Дмитрий Баронов
- Добрый вечер, дорогие радиослушатели. В эфире радио «МедиаМетрикс», программа «Экспертный совет». С вами я - Дмитрий Баронов, и гости нашей программы сегодня – Елена Пикунова, директор компании «Opera Mediaworks. Россия», доцент кафедры маркетинга Высшей школы экономики. Здравствуйте, Елена.
Елена Пикунова
- Здравствуйте.
Дмитрий Баронов
- И Виктория Вирта, совладелец группы компаний «Funaction», эксперт фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Добрый вечер, Виктория.
Виктория Вирта
- Здравствуйте.
Дмитрий Баронов
- И обе эти замечательные женщины еще и ведущие эксперты Института развития интернета в экосистеме «Мобильные технологии» (контент, сервисы) - все, что у нас связано с мобильной сферой. Технологии мы оставим, наверное, тем людям, кто занимается железом. А вот что касается мобильных сервисов, мобильной рекламы, мы поговорим подробнее. Рынок мобильных приложений, мобильной рекламы растет просто какими-то семимильными шагами. Вы согласны со мной?
Елена Пикунова
- Почти как доллар.
Дмитрий Баронов
- По-моему, еще быстрее. Вот у меня тут есть какие-то цифры. В частности, за прошлый год во всем мире этот рынок принес 32 миллиарда долларов, даже почти 33. В прошлом году это было 23% рынка цифровой рекламы. Вот 23% процента – это мобильная реклама. Прогноз на 2018 год говорит о том, что эта доля возрастет вдвое. Со мной в гостях сидят те люди, которые точно знают, как эти деньги выловить и заставить работать. На кого? На клиентов и на нас с вами, на интернет-пользователей. Кто мне скажет, откуда перераспределяются сейчас средства в мобильную рекламу?
Елена Пикунова
- Из интернет-рекламы, конечно.
Дмитрий Баронов
- Это из рекламы на десктопных компьютерах?
Елена Пикунова
- Да, естествено. На сайтах, компьютерах.
Виктория Вирта
- Просто даже до простого. Многие люди, например, СММ-щики (меня часто с СММ ассоциируют, поэтому не буду отходить от амплуа) размещают рекламу в «Facebook», рекламное объявление, и они не знают, что основная их масса объявлений идет под так называемую «Сеть аудитории». Вот эта площадка, плейсмент в «сети аудитории», на самом деле, – это мобильное приложение. И основное снижение стоимости объявления, подписчика, клика идет за счет размещения как раз таких баннеров в мобильных приложениях на самом деле, хотя кажется, что это реклама «Facebook».
Елена Пикунова
- То же самое сейчас на «Google». И вся система «Google AdMob», которая настроена под систему «Google Adwords», она практически полностью сейчас сделана под мобильного пользователя. 80% запросов – это мобильные пользователи.
Дмитрий Баронов
- И ведь на самом деле, когда я езжу в метро, заходишь в вагон и видишь сотни человек, которые такими застывшими глазами таращатся в свои девайсы.
Елена Пикунова
- Конечно, спрос рождает предложение. Без наших прекрасных мобильных пользователей не было бы и мобильной рекламы, потому что мобильная реклама появилась как раз как фактор потребности мобильного пользователя. Как только появились смартфоны, мобильных пользователей стало больше, они стали расти просто в геометрической прогрессии.
Дмитрий Баронов
- А что же, скажите, Виктория, показывают мобильным пользователям? Те же самые баннеры, которые надоели и в обычном интернете?
Виктория Вирта
- На самом деле вариантов очень много. Как и для интернет-рекламы, вариантов мобильной рекламы тоже очень много, в том числе, действительно, баннеры. На самом деле, это является средством для монетизации фришных (бесплатных) приложений. И что самое интересное, замечено, что люди чаще кликают. Я не могу сказать в процентном соотношении, но у мобильных пользователей еще нет такого сильного отторжения рекламы, как есть отторжение интернет-рекламы. То есть, если люди заходят на какой-нибудь сайт, они могут блоки рекламы уже не замечать; настолько мы выращены в этой среде, мы даже глазом их не видим. А когда ты пользуешься мобильным устройством, тут хочешь не хочешь, все равно баннер или целый всплывающий лайтбокс, или какой-то еще элемент, ты его увидишь и, скорее всего, на него кликнешь. Поэтому, например, CTR у мобильной рекламы очень хороший.
Дмитрий Баронов
- CTR, чтобы нам объяснить, радиослушателям, это что?
Елена Пикунова
- Сlick through rate.
Виктория Вирта
- Да, это соотношение кликов к просмотру, к показам.
Елена Пикунова
- Если уж совсем просто, то пользователь видит, и он кликает. И это соотношение его действия по отношению к тому, что он видит - это и есть CTR.
Виктория Вирта
- По сути, первое горлышко воронки продаж. То есть мы показали, пользователь кликнул, а дальше уже будет следующее действие - совершил он какую-то регистрацию (или что от него хотят) или нет.
Елена Пикунова
- Экшн такой.
Виктория Вирта
- Да, экшн.
Дмитрий Баронов
- Вот есть в метро такая сеть, называется «MosMetroFree», там точно - не кликнешь, никуда не войдешь.
Виктория Вирта
- О, это отдельная тема.
Елена Пикунова
- Пригласите коллег оттуда, они вам расскажут.
Виктория Вирта
- Но это не только в метро, на самом деле. Это сейчас очень популярный вид продвижения - перепрошивка роутеров специальная делается и там делается такая специальная (я даже не знаю, как это сказать) эмуляция браузера: ты как бы заходишь и не можешь дальше пользоваться интернетом, пока по-любому не потребишь это предложение, которое у тебя есть.
Елена Пикунова
- «Opera» с этим борется.
Виктория Вирта
- Как всегда. Если что-то появляется, обязательно найдется тот, кто будет с этим бороться. Но, тем не менее, это очень продвигается.
Елена Пикунова
- Я знаю, что стационарные браузеры очень сильно с этим борются. И «Google Chrome» это вырезает, и «Opera» тоже это вырезает. Мы очень сильно с этим боремся.
Виктория Вирта
- Да. Но это как раз тогда, когда у нас происходит заход через браузеры. А есть реально всего несколько компаний в России (я почему сейчас про это говорю - у меня сейчас есть клиент именно с этим запросом), которые перепрошивают именно роутеры. То есть это даже не окно браузера, человеку не приходится вообще никуда кликать - у него в момент подключения вплывает системное сообщение, системное окно, которое имеет очень мало возможностей для кастомизации, но, тем не менее, пока ты не совершишь то действие, которое от тебя там хотят, то даже не сможешь подключиться.
Елена Пикунова
- И как пользователь к этому относится?
Виктория Вирта
- По тому клиенту, который у нас сейчас есть, конверсия очень хорошая. То есть это все-таки зависит от места, времени и обстоятельств. То есть должно быть просто уместно.
Дмитрий Баронов
- Я чувствую, тот старый интернет, который мы еще застали, слава Богу, он заканчивается.
Виктория Вирта
- Мне кажется, ничего не заканчивается.
Елена Пикунова
- Мне кажется, еще рано его хоронить.
Виктория Вирта
- Да, во-первых, рано хоронить, а во-вторых, это всё процесс развития, ничего радикально нового не происходит: по-прежнему люди продают рекламу, по-прежнему покупают какие-то товары и услуги, просто меняются инструменты и каналы донесения.
Елена Пикунова
- Мне кажется мобайл – это та же самая реклама, что и в интернете. И я как раз своих студентов учу, когда преподаю мобильную стратегию, я говорю: «Просто берите диджитал-стратегию и рассматривайте ее на маленькие экраны и на пользовательский спрос».
Виктория Вирта
- Кстати, знаете, это вообще отдельная проблема: все настолько думают, что интернет-маркетинг - это какая-то совсем новая тема, что не хотят изучать классику. Я знаю огромное количество маркетологов, которые Котлера никогда не читали, даже не знают о его существовании. Поэтому, когда меня на мастер-классах спрашивают, что я посоветую почитать, я говорю: «Начинайте с основ, потому что дальше вы не сможете продвинуться, понять ничего нового, если вы не понимаете базис».
Елена Пикунова
- Я соглашусь целиком и полностью. Потому что, прежде всего, все интернет-маркетологи говорят: «Вот, у нас что-то свое». Мы до программы говорили с Дмитрием, он мне говорит: «Вы, мобильщики – это секта». Ничего подобного, мы все выходим из классического маркетинга, мы все оттуда.
Виктория Вирта
- Просто ищем новые возможности.
Елена Пикунова
- Только мобайл, он развивает классические возможности маркетинга, но принципы те же: спрос, предложение, контакт с пользователем, уверенный контакт с пользователем, превращение из пользователя в потребителя, из потребителя в покупателя – это все классические азы.
Дмитрий Баронов
- Из покупателя – в раба!
Елена Пикунова
- Ну, конечно. Все основы маркетинга, они на рынок потребления повернуты
Дмитрий Баронов
- А вот расскажите, у меня вопрос к Елене Пикуновой, компания «Оpera Мediaworks» в России занимается, насколько я понимаю, в основном видео-рекламой? Правильно?
Елена Пикунова
- Нет, вы что. «Opera Mediaworks» - это холдинг, огромный холдинг по миру, и у нас, конечно, есть компания «AdСolonу», которая занимается мобильной видео-рекламой, но основа нашей мобильной рекламы – это «Opera»-браузер, это наша мама, это наша материнская компания, которая называется «Opera Software». И внутри «Opera» есть классические виды мобильной рекламы, которые просто обычные, классические: есть контекстная реклама внутри браузера, которая позволяет контекстные возможности в мобильной рекламе; есть обычные браузерные форматы (те же самые стандарты 320х50); есть у нас сетевые возможности - есть сетка премиальная, сетка blind (совсем слепой трафик) и есть мобильное видео. У нас все возможности - порядка 50-ти разных форматов на любой выбор, любой вкус, для любого рекламодателя, для любого кошелька. Абсолютно, любые возможности.
Дмитрий Баронов
- Виктория, а вот компания «Funaction», которой вы сейчас совладеете, скажем так, она уже занимается настройкой каких-то поведенческих правил для пользователя.
Виктория Вирта
- Мы разрабатываем сайты, мобильные приложения и, в том числе, занимаемся интернет-маркетингом и мобильной рекламой, как составной частью. Просто наш подход комплексный. Моя компания оказывает комплексные услуги, поэтому получается, что вместе со стандартным контекстом даже сео-оптимизация. То есть мы все равно предлагаем какие-то новые нестандартные решения для мобильных приложений, например. Для того чтобы монетизировать их.
Дмитрий Баронов
- Нестандартные. Вот как пример нестандартного приложения, что вы можете представить?
Виктория Вирта
- Нестандартным является сейчас, например, когда мы не просто показываем баннер в мобильном приложении, который чаще всего относится к каким-то сетям (есть сети СPI для web’а, есть такие же сети и для мобайла). В принципе, для этого нет какого-то специального термина, это до сих пор называется «спецпроект». То есть ничего, по сути, интересней для маленького коммерческого подразделения, маленькой компании, чем спецпроект, нет, потому что, если мобильное приложение не имеет еще огромного количества установщиков, пользователей, но у него очень интересная, очень сфокусированная, лояльная аудитория, как ему себя монетизировать бесплатно? По сути, только на каких-то спецпроектах - они брендируют, кастомизируют под рекламодателя экраны, делают всплывающие сообщения, взаимодействуют с пользователем с помощью push какого-то. То есть, на самом деле, нельзя сказать, что это какой-то один формат, но это тоже, по сути, мобильная реклама.
Дмитрий Баронов
- Push – это что?
Виктория Вирта
- Push-уведомление – это то, что навязчиво приходит периодически на телефон и что-то вам сообщает.
Елена Пикунова
- Уведомление о каких-то действиях, которые вы должны совершить в будущем.
Дмитрий Баронов
- А смс-рассылки в вашу сферу каким-то образом входят?
Виктория Вирта
- Ой, вы знаете, на самом-то деле – нет. Но для меня это такое романтическое словосочетание, если честно, - смс-рассылки. Потому что моя карьера как раз начиналась лет 12-14 назад в «Мобайле», и мы, как раз, начинали столько времени назад с смс-рассылок. И это были первые мобильные компании мобильного маркетинга. Мы делали как раз смс-рассылки, делали push-смс-рассылки, пул-смс-рассылки. То есть это было романтическое время.
Елена Пикунова
- С этого начинался «Мобайл».
Виктория Вирта
- На самом деле смс-реклама, она до сих пор есть, но сейчас все-таки это связывают с понятием спама. Например, когда-то я тоже этим занималась, мы экспериментировали, но я уже этим занималась тогда, когда мы застали отторжение пользователей от сообщений рекламных в смс. И мы же знаем, что было уже не раз (не знаю, дошло ли это до суда), уже жаловались на мобильных операторов за то, что присылают какие-то смс на мобильные несанкционированные с несоответствующими услугами, которые пользователю в данный момент не нужны. Я знаю, что операторы меняют свой подход, но, тем не менее, смс до сих пор, может быть, нужно. Понимаете, это становится даже немножко не рекламой, а способом поддержки лояльности. То есть теперь обязательно вас в любом, даже в оффлайновом клубе, кафе попросят написать свой мобильный телефон и будьте уверены - вам будут рассылаться смс-сообщения. По сути, это тоже реклама, потому что они будут рекламировать свои акции, какое-нибудь открытие новое и так далее, но, поскольку, во-первых, вы дали согласие на это, а, во-вторых, вы все-таки являетесь либо клиентом, либо лояльным пользователем, то для вас это более-менее уместно получается. На самом деле, я думаю, что в таком формате это по-прежнему эффективно. Когда у человека, например, заканчивается абонемент в фитнес-клуб, а ему за месяц сообщается о том, что «у нас сейчас акция, вы можете продлить».
Елена Пикунова
- То же самое могу сказать про крупные бренды. На самом деле в смс-маркетинге, Виктория правильно сказала, значительная доля отторжения, но это отторжение произошло как раз от неправильного понимания мобильной стратегии, как таковой. Потому что то, чему я учу студентов - стратегическому подходу в мобильной рекламе и в мобильном маркетинге. Потому что смс, как канал, один из каналов мобайла, он вполне имеет право на существование при правильном подходе к CRM и к грамотному контент-маркетингу внутри этого канала. Здесь во всем мире используется, во-первых, согласие пользователя, во-вторых, правильный контент-маркетинг подход: здесь нужно грамотное позиционирование самого бренда (для чего он рассылает эти смс-ки, кому, кто внутри этой CRM-базы, какие пользователи соглашаются, как реагируют?). И в этом случае данный канал может быть очень эффективен. И если сравнивать по CTR, например (показа к клику), то смс-CTR могут доходить до 30-35% при правильном позиционировании.
Виктория Вирта
- Вы не забывайте, что есть аудитория определенного возраста, с которой, вообще, кроме смс будет сложно каким-то другим типом мобильной рекламы, потому что не у всех пожилых людей есть смартфоны до сих пор, надо это признать.
Елена Пикунова
- А такая аудитория часто нужна рекламодателям.
Виктория Вирта
- Магазины. У меня у мамы, например, есть карточка какого-то магазина одежды. Каждый раз, когда к ней приходит смс о новой коллекции, она мне об этом сообщает, потому что это событие - к ней пришла рекламная смс с новой коллекцией, надо ехать туда, смотреть очередную одежду.
Елена Пикунова
- Конечно, да.
Дмитрий Баронов
- Напоминаю, что у нас в эфире ведущие эксперты Института развития Интернета - Елена Пикунова и Виктория Вирта. Кто мне скажет из уважаемых гостей, эти контент-провайдеры с короткими, четырехзначными номерами, которые забрасывают пользователей баннерами, всплывающими окнами, нажав которые можно попасть на…
Елена Пикунова
- На деньги. Давайте называть вещи своими именами.
Дмитрий Баронов
- На деньги. Это тоже ваши технологии?
Елена Пикунова
- Нет.
Виктория Вирта
- Смотрите, технологии в каком смысле? Технологии с технической точки зрения - это общая технология, ею все пользуются. А технологии с точки зрения маркетинга - это зависит от того, как человек сам решает использовать - с какими мотивами, как он относится к своему клиенту, какую он делает выборку, насколько целевое делает сообщение. Понятно, что это способ заработка, и, к сожалению, из-за всего этого возникло к этому отношение, как к спаму. Законодательно, кстати, развиваются постепенно все-таки такие ограничения, когда надо обязательно сообщать о стоимости, прежде чем оказывать услугу и различные дополнения. То есть я хочу сказать, что технология не стоит на месте (технология оказания) и, если мы будем дальше развиваться в эту сторону, то все меньше будет недобросовестной мобильной рекламы в таком виде, про который вы сказали, и больше качественной мобильной рекламы, которая действительно имеет хороший CTR, хороший отклик.
Елена Пикунова
- Это правильно, да.
Дмитрий Баронов
- А вот расскажите, чем измеряют эффективность рекламной компании в мобильных сетях? Вообще, есть ли такие измерители?
Елена Пикунова
- Я отвечу, Вик?
Дмитрий Баронов
- Отвечает Елена Пикунова.
Елена Пикунова
- Смотрите, на самом-то деле есть классические способы замерения мобильной рекламы. Те же возможности TNS, которые сейчас достаточно хорошо представлены в России, те же возможности универсальной баннер-крутилки «adriver», который вешает везде свой пиксель (в том числе и на мобильные компании), есть возможности исследовательских компаний, которые точно так же на баннеры вешают свои пиксели, вешают свои урлы, и это все замеряется. В сетках, в основном, если мы говорим чисто сетевое размещение… Что такое мобильные сети? Это огромное количество разных ресурсов. Есть два типа мобильных сетей. Есть премиальные мобильные сети, где присутствуют брендовые ресурсы. Например, в сеть могут входить ресурсы lifestyle (такие, как «Афиша», «Time Out») или авторесурсы (такие как «Авто.ру» или другие ресурсы) - это брендовые ресурсы, это считается премиальной сетью, где абсолютно прозрачное размещение, где абсолютно все баннеры можно поймать на определенных ресурсах. И есть blind-сетки, так называемые слепые сети, внутри которых есть различные приложения и сайты, типа счетчиков калорий, калькуляторов, фитнес-тренингов, ранкиперов и так далее - то есть огромное количество мобильного контента, внутри которого зашит баннер тоже. Вот эти сетки, они, по сути… баннер на них невозможно разглядеть и невозможно отследить. Все это, в принципе, измеряется. Есть огромное количество мобильных замерщиков, которые не связаны с интернет-замерителями с такими классическими, как «tns», «адривер» и прочими, и которые связаны, скорее, с чисто мобильными технологиями замеров. Здесь есть единственный минус для всего рынка. Если, например, бренд приходит комплексную компанию делать (TV, радио, мобайл, интернет), то эти технологии чисто мобильные, они не перекрещиваются ни с кем, они обособленные. И, к сожалению, посчитать тот же «awareness» никак невозможно (например, интернет взять с мобайлом), пока еще в России. То есть пока еще таких технологий перекрестных нет.
Виктория Вирта
- Я вот, кстати, сейчас хочу добавить рекомендации для компаний небольших. Я очень часто сталкиваюсь с тем, что люди имеют сайт, владеют сайтами (это нормально, это уже у всех практически), но очень мало кто из них устанавливает счетчики статистики на свои сайты (элементарные вещи, казалось бы!) и потом пытаются как-то развивать свой интернет-маркетинг. А как, если инструментов для аналитики потом нет? И на самом деле, даже если все-таки они размещаются в слепой сетке (мало ли денег нет или еще что-то)…
Елена Пикунова
- Типа нагон трафика.
Виктория Вирта
- Да, типа нагон трафика. Все равно в нормальной статистике (в «Яндекс.Метрика», «Google Analytics») будет как минимум показан канал (что это из того источника пришло), как минимум можно настроить конверсию в цель, которую нужно на сайте. Да, мы не сможем разделить точно из какого конкретно приложения, из какого конкретно мобильного сайта произошел переход, но мы все равно хотя бы сможем в принципе понять - мобильная реклама работает или не работает. Хотя бы на этом уровне. То есть удивительно, что люди даже на этом уровне, они измеряют мобильную рекламу косвенным образом - происходит у них подъем продаж или не происходит, хотя параллельно может влиять огромное количество факторов.
Елена Пикунова
- То же самое могу сказать про бренды. Очень много брендов сейчас (крупные бренды) пришли в мобильную рекламу: они делают свои мобильные приложения, они делают свои адаптивные сайты, они очень много чего делают в продакшене мобильном. Они приходят и много делают в мобильной рекламе, тратят достаточно серьезные деньги на баннеры, на различные всплывающие мобильные видео и так далее, но, ни на сайте, ни в своем приложении у них, к сожалению, нет никаких аналитических инструментов для того, чтобы отслеживать тот шквал мобильного трафика, который они приводят к себе за огромные деньги.
Дмитрий Баронов
- А вот обычные счетчики типа liveinternet и подобных?..
Виктория Вирта
- Понимаете, счетчики могут как-то разделить еще на источники трафика, в принципе («OpenStart» даже может делить), но дело в том, что сейчас мы перешли на такой уровень интернет-маркетинга, когда измеряется даже не CTR, а СРA или даже CPO. То есть мы хотим понять…
Елена Пикунова
- Мне кажется, Дима думает, что мы ругаемся.
Дмитрий Баронов
- Я про сектантство, когда говорил, я это и имел в виду.
Виктория Вирта
- Это не мобильное сектантство. Это интернет-сектантство. В общем, я хочу сказать, что…
Елена Пикунова
- Эти три буквы, они уже из интернета.
Виктория Вирта
- Да. Сейчас хочу сказать, что люди уже хотели бы знать даже не сколько там крутится, сколько показывается, даже не столь важно, сколько было показов их мобильной рекламы, и даже не столь важно, сколько перешли люди на их сайт, а что они сделали. Потому что, понимаете, каналов интернет-маркетинга много (мобильная реклама – этот один из каналов), и когда запускается комплексная компания и не отслеживается, какой канал эффективный, а какой - нет…
Елена Пикунова
- И что пользователь сделал в результате перехода по мобильному баннеру на твоем приложении, на твоем сайте (это очень важно знать).
Виктория Вирта
- Это важно, да. Если этого не делать, то просто бюджет (я не знаю, как это мягко словом сказать) уходит вникуда.
Елена Пикунова
- Да, а потом говорят, что мобильные рекламы не работают. А как она не работает, если работает?! Мобильные пользователи более активны, они более коммуникабельны, они любят различные креативы, они обращают на них внимание. Мобильный креатив сейчас намного интересней, мне кажется, чем интернет-креатив.
Виктория Вирта
- Кстати, да. Даже можно увидеть по «Facebook», насколько «Facebook» экспериментирует со своими мобильными форматами, «Instagram» сейчас запускает новые мобильные форматы, «Tweetter» запускает тоже новые, именно рекламы.
Елена Пикунова
- Мобильное видео сейчас тоже очень интересное.
Виктория Вирта
- Да, человек смотрит видео. Потом, само наше взаимодействие с мобильными устройствами - оно более (я не знаю, как сказать) интимное, что ли, чем с экраном компьютера, потому что мы его трогаем пальцем. Поэтому все взаимодействия с тачными интерфейсами, все эти перелистывания, нажатия, перетягивания – это все очень интересно и со всем этим можно очень интересные делать типы рекламы.
Дмитрий Баронов
- Просмотр рекламы – дело интимное.
Елена Пикунова
- Просмотр мобильной рекламы.
Дмитрий Баронов
- Мобильной - особенно. А вот кто мне расскажет, уважаемые эксперты, что такое «rich- медиа»?
Елена Пикунова
- Ну, давайте опять the Oscar goes…
Виктория Вирта
- Я всю терминологию отдаю.
Елена Пикунова
- Я на самом деле не буду далеко уходить. На самом деле, это не мобильный формат. Это формат как раз интернетовский. И исторически так повелось, что он родился как раз в недрах интернет-технологий и был сделан как креативная надстройка для обычных форматов, для того, чтобы пользователь больше обращал внимания на баннер, потому что проблема баннерной слепоты, она началась уже где-то на взлете интернета.
Дмитрий Баронов
- Я в себе ее воспитал сразу.
Елена Пикунова
- У вас, наверное, блокеры стоят везде?
Дмитрий Баронов
- Нет. Ментальные блокеры.
Елена Пикунова
- Ничего не вижу, не замечаю. На самом-то деле, это мистификация ваша, я вам скажу. Вы все равно замечаете, потому что человек, так или иначе, живет в рекламном мире и в мире потребления.
Виктория Вирта
- Кстати, по поводу «замечаю». Мы, может быть, позже этого коснемся. С развитием RTB-платформ, когда все больше мобильные рекламы опираются на таргетинг, но на основе «Big Data» (огромной базы данных, всемирной, которую собирают) не замечать становится сложно, потому что вы можете выполнять действия в одном месте, потом вас преследует аналогичный баннер в другом месте. Вы рано или поздно это заметите все равно.
Елена Пикунова
- Вот, возвращаясь к rich-медиа. Rich-медийные форматы – это так называемые богатые креативом форматы. Это те форматы, которые выплывали на экран десктопа, которые бегали по контенту на десктопе. В какой-то момент пользователя достала и эта технология на десктопе, и пользователь стал искать большую кнопку «закрыть». Но, как ни странно, при конверсии этого формата в мобайл, пользователь к нему отнесся по-другому. Это доказывает, что мобильный пользователь совершенно другой, в отличие от десктопа - десктопного пользователя раздражает беготня по контенту каких-то креативных машинок, например, а мобильного пользователя она может забавлять, и он даже может играть. Вот это как раз говорит о том, что десктопный пользователь общается с рекламой через мышку, через клавиатуру (то есть посредники есть), а здесь - палец и экран, и это интимно.
Дмитрий Баронов
- Да, я помню. Стоило мне заказать в каком-то интернет-магазине кошачью еду, потом целый месяц, что бы я не запускал - везде одна кошачья еда.
Елена Пикунова
- Да, конечно, это технологии ретаргетинга, которые сейчас тоже приходят в мобайл, и в rich-медиа они тоже используются. И вам может показаться очень красивая кошечка какая-нибудь, которая будет выплывать из вашего смартфона.
Дмитрий Баронов
- Мало того. В компании, где IP-адрес исходящий, он один, женщин там больше, они регулярно смотрят что-то на сайте женского белья и в обратку, естественно… И вот мы сидим и видим только его, и больше ничего.
Виктория Вирта
- Пока не совершенна платформа RTB, платформа не настолько еще может персонализировать пользователя, чтобы совсем показывать индивидуально. Но, я думаю, что к этому постепенно все идет, потому что мы очень много следим. Люди пытаются… Я знаю такие мании, что люди заклеивают себе камеры на смартфонах, боясь, что за ними наблюдают.
Елена Пикунова
- Отключают геолокацию.
Виктория Вирта
- Да, боясь, что за ними наблюдает Большой Брат. Но на самом деле мы следим своими действиями - мы не можем не оставлять за собой следов, если мы, в принципе, что-либо делаем в интернете.
Елена Пикунова
- А уж тем более в мобайле.
Виктория Вирта
- Тем более в мобайле, где, кстати, помимо IP, все-таки есть различные способы, как можно еще этого пользователя идентифицировать. В том числе, например, это может быть серийный номер (ну, не серийный номер, забыла, как он правильно называется).
Елена Пикунова
- MSDN.
Виктория Вирта
- Да, правильно.
Елена Пикунова
- Я сегодня по терминологии.
Виктория Вирта
- Поэтому в этом смысле получается, что гораздо быстрее возможность показывать персонализированную рекламу пользователям (прямо строго персонализированную) появится именно в мобайле, чем в вебе. И сейчас, допустим, идет речь не только о том, чтобы людей преследовало то, что они уже искали (сейчас есть размышления, что это немножко уже даже прошлый век, грубо говоря). Сейчас гораздо интересней, когда пользователя начнет преследовать то, что он только собирается купить или только то, что он собирается сделать. А это уже не просто когда данные о нас собираются, но они анализируются, выдаются и прогнозируется потребительское поведение.
Елена Пикунова
- Я всегда говорю клиентам: «Мы вам продаем не то, что вы хотите продать, мы продаем вам Wish List вашего потребителя будущего. Wish List, то есть то, что он еще даже не смел придумать, но уже захотел.
Дмитрий Баронов
- Итак, помимо Большого Брата, за нами теперь следят еще и множество маленьких братьев и сестер. У нас в эфире программа «Экспертный совет» и мои гости - Елена Пикунова и Виктория Вирта, ведущие эксперты Института развития Интернета. Я знаю, Виктория, вы занимаетесь такой деятельностью, как исследование поведения пользователей и разработка пользовательских сценариев.
Виктория Вирта
- Да. Это на самом деле очень важно, потому что… Было такое слово модное «юзабилити». Одно время оно было модно, а сейчас оно начинает немножко отходить от моды, потому что, во-первых, оказалось, что все те принципы юзабилити, которые свойственны для веба, и в которых многие уже поднаторели (они про это уже поняли), они не работают для мобайла. Это, во-первых. Во-вторых, например, я несколько лет назад занималась продюсированием, созданием детского семейного сервиса и нашей целевой аудиторией были дети в возрасте 2-8 лет - это та аудитория, которая взаимодействует с мобильным устройством. Вот юзабилити интерфейса для такой аудитории еще отличается от интерфейсов для взрослой аудитории. Получается что, если мы будем углубляться в юзабилити, мы можем допускать ошибки. Поэтому возникла теория такого «user experience design» - то есть не просто уже юзабилити, а дизайн, основанный на пользовательских сценариях. И ладно бы дизайн - тут мы все равно можем прогнать, понять, куда пользователь двигает пальцем, где надо разместить, куда он пальцем не дотягивается. Кстати, у людей разной длины пальцы, поэтому сказать, что, например, эту кнопку нужно разместить в этом месте, потому что она там виднее - это неправильно, потому что реально палец до нее может не дотянуться. Тут очень много своих нюансов. Но самое интересное, что пользовательский сценарий относится уже не только к дизайну, он относится уже и к маркетингу. Мы создаем какое-нибудь мобильное приложение и думаем, что пользователь будет им пользоваться для этого или для чего-то еще. Но если мы не прогоняем сценарий, то мы можем неправильно собрать мобильное приложение - то есть реально экраны могут оказаться вообще не в той последовательности, в которой удобно будет пользоваться. И буквально делаются такие сценарии вплоть до того (это можно делать на компьютере, можно даже склеивать), я помню, мы бумажки по всей комнате расклеивали, чтобы понять, как люди идут по этим экранам, как им будет удобнее. Это, во-первых. Во-вторых, мы можем от людей ожидать, что они в мобильном приложении будут делать что-то определенное, для чего оно создается, а потом, в процессе исследования, например (умные люди сначала исследуют, потом разрабатывают), оказывается, что человеку вообще это не нужно, то есть в его картине мира нет такого пользовательского сценария. Кстати, поэтому я очень приветствую, когда в России компании, прежде чем начинать разработку, они исследуют свою аудиторию, пользовательский сценарий, создают тестирования, то есть проверяют, какой сценарий будет…
Елена Пикунова
- К сожалению, мне кажется, пока мало.
Виктория Вирта
- Очень мало. Несколько лет назад, когда у меня был выбор пойти генеральным в одну компанию или зам. генерального в другую, я выбрала пойти зам. генерального, только потому что меня соблазнили возможностью создания аналитического центра, потому что мне показалось, что в России все-таки это такая редкость, когда люди сначала думают, а потом делают. Так вот, пользовательские сценарии – они про это: сначала мы узнаем, как пользователь себя ведет, а потом уже под него делаем и дизайн, и маркетинговую стратегию, и, в общем-то, даже основную функциональность приложения (потому что может оказаться, что основная - совсем не та, которую мы себе задумывали).
Дмитрий Баронов
- Очень интересно.
Елена Пикунова
- Безумно.
Виктория Вирта
- У меня буквально на днях был случай. Мой клиент по консалтингу даже не удержался, об этом написал в «Facebook», потому что я сэкономила им полмиллиона, отговорив их создавать мобильное приложение. Они были уверены, что люди просто жаждут создавать контент, а на самом деле UGC - это очень сложная история. Когда я работала на «Rutube», я проводила исследования, сколько нового контента появляется. По моим данным (видео, например) всего лишь 2% из всего огромного числа видео, которое каждый день поднимается откуда-то из недр интернета, является новым.
Елена Пикунова
- И это только видео касается. Есть исследования по всему миру, что оригинальный контент - 1.5-2%.
Виктория Вирта
- Вот. Это были мои личные исследования.
Елена Пикунова
- То есть мировые исследования.
Виктория Вирта
- Да, а людей, которые способны создать, то есть не случайным образом у них это произошло, - их еще меньше. Поэтому делать такие мобильные приложения надо очень аккуратно. Я не говорю, что их не надо делать вообще, но надо проводить исследования, тестирования, и только потом уже вкладывать деньги в разработку. Поэтому люди даже были рады, что я их отговорила.
Дмитрий Баронов
- Казалось бы, чего проще – взять мобильную составляющую, напустить туда пользователей и пусть переписываются там.
Виктория Вирта
- Пусть переписываются – это первый неправильный посыл. Не будут они переписываться сами по себе.
Елена Пикунова
- Мобильный пользователь очень сильно отличается от интернет-пользователя. И казалось бы, вроде выходцы (структура мобильная, она выходит из интернета), но мобильный пользователь по своему поведению, по своему восприятию самого контента очень сильно отличается.
Дмитрий Баронов
- В какую сторону?
Елена Пикунова
- В темную. Шучу, конечно.
Виктория Вирта
- Смотрите, по времени взаимодействия. Все равно пользователь через интернет, через мобайл, через мобильное устройство он употребляет контент более короткий, чем через веб. То есть, например, ты не будешь смотреть, скорее всего, полнометражный художественный фильм с экрана мобильного телефона (за редким исключением).
Дмитрий Баронов
- Смотрят, смотрят.
Елена Пикунова
- Например, мы проводили очень интересное исследование в прошлом году (я его демонстрировала в прошлом году на «КИБаРИФе» как раз). Мы проводили исследование по поводу внимания и мобильного видео, и очень интересные факты нам открылись. В России у потребителя мобайла самое популярное мобильное видео – это короткое мобильное видео 1.5 минуты.
Виктория Вирта
- Вот. А для интернета, даже на том же «Rutube» (может, за несколько лет, что я уже там не работаю, поменялось), у нас был самый популярный хронометраж – это 2-4 минуты, 3, в среднем. То есть в два раза больше, получается.
Елена Пикунова
- Получается, что в два раза больше. Мобильный пользователь реагирует на короткое видео, на самое короткое видео гораздо позитивнее, нежели в интернете. В интернете положительная реакция на видео 3-4 минуты. Пользователь способен реагировать как-то позитивно: оставить комментарий, или кликнуть, или поставить лайк, или что-то такое. В мобайле позитивно реагируют на очень короткие фрагменты (до полутора минут способен пользователь мобильный отреагировать позитивно).
Виктория Вирта
- Да, смотрите. Это связано, с одной стороны - с отличием в поведении мобильного пользователя, а с другой стороны - это связано все-таки с развитием технологий. То есть до сих пор мобильный интернет не настолько быстрый, как оптоволокно. Мы это понимаем.
Елена Пикунова
- И не настолько дешевый, как хотелось бы.
Виктория Вирта
- Да, поэтому иногда странно требовать от мобайла отображения того же контента или внимания такого же, какое люди готовы уделить контенту, если сели перед компьютером, заплатили уже свою абонентскую небольшую плату и качают гегабайты.
Дмитрий Баронов
- Но все-таки мобильные скорости растут, и трафик мобильный дешевеет. Это объективный процесс.
Елена Пикунова
- Это очень положительный процесс для нашей индустрии, потому что он позволяет, во-первых, большие возможности рекламы (того же rich-медиа, мобильного видео, новые форматы в мобильном видео) использовать на полную, вообще, катушку.
Дмитрий Баронов
- А что это за новые форматы?
Елена Пикунова
- Вы знаете, на самом деле есть очень много разных интересных форматов. Я могу только про свои рассказать, которые у нас. В «AdColony» есть формат, так называемый «HD Video dynamic and card». Он длинно называется, но смысл его в том, что пользователь смотрит видео (оно очень короткое, до 15 секунд), и в конце у него показывается какой-то месседж, какое-то сообщение, которое его стимулирует на действие - это либо отметиться на карте, либо поставить лайк, либо уйти на свою социальную страницу, либо купить сразу же после видео (для продвижения ecommerce-проектов), либо рассмотреть. У нас были кейсы, например, «Nike», «Adidas» (прекрасные кейсы совершенно) с просмотром новых кроссовок, новых коллекций прямо из мобильного видео. Сначала показывалось короткое мобильное видео, которое стимулировало пользователя на контакт, и в конце была карточка, которая показывала галерею этого продукта, и пользователь мог уйти на интернет-магазин и купить этот продукт сразу же. Такие вот форматы у нас есть. И они очень интересны для рекламодателя, они очень инновационы.
Виктория Вирта
- Кстати, еще по поводу видео в мобайле (не в рекламе, а просто видео). Смотрите, есть интересное исследование. Допустим, «Инстаграм». 92% контента «Инстаграма» - это фотографии до сих пор, всего лишь 8% - это видео. Если вы посмотрите по лайкам, то лайкают фотки чаще, чем видео. И я даже узнавала, мне было интересно (у студентов спрашивала, я им читала лекции), они говорят: «многие не смотрят просто потому, что не загружается или деньги берегут». В общем, по разным причинам некоторые не смотрят видео, но количество комментариев под видео всегда больше, чем под фотографиями. Это говорит о вовлечении, о силе вовлечения видео в себя. Поэтому, безусловно, с развитием технологий (хорошо, что они развиваются), будут развиваться и новые видеоформаты, новые какие-то мультимедийные, интерактивные форматы, которые будут требовать трафика, но будут вызывать все больше и больше погружение пользователя в себя.
Елена Пикунова
- Это абсолютно верно. И один из ключевых, позитивных моментов мобильной рекламы - это вовлечение пользователя. Вовлечение пользователя намного выше, чем в интернете. Пользователь мобильной рекламы более, что ли, сенситивен, более восприимчив к рекламе, он ее больше любит.
Дмитрий Баронов
- Вот, что о вас, дорогие радиослушатели, думают эксперты Института развития Интернета.
Елена Пикунова
- Мы вас любим, дорогие пользователи.
Дмитрий Баронов
- Елена Пикунова и Виктория Вирта. Продолжаем наш эфир. Расскажите, а в социальных сетях есть какие-то специфические моменты, которые мобильные пользователи, во-первых, должны сами учитывать? А во-вторых, как учитывают социальные сети то, что у них есть мобильные пользователи?
Елена Пикунова
- Тут очень интересный момент. Смотря какие социальные сети, и смотря какие мобильные пользователи, потому что, например, по всем исследованиям у каждого из нас абсолютная шизофрения при потреблении социальных сетей на разных гаджетах. Вот я смотрю, у вас, Дима, много разных гаджетов.
Дмитрий Баронов
- Есть они.
Елена Пикунова
- И если у вас на них есть социальные сети (на iPad, например, на смартфоне), то у вас там абсолютно разная модель поведения, вы по-разному ведете себя, как пользователь. У вас совершенно другая лента в iPad и совершенно другая лента в смартфоне, вы по-другому себя ведете - вы ставите другие лайки, вы смотрите другую ленту, вы реагируете абсолютно на другие посты. Это феномен абсолютный, это феномен психологии поведения в социальных сетях пользователя из мобайла. И это как раз интересный момент в мобильной рекламе. Мобильную рекламу нужно очень жестко таргетировать по тому качеству пользователя, который виден нам, как рекламщикам, где она будет - в мобильных телефонах, в смартфонах (вы понимаете, что мобильные телефоны – это до смартфона), в iPad – и это все будет абсолютно разный пользователь, даже если это один человек.
Виктория Вирта
- Кстати, про отличия. Смотрите, «Facebook» не так давно ввел новый тип рекламного объявления – карусель (я не знаю, как он конкретно у них называется, мы каруселью называем) и, по сути, для веба - это не очень нужный формат, потому что мышкой там не очень удобно листать, то есть этот формат был создан только для пальца, он был создан для мобильного пользователя. Поэтому социальные сети понимают, что огромная часть пользователей используют их именно через мобильное устройство и создают рекламу подходящую - более интимную, более требующую вовлечения, взаимодействия с собой. И социальные сети, действительно, с точки зрения подачи информации многому сейчас учат маркетологов, потому что и образы визуальные начинают новые появляться. То есть уже это правило «дети, животные, обнаженка», которое я учила классическое в институте, оно сейчас в таком формате отчасти работает (котики – они везде котики), но все-таки мобайл учит маркетологов применять какие-то совсем нестандартные форматы.
Елена Пикунова
- Работа с контентом тем же самым.
Виктория Вирта
- Да, с теми же текстами - это должен быть совсем точный копирайт, точное попадание в целевую аудиторию, потому что маленькие экраны, маленькое количество контента не дает возможности подвести пользователя к мысли, по сути его надо чуть ли не одним словом.
Елена Пикунова
- Причем, его надо быстро захватить.
Виктория Вирта
- Да, захватить и вынудить его сделать то, что вы от него хотите. На самом деле, получается, что мобайл вызывает профессиональный рост маркетологов, если они хорошо этим занимаются.
Дмитрий Баронов
- Вот еще какой вопрос. Есть у нас, как вы знаете, Институт развития Интернета, вы – ведущие эксперты этого института, и сейчас готовится долгосрочная программа развития Интернета, которая 1 октября ляжет на стол нашему Президенту Владимиру Путину. Вы, как профессионалы, видите то, что происходит каждый день у вас в связи с интернетом вообще и мобильным в частности. Есть ли у вас какой-то к Государству призыв? Что оно может сделать для нас?
Елена Пикунова
- Очень серьезный призыв у меня к государству.
Дмитрий Баронов
- Призывайте.
Елена Пикунова
- Я бы очень сильно призвала заняться качеством мобильных сетей в регионах и на местах.
Виктория Вирта
- Это отдельная проблема.
Елена Пикунова
- Потому что иначе ни мобильная реклама, ничего... И, в частности, загруженность мобильных сетей в крупных городах, потому что это проблема серьезная, в том числе и мобильной рекламы. Мы иногда просто не можем простучаться через заклатерность самой мобильной рекламы - когда одна сеть перебивает другую сеть, когда 3G плохо работает – это совсем не 3G, когда 4G, которая заявлена, его просто нет. Это серьезная проблема на государственном уровне, которую нужно решать государственными способами. Без технологий передачи канальных данных не будет и мобильной рекламы, не будет развития интернета. Если мы говорим об интернете в целом (в том числе об интернете десктопном), одним из трамплинов для интернета как раз явилось проведение широкополосного доступа по всей стране. Сейчас то же самое нужно сделать с мобильным интернетом - нужно очень сильно подстегнуть наших операторов, чтобы они выделили хорошие тарифы, поменяли ужасные совершенно вышки, которые старорежимные, старые. Потому что это очень серьезно. Я много ездила по стране, когда была возможность, и везде качество и уровень интернета оставляли желать лучшего (именно мобильного интернета).
Виктория Вирта
- Причем, это ведь влияет не только на то, что какие-то услуги и какие-то сервисы становятся недоступны людям. Это, по сути, некая дискриминация. Как говорят «Москва – не вся Россия». То, что может себе позволить московский мобильный пользователь, не может позволить себе мобильный пользователь в регионе. Почему? Чем он отличается? Это еще проблема для маркетологов, потому что пользователь, кроме своей демографической принадлежности, в остальном он может совпадать: у него может быть возраст одинаковый, интерес одинаковый, потребительская способность, но ему не получится показать, например, вот это рекламное объявление, потому что просто он ее не увидел. Получается дискриминация, и дискриминация продавцов, поставщиков услуг, потому что они не могут достучаться до своего мобильного пользователя. Есть интересный момент. Мы думаем, что в основном мобильными сервисами или мобильными сайтами пользуется более молодая аудитория, но на самом деле, это не так - есть люди и старше. Например, у меня сейчас появился новый клиент, у него очень сложные услуги, связанные с оздоровлением лесов, деревьев (то есть его аудитория явно не молодая), и 50% его трафика – это мобайл, все равно мобайл.
Елена Пикунова
- Приводите его к нам - у нас регионы, «Opera».
Виктория Вирта
- Да. Потому что, собственно, у всех у нас... у моей мамы даже айфон есть, 63 года. В принципе, постепенно люди начинают… Это не потому, что щедрые дети покупают своим родителям, а потому что они сами приходят, потому что они видят, что у ее соседки есть. И куда девать старые гаджеты? Например, у того же ребенка пожилого родителя смартфон устарел, он захотел себе новую модель. Куда он старую денет? Он старую отдаст родителям. И всё – родитель становится мобильным пользователем.
Елена Пикунова
- Абсолютно. И родители начинают потреблять мобильный интернет, скачивать приложения, иногда даже играть в игры. Пользователи от 50-ти и выше иногда более активны в некоторых направлениях, чем пользователи, которые являются самой активно-покупательской аудиторией – 25-34. И мы проводили огромное количество исследований, когда запускали наш рекламный проект в России, мы проводили исследования по всем регионам, потому что «Opera» очень активно представлена в России - один из самых популярных браузеров в России, мобильный именно. И мы проводили исследование потребления пользователей старше 55-ти - они очень активные, и именно в мобильном интернете они достаточно активны, готовы потреблять и покупать.
Виктория Вирта
- По поводу рекомендаций (я резюмирую) я полностью согласна: надо развивать сети, технологии, скорость интернета, ширину канала.
Елена Пикунова
- И это нужно делать на государственном уровне, чтобы не было проблем, связанных с военным сектором, потому что у нас по стране очень много военных предприятий, и очень сильно глушится сигнал везде.
Дмитрий Баронов
- Это касается распределения частот, я так понимаю?
Виктория Вирта
- Конечно. А это все касается вышек и построения поканальной системы передачи данных. И это все как раз касается и вышек, и технологий, и частот. Это все вместе. Это огромная государственная оболочка.
Елена Пикунова
- Мне кажется, что это еще и здравоохранения должно касаться. Сейчас объясню почему. Проводили же исследования, и к современным психозам (к тому, что может довести человека до истерики, до нервного срыва) относится зависание интернета, когда интернет не тянет.
Виктория Вирта
- То есть если вы хотите национального здоровья, сделайте нормальный мобильный интернет, Владимир Владимирович!
Дмитрий Баронов
- Будет нормальный интернет - у нас устранится цифровое неравенство в регионах (по сравнению с центральными городами) и люди станут более спокойными.
Елена Пикунова
- Спокойными, конечно. Радостными.
Виктория Вирта
- Счастливыми, здоровыми, смогут покупать, что хотят, ничем не отличаться от столицы в глобальном понимании.
Елена Пикунова
- Вся проблема нашей страны, на самом-то деле, в отсутствии нормального мобильного интернета.
Дмитрий Баронов
- Ну что ж, будем надеяться, что вас услышали. Или услышат. В завершении нашей программы, что бы вы могли пожелать нашим радиослушателям? Вы, Елена?
Елена Пикунова
- Вы знаете, я обычно всегда желаю любви всем и терпения, особенно сейчас, потому что ситуация сейчас крайне накаленная, иногда негативная, и в интернете, и в мобайле, и мы все это чувствуем. Я желаю всем любви и терпения, чтобы все были спокойней и терпимей друг к другу, улыбались чаще, чувствовали, что рядом есть любимые люди, ценили их тепло и переставали уже сидеть в интернете и заниматься всякими холиварами.
Дмитрий Баронов
- Виктория, ваше слово?
Виктория Вирта
- У меня, наверное, немножко противоположное.
Дмитрий Баронов
- Чтобы больше сидели?
Виктория Вирта
- Нет, не чтобы больше сидели. Я просто хочу людям пожелать открыть глаза на сложившуюся ситуацию. Потому что я сталкиваюсь с тем, что большинство людей уверены, что интернет – это как бы их не касается, что они не являются как таковыми пользователями интернета, что им ничего не нужно про интернет знать, потому что это не относится, например, к их профессии, поэтому «зачем нам все это?». Я хочу пожелать, чтобы люди все-таки самообразовывались в сфере интернета, потому что на самом деле выбора-то нет - мы уже все там. Это не какая-то другая реальность, в которую часть людей пришли, а часть остались. Я даже не знаю, как он нас еще не поглотил. Например, сейчас, когда даже мы совершаем звонки, уже 30-40% трафика идет через интернет, через айпи-каналы, и мало кто это понимает (мобильные операторы не сильно об этом говорят). Поэтому, если люди не будут понимать свое место в этой экосистеме, то они окажутся немножко на обочине, к сожалению. Поэтому я призываю, чтобы люди занимались самообразованием, связанным с интернетом, чтобы они понимали, как функционирует. Это заблуждение, что самый хороший пользователь – это глупый пользователь. Это неправда. Если люди будут знать, как функционирует реклама, мобильные приложения, сайты, может быть, будет даже гораздо проще с ними взаимодействовать, будут появляться какие-то новые форматы и сервисы. Так что я за образование с помощью института, в том числе, который не только на государственном уровне, но и за образование пользователей и за самообразование.
Дмитрий Баронов
- Ну что ж, мы только чуть-чуть прикоснулись одним пальцем к этому миру мобильной рекламы, в котором живут не сектанты, а живут…
Виктория Вирта
- Нормальные, живые женщины.
Дмитрий Баронов
- Да, и музыка это как раз подтверждает, которую мы сейчас услышали. У нас в эфире программа «Экспертный совет». Были ведущие эксперты Института развития Интернета: Елена Пикунова - директор компании «Opera mediaworks. Россия», и Виктория Вирта - совладелец группы компаний «Funaction». До свидания.