, я понимаю, наверное, хорошо.
Максим Додонов
– Нет, а как могут быть отношения в коллективе? Это залог вообще всего, залог успеха, того, чтобы были какие-то доверительные отношения, чтобы мы понимали, что можно положиться на подчинённых, подчинённые доверяют нам. Мне кажется, это совершенно нормально, когда тёплая какая-то обстановка. В то же время, если кто-то не дорабатывает, мы понимаем, что он не выполняет свою работу, мы просто предлагаем человеку уйти. Мы не скандалим, ничего такого не происходит. Но на «Звезде» сейчас действительно все «пашут», и «пашут» – в хорошем смысле слова. У нас довольно крепкий коллектив, и это, наверное, такой хороший пример именно построения рабочего коллектива, потому что у нас не так много сотрудников. И, если взять даже наш интернет-сайт, который за последние пару лет добился очень большого прогресса, если сейчас посмотреть на нашу статистику, то меньше десяти миллионов уников мы не набираем в месяц – это очень хороший показатель. Этот сайт делают единовременно шеф-редактор и два редактора, которые сидят в комнате, но они меняются в три смены. Это происходит так. То есть минимальное количество людей задействовано, но каждый из нас при этом понимает, что у нас есть определённая цель, мы делаем шаги вперёд. И как-то сотрудники заразились этой тягой к тому, чтобы постоянно улучшать показатели, чтобы мы могли гордиться тем, что мы чего-то достигли. Между собой мы отмечаем, новый рекорд какой-нибудь побит – давайте отметим. Не про алкоголь я сейчас речь веду, а я имею в виду, что галочку какую-то себе поставить, друг друга поздравить – это хорошо, это правильно.
Анна Воронина
– Со стороны, может быть, кажется, что «Звезда» – тихая гавань. Но я общалась с коллегами до эфира, и мне рассказывали о том, что люди, когда уходили со «Звезды» на другие проекты, через время возвращались, потому что сейчас, насколько я понимаю, много новых форматов появляется интересных, внутри такое движение идёт, и людям просто интересно.
Максим Додонов
– Действительно, много всего нового. И, наверное, те, кто уходил, во всяком случае, многие из них, жалели. Я уже начинал рассказывать до эфира, что мне коллеги перезванивали с удивлением: «А у вас там что-то появляется, а вот это, а вот то». Начинают, действительно, перечислять какие-то проекты, начинают спрашивать про новости, про сайт и говорят: «А можно мы тоже попробуем, можно мы вот в этом поучаствуем?». И приходят те, кто уходил. Действительно, потому что показатели растут, интерес к «Звезде» тоже. Если кто-то когда-то и думал, что «Звезда» – тихая гавань, мне кажется, что сейчас это уходит, потому что появились и ток-шоу, и политические программы. И основное направление сейчас «Звезды» и задача – создать телеканал влияния. Поэтому та сетка, которая сейчас изменяется благодаря Алексею Викторовичу и благодаря всему нашему коллективу, это ради одной цели, чтобы создать именно тот ресурс, который бы давал ответы (о чём я, собственно, говорил), и про новости.
Анна Воронина
– Ресурс влияния на что?
Максим Додонов
– Не на что, а, скажем, для чего. Речь идёт именно о том, чтобы создать ресурс, который бы имел несомненный авторитет и доверие. То есть мы хотим доносить ту информацию, которая действительно является реальной и объяснять то, что где-то кто-то недообъяснил. И если смотреть на какие-то другие проекты наших коллег, партнёров других каналов, успешные проекты, всё равно существует определённый такой «суповой набор», когда одни и те же спикеры приходят в ток-шоу, когда мы слышим примерно одни и те же мнения на разных каналах по одним и тем же вопросам. Изо дня в день можно, переключая с кнопки на кнопку, примерно то же самое слушать. В этом плане мы, наверное, нашли какую-то свою нишу, когда мы можем показать немножко другой угол, найти каких-то ещё других людей. Мне кажется, у наших коллег есть боязнь того, что ты пригласишь в эфир кого-то не столь «раскрученного», может быть, не столь медийное лицо, и в этом потеряешь. Не всегда. Как показывает практика, совсем не всегда. Есть люди, которые действительно интересны аудитории, но они просто не распиарены, скажем так. И, может быть, кого-то из них можно сделать «звездой». А, может быть, кого-то и не нужно, но он придёт и расскажет так, что ты заслушаешься и получишь для себя много нового. Поэтому, что касается канала влияния, это просто должен быть тот ресурс, которому люди доверяют, к которому хотят обратиться за тем, чтобы получить действительно серьёзную, правдивую и точную информацию.
Анна Воронина
– А кто целевая аудитория сейчас у «Звезды»?
Максим Додонов
– Каждый раз говорить о целевой аудитории – это правильно. Мы должны понимать, кто наш зритель, кто наш слушатель и читатель.
Анна Воронина
– Что вообще Gallup показывает, кто смотрит, и кто целевая аудитория, они сейчас различаются?
Максим Додонов
– Наверное, они всегда немного различаются, потому что все ресурсы стремятся к омоложению аудитории. В этом плане, если говорить о «Звезде», то мы, наверное, на верном пути, потому что наша аудитория омолаживается. Если раньше было больше женщин старше пятидесяти лет, то сейчас у нас появляется больше мужчин, в том числе и мужчин в некотором роде состоятельных. То есть это говорит об определённом качестве аудитории, потому что, когда тебя смотрят только домохозяйки, этого, наверное, недостаточно для того, чтобы привлечь к себе серьёзное внимание.
Анна Воронина
– Насколько я понимаю, новый зритель, он привлекается новыми форматами. То есть у вас началась «Звезда» на «Звезде» с Якубовичем, такое ток-шоу типа Познера. Потом начались ещё какие-то «кричалки», как мы пиарщики называем дебаты.
Максим Додонов
– Это немножечко не моё направление, я здесь косвенно, если и задействован. Но эти проекты действительно важны. И поверьте, это не единственные проекты, которые появились и остались. Это, скорее, такая проба, первый шажочек – ступить вперёд и посмотреть на то, как будет реагировать на это аудитория. И аудитория реагирует позитивно. То, о чём вы говорили, что «Звезда» – это тихая гавань, сейчас это не то, что начало исчезать. Мне кажется, это ощущение у многих проходит. Потому что раньше ты приходишь куда-то, тебе говорят: «А, «Звезда», канал хороший, фильмы у вас старые добротные показывают». Сейчас такого нет. Есть, наверное, тоже, потому что у нас золотой фонд кино советского сохранился, но вместе с тем появляются сериалы, которые весьма смотрибельны, и появляются именно проекты, о которых вы говорите, собственного производства. Их появляется гораздо больше, то есть сейчас зритель видит то, что на канале именно происходит жизнь какая-то. У нас есть ток-шоу, есть вечерняя беседа, у нас есть новости, у нас есть спецпроекты, то есть мы в репортажах рассказываем какую-то «актуалку», мы даём советы в «Научном детективе». То есть у нас есть определённый «научпоп». И всё это вместе образует определённую сетку, которая, в первую очередь, сейчас, на первом этапе, хорошо заметна для нашего зрителя в выходные дни, когда есть и много других проектов, о которых мы сейчас не говорили: и «Легенды кино», и «Легенды цирка», и «Военная приёмка» – отличая вещь. Если на Западе есть «TopGear» (вокруг столько бесед было, когда Джереми Кларксон оттуда уходил с коллегами, показал, насколько эта программа популярна), то «Военная приёмка» реально нашла своего зрителя не только на телевидении, в «YouTube» огромное количество просмотров, потому что нас ведущий Алексей Егоров делает просто чудеса. Он пролезает туда, куда пролезть невозможно, его пускают туда, куда никого не пустят: это касается и танка «Армата» и прочих каких-то военных вещей, которые всем на самом деле интересны, потому что они на слуху. Но узнать, что это такое, с чем это едят, как это устроено, что внутри, на что эта техника способна, тем более, когда это красиво снимается и с коптерами, и с «гоупрошками», и со всем на свете, это даёт определённый эффект. Поэтому канал реально меняет лицо, и проектов будет появляться ещё больше. Посмотрим через годик, что будет. Я думаю, что мы ещё не раз обсудим то, какие у нас позитивные изменения происходят, какие проекты появятся, и кто появится у нас в кадре. Я могу вам чуть-чуть намекнуть, что у нас только из ведущих появятся те люди, которых знают все, но они откроются для нас, в том числе для зрителей, в новом качестве. То есть вести программы будут неожиданные люди.
Анна Воронина
– Это из политики? Откуда?
Максим Додонов
– Посмотрите.
Анна Воронина
– «Посмотрите»? Даже так? Интригуете, интригуете. С приходом Пиманова на канал пришёл и новый контент, насколько я понимаю, и новая политика. До его прихода, последнее время то, что я наблюдала, то есть мы такое узкое сообщество (журналисты, пиарщики) друг другу пересылали ссылки, все удивлялись, что патриотичная «Звезда» скатилась в такую «желтуху», раскручивают сайт новостями чуть ли не для дегенератов, что мужчина родил ребёнка, какие-то жуткие новости.
Максим Додонов
– Давайте, я вам отвечу, что касается жутких новостей. Жутких новостей на сайте «Звезды» нет. Любой из тех, кто сейчас меня слышит, видит, можете зайти на сайт…
Анна Воронина
– Сейчас нет, но они были, и их было очень много.
Максим Додонов
– Что я хочу сказать по поводу того, что были, и было много. Я сам сталкивался с такими вещами, что мне присылают какую-то ссылку: «Посмотрите, что «Звезда» постит».
Анна Воронина
– У вас неконтролируемый SMM-менеджер?
Максим Додонов
– Нет, подождите, я вам объясню. И у меня вызывало это улыбки. Я даже подборку одно время делал, что «Звезда» такого страшного постит. Видимо, рост числа посетителей привёл к тому, что это вызвало определённую какую-то ревность и попытку противодействовать нам со стороны, в том числе, к сожалению, наших каких-то украинских с точки зрения информационной политики агентств, групп, которые пытаются какой-то негатив в отношении нас вести. Дело в том, что ряд сообщений такого характера как вы говорили, они появлялись в сети или постились в «Facebook», но не существовали фактически. И это действительно так. И у меня даже в «Facebook» какие-то примеры сейчас висят. Просто реально фотошоп, где-то что-то дописывалось, где-то что-то от нас публиковалось. Естественно, на сайте «Звезды» где-то что-то проскочить могло так же, как и на любом другом ресурсе. Где-то за что-то мы могли извиниться, где-то что-то мы убирали, понимая, что где-то кого-то подзанесло, когда отвечал кто-то за это. Действительно, было много фейка в отношении нас, того, чего мы не публиковали. Я говорю, наверное, кого-то это задевало просто, потому что рост популярности у сайта идёт. Что касается новостей каких-то таких общечеловеческих, не военного характера, не патриотических, а просто новостей, то здесь нужно сказать спасибо Министру Обороны Сергею Кужугетовичу, потому что речь идёт о том, что он, как человек современный и человек, находящийся в медиа-сфере, он понимает, что для того, чтобы продвигать сайт, необходимы новости разного характера. И чтобы привлечь аудиторию к тем же военным новостям, к патриотическим каким-то новостям, которые, в принципе, спросом пользуются, но есть ещё аудитория, которая приходит на другие новости, то мы публикуем совершенно разный, широкий спектр новостей. И определённые люди, определённая аудитория, приходя на одну новость, она прочитает и другую новость про армию, про историю.
Анна Воронина
– Но это работало?
Максим Додонов
– Не только работало, это работает. Действительно, количество новостей в разделе «Армия», например, на нашем сайте гораздо больше читабельно сейчас, чем это было пару лет назад, потому что мы наработали себе определённую аудиторию, которая к нам приходит, не только которая интересовалась военкой, патриотикой и прочим. Сейчас эта аудитория, приходя на одно, она видит: «О, а это тоже интересно! О, а здесь видео интересное армейского содержания». И они действительно переходят, они читают, меняется глубина сайта. Кто-то, приходя на одно, действительно цепляется за другое.
Анна Воронина
– Интересная на самом деле позиция. А как сейчас строится информационная политика?
Максим Додонов
– В каком плане?
Анна Воронина
– На сайте и на канале. Чем стараетесь вообще привлечь зрителя?
Максим Додонов
– У нас всё чётко. У нас нет такой задачи – «кровь из носу» привлечь зрителя, лишь бы получить каких-то посетителей, кликов. У нас этого, в принципе, достаточно. И мы, конечно, хотим и дальше расти, но мы хотим это делать не в ущерб качеству. Поэтому вся информация, которая у нас появляется, она проверенная. И сейчас ресурс «Звезды» в интернете – это действительно серьёзный сайт, которому можно доверять. Мы изучаем и отслеживаем аудиторию, нам приятно видеть то, что к нам заходят и политики, и бизнесмены, то есть те люди, которые хотят получить оперативную, чёткую информацию, действительно достоверную. То есть то, что «гуляет» по интернету «а вот это произошло, а видео, похожее на что-то там», мы это не будем публиковать до тех пор, пока мы не проверим. Ради того, чтобы это проверить, мы обзаводимся новыми партнёрами, контактами, людьми, которые работают и в Украине, и в других регионах, которые способны нам чётко дать ответ: так это или нет. Мы иногда лучше придержим, но будем уверены в том, что мы делаем всё правильно.
Анна Воронина
– Вопрос, зачем Министерству Обороны нужен свой канал, я задавать не буду, потому что я знаю, что на «Звезде» ненавидят этот вопрос. Я хотела спросить, а у тебя есть какой-то KPI по количеству заходов на сайт, по аудитории, по привлечению новой аудитории? Стоит такая задача? Или это всё-таки больше внутреннее желание сделать свою работу хорошо?
Максим Додонов
– Наверное, к счастью, нам никто не мешает в работе сайта. Нам, скорее, все помогают, и мы действуем все вместе. У нас нет какого-то плана, что в этом месяце мы должны сделать столько-то, в этом столько-то и так далее. Это, скорее, добросовестная работа, и мы пытаемся искать какие-то новые форматы, ходы для того, чтобы привлекать аудиторию и анализировать. Если это работает, то мы будем продолжать, если нет, то – нет. Но если брать сейчас, то мы всегда хотим и стараемся чем-то «выстрелить». Сейчас мы проэкспериментировали, я пытался внедрить на сайт рубрику блогерскую, учитывая, как сейчас мнения, реплики актуальны в интернете. У нас есть обозреватель Женя Мужиков, он всегда находит какую-то информацию любопытную, связанную и с Западом, и с Украиной, и что-то с Сирией. И мы решили создать рубрику «Мнение вежливых» (через флэш было), «Мнение вежливых Мужиков», по его фамилии.
Анна Воронина
– И кто у вас там вещает?
Максим Додонов
– И, собственно, мы Жене это и вменили. Не очень пока у нас это пошло, пока тормознули. То есть мы ищем какие-то пути, смотрим, будет работать или нет, и дальше тогда уже принимать решение. Понятно, что исключительно на одних только новостях, тем более, как агрегатор, мы зацикливаться не хотим. Более того, агрегатор – это неправильный путь, потому что это конечная какая-то штука, то есть ты собираешь новости и всё. А их нужно ещё создавать, находить, и в этом плане тоже работа ведётся. Мы пытаемся искать людей и в регионах, как я говорил, и за рубежом, которые нам эту информацию могут поставлять. То есть, если у наших коллег есть какие-то приложения и прочее, над чем мы тоже работаем (это важная вещь), то мы сейчас более с конкретными осведомителями хотим работать, с теми людьми, которые будут поспевать на какие-то мероприятия, собирать информацию в своём регионе и передавать её нам. В общем, сейчас «Звезда» – это не агрегатор в чистом виде, и это хорошо. Потому что просто собирать новости – таких ресурсов довольно много.
Анна Воронина
– Не могу не задать глупый вопрос: зачем это нужно? Потому что рассказываешь про то, как вы изощряетесь, чтобы привлечь пользователя.
Максим Додонов
– Мы не изощряемся, у нас всё нормально.
Анна Воронина
– Я имею в виду, в хорошем смысле этого слова. Вы реально стараетесь, прикладываете очень много сил и думаете, как это сделать интересно и здорово, имея в учредителях Минобороны. На взгляд стороннего человека, кажется, если договоритесь об эксклюзивах с ними, вас будут цитировать все, у вас будет такое количество заходов на сайт, как у первоисточника. То есть, зачем так расширять своё вещание?
Максим Додонов
– Мы все адекватные люди, и в Минобороны тоже люди, которые не только интересуются информацией, связанной с военным ведомством. Вся информационка – это целый, как я говорил, спектр каких-то информационных направлений, и всё, так или иначе, связано в этом мире. И зачастую то, что происходит где-нибудь в США или у наших границ, это тоже связано с интересами нашего государства, в том числе военного ведомства. Поэтому, как можно выстроить грань, что это нам нужно, а это не нужно? Давайте делать только военные новости. А что военные новости? Мы будем рассказывать только о новинках техники, проходящих учениях и прочее, о том, сколько у нас прошёл призыв? Мы это обязательно сделаем. Это для нас крайне важно. И нам приятно отмечать рост интереса к российской армии. В общем-то, наверное, все видят, что есть определённые изменения и с точки зрения того, что происходит в армии - это и перевооружение, это и новая форма, это и общий интерес. Призыв действительно показывает то, что в армии хотят служить. Мы с ребятами общаемся, и им интересно, действительно интересно, потому что они видят то, что сейчас происходит, они видят, что они могут прийти, погонять на современном танке, ещё что-то поделать. Это действительно так, то есть восприятие изменилось. Так зачем отсекать то, что можно не отсекать? И то, что нам позволяют говорить обо всём, это интересно. И мы понимаем, что и в самом военном ведомстве тоже читают те новости, которые мы пишем: и про Россию, и про Запад, и так далее.
Анна Воронина
– А эксклюзивы? То есть берите эксклюзивы, давайте их в эфир.
Максим Додонов
– Так они есть.
Анна Воронина
– Есть. Хорошо. А стоит задача привлекать рекламодателей, монетизировать сайт?
Максим Додонов
– Несомненно, конечно. Если говорить о нашем сайте, то это абсолютно прибыльный проект. То есть мы не говорим о каких-то астрономических деньгах, но это то, что себя окупает. Учитывая, опять же, те небольшие ресурсы, которые требуются для его создания, то это такое своего рода ноу-хау, наверное. Но здесь, правда, должна быть определённая оговорка, что сайт всё-таки живёт не парой редакторов, которые сидят и пишут, а довольно большим коллективом медиа-холдинга, то есть мы пытаемся создать такую систему, чтобы у нас было полное взаимодействие – и газеты, и телевидение, и радио, и интернет. И поэтому корреспонденты, которые работают на телевидении, естественно, что-то сделают для сайта. Даже операторы, выезжая на какую-то съёмку, где-то что-то снимут, сфотографируют, пришлют на сайт. Что-то на радио произойдёт, опять же, мы туда закинем. Что-то происходит у нас на телеканале, мы какую-нибудь цитату, опять же, «Звезда» на «Звезде», возьмём, поставим на сайт. К нам Николай Валуев приходил в гости, мы пару цитат взяли, повесили на сайт – очень хорошо читали. То есть людям интересно то, что происходит и у нас внутри холдинга, и сам по себе холдинг помогает своим же направлениям какой-то определённой поддержкой. У нас есть небольшая корсеть - корреспонденты в Крыму, на Дальнем Востоке, в Калининграде, в Екатеринбурге, в Петербурге, они тоже работают на разные ресурсы, это не только телевизор. Поэтому такая плотная связь, она позволяет нам шагать вперёд.
Анна Воронина
– Интересно. Я разговаривала с коллегами, и коллеги-журналисты говорили, что корреспондентам телеканала «Звезда», им дает больше доступа Министерство Обороны. Всегда, если есть какое-то мероприятие, то им показывают больше, с ними больше проводят времени, работают. А дают больше показать, вообще? Много было в твоей карьере случаев, когда был интересный материал, а его «положили на полку»?
Максим Додонов
– Возможно, такое и было, сходу в голову не приходит. Естественно, тебе всегда покажут что-то любопытное. Просто специфика нашего канала такова, что, может быть, не из-за того, что у нас особый доступ куда-то, а из-за того, что мы очень плотно работаем с Минобороны, мы постоянно пытаемся снимать их какие-то новинки и всё, что происходит у нас в армии. Поэтому и контента у нас больше, связанного с армией. И, исходя из этого, разумеется, у нас есть какой-то эксклюзив и прочее. Мы всегда стараемся запрашиваться, и нам приятно, что Министерство нас приглашает на какие-то мероприятия, о которых, может быть, наши коллеги ещё и не знают: какие-то куда-то перелёты, переброски и прочее. То есть, когда проходит сообщение, что что-то где-то, то наши операторы уже, может быть, на месте. В этом есть свой плюс, конечно. Например, из недавнего: министр Обороны сейчас ездил в Калининградскую область. Наверное, вы видели новость, когда натовские еврофайтеры приближались к борту нашего министра на расстояние до двух километров? Это тоже снял оператор «Звезды», и потом всем каналам мы раздали. Естественно, мы где-то имеем возможность что-то показать первыми, но потом мы коллегам это раздаём, потому что такие вещи интересны всем, и здесь никто не жадничает.
Анна Воронина
– А есть, что нельзя показывать, что запрещено? Такой список.
Максим Додонов
– Этот вопрос, наверное, не совсем ко мне, но, естественно, есть секретность в определённых и вооружениях, и объектах. Это не только в военной сфере, поверьте.
Анна Воронина
– А ты вообще ощущаешь себя реальным участником формирования общественного мнения, или ты скорее считаешь себя функционером и хорошим управленцем в мире TV?
Максим Додонов
– Какие-то характеристики всё время идут. Участником – да. Я не хочу говорить только о себе, у нас ведь целая редколлегия, назовём её так. Я говорил о том, что мы проводим «летучки», мы совещаемся, что нам лучше сделать, что нет. Где-то в рамках именно новостей моё мнение решающее, где-то мы можем посоветоваться между собой в рамках коллектива. Но в любом случае мы стараемся исходить из того, чтобы не навредить, потому что нужно понимать, что будет правильно говорить, а что – нет. И какие-то социальные вещи мы стараемся подсвечивать, потому что у нас свободы, может быть, даже чуть больше, чем у кого-то из наших коллег. Никаких ограничений у нас нет, это очень удобно, комфортно. И я всегда за это благодарю людей, с которыми мы работаем. Действительно, на «Звезде» можно говорить практически всё. Единственное, у нас внутренняя какая-то цензура в плане того, чтобы не допустить ошибку, не привлечь внимание к чему-то не совсем правильному.
Анна Воронина
– Расскажи про проект с Михаилом Галустяном. Прочитала на твоей страничке в «Википедии», что какая-то там тусовочная деятельность. И вообще, насколько важно вокруг канала создавать такую тусовку каких-то мероприятий, то есть не в онлайн, не в вещании, а именно ивентов.
Максим Додонов
– Мне кажется, ивенты всегда какие-то нужны, потому что именно это привлекает внимание к каналу, не как к какому-то полумёртвому продукту, что он есть и есть, а должна быть какая-то жизнь вокруг этого, та жизнь, которая привлекает внимание непосредственно к каналу и к военно-патриотическому воспитанию в нашей истории. Поэтому мы и решили провести с Михаилом. Он возглавил Федерацию военно-тактических игр в феврале, он занимается страйкболом, большой поклонник этого. И мы решили провести турнир между телеканалами по страйкболу.
Анна Воронина
– ТНТ и «Звезда»?
Максим Додонов
– Нет, там было много каналов. Там были «Russia Today», «Москва-24», РЕНТВ, НТВ (не забыть бы кого), «3600». Нас шесть каналов участвовало. И если изначально мы не знали, как ребята, коллеги на это отреагируют, то потом мы просто смотрели, как у всех глаза горят, и сейчас все: «Давайте ещё проведём. Когда в следующий раз это будет проходить?» Проходить это будет, наверное, через год. Не знаю, посмотрим. Это важно и приятно, что нас поддержали. То есть тут же собрались люди вокруг нас, и ветераны, и кого только не было, все нам помогали и поддержали: «Давайте, конечно, это проводить». Благо, у «Звезды» есть полигон, на котором можно проводить съёмки. Кстати, не только играть в страйкбол, это и для документального и художественного кино, мы это тоже делаем. Это очень удобно. Это своего рода, наверное, и пиар тоже для нас, но это такое, мне кажется, очень правильное решение – показать, в том числе молодежи, чем можно заниматься. Это что-то сродни, как сейчас все обсуждают, ночную хоккейную лигу. Ночная футбольная теперь появится, как мы знаем. И это тоже своего рода такой вид досуга, который мобилизует, заставляет дружить и такой тимбилдинг создаёт.
Анна Воронина
– В начале эфира ты рассказывал, что ещё какую-то «Гонку Героев» то ли делали, то ли будете делать. Расскажи про это.
Максим Додонов
– Это делаем не мы, это будет тоже под руководством Миши Галустяна. «Гонка Героев», она существует, можно в интернете посмотреть. Это тоже очень любопытная вещь. Можно попробовать свои силы, служил ты в армии, не служил, проходил сборы или нет.
Анна Воронина
– Это где сорок километров бегут команды по бездорожью, команды друзей, кто первый добежит? Или что это?
Максим Додонов
– Сорок километров они, по-моему, не бегут, хотя я могу ошибаться. Но там серьёзные испытания – и на какие-то стены залезать, и в грязь плюхнуться. Здесь именно командная вещь, то есть нужно всегда, чтобы плечо партнёра оказалось где-то рядом. Это очень интересно, и не исключаю, что мы, как своя команда, создадим команду «Звезды» и поучаствуем в этом.
Анна Воронина
– А «Звезда» участвует как команда или ещё и освещает в каком-то другом качестве?
Максим Додонов
– Конечно, и как команда, и освещает. Что касается страйкбола, то для меня такая небольшая гордость, что мы заняли третье место. Лучшими в стайкболе на российском телевидении оказались коллеги с «Russia Today», второе место РЕНТВ заняли, третье – мы. Конечно, мы освещаем это. Почему нет? Тем более что картинка любых таких спортивных мероприятий красочная, их опять же можно снимать и коптером, и «гоупрошками».
Анна Воронина
– Сейчас такие вещи стали модными, как «Гонка героев».
Максим Додонов
– Несомненно. Но это связано в целом с настроением аудитории, опять же. То есть мы говорим о том, что сейчас какой-то патриотизм существует в обществе и в этом плане тоже. Вы говорите о каких-то там секретах. Секрет один: когда что-то извне на тебя пытается наезжать, какие-то санкции, ещё что-то, то народ тоже пытается сплотиться и, естественно, он больше стоит за свою страну, за то, что мы едины, мы вместе. Это касается и каких-то политических сфер, и таких околоармейских, в том числе развлекательных, поэтому интерес понятен. Интерес понятен и к нашему сайту, где много информации и военной, и политической.
Анна Воронина
– Вообще, ребрендинг не планируете? Потому что, как я говорю опять, со стороны кажется, что меняете чуть-чуть политику, с чисто патриотического уходите в развлекательный, в информационный.
Максим Додонов
– Оно уже случилось. Ребрендинг, он уже запущен, и произошло это не сейчас. У нас ещё в прошлом сезоне на канале выходил проект «Новая Звезда». Сейчас второй его сезон, это тоже песни, но в отличие от наших коллег с других каналов…
Анна Воронина
– Это как «Голос», но на «Звезде»?
Максим Додонов
– Я бы не стал сравнивать. Просто разница в чём?
Анна Воронина
– Где Максим Дунаевский в жюри?
Максим Додонов
– Да, Максим Исаакович председательствует.
Анна Воронина
– Максим был у нас, рассказывал. Сказал, что у вас всё честно.
Максим Додонов
– Есть два пункта, которые, мне кажется, здесь стоит отметить. Во-первых, честность, потому что здесь нет срежиссированного, и эта честность, она интересна зрителю. Потому что он понимает, что, как решит он, отправляя свою СМС-ку, как решит жюри, так оно и будет, но с жюри никто не работает. И второе, наверное, наиболее важное – это такое «русовидение», потому что в проекте изначально участвует 85 человек, 85 коллективов или участников от разных регионов России и, соответственно, кто-то победит. Но речь идёт о том, что каждый регион болеет не за кого-то понравившегося или не только за того, кто понравился, но и за собственный регион. И в этом, собственно, интерес, потому что болеют не только наши зрители и поддерживают, а в том числе и районные какие-то, региональные власти и прочие. К нам приходят письма, спрашивают, как, что. К нам запрашиваются местные телеканалы из разных регионов, которые просят у нас: «А можно мы видео покажем, как наш участник выступал?». И потом, соответственно, ГТРК или районные какие-то телеканалы, или газеты пишут о наших участниках. То есть эта идея, она была очень правильной – создать именно соревнования, не кто лучше поёт, а соревнование регионов России.
Анна Воронина
– Не могу не спросить про общую температуру по больнице в целом. По твоему мнению, какой на сегодняшний день вызов и проблемы современного TV в целом? С чем ещё предстоит нам поработать?
Максим Додонов
– Глобально?
Анна Воронина
– Глобально, да. Потому что все вокруг говорят, что телевидение будет меняться, что мы будем смотреть всё больше в интернете, то есть по заказу.
Максим Додонов
– Телевидение – это абсолютно живой организм. И то, что оно меняется, моё мнение, это неизбежно, и ничего плохого в этом нет. Почему мы стараемся, и я в частности, на интернет так налегать? Это не от того, что телевидение становится плохим или оно как-то отмирает и всё уходит в интернет, просто время и развитие технологий. Когда человек, даже немолодой человек, имея какой-то гаджет у себя в руках, может посмотреть новости, просто залезая на определённый сайт или где-то там обновившись, или даже посмотреть какой-то ролик, фильм или что угодно, имея у себя в руке определённое устройство, то, естественно, не всегда он пойдёт включать телевизор. А если он его и включит, то может пользоваться им на собственное усмотрение, то есть выбрать то, что ему интересно. Интерактив, он приходит, и ничего страшного в этом нет. В любом случае, телевидение, оно будет существовать, просто оно будет больше интегрироваться и связываться именно с интернетом, поэтому посмотрим, что будет лет через 5-10. Это любопытно. Но, скорее, это позитивно, потому что сейчас всё очень быстро в мире происходит, и доступ к информации тоже нужен быстрый. И сейчас, если говорить о тех же новостях, зачем ждать час или два часа, когда будет какой-то выпуск, когда можно взять и посмотреть прямо сейчас то, что тебя интересует. В этом плане у нас и телеканал подстраивается под это, мы уже не первый год делаем новости каждый час. Не каждый это знал, но периодически мои знакомые, кто-то из знакомых моих знакомых, переключая каналы, натыкается на новости «Звезды» и останавливается. Просто не знал человек. А оказывается есть. У нас действительно новости каждый час. Показывая сериалы и фильмы, мы их прерываем, показываем три минутки какой-то информации, и это похоже на интернет-вещание в некотором роде, то есть мы даём определённый срез сразу. Это как покликать сразу на основные пять новостей - то же самое, что услышать новости на «Звезде». Изменения в этом и происходят.
Анна Воронина
– У нас осталось около минуты. Хотела ещё спросить тебя: идеальный TV-канал, как он выглядит? Назови три признака.
Максим Додонов
– Не назову, потому что идеального телеканала не существует. Каждый телеканал имеет свою направленность, свои интересы и собственную аудиторию. Есть развлекательное, есть какое-то более строгое телевидение, и поэтому давать какие-то характеристики… У каждого своя ниша, пусть каждый в своей нише и работает.
Анна Воронина
– А что касается «Звезды», если мы конкретизируем?
Максим Додонов
– Три характеристики «Звезды» дать? Оперативность, точность и понимание запросов аудитории, потому что мы не зацикливаемся на том, что мы военно-патриотический канал и будем показывать вам военку. Вы увидите всё, что вам интересно. Человек, который интересуется военным содержанием, он интересуется и музыкой, он интересуется всем, поэтому он должен получать возможность иметь всё, но на одном канале, а не так, что здесь я посмотрю это, а через минуту переключусь.
Анна Воронина
– Честно сказать, вас действительно стало интересно смотреть. Хотела поблагодарить тебя, что пришёл в эфир. Было интересно побеседовать о «Звезде». А вам, дорогие друзья, наши слушатели, желаю хорошего дня. До свидания.
Максим Додонов
– Счастливо.