{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Проблемы пользователей в сети Интернет
Работодатели-мошенники атакуют соискателей в интернете

Ольга Рыбакова

- Доброе утро, уважаемые радиослушатели, уважаемые коллеги! В эфире радио «МедиаМетрикс». Время московское 11:00 утра, и сегодня мы открываем цикл передач «Голос Рунета», где будем обсуждать актуальные проблемы пользователей в сети. Меня зовут Рыбакова Ольга, я являюсь руководителем проекта «Горячая линия Рунета», Региональная общественная организация «Центр Интернет-технологий». Проект «Горячая линия» был запущен в прошлом году, но уже сейчас мы получили несколько тысяч писем пользователей о том, что существуют проблемы в сети. Нам поступают такие проблемы, как незаконные списания средств со счетов сотовыми операторами, мошеннические интернет-магазины и мошенничество среди работодателей, конечно. Не случайно мы выбрали для нашего первого эфира из цикла передач «Голос Рунета» именно работодателей-мошенников, потому что, как мне кажется, это одна из самых животрепещущих тем, которая касается любого активного гражданина нашей страны. Всем очень важно получить хорошую высокооплачиваемую работу, работодателя (не мошенника), который будет ценить труд и хорошо его оплачивать. Проблема этой темы в том, что в принципе немногие люди знают, что такой кейс, как работодатели-мошенники, существует. И мы сегодня в ближайшие 45 минут постараемся максимально раскрыть эту тему с разных сторон: рассмотреть какие типы мошенничества существуют, как бороться с работодателями-мошенниками и как помочь молодым людям не ошибиться и не попасться на крючок мошенников. В обсуждении этой темы нам сегодня помогут два приглашенных эксперта: это Ярослав Капустинский – руководитель проекта «BUDUGURU: IT – моя будущая профессия»…

Ярослав Капустинский

- Доброе утро.

Ольга Рыбакова

- … и Павел Лебедев – руководитель направления исследований компании «SuperJob». Доброе утро, коллеги!

Павел Лебедев

- Доброе утро!

Ольга Рыбакова

- Уважаемые слушатели, если у вас появятся вопросы, вы можете задавать их нашим экспертам в прямой эфир личным сообщением в группу РОЦИТ в «Facebook» на адрес: https://www.facebook.com/rocit.ru, мы с удовольствием на них ответим, или в чат радио «МедиаМетрикс». Павел, давайте сразу перейдём к вопросам?

Павел Лебедев

- Да, конечно.

Ольга Рыбакова

- И первый вопрос к вам. Как вы знаете, недавно РОЦИТ и «SuperJob» провели опрос среди соискателей, есть небольшие статистические данные, сейчас их зачитаем и попробуем проанализировать вместе. Итак, мы выявили, что самыми популярными ресурсами для поиска вакансий являются специализированные сайты такие, как «SuperJob», «HeadHunter», «Career.ru» и «Rabota.ru», ими пользуются около 37% опрошенных. Чуть реже при поиске работы соискатели обращаются к друзьям, родственникам и знакомым, об этом заявили 20% респондентов. Замыкают тройку поисковые системы, к их помощи прибегают 15% интернет-пользователей. Павел, как вы считаете, в чём преимущество поиска вакансий через агрегатор вакансий? И какими источниками для поиска своего будущего работодателя точно не стоит пользоваться?

Павел Лебедев

- На самом деле, когда человек ищет работу, ему нужно пользоваться всеми возможными источниками. И агрегаторы вакансий, и сайт «SuperJob» в том числе, – это большая возможность выбора. Мы на своём портале все вакансии проверяем вручную, у нас нет каких-то сомнительных вакансий, вернее, сомнительных работодателей. Сначала верифицируются работодатели, затем его вакансии, потому что когда мы говорим про мошенничество и работодателей-мошенников, тут надо очень чётко разделять, например, когда вакансия не соответствует условиям, которые оказываются по факту. То есть вам рекламируют одно, в итоге вы приходите и трудоустраиваетесь на какую-то другую позицию, – это одна история. Другая совершенно история, когда происходят какие-то мошеннические действия, например, работодатель не собирается вас даже трудоустраивать, и он просто выманивает из вас персональные данные, данные ваших кредитных карт, предлагает вам пройти какое-то обучение и так далее. Это самая главная проблема и наиболее явная. И третья история, третий важный момент, когда вы уже работаете, и работодатель по отношению к вам проявляет какие-то незаконные действия. Это касается не обязательно приёма на работу, например, должен быть трудовой договор. К сожалению, не все, но я надеюсь, что слушатели радио «МедиаМетрикс» знают, что нужно работать по трудовому договору, даже если это проектная работа, всё равно как-то документировать и подписывать свои обязательства. Но в массе своей эта проблема непонимания своих возможностей, непонимания своих прав и обязанностей и на моменте согласования условий труда, и на моменте даже их окончания. Вопросы, связанные с увольнением, сейчас тоже довольно актуальны: как работодатель имеет право сократить сотрудника, как не имеет, какие при этом должны соблюдаться процедуры. Это всё очень важно. И когда мы говорим про мошенничество со стороны работодателя, это нужно раскладывать на такие полочки. Я думаю, что мы успеем поговорить про какие-то разные, но, прежде всего, это вопрос: как отобрать, как понять ту самую вакансию и того работодателя, который тебя не обманет на этапе первичного отбора. Ещё раз отвечаю на поставленный вопрос – надо искать везде. Вакансия в соцсети ничем не отличается, к ней нужно более внимательно подходить именно с точки зрения проверки на достоверность, потому что все рекрутинговые порталы берут на себя ответственность предварительного отсева. Причём есть же большое количество специфичных сайтов, локальных: работа для врачей, работа для журналистов и так далее. Там эта история комбинируется, с одной стороны – ресурс, а с другой стороны – социальная сеть, по сути, закрытое сообщество своих людей, которые между собой как-то взаимодействуют. Там уже тогда репутационные вещи могут помочь отделить фейкового работодателя или фейковую вакансию от хорошей.

Ольга Рыбакова

- Спасибо большое за ответ. И всё-таки мне бы хотелось услышать, какими не стоит пользоваться? Вы сказали, что стоит пользоваться всеми. Я прекрасно понимаю, что стоит пользоваться всеми, но может быть, существуют какие-то каналы коммуникаций, которые заведомо предоставляют ложную информацию? Например, нельзя советоваться с друзьями или нельзя попадаться на уловки мошенников на улице.

Павел Лебедев

- Это точно так же как: где не стоит ходить? Не стоит ходить по улице, не стоит ходить ночью в тёмном переулке где-то на окраине около завода. Есть вероятность, что в безлюдном месте можно попасться на какую-то неприятную ситуацию. Если вы идете по центру города, там вероятность какой-то неприятной ситуации меньше. Но если вам нужно дойти, если вам нужно это расстояние преодолеть… Мы понимаем, что поиск работы для человека, если он находится сейчас без работы, – это всегда стресс, это всегда ожидание: «У меня сейчас будет что-то хорошее, нужно преодолеть себя», с одной стороны. С другой стороны, чем дольше поиск работы, тем меньше у человека чувство уверенности в себе. Он начинает сомневаться, а действительно ли он может на эту вакансию претендовать, и он начинает уже менее скептично относиться к различным работодателям. Поэтому я бы не сказал, что есть какие-то места конкретные, то есть «туда не ходи». Всюду ходи, просто, если ты идешь в подворотню и знаешь, что тебе туда надо, – будь аккуратен.

Ольга Рыбакова

- Отличный совет! Ярослав, скажите, а какими каналами коммуникации для поиска стажировки или вакансий пользуются молодые специалисты?

Ярослав Капустинский

- Здесь всё понятно. Молодые специалисты, как активные пользователи интернета, в первую очередь используют карьерные агрегаторы, такие как «SuperJob», специализированные порталы для поиска вакансий именно для молодых специалистов либо общие, либо в конкретных сферах. У нас на проекте «BUDUGURU» в частности есть раздел стажировок для молодых специалистов в области IT. Часто это сайты компаний, в которых хотели бы работать молодые специалисты, там есть списки «работодателей мечты». Соответственно, очень много заявок приходит и с этих сайтов, причём отличает молодых специалистов и то, что они подаются на те вакансии, которым они, возможно, не до конца соответствуют по опыту или навыкам, но амбициозно претендуют на них. И это похвально в любом случае, потому что это возможность. Есть также карьерные выставки, которые специально устраиваются в университетах, и это самый, на мой взгляд, очень эффективный способ поиска работы, потому что есть возможность поговорить с работодателем лицом к лицу, узнать, что ждёт молодого сотрудника на стажировке, узнать больше про возможности и познакомиться поближе.

Ольга Рыбакова

- Павел, как вы считаете, а карьерные выставки являются хорошим каналом коммуникации с молодыми специалистами? Участвует ли ваша компания в них?

Павел Лебедев

- Мы скорее сопровождаем в этом контексте работодателей, потому что в самой компании «SuperJob» работает около 200 человек, и мы стараемся подбирать сотрудников точечно. Если мы говорим про карьерные выставки, то, с одной стороны, это возможность массово нанимать специалистов, и с другой стороны (я хочу Ярослава в этом смысле поддержать), очень важно молодому человеку, если он не понимает свой уровень квалификации, либо не понимает по душе ли ему эта работа или не по душе, – нужно проходить стажировки, для того чтобы нарабатывать этот опыт общения с работодателем, чтобы молодой человек не входил в ступор в тот момент, когда у него просят СНИЛС. А это на самом деле действительно очень важно. Представьте себе: вы закончили школу, пошли в университет, у вас всё понятно, где-то подали какие-то документы, а потом приходите и вам говорят: «Вам нужно ИНН, СНИЛС, ещё что-то, и вообще трудовой договор». Хорошо, если предлагают, а могут сказать: «Поработай сначала, а мы потом с тобой подпишем бумаги». И в этом смысле молодой человек должен этот опыт пройти. Лучше пусть он его пройдет сейчас, попробовав возможные профессии, подходы к работе, потому что кадровое администрирование, несмотря на то, что это такая побочная история относительно содержания, она везде по-разному устроена, и кто-то к этому хорошо относится. Например, мне повезло, когда я устраивался на работу, мне там тетенька из отдела кадров сказала: «Ты туда сходи, сюда сходи, это оформи». И мне дали два дня, когда я ходил по всем этим инстанциям эти бумаги собирал. Это было давно, но мне это было полезно. А потом я помню, что когда уже в других ситуациях я смотрел, как это происходит, я понимаю, что мне повезло, а кому-то не повезло, и это тоже очень важно. И в этом смысле молодому человеку нужно помогать, ему нужно об этих траекторий простых действий, но которые неочевидны, рассказывать.

Ольга Рыбакова

- Спасибо, коллеги! Предлагаю вернуться к работодателям-мошенникам, а не к хорошим работодателям. Тема всё-таки у нас сегодня такая. РОЦИТ провел своё собственное независимое исследование жалоб, поступающих на горячую линию, на работодателя. Мы определили пять типов мошенничества со стороны работодателя. Павел в ответе на свой первый вопрос уже некоторые из них затронул, и мы обещали вернуться к этому моменту. Предлагаю как раз сейчас к нему и вернуться. Итак, пять типов: Первое – это творческое задание до собеседования. Работодатель просит соискателя подготовить тестовое задание, которое потом принимает и использует в коммерческих целях. Это чаще всего относится к объёмным творческим тестовым заданиям, которые делают дизайнеры, архитекторы, журналисты, в принципе, работники таких профессий. Дальше – платные звонки и sms, когда приходит (чтобы наши слушатели в том числе понимали, как по примерам это звучит) письмо от работодателя, в котором указан номер телефона, либо номер для связи по sms и HRM отдела работодателя. Соискатель сделает звонок и со счёта списываются деньги, просто телефон был платный. Третье – это платное обучение или что-то купить. То есть ещё до того, как человек устраивается на работу, его просят приобрести какие-то методические материалы или санитарные книжки, или какие-то дополнительные сертификаты, или пройти какое-то дополнительное обучение, для того чтобы трудоустроиться на работе. Естественно, после этого вас не трудоустроят на работу, вы просто пройдете какое-то непонятное обучение непонятно чему в непонятную контору. Дистанционная работа – это когда соискателям предлагается сделать какую-то работу и при этом заплатить работодателю в знак того, что эта работа будет выполнена. Относится это к творческим профессиям, чаще к переводу книг, потому что эта работа объёмная, и работодатель, когда поручает эту работу человеку, ожидает, что работа будет выполняться от полугода и дольше. Поэтому ему важно понимать, что человек точно возьмется за эту работу, и потом ему эти затраты будут возмещены, но мошенники в том числе играют на этой схеме работ. И пятое – это выманивание паспортных данных. Павел, вы уже говорили о том, что существует такой прецедент, и мой вопрос к вам следующий: совпадают ли наши жалобы? Я знаю, что в вашу компанию поступают жалобы от пользователей, от соискателей в том числе, совпадают ли наши типы жалоб? И приведите пример самой распространенной жалобы, которую вы получаете?

Павел Лебедев

- То, что вы сейчас перечислили, – это жалобы, я бы сказал, тяжелого характера. Я опять же повторю, мы проверяем все эти вакансии прежде, чем они поступают у нас на сайт. Для нас самая распространенная жалоба – это когда вакансия не соответствует тому, что в итоге предлагается. Например, чаще всего обижаются на активные продажи. И тут можно понять работодателя, ему нужно набрать много людей на не очень хорошую работу: ходить, предлагать, продавать и так далее. Часто это какие-нибудь активные продажи, и, к сожалению, этими вакансиями не гнушаются вполне себе солидные компании, крупные, но у них есть и такой фронт работы, что нужно, что называется, работать «в полях». И они пытаются эту вакансию как-то завуалировать – это называется маркетинг, мы от этого никуда не денемся. Есть маркетинг в HR – это очень интересно, я присутствовал на одном мероприятии, когда представитель одного из крупных российских аэропортов (не московских) рассказывал о том, что они привлекают грузчиков и обслуживающий персонал аэропорта, продавая им идею, что они будут работать в авиации. Ты вроде хотел стать летчиком, у тебя не получилось, пойди погрузи чемоданы. Это обман, это работодатели нечестные? Наверно, вряд ли. То, что вы перечисляли, это гораздо более важные проблемы, и мы таких жалоб получаем немного. Они бывают, если вдруг работодатель… Ситуация, когда деньги переводятся, чаще всего это может быть какой-нибудь HR, который просто хочет подзаработать, при этом в тот момент, когда об этом узнает руководитель (HR-директор), то соответственно человек увольняется, накладываются санкции за нарушение трудовой дисциплины. Потому что есть мошенничества, когда действительно человек не собирается трудоустраивать, а другое дело, когда производится такое завуалирование вакансий, завуалирование условий труда. Например, вахтовые вакансии, когда человек должен переехать в другой город, он приезжает, а там оказывается, что условия труда не те, жилья нет или ещё что-то. Тоже довольно большая проблема, распространенная, но опять же в массовой своей сфере, это не для IT-специалистов, конечно. А если говорить про тестовые задания, мне кажется, это такой очень скользкий момент. Здесь вопрос к тому, что каждый уважающий себя дизайнер, представитель творческих профессий должен создавать своё портфолио. И в ответ на просьбу пройти тестовое задание до собеседования, наверно, ему стоит говорить о том, что: «Пожалуйста, моё портфолио. Я такие работы делал, вот я это умею делать. Вот мои рекомендатели». Наверняка таких можно себе найти, получив, сделав, реализовав несколько интересных, успешных проектов. И уже после портфолио можно делать тестовое задание, понимая, как оно будет выглядеть. Потому что иногда без тестового задания сложно оценить квалификацию и, скажем, подходящесть под текущую работу.

Ольга Рыбакова

- Я вас поняла. Скажите, очень много вакансий, в том числе на вашем сайте, с обозначенным уровнем заработной платы «по договоренности». На самом деле очень много работодателей-мошенников используют эту схему, что зарплата «по договоренности», и чаще всего не выставляют эту стоимость, либо выставляют завышенную стоимость на позицию. Как вы считаете, это плохо или хорошо, что работодатели не обозначают зарплату сразу же в вакансии?

Павел Лебедев

- Мне лично это не нравится. Потому что когда мы проводим различные исследования и пытаемся анализировать средний уровень дохода, то обилие вакансий, в которых есть зарплата «по договоренности», снижают этот объём. Но это исключительно моё личное недовольство. Я понимаю прекрасно, почему работодатели делают зарплату «по договоренности», потому что если мы говорим про зарплату «по договоренности», то это скорее уровень дохода будет зависеть от уровня компетенции человека. Например, открывается новое направление, туда ищут сразу несколько человек, создаётся одна вакансия, и на неё ищут от позиции младшего менеджера до руководителя группы. Вакансия одна, обязанности примерно похожи, диапазон зарплат может различаться в три-четыре раза. Если мы говорим про мошеннические схемы, когда зарплаты указываются от 30 000 до 300 000 – вот это очевидно, что работодатель хитрит. Скорее всего, вам будут платить фиксированную ставку в 30 000, а все остальные 300 000 – это мифические бонусы с продаж. Для тех людей, которые отвечают за коммерческую функцию – это важно, и большая часть дохода это именно бонусы, но не может быть такого диапазона, то есть бонусы могут дать ещё столько же, х2 к твоей зарплате, но не в десять раз. Если это в десять раз, то тогда и ставка в 30 000 условных, базовых, не совсем очевидна, то есть вполне возможно, что её можно повысить.

Ольга Рыбакова

- Спасибо большое за ответ. Немножечко переформулирую этот вопрос на сторону молодых соискателей. Ярослав, вы представляете сегодня сторону молодых соискателей сферы IT. Все мы прекрасно понимаем, что зарплаты в IT-сфере действительно в разы отличаются от прочих сфер. В IT-сфере завышенные заработные платы, с точки зрения таких же метриков, которые мы видим. Люди, которые обучаются на IT-специальности, ожидают ли они высокого дохода в дальнейшем? И после того как они только выпустились из университета, только-только получили какие-то теоретические навыки, легко ли им определить на какую зарплату они могут рассчитывать? Потому что опять же мошенники часто используют завышенные заработанные платы для привлечения внимания соискателей.

Ярослав Капустинский

- Конечно, ожидания у молодых специалистов в IT или в любой другой сфере часто очень сильно рознятся с реальностью. Потому что есть общее ожидание, что: «Я выпущусь из университета, и даже не имея опыт работы, с высшим образованием моих знаний будет достаточно, чтобы претендовать на уровень». Особенно если специалист, будучи студентом, не делает какой-либо анализ рынка кадров и, вообще, довольно пассивен в студенческие годы, что большая ошибка, потому что накапливать опыт уже нужно начинать в студенческие годы. Есть различия между ожиданиями и реальностью – это факт, и здесь IT-специалисты, не IT-специалисты в любом случае. У IT-специалистов действительно завышенные относительно этого… Они котирующийся персонал этой профессии настоящего, будущего, в них будет и есть потребность в ближайшие годы. И даже базовые условия выше, чем у стандартных специалистов других специальностей, но – да, ожидания есть, другие ожидания. Чтобы их, скажем так, смерить с реальностью рынка, в первую очередь нужно работать, как Павел уже говорил, нужно получать практику, начинать работать в компаниях, чтобы понимать, сколько ты реально можешь стоить. Потому что в первую очередь котируется опыт и знания, знания, которые получены также опытом. Специалист, который закончил университет, это очевидно, что не имеет никакого опыта. Даже если он хорошо закончил университет, но у него не было, что называется, работы «в полях», работы «в боях», проверки, всё равно этот специалист проигрывает перед тем, у которого, возможно, не такой хороший диплом, но при этом очень много опыта. Здесь разницы между IT, не IT – нет.

Ольга Рыбакова

- Спасибо. Павел, мы понимаем, что не только молодых специалистов обманывают, обману все возрасты покорны, и скажите, если у вас какая-то статистика, кого обманывают чаще всего по возрасту? И какими навыками работы в интернете, прежде всего, нужно обладать, чтобы не попасть на удочку мошенника?

Павел Лебедев

- Статистики, к сожалению нет. Есть общая статистика обращений с жалобами на работодателей, их довольно много, но часто бывает, что соискатель действительно не так понял. И это та самая грамотность, уровень базовой грамотности, цифровой грамотности, финансовой грамотности и чего-то такого, который может быть очень низкий и у молодежи, хотя она вроде как цифровая. И здесь нужно различать, что молодежь сидит в социальных сетях, общается в чатах, но при этом у неё отсутствует эта грамотность с точки зрения этикета: что можно делать, что нельзя; где можно светить свою персональную информацию, как её защитить, ограничить; нужно ли соглашаться с политикой сбора cookies; нужно ли чистить cache в браузере. Все эти моменты нужно знать. И здесь наиболее опытными и наиболее продвинутыми являются специалисты, которые заняты в высоких технологиях, люди с высшим образованием. А молодежь и люди старших возрастов (я бы сказал где-то 40, 45+), у них больше в этом смысле проблем. Для них интернет ещё не до конца стал той самой средой, если говорить про старшую группу, а молодежь в этой среде должна еще освоить деловые навыки. И проблемная группа, конечно, более зрелая с возрастом 40, 45+, потому что им как раз нужно это осваивать, а молодежь естественным образом все эти навыки усвоит: цифровой грамотности, навыки безопасной коммуникации и так далее. Плюс ко всему это же постоянно меняется, нужно к этому постоянно подстраиваться. Сегодня одна схема мошенничества, послезавтра другая. Сегодня один способ коммуникации: «Skype»-собеседования опять же, их не так давно стали проводить, сейчас это уже практически…

Ольга Рыбакова

- Как правило, да?

Павел Лебедев

- Да, как правило, чтобы не ехать и не тратить время. И здесь вопрос, как правильно к этому «Skype»-собеседованию готовиться, чего можно ожидать, чего не ожидать. То есть мошенничество на этом этапе связано с пониманием, наверно, защиты личных своих данных, личного пространства.

Ольга Рыбакова

- Тогда возвращаюсь к вопросу собеседования: какие вопросы стоит задавать потенциальному работодателю до собеседования и во время собеседования, чтобы определить, что перед тобой мошенник?

Ярослав Капустинский

- А я могу дополнить? Мне тоже очень интересно, возвращаясь к прошлому вопросу…

Ольга Рыбакова

- Конечно.

Ярослав Капустинский

- …то, что вы сказали диапазон от 30 000 до 300 000 – это такой небольшой звоночек уже для специалиста. Какие-то ещё такие вещи в резюме вакансии, на которые стоит обратить внимание?

Павел Лебедев

- Стоит обратить внимание на требования, то есть если требования размыты и из требований не очевидно, чем будет заниматься специалист, если это только не какая-то позиция, условно, лидера по развитию, какого-то директора по развитию, который действительно должен сам это новое направление выстроить, как-то его скомпоновать, придумать, развить и так далее. А если мы говорим про формальную сторону, то смотрите, чтобы было трудоустройство по Трудовому кодексу, – это обязательно. Крупные компании обычно это и так заявляют, но это вопрос, который нужно уточнить, и если он не описан в вакансии, то это стоит утонить при телефонном звонке или в переписке до собеседования. Обязательно нужно уточнить, где компания находится, и посмотреть на телефонные номера, есть ли веб-сайт. Если компания однодневка, у неё скорей всего не будет веб-сайта, у неё скорей всего будет непонятное месторасположение где-нибудь в спальном районе в подвале. Вот на такие вещи соискатель часто не обращает внимания, когда откликается. Прежде всего, нужно изучить сайт, есть отдельные ресурсы, в которых можно почитать отзывы о работодателях, так называемые, списки «чёрных работодателей». Причём часто бывает, что даже одна и та же компания по отношению к одним специалистам проявляет себя очень хорошо, лояльно, их трудоустраивает по Трудовому кодексу и так далее, а какой-нибудь массовый обслуживающий персонал вроде уборщиц, курьеров…

Ольга Рыбакова

- Сервис?

Павел Лебедев

- Да, сервис. К найму этих людей она относится менее формально, потому что понимает, что молодые программисты, выходя на рынок труда, действительно сразу после вуза, они могут рассчитывать… Например, средняя зарплата программиста, разработчика iOS-приложения – это от 100 000 и выше. Это зарплата выше, чем средняя по Москве, и понятно, что молодой специалист может выбирать. А есть люди, которым выбирать практически не из чего, и работодатель будет этим пользоваться, к сожалению.

Ольга Рыбакова

- И всё-таки, какие вопросы стоит задавать работодателю до того, как ты попал на собеседование, когда идут, например, переговоры по телефону или переписка по e-mail? И какие вопросы нужно задать непосредственно на самом собеседовании?

Павел Лебедев

- Два момента: первое – это формальная сторона дела, это где и как устроено рабочее место, предоставляется ли компьютер, стол и так далее, будет ли это как-то организовано, где будет проходить работа. Соответственно, всё, что связано с оформлением, требуйте job-offer, если вы на определенной позиции. Понятно, что если вы трудоустраиваетесь продавцом в магазин по продаже сотовых телефонов, там скорей всего job-offer не будет, но будет всё равно какое-то формально приглашение. А в заключенном job-offer должны быть прописаны все условия труда. До момента собеседования обязательно смотрите на сайт работодателя где, как, потому что крупные компании всегда прописывают эту корпоративную культуру, как они празднуют день рождение компании, как у них проходят корпоративы. Смотрите, потому что часто бывает, что условия труда могут просто не соответствовать вашим ожиданиям. Выясняйте максимально подробно до собеседования, уточняйте зарплатные ожидания, совпадают ли они с вами, чтобы не тратить своё время. Собственно, почему не очень хорошо эта зарплата «по договоренности», и в резюме, когда соискатель указывает «по договоренности», он на себя отвлекает относительную бурю, большое количество нерелевантных приглашений. Это не нужно ни HR, ни соискателю, чтобы никто ни у кого не отнимал время.

Ольга Рыбакова

- Я поняла. Скажите, по вашему мнению, Павел, и Ярослав, наверно, вам тоже этот вопрос: стоит ли проводить ликбез для соискателя по вопросу того, что мошенничество со стороны работодателя существует? Как мне кажется, сейчас очень мало информационных ресурсов, которые распространяются в сети интернет, направленных на обучение пользователя работе в сети интернет. РОЦИТ в этом году начал проводить такую работу, и в том числе мы разработали совместно с «SuperJob» в феврале этого года инфографику по работодателям, где представлена наша статистика и информация о том, как надо обезопасить себя. Во-первых, по каким каналам коммуникации с молодыми специалистами нужно проводить этот ликбез, и в принципе со специалистами более взрослого уровня и подготовки? И не привлечет ли это дополнительное внимание со стороны самих мошенников? Здесь такой очень интересный вопрос, потому что, говоря о мошенничестве вслух, мы понимаем, что нас и в том числе слушают мошенники. Мы не говорим обо всей аудитории, в любом случае мы просто говорим о том, что тема актуальна и тема, поднята сейчас нами, и мы должны себе отдавать отчёт в том, что за нашими действиями последует определенный ряд противодействий. Скажите, как вы считаете?

Ярослав Капустинский

- Я попробую ответить на этот вопрос: если говорить о каналах, то, что было бы очень здорово, – это высшие учебные заведения, да и средние учебные заведения, возможно. Потому что задача университета – это выпустить квалифицированные кадры на рынок. И здесь интересен западный опыт, где с 50-х или 60-х годов в вузовскую программу было введено направление карьерного планирования, то есть с ребятами-студентами работают с точки зрения планирования карьеры, и, безусловно, покрываются вопросы: как правильно нужно искать работу, как писать резюме. И это была бы идеальная площадка для того, чтобы в том числе предупреждать о тех работодателях-мошенниках, которые есть. Но вопрос, на мой взгляд, гораздо глобальней, не столько про каналы, сколько про то, чему действительно должны учиться молодые специалисты или в целом люди в современном мире, который окружен информацией, – это критическому восприятию информации. Кстати, недавно видел пятиминутный ролик на сайте TED, где спикер рассказывал, как он завел переписку со спам-мошенником на тему поиска работы. Ему написал какой-то человек из Зимбабве, который предложил ему переводить золото в США. И он из этого сделал небольшую хохму, это было действительно очень забавно. Но человек уже понимал изначально, что это мошенник, и он это сделал ради шутки. При этом мы все прекрасно понимаем, что такие письма падают на ящик практически каждого человека, порядка 60% спама у нас из всей переписки по статистике, если я не ошибаюсь. Это значит, что люди действительно серьезно отвечают и ведутся, попадают в руки мошенников, переводят деньги. Нужно развивать именно критичное восприятие информации, то, о чём говорил Павел, о чём говорим и мы, говоря о грамотности людей, о цифровой грамотности, когда понимаешь, анализируя резюме вакансии, что эта вакансия скорей всего содержит какие-то уловки. То же самое, как и с письмами, которые падают на ящик. И это в первую очередь нужно развивать. Задание вопросов на тему: насколько это правильно, насколько это правда или нет, наверно, с этим в первую очередь нужно работать.

Ольга Рыбакова

- И в первую очередь работать со стороны молодого населения страны?

Ярослав Капустинский

- Конечно. Особенно когда молодежь, студенты только выходят на рынок, и им действительно важно получить профессию, хорошую специальность с большими деньгами, и они готовы клюнуть на какой-то очень лакомый кусочек, хорошую возможность и поверить всему, потому что действительно звучит очень хорошо. В зоне риска и угрозы основные именно для молодых специалистов, для студентов, которые ищут стажировки и вакансии.

Ольга Рыбакова

- Павел, вы поддерживаете?

Павел Лебедев

- Да, работу нужно вести с молодежью, но я ещё бы хотел сконцентрироваться на людей старших возрастных групп, потому что у них, во-первых, есть боязнь интернета. Во-вторых, для них интернет ещё, может и стал площадкой для коммуникации (они ходят в социальные сети, общаются), но они не всегда там пытались искать работу, а когда они пытаются её найти, то возникает дисбаланс, эта боязнь. Цифровая грамотность – непонимание этой простой механики, что нужно создать резюме, как его создать, как нужно писать сопроводительное письмо. У «SuperJob» есть отдельный раздел, который посвящен взаимодействию соискателя с работодателем, сделали его совместно с Алёной Владимирской. Она записала серию обучающих видео о том, как нужно делать по этапам, причём для разных ситуаций: как искать работу маме, которая выходит из декрета на неполную ставку, например, если уже какие-то навыки потеряны; как искать работу людям старших возрастных групп; как искать работу молодежи; как писать сопроводительное письмо. Там серия видео очень простых, понятных, конкретных рекомендаций, что нужно делать, чтобы правильно искать работу. Потому что если мы говорим про мошенничество, то они как раз чаще всего пользуются нашим незнанием, непониманием структуры этого информационного поля. Общаясь с большим количеством людей, HR и соискателей, простой пример (не связано с нашим порталом), который меня очень сильно поразил: люди приехали из региона в Москву на заработки, им этот переезд обеспечил некий дядя Ваня, который растворился, отобрал у них документы, и оказалось, что у них ни работы, ни жилья. И в итоге они, несолоно хлебавши, на перекладных добирались обратно к себе в регион, восстанавливали себе документы. И они крайне этим неудовлетворены и разочарованы и в Москве, и в поиске работы, и скорей всего, в ближайшее время на заработки не поедут. Но этот пример очень хорошо показывает, что уровень осведомленности о том, что нужно делать, как нужно вести переговоры о будущей работе, как нужно согласовывать условия труда, что это надо прописывать, заключать трудовые договоры и так далее, – он просто отсутствует. К сожалению, это происходит в массе своей, то есть для определенного уровня, можно назвать это «белые воротнички», в Москве или в крупных городах – это нонсенс, это вообще что-то неожиданное. Но, к сожалению, есть и этот другой пласт, его нужно дотягивать, потому что иначе будет очень серьёзный разрыв. И у нас будут, с одной стороны, люди, которые работают айтишниками на хороших зарплатах в крупных компаниях, и всё остальное. Это уже вопрос не мошенников-работодателей, а вопрос расслоения общества, который гораздо более важен, он более масштабный, про него можно много говорить, но, наверно, нужно каждую конкретную проблему решать, и в том числе образовывать людей в том, как им нужно искать работу, как им нужно бороться с этими мошенниками.

Ольга Рыбакова

- Спасибо большое, Павел, за подробный ответ. У нас осталось четыре минуты эфира. У нас есть вопрос в студии: «Устраиваясь в некоторые компании, ты вынужден заполнять гигантскую анкету со всеми данными о близких родственниках, иногда на десяти листах. Это подают под соусом предварительной проверки службы безопасности: «типа если не пройдут, то и собеседоваться незачем». Это немного напрягает. Как быть? И второй момент: приезжать на место и писать от руки? Да я даже дома писать это – за три часа сделал бы, а отправлять по почте тоже страшно. Насколько вообще нормально, что от нас требуют столько данных ещё до собеседования, да ещё и по почте?» Судя по стилю письма, письмо от молодого специалиста.

Павел Лебедев

- Вообще, это не совсем нормально. Есть крупные компании, чаще всего транснациональные, у которых эта application form заполняется, когда ты откликаешься на вакансию, ты параллельно заполняешь информацию о себе. Да, компания собирает информацию, и если вы трудоустраиваетесь, то она потом эту информацию так и так соберет и будет потом обрабатывать. Другое дело, что до момента собеседования, может быть, это сыграет вам на руку, если вы на одну вакансию не подходите, может, подойдете на другую. Но всё равно нужно быть аккуратным, потому что распространять свою информацию в открытом доступе, мне кажется, не очень правильно. Всегда можно сказать, что у меня есть резюме на «SuperJob», есть мой профиль в соцсетях и так далее, обратитесь к нему.

Ольга Рыбакова

- Я вас поддержу по поводу службы безопасности. Это действительно так, в транснациональных компаниях просят заполнять большую форму, – это оправданный риск заполнения этой формы. У нас осталось совсем немного времени, мне очень хочется задать вам последний вопрос на двоих, на который хочу, чтобы вы коротко ответили. Если вы всё-таки попались на удочку мошенника, как быть в этой ситуации и что делать соискателю?

Павел Лебедев

- Если у вас украли деньги, то нужно идти в милицию, писать заявление. Если какие-то несостыковки с точки зрения ожидания, обещания и так далее, то разворачивайтесь и уходите, если вы ещё не сделали какую-то ошибку. Потому что если работодатель пытается вас обмануть на этапе собеседования, то он точно так же будет себя вести нечистоплотно и в дальнейшем, поэтому лучше искать другого работодателя.

Ярослав Капустинский

- Поддержу Павла, и добавлю, что очень важно поделиться своим опытом, если всё-таки такое случилось, и сообщить об этом как можно большему количеству людей, потому что в интернете есть рейтинги работодателей и «чёрные» списки, как говорил Павел. И в любом случае есть сервисы, которые принимают такие заявки, создают такие «чёрные» списки. И активная позиция с точки зрения донесения того, что случилось с вами, способна предубедить несколько других следующих преступлений, которые происходят с вами.

Ольга Рыбакова

- Спасибо, коллеги, за интересную продуктивную беседу! Я надеюсь, что нашим слушателям помогут советы, которые мы сегодня дали в эфире. А «Горячая линия Рунета» напоминает вам, что если вы столкнулись с мошенничеством в сети, не забывайте об этом написать, не забывайте об этом написать на специализированные форумы, на нашу горячую линию. И самое важное помните, что ваша безопасность в интернете зависит в первую очередь от вас. С вами была Ольга Рыбакова, до встречи в следующем эфире на радио «МедиаМетрикс» через две недели ровно в это же время! Мы продолжим обсуждение актуальных проблем пользователей в сети интернет. Удачи!