Татьяна Минеева
- Здравствуйте, дамы и господа! В эфире передача «Национальный продукт» и я, её ведущая, Татьяна Минеева. В нашей программе мы говорим об отечественных предприятиях, разработках, инновациях и о том, как российские предприниматели производят товары и услуги на уровне мировых стандартов. А сегодня мы обсудим российские разработки и их применимость в бизнес - среде, ответим на вопрос, могут ли российские специалисты сделать продукт мирового стандарта. И я представляю наших гостей – Сергей Малофейкин, член Генерального совета «Деловой России», управляющий партнёр многопрофильного холдинга «Евросервис».
Сергей Малофейкин
- Всем привет.
Татьяна Минеева
- Привет. И Езопов Виталий, генеральный директор ЗАО «Мастертел», член совета директоров холдинга «Прайм Бизнес Групп».
Виталий Езопов
- Здравствуйте.
Татьяна Минеева
- Здравствуй. Давайте начнём говорить о пусть такой не совсем простой теме как импортозамещение. Но чтобы для наших радиослушателей было понятно, много сейчас идёт разговоров о проблемах, которые бизнес испытывает. Я не просто так пригласила вас сегодня. Потому что бизнес у вас совсем уже не малый, а средний. И я знаю, что запускаются новые и новые проекты в условиях, в которых сейчас Россия находится и очень многие бизнесы закрываются. Вы конкретно какие-то возможности видите? И как вы их используете? Сергей, давай начнём с тебя.
Сергей Малофейкин
- Давайте начнём. Вообще, для меня любой кризис – это время возможностей. Потому что, по сути, если смотреть на это с негативом, то никогда ничего не получится. А если смотреть на это чуть-чуть с позитивом, то можно из всего плохого делать хорошее. Ну, курс высокий, да? Смотрим каждый день, доллар растёт, падает, плюс 3 рубля, минус 5 рублей. Кто-то на этом заработал, кто-то проиграл. Деньги – это вода. А для реального сектора, для предпринимателя повышение курса, невозможность каких-то иностранных товаров поступить на наш российский рынок открывает какие-то дополнительные возможности. В том числе, в принципе, и для нас, для одного из наших бизнесов. Мы в этом году как раз увеличили свои производственные мощности. Мы купили станки дёшево у обанкротившихся больших предприятий.
Татьяна Минеева
- Что это за производство, если не секрет?
Сергей Малофейкин
- Это производство всякой утвари для дома, можно так сказать, которую потребляют большие сетки «Ашан», «Леруа Мерлен» и все.
Татьяна Минеева
- А раньше, я так понимаю, продукция была из Китая?
Сергей Малофейкин
- Да, раньше основная продукция была из Китая. Начиная с января этого года, сетки стали активно пушить рынок для того, чтобы найти российских производителей, и потихоньку начинают полностью импортозамещаться. Это, на самом деле, здорово, потому что, действительно, открывает возможность для людей, кто физически может руками это делать. Потому что те предприниматели, которые могут считать свою себестоимость, правильно её оптимизировать и вкладывать в собственное производство, они сейчас выиграют. А те, кто умел только продавать и покупать, наценку делать в два конца, продавать и ничего не делать, то, наверное, если у них не будет государственных контрактов и ещё чего-то, такие проиграют или уедут. В Таиланд, например.
Татьяна Минеева
- Виталий, какое мнение на этот счёт? Какие возможности у бизнеса?
Виталий Езопов
- Я тоже очень философски к этому отношусь. Во-первых, это хороший повод не работать в состоянии такого стресса. То есть, с одной стороны, конечно, бизнес - задачи добавляются. С другой стороны, если есть какое-то ослабление спроса, например, или гонки выпуска той ли иной продукции, то можно просто выдохнуть и просто заняться собой, как минимум, помедитировать. Безусловно, что, наверное, за последние больше ста лет мир переживал большое количество кризисов. И вы видите, какое количество замечательных предприятий было рождено после каждого из них. Есть, безусловно, какие-то мэтры, которые существуют веками, но есть и быстрорастущие. Мне кажется, что в нашей текущей ситуации любой кризис, особенно заставляющий людей экономить, он подстёгивает как раз такие стартапы и технологии, которые позволяют просто экономить деньги. Когда у тебя просто всё хорошо, ты иногда этого не замечаешь. Ну, ладно, переплатил я пару-тройку, 5-10% даже, – не проблема. Это в каких-то общих затратах не отражается. Если наступает эра, когда каждая копеечка на счету, ты начинаешь думать: «А давайте здесь оптимизируем». В принципе, это такое, наверное, обновление. Поэтому согласен с нашим столом, с участниками нашего стола, что это хороший шанс, и надо просто им вовремя воспользоваться. Для этого как раз есть такие свойства, как предпринимательское чутьё, и второе – это качество менеджмента. Потому что есть производство или компании, чтобы их реформировать, нужно потратить годы. И, в общем-то, наверное, как раз весь мир, именно весь бизнес борется за эффективность. Поэтому кризис – это, в том числе, такой экзамен на то, насколько человек может принять правильное решение, насколько быстро он может сориентироваться. Например, сократиться, поменять стратегию, вывести какие-то продукты на рынок. И это есть жизнь, эволюция. Поэтому, наверное, мы сейчас и представляем из себя с большой буквы существо – Человек. И так много можем уметь этими простыми руками. Потому что мы прошли все эти стадии, были кризисы.
Татьяна Минеева
- Отлично. А как обстоят дела на рынке труда? Специалисты, возвращаются ли они в свои города либо из-за границы обратно?
Сергей Малофейкин
- Со специалистами у нас как всегда не очень хорошо, на самом-то деле.
Татьяна Минеева
- Да? Сергей, почему?
Сергей Малофейкин
- Потому что тяжело сейчас с кадрами. А кадры решают всё. Буквально сегодня я направил всем своим сотрудникам письмо, где я написал, что я вырвал несколько цитат из интернета по поводу того, как надо увольнять сотрудников и почему их нужно увольнять. Я написал, что, если напрягаться не будет никто с сегодняшнего дня, то у меня есть три фамилии, которые я точно уволю. Потому что за последние пять дней пришлось лично пять проектов, которые были убиты жирными наевшимися менеджерами с дорогими зарплатами, добить, потому что иначе пострадало бы, как говорится, реноме. Поэтому с кадрами плохо, но сейчас как раз есть время для того, чтобы всех их почистить. Потому что, в принципе, ещё чуть-чуть, осенью сейчас все отдохнули, ещё сентябрь, и в октябре начнётся сенокос. Тогда пойдут люди, устраиваться на зарплату. И я вам скажу, что зарплата в 50, 70, 100 тысяч рублей – это хорошие деньги, которые люди ищут. И на эти деньги приходят действительно кадры, которые пашут. И сейчас самое время обновлять персонал, самое время. Не нужно бояться, нужно менять и идти просто вперёд. И, вообще, я к кризису и процессу, который сейчас есть, отношусь патриотично, можно сказать. Потому что, по сути, почему иностранным компаниям позволено рушить российский бизнес, отнимать у малого, среднего российского бизнеса какой-то их бизнес у нас в стране, а нам у себя на родине не позволено этого делать? Поэтому сейчас есть шанс, чтобы отжать нормальным экономическим путём весь иностранный бизнес, который здесь закрепился. Например, еда, одежда, напитки. Почему сыроварня где-то в Истре, которую сам парень, бородатый, показывает, нам всем нравится и лайкаем это всё. Он об этом рассказывает. А фабрика в Иваново, которая действительно делает там пледы или ещё что, но она не умеет себя пиарить и еще чего-то делать, у неё денег на это нет, она в загнивающем состоянии. Хотя туда нужно чуть добавить и там реально можно будет брюки шить, костюмы, всё, что угодно. Просто этим надо заниматься. Надо выискивать такие руки, кадры, головы, которым давать вперёд шанс. И они у нас, скорее всего, будут появляться. Я надеюсь, доллар ещё подрастёт, и тогда действительно быстрей будут появляться такие люди, которые будут реально делать, менять наш мир, наверное. Многие, конечно, говорят: «Теперь мы не будем есть качественную пищу». А откуда кто знает, какую пищу мы здесь едим, которую нам возят из-за границы. Есть у меня один закупщик, близкий друг, одной очень известной сети, продуктовой, в России, он говорит: «Слушай, есть такое понятие как «квалити раша». Когда весь продукт, условно, фуагра там и такая же фуагра здесь, для тех, кто любит фуагру, она совершенно другая. И хитрые иностранцы, пользуясь нашим законодательством, ещё чем-то, не знаю, они делают тот продукт, добавляют те ингредиенты, которые позволены здесь. Понятно, что есть компании, которые индивидуально возят это для кого-то, для чего-то, это совершенно другой рынок, он очень узкий и так далее. А для нас, для массовых потребителей, покупать импортную картошку в 10 раз дороже, чем картошка, выращенная здесь… Сейчас, наверное, пришло время, чтобы всех поменять. Всех иностранцев – домой, Go Home. Оставить только качественных, которые реально готовы вкладывать в Россию, в земли российские. Как Пётр I говорил: «Приходите, вкладывайте, стройте здесь корабли, приносите свои деньги, получайте копеечку какую-то небольшую за то, что построили, и уходите». Либо оставайтесь дальше, вкладывайте ещё.
Татьяна Минеева
- То есть ты поддерживаешь курс нашей государственной политики по импортозамещению?
Сергей Малофейкин
- Конечно. Как никто другой, я себя так же, как с «Мистралями» ощутил, у меня так же иностранцы, у которых денег мало стало, они взяли, политически отобрали ряд контрактов, которые, в принципе, в два раза дороже были, чем у меня. И я так подумал, блин, надо что-то делать по-другому. Поэтому я за импортозамещение, я за патриотизм, я за то, чтобы наши реально научились в этой возможности делать качественный продукт. Хочу пить российское молоко, которое хранится 2 дня.
Татьяна Минеева
- Фермерское. Это Сергей Малофейкин обратил слушателей, чтобы понимали, это прям патриотизм.
Сергей Малофейкин
- Я физически понимаю, что это возможно. Если сравнивать с Китаем, хоть нам далеко до них еще, я думаю, они же там прекрасно себя чувствуют на своих продуктах.
Татьяна Минеева
- Спасибо. Виталий, мы начали разговор про рынок труда. Сергей говорил про такие отрасли бизнеса как у него: ЖКХ, строительство, вот производство начинается. А вот в «Телекоме»? Всё-таки это высококлассные специалисты. Возвращаются ли они из-за границы, из силиконовой, кремниевой долины? Приезжают ли они на российский рынок, устраиваются ли они на работу?
Виталий Езопов
- Да, сейчас я расскажу. Я хотел бы сказать своё мнение по поводу импортозамещения. Мне кажется, что идея очень хорошая. Главное, чтобы это не привело к некоему фанатизму. Потому что под импортозамещение можно придти к некоему железному занавесу и опять начать генерировать продукты, которые будут не то что не востребованы, а навязаны покупателям за неимением остального. Поддерживать предпринимательство, чтобы конкурировать с западными производствами, я за это. Я не за запрещение такое жёсткое, что «вот, ребята, у вас на рынке три вида продукта, все они российские, остальные мы все запретили». Мы знаем, к чему это приведёт. Например, российскую машину на дорогах уже практически не встретишь. Хотя, в принципе, талантливых дизайнеров, конструкторов, инженеров у нас много. Но почему-то система, которая была построена, не в состоянии делать что-то такое удобоваримое. Что касается «Телекома», то проблема с кадрами… Кадры решают всё. Второе – это то, что, если брать аналогичные компании зарубежом, то, представляете, конкурировать с теми предложениями финансовыми, я имею в виду с точки зрения зарплат, на рынке мы, конечно же, не можем. Но, тем не менее, есть определённый набор специалистов внутри нашей страны, которые хотят работать здесь. Это раз. Второе. Мне лично очень нравится идея, когда мы не используем материальную мотивацию в качестве основной для того, чтобы удерживать сотрудников. И как показывает практика, в любом обществе можно найти какие-то струнки души, чтобы человеку было просто интересно, комфортно работать.
Татьяна Минеева
- Можешь пример привести?
Виталий Езопов
- Например, это могут такие мотивации, не хочу сказать, такое замкнутое общество потребления, но создать условия, предоставить людям проживание, обеспечить социальными благами, вдохновить на то, что компания идёт, добивается, когда стратегия прописана надолго. И самое главное, что у каждого есть возможность вырасти до топ-менеджера. Это совершенно открытые рамки. И когда ты находишься внутри большого механизма, это какая-то маленькая шестерёнка, и от тебя ничего не зависит – здесь возможен некий аукцион. Пришло время – всех сократили, поменяли. Мне тоже с одой стороны это нравится. Но в том бизнесе, которым я занимаюсь, у нас не такая компания, не странообразующая, приходится конкурировать и в том числе использовать подходы и мотивации для сотрудников, которые такими фразами описываются, как «идеология», «команда» и всё остальное. И это даёт свои результаты. Потому что один человек, который воодушевлён, он чётко понимает свою цель, лоялен к предприятию, он стоит, наверное, десять вот этих шестерёнок, которые катаются по столу, и можно половину из них выкинуть, и всё равно ничего не изменится. Думаю, что так.
Татьяна Минеева
- Спасибо. Я хотела ещё спросить, продолжая программу импортозамещения. Чего всё-таки не хватает сделать в нашей стране, чтобы этих производств запускалось больше? Что ещё от государства нужно, чего не хватает? Может всем землю бесплатно давать, в инфраструктуру больше вкладывать? Но денег сейчас в бюджете нет. Что ещё нужно, какой толчок дать бизнесу, чтобы вы открывали больше производств?
Сергей Малофейкин
- Как Ленин говорил: «Земля - крестьянам, заводы – рабочим».
Татьяна Минеева
- Да, можешь что-то предложить Президенту.
Сергей Малофейкин
- Надо быть ближе к земле просто. Упростить раздачу земли предпринимателям. И давать конкретные сроки.
Татьяна Минеева
- На освоение территории.
Сергей Малофейкин
- Что ты хочешь, курятник построить? Вот тебе земля – строй. Не построил – отбираем.
Татьяна Минеева
- Виталий, а у тебя какие мысли?
Виталий Езопов
- Согласен.
Татьяна Минеева
- Может экофермы сделать? Ты говорил про свой проект. Интересно. Ближе к земле.
Виталий Езопов
- Согласен. Я бы сказал, что должны быть прозрачные условия для всего, чтобы они не менялись каждые полгода или каждый год. Когда ты рассчитываешь на одну ситуацию, а проходит полгода - год, меняется менеджмент или правила игры, говорят: «А сегодня всё по-другому». Или наоборот. Планировали запустить 1 января 2015 года, а тебе сказали: «Ещё год надо подождать». И такая повисшая ситуация. Мне очень нравится подход китайцев. Они делают иногда такими кластерами. Они выделили участок земли, сказали: «Здесь мы будем заниматься оптоэлектроникой, все стройте заводы, вот коммуникации, мы оплачиваем в таком-то объёме». Бесплатно или за какие-то деньги, но прописывают условия. Все фирмы смотрят: «Да, нам интересно, сейчас мы подпишем контракт. У нас есть инвестиции, у нас есть потребности. Мы вложим деньги в строительство, производство, мы получим тут же коммуникации и нам не нужно бегать, согласовывать какие-то проекты с непонятным результатом». Наверное, мы к этому идём. Может быть не так много времени прошло с момента глобальных потрясений в нашей стране. Но, тем не менее, эта такая универсализация, она на лицо сейчас, и гос. услуги вводятся для граждан. Сейчас уже, во всяком случае, многие процессы настолько автоматизированы, прямо приятно посмотреть.
Татьяна Минеева
- Да, я пользуюсь гос. услугами.
Виталий Езопов
- Иногда не успеваешь даже следить за нововведениями. Хочется, наверное, чтобы такие гос. услуги в том числе были и для предпринимателей доступны. Безусловно, будет некий переходный период. Потому что старые косяки, которые были сделаны… Я сейчас сидел перед зданием и смотрел на фасады прекрасной сталинской эпохи, именно в плане архитектуры, потому что она отличается от массовой застройки. Смотрю и думаю: «Такие красивые фасады, пилястры всякие». И висят кондиционеры, кто во что горазд. Кому-то провод внутри квартиры надо как-то прятать. Он прямо по фасаду – раз, закрыл его белым кожухом. И в результате получается фасад – основа красивая, а выглядит всё, честно говоря, аляповато, никакой логики там нет. И я представляю, что бы я сделал на месте государства. Сказал бы: «Ну-ка уберите все кондиционеры или повесьте их в шахматном порядке», предположим. Но те же жители потом возмутятся и скажут: «Ребята, мы же, когда вешали, согласовали, вот подписи. Теперь давайте это будет за ваш счёт».
Татьяна Минеева
- Но этих людей уже нет, кто подписи ставил.
Виталий Езопов
- Да. И такой вопрос будет по кругу. Либо надо будет в устранение предыдущих неэффективных, я не сказал, что менеджеров, но сказал, что неэффективных или некрасивых решений вкладывать средства. А сейчас это не первоочередная задача. И я думаю, что таких нюансов в каждой отрасли будет достаточное количество. Но, тем не менее, надо думать всегда о хорошем, и представлять, как в идеале бы мы хотели жить.
Татьяна Минеева
- Но ты поддерживаешь курс на импортозамещение?
Виталий Езопов
- Ну, представляете, что любая страна должна себя обеспечивать, как минимум, продуктами питания, продуктами первой необходимости. Это стратегическая такая обороноспособность, я бы сказал. Я уж не говорю, чтобы конкурировать и толкаться на фоне мировых лидеров за место под солнцем. Поэтому во всех, безусловно, отраслях у нас должна быть в каком-то количестве, в каком-то процентном содержании (40%, к примеру) собственная производственная база. И в этом смысле мне очень нравится Германия, где чётко прописано, что, например, в горнодобывающей промышленности должно добываться такое-то количество полезных ископаемых. Мы не можем больше импортировать, как бы это не было выгодно. Почему? Потому что в случае каких-то конфликтов (например, как сейчас санкции и всё остальное, изменение рынков, кто-то обанкротился) мы, как минимум, можем ужаться и существовать самостоятельно на том, что мы производим сами. Вот то же самое и здесь, когда мы бросились отключать все системы, а у нас все данные за рубежом находятся. Оказалось, что по щелчку пальцев невозможно сделать так, чтобы у нас появились свои мессенджеры, социальные сети и так далее. Это проблема на самом деле. И надо думать, надо стимулировать всячески национальный продукт. Я – за.
Татьяна Минеева
- Я знаю, Виталий, что у тебя даже есть проект, где ты талантливых людей, специалистов селишь в некой деревне, как ферма, как это называется. И ты предоставляешь им даже жильё, лишь бы они… Для чего это? Это твой социальный проект, твоя социальная ответственность? Либо ты хочешь, ты веришь, что национальный продукт будет зарождаться в их головах, их руками и дальше уже будет передаваться их детям, внукам?
Виталий Езопов
- Знаете, я думаю, что дети сами в жизни разберутся, у каждого своя судьба, какие-то свои идеи, свой опыт каждый должен получить. Но мне лично, мне хочется отдыхать в других отраслях, занимая свой мозг. Не только то, чем я занимаюсь. Поэтому я стремлюсь воплощать свои идеи. Они, конечно, тесно связаны с какими-то задачами, не просто абы какие, такая блажь, я бы сказал. Но, тем не менее, это сонаправлено с какой-то идеей. Например, проект, который связан с музеем истории телефона, который мы открывали, был такой патриотичный. Потому что, приезжая за границу и видя, как любая компания гордится своими достижениями, у каждой серьезной компании есть свой некий шоу - рум или музей, показывающий, как компания развивалась (возьмём «Mercedes», «Porsche»), очень хотелось эту нишу восполнить. Я понимаю, что она не первоочередная для государства, хотя, казалось бы, такая музейная тематика вроде культура, государство должно думать. Мне удалось просто объединить людей внутри организации, которые взяли на себя этот факультатив, реализовали и нам есть чем гордиться. Я вам хочу сказать, когда я приехал в Швецию, условно, в «Ericsson», и как нас встречали, и как нас провожали – это две разные вещи. И собрать крупнейшую в мире коллекцию не только по числу экспонатов, но ещё и по своей насыщенности, сделать проект социально-направленный мне лично это было интересно, интересно моей команде. Это как раз один из таких пунктов в мотивации для нашей компании, в которой говорят: «Мы не только работаем для того, чтобы быть больше, больше и больше, но мы ещё работаем за некую идею». То же самое и здесь. Это мой такой личный проект с экофермами. Когда ты контролируешь, с одной стороны, производство, от травы до конечного продукта, и можешь на это влиять. Те же сыры. У меня одна из идей – привезти из Франции технологии, сделать сыроварню, наладить какой-то ограниченный выпуск сыров и поставлять в дружественные рестораны, например, кроме своего стола. И это будет российский продукт с использованием западных технологий и опыта. Это нормально. В том числе это интересно, я так считаю, для детей. Потому что сейчас идёт такой период, вроде мы так гиперсвязаны во всем, информацию набрал в интернете и тебе сразу миллион ссылок выдаст в ответ, но многие дети думают, что булки растут на деревьях. Но это неправильно. Мне кажется, что нужно не отрываться от земли. Нужно быть ближе к матери-природе. Это моё личное убеждение. Именно поэтому это резонирует в моей душе, и хочется сделать что-то такое интересное для моей семьи, для детей, которые живут рядом, для жителей. Для людей, в принципе, создать какие-то рабочие места. Мне кажется, что моего потенциала управленческого достаточно, чтобы сделать этот проект, как минимум, неубыточным.
Татьяна Минеева
- Здорово.
Сергей Малофейкин
- Надо показывать все такие проекты. Тем более, на Можайке тоже сейчас открылась выставка военной техники, большая такая.
Виталий Езопов
- Очень интересно посмотреть, мне очень нравится.
Сергей Малофейкин
- Много таких вещей открывается, об этом нужно просто каждый день показывать и рассказывать для того, чтобы у нас всё больше, больше и больше во всех головах менять сознание. Иначе ничего не получится.
Татьяна Минеева
- Не смотрите негативные новости, сходите в Музей истории телефона. Я там была, Сергей тоже был. Колпачный переулок, 6, строение 2. И, по-моему, вход бесплатный сейчас, да?
Виталий Езопов
- Да. И Шпалерная, 60-Б в Санкт-Петербурге.
Татьяна Минеева
- Отлично. Сергей, давай поговорим немного о секторе ЖКХ. Он всех волнует и радиослушателей, наверное, тоже. Именно там ты в основном последнее время работаешь.
Сергей Малофейкин
- ЖКХ волнует всех.
Татьяна Минеева
- Да, это такая окологосударственная тема. В период кризиса, что сейчас происходит? Как живёт твой бизнес именно в этом секторе? Я знаю, что у тебя есть проект по экономии до 30% для управляющей компании.
Сергей Малофейкин
- Я бы не сказал, что у меня там есть бизнес в ЖКХ, это громко сказано. Это не бизнес, это как раз, наверное, тот социальный проект, которым я уже три года занимаюсь.
Татьяна Минеева
- Ты просто решил поднять ЖКХ в нашей стране.
Сергей Малофейкин
- Как раз пытаюсь пройти с этим проектом сквозь все преграды, и чиновнические, и не чиновнические, и людские. Потому что у нас за эти 15 лет проживания в таких условиях смены управляющих компаний и ничегонеделанья, и воровства денег, которые собираются на местах, оно приводит к тому, что люди не верят уже никому, ни одной управляющей компании. Есть много позитивных примеров построений, когда в каких-то конгломератах люди делают и действительно хорошие управляющие компании, где у тебя всё понятно. Я за то, чтобы это отдавать рынку, чтобы рынок стал регулировать.
Татьяна Минеева
- Оптимизация расходов не только у бизнеса, у государства тоже ведь должна идти. Государство развернулось.
Сергей Малофейкин
- Ну, бизнес «Муж на час» есть же на рынке, мы можем вызвать сейчас любого сантехника, в интернете выбрать, какой лучше, какой хуже, какой дешевле, какой дороже. Хотя там тоже сейчас можно много чего прочёсывать. А бизнес ЖКХ – это чуть-чуть другое. Это не бизнес. Это просто ЖКХ – это управление домами. Много чего интересного раскрылось, конечно. То, что сейчас мы платим, и те услуги, которые мы получаем, не соответствуют 100% денег, которые мы за это оплачиваем. Вплоть до того, что за эти деньги даже на самых низких тарифах по стране можно не то что экономить, можно ещё и старый жилой фонд восстанавливать. Мы считаем кейсы разные. Три-четыре года хватает, если правильно оптимизировать людей, убрать процентов 50 мёртвых душ из списка, которые числятся в управляющей компании.
Татьяна Минеева
- Это сколько можно бюджета сэкономить.
Сергей Малофейкин
- Тут главный вопрос, хочет ли кто-то, чтобы экономили. Когда начинаешь во всё вникать, понимаешь, что те деньги, которые собираются, даже на каком-то среднем городе Российской Федерации численностью 70-100 тысяч человек – там реально за 4 года восстановить жилой фонд за счёт текущих средств, которые собирают жители.
Татьяна Минеева
- Но где-то успешные кейсы есть? Кто-то верит в новое ЖКХ, в новые услуги сервиса?
Сергей Малофейкин
- Сейчас, к сожалению, в наших городах это всё так переплетено между самих людей. То есть у каждого дворника, каждого сантехника куча родственников, которая во всём этом участвует. И борьба идёт очень серьёзная, когда люди пытаются друг у друга какой-то дом отнять.
Татьяна Минеева
- То есть все повязаны.
Сергей Малофейкин
- Да. Сейчас очень много делается, конечно, Минстроем с точки зрения улучшения, много проектов, которые сейчас внедряются. Мы в этом тоже каким-то образом практически участвуем, раскрываем информацию, показываем, как нужно делать с точки зрения сервисного бизнеса. Потому что 10 лет заниматься сервисом, там, в принципе, всё одно и то же. Управлять сервисным персоналом, что в ЖКХ, что в сервисной компании – одно и то же. У нас уже давно все работает, программки все, у нас мастера с планшетами, заявки в режиме онлайн.
Татьяна Минеева
- Хотела спросить. Я видела двоих сантехников, по-моему, с айпадами, с какими-то российскими разработками будут они ходить? Это, наверное, к Виталию вопрос. Российские специалисты готовы?
Сергей Малофейкин
- Мы работаем на Битрексе. Переписываем Битрекс под свои сервисные нужды, который в режиме онлайн показывает любую заявку в любой части страны. Я не совсем в IT-технологиях разбираюсь. У меня есть группа разработчиков, которая переписывает. Я говорю: «Мне нужно, чтобы мастер получил «это», отправил «туда» и чтобы это работало «вот так»». И они там что-то делают. А когда ещё прихожу и говорю: «Слушайте, у меня через три дня контракт, мне надо через три дня». Сначала говорю: «Сколько тебе нужно?». «Три месяца». Я говорю: «Нет, три дня». Через три дня что-то появляется. И оно действительно работает. А дальше нужно в это либо вкладывать, чтобы эта группа из 3-4 людей, получив какое-то финансирование, что частично приходится делать, чтобы они под тебя начинали разрабатывать и разрабатывать фишки. Таких команд много, наверное.
Татьяна Минеева
- Виталий, переходя к российским разработкам. Я знаю, что ты запустил проект российского мессенджера. Можно немножко об этом? Будет ли он востребованным бизнесом, нам Сергей ответит. А, вообще, что это за проект, это российская разработка?
Виталий Езопов
- Да, давайте расскажу. Я рассказывал, что кризис – это время возможностей. Те бизнесы, которыми я занимался больше 10 последних лет, удачно едут по рельсам, существуют. И, в принципе, никакого кардинального креатива уже там невозможно применить. Можно вырасти ещё в два раза, предположим. Но механизмы, заложенные внутри, не то что себя исчерпали, все технологии сейчас эволюционировали. Сейчас идет такой «бум» на IT-технологии. Мне захотелось на этом поприще себя попробовать. И благодаря каким-то стечениям обстоятельств и расположению звёзд мои старшие партнёры в нашем холдинге начали отчасти вкладывать и инвестировать в IT. Я напросился, сказал: «Дайте мне что-нибудь порулить, хочу себя попробовать». Одна из тем называется здесь «Мессенджер». Но корни более глубокие. Изначально были выкуплены активы, которые позволяют делать такую суперсовременную штуку. Это геолокационные, геофенсинговые технологии, всё, что связано с позиционированием, поведением устройств или пользователя мобильных устройств. И «Мессенджер» - это такое народное название, но у него громадное количество применений. Я могу рассказать один кейс, который мне нравится и пришёл сейчас на ум, когда мы обсуждали сферу ЖКХ. Мы сейчас обсуждаем с одним из больших, правда западных, партнёров, который занимается автоматизацией сфер ЖКХ. Некий кубик, который мы встраиваем внутрь большой-большой корпоративной системы, это как раз «Мессенджер». Он в себе содержит платформы, позволяющие реализовывать дополнительное количество всяких полезных сервисов. У любой компании есть необходимость контролировать показания приборов учёта, которые стоят у абонентов. Где-то этот вопрос уже решён более автоматизировано, но отчасти. Но в регионах всё-таки ещё старое наследие, нужно ножками приходить и снимать показания счётчиков. Это может быть электричество, это может быть вода, как минимум. Мы имеем практически готовое решение, позволяющее сделать следующее. Ещё хочу сказать. У меня как раз один из знакомых занимается автоматизацией предприятий ЖКХ. Они в большинстве своём убыточны, но он сказал: «Стоит палец о палец ударить и сделать их прибыльными». Для этого, как минимум, одна из сфер контроля IT, это автоматизировать процессы. И дальше можно под копирку распространять это по России-матушке. Идея в том, чтобы этих обходчиков, которые ходят и что-то записывают, использовать на аутсорсе. Это огромное количество людей, ходит, так или иначе, по домам. Например, почтовые наши службы. Приходит почтальон. Ему, в принципе, за деньги можно вменить в обязанность снимать показания счётчиков. Весь вопрос, в каком формате это сделать, какие интерфейсы взаимодействия описать со сторонней службой и обсудить тарифы. Я думаю, что, если бы у меня в штате были почтальоны, то за дополнительные две минуты его времени брать ещё деньги со сторонних – только За. Я понимаю, конечно, что он молоко разносить не сможет, это слишком сложная и другая работа. Но разносить газеты и снимать показания счётчиков – да. Так вот наше решение позволило, что сделать. Наше решение позволило выдать простые устройства, мобильные телефоны этим обходчикам, которые, обходя квартиры, просто-напросто фотографируют показания счётчиков. А после этого что происходит? Во-первых, система понимает, где находятся эти люди, техники, обходчики. Это раз. Второе – система разбирает показания счётчиков. У нас уже есть: а) адрес; б) номер счётчика, и понятен, кто абонент, абонентский договор. Третье – у нас есть показания счетчиков, автоматически разобранных и переведённых в электронный вид. Видно, сколько человек потребил за последний период времени. И четвертое, самое важное, у нас есть инструмент контроля над этими обходчиками: сколько в день он обходит, где он в данный момент находится, какой у него профиль поведения и так далее, и так далее. Мы идём дальше. Так как технологии, использованные в написании продукта, были интернет - вещами, позволяет, в том числе, получать доступ к информации. То есть, выдать эти же клиентские мессенджеры для тех же пользователей, которые могут видеть в онлайне, как снимаются показания и как выставляются им счета. Хочу сказать, что у меня за последнее время бывали случаи, когда я не оплачивал, например, какие-то счета: я мог их потерять, я про них мог забыть и так далее. Но если у меня прямо под рукой есть инструмент, который говорит мне: «Слушай, ты должен 1000 рублей, нажми эту кнопку, оплати». Это удобно. Вот мы и сделали этот инструмент, прикрутили платежи. И пользователь может контролировать свою задолженность перед коммунальщиками, и имеет возможность прямо тут же в онлайне оплатить. По-моему, это удобно.
Татьяна Минеева
- Это российская разработка, да?
Виталий Езопов
- Это российская разработка. Мы работаем с российскими партнёрами. У нас большое количество кейсов. И самое главное – это первая в мире разработка, которая позволяет представить это не как в качестве сервиса, работающего на наших серверах и «вот давайте все данные будете хранить у нас». Нет. Вы можете это купить как часть вашей корпоративно-информационной системы. Ребята наладят всё на ваших серверах, вы будете пользоваться, будете отвечать за безопасность. Это всё будет ваше.
Татьяна Минеева
- Сергей, ты как главный игрок этого рынка и бизнес-пользователь таких продуктов, я знаю, у тебя процесс автоматизирован, как считаешь, это будет в дальнейшем востребовано именно сейчас, не смотря на то, что кризис? Это же надо покупать, в любом случае, а потом уже экономию считать, оптимизировать. Твое мнение.
Сергей Малофейкин
- Я сейчас слушал. Это уже не космос, это действительно работает. Просто это работает пока ещё только в крупных городах. Потому что, если мы берём другие региональные города, села и так далее, я вам скажу, что, к сожалению, почтальон с телефоном – это ещё далёкое будущее, вот с таким телефоном, который это будет делать. Даже мастер с телефоном и то. Мы сейчас из всего количества персонала в одном городе только смогли нормально обучить. Причём, когда им сказали: «Мы вам купим телефоны, выбирайте, какие, в кредит, на год, беспроцентный. Отдадим, чтобы вы просто не разбили в итоге через месяц». Выяснилось, что из всего персонала только у двух есть какой-то андроидовский телефончик, а все остальные пользуются старыми, дешёвыми Nokia.
Татьяна Минеева
- То есть их надо ещё обучить, да? Общество не готово.
Сергей Малофейкин
- Это всё-таки новое поколение, подрастающее. А у нас за коммуналку платит кто? Бабушки, дедушки, мамы, папы.
Татьяна Минеева
- Нет, остальные же тоже платят.
Сергей Малофейкин
- Я понимаю. Но молодёжь, которая идет с квитанцией оплачивать что-то, у нас таких мало. У нас другое поколение оплачивает коммуналку. Это первое. Второе, соответственно, - другое же поколение обслуживает коммуналку, которое ходит по квартирам и что-то может фотографировать. Это решение, которое есть у тебя, это клёво, оно реально упрощает многие сервисные процессы. Пожалуйста, давай попробуем внедрить в одном из отдалённых городов. Мне даже будет интересно, как мы это с тобой сделаем.
Татьяна Минеева
- Давайте сделаем.
Виталий Езопов
- Я здесь согласен, абсолютно согласен. Но я могу сказать на примере нашего музея. Все последние, интересные технологии я стараюсь отрабатывать на социальных проектах, за которые никто не накажет. Мы сделали аудио-гиды – облачное решение, скачиваешь приложение на свой смартфон, андроид и можешь ходить, фотографировать телефоном или QR-коды считывать, и тебе будет контент на твоём языке выдаваться. Плюс мы сделали там дополнительную реальность, мы сделали виртуальную реальность - много было экспериментов. Я хочу сказать, что даже аудитория Москвы и Санкт-Петербурга сильно отличается. У тех, кто приходит в Санкт-Петербург, у них меньше, чем у половины, есть смартфоны. Для меня это была, честно говоря, прямо разница такая. Именно поэтому в Санкт-Петербурге мы сделали такую услугу как «аренда аудио-гида». Взяли самый дешёвый айпод, закачали туда наш софт. И выдаём их вместо того, чтобы человек ходил сам и слушал экскурсию. Такая проблема действительно есть. Я просто хотел сказать, что тот конструктор, то решение, которое у нас есть, позволяет реализовать большое количество кейсов. Можно сделать собственный национальный мессенджер, как «WhatsApp», например, или «Viber». Но, в том числе, можно сделать, реализовать какие-то узконаправленные задачи именно в плане бизнеса. Это конструктор фактически из готовых частей, которые оперативно можно друг к другу приклеить, и это будет работать.
Татьяна Минеева
- А как ты, как разработчик, как компания, которая может это сделать, узнаешь запросы бизнеса? Каким бы образом, например, Сергей, если бы ты его не знал, должен был тебе сообщить три года назад, что такой запрос есть? Как в бизнес- среде происходят запросы на такие решения?
Виталий Езопов
- Мы же видим тренды все, те, которые за последние пять лет произошли. Пять лет назад не было мессенджеров. А два года лидер этого рынка существовал на дотациях. И у него не было понимания, что это будет хороший продукт, пока не появились смартфоны. Люди начали пользоваться. И тогда только совпали многие факторы, он начал развиваться как некий аналог бесплатных смс с добавочной возможностью пересылать фотографии, видео.
Татьяна Минеева
- Звонки уже бесплатные.
Виталий Езопов
- Звонки потом начались. Это очень здорово. Поэтому в нашем случае мы не занимаемся и не разрабатываем решения напрямую. У нас есть направленность В2В. Мы предлагаем это разработчикам, предлагаем IT-компаниям, которые уже сотрудничают. Потому что, если мы приходим в крупную корпорацию и говорим: «Давайте мы вам наш квадратик продадим», они нам скажут: «Слушайте, нам вот эта уважаемая организация сделала этот большой квадрат. При всём желании, вы давайте с них начните». Это нормально, это правильно. Потому что тем, кто собирал машины, проще какие-то апгрейды сделать, чем этим будет заниматься сторонняя компания. Мы разработали технологию и сделали её доступной для рынка, чтобы те, кто в узконаправленных секторах работает, могли её внедрять. Это один из таких из бизнес - кубиков. Мне он лично очень нравится. Потому что все современные тренды говорят, что всё идёт к таким персональным коммуникациям. Мне очень понравилось замечание одного человека. Он сказал: «Слушай, почему я отправляю е-мейл, мне днями никто не отвечает? А в мессенджере в течение дня я получаю все необходимые ответы». Это, наверное, какой-то психологический фактор. У тебя нет возможности что-то долго и нудно писать, это неудобно на телефоне, поэтому ты напишешь суть, что ты хочешь. И ты всегда можешь мониторить: прочитано твоё сообщение, не прочитано, пришёл ответ, не пришёл ответ. А с уникальностью у нас – у нас есть ещё и геолокация, то есть мы расширяем пространство, время. Можно сделать совершенно потрясающие вещи в них.
Сергей Малофейкин
- Всё, давай, делаем с тобой в городе.
Татьяна Минеева
- Отлично! Пожали руки. Кстати, про мессенджеры, если не корпоративно обсуждать. Мы все «WhatsApp» пользуемся. Вот эта новость. Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев потребовал от губернаторов наказать тех чиновников, которые используют «Google», «WhatsApp». Чтобы российским разработкам на примере каких-то мессенджеров войти в телефоны наших людей, неужели только такие методы?
Сергей Малофейкин
- Наши российские чиновники обладают такими уникальными данными, что правильно, пускай не пользуются ни телефонами, ни смартфонами, ни мессенджерами.
Виталий Езопов
- Надо было голубей всем выдать, причём российских.
Татьяна Минеева
- Ну, вот действительно, для русского человека, что нужно, чтобы он отказался от иностранных сыров и начал покупать у бабушки на базаре?
Сергей Малофейкин
- Что я хочу сказать. Основное, это нужно, чтобы это было, как минимум, не хуже. Потому что, если ты всегда ездил на Mercedes..
Татьяна Минеева
- То «Ладу Калину» не очень хочется.
Сергей Малофейкин
- Не хотел говорить. А теперь пересаживайся. Я думаю, довольных будет мало. И это вызовет негатив. Любое ограничение человека, даже если это ради блага сделано или это для него даже лучше, всё равно будет восприниматься в штыки. Люди привыкли чувствовать себя свободно. Не надо ограничивать. Надо сказать: «Ок, вот тебе телефон, который ты используешь для служебных нужд, и он безопасный». И там специальные компании сделали специальные мессенджеры, безопасные, и данные не хранятся где-то за рубежом.
Виталий Езопов
- Очень жаль, что ё-мобиль не получился, сейчас бы он был трендом. И реально бы пересели на ё-мобили.
Сергей Малофейкин
- Вот, и то же самое. Хочешь пользоваться публичным мессенджером – пользуйся. Но есть правило: не со своего рабочего телефона. Я – за свободу и за возможность выбора. А не за запрещение, что всем срочно перекрыть. Я даже технически не представляю, как это возможно сделать.
Татьяна Минеева
- Да, менять сознание людей.
Виталий Езопов
- Но мы готовы предоставить этот ё-мобиль в плане мессенджеров или ётофон.
Татьяна Минеева
- Мы ждём от бизнеса, от вас прорывных идей, новых.
Виталий Езопов
- Я думаю, в этом году вы их увидите.
Татьяна Минеева
- Раз кризис – это период возможностей.
Виталий Езопов
- Я хочу сказать, что спрос очень большой. Так совпало, когда пару лет назад мы всю эту историю начинали, сейчас, как оказалось, прямо к месту пришлось.
Татьяна Минеева
- Отлично. На этой оптимистичной ноте мы подведём небольшой итог. Мы сегодня говорили о возможностях для бизнеса в это непростое время, о российских разработках. И это была передача «Национальный продукт». Вела её Татьяна Минеева. В гостях у нас были Сергей Малофейкин и Езопов Виталий. До новых встреч!
Виталий Езопов
- Счастливо, всего хорошего!