{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Сергей Орлов Руководитель Комитета «Деловой России» по социальной ответственности бизнеса, меценатству и благотворительности, председатель Оргкомитета Всероссийская премия "Благое дело" 10 марта 2016г.
Благие дела
Почему и какие благие дела делают предприниматели? Что движет ими, и что они в результате за это получают? Почему сами предприниматели отмечают себе же подобных премией «Благое дело»?

Татьяна Минеева

- Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире передача «Про дело». В студии я, Татьяна Минеева. Это радио «МедиаМетрикс», и сегодня у нас тема «Благое дело». Дело в том, что скоро 8 марта, и понятно, что пробки в Москве. Мой гость - уважаемый член Президиума Генерального совета «Деловой России» Орлов Сергей Владимирович - скоро к нам присоединится. А пока я вам расскажу о сегодняшнем эфире. Мы будем говорить, почему и какие благие дела делают предприниматели, предприниматели нашей страны, что движет ими, что они в результате за это получают, почему сами предприниматели отмечают себе же подобных премией «Благое дело», которую «Деловая Россия» инициировала, и в целом мы поговорим о корпоративной социальной ответственности. Немного введу вас в курс дела. Дело в том, что, если мы возьмем статистику, то 38% российских покупателей готовы заплатить больше за товары, произведенные именно социально-ответственной компанией. То есть термин «корпоративная социальная ответственность» сейчас среди российского бизнеса на слуху. Если раньше им владел больше крупный бизнес России и в целом международный бизнес, то сейчас корпоративная социальная ответственность уже спускается и до регионов, и до малого бизнеса, не только среднего. И предприниматели (может быть, кризис на них так влияет) задумываются о том, какие благие дела, помимо благотворительности, им хочется делать, потому что хочу отметить, что корпоративная социальная ответственность – это не только благотворительность, когда предприниматели помогают детским домам, помогают школам-интернатам, а это трудовые практики. Это постоянная работа с персоналом вашего предприятия, это обеспечение необходимых условий труда и социальной защиты, социальный диалог предпринимателя, руководства с сотрудниками, то есть как предприниматель слышит своих сотрудников, как именно он занимается корпоративной культурой на своем предприятии, производстве. Это, конечно же, охрана труда и безопасность на рабочем месте, развитие человеческого потенциала, обучение на рабочем месте и так далее. Следующим направлением именно корпоративной социальной ответственности является защита интересов и взаимодействие с потребителями продукции и услуг компании. Что это такое? Например, практики честного маркетинга и добросовестной рекламы, исчерпывающая информация о том, что мы едим, какой продукт покупаем. Конечно, нам хочется не видеть красивую рекламу с красивой упаковкой, а на самом деле (лично я и, думаю, что дорогие радиослушатели со мной согласятся) хочется видеть правду, что же в той или иной конфете или продукте находится, сколько там вредных веществ, либо это только продукт ЭКО (сейчас модный термин). Лично я на это обращаю внимание. И не хотелось бы ни мне, ни моим детям есть продукцию, которая вредна для нашего здоровья. Также помимо рекламы это содействие устойчивым связям покупателя с заказчиками, то есть формирование устойчивого потребления. Например, если вы купите продукцию немного не того качества, которое вы ожидали, то обязательно компания, которая производит, должна сформировать для вас возможность получения обратной связи. Почему именно это нужно? Для того чтобы в дальнейшем предприятие обратило внимание на ваш отзыв, на отзывы других покупателей и скорректировало ту или иную политику внутри своей компании. Третьим направлением корпоративной социальной ответственности является вовлечение и развитие сообществ. Что это такое? Это, например, активное участие в жизни различных сообществ, в образовании, культуре, спорте, содействие в постоянной занятости населения, развитие новых навыков, участие в формировании здорового образа жизни. Сейчас и ГТО возрождается, и многие компании в рамках своей корпоративной культуры и в целом пропаганды здорового образа жизни выходят на различные забеги, проводят марафоны. К нам как раз подошел наш гость – Сергей Владимирович Орлов. Я уже сказала нашим радиослушателям, что в силу того, что скоро 8 Марта, и все мужчины поздравляют нас, образовались пробки просто 8-9 баллов. Я сама сегодня добиралась достаточно долго.

Орлов Сергей

- Собственно, с поздравлений начинаем. С наступающим праздником.

Татьяна Минеева

- Спасибо большое, Сергей Владимирович, что вы все-таки до нас доехали. Я уже сказала нашим телезрителям, что сегодня тема нашей передачи «Благое дело». Мы говорим о том, какие благие дела делают предприниматели, зачем это им нужно, что ими движет, и что в результате они получают. Естественно, о премии «Благое дело» мы с удовольствием от вас узнаем. Также, уважаемые телезрители, хочу вам сообщить, что Орлов Сергей Владимирович – руководитель комитета «Деловой России» по социальной ответственности бизнеса, меценатства и благотворительности, член Президиума нашей уважаемой организации «Деловая Россия».

Орлов Сергей

- Очень солидное представление.

Татьяна Минеева

- Да. Тем более, до этого я уже о вас много что говорила, но вы это уже увидите в записи. Только хорошее.

Орлов Сергей

- Можно просто – предприниматель.

Татьяна Минеева

- Сергей Владимирович, вы, как предприниматель, можете очень просто нам сказать о корпоративной социальной ответственности и чем проще, тем лучше, потому что хочу также отметить, что наши радиослушатели – это активное население, очень много региональных представителейи бизнеса и просто граждане нашей России, поэтому очень важно именно до народа донести ту важную миссию, которую мы на себя с вами сегодня взяли в эфире.

Орлов Сергей

- Да, спасибо, Татьяна. Вы знаете, может быть, последние годы понятие корпоративной социальной ответственности и стало чуть более популярным, но, мне кажется, для широкой аудитории все-таки это пока термин очень академичный. На самом деле за ним кроются очень простые и при этом очень важные вещи. Есть много определений. Я бы, наверное, так предложил. Есть такое, на мой взгляд, очень удачное определение КСО – это достижение коммерческого успеха в бизнесе путями, которые основаны на этических нормах, на уважении к людям, сообществам и окружающей среде. Мне кажется, в этой формулировке все, собственно, раскрыто.

Татьяна Минеева

- Хорошая формулировка, потому что в основном предприниматели думают, что это благотворительность, а в формулировке заложены как раз уже некоторые направления, раскрывающие понятие КСО.

Орлов Сергей

- Вы знаете, на самом деле история объединения в это понятие всех этих направлений, она не столь велика в масштабах бизнеса, и не только в России, но и за рубежом, откуда к нам пришла эта культура предпринимательства. Может быть, где-то в конце 70-80 годов в крупных странах, таких как Соединенные Штаты, Британия, задумались над тем, как в области корпоративного управления бизнесом традиционные направления, связанные с благотворительностью, с вопросами взаимоотношения с персоналом, с отношением к потребителю в части качества продукции, с окружающей средой, как к этим вопросам подойти системно и так, чтобы это укладывалось в стратегию компании, чтобы вся эта активность работала на результат и была тесно связана с результатом бизнеса.

Татьяна Минеева

- И на благо людей, естественно.

Орлов Сергей

- Конечно. В конечном счете, на благо людей, благо общества. К нам эта культура, это понятие относительно недавно пришло, и на нашей почве приживается не очень быстро, но, на мой взгляд, поступательно и, безусловно, приживется, конечно, со своими особенностями. Мы, в принципе, в нашей стране проходим всегда свой путь, особенный, в части развития бизнеса, предпринимательства. У нас, конечно, есть и большие традиции исторические в этой части. Кстати, в «Деловой России» мы реализуем большой проект, связанный с историей российского предпринимательства.

Татьяна Минеева

- Мне кажется, он уже у всех на слуху, и это хорошо. Популяризация имиджа донесла до каждого.

Орлов Сергей

- Безусловно. В этом, на мой взгляд, заинтересованы не только предприниматели, но и все для того, чтобы не забывать о корнях и лучших традициях. Надо сказать, что многие имена наших предпринимателей прошлого, они в памяти сохранились в большой степени благодаря тем самым благим делам. Люди, которые достигли больших высот в собственном бизнесе, как бы мы сейчас сказали, при этом их дела были ориентированы на службу всей стране, скажем так, обществу. Мы знаем этому крупные примеры.

Татьяна Минеева

- Да, приведите пример яркий. Наверное, изучая истории, каждый для себя свой выделяет.

Орлов Сергей

- Я бы, например, вспомнил про Морозовых - известную русскую династию предпринимателей, которые раньше многих других стали инвестировать, как бы сейчас сказали, в социальную сферу. Вкладывались огромные деньги (конец XIX века, начало ХХ) в развитие, как бы сейчас тоже сказали, моногородов, в строительство больниц, школ для того, чтобы создавать благоприятную среду и поддерживать собственные трудовые ресурсы. Это, конечно, такие имена, как Мамонтовы, наверное, тоже. Люди, чьи фамилии связаны со многими масштабными проектами, связаны с поддержкой культуры, театра. На самом деле такого рода активность формировала, современным языком выражаясь, имидж этих людей в обществе и отношение покупателя, потребителя к продукции этих людей. Потому что, может быть, это было не столь осознанно, но, безусловно, влияло на решение каждого, кто покупал мануфактуру у Морозовых или, например, у Мамонтовых садился в поезд и ехал по Северней железной дороге. Но они при этом помнили о хороших делах, о вкладе общественных деятелей. Наверное, это играло свою роль в выборе, скажем так, покупателя.

Татьяна Минеева

- Сергей Владимирович, очень хорошо, что вы приводите примеры, потому что как раз в рамках истории российского предпринимательства в каждом регионе запущена олимпиада для детей. И уже дети сейчас, учась в школе, выявляют, ищут в библиотеках, в интернете именно эту информации. Я думаю, что многим вы подсказали, на какие имена можно ориентироваться, к чему это привязать и для чего все это нужно. Если сравнивать, например, прошлое и настоящее, то, на ваш взгляд, такие же подходы и мероприятия по реализации социальной ответственности остались? Либо в современности мы можем заметить то, что в тренде, либо все то же самое, то есть помогать своим сотрудникам, помогать кому-то социальную сферу развивать?

Орлов Сергей

- Я уже сказал, что, если обернуться к собственным традициям, все составляющие этого понятия «социальная ответственность предпринимательства» мы обнаружим, конечно. Это присутствовало изначально в том, что связано с бизнесом. Сейчас все это систематизируется, и, наверное, для нашей страны есть свои особенности, как я сказал. Здесь я бы хотел сказать, что для такой систематизации этого подхода к корпоративной социальной ответственности были свои предпосылки, в том числе и за рубежом. Я думаю, нечто похожее и в нашей стране. Можно вспомнить о том, что государство здесь сыграло свою роль, например, в формулировании каких-то более жестких норм, требований в части охраны окружающей среды к предпринимателям. Безусловно, сыграли роль активные профсоюзы в части улучшения условий труда на предприятиях.

Татьяна Минеева

- Уже и на законодательном уровне прияты некие меры.

Орлов Сергей

- При этом я думаю, что современный потребитель, покупатель – это тоже важный фактор, который подтолкнул к действиям в этом направлении. Он, голосуя, как бы у нас сказали, рублем, делает выбор в пользу тех компаний или продукции тех компаний, в отношении которых он уверен, что эта компания следует принципам, связанным с охраной окружающей среды, с экологичностью, с крупными инициативами в области поддержки социальной активности, местных сообществ, благотворительности. Поэтому эти факторы сыграли свою роль и за рубежом, на это стали смотреть. Надо сказать, что появились требования у крупных бирж для проспектов и миссий крупных эмитентов, были сформулированы обязательные требования в части раздела корпоративной социальной ответственности в отчетах. Появились свои специальные инвесторы, которые сразу на своих знаменах или в своей инвестиционной политике прописывают правила социальной ответственности, то есть заявляют сразу: «Мы будем инвестировать только в компании, которые следуют этим принципам». У нас в стране первыми в этом направлении шагнули, конечно, крупные компании, компании бизнеса сырьевого. Надо сказать, что в нашей экономике этот бизнес играет ведущую роль. Но эти крупнейшие компании, они первыми столкнулись с требованиями международных инвесторов, привлекая средства в части корпоративной социальной ответственности. Было, конечно, некое воздействие внешнее, чтобы к этому перейти, но эти крупные компании у нас получили в наследство от советского прошлого большие обязательства в социальной сфере перед большим количеством сотрудников, и вне зависимости от требований международных инвесторов они были обязаны заниматься социальной политикой. Другое дело, что многие такие проекты реализовывались не столь системно и не увязывались с общей стратегией, но бизнес-требования, результат, на который нацеливались эффективные менеджеры или бизнесмены, требовал совсем другого: чтобы такого рода затраты были эффективными, чтобы они обязательно демонстрировали в конце результат, бизнес-результат, рост капитализации или рост продаж соответствующего продукта. Поэтому наряду с нормативными требованиями пришло понимание и бизнесовой потребности следовать этим принципам.

Татьяна Минеева

- Отлично. Сергей Владимирович, уже многие знают, что в «Деловой России» вы возрождаете премию «Благое дело». Немного расскажите нам, какая она раньше была и что теперь с ней. И давайте похвалим те регионы, бизнес которых прислал заявки. Я знаю, что уже скоро будет подведение итогов. Цели и задачи премии. Вообще, уже в бренде «Благое дело» все понятно, для чего это.

Орлов Сергей

- Бренд хороший и, конечно, грех было его забывать. И для «Деловой Росси» это, безусловно, хорошее и значимое начинание, которое где-то в 2012 году появилось благодаря отцам-основателям, в том числе Борису Титову. И, конечно, сначала эта премия была ориентирована на сферу благотворительности и филантропии, что достаточно естественно. Сообщество «Деловая Россия» объединяет предпринимателей несырьевой сферы – это такой средний бизнес, не связанный с добычей полезных ископаемых. Наверное, для бизнесменов этого сегмента уж совсем далеким было понятие корпоративной социальной ответственности. Оно во многом и ограничивалось вот такими акциями, связанными с благотворительностью, с поддержкой каких-то некоммерческих организаций. Сейчас, возрождая эту премию, мы для себя поставили такую амбициозную задачу – наполнить ее новым содержанием, связанным с той самой корпоративной социальной ответственностью. Потому что когда мы стали собирать примеры и практики в заявках на эту премию, мы увидели, что у каждого из предпринимателей на самом деле, если поскрести, можно увидеть, что в практике есть все направления, все составляющие той самой корпоративной социальной ответственности. Безусловно, есть очень интересные проекты, связанные с трудовыми практиками, с улучшением условий труда и жизни собственных сотрудников, есть хорошие примеры по взаимодействию с потребителем в части открытости информации о качестве услуг и товаров. Есть примеры, связанные с экологией и защитой окружающей среды и, конечно, очень много примеров благотворительности и работы вместе с некоммерческими организациями, местными сообществами, поэтому все составляющие налицо. Мы, придумывая номинации для возрожденной премии, решили, что должны отметить каждое из этих направлений отдельно. Названия, может быть, подрихтуем.

Татьяна Минеева

- Да, конечно. Главное, по направлениям всех разделить.

Орлов Сергей

- Уже порядка 150 проектов заявлено – это довольно много. Конечно, не все регионы одинаково активны.

Татьяна Минеева

- Давайте кого-нибудь похвалим. Москва, Питер - это понятно. Может быть, какие-то регионы удивили? Чтобы другие подтянулись.

Орлов Сергей

- Активен Архангельск.

Татьяна Минеева

- Кто бы мог подумать, что Архангельская область…

Орлов Сергей

- Я вижу в сводке, которая у меня есть, что есть много представленных проектов из Саратова, например.

Татьяна Минеева

- Молодцы, Саратов.

Орлов Сергей

- И надо сказать, из Крыма тоже вижу, оттуда несколько интересных проектов представлено.

Татьяна Минеева

- Кстати, в Крыму (извините, что вас перебью) проводим конкурс «Предприниматель Крыма», скоро тоже будут подведены итоги. Так вот в критерии этого конкурса уже зашиты критерии корпоративной социальной ответственности, потому что бизнес – это не только темпы роста, показатели, но и, естественно, КСО, и будем подводить итоги на Ялтинском форуме. Я думаю, что через призму благого дела, через наши номинации можно будет каждого участника, предпринимателя Крыма тоже поощрить.

Орлов Сергей

- Еще одну из миссий, задач возрожденной премии мы видим в просветительской функции.

Татьяна Минеева

- Да. Потому что, я так понимаю, что регионы все равно думают про благотворительность, и пока им не расскажешь, что это экология…

Орлов Сергей

- На самом деле это нормально и ничего страшного в этом нет. Даже благотворительность, если на нее посмотреть через призму социальной ответственности бизнеса, тоже можно много для себя выводов сделать. Наверное, мы должны были пройти исторический путь, как предприниматели, когда то, что связано с благотворительностью основывалось на каких-то эмоциональных порывах и не всегда соизмерялось с бизнесом, который для этого давал средства или деньги для этой благотворительности. Сейчас в рамках нашей премии мы хотим показать на примерах, на каких-то практиках, как удачно это можно и нужно совмещать. Это будут конкретные проекты в области благотворительности и взаимодействия с некоммерческими организациями, с тем бизнесом, который дает для этого ресурсы, как это улучшает этот бизнес, как это работает, как минимум, на бренд, на имя предпринимателя, но в целом на результат, на увеличение продаж, на отношение потребителя.

Татьяна Минеева

- А кто же будет выбирать победителей, лучших их лучших? Судьи кто?

Орлов Сергей

- В этом тоже есть инновация в возрожденной премии, потому что мы заявили, что нашу возрожденную премию мы видим, как премию самих предпринимателей, где сами предприниматели оценивают активность своих коллег. Поэтому мы придумали двухуровневую систему выбора лауреатов: сначала эксперты в области социально-ответственного предпринимательства…

Татьяна Минеева

- Это кто в вашем комитете?

Орлов Сергей

- Это известные люди, кто давно этим занимается. Все они имеют имена соответствующие. Они, изучив весь объем заявок, выберут в каждой из номинаций тройку лучших лидеров, а потом уже сами номинанты или те участники, кто представил свои заявки, проголосуют напрямую в интернете и выберут из этих трех одного, кто станет лауреатом. По результатам этого, скажем так, народного голосования, будут определены лауреаты в каждой номинации, и мы планируем, что ко Дню предпринимателя…

Татьяна Минеева

- 26 мая?

Орлов Сергей

- Да, в конце мая, 26 числа, мы подведем итоги и объявим победителей, лауреатов этой премии.

Татьяна Минеева

- Сергей Владимирович, наша передача идет в прямом эфире. И я перед тем, как мы начали эфир, в соцсетях повесила анонс, и вот у нас вопрос к вам: кто может принять участие, только ли бизнес? Вы уже сказали, что это именно премия предпринимателей.

Орлов Сергей

- Да, это премия предпринимателей.

Татьяна Минеева

- Может быть, тогда по срокам уточним подробную информацию на сайте «Деловой России»?

Орлов Сергей

- Информация представлена на сайте «Деловой России». Там есть ссылка на активность нашего комитета. Там есть информация о премии, всех правилах, условиях, ее можно прочитать. Мы сразу поставили рамки, что мы поощряем и награждаем именно предпринимателей, и пока в этом году мы ограничили круг предпринимателей членами «Деловой России». Возможно, в будущем мы этот круг расширим.

Татьяна Минеева

- Конечно, да.

Орлов Сергей

- Было бы, наверное, хорошо расширить, но сохранить особенность этой премии, что это премия для предпринимателей. У нас существует довольно много премий, где награждаются некоммерческие организации, конкретные люди, филантропы, но премии именно предпринимателей для предпринимателей я не нашел. И мы бы хотели такую особенность сохранить.

Татьяна Минеева

- Я бы хотела добавить, ответить на вопрос, что наверняка, если человек из региона  реализует интересный проект, то, скорее всего, финансируется это благое дело каким-то бизнесом, поэтому это можно от предпринимателя спокойно подать.

Орлов Сергей

- Легко можно найти взаимосвязь.

Татьяна Минеева

- На эти вопросы ответим и подумаем, этот вопрос решим.

Орлов Сергей

- Мы хотели бы отметить именно этих участников. Мы хотели бы этой акцией улучшить, повлиять в позитивную сторону на имидж нашего сообщества.

Татьяна Минеева

- Это и на сообщество, и на инвестклимат влияет, потому что на нас смотрят и иностранные инвесторы. Конечно, хочется больше показывать именно современных предпринимателей, которые в рамках КСО тоже реализуют.

Орлов Сергей

- Я, кстати, прочитал не так давно, что как раз в ведущих крупных станах европейских, в частности, там уже обязывают делегации предпринимателей, которые представляют сообщества предпринимателей, обязательно в повестку их взаимоотношений или контактов с зарубежными аналогичными сообществами включать тему социальной ответственности бизнеса, как обязательную часть повестки.

Татьяна Минеева

- Я поддерживаю.

Орлов Сергей

-Поддерживаете, да? Я тоже поддерживаю.

Татьяна Минеева

- Сергей Владимирович, я думаю, что вы, как владелец серьезной компании, можете на своем личном примере рассказать о том, какие направления корпоративной социальной ответственности вы реализуете. Либо вы по всем пунктам и направлениям прошлись, чтобы быть образцом для подражания? Какой-нибудь пример, может быть, что-то уникальное. Может быть, вы посоветуете тем, кто нас слушает, у себя внедрить …

Орлов Сергей

- Мы хотим, например, нашу компанию выдвинуть на конкурс, проект, который совсем недавно родился. Мы его назвали «Помогаем вместе». Заключается он в следующем: в компании, как у многих других, есть в бюджете определенная ежегодная часть прибыли, которая выделяется на цели благотворительности, но решение по направлениям использования до сих пор принималось несколько закрыто и кулуарно. Мы решили расширить круг среди сотрудников, менеджеров компании, вовлечь большее количество людей в принятие решения о целевом использовании этого фона и одновременно сделать это на современной технологической основе. Есть умное слово, пришедшее к нам из-за рубежа, - это краудфандинг. Уже появилось в России довольно много краудфандинговых платформ, интернет-платформ, где нуждающиеся в финансировании проекты, в том числе благотворительные, представляют их для того, чтобы привлечь спонсоров, тех, кто может это профинансировать на личной основе или от имени компании, что называется, всем миром собрать средства для конкретного проекта. Мы те проекты, которые выдвигаем на финансирование от имени компании, будем представлять прямо у себя на сайте в виде ссылки на конкретные проекты, а тот фонд прибыли, который компания направляет на эти средства, поделим на некие условные единицы. У нас наберется полтора десятка людей (основных специалистов, менеджеров), кто конкретным рублем будет голосовать за конкретный проект вместе с компанией. При этом он получит возможность через свои аккаунты в социальных сетях распространить информацию об этом проекте, увеличить, расширить сообщество, вовлеченное в этот краудфандинг, в этот сбор средств, как минимум, среди своих сотрудников и подчиненных, среди партнеров через деловые письма, где будет ссылка, среди друзей и знакомых. И мы одновременно обучим наших сотрудников этим современным способам взаимодействия с коммерческими сообществами. Это будет определенный элемент тимбилдинга, сплочения команды, просветительский. Вот такой маленький проект мы придумали, и мне кажется, он вполне подходит под тематику социально-ответственного.

Татьяна Минеева

- Конечно, Сергей Владимирович, очень хорошо, что вы сказали сегодня именно здесь, в эфире интернет-радио «МедиаМетрикс». Я думаю, что следующую передачу посвятим именно нескольким кейсам этих проектов, где сразу через интернет можно было бы эти проекты и представить, и сразу по краудфандингу профинансировать. Действительно, эти интернет-платформы развиваются, и я знаю очень многих героев, которые получают средства от народа, народное финансирование так называемое. Это тренд, и нельзя им не пользоваться.

Орлов Сергей

- Безусловно. И сбор средств – это только одна составляющая в результате. Очень важным результатом является именно расширение сообщества, вовлеченность большого количества людей в хорошие дела, скажем так. И сами проекты получают оценку, их жизнеспособность, и появляется тоже хорошая технологическая возможность для обратной связи, что очень важно для спонсоров и меценатов, чтобы увидеть результат их активности и иметь непрерывающийся контакт с инициаторами этого проекта.

Татьяна Минеева

- Да, это очень важно. Сергей Владимирович, наша передача через 3 минуты, к сожалению, подойдет к концу. Я, знаете, какой хотела вам вопрос задать? Вы - успешный предприниматель, общественная нагрузка на вас лежит серьезнейшая: и Комитет по социальной ответственности, меценатству и благотворительности, и возродить премию «Благое дело», и собрать лучшие практики. А что вы пожелаете предпринимателям, которые живут в нашей стране (у них здесь дети растут), но пока еще не прониклись этой темой и благотворительностью? Потому что действительно предприниматели такие есть. Я их много знаю, особенно молодежь, которая идет в бизнес, начинает бизнес. Что вы им пожелаете? Пару тезисов о том, что побуждает вас либо то сообщество, которое вокруг вас, таких же людей, любящих и социальную сферу, делающих благие дела?

Орлов Сергей

- Я пожелаю, прежде всего, смотреть в перспективу и, безусловно, относиться к делу, которым они занимаются, как к делу на длительную перспективу и надолго. Когда есть такой стратегический взгляд к тому, чем занимаешься, безусловно, задумываешься о таких понятиях, как устойчивость, как обеспечить для этого дела, для этого бизнеса устойчивость. А на устойчивости конкретных маленьких или больших дел, маленького или большого бизнеса базируете устойчивость большой страны. Поэтому от устойчивого развития бизнеса к устойчивому развитию страны – мое пожелание.

Татьяна Минеева

- Хорошее пожелание. Тем более, в регионах сейчас кризис, непростое время. Где же предпринимателям взять этот огонек? Им бизнес надо спасать, показатели падают вниз.

Орлов Сергей

- Это будет все равно.

Татьяна Минеева

- Просто вера в себя, внутренняя, что ли? Или как это?

Орлов Сергей

- Это будет все равно сопровождать, потому что в любом деле опираешься на команду, на людей. Поэтому ты заинтересован в том, чтобы она сохраняла свою устойчивость, чтобы она была преданной делу – это одно направление. Оно будет, об этом всегда думает предприниматель. Без людей ничего не получится. Будет задача – отстроить отношения свои в том регионе, в котором ты работаешь, на длительную перспективу, чтобы…

Татьяна Минеева

- Там дети, друзья, там все.

Орлов Сергей

- Все вокруг тебя. Поэтому все эти элементы, безусловно, присутствуют, может быть, на каком-то подсознательном уровне, без всяких этих умных слов и организаций. Я полагаю, что наше сообщество предпринимательское российское, оно по своей природе социально-ответственное. Мы уже прошли, наверное, тот путь, те годы, когда жили одним днем. Конечно, может быть, кризис навевает какие-то такие грустные нотки, но здесь по-другому, как засучив рукава, опираясь только на себя и на свою команду, на свое дело, не пережить эти трудные времена ради своих детей, ради своей семьи, ради страны, ради нашего будущего.

Татьяна Минеева

- Спасибо. На вас и будем ориентироваться, и на будущих победителей, на лучшие практики.

Орлов Сергей

- Мы о них обязательно расскажем.

Татьяна Минеева

- Да. Этому мы посвятим отдельную передачу, это однозначно.

Орлов Сергей

- Спасибо за приглашение.

Татьяна Минеева

- Страна увидит героев.

Орлов Сергей

- Еще раз мои поздравления всем дамам. Всех поздравляем с наступлением весны. Кстати, очень много активных предпринимателей-женщин.

Татьяна Минеева

- Да. Завтра у нас комиссия по женскому предпринимательству. Мы вас ждем.

Орлов Сергей

- Пожалуйста, еще одно проявление активности.

Татьяна Минеева

- Просто тема «Благое дело» перед 8 Марта очень, мне кажется, удачно легла в уши и глаза наших радиослушателей.

Орлов Сергей

- А кто, как не женщины…

Татьяна Минеева

- Движущая сила всех проектов.

Орлов Сергей

- Да, и основа устойчивости.

Татьяна Минеева

- Спасибо большое, Сергей Владимирович. Я, конечно же, желаю вам удачи в этом нелегком, но благом деле, потому что вы на себя взяли такую важную миссию.

Орлов Сергей

- Извините, если очень говорил заумно, я старался.

Татьяна Минеева

- Нет, все хорошо. Дорогие друзья, это была передача «Про дело». В гостях у нас был Орлов Сергей Владимирович, руководитель Комитета «Деловой России» по социальной ответственности бизнеса, меценатства и благотворительности. Вела передачу я, Татьяна Минеева, и сегодня мы говорили о «Благом деле». До новых встреч.