Тимофей Мартынов
- Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Сегодня наша передача «Антикризис с Тимофеем Мартыновым» выходит в немножко скомканном, необычном режиме. Сегодня я без Андрея, я нахожусь в Санкт-Петербурге, поэтому прошу заранее простить меня за, возможно, не очень хорошее качество звука. Но, тем не менее, мы поговорим о том, что происходит сейчас на рынках, обсудим основные темы.
Понедельник стал исключительным днем на финансовых рынках не только для россиян, в связи с падением рубля, но катастрофа произошла и на глобальных рынках. Все началось с Китая. Китайский фондовый рынок упал за день на 8% и достиг минимального уровня в этом году, притом, что в начале года рост китайского фондового рынка доходил до 60%. То есть, действительно, события сейчас происходят примечательные. Американский фондовый рынок тоже показал себя во всей красе. На самом деле события в понедельник происходили совершенно исключительные. Американский фьючерс на фондовый рынок США падал еще до того, как открылся рынок, на 7%. Впервые за всю историю дважды приостанавливались торги фьючерсом на фондовый индекс США S&P500. То же самое было с фьючерсами NASDAQ и на индекс Dow - дважды они падали на так называемую планку. Те, кто торгует фьючерсами на российском рынке этим не удивить, а вот в Америке такое событие, в общем, было впервые. И ситуация, конечно, выглядела катастрофично, потому что американский рынок акций падает уже несколько дней, и за те годы, что длится бычий фондовый рынок в США, американские инвесторы уже просто отвыкли от таких резких и фантастических падений. О причинах, наверное, чуть позже поговорим, давайте я сразу отвечу на вопрос: «Что происходит с рублем?» - вопрос, который задают сейчас чаще всего простые люди (такие, как наши радиослушатели) финансовым экспертам. Действительно, даже в «Facebook» друзья шутят, что давно у меня не было столько друзей, давно я не был так популярен, как сейчас, потому что все звонят, все пишут, все интересуются, что дальше будет с российским рублем, с российской экономикой. На самом деле для тех, кто давно слушает нашу радиопередачу, никаких сюрпризов в принципе быть не должно, потому что мы говорили, что рубль является функцией нефти; нефть падает и падает по объективным причинам. Мы также говорили с вами… Сколько эта программа длится (с апреля месяца, а тогда, кстати, нефть стоила 65 долларов за баррель), я не устаю повторять, что фундаментально на рынке нефти есть все предпосылки для того, чтобы нефть оставалась под давлением. Насколько сильным будет это давление? Ответить на этот вопрос невозможно. Мы не знаем, до каких пор упадет нефть на мировом рынке.
Единственная точка опоры, которая у нас вообще существует фундаментальная – это себестоимость производства. Сейчас уже нефть торгуется ниже себестоимости производства. Наверное, больше 50% всей нефти ниже себестоимости. Техасская нефть WTI в понедельник упала до 38 долларов, бренд упал до 42,5 долларов. Соответственно, все это сказывается на рубле. Как нельзя предсказать масштаб потенциального падения нефти в моменте (то есть, мы можем рассуждать, конечно, что нефть не должна упасть надолго до 30 долларов, это мы можем говорить с более-менее серьезной уверенностью), мы не можем прогнозировать точно, куда упадет нефть, то же самое мы не можем прогнозировать с рублем. Да, сейчас рубль дешевеет вместе с падающей нефтью.
В понедельник мы увидели новую некую закономерность. Я, честно говоря, смотрел краем глаза на курс доллара, и, похоже, действительно, вмешался Центральный Банк, потому что масштаб падения рубля не соответствовал в понедельник масштабу падения цен на нефть. Возможно, Центральный Банк действительно выступил в роли продавца валюты, потому что, может быть, Центральный Банк считает, что сейчас рубль недооценен. Но, опять-таки, это суждение может быть справедливым или несправедливым исходя из того, что вы ждете от нефти в ближайшие дни и недели. Но нефть падает довольно упорно, падение ее началось еще в начале июля (такая вторая фаза серьезного падения) - тогда еще нефть, в конце июня, стоила в районе 65 долларов за баррель, и вот сейчас она уже потеряла порядка трети своей стоимости. То естьполучается, где-то полтора месяца и вот минус 30% с лишним. Доллара падение конечно уже не такое ощутимое, как было до этого (со 100 долларов до 50 долларов), но в процентах оно все равно остается довольно масштабным.
Итак, мы видим, что паника действительно сейчас нарастает и этот факт является возможным неким самым оптимистичным фактором, потому что обычно, мы знаем, что самая масштабная паника происходит перед разворотом рынка. Некоторые признаки паники действительно были, очереди выстроились в обменные пункты для обмена валюты. И я могу судить о том, что, действительно, народ напуган и активность зашкаливает, хотя бы по статистике SmartLab. В этот день, в понедельник, у нас было написано больше 320-ти записей трейдерами-инвесторами, беспрецедентно большое количество комментариев - почти 7000 комментариев за день написано. Причем, такая нагрузка была в 16.30, когда открывался Американский рынок, что вот у нас сервер падал несколько раз. Причем, можно сказать, что не только у нас падал сервер. Падал сервер и у крупных брокеров, которые столкнулись с резко возросшей активностью клиентов. Действительно, у нас на SmartLab многие писали о проблемах у своих брокеров - где-то данные транслировались с задержкой, где-то терминал зависал. Но такое действительно бывает, когда активность клиентов непропорционально возрастает и сервер просто не справляется с нагрузкой. Тоже еще один показатель – это количество уникальных посетителей, их было за день на SmartLab порядка 45 000 человек, и это тоже почти на 50% больше нормального уровня, который мы наблюдали в июне-июле этого года. Обычно такие пики происходят в моменты паники, крайней паники. Такое у нас было в марте 2014 года, например, когда Крым перешел под контроль России. И, как мы видим, обычно такие периоды становятся действительно экстремальными точками рынка, то есть это важные минимумы или важные максимумы. Вот тоже в «Facebook» я вижу, люди задают вопросы другим: «что делать с рублями?». Кто-то советует: «покупайте доллары», но я воспользуюсь тем же средством, что и в декабре прошлого года (когда рубль очень сильно падал, доллар рос): я не рекомендую суетиться. По какой причине? Покупка долларов по 70 и выше – это не очевидное решение и оно может быть связано с будущими потерями, потому что это неопределенное решение. Я бы не советовал дергаться: если у вас нет валюты, то покупать ее, можно сказать, уже поздно.
Да, у нас была ситуация в апреле, когда доллар стал объективно дешев по отношению к рублю. Даже начиная с того момента, когда доллар упал до 55 и начал ползти ниже, тогда у меня была, в общем-то, большая уверенность в том, что долларами надо запасаться. То есть, видите, получается так, что всему свое время: долларами надо было запасаться тогда, когда он стоил дешево, когда он корректировался в апреле. Была даже передача у нас на радио «МедиаМетрикс» (все время вспоминаю), где я с уверенностью говорил: «По 50 надо точно брать, через год будет дороже». Но тогда, видимо, это не так сильно беспокоило россиян. Все беспокоиться начинают тогда, когда доллар вырастет еще на 50% и тогда уже начинают спрашивать, задавать вопрос: «А что делать с рублями?». Но по иронии судьбы обычно так бывает, что, когда доллар стоит 50, обычно люди успевают уже все рубли свои потратить, перевести в доллары, причем по курсу 65, например. И сейчас тоже может сложиться такая ситуация. Понимаете, вы покупаете доллары по 70-71-72-73 в обменниках, рублей у вас больше нет, потом доллар начинает падать, рубли не появляются (вы просто тратите их на продукты питания, на повседневные нужды), а потом, если курс снова становится вдруг привлекательным, вам просто не на что покупать доллары. Вот такая ситуация сложилась с декабря по март-апрель. Поэтому, худшая модель поведения – это паниковать вместе со всеми, дергаться, потому что наличные рубли – это тоже некая позиция. И исторический опыт говорит о том, что лучше действовать осознанно, когда все более-менее успокаивается, а не в тот момент, когда происходят пики какой-то паники.
Итак, с Россией мы закончили. Давайте поговорим о том, что происходило в понедельник. День 24 августа войдет однозначно в историю. Вы знаете, самое удивительное, был такой прикол, на SmartLab его выкладывали на прошлой неделе - это так называемые знаки масонов. Есть знаки определенные в фильмах. Я, честно говоря, этому не придаю особого значения, но совпадения, действительно, налицо. Например, в фильме «Матрица» у главного персонажа Нео на паспорте была дата экспирации паспорта 11 сентября 2001 года, когда произошла известная трагедия в Нью-Йорке. И вот прикрепили еще один паспорт из более свежего фильма «Люси» - у нее паспорт экспирировался как раз 24 августа 2015 года. Поразительно! Это на SmartLab выложили еще на прошлой неделе, и 24 августа произошли поистине экстраординарные события на финансовых рынках.
Началось все с того, что фондовый рынок Китая обрушился на 8% - такого не было, по меньшей мере, лет 7 уже, с момента последнего мощного финансового кризиса. Действительно, у нас Китай лихорадит, начиная с мая этого года, но на 8% китайский рынок еще не падал. Хотя были, в общем, похожие движения, но индекс на такую величину еще не закрывался.
Ну и американский рынок показал фантастическую динамику, то есть обвалился на 7% процентов еще до открытия торгов - это тоже беспрецедентный масштаб падения. Многие трейдеры, которые торгуют последние лет 5, говорят – такого еще не видели. Для кого-то это конечно беда, для кого-то - хороший хлеб (те, кто играл на понижении рынка, заработали неплохие деньги). Действительно, падение превысило все разумные ожидания. Надо отметить, что конечно американский рынок в этот день закрылся в минус, но даже была попытка откупить акции, и после открытия американского рынка, рынок пошел наверх с изначально низкой точки и практически все это падение даже выкупил, но под конец потом все равно упали.
Давайте поговорим о причинах, почему такое происходит в США. Наблюдатели говорят, что, в основном, из-за Китая, но я лично в это не верю. Мне кажется, что Китай здесь играет второстепенную роль. Китай может влиять на сырьевой рынок, на нефть, на золото, но никак не на американский рынок.
Что с американским рынком? У меня такая рабочая гипотеза есть: все-таки американский рынок стоял весь год (7 месяцев) без какого-либо движения. Этот фондовый рынок, бычий рынок (то есть повышающийся рынок) беспрецедентно долгое количество времени, количество дней без единой коррекции. То есть, коррекция явно назревала. Это чисто технический момент. Но еще момент, вот совпало с чем. Я хорошо помню, как американский рынок вел себя, начиная с 2009 года по 2012 год: там каждый раз разыгрывалась карта перед заседанием ФРС, перед каким-то ключевым заседанием ФРС, когда инвесторы словно шантажировали федеральную резервную систему (то есть Центральный Банк), продавая акции для того, чтобы Центральный Банк обеспечивал более мягкую политику. То есть перед каждым ключевым заседанием фондовый рынок обваливался. ФРС, который утверждает, что они смотрят на экономику, они, когда фондовый рынок рушится, начинают беспокоиться. И шансы повышения ставки (в этот раз в сентябре), они уже практически растаяли. Все ждали, что ставку повысят в сентябре, но после того, как фондовый рынок США обвалился на 15%, никто повышать ставку не будет. Поэтому, может быть, есть в этом падении, в этой коррекции некий элемент шантажа. В целом, конечно, август этот несколько похож на события 2011 года (тогда тоже активность зашкаливала). Российский фондовый рынок, правда, был тогда значительно выше и тогда, конечно, у нас фондовый рынок ходил значительно веселее, чем сейчас. Но, именно если смотреть на американский рынок, то события этого августа этого года напоминают события августа 2011 года, когда, я напомню, рейтинговое агентство SNP понизило кредитный рейтинг США, и, соответственно, там началась такая масштабная коррекция. Скорее всего, понижение рейтинга тогда было просто триггером, но, тем не менее, то, что именно в августе началась эта коррекция, тоже совпадает с тем, что мы наблюдаем сейчас. А в целом, если смотреть на американский рынок, то здесь каких-то фундаментальных факторов не видно для коррекции. Инвесторы – это все-таки люди, это живые существа, они подвержены эмоциям и, когда инвесторы видят, что их портфели начинают быстро терять в цене, они начинают ликвидировать эти портфели. Почему? Потому что инвесторы привыкли к низкой волатильности. Что означает низкая волатильность? Она означает, что если у вас большой объем денег, вы можете составить портфель из акций и просто ждать, пока вам будут платить дивиденды. И компании американские активно выкупают сейчас акции, и инвесторы зарабатывают на этом. Если волатильность рынка низкая (она была беспрецедентно низкая на протяжении последнего года), это означает, что у вас портфель не колеблется в сторону понижения практически, то есть у вас гладкая, ровная кривая дохода, идущая вверх. Как только возникает такой период, как сейчас (за последнюю неделю), волатильность растет. Всё. Те стратегии, которые работали на протяжении последнего года-двух, они уже не работают, волатильность создает риски, дивиденды уже не перекрывают эти риски, и, соответственно, инвесторы начинают массово ликвидировать эти позиции, они уже просто закрывают эту игру.
Еще одно, кстати, интересное последствие обвала фондового рынка США - это, как я уже сказал, то, что ФРС не будет повышать ставку, а из этого следует то, что доллар перестает быть идеей. И, действительно, мы видели очень сильное укрепление евро за последнюю неделю как раз на идее о том, что ФРС отложит повышение ставки (может быть, даже до следующего года). А, в общем-то, это была такая спекулятивная идея мощная, что если ФРС повышает ставку в этом году, значит доллар становится намного более привлекательной валютой, чем евро. И сейчас эта игра пошла в обратную сторону, ее развернули, соответственно, евро очень сильно переоценили по отношению к доллару (почти на 2% евро укрепилось по отношению к доллару по итогам понедельника), как следствие не повышения ставки США растет золото. Сырье - самая слабая история сейчас. Действительно сырьевые рынки под основным давлением, потому что в Китае начинаются проблемы, проблемы серьезные, и желающих активно покупать сырье сейчас, мы просто не видим.
Собственно, вот и все, что я хотел рассказать, наверное. Про реальную экономику я в этот раз ничего не расскажу просто по той причине, что, находясь в отпуске, у меня не было возможности (и, наверное, желания) читать какие-либо новости. Единственное, что настораживает (краем глаза я читаю заголовки) - то, что усиливается геополитическая напряженность не только между Украиной и Россией, но и в мире (Северная и Южная Корея и так далее). Это все, конечно, вызывает озабоченность.
Если на самом деле посмотреть объективно вокруг, что происходит, просто забыть про валютный курс, сколько стоит доллар и посмотреть вокруг - жизнь прекрасна. Лето в Питере сейчас очень хорошее, последнюю неделю, по крайней мере, прекрасная погода, поэтому все в хорошем настроении, в общем, и кризиса по людям совершенно незаметно. То есть я кризиса никакого на улицах, во взглядах не наблюдаю и, думаю, что это хорошо. Поэтому, прежде всего, такая рекомендация - меньше обращать внимание на плохую информацию, на негатив и больше, так сказать, смотреть на реальную жизнь вокруг и с оптимизмом смотреть в будущее.
Это был «Антикризис с Тимофеем Мартыновым». Всем удачи. До свидания.