{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Наталья Золотых 24 августа 2015г.
Интеллектуальная собственность
Как защитить нематериальные ценности российских компаний и сделать из них доходный актив?

Татьяна Минеева

- Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире передача «Национальный продукт» и я, ее ведущая, Татьяна Минеева. «Национальный продукт» теперь не только на телевидении, но и на радио. Проект также можно найти в социальных сетях. В программе «Национальный продукт» речь пойдет об отечественных предприятиях, разработках, инновациях, о том, как же российские предприниматели производят товары и услуги на уровне мировых стандартов. А сегодня мы поговорим об интеллектуальной собственности и ответим на вопрос: как защитить нематериальные ценности российских компаний и сделать из них доходный актив. И в гостях у нас Салманлы Заур, заместитель председателя комитета по содействию модернизации, технологическому развитию экономики России торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Здравствуй, Заур.

Заур Салманлы

- Здравствуйте.

Татьяна Минеева

- Такая должность серьезная. Название комитета – впечатляющее. Про что вообще комитет «модернизации… технологической… развития экономики России»? Какие вопросы поднимаем?

Заур Салманлы

- Еще раз всем здравствуйте. Сам комитет (короткий экскурс в историю) создан еще Евгением Максимовичем Примаковым. Председателем комитета является Попова Екатерина Витальевна. В свое время, когда она работала в администрации Президента помощником Дмитрия Анатольевича, тогда и была создана межведомственная рабочая группа по инновационному законодательству, и как раз началась вся эта работа.

Татьяна Минеева

- Это когда Россия взяла курс на модернизацию, на инновационный подход…

Заур Салманлы

- Потом Дмитрий Анатольевич стал Президентом, была создана комиссия по модернизации, и в тот же момент все эти инициативы, которые были, они были перетянуты в торгово-промышленную палату для более активной работы с бизнесом.

Татьяна Минеева

- Заур, я знаю, у комитета очень активно идут мероприятия, чуть ли не раз в квартал. И мы готовимся к одному из главных событий - Национальный Конгресс. Расскажи немного о нём - когда он будет, какие задачи ставит?

Заур Салманлы

- Есть мероприятие, которое называется «Национальный конгресс модернизации промышленности России, приоритеты развития». Мероприятие проходит уже 10 раз.

Татьяна Минеева

- Десятый? То есть это будет юбилейный.

Заур Салманлы

- Юбилейное мероприятие, всех приглашаем, заинтересованных в участии.

Татьяна Минеева

- Какого числа и кого конкретно приглашаете?

Заур Салманлы

- 13 октября в «Президент-Отель» управления делами Президента ждем всех заинтересованных экспертов, бизнес предпринимателей, общественных деятелей, всех абсолютно представителей деловой России и остальных структур, «Опоры России», СПП - пожалуйста.

Татьяна Минеева

- Какие будут круглые столы? Как формируется повестка? Что в итоге хотите…

Заур Салманлы

- Повестка формируется исходя из актуальных на сегодняшний день вопросов с точки зрения развития промышленности, которые формирует и МинПром, и еще ряд структур, которые специально созданы для развития промышленности. Тот же «Фонд развития промышленности», Владимиром Владимировичем который создан, он также выступает партнером этого мероприятия. Есть большое количество запросов на тематические секции, которые проходят в рамках форума. Одна из них - это важная составляющая – круглый стол по импорту-замещению. Приглашаем, Татьяна, Вас.

Татьяна Минеева

- Спасибо, с удовольствием. Кого ждем на этот круглый стол, на этот форум? Это российские производители, это промышленники?

Заур Салманлы

- Это, безусловно, в первую очередь российские производители, промышленные предприятия различного профиля (тут профильных ограничений нет). Мы работаем и с отечественными производителями, и с зарубежными. В этом плане у зарубежных производителей больше опыта, чем у наших, и нам будет приятно, если они этим опытом с нами поделятся. Наш постоянный партнер компании Panasonic, Merge, Behringer…

Татьяна Минеева

- Я думаю, раз форум проходит при поддержке Минпромторга России, наверно упор будет делаться на российские компании, российские бренды.

Заур Салманлы

- Безусловно.

Татьяна Минеева

- Наверное, вопрос сегодняшней передачи «интеллектуальная собственность и как ее защитить», он будет подниматься. Я хочу сразу сказать: сегодня у нас гостья, скоро к нам подойдет, не буду пока говорить кто, но это, наверно, самый главный эксперт интеллектуальной собственности. А пока мы с Зауром, с заместителем председателя «Комитета по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России ТПП» говорим о предстоящем форуме, который пройдет 13 октября.

Заур Салманлы

- 12-13 октября. Абсолютно верно.

Татьяна Минеева

- Какие еще круглые столы, помимо импортозамещения?

Заур Салманлы

- Будут круглые по здравоохранению, по развитию фармацевтической промышленности, по международному сотрудничеству России (большой акцент в сторону Китая, стран БРИКС, ШОС - такая активность сейчас ведется, исходя из курса, выбранного руководителями нашей страны). Так же еще масса круглых столов. Наши хорошие, надежные партнеры, такие как РЖД (с ними будет отдельная крупная секция по развитию Дальнего Востока), вообще, партнеров у мероприятия за эти 10 лет сформировано большое количество. Помимо различных общественных организаций (ВЭБ, Роснано, РЖД, РВК), большое количество структур. Поэтому грядет такое грандиозное событие, на котором каждый, кто чувствует себя причастным к российскому предпринимательству.

Татьяна Минеева

- Кто не безразличен!

Заур Салманлы

- Кто не безразличен к этому процессу, обязательно должен быть 12-13 числа в Президент-Отеле.

Татьяна Минеева

- Заур, ну, амбициозные цели и задачи Конгресса, и уровень участников, конечно, высокий, и десятый, юбилейный форум. Что в итоге? Какая резолюция? К кому вы обратитесь? Либо российский бизнес примет новую программу, скорректирует курс импортозамещения? Какую резолюцию планируете?

Заур Салманлы

- Я понял. Спасибо за вопрос. У нас основная идея заключается в следующем: мы считаем, что главными, основными практиками с точки зрения реализации всех различных программ, которые существуют у нас в государстве, является в первую очередь бизнес. И бизнес является не теоретиком, а практиком с точки зрения реализации всего, что придумывается со стороны руководства нашей страны, куда направление ведет. Я думаю, что, в первую очередь, бизнес - это та самая структура, которая должна задавать тон, в частности: какие программы должны приниматься, вопросы эффективности этих программ, с кем нужно в первую очередь советоваться им. Именно с нашим отечественным предпринимательством нужно выстраивать правильную работу по совершенствованию, модернизации промышленности. Это лейтмотив и основной акцент, который делается в конгрессе. Дальше наша задача заключается в том, чтобы эту позицию, идею донести до руководства страны. У нас есть официальная поддержка.

Татьяна Минеева

- Чтобы бизнес был услышан?

Заур Салманлы

- Чтобы бизнес не просто был услышан, а чтобы с ним велся равноправный, стопроцентный диалог со стороны государства, потому что без такого стопроцентного диалога нам такие большие задачи, которые мы перед собой ставим, экономические, нам их не решить.

Татьяна Минеева

- Заур, вот скажи по географическому содержанию – региональные бизнесмены активно идут? Вообще верят? Сейчас в очень непростое время мы живем, очень многие предприятия (крупные, промышленные) не в совсем здоровой обстановке и ситуации находятся. Верят они в форму дискуссионной площадки, в то, что можно выработать, консолидировать какую-то повестку для власти?

Заур Салманлы

- Дискуссионных площадок на самом деле на сегодняшний день в стране (с этим сложностей нет) - их достаточно, хватает. Вопрос в качестве этих площадок, которые организовываются. Мы уже с Вами, как люди, не первый раз принимающие участие в различных форумах, мероприятиях, конференциях, знаем точно, что форум форуму рознь. Есть мероприятия, в которых люди присутствуют в качестве просто слушателей и не более того, а есть мероприятия, формат организации которых подразумевает интерактивный диалог, постоянное общение с представителями и бизнеса, и друг с другом («B2B» тот же самый), с представителями власти, с представителями экспертного сообщества. Экономическая ситуация нам понятна - она не самая простая, но особенность заключается в том, что у каждой предпринимательской структуры, у каждого предпринимателя, бизнесмена есть ориентация на развитие. И развиваться он может только за счет расширения своих контактов и своих возможностей.

Татьяна Минеева

- Это «B2B» площадка, да?

Заур Салманлы

- Да. Это возможно только на таких вот общественных мероприятиях. Других, более эффективных инструментов на сегодняшний день не существует. Поэтому, те предприниматели, которые размышляют несколько «скупердяйски», они будут продолжать сетовать на общую экономическую ситуацию и жаловаться, что к ним никто не приходит. Для тех, кто выбирает быть активными, кто выбирает для себя что-то менять, что-то искать и постоянно находиться…

Татьяна Минеева

- Ну, партнеры, новые рынки сбыта, да?

Заур Салманлы

- Да, все инструменты, которые существуют. Для тех, кто выбирает «быть», они понимают для себя, что это новые возможности и их нужно использовать. Оценивая площадки, выбирают наиболее эффективные. Сейчас будет небольшая реклама, но с другой стороны, площадка действительно…

Татьяна Минеева

- Да, действительно в это время бизнесменам только и нужно объединяться в общественные организации и участвовать более активно в таких конгрессах, форумах, именно на «B2B» площадках искать партнеров новых, новых, новых. Дорогие друзья! Напомню, что у нас в эфире передача «Национальный продукт». Со мной Заур - заместитель председателя Комитета по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России Торгово-Промышленной палаты. И, наконец, друзья, присоединилась к нам наша гостья, эксперт интеллектуальной собственности Золотых Наталья, вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», председатель комитета по инновационному предпринимательству интеллектуальной собственности, генеральный директор компании «ТрансТехнология».

Золотых Наталья Ивановна

- Добрый вечер, спасибо большое.

Татьяна Минеева

- Я не все еще регалии зачитала. Первый вопрос такой, чтобы мы сразу про интеллектуальную собственность не начали разговаривать. Плавно перейдем. Как все можно успеть женщине? Выглядите еще так красиво (хочу сказать радиослушателям, которые нас не видят, но только слышат). Каким образом столько всего: и вице-президент, и председатель комитета, и еще бизнес? Как?

Золотых Наталья Ивановна

- Татьяна, наверно, все очень просто - это определенный синергетический эффект. Великолепные коллеги и в «Опоре России», и в «Деловой России». Поэтому на самом деле та работа, которую мы делаем, она дает удовлетворение. И, наверно, это удовлетворение позволяет сохранить и хорошую форму, и, в общем-то, достаточно оптимистично смотреть на развитие ситуации в будущем в России и на вопросы, которым посвящена наша передача, то есть созданию вот этого «Национального продукта».

Татьяна Минеева

- Заур, я у тебя хотела спросить: много ли таких активных дам, бизнес-леди в общественной деятельности…

Заур Салманлы

- Таких, как Наталья Ивановна, просто нет, начнем с этого. Это точно. А вообще, хотелось бы, чтобы наше предпринимательское сообщество ориентировалось на такие яркие примеры.

Татьяна Минеева

- Где же мужчины? Нужны же такие женщины, чтобы мужчины оживились как-то и поверили…

Заур Салманлы

- Не поверят мне радиослушатели - я сижу один здесь мужчина, со мной две женщины. Так что не знаю за мужчин, а вот женщины активно пришли в политику, в бизнес, чему я очень рад, потому что это намного приятнее.

Золотых Наталья Ивановна

- Спасибо большое, Заур.

Татьяна Минеева

- Спасибо, Заур, тебе за комплименты. Это хорошо, когда мужчина делает комплименты прямо в эфире, не важно, на какую тему мы говорим. Мужчины (кто нас слушает), учитесь. Наталья, первый вопрос – что же вообще сделано сейчас в нашей стране для того, чтобы именно интеллектуальная собственность была в правовом плане защищена. Вообще сделано ли? Не все радиослушатели понимают, что это такое. Может быть, небольшой экскурс в тему и что конкретно мы имеем сейчас?

Золотых Наталья Ивановна

- Татьяна, очень приятно, что в рамках такой передачи, как «Национальный продукт», поднимаются вопросы интеллектуальной собственности, потому что, по моему глубокому убеждению, это стержень. Конечно, когда мы говорим об интеллектуальной собственности, с одной стороны - это результаты интеллектуальной деятельности: это изобретения, промышленные образцы, полезные модели. А вторая сторона интеллектуальной собственности называется средства индивидуализации. Вот о ней мы говорим значительно чаще.

Татьяна Минеева

- Средства индивидуализации. Я запишу.

Золотых Наталья Ивановна

- Это товарные знаки (обычно их называют брендами, но, тем не менее, есть определенные отличия, об этом мы с вами поговорим несколько позже), это и фирменные наименования, это и коммерческие обозначения - все это называется средствами индивидуализации. На самом деле, с одной стороны, нужно сказать, что сегодня в России сформировано законодательство в области интеллектуальной собственности, которое в целом соответствует тем требованиям, которые существуют во всех промышленно развитых странах.

Татьяна Минеева

- То есть мы на уровне. Обычно в России говорят: «Мы еще далеко, мы отстаем».

Золотых Наталья Ивановна

- Нет, в плане законодательства, я полагаю, мы на уровне. Но где мы отстаем - это, наверное, в плане и осведомленности о том, что такое интеллектуальная собственность, как использовать ее в своих интересах, что нужно сделать для того, чтобы тот продукт, который ты создавал, был действительно защищен - защищен от недобросовестных конкурентов, защищен от копирования, защищен от подделок. Я в своей практической деятельности работаю с ведущими компаниями, такими как Apple, Sony, Honda, Hitachi, многими другими компаниями. Могу с уверенностью сказать, что те патентные заявки, которые подаются в Российской Федерации от имени этих компаний и направлены на защиту прав этих компаний на изобретения, промышленные образцы - они через полтора-два года станут готовыми продуктами, технологиями на нашем российском рынке. Это абсолютно четкая связь между патентованием и результатом, который появляется на рынке. То есть можно сделать вывод о том, что до тех пор, пока результат научно-технической деятельности не получил охраны, действительно выходить на другие рынки, в том числе, и на свой собственный рынок, достаточно сложно. Действительно сложно. И проблема, которую мы видим, заключается в том, что, с одной стороны, многие наши российские компании, производя продукцию, выходя на рынок Российской Федерации (может быть, даже других стран), забывают, что необходимо защитить те технологии, которые разрабатывают. Это с одной стороны, это одна сторона вопроса. Другая сторона вопроса – что нужно сделать для того, чтобы не нарушить права тех лиц, которые уже имеют патенты на территории Российской Федерации. Это тоже очень большая проблема, которая связана с тем, что необходимо произвести соответствующие поиски, необходимо быть уверенным в том, что тот продукт, который ты выводишь на рынок, не нарушает права третьих лиц. Но, к сожалению, очень часто необходимых мер наши национальные компании не предпринимают, поскольку, возможно, не знают, возможно, не уделяют этому должного внимания. Как раз, возвращаясь к тому вопросу, который Вы задали: «В чем проблема?». С одной стороны – да, законодательство есть, но мы должны научиться использовать это законодательство и понимать, что это инструмент, который может быть действительно очень мощным средством: он может быть и другом, и может быть, собственно говоря, и врагом. Поэтому такое обоюдоострое оружие.

Татьяна Минеева

- Вы, конечно, профессионал в правовом поле, но я хочу встать на сторону российских компаний. Законы написаны таким образом (не знаю, Заур, может, ты меня поддержишь в этом плане), что бизнес ничего не понимает, что там написано. И надо не просто семинары проводить, законы раздавать, надо перевести их на русский язык, сделать доступными какому-нибудь фермеру из глубинки нашей страны, который не просто прочтет и заснет, когда будет читать наши законы, но именно донести очень популярным языком, разжевать, на примере показать. Заур, может быть, у Вас в торгово-промышленной палате есть такие семинары именно для бизнеса, которые это все делают?

Заур Салманлы

- Понятие «нематериальный актив» для какого-нибудь предпринимателя из глубинки, наверно, трудно понятное.

Татьяна Минеева

- Средства индивидуализации.

Заур Салманлы

- Пошло, поехало. Средства индивидуализации. Всё, приехали, все сразу встали. Какие средства? О чем речь идет? На самом деле, в правильном Татьяна направлении мыслит: какие-то семинары, вебинары где-то в регионах должны происходить, с выездом, чтобы работать с предпринимательством через администрацию местную, разъяснять…

Татьяна Минеева

- Как вопросы господдержки - они же реально и через минэкономразвития, и через фонды поддержки, и через Росмолодежь (именно для предпринимателей) про гранты, про субсидирование все это рассказывается. Вот вопросы патентования, брендирования, защиты товарного знака - не слышала.

Золотых Наталья Ивановна

- Вы знаете, да, действительно, но, может быть, в силу новизны этой тематики, как это не парадоксально. Потому что и товарные знаки, и (как мы их обычно называем) бренды, и патенты известны уже веками, но в Советском Союзе была очень специфическая система, когда все права не принадлежали компаниям, они принадлежали государству. И, видимо, это…

Татьяна Минеева

- Менталитет остался.

Золотых Наталья Ивановна

- Абсолютно верно. Татьяна, еще раз вынуждена сказать, что Вы абсолютно, абсолютно, правы, говоря о том, что, к сожалению, те законы, которые действуют, они порой не только не совсем понятны для предпринимателей, но я вижу, что они не однозначно истолковываются тем же федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Татьяна Минеева

- Вы можете какой-то пример привести? На конкретном примере, чтобы тот предприниматель, который какую-то инновацию создал, чтобы он сразу понял, как ему надо трактовать примерно хотя бы и какие в ближайшие 3 года ему надо предпринять шаги?

Заур Салманлы

- Чтобы получить выгоду.

Татьяна Минеева

- Да, да, да.

Золотых Наталья Ивановна

- Вы знаете, наверное, я все-таки хотела бы привести пример не в отношении патентов (это более сложный случай), а в отношении тех же средств индивидуализации: как можно создавать продукт и продавать? Мы создаем продукт только для того, чтобы его продавать. То есть, если у продукта не будет названия, которое позволяло бы выделить его из других, аналогичных товаров, совершенно очевидно, что мы не сможем его купить.

Татьяна Минеева

- Мы говорим про какой-то продукт, который можно потрогать либо это услуга?

Золотых Наталья Ивановна

- Это любое: и продукт, и услуга. Совершенно независимо от того, что это, но то, что предполагается к реализации, должно как-то выделяться из других и иметь индивидуализацию, которая позволяла бы индивидуализировать и товары, и услуги. Надо сказать, что законодательства Российской Федерации и других стран устанавливают, что отнюдь не любое название может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Почему? Потому что если ты обладаешь правами на товарный знак, то ты имеешь исключительные права на использование этого обозначения для своей деятельности. Но когда мы говорим, например, о товарных знаках, то нужно сказать, что товарные знаки могут быть и словесными, и изобразительными.

Татьяна Минеева

- Картинка, логотип, как это делается.

Золотых Наталья Ивановна

- Абсолютно верно, абсолютно верно. С какой ситуацией мы достаточно часто встречаемся, и против какой деятельности выступает, например, «Опора России»? Есть так называемое описательное обозначение. Описательное обозначение - это обозначение, которое указывает на состав или свойства товаров. Например, если это сок, то можно сказать фруктовый (то есть он указывает на состав – фрукты), или мягкие, сочные и т.д. Говорится о том, что такие описательные обозначения, которые указывают на вид товара (хлеб, печенье и т.д.) - они не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Но в законе есть определенные исключения и, как это ни парадоксально, очень часто мы сталкиваемся с тем, что Роспатент регистрирует эти описательные обозначения в качестве товарных знаков. И это приводит к большим проблемам. Например, Роспатент регистрирует изображение хлебцев для такого товара, как хлебцы, и в этом случае владелец этого товарного знака начинает вытеснять всех производителей хлебцев.

Заур Салманлы

- Вообще всего хлеба?

Татьяна Минеева

- Хлебцев, их производят в каждом регионе по несколько. И что происходит? То есть это реальный случай Вы сейчас рассказываете?

Золотых Наталья Ивановна

- Я рассказываю о реальном случае, который действительно приводит к тому, что компании оказываются банкротами: они теряют производство, мы теряем рабочих.

Татьяна Минеева

- Мы же понимаем, что это абсурд. Как быть в такой ситуации?

 Золотых Наталья Ивановна

- Татьяна, мы понимаем, что это абсурд. Я могу привести очень похожий пример. Известные всем конфеты компании «Ferrero Rocher»: они представляют собой шарообразной формы…

Татьяна Минеева

- В золотой оберточке.

Золотых Наталья Ивановна

- Или просто, без золотой оберточки.

Заур Салманлы

- Просто круг.

 Золотых Наталья Ивановна

- Круг неровной поверхности. Вот это обозначение…

Татьяна Минеева

- И что они запатентовали это?

Золотых Наталья Ивановна

- Да! В качестве товарного знака. Это ужасно.

Татьяна Минеева

- Это на территории нашей страны?

Золотых Наталья Ивановна

- Это сделано на территории Российской Федерации. Роспатент, а дальше суды сказали - да, только единственная компания на территории Российской Федерации может производить конфеты шарообразной формы с неровной поверхностью.

Татьяна Минеева

- Все остальные должны только квадраты и треугольники теперь делать.

Золотых Наталья Ивановна

- Правильно, правильно! Вы понимаете? Действительно, это ущерб, это препятствие для развития бизнеса, для развития технологии. То есть, с одной стороны - зарегистрирован товарный знак, с другой стороны - регистрация этого товарного знака привела к тому, что заблокировано использование технологии производства шарообразных конфет с начинками (тех же трюфелей, или иных, которые действительно имеют шарообразную форму и неровную поверхность).

Татьяна Минеева

- Но на государственном уровне по таким делам какая-то комиссия правительственная создана, при Роспатенте может быть? Бизнес-сообщество чтобы сказало – это не правильно, давайте пересмотрим. Что делается?

Золотых Наталья Ивановна

- Вы знаете, всегда ведь как? Наши уважаемые слушатели, против чего мне хотелось бы вас предостеречь? Я понимаю, что порой, желая как можно быстрее захватить рынок и развить, увеличить объемы продаж, бывает соблазн пойти по пути наименьшего сопротивления и зарегистрировать те обозначения, использование которых даст тебе наибольшую выгоду. Но она будет создаваться за счет того, что ты будешь препятствовать другим использовать те названия, те обозначения, те изображения, которые появляются у них и являются, действительно, объективными обстоятельствами.

Заур Салманлы

- Некоторое нечестное ведение игры получается. Осознанное?

Золотых Наталья Ивановна

- Я бы сказала - да. Но, к сожалению (говоря о ясности или прозрачности законов) отнюдь не всегда к такому выводу приходят суды. Вот, понимаете, не всегда. Потому что есть норма, которая позволяет истолковать это, как добросовестность. И получается, кто сделал первый этот шаг…

Татьяна Минеева

- Кто первый, того и тапки?

Золотых Наталья Ивановна

- Да. Понимаете, это действительно та ситуация. Но, на самом деле, достаточно порой сложно провести такую грань. Возьмем те же, предположим, аптеки «36,6». Я вспоминаю, какое-то время тому назад Роспатент отказывал в регистрации этого обозначения для услуг аптек, говорил, что это описательное обозначение. Я не согласна с этим.

Татьяна Минеева

- Что цифра 36,6 описательная.

Золотых Наталья Ивановна

- Да. Я не согласна с этим. Потому, что мы же понимаем, что для аптек это лишь определенная какая-то ассоциация с нормальной температурой тела, со здоровьем и т.д. С моей точки зрения, это был великолепный пример. Но по закону почему-то были сложности с регистрацией. И получается так, что обычно владельцы товара хотят дать такое название, которое имело бы ассоциативную связь с тем продуктом, который они производят. Это искусство - найти удачное название, чтобы оно не было описательным (предположим, балет для балета), и, в то же время, указывало потребителям на какой-то смысл, заложенный в название этого товара. Это искусство, и оно должно быть реализовано при тесной работе и маркетологов, и специалистов в области правоохраны.

Заур Салманлы

- Наталья Ивановна, а вот, возвращаясь к этой «Rocher» компании. А как у нас наше российское предпринимательство защищено? Это - иностранцы, которые пришли на наш отечественный рынок, сейчас уже защищены судебным решением. А как наши отечественные защищены, какие у них права есть в связи с тем, что они на своем родном рынке? У них же должен быть приоритет (в нашем, во всяком случае, обывательском представлении)?

Золотых Наталья Ивановна

- Вы знаете, я прекрасно вижу, в силу своей деятельности, что мы порой представляем интересы иностранных компаний, которые обращаются к нам в связи с ситуацией, создавшейся в России, но одновременно у них идут споры в США, в Японии, в Европе. И мы видим, что везде есть определенный протекционизм. Не надо далеко ходить за примером: в отношении спора Samsung и Apple мы видели, какое решение было принято в США, и какое решение было принято в Китае и в других азиатских странах - разные решения. У нас я не чувствую не то что протекционизма, я даже не чувствую, чтобы при прочих равных и Роспатент, и суды вставали на сторону российского производителя. Конечно, я вынуждена сказать, что нашим российским компаниям не хватает опыта, не хватает знаний.

Татьяна Минеева

- Юристов грамотных не хватает.

Золотых Наталья Ивановна

- Да, хороших специалистов, которые могли бы им позволить реализовать свои права. О чем мы говорим? Сегодня среди наших клиентов, в основном, иностранцы. Российские компании - это в основном те, кто пытается обеспечить охрану своих товарных знаков. Практически нет российских компаний, которые думают о правовой охране своих изобретений. Но ведь это же опасно! Опасно почему?...

Татьяна Минеева

- Вот надо популяризировать эту тему. Я думаю, Заур, надо выносить отдельной повесткой на форум.

Заур Салманлы

- Мне тут соображения приходят. К Вам, как к ведущему специалисту, обращаюсь с точки зрения некоторой безграмотности со стороны нашего российского предпринимателя: как регистрировать, что с этим нужно делать, что такое нематериальные активы, как их использовать для извлечения прибыли и т.д. и т.п. Может быть, нам необходима какая-то структура, которая с точки зрения протекционизма, но не в виде изменения судебных решений (странная практика была бы тогда), а с точки зрения структуры, которая оказывает содействие (я к примеру сейчас говорю) нашему российскому предпринимательству. То есть это структура, которая саккумулировала бы в себе специалистов (юристов и специалистов в области интеллектуальной собственности), которая оказывает им содействие, консультации и т.д. и т.п. с точки зрения регистрации. То есть если иностранцы регистрируют какой-то бренд или патент на что-либо, то они используют собственные силы, своих юристов, деньги, и т.д. и т.п. А если это делает наш российский предприниматель, то у них есть поддержка, протекционизм со стороны государства в виде некоторой структуры, которая им готовит документацию, грамотное консультирование. Я не говорю о прямом протекционизме – всех к ногтю, пошли вон, иностранцы – потому что это вообще, в принципе, не правильно. Но хотя бы, может, в таком ключе?

Золотых Наталья Ивановна

- Я осторожно отношусь к таким предложениям. Надо сказать, что такое предложение (в виде пока еще только проекта) мы получили от министерства экономического развития. Что меня смущает? Меня смущает, что появляется одна единственная структура на всю большую Россию. Понимаете? Когда мы говорим об изобретениях, о промышленных образцах, - это ведь очень тонкий вопрос.

Татьяна Минеева

- Нужна система, как же донести до конечного производителя, который должен услышать.

Золотых Наталья Ивановна

- Конечно! Понимаете, это ведь, как врач: для того, чтобы поставить правильный диагноз, ты все-таки должен встретиться с пациентом, ты должен провести анализ. Более того, есть такое понятие – конфликт интересов. Я и Таня. Мы, предположим, работаем в конкурирующих областях, и Таня не захочет (или я не захочу), чтобы наши заявки, наши изобретения лежали, Заур, у тебя на столе. Мы очень верим тебе, мы очень доверяем…

Татьяна Минеева

- Здесь должна быть конкуренция. 

Золотых Наталья Ивановна

- Но, тем не менее, в данном случае не может один специалист представлять интересы конкурирующих компаний. Это - конфликт интересов. Ты не сможешь быть таким…

Заур Салманлы

- Объективным?

Золотых Наталья Ивановна

- Объективным, да.

Татьяна Минеева

- Да. Наталья, я так поняла, что Заур говорил немножко о другом: к вопросу об имидже российских предпринимателей, о поддержке именно российских производителей, как им правовую грамотность поднять именно в этом вопросе. А Вы уже говорите о том, как же они будут дальше, когда они уже все узнали.

Заур Салманлы

- Перешагнула дальше Наталья Ивановна.

Татьяна Минеева

- Да, второй этап. Женщины видят дальше.

Золотых Наталья Ивановна

- Татьяна, вообще очень правильный вопрос. Мне кажется, что должны быть соответствующие какие-то фонды поддержки.

 Татьяна Минеева

- Они есть, например, малого и среднего бизнеса. Просто я так понимаю, если действительный эксперт говорит о том, что протекционизм не чувствуется в нашей стране - это же просто катастрофа! У нас есть государственная программа по импортозамещению, у нас есть больше 40 форм государственной поддержки по всем этим. Как же тогда всю инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса (фонды, бизнес-инкубаторы, технопарки, где как раз есть очень много специалистов) не дополнить еще одним специалистом либо юристом, которые там сидят, именно для популяризации этой всей деятельности, информирования о том, что нужно заранее об этом думать, патентовать. И уже дальше они сами пойдут в то патентное бюро, которое они там выберут, у себя в регионе (скорее всего, они не поедут в Москву, в какое-то единственное агентство).

Золотых Наталья Ивановна

- Да, Вы знаете, безусловно, повышение уровня осведомленности - это абсолютно необходимый элемент. Надо сказать, что и те программы, которые существуют, они должны быть дополнены этим блоком. Мне также хочется сказать, что в настоящее время (в такой, несколько переломный момент) происходит реорганизация российского патентного ведомства (вообще, оно называется «Федеральная служба по интеллектуальной собственности»). Такая система есть и во всех других странах, вот это патентное ведомство. Эксперты этих патентных ведомств, в том числе и Российской Федерации, принимают решение, отвечает ли заявка, которая подана, критериям охраны собственности, установленной законом. Если да, то принимает решение о регистрации, тем самым, предоставляя исключительные права на изобретение, полезную модель, на эту интеллектуальную собственность. Есть филиалы, но они выполняют больше функции структур, которые не проводят сами экспертизы (это очень сложный процесс, который требует и значительного опыта, и квалификации, и фондов), они принимают только заявки, которые подаются уже дальше в патентное ведомство.

Татьяна Минеева

- Мне предприниматели рассказывали, что это может занять годы.

Золотых Наталья Ивановна

- Абсолютно верно!

Татьяна Минеева

- Примерно, какой средний срок получения патента и как он соизмерим с иностранными регламентами по срокам?

Золотых Наталья Ивановна

- Вы знаете, соизмерим.

Татьяна Минеева

- Может, предприниматели поэтому и не хотят, чтобы мучится 2-3 года и ждать?

Золотых Наталья Ивановна

- Нет, 2-3 года в отношении патента…

Заур Салманлы

- 1,5-2, насколько я знаю.

Золотых Наталья Ивановна

- Это в отношении товарных знаков 1,5-2, а в отношении изобретений, извините, это может быть и 10 лет.

Татьяна Минеева

- Когда же начнет продавать?

Золотых Наталья Ивановна

- Но! Но, Татьяна, почему считаем, что это плохо? С одной стороны, это соответствует той мировой практике, которая есть, в принципе.

Татьяна Минеева

- То есть это нормальный срок.

Золотых Наталья Ивановна

- Но 10 лет, которые я сказала – это, в общем-то, необычная ситуация. В целом, 2-3-4 года - это нормально.

Татьяна Минеева

- Я встану на сторону предпринимателя: он вложил деньги, на НИОКР, начал изобретать. Как ему быстрей коммерциализировать этот проект? Нужно же все эти документы получить?

Золотых Наталья Ивановна

- Наверное, «черт» в этих деталях. Если мы говорим об изобретениях (вообще, обо всех объектах интеллектуальной собственности) - как только Вы подали заявку, у Вас появляется приоритет. На самом деле, эта патентная система, даже ее инерционность и растянутость во времени, она ориентирована на рынки. Ведь очень правильно: сегодня Татьяна приняла решение производить какой-то новый продукт, подала заявку в российское патентное ведомство и у Вас есть 12 месяцев для того, чтобы подать международную заявку. Почему вы это делаете? Потому что в этом случае у Вас появляется возможность выбрать страны, в которых Вы хотите продавать свой продукт и, соответственно, обеспечить правовую охрану. То есть, на самом деле, Вы, уже только выбрав страны, должны будете перевести их в национальную фазу, то есть обеспечить их правовую охрану в этих странах, то есть заплатить большую часть денег. Поэтому, понимаете, такая процедура, ориентированная на рынок.

Татьяна Минеева

- Я поняла только одно: все российские производители инновационные должны найти Наталью, которая всем объяснит.

Золотых Наталья Ивановна

- Нет, нет, ну что Вы!

Татьяна Минеева

- Направит, либо просто Наталья, как эксперт, должна вещать каждый день, объяснять.

Заур Салманлы

- Я вообще предлагаю на базе 3 общественных структур, которые мы представляем…

Татьяна Минеева

- Еще раз хочу напомнить – «Деловая Россия», «Опора России», ТПП за одним столом.

Заур Салманлы

- Я предлагаю создать некоторую рабочую группу, экспертную комиссию, как угодно. Площадку торгово-промышленной палаты, которая имеется на рынке, можно использовать. Нам сейчас в рамках передачи этой ничтожно мало времени. Это вопрос, который заслуживает большой, действительно, дискуссии…

Татьяна Минеева

- Конечно, разъяснительной.

Заур Салманлы

- И большой дискуссии, и разъяснительной работы. Я так думаю, что это надолго, надолго.

Золотых Наталья Ивановна

- Но знать проблему – это наполовину ее решить.

Заур Салманлы

- Оптимистично!

Татьяна Минеева

- Друзья, к сожалению, наша программа «Национальный продукт» подходит к концу. Так быстро пролетело время. Наталья, мы еще раз обязательно Вас пригласим.

Золотых Наталья Ивановна

- Спасибо.

Татьяна Минеева

- У нас буквально по 30 секунд на каждого. На что предпринимателю в этом плане ориентироваться? Куда звонить? Какой сайт смотреть? Какой закон читать? Вот что сделать (буквально 3 пункта), чтобы они хоть как-то приблизились к осведомленности в этой теме.

Золотых Наталья Ивановна

- Очень четко определять под каким названием они хотят реализовать продукт.

Татьяна Минеева

- То есть главное - это название правильное.

Золотых Наталья Ивановна

- Очень важно проверить, не использует ли кто-либо другой такое название. И дальше уже посмотреть какими новыми технологиями они обладают. И, наверно, дизайн, который сейчас тоже очень востребован. И обязательно, наверно, все-таки лучше обратиться либо к своему юристу-консультанту, патентному поверенному, либо найти компанию (их достаточно много сегодня), которые действительно помогут, обеспечат надежную правовую охрану.

Татьяна Минеева

- В Интернете все есть, конечно. Спасибо, Наталья.

Золотых Наталья Ивановна

- Вам спасибо.

Татьяна Минеева

- Заур, вот что ты нашим радиослушателям скажешь?

Заур Салманлы

- Я скажу одно: в наше время, в наш век технологий, кто владеет информацией - владеет всем. Поэтому владение информацией обо всех тех программах, которые существуют, о чем говорила сейчас Наталья, и я рассказывал про большое количество различных форм поддержки государственных и около государственных, которые существуют. Для того чтобы бизнесу ориентироваться в этих программах, во всех этих мерах поддержки, ему нужно, в первую очередь - быть активным, во вторую очередь - быть осведомленным. Эту возможность могут дать только такие большие экспертные площадки, о которых мы говорим – форумы, конгрессы, конференции. Это единственный на сегодняшний день самый эффективный инструмент. Поэтому приглашаю всех быть активными.

Татьяна Минеева

- Спасибо, Заур, спасибо, Наталья! Дорогие друзья, это была передача «Национальный продукт». В гостях у нас были Салманлы Заур - заместитель председателя комитета по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России Торгово-промышленной палаты и Золотых Наталья - вице-президент «Опоры России», председатель комитета по инновационному предпринимательству и интеллектуальной собственности. А вела передачу я - Татьяна Минеева. До новых встреч, друзья!