Евгения Горкина
- Здравствуйте, уважаемые радиослушатели и все, кто нас смотрит в интернете! В эфире радио «МедиаМетрикс», программа «Обратная сторона». У микрофона Евгения Горкина.
- И я, Людмила Болдырева. Сегодня мы поговорим о бизнес-образовании в России. Что же это такое? В чём заключается его суть? Кому оно нужно? В общем, все животрепещущие вопросы.
Евгения Горкина
- В гостях у нас Григорий Аветов – кандидат экономических наук, ректор и директор школы бизнеса «Синергия». Здравствуйте, Григорий!
Григорий Аветов
- Добрый день.
Евгения Горкина
- Мы очень рады вас видеть у нас в гостях.
Григорий Аветов
- Я тоже рад вас видеть в гостях.
Людмила Болдырева
- Очень хорошо, что все рады друг друга видеть. И первый вопрос: я бы хотела не сразу переходить к бизнес-образованию, а узнать, как вы пришли в своё руководство школы. Вы же управляете школой бизнеса «Синергия», как вы туда дошли? Ваш жизненный путь?
Григорий Аветов
- Очень просто. У меня была очень тяжелая молодость – я тренинговый наркоман. Я читаю книги в большом объеме, много учусь (я не могу без обучения). Могу после какого-нибудь семинара книг купить по бизнес-образованию тысяч на 300, на 400 и потом не знать, что с ними делать. Потом их приходится дарить, раздавать, потому что их не прочитать в таком объеме. Я помешан на обучении, и мне очень нравится учиться. И поэтому я с детства знал, что либо буду заниматься торговлей оружием, либо обучением (бизнес-образованием). У меня, по сути, было всего два варианта в моей жизни.
Людмила Болдырева
- Прямо такие близкие области…
Григорий Аветов
- Ну, да. И так случилось, что у меня появилась возможность заняться бизнес-образованием в школе, которая агрегировала большое количество разного рода продуктов от «короткого» бизнес-образования до «длинного» бизнес-образования, консалтинга, корпоративного обучения. И занимаясь этим, я занимаюсь тем, что мне максимально близко, – я постоянно учусь. И вам всем рекомендую.
Людмила Болдырева
- Хорошо, что ваша зависимость переросла в такие благородные формы – дарить знания людям.
Григорий Аветов
- Да, могло всё кончиться очень плохо – мог остаться банкротом.
Людмила Болдырева
- Да нет, вы бы стали тренером, наверно?
Евгения Горкина
- Обратная сторона зависимости.
Григорий Аветов
- Да.
Евгения Горкина
- В чём особенность вашего учебного заведения?
Григорий Аветов
- Ключевая особенность заключается в том, что мы сейчас агрегировали практически всю продуктовую линейку. Само учебное заведение уже существует 27 лет. Это первая школа бизнеса, созданная в Советском Союзе. В 1988 году появилась школа бизнеса на свет, в 1989 появился первый выпуск MBA. Достаточно старая школа. Когда школа бизнеса появилась, я даже ещё не выбирал для себя, куда пойти в первый класс, и в этом смысле мы со школой, которую я возглавляю, практически ровесники. Школа бизнеса много-много лет занималась «длинным» бизнесом-образованием (MBA), получили авторитетную аккредитацию (AMBA). А потом каким-то образом мы агрегировали большое количество продуктовой линейки. У нас появились семинары, тренинги с профессорами, консалтинг для бизнеса, корпоративное обучение, появились форумы, появилось много разной продуктовой линейки, в том числе он-лайн. И на текущий момент я не знаю, кто ещё, но мы, по-моему, агрегировали самую большую продуктовую линейку в России и в странах Восточной Европы, и в СНГ.
Людмила Болдырева
- А на что вы делаете ставку в этой продуктовой линейке?
Григорий Аветов
- Здесь есть разные вопросы: вопросы маркетинга и эффективности.
Людмила Болдырева
- В эффективности?
Григорий Аветов
- В эффективности эффективнее всего тот вид обучения, который мы запустили год назад, - это онлайн-практикум, где обучение происходит в онлайне, но ты не приходишь к следующему занятию, пока ты не пройдешь домашнее задание. Это самый непопулярный инструмент обучения, потому что люди не любят учиться онлайн. Люди любят пить кофе, общаться друг с другом, знакомиться с красивыми женщинами. В онлайне ты с ней не познакомишься, потому что ты сидишь один и там Ицхак Aдизес. А с Ицхаком Адизесом ты не хочешь знакомиться, даже несмотря на то, что лучший
Евгения Горкина
- Может вам спикеров набрать женского пола?
Людмила Болдырева
- Покрасивее.
Евгения Горкина
- У нас есть вариант.
Григорий Аветов
- Спикеры женского пола – это наша больная история. У нас очень мало спикеров женского пола в России вообще, а в нашей школе всего два, хотя у нас спикеров порядка 50. И это большая проблема, поэтому я рад любым женщинам, особенно женщинам-спикерам.
Евгения Горкина
- Будем иметь в виду.
Людмила Болдырева
- Я приду.
Григорий Аветов
- Да, я приглашаю вас. Там всегда проблема: женщина – крутой спикер до первого декрета. Дальше спикерская карьера уходит на «нет», и мы всегда с этим боремся. А онлайн – это очень эффективно, если делать домашнее задание. Наименее эффективно, но наиболее драйвово – это очные семинары, тренинги, форумы, где люди тусуются, знакомятся, меняются визитками. Это самое драйвовое, но и менее эффективно, потому что вдохновения много, идей много, но реализации мало, и времени нет на реализацию, потому что такой энергетический толчок происходит, вдохновение получил, а потом же его надо реализовывать изо дня в день, а он с каждым днем всё меньше и меньше. И поэтому форматы с домашними заданиями («длинные» форматы) – они эффективнее.
Евгения Горкина
- А бизнес-школа на базе университета? То есть вы ещё какое-то высшее образование даёте?
Григорий Аветов
- Да, у нас в холдинге есть университет, там есть бакалавриат, магистратура. 35 000 студентов, один из самых крупных частных вузов в России. Но я перестал это говорить с того момента, как познакомился… Мы открыли филиал школы бизнеса в Тегеране, познакомились с иранскими коллегами – Azad University (это тоже частный вуз, находится в Иране). И когда я ему сказал, что у нас 35 000 студентов, он как-то так посмотрел на меня и говорит: «Понятно». Я говорю: «Что случилось, скажи?». Он говорит: «Вообще, у нас 1 300 000 студентов». И после этого я глубоко переживаю, я в комплексах. Я после этого не говорю, сколько у нас студентов, сколько у нас технической возможности. Всё время вспоминаю его с 1 300 000, и после этого я стал скромный.
Людмила Болдырева
- А чем-то отличается образование, полученное в бизнес-школе, от MBA? Я видела несколько продуктов, предлагают образование и такое, и такое. Оно чем-то отличается для человека?
Григорий Аветов
- MBA – это бизнес-образование «длинного» формата, которое вы можете получить в бизнес-школе. Поэтому если школа бизнеса – действительно аккредитованная школа бизнеса, то в ней вы найдете MBA. Этим школа бизнеса отличается от тренингового центра или от какой-нибудь другой конторы, которая занимается только «коротким» образованием, где не требуется аккредитация, где можно обойтись сертификатом некого господина, который специалист в некой области. А школа бизнеса выдаёт аккредитованные дипломы – это, как правило, аккредитованные дипломы MBA. Мы школа бизнеса.
Людмила Болдырева
- Но у вас есть и MBA в вашей программе, правильно?
Григорий Аветов
- Да, MBA – это то, с чего мы начинали. Мы запускаем раз в квартал очную группу, мы запускаем в онлайне каждый день студентов. И мы в филиале в Дубае запустили первую группу «WomenLeadership» только для женщин, где обучаются 25-30 женщин в одной группе. Их очень удобно набирать, потому что для того, чтобы набрать группу из женщин достаточно общаться с четырьмя, пятью мужчинами, и через их всех жен ты набираешь целую группу. Там получается до четырех жен у одного мужа, то есть пять мужей и группа есть.
Людмила Болдырева
- Оптом.
Григорий Аветов
- Да, такая корпоративная продажа. У нас каждая четвертая жена со скидкой идёт.
Людмила Болдырева
- Очень удачное такое преимущество.
Григорий Аветов
- В Дубае – да.
Евгения Горкина
- Кто, кроме жен, к вам ещё приходит в школу? Что это за аудитория? Что это за люди?
Григорий Аветов
- В Дубае или в Москве?
Евгения Горкина
- В Москве лучше.
Григорий Аветов
- В Москве у нас обучаются малый и средний бизнес (в основном владельцы) и топы из крупняка (крупные компании) – это топ-менеджеры, руководители департаментов, которые часто обучаются за корпоративный бюджет, часто за личный. И всегда за личный бюджет обучается самая пассионарная часть нашего населения – это владельцы малого и среднего бизнеса, которые собирают свои команды. Большое количество людей, которые хотят стать тренерами, их очень много. Очень много людей хотят стать бизнес-тренерами (огромная фанатская аудитория), и они ходят, чтобы насытиться, посмотреть на лучших тренеров России, посмотреть, как они преподают, потому что они мечтают стать тренерами.
Евгения Горкина
- А что вы по поводу этого скажете? Рост этих тренеров, инфобизнеса – это хорошо?
Людмила Болдырева
- Как вы к этому относитесь?
Григорий Аветов
- Однозначного отношения ни к чему быть не может. Здесь есть темная сторона и светлая сторона. Тут всё как в «Звездных войнах». Темная сторона заключается в том, что большой объем спикеров и потенциальных людей, которые хотят стать спикерами, сильно снижают в целом качество бизнес-образования, потому что появляется большое количество спикеров с очень сомнительными данными, продуктами, которые очень красиво упакованы, и никто никогда не вернет деньги, оплаченные за обучение. И так как у нас нерегулируемая область дополнительного образования, то спикером может стать кто угодно, сказать, что он лучший, написать это на сайте, принять 25 000 рублей и исчезнуть. Это темная сторона. Светлая сторона заключается в том, что наш рынок бизнес-образования и наш рынок спикерства по сравнению с американским, европейским рынком вообще никакой. То есть еще очень мало этой проблемы, пока еще как проблемы не существует. Скорее это наоборот хорошо, потому что люди, когда становятся спикерами, они повышают собственные компетенции, занимаются делом. Они, в конце концов, занимаются светлым делом – дают образование людям.
Евгения Горкина
- Они растят рынок.
Григорий Аветов
- Они растят рынок. Многие из них компетентны и помогают бизнесу. Потому что ведь не всем суждено делать, кто-то может только учить.
Людмила Болдырева
- Да, грамотный теоретик тоже важен.
Евгения Горкина
- Вопрос пропорции: сколько тех, кто учит, и тех, кто делает?
Григорий Аветов
- У нас и тех, и тех очень мало. Их просто так мало, что их нечего считать. Людей, которые занимаются малым и средним бизнесом, в стране вообще нет. Тех, кто учит, их кратно меньше. Поэтому пока всё может расти ещё очень долго. А те, кто учит, несмотря на то, что большая часть из них всё-таки не смогут вести реальную деятельность (как правило, не смогут)… Но те, кто учит, тоже полезны, потому что многие, кто ведут реальную практическую деятельность, не могут научить. И в этом смысле надо кому-то учить. А упаковать работающего бизнесмена, упаковать его в продукт и заставить его об этом говорить, если он не Ричард Брэнсон, очень тяжело. Он к этому не готов.
Людмила Болдырева
- Наверно, к этому они всё равно попозже приходят, когда наработана практика, и уже появляется такое ощущение, желание нести этот свет и знание людям. А когда человек ещё в состоянии становления своего бизнеса, он вряд ли готов чему-то учить, отдавая свои силы, энергию?
Григорий Аветов
- Бывает по-разному. Например, если твой бэкграунд – это залоговые аукционы, которые проходили в нашей стране, то сложно выступать в любой период своей жизни, потому что надо же рассказывать о каком-то красивом кейсе. А о каком-то ты кейсе расскажешь в лихие 90-е? Ты ничего не расскажешь. Так вот про сейчас можно говорить:«Я управляю заводами, пароходами», а для кого-то возможность выступления – это возможность продакшена своего бизнеса. Самый яркий пример – это «GetTaxi» и «Uber», которые на российском рынке очень слышны. Все знают «GetTaxi», все знают «Uber».
Людмила Болдырева
- Конечно.
Григорий Аветов
- Особенно все знают «GetTaxi», потому что там очень активный SEO. Но совершенно никто не знает, что они находятся на пятом или на шестом… В общем, далеко не на первом, не на втором и не на третьем месте по обороту, по прибыли и по экономическим показателям в России. А на первом месте в России находится игрок, о котором я услышал несколько недель назад.
Людмила Болдырева
- И кто же это?
Григорий Аветов
- Такси «Везёт», где вы владельца не найдете, и вы даже его не попросите выйти на сцену. Я не знаю, кто владелец такси «Везёт», и вы не знаете. У меня нет такси «Везёт», но это таксомоторный игрок номер один в России.
Евгения Горкина
- Он в Москве…
Григорий Аветов
- Нет, в Москве он как раз не номер один. Но по странному стечению обстоятельств за территорией МКАД людей больше, чем здесь, и поэтому тот игрок, который там становится номер один, он и здесь становится автоматически номер один. В регионах он давным-давно развился, «Uber» и рядом не стоит по экономическим показателям, но его никто не знает, а «Uber» знают. Поэтому очень часто выступление на сцене для предпринимателя – это инструмент продвижения бренда. Самый яркий – это, конечно, Брэнсон и Трамп. В России – это, наверно, Тиньков.
Людмила Болдырева
- Это личные бренды. Скорее, люди строят личные бренды из этого. Я, например, занималась диссертационным исследованием – исследовала эмоциональный интеллект предпринимателей. И моё исследование показало, что предпринимателем часто становится человек, который имеет социально-активную позицию. В принципе, он готов что-то делать, как-то крутиться в обществе. Ваше мнение: кто способен стать предпринимателем, исходя из вашего опыта бизнеса?
Григорий Аветов
- Настолько широкий слой людей управляют, ведут и начинают свой собственный бизнес: от умных до тупых, от широкоразвитых до узколобых, от людей, с прокаченным эмоциональным интеллектом до людей с полным его отсутствием. Такое количество отраслей… Я сейчас хочу сказать, что это должен быть волевой, умный, с навыками эмоционального интеллекта, с отличными навыками коммуникации и способный на риск. Я хочу это сказать, но у меня на каждую из этих фраз есть сейчас 20, 30 кейсов – людей, которые не способны на риск, не обладают вообще никаким интеллектом. Я даже знаю людей-предпринимателей, которые практически не обладают волей, абсолютно безвольные. Там есть разные нюансы – жены, ещё кто-то. Безвольный человек, но он управляет бизнесом, у него хороший оборот, у него хорошие экономические показатели. Поэтому охарактеризовать предпринимателя практически невозможно, у него нет ключевых характеристик, там есть какое-то общее количество совпадений. Безусловно, эмоциональный интеллект необходим (скорее это правило, чем исключение), воля, стрессоустойчивость и адекватное отношение к рискам необходимы, особенно в нашей стране. Это скорее так, чем не так, но есть исключения.
Евгения Горкина
- Я хочу вернуться к этому примеру с такси «Uber», «GetTaxi». Они не смогли на нашем российском рынке адаптироваться и стать, условно говоря, номером один, оказывается какая-то компания – номер один. Так вот в образовании что происходит? Мы берем какие-то международные практики, еще что-то, а фактически человек получает MBA, а работать здесь не может, потому что нет адаптированных программ. Что-то по поводу этого скажите, если возвращаться к образованию.
Григорий Аветов
- Если человек получает MBA в России и не может работать, потому что…
Евгения Горкина
- Допустим, он получил MBA за границей.
Григорий Аветов
- Потому что он получил MBA за границей и не может работать в России?
Евгения Горкина
- Да, потому что есть некий feedback от работодателей (от моих знакомых), что человек с MBA дороже стоит на рынке труда. Его скорей всего позовут на собеседование, а сейчас новые законы, и это означает, что нужно аргументировано отказать соискателю, и выше шансы попасть на работу. То есть преимущества для человека, получившего бизнес-образование, как бы очевидны. А какие преимущества для работодателя?
Григорий Аветов
- У человека, получившего бизнес-образование, относительно работодателей, так же как и наоборот, нет ровным счётом никаких преимуществ. Если кто-то вдруг кому-то скажет о том, что получив диплом MBA, получив бизнес-образование, отучившись полтора года, у тебя открываются какие-то возможности (именно благодаря тому, что ты сидел и зубрил, учился, читал, вникал) перед работодателем – это неправда. Так это не работает. Тем не менее,MBA, как «длинная» форма бизнес-образования, нужна. Потому что нужно непрерывное развитие – это первое. И «длинное» образование в целом неплохо, потому что оно регулярное, оно дисциплинирует, там есть много полезного контента. И «длинное» бизнес-образование нужно людям не для того, чтобы найти работу (это невозможно, оно слишком широкое), а для того, чтобы систематизировать свои знания уже находясь на каком-то этапе. Многие люди недоучились, особенно предприниматели. В какой-то момент им остро не хватает… Это привязано к женитьбе, к замужеству, к рождению ребенка, к переходу компании на новый уровень оборота, к банкротству компании. Что-то в жизни происходит и он понимает, что ему необходимо систематизировать свои знания, вернуться к основам. У всех людей произойдет это рано или поздно. И человек приходит и получает «длинное» бизнес-образование, он счастлив даже не столько от… Люди на MBA приходят даже не совсем за знаниями. Это не значит, что знания должны быть некачественные, они должны быть качественные, но они приходят не за знаниями. Люди на MBA приходят ради людей, ради тусовки, ради сообщества, ради нетворкинга, ради контактов. Я запускаю раз в квартал по 30 человек группу Executive, где владельцам, генеральным директорам даем другое образование. В каждой группеMBA у меня есть три-четыре красивые, молодые женщины. И я вижу, что они пришли за знаниями, но не только. Где-то на уровне живота, на уровне подсознания ими движет еще какая-то пассионарная энергия…
Людмила Болдырева
- Они присматривают мужа.
Григорий Аветов
- Я не знаю. Я не хочу опускаться совсем в личное, но что-то ими еще движет, они сидят и учатся даже из-за этого. Представляете, настолько сильная энергия, что они даже образование ради этого готовы получать. Ходить на курсы по финансам, чтобы выйти замуж, – это очень благородная штука.
Евгения Горкина
- Какие инвестиции большие – женщины.
Григорий Аветов
- Да.
Евгения Горкина
- А какие, кстати? Сколько им приходится платить?
Григорий Аветов
- Я не знаю точно, кто платит… Но в среднем «длинное» обучение стоит за весь период порядка 700-800 тысяч рублей, что немало. Многим менее пассионарным девушкам дешевле пойти в клуб, в бар, но они приходят, значит, не только ради этого, они учиться хотят. И мужчины приходят. И здесь уже наша задача – задача фейсконтроля. Наша задача обеспечить уровень группы настолько ровный, чтобы генеральный директор, пришедший с оборотом в 100 миллионов, мог познакомиться с себе подобным, но из другой отрасли. И тогда ему будет интересно, и он будет рекомендовать обучение. И это, как ни странно, первичней, чем то, что происходит во время учебного процесса, как контент. Как ни странно – это первичнее, люди приходят за друзьями, за тусовкой.
Евгения Горкина
- А хорошо ли это? Всё-таки знания…
Григорий Аветов
- Да, это хорошо, потому что это же мотиватор привести человека. Если бы людям нужны были знания в чистом виде, они бы сидели и читали книги, в книгах всё написано. В книгах написано всё!
Людмила Болдырева
- Но это скучно?
Евгения Горкина
- Нужно иметь определенный склад характера, чтобы получать знания.
Григорий Аветов
- Да. И нужна сильная мотивация, чтобы сидеть и читать. Это же не просто сидеть два часа в день. Ты можешь сколько угодно рассказывать своей женщине, что ты два часа в день читаешь, но все же знают, что ты не читаешь, и она узнает рано или поздно. А ходить – легко, ты в любом случае не сконцентрирован на 100%. Много людей, ты с ними обедаешь, ты с ними пьешь кофе в перерывах, ты с ними общаешься, обсуждаешь и как-то…
Людмила Болдырева
- И параллельно получаешь какие-никакие, но знания хорошие.
Григорий Аветов
- Это такой edutainment – это смесь education и entertainment.
Людмила Болдырева
- А как приживается американское образование в России? Много же спикеров приезжает, и вы в том числе привозили на форум. Насколько внедряются эти модели? Потому что по менталитету мы всё-таки разные, русские люди больше склонны к риску, например, принимать риск. Потому что у нас каждые семь лет какой-нибудь кризис обязательно случается, если взять 2000, потом 2008, 2014. А американцы больше ориентированы на спокойствие, стабильность, гарантию государства и так далее. А с точки зрения образования как это всё?
Григорий Аветов
- С точки зрения предпринимательства это не главное отличие между американцами и россиянами, там отличия более глубинные. В целом отношение к деньгам, к заработку и к успеху – оно просто разное на ментальном уровне. Русские дети в школах считают «яблоко плюс яблоко равно два», американские – «доллар плюс доллар ровно два». Это уже на уровне детства закладывается, отношение к деньгам другое. Американец может действительно сильно злиться из-за машины соседа, искренне злиться, это будет его мотивировать (конкуренция) – это то, что закладывается. Но американские спикеры, их нельзя не приглашать. Многие американские спикеры, приезжая в Россию, не могут адаптировать под Россию свои программы. Но мы часто приглашаем американских спикеров не столько, чтобы они нам дали какие-то практические инструменты, которые сейчас в конкретной компании с оборотом пять с половиной миллионов рублей, находящейся на Шоссе Энтузиастов, можно взять и применить, - не для этого. Мы приглашаем иностранных спикеров (я, в частности, приглашаю), потому что я читал это в детстве, это герои моего детства. У меня есть герои детства. Брайан Трейси – он герой моего детства, я читал в детстве его книги.
Евгения Горкина
- Бизнес-книги.
Людмила Болдырева
- Да, сразу про бизнес.
Григорий Аветов
- Да, у меня тяжелое детство было. Я сидел и читал Брайана Трейси, и я рад, что я могу его привезти. И он меня вдохновляет. Я понимаю, что он не говорит ничего нового, он не говорит ничего сверхполезного для моего бизнеса и для бизнеса вообще, но он так приятно говорит. Я представляю, что я бы говорил со сцены то, что говорит Брайан Трейси. Ровно слово в слово, выхожу на сцену я и говорю то же самое. Другой эффект был бы. От кого вам было бы приятнее услышать эти вещи – от небритого армянина или от прекрасного англосакса в шикарном костюме с платочком под цвет галстука? Он сидит и так красиво об этом говорит, что я понимаю, что только Брайан Трейси может это говорить. Это классно, это наши идолы, мы выросли на их книгах. И у них есть еще мысли, у них есть возможность хорошо их донести до аудитории. Они, конечно, больше вдохновляют, чем дают конкретных инструментов, но это полезно.
Людмила Болдырева
- А российские спикеры наоборот, как-то больше практических инструментов?
Григорий Аветов
- Естественно, российские спикеры более практико-ориентированны, чем американцы, потому что они работают с российскими компаниями, с российским бизнесом, они знают кейсы. Но в любом случае любой консультант – это консультант. Его задача озвучить некие версии, некие стратегии, они не всегда могут быть верны. Задача предпринимателя услышать большой объем возможных ходов и выбрать наиболее верный для себя, и даже тот, который, возможно, не звучал. Поэтому да, российские спикеры более практико-ориентированны, но в любом случае это не предприниматель в отрасли, который глубоко понимает свою тему, который глубоко понимает ошибки. В любом случае спикер – это замечательно, это классно, но это спикер, это очень важно разделять. Волшебных рецептов нет ни у одного спикера.
Евгения Горкина
- Основная задача их – вдохновлять?
Григорий Аветов
- Да, спикер много вдохновляет. Есть очень скучные, нудные, совершенно не умеющие работать с аудиторией спикеры, которые владеют прекрасным контентом. И тут уже зависит от того, насколько ты чуткий зритель. Мне, например, веселье не нужно на сцене, я достаточно восприимчив к любой информации, а многим нужно, чтобы им пошутили, рассказали «про жену, которая пришла домой, когда она накормила детей, я сидел и тут я понял…» Многим нужны эти истории, им нужен более простой материал. Я сделал такой вывод, что чем проще спикер выступает, тем больше у него контента (у него очень часто есть такая связь), но меньше вдохновения.
Людмила Болдырева
- Потому что у него цель – передать больше знаний и навыков, поделиться. Это, мне кажется, больше американская система – рассказывать всякие истории про жену, про соседей. А сколько вспоминаю российских спикеров, они: «Делай раз, делай два, делай три – получишь это. На эти грабли не наступай, пожалуйста, ни в коем случае», то есть про практику.
Григорий Аветов
- Да, и не факт, что лучше. Мы не знаем, что лучше. Многие известные западные предприниматели стали предпринимателями, вдохновившись на шикарных выступлениях ведущих американских спикеров, которые если бы выступали плохо, они бы не вдохновились, у нас бы не появились большие компании, классные игроки. Поэтому вдохновение – это хорошо, это нужная энергия, особенно сейчас.
Людмила Болдырева
- Да, эмоция, мотивация. А как вы относитесь к такому образовательному продукту, как бизнес-моллы? Ведь они тоже закладывают большой уровень энергии, очень большой уровень вдохновения. Изначально с чего они начинали – рассказывали, что 300 000 легко заработать, это прям копейки. Люди этому вдохновлялись: «Как это так? Я тут за 30 000 работаю не покладая рук, а тут 300 000 – можно просто машину щебня продать». Это их любимое, чем они торгуют. Но интересно понять ваше отношение к этому инфопродукту.
Григорий Аветов
- У всего есть темная и светлая сторона, у всего есть. Очень тяжело иметь, будучи образованным человеком, однозначный взгляд. Можно иметь однозначный взгляд на какие-то базовые ценности («не убей, не укради»). А здесь, когда вы меня спрашиваете об инфопродуктах, о коллегах и конкурентах по рынку, и по каким-то из направлений, тяжело формулировать однозначно ответ. Потому что я, как клиент, достаточно неплохо знаю продуктовую линейку большого объема игроков, которые работают на нашем рынке. Могу сказать, что и в упомянутых вами компаниях, и у других коллег, есть много классных, качественных продуктов, есть много очень спорных продуктов, часть из которых является скорее провокационными, чем по-настоящему темными. Потому что они, с одной стороны, отталкивают достаточно существенно одну часть аудитории (вас отталкивает, меня отталкивает), а с другой стороны, привлекают огромный объем другой части аудитории. Больше людей, которые хотят заработать 300 000 чистыми, чем людей, которые понимают, что это не так, как ты пришел и заработал. Поэтому есть много неоднозначного, есть много спорного, но есть и много хорошего. Вопрос заключается в том, насколько у тебя этот внутренний редактор работает, и ты способен весь входящий поток информации редактировать. Потому что взяв любую книгу в руки, ты в этой книге, если у тебя внутренний редактор работает хорошо, получишь много спорного, неоднозначного, вредного материала. Вопрос в том, как у тебя «дуршлаг» работает, есть у тебя возможность это остановить или нет. Поэтому редакция нужна везде: и у коллег, и в книгах.
Евгения Горкина
- Если возвращаться к спикерам – в прошлом году вы провели крупнейший форум, расскажите о нем. Я так понимаю, это успех, который вы не ожидали? Не то что не ожидали, вы не знали.
Григорий Аветов
- Да, это был успех.
Евгения Горкина
- Я читала статью на эту тему, это было…
Людмила Болдырева
- Я видела миллион фотографий с «Facebook», кто там был.
Евгения Горкина
- …рискованное мероприятие. Я понимаю, в каком вы были стрессе. Это подготовка и полный зал собрать, как концерт какой-то мегазвезды. Люди пришли и заплатили большие деньги за билеты.
Григорий Аветов
- Я сам удивился, действительно пришли, я не ожидал.
Евгения Горкина
- И что это означает? Расскажите немножко для тех, кто не знает об этом форуме, кто нас слушает, и не в курсе еще.
Григорий Аветов
- Если в двух словах, то я практически уверен (как я уже говорил), что вдохновение – это очень важно. Важны знания, но еще важно вдохновение. И если ты можешь сделать качественное мероприятие, которое в той или иной степени смотивирует людей к чему-либо, что связано с генерацией выручки, то это полезно для всех: для тебя, для человека, для страны. И мы в своё время (наша команда) задумались о том, какое событие может быть наиболее сильным и мощным, с точки зрения организации этого общего толчка, чтобы побежали делать дело, условно, после этого – с одной стороны. С другой стороны, я в детстве любил ходить в Политехнический музей и слушать открытые лекции (тяжелое детство, я уже говорил). И я помню, как меня вдохновляли многие лекции. Это были лекции профессоров, преподавателей академических вузов, которые в свободное время, владели каким-то контентом, которым хотели делиться на открытых лекциях. Мне открытые лекции всегда нравились, как формат. И этот формат, как вы знаете, хорошо развит в Соединенных Штатах Америки, и я думаю, что он очень полезен для целевой аудитории. И нам хотелось сделать что-то вот такое, но обязательно глобальное, обязательно с помаркой, что не на сто человек. Не кулуарное, не бейджиковое, а так чтобы взорвалось, глобальное, потому что времени мало, все мы скоро умрем…
Людмила Болдырева
- Успеть в последние пять минут.
Григорий Аветов
- Успеть в последние 70 лет. 70 лет очень быстро пройдут. 70, 80 – уже завтра.
Евгения Горкина
- Сколько надо еще собрать-то выручки?
Григорий Аветов
- Да, один год прошел, и уже 69 осталось, и мы с вами старые. И мы решили сделать этот форум. Мы попали в зону высочайшего риска, турбулентности, начались проблемы с политикой, с экономикой, начал падать рубль. Все спикеры, которых мы привозили, были иностранцы.
Людмила Болдырева
- Как они относились к тому, что надо ехать в Россию?
Григорий Аветов
- Многие из них часто приезжают в Россию, многие не были здесь никогда. Отношение к России абсолютно разное, но отношение к такому событию…
Евгения Горкина
- Вне политики, наверно?
Григорий Аветов
- …о котором они слышали от меня, которое должно было произойти в момент, когда рубль стоил 80… Это сейчас 80 – это нормально, а еще буквально до этого момента, недавно рубль стоил 40, доллар стоил 42. И когда они слышали список спикеров, которые будут на сцене, у них возникало практически 100% ощущение, что событие не состоится. Многие из них соглашались подписать контракт из уважения к нашей школе. Многие из них соглашались подписать контракт, понимая, что событие не состоится, и ставили нам условия заранее, которые практически невыполнимы. И так спикеры относились к тому, что мы это событие сделаем. Поэтому в результат этого события не верили ни клиенты, которые в итоге пришли, ни спикеры, которые в итоге приехали. Практически никто не верил, да и я в какие-то моменты начинал уже верить слабо, поэтому в основном спасала команда. А там и делать больше нечего, уже не отступить было, - мы попали в зону смерти.
Евгения Горкина
- Кто у вас был? Сколько людей в итоге?
Григорий Аветов
- К нам пришло 4 500 человек. Это были совсем неслучайные люди, потому что средняя цена билета была порядка 30 000 рублей (25 000 – 30 000), то есть ни разу не случайные. Пришло несколько сотен человек, где средняя цена билета была 200 000 рублей. И они были классные, все 4 500 были классные. Там было 20 очень хороших людей, которые пришли, посидели с утра до вечера на этом событии. Мы потом делали измерение соцсетей по обратной связи, и мы получили 99% положительных отзывов и 1% отрицательных – это были люди, которые сидели действительно на всех событиях, и им не понравилось всё: не только я, а еще и Брайан Трейси.
Людмила Болдырева
- За компанию все остальные.
Григорий Аветов
- Я-то понимаю – я, а Брайан Трейси как может не понравиться? Все им не понравились, все плохо выступают, плохое событие – такие были, их было 1%, остальные были вдохновлены этим мероприятием и ждут следующего. И следующий уже состоится в ноябре. И так как мы первые, кто решил это сделать и сделали, то мы решили сразу этот товар на экспорт. Вы первые, кто об этом узнаете. Мы этот форум будем проводить седьмого декабря еще в Тегеране, и в Тегеране мы собираем стадион. И 15 декабря мы проводим этот форум еще в одном очень большом мегаполисе, пока не могу сказать в каком, но это тоже продукт на экспорт. Мы в этом году хотим забрать три города.
Людмила Болдырева
- Круто!
Евгения Горкина
- Мы вас поздравляем!
Людмила Болдырева
- Желаю, чтобы всё случилось!
Григорий Аветов
- И это не Москва, Мытищи, Серпухов.
Людмила Болдырева
- Это даже не Москва, Питер, Казань?
Евгения Горкина
- А сколько стадион вмещает?
Григорий Аветов
- В Тегеране мы 5 000 займем. 5 000 иранцев… Хотели бы оказаться в аудитории с 5 000 иранцев?
Евгения Горкина
- Спорный вопрос. Я просто не была там, поэтому. Вообще, мне нравится…
Григорий Аветов
- Обычно, когда я девушек приглашаю, я понимаю, что это не Ирак. Девушки говорят: «Но там же небезопасно?» В Иране очень безопасно, очень хорошо, там сейчас сняли санкции.
Евгения Горкина
- Вы нас приглашаете?
Григорий Аветов
- Я вас приглашаю на форум в Тегеране седьмого декабря. У вас будут отличные приглашения, у вас будут хорошие места, хороший вид. И потом после форума у нас запланировано auto homeparty. Homeparty, потому что другого autoparty в Тегеране быть не может. Там запрещены ночные клубы, там их практически нет, и обычно autoparty проходят в крупных домах (частных домовладениях). Они запрещены законом, и в силу того, что это противозаконная история, это еще добавляет экстрима, и даже уже алкоголь не нужен.
Людмила Болдырева
- Круто! Экстремальные. А мне интересно: вы на своем форуме обещаете нетворкинг…
Григорий Аветов
- Да.
Людмила Болдырева
- …но я от многих слышу, что нетворкинг как-то так себе проходит, потому что люди не умеют общаться, знакомиться.
Григорий Аветов
- Но мы же русские, почему мы должны уметь общаться?
Людмила Болдырева
- У нас еще не выработана эта культура.
Григорий Аветов
- Если бы мы умели улыбаться, подходить, здороваться с незнакомыми людьми, мы были бы не русские, мы были бы американцы. А мы русские.
Людмила Болдырева
- Мы были бы русские, но немножко другие.
Людмила Болдырева
- Мы русские через пять минут, понимаете? Мы первые пять минут не улыбаемся, что я вижу, такая внутренняя настороженность. Но потом русский понимает, что тот человек тоже нормальный, он не враг, ножа нет за спиной, и дальше всё – душа нараспашку. Мне интересно, как вы решаете на своем форуме этот вопрос нетворкинга? Как перезнакомить людей?
Григорий Аветов
- У нас есть одно решение технологическое, одно решение, связанное с самим расписанием, с самим планированием, и одно решение, связанное с тем, что происходит на сцене. Технологическое решение – это мобильное приложение, в которое входят только участники форума, и они там обычно активны, потому что они могут постить новости внутри мобильного приложения, их лайкают, они связываются по чату. И так как русскому человеку тяжело подойти к другому человеку и сказать: «Привет! Рад, меня зовут Григорий. Как ты? Как жена?» Это тяжело на уровне культуры, что ни хорошо, ни плохо, просто так и есть. В мобильном приложении легче. Второе – это время, отведенное на нетворкинг, очень тесное пространство для кофе-брейков, чтобы люди могли знакомиться, когда пространство тесное. Мы делали один форум «Базовые стратегии», мы его проводим каждый год, всегда в ведущих отелях. Это событие, посвященное анализу всех экономических процессов прошедшего года и выстраиванию стратегий для бизнеса на следующий год. Очень контентно, там вообще нет entertainment, никто не шутит. Сидят тяжелые экономисты, эксперты, стратеги и дают для компаний стратегию. И на это событие приходят обычно владельцы бизнесов с ярдными оборотами, они сидят и слушают. И мы в один момент сделали эксперимент – мы уменьшили кофе-пространство, специально уменьшили кофе-зону, чтобы они прям плечом к плечу находились. Многие считают, что это просто была организационная ошибка, но на самом деле это было специально.
Евгения Горкина
- Все секреты сейчас узнают.
Григорий Аветов
- Да, и люди были счастливы, потому что они перезнакомились, у них был повод заговорить. Мы делаем autoparty не потому, что мы хотим, чтобы люди выпили, мы делаем autoparty, потому что мы хотим, чтобы люди пообщались, познакомились. И конечно, спикеры. Многие талантливые спикеры, выступая, работают на то, чтобы ты познакомился со своим соседом. А одно знакомство – это очень важно. Одна визитка может дать тебе плюс пять миллионов рублей оборота в следующем месяце или через год дать тебе плюс пять миллионов долларов оборота твоей компании. Одна визитка, одна. Есть целые бизнесы, которые существуют исключительно на одном знакомстве. Одно знакомство делает целую компанию, 5 000 работающих сотрудников. Это знакомство когда-то произошло, это не всегда один вуз, это не всегда жена. Это вот когда-то случилось, что ты с ним познакомился, вы были незнакомы, и тут ваши пути сошлись. Поэтому наша задача привлекать максимально качественную аудиторию, чтобы они могли знакомиться, у них появлялся собственный бизнес, а мне они отдавали 10% от всего совместного оборота, я тогда буду счастлив. Но мне никто не отдает пока, я говорю: «Давайте мне денег, вы же на моей площадке познакомились». Не дают.
Людмила Болдырева
- А вы ставите условия, «все входящие платно» называется?
Григорий Аветов
- Пока нет. Всё зависит от экономической ситуации в России, если будет совсем тяжело – поставлю.
Евгения Горкина
- Тогда сделаете, в интернете свой какой-нибудь агрегатор предпринимателей. А что же с этими предпринимателями в нашей стране?
Григорий Аветов
- С какими?
Евгения Горкина
- С нашими предпринимателями, с бизнесменами? Сколько их? К чему стремимся, к чему бы хотели стремиться?
Григорий Аветов
- Тут цифры понятные, их в числовом выражении меньше 1%. Есть страны, которые ставят для себя целевой областью обязательно приблизиться к 5% от населения, которые занимаются малым и средним бизнесом. И они всё делают, и каждый шаг их, каждый законопроект направлен на цифру 5%. Мы в этом направлении совершенно не двигаемся, мы никаким образом не осуществляем эффективных шагов к повышению количества предпринимателей. И все программы, которые существуют в России на государственном уровне, к сожалению, малоэффективны, субсидии практически неэффективны. Они раздаются, но неэффективны. Люди боятся уходить в бизнес, и культура предпринимательства хоть и стала существенно выше, но всё равно находится на очень низком уровне. Я говорил несколько лет назад, что у нас школьник (буквально в 2003 году еще выпускаясь из школы) мечтал стать таможенником, он мечтал попасть на «Таможенное дело». Это же невозможно! Таможня – прекрасные люди, но как? Выпускается 11 класс, и ты спрашиваешь: «А кем ты хочешь стать?» - «Я хочу стать таможенником, я иду на «Таможенное дело» в вуз». Очереди в вуз на «Таможенное дело». Что может быть в части малого и среднего бизнеса в стране, где все школьники хотят стать таможенниками? В части бизнеса ничего хорошего. Поэтому у нас так сильно раздут госсектор, количество сотрудников госсектора, но есть положительные тренды. Мы открыли в университете пару лет назад факультет Бизнеса, и когда набрали первый поток из 80 студентов, мы увидели, что там 80 человек, многие из которых уже в 17 лет имеют свой собственный бизнес. Когда я учился, было совсем не так – мало кто уже имел предпринимательские навыки. Сейчас всё больше и больше… Я не очень понимаю, с чем это связано, есть какие-то на то тренды. Может быть, связано с уменьшением роли государства, может быть, связано с экономическими проблемами, падением цены, сокращением бюджета, с чем-то это связано. Может быть, это обычный процесс, но количество молодых ребят, которые хотят уходить в собственный бизнес, всё больше и больше. И это хорошо.
Людмила Болдырева
- Наверно, культура просто начала появляться и формироваться с помощью тех же самых соцсетей.
Григорий Аветов
- Скорей всего, да. В том числе и повлияли эти все вездесущие инфобизнесмены, и мы, старые академические бизнес-школы, тоже на это повлияли.
Людмила Болдырева
- Наше время, к сожалению, подходит к концу. И я напоследок хотела бы задать несколько вопросов, которые написали нам люди в «Facebook», когда мы опубликовали пост о том, что вы у нас будете в гостях. Поэтому отвечайте, пожалуйста, коротко, но по делу. Первый вопрос: «Как вы всё успеваете?»
Григорий Аветов
- Тайм-менеджмент, обычные навыки – утром встал, вечером заснул. Я всё не успеваю, я практически ничего не успеваю. Очень тяжело всё успевать, поэтому в основном есть какие-то навыки, стараешься успевать много.
Людмила Болдырева
- Остается ли время на спорт?
Григорий Аветов
- Да, спорт каждый день – это необходимость, это как поесть.
Людмила Болдырева
- Какой ваш любимый фильм?
Григорий Аветов
- Любимые назвать тяжело. Из последних всем рекомендую «Игра на понижение» - шикарное кино, лучшее про финансы, которое я видел за последние несколько лет.
Людмила Болдырева
- Какую книгу вы последнюю прочитали?
Григорий Аветов
- Я сейчас три читаю. Последняя, наверно, была «Исповедь экономического убийцы»… А, нет! «Гении и аутсайдеры», Майкл… Забыл его фамилию. В общем, рекомендую к прочтению.
Людмила Болдырева
- А какие тогда сейчас читаете?
Григорий Аветов
- Я всегда читаю параллельно и бизнес, и художественную литературу. Из художественной перечитываю Хемингуэя, из бизнеса я читаю Адизеса.
Евгения Горкина
- Григорий, спасибо вам большое! К сожалению, уже через минуту закончится программа. Как сказал когда-то Дональд Трамп: «Финансы и бизнес – опасные воды, в которых прожорливые акулы ходят кругами в поисках жертвы. В этой игре знания – ключ к силе и власти. Расходуйте деньги на то, чтобы знать, что вы делаете».
Григорий Аветов
- Поэтому мы будем голосовать за Дональда Трампа, такой классный был бы президент.
Евгения Горкина
- Да-да. Мне тоже нравятся эти новости. У микрофона была Евгения Горкина.
Людмила Болдырева
- И я, Людмила Болдырева. В гостях у нас был Григорий Аветов – директор бизнес-школы «Синергия».
Григорий Аветов
- Спасибо большое. Я рад был сегодня быть у вас в гостях. Всех девушек я поздравляю с наступающим 8 Марта! Берегите себя, вы для нас самое ценное! И я хотел пригласить вас всех бесплатно на наши бизнес-форумы, но буду думать, приглашать или нет, пока не знаю. Но очень хочу!
Евгения Горкина
- Но мы-то попали, да?
Григорий Аветов
- Но вы попали! Я очень хочу вас пригласить. Все девушки, я вас очень хочу пригласить.
Евгения Горкина
- Да, и девушки давайте становиться предприимчивыми.
Григорий Аветов
- Давайте. Спасибо!
Людмила Болдырева
- Спасибо!
Евгения Горкина
- Спасибо! До свидания!