Дмитрий Чариков
- Добрый день, уважаемые радиослушатели! С вами на радио «МедиаМетрикс» программа «Жилищно-коммунальное хозяйство» и я, Дмитрий Чариков. Представляю гостей нашей программы. Сегодня вместе со мной в студии Владислав Жуков - член Совета при председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования. Добрый день, Владислав!
Владислав Жуков
- Добрый день!
Дмитрий Чариков
- И Елена Гришина - член Центрального совета Российской экологической партии «Зелёные», член Общественной палаты Московской области. Здравствуйте, Елена!
Елена Гришина
- Здравствуйте!
Дмитрий Чариков
- И первый вопрос, я задаю его традиционно, он касается такой проблемы, как информирование в сфере ЖКХ и во всех смежных сферах. Дело в том, что люди, словно «слепые котята» - мыкаются, тыкаются и не знают, где получить ответы. И я хочу задать этот вопрос вам, Владислав. Такая проблема на сегодня существует на самом деле или это какие-то мои фантазии?
Владислав Жуков
- Несомненно, имеет место данная проблема. Прежде всего, в контексте освещения всех комплексов вопросов и того, в чьей юрисдикции они находятся. Зачастую жители больших городов (и малых городов тоже) больше соотносят эту информацию на каких-то интуитивных началах и сами домысливают, в зоне чьей компетенции находится их благоприятное проживание. То есть, с одной стороны, видя явные нарушения, связанные с местами проживания (накопление мусора или невыполнение обязательств управляющими компаниями), они относят их, допустим, только к сфере ЖКХ. Хотя есть большой пласт вопросов, которые относятся не к компетенции органов, контролирующих жилищно-коммунальное хозяйство, а к органам, которые должны заботиться об экологии, о благоприятной среде обитания. Это, конечно, недостаток.
Дмитрий Чариков
- Кстати, по поводу экологии, Елена, наверное, вопрос к вам. У нас в программе впервые, неожиданно даже, такое количество вопросов появляется он-лайн. Уважаемые радиослушатели, вы можете задавать свои вопросы в режиме онлайн, пишите свои вопросы, мы будем задавать их нашим гостям. И вот один из вопросов: «Почему мусорные контейнеры расположены далеко от дома? Нельзя ли расположить их в удобном для жильцов месте?». Вот ещё такой вопрос: «Жители сливают в бак жидкие отходы, всё растекается. Как итог, - вонь на весь подъезд. Как можно утилизировать жидкие отходы?». И третий вопрос из той же серии: «Скажите, а тема сортировки мусора в нашей стране – это реальность или миф?». Кто отвечает, вообще, за такие вещи: баки, мусор, утилизация и т. д.? Ведь люди идут жаловаться. Куда им идти жаловаться?
Елена Гришина
- Очень много жалоб поступает, и поступает и в Общественную палату Московской области, если мы берём регион Московской области, и по всей стране, потому что тема, действительно, злободневная – «Куда девать мусор?». С той политикой, которая сейчас проводится, и с новым законодательством, которое будет в дальнейшем развиваться, эта тема требует информированности населения - кто и за что отвечает. Сейчас Владислав Владимирович сказал в контексте. Нужно людей проинформировать о том, к кому действительно обращаться по разным темам. То есть сейчас вы назвали три совершенно разных направления и, на самом деле, если мы берём тему мусоросортировки и ресурсосбережения, то на сегодняшний день, конечно, это тема, которая должна активно пропагандироваться в массы. Что у нас сейчас в нашем мусоре? Это 50% отходов, которые могли бы пойти на вторичную переработку: бутылки, пластик, макулатура. Сейчас планируется очень большая акция, организованная Ассоциацией межрегионального развития «Центральной Федеральный Округ» по всей территории центрального федерального округа, в 106-ти муниципальных образованиях будет проводиться экомарафон-переработка «Сдай макулатуру – спаси дерево». Пилот был в Московской области весной, когда было собрано 408 тонн макулатуры. Это означает, что 4 008 деревьев было спасено. Это означает, что 408 тонн не попало на свалки, а пошло на переработку. И, конечно, история ресурсосбережения параллельно идет развитию отрасли обращения с отходами производства и потребления.
Дмитрий Чариков
- Елена, у жителей справедливый вопрос: мусорные контейнеры завалены мусором, какими-то коробками, всё это воняет, воздух явно не озонируют - куда идти?
Елена Гришина
- Этот вопрос всё-таки к управляющим компаниям, которые должны чётко отслеживать накопления мусора и вывоз мусора.
Дмитрий Чариков
- Всё-таки управляющие компании, да? Владислав, тогда к вам вопрос.
Владислав Жуков
- Вы знаете, наверное, полезно будет нашим радиослушателям узнать, куда им идти жаловаться. Если граждане видят переполнение контейнерных площадок на придомовых территориях, то это, конечно, находится в зоне компетенции управляющих компаний. Но, наверное, понятно, что жаловаться в управляющую компанию напрямую за невыполнение, бездействие не имеет смысла. Над ней стоят определённые органы, которые контролируют её деятельность. Прежде всего, это АТИ (Административная Техническая Инспекция) города Москвы, есть такое подразделение. Более высокое подразделение – это Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, которые должны отслеживать. У них, кстати, есть горячая линия (и граждане легко её найдут), по которой они могут обратиться с той или иной проблемой. Более того, если мы касаемся города Москвы, то граждане имеют право напрямую обратиться на горячую линию или в свою префектуру по месту жительства, или же пойти дальше - в мэрию Москвы. Горячая линия там есть, срок рассмотрения заявки три часа, особенно по вопросам навалов мусора. Навалы мусора должны быть ликвидированы в течение одного дня, если они замечены, и граждане имеют право пожаловаться на свою управляющую компанию, на её бездействие. Здесь я хотел бы сделать ещё один акцент, именно на гражданскую позицию самого населения. Зачастую бывают такие случаи, когда кто-то делает ремонт, перепланировку или ещё что-нибудь, и вывозит огромное количество строительного мусора на свою контейнерную площадку, находящуюся около дома, забивая её тем самым. На самом деле, это уже нарушение со стороны гражданина, потому что гражданин, который идёт специально на то, чтобы делать ремонт и вывозит КГМ, так называемый крупногабаритный мусор, должен и обязан заказать отдельный контейнер, чтобы не пользоваться общим контейнером и не переполнять его.
Дмитрий Чариков
- Я правильно понимаю, что в данном случае уже управляющая компания может пожаловаться на собственника? И, соответственно, она не всегда виновата?
Владислав Жуков
- То есть мы должны понимать, что это взаимные обязательства и взаимодействие.
Елена Гришина
- Я хотела бы дополнить. Если говорить о Москве, то, конечно, здесь очень чётко урегулированы все вопросы. Но мы же живём не только в Москве, а на территории Российской Федерации. И во многих городах плачевная ситуация, когда ты жалуешься абсолютно всем (у нас были обращения в «Партию граждан»), и никто не реагирует. Поэтому я всех призываю к тому, чтобы обращались именно в общественные палаты Российской Федерации, региональные общественные палаты подключали, ОНР подключали. То есть, чтобы подключали те органы, структуры, которые занимаются общественным контролем, и тогда, при таком уже взаимодействии с жителями, более эффективными и результативными становятся те действия, которые жители делают. Потому что иногда действительно «упираются в стены».
Дмитрий Чариков
- Но дело в том, что жители не всегда понимают, куда идти. Например, у меня знакомый недавно купил квартиру в так называемом многоквартирном малоэтажном жилом комплексе. И недалеко от этого комплекса растёт такая куча, свалка, то ли она легитимная, то ли она образуется… В общем, она растет. Он задает вопрос: «Что это у нас за управляющие компании, которые не могут решить этот вопрос?». Владислав, к вам хотелось бы обратиться. Кто?
Владислав Жуков
- Вы знаете, тут достаточно всё просто. Во-первых, скажу сразу, что было бы правильным всем управляющим компаниям вменить в обязанность знакомить население с основным документом, который регламентирует их деятельность - это, прежде всего, нормы и правила эксплуатации жилищного фонда, где полностью всё расписано, что и в чьей компетенции находится. Но, что касается навалов мусора по конкретному вопросу – это, однозначно, несанкционированная свалка, потому что любая санкционированная свалка должна обладать санитарно-защитной зоной не менее 500 метров от её границы до ближайшего жилого или нежилого здания, и должна входить в реестр, естественно. Здесь надо понимать, куда жаловаться. Жаловаться в этом случае на управляющую компанию или в управляющую компанию бессмысленно, так как это находится уже в прерогативе совершенно другого контрольно-надзорного органа, а именно Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), который должен дать свою оценку данному несанкционированному образованию мусора, принять меры по его ликвидации, найти виновных и наказать их за подобное правонарушение. Это, безусловно, правонарушение.
Елена Гришина
- Но согласитесь ли вы, Владислав Владимирович, с тем, что глава района, региона несёт персональную ответственность за то, что происходит у него на территории?
Владислав Жуков
- Елена Владимировна, я с вами здесь абсолютно соглашусь. Более того, скажу, что любой глава муниципального образования, глава района априори несёт ответственность за все происшествия и события, которые происходят на его территории, тем более за те, которые имеют последствия для благоприятной среды обитания его граждан - это и навалы мусора, и незаконная вырубка деревьев, и незаконная застройка и бездна других вопросов. Естественно, глава несёт ответственность. И гражданин, если он не знает, теряется в догадках, куда ему обратиться, не должен мучиться - прежде всего он должен пойти к тому человеку, которому поручено осуществлять комплекс мер по управлению всем комплексом среды его обитания.
Дмитрий Чариков
- Хорошо. Елена, к вам сейчас вопрос, как к члену Общественной палаты, как к члену Центрального совета экологической партии «Зелёные». Поступил вопрос от Ирины: «Недалеко от выезда из Москвы по Калужскому шоссе есть огромная свалка. Её уберут, или она продолжит гнить? И какая государственная программа по борьбе с такими свалками существует?».
Елена Гришина
- Спасибо за вопрос. Повторюсь, очень сложная у нас ситуация со свалками, потому что не только на Калужском шоссе, но есть целый ряд районов… Понимаете, в чём дело? Позиция губернатора очень понятна: «Свалок не должно быть». Позиция губернатора на пресс-конференции была такова, что рядом с населёнными пунктами необходимо ликвидировать эти свалки. Для ликвидации свалки, соответственно, нужны финансы, нужна программа. Региональная программа, связанная с твердыми бытовыми отходами, со свалками, она разрабатывается. Официальные данные Министерства экологии и природопользования Московской области, что осенью всю эту программу мы должны увидеть. С министром Александром Борисовичем Коганом мы разговаривали на эту тему - сейчас делается дорожная карта, сейчас делается некоторое планирование дальнейшей ситуации. Поэтому сказать, будет она ликвидирована, когда она будет ликвидирована, рекультивирована, что в дальнейшем с ней будет - я на эти вопросы не возьмусь ответить.
Дмитрий Чариков
- Но обещают, что осенью ситуация будет прояснена.
Елена Гришина
- Да, по крайней мере, мы узнаем в дальнейшем, что же будет происходить по этой отрасли и этой ситуации в Московской области. Свалок очень много. При этом хочу обратить внимание на то, что сейчас появляется очень много свалок в лесах. Это страшно.
Дмитрий Чариков
- Не санкционированных, скажем так.
Елена Гришина
- Мне присылают видеокадры, на которых чётко видны номера машин. И я всех жителей прошу включаться в этот эко-мониторинг, чтобы обязательно был виден номер машины, чтобы мы могли найти ту автобазу, раскрутить цепочку, потому что все эти данные мы уже передаём в органы исполнительной власти и, соответственно, они уже имеют право штрафовать, наказывать. Я считаю, что это, вообще, должно быть прилюдно. Должна быть некая информационная площадка, где мы еще об этом говорим, и где мы показываем: вот такая-то автобаза свалила мусор в том-то лесу. Когда они мне пишут: «мы уволили этого водителя», - мне этого недостаточно, потому что придёт следующий водитель, и он не будет довозить до полигона, даже не до полигона, а до свалки - он в следующий лес заедет и также свалит.
Дмитрий Чариков
- Кстати, я знаю реальный случай, когда был зафиксирован такой инцидент. Водитель открыл багажник машины, выкинул несколько мешков мусора в лесу и уехал (не в лесу, а недалеко от жилого комплекса малоэтажного), и кто-то это зафиксировал. Дальше эта тема получила развитие - он был найден, был оштрафован, более того, в соцсетях была размещена фотография этого человека. Я считаю, что это достаточно действенный метод.
Елена Гришина
- Да, это действенно. Но вы говорите о малолитражной машине, а я говорю о КАМАЗах, которые заезжают в лес и всё это вываливают.
Дмитрий Чариков
- Ну, КАМАЗы – это вообще ужасно. Следующий вопрос. Владислав, я хочу задать его вам. Планируют, что так называемые ГУПы и МУПы не смогут работать с мусором в регионах. Суть здесь в чем? Оператор, то есть унитарные предприятия, не смогут претендовать на статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Скажите, пожалуйста, а управляющие компании могут выполнять такую функцию или это какие-то специальные организации?
Владислав Жуков
- Вы знаете, достаточно просто ответить на этот вопрос в силу того, что у нас в прошлом году принят 458-й Федеральный Закон об экономических методах, стимулирующих формирование отходо-перерабатывающей отрасли. Этот закон дополнил 89-й Федеральный Закон об отходах производства и потребления, в котором конкретизировано, кто может быть региональным оператором. Региональными операторами могут быть юридические лица, право собственности в виде ООО, Акционерного общества; не могут быть индивидуальные предприниматели и не могут быть, действительно, муниципальные унитарные предприятия. Так об этом говорит закон. Что касается управляющих компаний, то мы видим, что они вполне могут претендовать на эту деятельность, но я не думаю, что для них это будет достаточно профильно, потому что всё-таки региональный оператор должен представлять собой достаточно серьёзную структуру, которая будет заниматься созданием профессиональной среды, позволяющей создавать отрасль отходо-перерабатывающей деятельности.
Дмитрий Чариков
- Елена, вы можете что-то добавить?
Елена Гришина
- Да, я хотела бы дополнить, что уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном правительством Российской Федерации, должны на конкурсной основе выбрать регионального оператора, который будет осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, сохранение твёрдых коммунальных отходов на территории субъектов Российской Федерации в соответствии с программой и схемой сокращения отходов. И ещё дополню. Регионального оператора в последующем будут штрафовать за то, за что раньше штрафовали глав администраций. Он будет нести полную персональную ответственность. И претензии к нему можно будет предъявить только за неисполнение его прямых обязанностей, заложенных в документах, в программе, в схеме, в договорах, а не просто за захламлённый овраг в каком-нибудь селе, который только ожидает своих инвесторов.
Дмитрий Чариков
- Дело в том, что между Минстроем и Минприрода до сих пор идёт спор о том, как отбирать этих операторов. А с учётом того, что сегодня многие жилые комплексы (именно комплексы, маленькие городки в городе), собственники жилья были бы не против, чтобы эти функции выполняли, в том числе, и водоуправляющие компании.
Владислав Жуков
- Я могу прокомментировать этот вопрос. Дело в том, что перед Институтом регионального оператора, когда его вводили в действующее законодательство, стояла задача создать финансовые условия для формирования глубокой индустриальной переработки мусора. Мы вводим с этого года так называемый принцип ответственности производителя, общемировой принцип. Понимаете, коллеги, мы всегда сетуем, что мы не можем построить нормальную отрасль по переработке отходов, потому что не хватает денег. Не хватает денег из того тарифа, который взимается с населения, на что-нибудь большее, чем просто его где-то размещать, складировать, то есть накапливать. Поднимать тарифы мы не можем, потому что социальная политика, и никто из граждан не будет рад, если будут увеличиваться тарифы, поэтому надо искать какие-то источники. Закон, который мы приняли, позволил эти источники изыскать из ответственности производителя – производитель или «загрязнитель» платит. То есть все производители товарной продукции должны будут платить определенный так называемый экологический взнос, который, в свою очередь, должен будет аккумулирован именно у регионального оператора и перераспределён на создание отходоперерабатывающей отрасли. Поэтому региональный оператор здесь рассматривается, прежде всего, как некая финансовая модель. Соответственно, он должен нести определенные гарантии за эти деньги, которые получит из бюджета и от сбора за тариф. Вопрос сложный, вы правильно сказали. Сейчас ни Министерство природных ресурсов, ни Министерство строительства и ЖКХ ещё не пришли к однозначной позиции, хотя я уже видел документ, который расписывает полномочия и критерии отбора региональных операторов - он достаточно серьёзный и жесткий. На сегодняшний день работа ведётся. Мы знаем, что закон принят, должно быть ещё принято 40 подзаконных актов, и они разрабатываются обоими министерствами. Когда они будут разработаны, в идеале мы должны получить действительно работоспособную и функциональную структуру, которая позволит нам бороться с мусорной проблемой, которая в нашей стране грандиозная.
Дмитрий Чариков
- Хорошо. Но вот, может быть, какая-то доля ответа содержится и в вопросе одного из слушателей. Звучит он следующим образом: «Правда ли, что мусорный бизнес – это миллиарды?». Елена, как вы ответите на этот вопрос? И от того же автора вопрос: «Мусорный передел – правда это или миф? Поговаривают, что в регионах творится кошмар по этому поводу».
Елена Гришина
- Давайте начнём с того, что раньше у нас не были настолько урегулированы на законодательном уровне все эти вопросы, связанные с твёрдыми бытовыми отходами. Сейчас более жёсткая форма. Сейчас по лицензированию очень много идет обсуждений.
Владислав Жуков
- Да, сейчас вернулось лицензирование в сферу транспортирования.
Елена Гришина
- Да. Вернулось лицензирование, что важно сейчас, опасных отходов. Соответственно, то, что сейчас создаётся как отрасль, а не просто полигоны, свалки. Я хочу сказать, что в регионах очень невыгодно было в своё время ставить какие-то сортировочные линии, было намного проще сделать полигоны, именно полигонные захоронения. На полигонном захоронении 95% мусора скапливается, то есть захороняется, и только 5% идёт на переработку, а все мы стремимся к ресурсосбережению, потому что невозможно только потреблять. Мы должны всё-таки сделать такой «товарооборот» в природе. У нас сейчас очень большая зависимость от различных товаров, от упаковки - она изменилась, химический состав изменился. Если раньше на полигоны попадали фракции, которые разлагались и не имели такой сильнейший химический состав, отравляющий окружающую среду, то на сегодняшний день на полигоны попадают и захораниваются достаточно серьёзные отходы. Очень часто бывает, что и опасные отходы, и обычные, коммунальные отходы – это всё смешано. Конечно, очень много свалок. Хочу отметить для наших слушателей, потому что тоже вопросы возникают: «Где можно посмотреть законность или незаконность данного полигона или данного места?» Я их называю свалками. Существует реестр в Госприроднадзоре в открытом доступе. Каждый регион может просмотреть чётко определённые места действующих полигонов. Если вдруг вы не находите по территориальному признаку свое место, значит это не действующий, незаконный полигон.
Дмитрий Чариков
- У меня сейчас появилась мысль, что уже у меня голова начинает разрываться, что здесь можно посмотреть, там можно посмотреть, а кого-то централизованного, единого информационного центра не существует. Везде урывками информация.
Елена Гришина
- Смотрите. У нас же не только ТКО. У нас есть ещё захоронения медицинских отходов, у нас есть скотомогильники (ветеринария). Если мы создадим один большой информационные ресурс, связанный с мусором, то, наверное, это правильно.
Владислав Жуков
- Тут радиослушателям будет интересно послушать. Мы дошли к моменту проблемы деинформированности населения и разрозненности тех органов, к которым гражданин вынужден обратиться в случае ощущения каких-то правонарушений. Кстати, с Еленой Владимировной мы уже три года поддерживаем и развиваем проект «Общественные экологические приёмные» - это как раз тот ресурс, который из среды общественных организаций и призван содействовать населению в получении достоверной информации о его проживании на той или иной территории с точки зрения экологической безопасности. Тема, которую мы сейчас обсуждаем (проблема мусора, проблема накопления отходов, загрязнение окружающих территорий) – это, конечно, проблема экологии больше, а не ЖКХ. Мне хотелось бы прокомментировать вопрос, который был до этого задан: «Является ли мусорная отрасль действительно золотым дном?». Чтобы не вводить в заблуждение радиослушателей, наших граждан, я смело скажу, что при грамотном подходе легитимно извлекать прибыль из подобной деятельности можно. Но то, что творилось у нас с постсоветского периода – это, в основном, было теневое. Когда теневым образом отходы размещались, и прибыль извлекалась не линейно, то есть с затратной частью, а просто находились места несанкционированных свалок (овраги, карьеры, лесополосы), организации брали деньги за вывоз мусора, но складировали его не в тех местах, где он должен быть, и не платили экологический сбор. Вот в этом случае это был теневой бизнес, он определялся криминальными структурами, если об этом речь идет. С другой стороны, честно скажу, мы ещё далеки от построения той инфраструктуры, которая действительно была бы легитимна.
Дмитрий Чариков
- Удивительно это слышать от вас, а уж простые граждане, я думаю, находятся в полной информационной прострации. И в связи с этим хочу сказать, что на грядущей выставке недвижимости в центральном Доме художника впервые будет представлена секция, посвященная именно проблемам ЖКХ, в том числе проблеме, связанной с этой сферой - со средой обитания. Граждане получат возможность задать свои вопросы в Независимом консультационном центре, где представители различных сфер будут давать консультации. Уже одна из компаний, которая принимала участие в нашей передаче, «Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость» (АКОН), изъявила желание давать консультации в части взаимодействия с управляющими компаниями. Будет принимать участие и «Институт развития интернета» – организация, которая может поучаствовать в информировании. Вот у меня вопрос: Вам было бы интересно поучаствовать в таком инновационном мероприятии?
Елена Гришина
- Конечно, было бы интересно поучаствовать. У нас же у самих, у меня лично много возникает вопросов, связанных с ЖКХ.
Дмитрий Чариков
- От партии «Зеленые», от Общественной палаты Московской области. Дело в том, что люди задают эти житейские вопросы, которые содержатся у нас в комментариях. И эти комментарии я, естественно, буду зачитывать, но буду зачитывать чуть позже, потому что мы вынуждены прерваться на небольшую музыкальную паузу, после чего мы продолжим обсуждать те вопросы, которые сегодня волнуют абсолютно всех. Оставайтесь с нами на радио «МедиаМетрикс». Мы вернёмся к вам через несколько минут.
Музыкальная пауза
Дмитрий Чариков
- Итак, уважаемые радиослушатели, мы снова вместе с вами на радио «МедиаМетрикс» с программой «Жилищно-коммунальное хозяйство». И я, Дмитрий Чариков, продолжаю беседовать с нашими гостями. Напоминаю, что сегодня в студии Владислав Жуков - член Совета при председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования, и Елена Гришина - член Центрального Совета Российской экологической партии «Зелёные» и член Общественной палаты Московской области. Елена, вы сегодня в передаче больше как член Общественной палаты или как представитель партии «Зелёные»?
Елена Гришина
- Такой странный вопрос, Дмитрий…
Дмитрий Чариков
- Я ещё раз говорю: я не знаю.
Елена Гришина
- Конечно, сейчас для меня в приоритете Московская область, потому что я очень хочу, чтобы в Московской области изменилась ситуация и жизнь людей в лучшую сторону: я хочу, чтобы они жили богато, на чистом воздухе, комфортно, и, конечно, соблюдались права граждан на благоприятную среду обитания.
Дмитрий Чариков
- Хорошо. Тогда, Елена, к вам вопрос от нашего пользователя, слушателя Дания: «Уважаемая Елена, в Кировском районе города Екатеринбурга…» Это не совсем Подмосковье «… есть замечательный парк с прудом». Дальше Дания пишет, что этот парк пришёл в какое-то такое состояние, пруд зарос тиной. Опять-таки, кто может решить эту проблему?
Елена Гришина
- Я вижу вопрос: «Прошу помочь в решении данного вопроса через местных экологов». Конечно, я этот вопрос возьму на заметку, передам его экологам Екатеринбурга, но я бы хотела вам ещё посоветовать, чтобы вы всё-таки обратились за помощью в Общественную палату Екатеринбурга, чтобы вы обратились и написали письмо в администрацию о том, что есть такая проблема. Вполне возможно, что этот пруд стоит в плане графика на очистку.
Дмитрий Чариков
- Никто не знает.
Елена Гришина
- Да, никто не знает. Опять мы возвращаемся к тому, что население мало знает о тех предполагаемых работах и регламентах, которые планируются. И ещё. Дмитрий, мы всё говорим о проблемах. Давайте поговорим о хорошем, есть же и какие-то хорошие моменты.
Дмитрий Чариков
- Хорошо. Расскажите, чему сегодня можно порадоваться?
Елена Гришина
- Можно порадоваться сегодня тому, что существуют замечательные программы. Если мы говорим о Подмосковье (такие программы существуют и в регионах), то, допустим, большой фестиваль «Цветы Подмосковья» - 14 лет подряд по Подмосковью проходит этот фестиваль. Инициатор – Министерство ЖКХ. В этом году был в Клину.
Дмитрий Чариков
- Сразу задаю вопрос. Не слышал я об этом фестивале, а ведь это очень интересно.
Елена Гришина
- Да, это очень интересно. В дальнейшем ещё планируется «Сады Подмосковья». Также сейчас развивается программа губернатора «Парки Подмосковья». Много позитивного, то, что существует, о чём можно поговорить, к чему можно привлечь людей, может быть, как волонтёра. Я вернусь к «Цветам Подмосковья», потому что я была членом жюри, членом конкурсной комиссии по этому фестивалю. Совершенно потрясающие работы были представлены муниципалитетами. Несколько гектаров земли, которая была не то, что не благоустроена, там была свалка, деревья валялись, и эта вся территория была облагорожена, и те ландшафтно-дизайнерские работы, которые были созданы во время фестиваля, остались в этом замечательном Клинском районе. Это уже помощь всех муниципалитетов одному району. В следующем году будет проводиться, по-моему, в городе Воскресенске. В следующий год еще где-то. На это не берутся деньги из общего бюджета, это, так сказать, подарок муниципалитетов одному из районов. И это проводится 14 лет подряд.
Дмитрий Чариков
- Хорошо. Владислав, вы ещё имеете отношение к Торгово-промышленной палате и являетесь заместителем председателя Комитета по природопользованию и экологии. Несколькими фразами расскажите об основных направлениях этого комитета в решении проблем экологических.
Владислав Жуков
- Действительно, в Торгово-промышленной палате есть профильный комитет, занимающийся проблематикой в сфере экологии и охраны окружающей среды, и природопользования. Соответственно, Торгово-промышленная палата, как структура, как общественная организация, представляющая из себя союз, объединяющий производителей и предпринимателей, должна уделять внимание и охране окружающей среды, и выполнению природоохранного законодательства. Деятельность комитета направлена на анализ разрабатываемых нормативно-правовых актов в сфере экологии и природопользования, на защиту интересов предпринимательского сообщества, которое выполняет законы и считается естественным природопользователем, на разработку инновационных проектов, направленных на поддержание «зелёной» экономики, внедрение прогрессивных технологий, сберегающих ресурсы, модернизацию экономики с целью сокращения негативной нагрузки на окружающую среду. Это координирующий, аналитический орган, который осуществляет такую деятельность.
Дмитрий Чариков
- У меня такое мнение: мусор не входит в компетенцию ЖКХ, но всё это очень тесно переплетено, потому что среда обитания не заканчивается подъездом, двором, ближайшим парком и так далее. Более того, все мы выезжаем за город, и все мы заинтересованы в том, чтобы среда была чистой. Эти свалки, отходы, культура, которая отсутствует в регионах. Я по собственному опыту проживания в одном из крупных региональных городов, Самара называется, могу сказать, что впечатление такое, как будто где-то открыли огромный свинарник и выпустили обитателей. Почему так?
Владислав Жуков
- Очень правильный вопрос. Потому что в первой половине нашей беседы мы говорили о том, что несанкционированные свалки – плохо, надо убирать и так далее. А у медали есть вторая сторона. Ведь наши граждане и жители, а мы все ими являемся, должны правильно осознавать, что мусор-то девать куда-то надо. У нас сейчас растёт активное протестное движение: «мы не хотим жить рядом с помойками» или активно буддируется тема «мы не хотим на своих территориях видеть мусороперерабатывающие, мусоросортировочные, мусоросжигательные заводы». Уважаемые граждане, мы все производим мусор, за нас его никто не производит, его надо куда-то девать. Другое дело – его надо девать в соответствии со всеми нормами и установками, которые у нас в стране, кстати, наиболее жёсткие по сравнению с европейскими и общемировыми. Но ставить себя в диспозицию полностью, что «мы не хотим, не видим», надо задаваться вопросом о том, куда его девать. И второй вопрос, конечно, - ребята, не надо мусорить и свинячить. Чисто не там, где постоянно убирают, а там, где есть культура обращения с мусором. Мы говорим о раздельном сборе, но мы понимаем, что раздельный сбор мусора без наших граждан работать не будет, надо приучить к ответственности в разные баки… Если у нас завтра появятся разноцветные баки для разных видов мусора, поверьте, это не будет означать, что они будут наполняться. То есть мы должны все нести определённую гражданскую ответственность, и тогда, кончено, мы можем решить многие вопросы самостоятельно. От нас самих многое зависит.
Дмитрий Чариков
- Хорошо. Владислав, Елена, я вернусь немного к теме ЖКХ, потому что в связи с тем, что граждане не понимают, не разделяют какие-то проблемы и вопросы, у них всё это ассоциируется со сферой ЖКХ. И в связи с этим люди порой саботируют оплату за коммунальные услуги, оплату, связанную с капитальным ремонтом домов, в связи с наличием этих свалок и так далее. А через месяц Госдума вернётся к рассмотрению вопроса об увеличении в два раза пени за просрочку оплаты ЖКХ. Весной этот законопроект вызвал бурную дискуссию, и принятие решения было перенесено на осень. Я думаю, что эта информация об увеличении штрафов в сфере ЖКХ вызовет очень негативную оценку среди населения. Как с этим делом бороться, и вообще, есть такая проблема?
Елена Гришина
- Я хотела бы акцентировать внимание на то, что хорошо, что люди включились в обсуждение. Из любого обсуждения можно найти какие-то конструктивные решения. Сейчас, действительно, и по телевидению много передач на эту тему показывается, и спрашивают мнение людей, как они считают, стоит ли платить за капремонт или нет? Дело в том, что в некоторых домах, в которых должны были сделать капремонт ещё лет десять назад, его не сделали и, действительно, резонный вопрос: почему люди сейчас должны платить за этот капремонт, который не сделан за тот промежуток времени, когда он был обязан сделан. Этот вопрос несёт в себе очень много параллельных вопросов на разные тематики. Мы говорим: «По закону, люди действительно обязаны платить».
Владислав Жуков
- Но и государство обязано передать неаварийные фонды.
Елена Гришина
- Я только хотела сказать. Но и государство обязано к этому моменту передать неаварийный фонд.
Дмитрий Чариков
- Возникает справедливый вопрос: «Почему нужно платить за капитальный ремонт сегодня, а он запланирован через 29 лет?»
Елена Гришина
- Тоже очень большой вопрос. Особенно у людей пенсионного возраста и одиноких.
Владислав Жуков
- Коллеги, понимаете, в чём дело. Здесь масштабы затрат на работы капитального характера (даже на выборочный капитальный ремонт или комплексный капитальный ремонт) объемные. А так как у нас сейчас сам собственник платит, то это делается для того, чтобы сразу не обременять собственника жилья большими финансовыми платежами, а аккумулировать их в течение определённого времени. У нас по нормам и правилам эксплуатации фонда существует периодичность выполнения тех или иных работ - подъезд ремонтируется через каждые пять лет, кровля так же ремонтируется. Понимаете, собрать сразу те же 10 миллионов рублей на ремонт кровли день в день или в тот год, когда она должна ремонтироваться - несколько нереально и накладно. Поэтому пошли на то, чтобы постепенно собирать с жильцов. Тут другой вопрос, и Елена правильно подняла его - пенсионеры у нас ущемленные. Но тут вопрос управляющих компаний - что делать, если управляющая компания начала аккумулировать эти средства, а жильцы потом её переизбрали? Есть риски. Я думаю, что, прежде всего, здесь необходим строгий надзор государства по поводу этих средств, чтобы действительно граждане не оказались в той ситуации, когда они собирали-собирали деньги, копили-копили и потом – раз, они куда-то исчезли. Конечно, здесь формация в виде ТСЖ гораздо эффективнее.
Елена Гришина
- Может быть, у каждого дома должен быть свой расчётный счёт, где аккумулируются эти деньги и не зависят от управляющих компаний, которые они нанимают?
Дмитрий Чариков
- У нас бытует мнение, что во всех бедах виновны управляющие компании. Тем не менее, повторюсь, у нас в гостях был представитель управляющих компаний (Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость), и после передачи они выступили с инициативой создать в рамках своего портала раздел «Вопрос-ответ», потому что, действительно, вопросов накопилось много, вопросы не имеют ответов, и люди начинают их выдумывать.
Владислав Жуков
- К сожалению, это действительно так, но я бы не вешал всех чертей, как говорится, на управляющие компании.
Дмитрий Чариков
- А вот вешают.
Владислав Жуков
- На сегодняшний день при введении лицензирования в эту сферу… И вообще, буддируется тема, есть серьезный общественный контроль, структура общественного контроля над деятельностью управляющих компаний. Исключительно моё мнение такое. Все говорят: «Воруют, воруют, воруют управляющие компании». Не так просто там воровать, на самом деле. Тех средств обычно, я сам знаю не понаслышке, у меня коллеги работают именно в этой сфере - у них, к сожалению, тоже есть такие «болячки», как большие кассовые разрывы, неплатежи, сборы с населения, а работы надо выполнять, и работы оперативного характера по устранению аварий и так далее, и тому подобное. Приходится перекрываться собственными средствами, иногда этих средств тоже не хватает. То есть тут комплекс таких проблем и вопросов, которые надо решать совместно и управляющим компаниям, и жильцам.
Дмитрий Чариков
- Совершенно верно. Что ж, программа «Жилищно-коммунальное хозяйство» на радио «МедиаМетрикс» подходит к концу. С вами был я, Дмитрий Чариков. А также Владислав Жуков - член Совета при председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования. А также Елена Гришина - член Центрального Совета Российской экологической партии «Зелёные», член Общественной палаты Московской области. И хотелось бы сказать: помните, господа, что чисто – это не только когда убирают, но и когда не мусорят. До новых встреч и всего вам доброго!