Андрей Кашуба
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня пятница, 21 августа, и у нас сегодня стартует новая программа по IT-рынку «Железная тема». Обсуждаем новости. Меня зовут Андрей Кашуба и со мной в студии Денис Нивников – главный редактор ведущего издания о железяках «3DNews». Денис, привет!
Денис Нивников
- Добрый день!
Андрей Кашуба
- Давай пробежимся быстренько, о чем мы сегодня говорим. У нас новостей много, насколько я понимаю.
Денис Нивников
- Новостей много, да, неделя была богатая. Если пройтись по всему в хронологическом порядке, то, первое, о чем мы поговорим – это анонс новых устройств «Samsung» (это новый большой смартфон и новый фаблет). Еще одна важная тема – это «Intel Developer Forum», который сейчас уже заканчивается в Сан-Франциско. Это важнейшее для «Intel» мероприятие ежегодное, на котором они рассказывают о своих планах на год, о своих достижениях за год, и там есть пара действительно интересных анонсов. И в заключение мы поговорим о более общих вещах. Было на этой неделе очень много новостей, связанных с автоматически-пилотируемыми транспортными средствами: и автомобили, и самолеты, и дроиды, и разнообразные другие устройства - вот об этом мы поговорим тоже подробно.
Андрей Кашуба
- Замечательно. Ну что, начинаем с «IDF», да?
Денис Нивников
- Да, давайте начнем с «IDF», потому что в железной теме то, что представляет «Intel» – это самое-самое важное. Открывал, как всегда, «Intel Developer Forum» генеральный директор компании Брайан Коржнович (Brian Krzanich), он рассказывал о достаточно общих вещах (о которых, на самом деле, «Intel» говорит последних года 3) - они рассказывали об интернете вещей, они рассказывали про новую систему взаимодействия с электронной вычислительной техникой. Очень много внимания уделили RealSense системе со стереокамерой, которая уже начинает внедряться в серийных устройствах, хотя за 2 года, которые прошли с ее анонса, конечно, мы ожидали гораздо большего количества устройств с RealSense. Тем не менее, ее уже официально поддерживает несколько специализированных операционных систем - например, операционная система для роботов, которая позволит им более точно двигаться в пространстве, более качественно распознавать предметы, окружающие их. Но самый главный анонс «IDF», конечно - это новый тип памяти. «Intel» буквально шокировал всех (потому что очень мало было утечек на эту тему) и это очень важная вещь. Дело в том, что «Intel» представила память, которая объединяет преимущества оперативной памяти с памятью твердотельной, с так называемой flash-памятью. Всем знакомы флешки, всем знакомы SSD-накопители - то, что может хранить информацию долго и не зависит от энергии, то есть можно отключить питание и информация будет сохраняться в устройстве. Это наследники таких вещей, как обычные жесткие диски, к которым все давно привыкли. Оперативная память работает совершенно иначе: если отключить питание у оперативной памяти, вся информация в ней будет потеряна, но зато оперативная память работает гораздо быстрее. Так вот, «Intel» представил новый тип памяти (называется он «CrossPoint», полное название 3D Cross Point) – это энергонезависимая память, которая работает на 3 порядка быстрее, чем обычные SSD-накопители. Почему она называется 3D? Она может быть многослойной. «Intel» сейчас показал устройство с двумя слоями, но, на самом деле, их можно делать больше. Соответственно, и емкость чипов, основанных на этой технологии, наращивается очень легко, скорости высокие, от питания она не зависит - то есть, фактически, это вещь, которая в значительной мере поменяет, ну, не принцип работы компьютера, конечно, но то, как мы привыкли относиться к информации на компьютере.
Андрей Кашуба
- Замечательно! И когда это планируется в массы?
Денис Нивников
- В 2016 году уже обещается серийное производство.
Андрей Кашуба
- Сейчас все крупные брэнды потихонечку будут уезжать, да?
Денис Нивников
- Да, это приведет к тому, что, в принципе (особенно у мобильных устройств, вот мы говорим: в смартфоне столько-то оперативной памяти, столько-то в постоянном накопителе), скорее всего, будет единый накопитель, который будет справляться с функциями того и другого.
Андрей Кашуба
- Прекрасно, хорошо. Что еще у «Intel» интересного?
Денис Нивников
- Это был главный анонс. Официально, конечно, главным анонсом считается выпуск нового поколения процессоров «Skylake», новых Core. Но дело в том, что, во-первых, «Skylake» выпускается в несколько этапов, и первые анонсы были еще в самом начале августа (и уже на «3DNews» лежит обзор этих процессоров), на «IDF» компания просто рассказала чуть больше про архитектуру этих процессоров. Но самое главное, что вотчина «Intel» - центральные процессоры для персональных компьютеров - не приносит таких ярких новостей уже достаточно давно. То есть «Skylake» дает прирост по производительности в пределах 5% (5, в лучшем случае 10%) и массу пользователей заинтересовать этим уже достаточно сложно. В «Skylake» очень много новшеств, они, как всегда, работают очень тщательно над энергопотреблением, чтобы в мобильных устройствах можно было использовать это ядро, но вот каких-то прорывных вещей, такого перехода к производительности, на которую больше всего обращают внимания пользователи, не происходит.
Андрей Кашуба
- Я думаю, что они все равно работают над этим, то есть где-то идут большие секретные разработки, чтобы перейти сразу же на какой-то качественно другой уровень, а не заниматься тюнингом, скажем так.
Денис Нивников
- Вот качественно на другой уровень – это как раз новый тип памяти, вот это позволит системе работать заметно быстрее и отзывчивость систем увеличит. Что касается центральных процессоров - на самом деле, производительность сейчас уже настолько достаточна в современных компьютерах и у «Intel» настолько нет конкурентов в данный момент, что им просто нет необходимости делать какие-то качественные скачки, переход сразу на другой уровень производительности (добавлять, удваивать, утраивать производительность одного чипа). Они могут полномерно дорабатывать другие подсистемы. Они реализовали в «Skylake» отличную совершенно систему, которая позволяет отключать отдельные блоки процессора, когда они не нужны, и достаточно тонко настраивать его энергопотребление. В мобильных устройствах - это отлично.
Андрей Кашуба
- Это очень важно, да. То есть, мне кажется, кто сделает совсем вечный телефон, который будет работать хотя бы дня 4-5.
Денис Нивников
- Тут, скорее, о вечном ноутбуке идет речь - это процессоры для чуть большего…
Андрей Кашуба
- Ты знаешь, вот к ноутбуку привыкли, что они работают 4-5 часов и на этом все, а вот смартфоны – это плохо, которые используются чаще, чем ноутбук.
Денис Нивников
- Пожалуй, да, они гораздо реже оказываются в розетке, потому что мы перемещаемся в пространстве.
Андрей Кашуба
- Конечно. Хорошо, пускай работают над энергопотреблением… важным. Так, что еще у нас есть? Про «Samsung»?
Денис Нивников
- Да, наверное, расскажем про «Samsung». В Нью-Йорке прошла презентация двух новинок у «Samsung» – это новый смартфон «Samsung Galaxy S6 Edge Plus». Почему Plus? Потому что «Samsung Galaxy S6 Edge» просто уже был, они выпустили обновление. И выпустили «Galaxy Note 5» - тоже достаточно интересное устройство. Давайте все-таки сначала со смартфона. Я думаю, слушателям достаточно знакома уже линейка Edge «Samsung» – это смартфоны, у которых экран скошен по краям, то есть у них как бы загнутый к бокам экран (это на самом деле не дает никакой функциональности дополнительной). Пытались использовать эту боковую поверхность закругленную, чтобы располагать там какие-то пиктограмки дополнительные.
Андрей Кашуба
- Кнопочки…
Денис Нивников
- Да, нажимать их правым пальцем. Сейчас от этого практически отказались, потому что какого-то такого отдельного пользовательского опыта это не приносит, на самом деле. Поэтому, это больше про дизайн - выглядит это действительно здорово, в руке телефон лежит очень удобно, меньше выскальзывает, управлять им удобней.
Андрей Кашуба
- Я не знаю, я заходил в «Евросеть», которая в нашем же доме находится, повертел его в руках - меня не впечатлил он, не понравился закругленный экран, неудобно.
Денис Нивников
- На вкус и цвет, как говорится. Не могу сказать, что это какая-то вещь необходимая.
Андрей Кашуба
- Была бы какая-то функциональность в этом - было бы хорошо, а тут - закруглен, хорошо, и что?
Денис Нивников
- Закруглен - приятно, ни у кого такого нет больше.
Андрей Кашуба
- Да, это аргумент, согласен.
Денис Нивников
- Вот, что касается «S6 Edge Plus» - всего понемножку добавили в этот смартфон, ничего не изменив радикально: чуть более быстрый процессор, экран увеличили до 5,7 дюйма, больше памяти стало (4Гб) и еще мелкие доработки по софту. В общем, радикального ничего не произошло, и, действительно, версия Plus (так же, как это бывает у других производителей). Что касается «Galaxy Note 5» - были разговоры о том, что это устройство вообще не будет поставляться в Россию, потом руководители Samsung российского сказали, что все-таки довезут (довезут, правда, насколько я понимаю, ближе к Новому году). Это чуть более интересное устройство и достаточно популярное, оно тоже имеет некоторые элементы дизайна «Edge», но там не скошенный экран, там задняя панель скошена (примерно те же очертания, только с тыльной стороны). Очень удобное новое перо у «Note 5», оно действительно здорово работает, оно реагирует на нажатие кнопки на торце, когда ты его достаешь, у тебя запускается отдельный интерфейс, в котором ты быстро можешь запускать какие-то приложения. Потрясающая совершенно функция - ты можешь писать на экране: просто вот достав телефон из кармана, даже его не включая (остается черным экран), если тебе что-то быстро нужно записать, этим пером ты пишешь, то, что ты пишешь, отображается, и это можно быстро сохранить, как заметку. Это действительно удобно, это воспринимается, как обычный, нормальный, хороший блокнот аналоговый. Что касается начинки - примерно то же самое, что у «S6 Edge Plus»: 4 Гб оперативки, 8-ядерный процессор, большой экран. Что важно в этих двух моделях – «Samsung» отказался от использования карточки памяти внешней, память только встроенная и увеличить ее никак нельзя: либо 32, либо 64 ГБ, в зависимости от того, какую модель купил; больше добавить не удастся.
Андрей Кашуба
- Это же мало, нет?
Денис Нивников
- Нет, мне как-то хватает обычно этого, но тем, кому нужно больше, кто хочет весь торрент с собой унести в одном телефоне - конечно, да, будет тяжело без возможности вставить туда карточку. Кстати, на этой неделе была представлена 200-гигабайтная micro-SD карта.
Андрей Кашуба
- 200-гигабайтная micro-SD?
Денис Нивников
- 200 Гб micro-SD. То есть в телефон можно вставить 200 Гб.
Андрей Кашуба
- Прекрасно, прекрасно. Я вот вспоминаю, что было лет 10 назад… Цифры совершенно, конечно…
Денис Нивников
- Это всегда забавно вспоминать, что было 5-10 лет назад в этой индустрии.
Андрей Кашуба
- Потрясающе. Так, хорошо. У нас «Apple» должен представить «6 Plus», да? Через 2 недели, по-моему, да?
Денис Нивников
- Да, я вот хотел сказать, что на фоне того, что ожидается от главного конкурента «Samsung» (на рынке смартфонов они с «Apple» достаточно активно ведут войну), - то, что показал «Samsung» не то, чтобы слабо, но недостаточно ярко. Другое дело, что мы не знаем, что будет с 6S. Представить его должны в начале сентября - 9 сентября, насколько известно по слухам, будет презентация, 18 сентября он поступит в продажу в странах первого этапа.
Андрей Кашуба
- Будем следить и смотреть. Так, у нас на этой неделе были еще новости от «Samsung» касательно глобального интернета, да?
Денис Нивников
- Глобального интернета, да. Это не то, чтобы новость, то есть они не показали какой-то готовый продукт, но они представили проект, который на самом деле уже обсуждал «Google» некоторое время назад (вот «Google» как раз заявлял о планах этих достаточно серьезно). «Samsung» просто представил проект, не назвав никаких сроков, не сказав, что они действительно будут это реализовывать. Тем не менее, это проект глобального интернета. Речь идет о том, чтобы вывести 6,5 тыс. спутников на низкую орбиту вокруг Земли, которые обеспечат полное покрытие практически по всей поверхности Земли (во всякой случае, обитаемой, где есть некое население). Достаточно высокоскоростной этот интернет, то есть каждый из этих спутников обеспечивает пропускную способность 1 терабайт в секунду - это позволит нам оставаться на связи практически в любой точке земного шара. Хотя, на самом деле, конечно, эта система (как и подобные) делается не для того, чтобы мы со своим смартфоном, который разряжается за один день, где-нибудь в глубокой тайге или посреди океана могли отправить селфи в «Facebook». На самом деле, конечно, такие системы нужны совершенно для другого – это будущая инфраструктура следующего десятилетия или даже, может быть, века, ориентированная на «интернет вещей», на то время, когда у нас практически любое устройство будет подключено к сети, будет иметь какие-то функции, которые требуют взаимодействия с другими подобными устройствами.
Андрей Кашуба
- Хорошо. Тогда поговорим о будущем.
Денис Нивников
- О будущем?
Андрей Кашуба
- О будущем - то, что у нас самое интересное. Уж если мы говорим о «Google» (там много у нас новостей по поводу «Google»), что у нас творится с их прекрасным «Google Glass»? Они же вроде, то сворачивают разработки, то не сворачивают. Сейчас был анонс по поводу того, что «DHL» начинает тестировать «Google Glass» в Штатах.
Денис Нивников
- «Google» явно осознали, что их очки не станут пользовательским продуктом в ближайшее время, но сворачивать, конечно, этот проект они не собираются, потому что это тоже одна из вещей, которая однозначно будет в будущем (просто пока еще не пришло время, чтобы выпустить ее на рынок массово). Продолжают исследования, продолжают разработки, продолжают выпускать новые версии. В том, что касается исследования, вот, например, они с «DHL» собираются сотрудничать - «DHL» будет использовать «Google Glass» на своих складах, сотрудники складов могут использовать эти очки, чтобы получать информацию…
Андрей Кашуба
- Что где лежит?
Денис Нивников
- Да, буквально, что где лежит, где какой товар найти, возможно, передавать какую-то информацию обратно. Есть даже такой смешной Use Case: работники огромных складов с помощью «Google» очков будут знать, где выход из этого склада. Да, он будет подсказывать.
Андрей Кашуба
- Табличка «Выхода нет» и «Выход здесь», да?
Денис Нивников
- Как кротчайшим путем покинуть помещение.
Андрей Кашуба
- План эвакуации тоже не будет висеть на стене, да? Хорошо. Расскажи, пожалуйста, «Google» сменил название, да? Стал теперь «Alpha/Beta». Вернее, не сменил название, а стал дочкой новой компании.
Денис Нивников
- Вообще эта новость, по-моему, звучит достаточно сочно, что «Google» купили.
Андрей Кашуба
- Я такого заголовка ни разу не видел, хотя хороший заголовок.
Денис Нивников
- А, тем не менее, именно это и произошло. Да, нашлась компания, которая купила «Google» целиком и полностью. Есть, правда, нюанс – эта компания, по сути, является «Google» (два основателя «Google» создали новую юридическую структуру).
Андрей Кашуба
- Вот скажи, пожалуйста, это просто юридический механизм какой-то или что-то меняется все-таки?
Денис Нивников
- Нет, практически ничего не меняется. Это юридически организационная вещь, которая не несет другого смысла, кроме того, чтобы оптимизировать каким-то образом управленческую структуру, возможно, денежные потоки. Это позволит компании вывести из-под «Google» (который поисковик и все с этим связанное) проекты, которые не относятся к поиску вообще. Первая покупка новой компании «Alpha/Beta» - она совершенно в другой области лежит и не связана с высокими технологиями напрямую.
Андрей Кашуба
- Как шутили в Интернете: «только для того, чтобы встать в телефонном справочнике выше».
Денис Нивников
- Да, повыше. Это хорошее объяснение.
Андрей Кашуба
- Так, хорошо. У нас есть что-нибудь еще от «Google» в новостях? Или переходим дальше?
Денис Нивников
- От «Google» есть в новостях, но я думаю, это чуть попозже - про беспилотники, про то, как они их тестируют.
Андрей Кашуба
- Да, у нас очень много новостей было про автобеспилотники и летающие беспилотники, и даже плавающие беспилотники.
Денис Нивников
- Я даже не знаю с чего начать, потому что на этой неделе просто огромное количество новостей было на эту тему. В принципе, уже понятно, что автомобили в будущем будут автопилотируемые. Сейчас это, конечно, звучит совершенно фантастически. Если об этом задуматься - на самом деле, это уже здесь. Мы на «3DNews» несколько месяцев назад тестировали новый «Infinity», который позволяет, например, проехать полностью МКАД по кругу не прикасаясь к рулевому управлению вообще - он сам выдерживает ряд и не дает тебе уклониться, он сам выдерживает расстояние от впереди идущего автомобиля, при чем, он может, как тормозить, в случае, если впереди пробка, так и разгоняться, когда расстояние растет. То есть, реально в полностью автоматическом режиме мы проехали круг по МКАДу и это, конечно, очень странный опыт. Потому что когда ты едешь на этой машине по третьему кольцу, например, в наших пробках, и она за тебя тормозит (причем, тормозит гораздо резче, неожиданней, чем ты думаешь) - не ездят в Москве так, как ездит эта машина: она оставляет гораздо большую дистанцию до впереди идущего автомобиля, туда постоянно кто-то пытается влезть, а потом она паникует, что всё, у вас предаварийная ситуация.
Андрей Кашуба
- То есть такой едешь, как автоматический чайник, да?
Денис Нивников
- Да. В итоге мы эту систему отключали, конечно, когда ездили, потому что это действительно раздражает. Но, тем не менее, она работающая.
Андрей Кашуба
- А потом в обзоре как написали: «Мы ездили, но выключили всё», да?
Денис Нивников
- Ласково написали. Нет, мы полностью описали, естественно не то, чтобы недостатки, а те особенности, которые привносит в процесс вождения эта машина, эта система. Но она действительно работает, она позволяет избежать любимой московской аварии «я в пробке зазевался», когда одна машина догоняет другую, а потом блокирует дорогу еще на 3-4 часа.
Андрей Кашуба
- А есть в ней какие-нибудь настройки: когда тормозить, насколько держать дистанцию.
Денис Нивников
- Да, у нее есть настройка «уровня паники», но даже на самом слабом уровне она все равно, конечно, по московским меркам… Но это общеизвестно, что когда иностранцы приезжают и садятся за руль в Москве, они чувствуют себя примерно так, как мы чувствуем себя, сев за руль в Индии, например, где тоже совершенно сумасшедшее движение.
Андрей Кашуба
- Красота. Так, хорошо, а что у нас…
Денис Нивников
- Что касается автомобилей автопилотируемых (эту тему мы затронули) - «Tesla» рассказала, что они приступили к испытаниям автопилотируемых автомобилей.
Андрей Кашуба
- Автопилотируемых электромобилей.
Денис Нивников
- Электромобилей, да, действительно. В тех странах, где дорожная сеть развита давно и хорошо, в принципе, решение этой задачи не очень сложное. Тем более, что речь идет о том, что автомобиль будет автоматически перемещаться не от двери до двери, естественно, а будет происходить это примерно так, как это сейчас происходит в авиации: самолет большую часть времени, когда мы летим, условно говоря, в Турцию на курорт, летит сам по себе - пилоты нажимают нужные кнопки, откидываются в кресле и занимаются, условно говоря, своими делами, лишь присматривая за тем, как все это происходит. В ручном режиме (и то не всегда) происходит только взлет и посадка. Взлет практически всегда в ручном режиме, посадка может происходить и так, и эдак. Примерно такой же принцип будет заложен и в случае автомобилей. Когда мы едем по дворам, когда мы отъезжаем от своего гаража, естественно, нагрузка, в основном, на водителе, тем более что автоматизировать эту часть дороги достаточно сложно. Как только мы выезжаем на более крупную дорогу, тем более на автомагистраль какую-нибудь, автомобиль просто ведет нас из точки А в точку Б, вот ровно так, как «Infinity» едет по МКАДу - там не нужно огромное количество перестроений, там обычно достаточно качественные знаки разметки, которые позволяют системе работать четко и не сбиваться.
Андрей Кашуба
- Ну, на счет обычно качественной разметки – это…
Денис Нивников
- Я сразу сказал, в самом начале, что это касается тех стран, где дорожная сеть уже достаточно хорошо развита. В Европе расстояния не те, там с дорогой вообще все очень хорошо и навигаторы знают дорогу до последней кочки, не то, что до рядности движения. В Соединенных Штатах тоже, в принципе, дороги достаточно неплохие, хотя там они больше похожи на наши, а наши уже приблизились к тем дорогам (во всяком случае, в крупных городах). В Москве на крупных трассах уже, в принципе, эти системы в серийных автомобилях работают и показывают себя неплохо.
Андрей Кашуба
- Замечательно, хорошо. И возвращаемся к компании «Apple», нет?
Денис Нивников
- А я бы вернулся к «Google» - как раз сказать про то, что они тестируют беспилотники. Для чего вообще нужно автоматическое управление? С машиной некоторым даже нравится крутить баранку (если, конечно, мы не едем на 2000 километров, когда можно изрядно устать), но, в основном, автолюбители машину покупают помощней для того, чтобы получать удовольствие от вождения, и тут вопрос автоматизации не настолько очевиден. А вот где вопрос автоматизации точно очевиден – это, опять же, возвращаемся в воздух к нашим любимым самолетам, а также к новым типам пилотируемых устройств, и непилотируемых, таких как квадрокоптеры, которых становится все больше. Очевидно, совершенно, что уже сейчас (у нас есть новость на этой неделе про то, что люди запускали квадрокоптер, чтобы снимать садящиеся самолеты рядом с аэропортом и, тем самым, вносили изрядные помехи вообще в воздушное движение организованное) квадрокоптеров будет становиться все больше. Вообще, вот таких маленьких летающих аппаратов электронных будет много-много-много.
Андрей Кашуба
- Их стоимость уже невысока, да?
Денис Нивников
- Их стоимость очень небольшая, да, и сфер применения совершенно огромное количество. Мы все помним историю, когда запретили доставку грузов с помощью квадрокоптеров. В принципе, эти задачи можно тоже решить с помощью «интернета вещей», выведенных на орбиту спутников, которые покроют интернетом всю планету, и автоматического пилотирования (то, что не может сделать человек): если у нас будет очень плотное движение в воздухе, то количество аварий…
Андрей Кашуба
- Почему-то вспоминается сразу фильм «Пятый элемент», да?
Денис Нивников
- Да-да-да. Вот примерно эта картинка и стоит в голове. Управлять таким движением – это уже задача не для человека: человек допускает слишком много ошибок. Электронные системы ошибок практически не допускают, если они правильно спрограммированы. И очевидно, что вот там автоматическое пилотирование развернется как раз в полный рост и проблему с тем, где могут летать квадрокоптеры, решить, на самом деле, достаточно легко, если они будут полностью автоматическими - это программируется, они сами себя отслеживают, где они находятся, по «GPS» и передают информацию через глобальный интернет. В этом направлении движется. «Google» как раз испытывает сейчас летательные аппараты автоматические. Новость касалась того, что они умудрились обойти правила в США и испытывать, не получив лицензии - они просто договорились с «НАСА» о том, что они будут проводить эти исследования.
Андрей Кашуба
- Это, по-моему, покруче, чем получить лицензию.
Денис Нивников
- И да, и нет.
Андрей Кашуба
- А у меня вот такой вопрос: ошибка человеческая не может быть такой совсем глобальной, а сбой электронной системы может привести к такой большой-большой катастрофе. Как-то тревожно по этому поводу. Или там настолько все работают над именно безопасностью, чтобы это все не отключилось, не сломалось, не заглючило и не привело к каким-то ужасным последствиям?
Денис Нивников
- У нас же есть Интернет, который достаточно глобальная система, и глобального сбоя Интернета я не припомню. Бывает, что вырубаются какие-то сегменты, ковшом зацепили кабель, но это опять же человеческая ошибка, а не системная.
Андрей Кашуба
- Даже если случится глобальный сбой Интернета, никто не погибнет в массовом масштабе.
Денис Нивников
- Очень спорно. На самом деле, на Интернет завязано уже такое количество систем, которые…
Андрей Кашуба
- Или уже всё, уже поздно?
Денис Нивников
- Конечно. У нас медицина завязана на интернет, у нас трафик городской завязан на интернет. Это не глобально пока что, но уже есть системы, которые касаются жизнедеятельности человека достаточно плотно, чтобы, действительно, создавать какую-то угрозу в случае, если у нас будет глобальный отказ Интернета.
Андрей Кашуба
- То есть, можно не тревожиться - люди работают, да?
Денис Нивников
- Люди работают, да. То, что касается автоматических систем, - там все спокойнее. Другое дело - электронные системы любые уязвимы. И, вот опять же, была новость на этой неделе про то, что хакер взломал электронные системы нескольких типов автомобилей: «BMW», «Mercedes», кто-то еще был затронут - просто удаленно, с помощью электронных систем, он открывал автомобильные замки практически любой машины, в которой есть определенная электронная система (это самые новые модели, они оказались уязвимы). Примерно та же история, что с самолетами - некоторое время назад один из крупных автопроизводителей запретил известному хакеру летать на самолетах определенной авиакомпании, потому что он исследовал электронные системы этого типа самолетов на уязвимость.
Андрей Кашуба
- Мне кажется, его на работу надо было позвать.
Денис Нивников
- Вот мне тоже кажется, что они должны были с ним сразу договариваться и нанимать его к себе, но вот почему-то они сделали совершенно иначе.
Андрей Кашуба
- Обиделись…
Денис Нивников
- Обиделись, да. Он, правда, громко заявил, что он взломал, потом выяснилось, что он, конечно, взломал не реальный самолет, не летящий в воздухе (многие журналисты новость подавали именно так - что он, сидя в кресле летящего самолета, изменил его курс). На самом деле - нет, это все было сделано на эмуляторе, на его компьютере. Но, тем не менее, он показал потенциальную возможность. Точно также есть потенциальная возможность внедрения в автомобиль. И если с самолетами опасность меньше (как это не абсурдно звучит: самолетов очень немного и пользуемся мы ими редко), а машин вокруг - огромное количество, пользуемся ими мы постоянно, и, самое главное, для хакера гораздо проще и доступнее приобрести автомобиль, нежели самолет, для того, чтобы исследовать его электронные системы и понять, как его взламывать. Но это мы возвращаемся к тому, что опять-таки - это воздействие человека. Электронные системы сами по себе достаточно надежны, пока не случился какой-нибудь искусственный интеллект, который решит...
Андрей Кашуба
- Да-да-да. Почему-то тоже, если так к фильмам обращаться, вспоминаем «Звездные войны»: все там замерли и упали.
Денис Нивников
- Да.
Андрей Кашуба
- Хорошо. «Apple» тоже что-то готовит, да? В плане беспилотных автомобилей. По крайней мере, слухи по этому поводу идут постоянно, «The Guardian», по-моему, писал на это неделе.
Денис Нивников
- Да «Apple» практически не скрывают, что они работают (так же, как и «Google») над проектом автоматического автомобиля, но, в отличие от «Google», насколько я помню, у «Apple» этот автомобиль должен быть электрический - так же как «Tesla», они хотят сразу сделать электромобиль. Насколько это оправдано - сказать сложно, потому что сейчас представить в обозримом будущем то, что электромобили вытеснят бензиновые - практически нереально. Дело в том, что это транспортное средство очень ограниченного радиуса действия (так же, как наш смартфон, который может проработать только сутки без розетки). С машинами все еще сложнее. Опять же, мы на «3DNews» тестировали электромобили практически все, которые представлены на российском рынке: и серийные, и экспериментальные. Была очень смешная машинка от «Renault» у нас, которая на 2 человека, которые сидят друг за другом.
Андрей Кашуба
- Это маленькая такая?
Денис Нивников
- Она называется «Twizy», у нее нет дверей. То есть, когда на ней едешь по третьему транспортному кольцу, ощущаешь себя примерно, как на велосипеде - с той же степенью опасности и с той же степенью защищенности. Полностью электрический автомобиль. Основная проблема с ними в том, что ты едешь по третьему кольцу и ты боишься не соседнего «КамАза», который дышит тебе в лицо выхлопом и может на тебя наехать своим огромным колесом, а того, что ты не доедешь до дома. Москва – город большой. У меня от дома до работы получается 40 километров в одну сторону. 40+40 – это больше, чем «Twizy» может проехать на одной зарядке. Поэтому если ты в середине дня не поставил его на подзарядку, то ты не сможешь вернуться домой.
Андрей Кашуба
- Но технологии идут вперед. Я думаю, что это время будет увеличиваться, да?
Денис Нивников
- Оно будет, конечно, увеличиваться, но даже если представить себе, что лихо технологии пошли вперед и время увеличилось в 2 раза - это даст нам не 80, а 160 километров (то есть до Ярославля, например, на такой машине я не доеду). А заряжается она достаточно долго. Может быть, конечно, когда инфраструктура будет достаточно развита… В чем преимущество бензинового автомобиля? Его зарядить (заправить) можно за несколько минут, а электромобиль заряжается несколько часов. Конечно, если сделать заменяемые батареи (ты просто приезжаешь на заправку, тебе разряженную достали, а новую вставили), то это решило бы проблему и тогда, в принципе, вопрос о расстоянии не стоял бы так остро. Но пока что таких технологий массовых нет. Над ними работали, по-моему, «Panasonic», над ними работал кто-то из автопроизводителей, но…
Андрей Кашуба
- Там работают очень давно, насколько я помню.
Денис Нивников
- Давно. Но пока что развивают (в Соединенных Штатах, например) сеть именно зарядок, но не сменных аккумуляторов.
Андрей Кашуба
- Хорошо. Что у нас еще сегодня на повестке дня?
Денис Нивников
- Можно продолжить тему электрических автомобилей рассказом о том, что в Британии, например, разработан проект дорог, которые будут подзаряжать автомобиль (то есть электрические заправки для автомобилей будут не нужны вовсе - пока ты едешь по дороге на автомобиле, он автоматически заряжается). Примерно так же, как сейчас есть беспроводные зарядки для телефона: ты просто положил на некую поверхность телефон, он индукционным образом будет заряжаться. Вот примерно на том же принципе будет работать. Но это пока что проект, естественно, то есть там не было физической реализации этого.
Андрей Кашуба
- И стоимость этой дороги будет космической, нет?
Денис Нивников
- Стоимость любых крупных инфраструктурных проектов космическая. Тут надо просто считать, какую отдачу это даст, сколько можно на этом сэкономить.
Андрей Кашуба
- Логично. Хорошо, у нас еще были какие-то плав-средства тоже автоматические?
Денис Нивников
- Да, это плав-средство, оно интересно даже не тем, что оно автоматическое. Кстати, морской транспорт (и вообще водный транспорт) - еще один тип транспорта, который так же, как и воздушный, вот прямо просится для того, чтобы стать автоматическим (управляться электроникой, а не человеком). Проект, о котором мы писали на этой неделе, он интересен тем, что в полностью автоматическом режиме катамаран должен будет обогнуть земной шар.
Андрей Кашуба
- А зачем?
Денис Нивников
- А для того, чтобы показать, что это возможно, что такие судна уже готовы к серийному производству. На самом деле, автоматический морской транспорт уже используется. Например, для посадки космического корабля «SpaceX» используется платформа, которая управляется автоматически (что не удивительно, учитывая, как именно этот космический корабль на эту платформу приземляется). Последние 2 из 3 раз, по-моему, закончились крупной аварией, поэтому желательно, чтобы на этой платформе людей не было.
Андрей Кашуба
- Хорошо. Вот я вижу еще одну новость, которая очень близка именно нашим согражданам, хотя новость из Японии: «Японская железная дорога обзавелась камерами, выявляющими нетрезвых граждан».
Денис Нивников
- Да, довольно интересная система. На самом деле, подобные вещи уже реализованы во многих аэропортах, просто так, как это связано с безопасностью, про них знает ограниченный круг лиц. Но современные технологии позволяют с помощью видеокамеры и анализа картинки не только выцеплять машины, которые превышают скорость на дороге, например, но и анализировать поведение отдельных людей в публичных местах. Впервые это было реализовано в аэропортах, когда пытались таким образом ловить террористов. Насколько я знаю (опять же, эти данные закрыты, учитывая тематику), но работает достаточно успешно. Человек, который пришел не для того, чтобы улететь с чемоданом в Турцию загорать, а чтобы сделать что-то другое, он, очевидно, ведет себя немножко иначе, чем общий поток пассажиров. Если анализировать это с помощью облачных систем - это выявляется. Примерно на этом же принципе работает и система, которую сейчас внедряют японцы. У них достаточно много происходит несчастных случаев на железнодорожном транспорте, связанных с людьми в состоянии алкогольного опьянения. Вот они пытаются эту проблем решить, просто не допустив этих людей до железнодорожного транспорта.
Андрей Кашуба
- Японцы много пьют и много ездят, да?
Денис Нивников
- Да-да. Они будут их отсеивать на подходе, а помогать им будет электронная система, которая точно так же видеокамерами снимает поток, оцифровывает, анализирует траекторию движения, анализирует поведение людей и потом просто полицейскому будет на экранчике подсвечиваться, что вот этого человека, наверное, надо остановить и проверить, а, возможно, даже развернуть на 180 градусов.
Андрей Кашуба
- Какой кошмар!
Денис Нивников
- Почему же? Надо взять такси, мне кажется, в этом случае. Я понимаю, что никто не запрещает выпить и потом перемещаться в сторону дома, но лучше это делать безопасно.
Андрей Кашуба
- Нет, я просто вспоминаю (правда, я в электричках давно не был), но, насколько я помню, это, по-моему, самый такой пьяный вид транспорта.
Денис Нивников
- Зависит от времени суток, но вообще – да.
Андрей Кашуба
- Так, хорошо. Наше время неумолимо подходит к концу. Я напоминаю, что у нас программа «Железная тема» на радио «МедиаМетрикс». В студии Андрей Кашуба и Денис Нивников – главный редактор компании «3DNews». Денис, есть у нас еще что-нибудь или мы на этом заканчиваем сегодня?
Денис Нивников
- Я думаю, мы на этом закончим сегодня. Будем ждать новых крупных интересных тем. Мы неумолимо приближаемся к сентябрю, к периоду «back to school», ко времени, когда все компании пытаются представить что-то новое, выкатить на рынок свои новые продукты, заинтересовать ими пользователей, продать их пользователям. Так что, я думаю, новостей в конце августа, и тем более, в начале сентября будет много и нам будет, о чем поговорить.
Андрей Кашуба
- Ну что ж, спасибо большое. До следующей недели. Пока-пока!
Денис Нивников
- Спасибо. Всего доброго!