Альбина Пылаева
- Добрый вечер, дорогие друзья! В эфире «Интернет-экономика», веду её сегодня я Альбина Пылаева. И у нас в гостях генеральный директор «eLama» (это сервис автоматизации контекстной рекламы), директор по развитию компании «TRINET.Group» – Алексей Довжиков. Алексей, здравствуйте!
Алексей Довжиков
- Здравствуйте.
Альбина Пылаева
- Я начну с самого главного: вы к нам пришли (буквально вчера закончилась самая большая конференция интернетчиков в интернет-бизнесе), как представитель российского интернет-бизнеса, и вы там выступали, у вас была своя секция. Скажите, пожалуйста, то, чем вы занимаетесь, в какой секции вы отметились? Как называлась тема, с которой вы говорили с аудиторией?
Алексей Довжиков
- Мы проводили целую серию секций. Если говорить про первую секцию, в которой я был ведущий, – это была секция с таким неформальным названием «Контекст для тех, кто в теме». Контекстная реклама в настоящий момент – это неотъемлемая часть маркетинга практически любой онлайн-компании, поэтому контекст очень многогранен. И на РИФ, как на такой профессиональной конференции, мы делаем узкоспециализированные секции, на которых мы не просто рассказываем про контекстную рекламу, туда уже собираются такие профессионалы-перепрофессионалы, которым уже практически негде найти в интернете какие-то знания. Есть знания, которые передаются из уст в уста от таких…
Альбина Пылаева
- Давайте так: эта тема – это у нас не междусобойчик. Допустим, я владелец компании, и я знаю замечательного человека, у него хорошая репутация, он из Санкт-Петербурга: Алексей Довжиков – молодой и в то же время генеральный директор, у него две компании, 35 лет, успешный бизнесмен, умный человек, симпатичные умные глаза.
Алексей Довжиков
- Спасибо.
Альбина Пылаева
- Я начинаю свой бизнес и мне нужен человек, который бы мне посоветовал. Это же для специалистов – «контекстная» реклама… В принципе, нужна реклама, потому что «без рекламы деньги печатает только монетный двор», как мы знаем, есть такая цитата в интернете. И я бы тогда у вас спросила: «То, чем вы занимаетесь, как это может помочь мне в моём бизнесе? А может быть, это очень перспективное направление и через какое-то время я посмотрю, как работаете вы, как работают подобные компании, может, я могу влиться в этот бизнес, посмотреть, что происходит здесь. Я могу с помощью вашего бизнеса, например, выжить в кризис». Расскажите, чем вы занимаетесь и чем вы можете быть полезными предпринимателю, владельцу большой компании, в малом или в среднем бизнесе? Что вы делаете?
Алексей Довжиков
- Наверно, нужно тогда постепенно… Как вы сначала обозначили проблематику: нужна реклама в интернете – это такой самый абстрактный большой вопрос, с которым сталкивается любой бизнес, который приходит в интернет. Нужно сначала понять задачу этой рекламы, потому что реклама решает разные задачи. И если мы говорим про небольшой бизнес, не про крупные бренды, то это задача продажи, правильно? Мы же хотим получить как можно больше продаж. У брендов есть более глобальные истории из серии: узнаваемость, позиционирование и так далее. Если мы начинаем: мы хотим вложить деньги, получить деньги в виде прибыли и продаж, и заработать. Так вот самый горячий спрос в интернете находится в поисковых системах. Можно говорить, что сейчас очень модно говорить про socialmedia marketing, про рекламу в социальных сетях, но если мы хотим иметь стабильные гарантированные продажи, то это в первую очередь поисковые системы. И основной канал привлечения аудитории на сайт с поисковой системы – это и есть контекстная реклама, самый большой в настоящий момент рынок интернет-маркетинга.
Альбина Пылаева
- Алексей, можно перебью, если проще… Теперь я уже говорю от имени потребителя: мне нужен товар (услуга), я даже могу набрать в поисковике слово «счастье». Что вы делаете с этим словом, чтобы мне получить полную информацию, рекламу о слове «счастье»? Правильно ли я понимаю, что вы посредник между мной и компанией, которая хочет мне об этом рассказать?
Алексей Довжиков
- До этого мы с вами ещё не дошли, но если говорить про контекстную рекламу, то введя запрос «счастье», а точнее, если мы опять же говорим про бизнес, то кто-нибудь ищет скорее «сколько стоит счастье» или «как купить счастье»…
Альбина Пылаева
- Да, про деньги.
Алексей Довжиков
- …а кто-то это «счастье» продает. Воспользовавшись системами контекстной рекламы «Яндекс.Директ» (если мы говорим про систему «Яндекс») или «GoogleAdWords» (если мы говорим про «Google»), вы как рекламодатель можете на любой запрос пользователя предложить своё объявление, которое покажется в результатах поиска, то есть если вы продаете счастье, то на запрос «сколько стоит счастье» вы можете сделать объявление: «Счастье стоит не дороже денег. Покупайте у нас, у нас лучшее счастье». «Лучшее» вам, правда, по закону о рекламе не дадут пропустить, но какие-нибудь другие уникальные торговые предложения вы можете выложить. И человек, который ищет в поисковике вашу продукцию, увидев ваше объявление, кликнет и перейдет к вам на сайт.
Альбина Пылаева
- А почему только меня он видит? Как сделать так, чтобы он меня увидел? У вас есть специальная программа для этого?
Алексей Довжиков
- Увидит он, конечно, не только вас. И в настоящий момент практически в любой коммерческой тематике – это сотни желающих рекламодателей показаться по одному запросу пользователя. А места под солнцем всего семь: три сверху над результатами поиска и четыре внизу. Кто показывается вверху, кто показывается внизу – определяет система на основании соотношения «цена–качество». Каждый рекламодатель платит не за то, что вас увидел пользователь, а за то, что пользователь перешел к нему на сайт. То есть вы как рекламодатель, продавая «счастье» в нашем случае, за то, что ваше объявление показалось в результатах поиска, не заплатили ничего (ноль рублей ноль копеек). Вы заплатите только в тот момент, когда человек, который искал «счастье», прочитает ваше объявление, оно его заинтересует, он перейдет к вам на сайт. Поэтому контекстную рекламу часто называют рекламой с оплатой за результат, вы уже его получаете.
Альбина Пылаева
- Ваш бизнес заключается в том, что чем больше будет кликов, тем больше у вас будет денег, правильно? А что вы для этого делаете? Вы пишите программу? В чём заключается ваш продукт? Опишите его, пожалуйста.
Алексей Довжиков
-Это бизнес «Яндекс.Директ» (то, о чём мы сейчас с вами поговорили) и «GoogleAdWords». Те миллиарды денег, которые (мы знаем) зарабатывает Google и Яндекс, прежде всего, они зарабатывают на контекстной рекламе, сводя покупателя с продавцами. А мы занимаемся автоматизацией, по сути, повышением эффективности контекстной рекламы. Мы делаем так, чтобы рекламодатель, который размещает контекстную рекламу, делал это быстрее, проще, эффективнее, удобнее. Мы экономим время и деньги рекламодателей, причем делаем это бесплатно для рекламодателей. Рекламодатели, которые работают через «eLama», могут запускать рекламу и в «Яндекс.Директ», и в «Google» быстрее, удобнее, эффективнее, не тратя на это никакие деньги.
Альбина Пылаева
- Хорошо, Алексей, а теперь про историю вашего успеха. Насколько я почитала вашу биографию, я так понимаю, что вы начали свой бизнес где-то в 2000, вам было 20 лет?
Алексей Довжиков
- Да, так и есть.
Альбина Пылаева
- Как получилось, что вы уже тогда поняли, что это перспективное направление? Или вы не думали об этом? Как вы пришли к своему делу, и сколько вам удалось на этом заработать, если не секрет?
Алексей Довжиков
- Наверно, надо по порядку: как пришел. Если мы говорим про «eLama», то «eLama» – это более молодой бизнес, существует где-то с 2009 года…
Альбина Пылаева
- А вы хотели еще про второй бизнес рассказать?
Алексей Довжиков
- Всё зависит от ваших вопросов. Вы спросили про 2000, то…
Альбина Пылаева
- Давайте начнем с 2000, про стартап.
Алексей Довжиков
- … в 2000 я стартовал – интернет-агентство «TRINET», всё как положено: без подвала, без окон, без дверей, с нуля, с небольшой командой. У нас изначально была очень хорошая команда разработчиков, мы занимались разработкой и на зарубежные рынки, в России…
Альбина Пылаева
- У вас уже образование было соответствующее или как?
Алексей Довжиков
- Да, я учился на третьем курсе прикладной математики петербуржского Политеха, это одна из очень достойных кафедр по программированию. И нам ещё на первом курсе говорили, что: «К четвертому курсу из вас не будут работать только дебилы и лентяи», и это было совершенно нормально. А получать деньги за разработку программного обеспечения я начал ещё до института, то есть мне так повезло, я себя нашел довольно давно, ещё со школы. Интернет тогда только формировался, но…
Альбина Пылаева
- Да, не у всех даже компьютеры были.
Алексей Довжиков
- …были молоды, горячи, уверены в себе, и у нас уже были довольно серьезные навыки, опережающие отрасль на несколько лет, потому что мы работали за рубежом. Отсюда и родилось интернет-агентство.
Альбина Пылаева
- То есть условие успеха первое вывели – команда. В этом бизнесе важна команда?
Алексей Довжиков
- Конечно.
Альбина Пылаева
- Одиночка не строит бизнес?
Алексей Довжиков
- Я думаю практически во всех бизнесах команда – это одна из необходимых составляющих. И что тогда у нас была хорошая команда, что сейчас во всей группе компаний человек 150, но я очень горжусь, считаю, что это одна из лучших команд, несмотря на то, что она такая большая, каждый отдел – это отдельная сплоченная команда.
Альбина Пылаева
- Понятно, команда нужна. Вы начали командой, что дальше?
Алексей Довжиков
- Дальше мы довольно быстро достигли успеха с нашим опытом на поприще сайтостроения…
Альбина Пылаева
- А можно как бы так, чтобы было понятно?
Алексей Довжиков
- Каким и за что?
Альбина Пылаева
- Да, успехом. В чём он проявился тогда? Что продали, за что деньги получили? Как быстро? Что для этого сделали? И как приумножили этот успех после этого?
Алексей Довжиков
- Да, всё верно. Успехом я называю то, что я считал успехом на тот момент. В студенческие годы для третьекурсника, который строит бизнес, успех – это признание. Это означает, что мы начали получать крупные заказы от серьезных брендов. Буквально за год, за два мы сделали сайты для «JVC», «Балтимор», «Натур Продукт», десятки разных брендов. Тоже готовы поделиться опытом за счет чего…
Альбина Пылаева
- Да, конечно, интересно.
Алексей Довжиков
- И по различным рейтингам вошли в топовые компании по разработке интернет-проектов Петербурга и Москвы. И, по-моему, по сей день по рейтингу «Тэглайн» группа компаний «TRINET» 28 в России. Но с точки зрения бизнеса, сейчас уже могу на это всё смотреть в ретроспективе 15 лет, интернет с точки зрения сайтостроения или вообще агентский бизнес – это очень смешная история, песочница, и это вообще не про бизнес, это в основном работа на самого себя, но такое тешение молодых амбиций. Гораздо приятнее получать не зарплату, а доход, но по факту это чуть выше среднерыночной зарплаты, но ты не работаешь на дядю, ты работаешь сам на себя, у тебя есть признание и тому подобные вещи. Поэтому с точки зрения бизнес-успеха, я бы этим не назвал, это скорее к «eLama».
Альбина Пылаева
- То есть было признание?
Алексей Довжиков
- Признание, да.
Альбина Пылаева
- А тогда вернемся в день сегодняшний. Какие активы сегодня? Что сегодня считается успехом? И приведите, может быть, даже в цифрах, чтобы было понятно, что такое успех сегодня, что такое успешный бизнес сегодня? Тем более что мы говорим об онлайн, а в оффлайне кризис, правильно я понимаю?
Алексей Довжиков
- Сейчас я бы уже для себя успех измерял в деньгах. Публичная история – это уже вопрос прошлого и не является для меня критерием успеха. Если говорить про деньги, о каких-то цифрах, то давайте про «eLama». Мы в начале 2014 года привлекли в качестве инвестирования 800 000 долларов за миноритарную долю. С того времени мы растем по два-три раза в год. В настоящий момент месячные обороты исчисляются сотнями миллионов бюджетов рекламодателей. Активных рекламодателей у нас сейчас больше 8 000. Нас сейчас в студии двое и мы общаемся, прямо сейчас, пока мы общаемся, «eLama» оптимизирует в режиме реального времени рекламные кампании более 8 000 рекламодателей. А с точки зрения ключевых слов – это миллионы ключевых слов. И если сверять нашу клиентскую базу с финансовыми отчетами того же Яндекса, у нас сейчас где-то около 2-2,5% рынка. Считайте, что практически каждый 50 рекламодатель в интернете пользуется «eLama». И если говорить про меня лично, то за последние год-два я проинвестировал ещё в несколько проектов. Теперь свою историю успеха меряю капитализацией активов в интернет-компаниях.
Альбина Пылаева
- Знаете, зайдя к вам на сайт (возможно, мы сейчас говорим про успешный бизнес), я там увидела некоторую формулу: три буквы, которые означают CTR – это ключевой показатель. И он строится на том, что сверху клики, они делятся на количество показов и умножаются на 100. Это и есть секрет вашего бизнеса? Волшебная формула?
Алексей Довжиков
- Нет, это не волшебная формула, это скорее определение. К сожалению, ситуация такова, что рынок интернет-маркетинга, особенно контекстная реклама, – это очень сложные технологические продукты. Одна из наших миссий и задач – сделать их более доступными и понятными для рекламодателей, для того чтобы любой бизнес, желающий рекламироваться в интернете (причем рекламироваться успешно, а не просто сливая бюджеты), мог бы это сделать. Мы для этого делаем вебинары, обучающие программы, у нас есть служба заботы, куда можно позвонить в любой момент, задать вопрос – вам расскажут про Яндекс, про Google, про что такое CTR. Потому что, к сожалению, для того чтобы у вас действительно получилась история успеха в контексте, вам придется таких определений и формул выучить еще штук десять (если не больше) и разобраться в различных высокотехнологичных историях. То есть формула CTR – это определение от самих контекстных систем, а мы помогаем эти вещи понять, помогаем в них разобраться, помогаем достигать высоких CTR. CTR – это, по сути, кликабельность, с какой вероятностью на ваше объявление щелкнут в результатах поиска.
Альбина Пылаева
- Вы это делаете за компанию? Самостоятельно нельзя…
Алексей Довжиков
- Можно. Мы делаем и так и так. Но больше 90% наших рекламодателей всё делают самостоятельно. «eLama» - это по-английски «self-service», платформа самообслуживания.
Альбина Пылаева
- То есть вы платформа самообслуживания?
Алексей Довжиков
- Да. Причем бесплатная, потому что деньги мы берем не с рекламодателя, а Яндекс, Google помогают нам. Мы получаем от контекстных систем обеспечение того, что мы обслуживаем рекламодателей. Мы для систем контекстной рекламы – первая линия, мы убираем с них нагрузку от рекламодателей, которых волнует много разных вопросов. Получается, что сам сервис для рекламодателя бесплатный, а все деньги, которые он кладет в «eLama», с точностью до копейки попадают в рекламные системы. А наша задача: обучить, помочь и предоставить инструменты.
Альбина Пылаева
- Но есть цифры, насколько… Допустим, к вам обратились и передали все функции по рекламе вам. Я, допустим, заказчик, насколько я могу сэкономить свой рекламный бюджет, если он у меня есть?
Алексей Довжиков
- Да, конечно. Но ещё раз 90% рекламодателей делают это сами, поэтому мы вас научим как с помощью «eLama» экономить 10-60% вашего бюджета и при этом еще экономить сильно время, что довольно важно. И есть агентский отдел, когда вы действительно можете сказать: «Всё, убираем руки от клавиатуры, пусть работают профессионалы», и там мы уже всё сделаем за вас.
Альбина Пылаева
- Я ещё раз хочу сказать, что с нами в эфире основатель и генеральный директор «eLama» (компании, которая предоставляет сервис автоматизации контекстной рекламы) и одновременно он директор по развитию «TRINET.Group», которая занимается разработкой и продвижением сайтов. Мы с вами поговорили про рекламу как таковую, которая живет на кликах… А можно еще про вторую вашу деятельность, которая мне абсолютно понятна, – это сайты и продвижение. Как давно вы этим занимаетесь? Допустим, я бы хотела вас кому-то рекомендовать, как бы вы меня убедили, что: «Да, я могу это, это и это, и ваш бизнес продвинется за счет моих знаний и умений». Хочу привести пример, по-моему, пользователь только на восемь секунд задерживается, чтобы сделать клик. Это нужно очень иметь креативную команду, чтобы всё это смочь сделать. Про второй бизнес?
Алексей Довжиков
- Давайте про продвижение расскажу в поисковых системах. Здесь всё, с одной стороны, проще, с другой стороны, менее прозрачно, чем в контекстной рекламе. Потому что, несмотря на то, что контекстная реклама – высокотехнологичный продукт, но при этом его можно освоить самостоятельно. Практически любой бизнес может найти толкового человека с математическим складом ума, пройти серию курсов, заняться контекстной рекламой и четко, и понятно понимать, сколько он денег потратил, сколько заработал.
Альбина Пылаева
- То есть в продвижении меньше технологий, больше креатива получается?
Алексей Довжиков
- Нет. С продвижением история вот какая: дело в том, что позицию в результатах поиска купить невозможно, ни Яндекс, ни Google вам её не продает. Нет возможности принести кому-то денег. Где-то в интернете я находил на блогах статьи, в которых написано, что «TRINET» аффилирован с Яндексом, что мы знаем какие-то черные ходы, куда надо занести чемодан денег, и поэтому у наших клиентов сайты попадают на первые позиции.
Альбина Пылаева
- Разрушьте этот миф, пожалуйста.
Алексей Довжиков
- Мы действительно плотно общаемся с сотрудниками Яндекс, но больше по вопросам контекстной рекламы, и нет никаких черных ходов, нет никаких красных кнопок. Я даже готов заверить, что ни один сотрудник Яндекс не способен самостоятельно вывести какой-то сайт на определенную позицию, потому что это очень сложный алгоритм, зависит от кучи разных факторов. Одна из основных проблем в SEO заключается в том, что физически никто никогда не может вам гарантировать попадание в поисковую систему. Самое простое объяснение, понятное для бизнеса, я могу дать следующее: мы сейчас с вами говорим, общаемся, вам, например, понравится, как я рассказываю. Вы мне скажите: «Алексей, всё супер. Вот твоя «котлета» денег, хотим, чтобы по запросу «интернет-радио» мы находились в результатах поиска». Я скажу: «Всё, обещаю, руку отрежу, но вы будете по этим запросам в результатах поиска». А теперь смотрите, в этот же самый момент, например, на других концах Москвы двое (не менее классных ребят) тоже взяли деньги и пообещали заказчику отрезать себе какой-нибудь орган за то, что по запросу «интернет-радио» он будет в результатах поиска. И сейчас есть десять компаний, которые уже там. То есть тринадцати компаниям дали гарантию, что они будут на десяти строчках – это невозможно в принципе.
Альбина Пылаева
- А я говорю: «Да это ваше дело, Алексей, вы же мне обещали».
Алексей Довжиков
- Всё верно. Поэтому нужно понимать, что гарантии в продвижении в поисковых системах – это вопрос маркетинга и того, как компания… Физически гарантии не существует, если вам любая компания говорит: «Дайте нам денег, и мы гарантируем, что вы будете на определенных позициях», то сразу же нужно обсуждать, смотреть пункты договора. И обсуждать не то, что будет, и когда вы это получите (попадете в результаты поиска), а что будет, если вы туда не попадете – это предмет договора с оптимизацией компании. Если возвращаясь к вашему основному вопросу: как рассказать про «TRINET», чтобы вы получили некое доверие…
Альбина Пылаева
- Алексей, мы же пригласили вас не для того, чтобы вы рассказали о своей компании, а с пользой какой-то…
Алексей Довжиков
- Я готов это с пользой рассказать.
Альбина Пылаева
- А польза-то в том, что может быть, вы поделитесь секретом? Этот бизнес находится в такой замечательной растущей отрасли, и вы потом приведете нам цифры обязательно (потому что они прозвучали, видимо, на конференции, которая была в последние два дня): как растет этот рынок, где там место контекстной рекламы, сколько она в процентах – всё это очень интересно. Но приглашая вас, расскажите параметр бизнеса. Сколько нужно на стартапе, например, чтобы влиться в ваш бизнес… Или это невозможно сейчас? Какие нужны инвестиции? Возможно ли сейчас начать бизнес, подобный тому, который вы начали 20 лет назад? С чем нужно начать?
Алексей Довжиков
- Это скорее проблема отрасли такая. Помните, я сказал такую фразу, что все студии (агентства) не зарабатывают. Любой бизнес: интернет-агентство или студия – это такая работа ради работы (для директора). Может быть, крупные компании в наших объемах – это уже другая история, но таких компаний действительно единицы, несколько десятков, наверно, на весь Рунет. Почему так происходит? Это проблема отрасли, порога входа нет вообще. Чтобы открыть автосалон, нужно разбираться в менеджменте, нужно иметь оборотный капитал, нужно понимать, что такое бизнес. Автосалон с бухты-барахты не откроешь. А чтобы открыть своё интернет-агентство, нужно открыть юр. лицо за 6 000 рублей, быть студентом второго-третьего курса, сделать сайт для папы, сделать сайт для друга мамы – вот портфолио и вперед. То есть открыть интернет-агентство в настоящий момент – это вопрос желания и компетенции (компетенции в digital, не в бизнесе, не в менеджменте), иметь хотя бы какое-то небольшое портфолио и желание развиваться. Единственное, в сферу SEO уже заходить относительно бессмысленно, потому что контекстная реклама растет, а именно направление SEO-оптимизации в поисковых системах стагнирует по той причине, что поисковые системы периодически ставят палки в колеса компаниям, занимающимся продвижением в поисковых системах. И с точки зрения бизнеса – это очень непредсказуемый и нестабильный бизнес. Плюс, как я говорил, контекстной рекламе можно довольно быстро обучиться, действительно делать хорошие результаты, было бы желание и возможности потратить время на обучение. То в SEO есть такая метафора: что есть единицы шаманов, которые понимают, что они делают, и куча шаманов, которые повторяют за теми, кто понимает. На самом деле обучиться SEO быстро невозможно. Я могу сказать по опыту «TRINET», у нас есть определенная иерархия: руководитель отдела, аналитик, SEO-специалист, младший SEO-специалист и так далее. Мы берем ребят из младших SEO-специалистов, которые уже имеют опыт, причем неоднократный, но они заходят младшими специалистами, и только через полгода доходят до самостоятельного ведения проектами – это очень долгий путь. Если проходить его, то я бы тогда рекомендовал сначала устроиться в какую-нибудь очень крупную компанию, пройти этот весь путь от начинающего SEO-специалиста до серьезного джедая, после этого уже открывать какой-то свой бизнес, потому что иначе самостоятельно…
Альбина Пылаева
- Каких-то успешных новичков вы знаете? Замечали этот процесс последние года два, например?
Алексей Довжиков
- Первая двадцатка или тридцатка компаний, может там кто-то и есть новенький, но в моем понимании за последние даже десять лет она не изменилась, то есть весь рейтинг занят. По разработке сайтов – да, периодически появляются новые компании, потому что там есть еще место какому-то креативу, новому веянию, новому подходу, и они появляются на экранах…
Альбина Пылаева
- Вернемся к количественным параметрам вашего успеха. Сколько вообще за вами проектов? И может быть, вы вспомните какую-нибудь хорошую жизненную историю про проект, который чем-то вам запомнился, может быть, он был смешной? Какую-то такую историю хотелось бы услышать с реальными лицами и фамилиями.
Алексей Довжиков
- Историю могу попробовать рассказать. На заре, когда ещё только «TRINET» формировался, как я говорил, мы много работали с брендами и возникали очень разные ситуации, когда необходимо было владельцу бизнеса объяснить вообще необходимость, значимость и как всё будет происходить. Это реальный случай происходил, я думаю, что у меня останется на всю память, когда мы проектировали сайт для очень крупного бренда, но директор был… Я большинство топ-менеджеров делю на новое поколение (это не только вопрос возраста, это вопрос сознания) и на пережитки 1991. К сожалению, очень много в бизнесе встречается, когда кто-то на этот переломный для страны момент построил бизнес, не потому, что он что-то умел, получил образование, повышал свои навыки в менеджменте, а потому что так сложилось. Это не значит, что он плохой человек или проворовался, но так исторически сложилось, чаще всего такие руководители становятся тоталитарными руководителями. Он привык, что у него в 90-х получилось, потому что он сам на себе всё вытянул, так он свой бизнес и ведёт. Мы проектировали сайт, позиция была такая: «Нам нужен проект в интернете, но я интернетом не пользуюсь, пользоваться никогда не буду. Возможно, мои внуки будут пользоваться». И спроектировав архитектуру под задачи потребителя, чтобы всем было удобно, чтобы компания приносила бизнес, мы потратили встреч пять на совещания примерно следующего характера: мы пытались показать, как мы по сайту будем перемещать аудиторию. А заказчик сидел и говорил: «Нет, вы мне покажите, что будет на первой странице, что будет на второй странице, что на третьей, на четвертой». И весь сайт нам предлагалось показать, как журнал, который будет перелистываться со странички на страничку. Это довольно нелепо, но это правда, и это очень крупные компании. И, к сожалению, отголоски подобных вещей встречаются и по сей день, может быть, не в таком утрированном формате, потому что в настоящий момент уже все пользуются планшетами, компьютерами, но зачастую приходя к клиенту, ты понимаешь, что весь интернет воспринимается как журнал или газета, или телевизор, и очень сложно говорить на одном языке.
Альбина Пылаева
- Вы сейчас представитель отрасли, которая называет себя полноценной, ведь она достаточна молодая и интернет-аудитория растет. Я просила вас привести цифры, насколько это растущий рынок? Как я заметила, что оффлайн-жизнь в кризисе, а эта отрасль почему-то растет и процветает. За счет чего, как вы думаете? И какие цифры?
Алексей Довжиков
- Да, это я могу объяснить. Я вам не скажу в абсолютных объемах, но я скажу в процентах, которые, думаю, что будут показательны. В настоящий момент рынок контекстной рекламы за последние годы растет по 20-30%, причем это не рост с нуля, это довольно серьезный рост. И сейчас контекстная реклама, и вообще интернет-реклама – это второй по размеру рынок после телевидения в бюджетах рекламодателей. В 2013 году объем рынка интернет-рекламы обогнал прессу, наружную рекламу, обогнал радио. Это произошло еще два года назад. По нашим прогнозам три-пять лет, и объем рынка интернет-рекламы сравнится с телевидением. Я бы даже сказал, что уже тяжело будет считать, где рынок интернета, а где телевидение, потому что даже телевизионные бюджеты сейчас уже выходят из телевизора на трансляцию тех же каналов в интернете, появляется SmartTV. То есть интернет с телевидением идут навстречу друг к другу, как в технологиях, так и в бюджетах рекламодателей. Вторая показательная история – очень хорошо себя показывает рекламный канал в кризис. В 2009 году все каналы по данным АКАР (это Ассоциация коммуникационных агентств России, основное мерило рекламных рынков): телевидение, радио, наружка, пресса – все рынки в кризис 2009 года провалились в бюджетах. Понятно, что когда кризис, все рекламодатели сокращают бюджеты. Единственный рынок, который вырос в 2009 году, – это интернет-реклама, и контекст в частности подрос, если не ошибаюсь, на 8%. Сейчас у нас 2015 год – та же самая картина: телевидение, наружная реклама, печатная пресса, радио – все рынки по 2015 году показали минус по отношению к 2014. Объемы упали, контекстная реклама по нашей аналитике выросла на 17%. Почему так происходит? Потому что вначале мы как раз с вами обсуждали про задачи, которые решает рекламный канал. Есть две разные задачи: есть задача формирования спроса, а есть задача потребления спроса. Интернет – это то место, где вы можете решить задачу потребления спроса, то есть на продукцию, на услуги, на которые спрос уже сформирован, люди их уже ищут в поисковой системе. Вы готового к покупке пользователя приводите на ваш сайт и продаете ему. Когда мы говорим про каналы: телевидение, радио и так далее – это вопрос формирования спроса. Никто, посмотрев рекламу на телевидении или увидев наружный щит, не хватается за телефон и не заказывает данную продукцию. Это всё «долгие» деньги на долю рынка, на доходность в будущем. Как только наступает кризис, естественно, все имиджевые бюджеты сокращаются, а интернет, контекстная реклама продолжают расти, потому что пилить сук, который прямо сейчас дает продажи, которые позволяют продавать тем, кто готовы покупать (неважно в кризис, не в кризис) сейчас, никто сокращать не будет. Плюс это возможность для малого бизнеса. Почему еще рост продолжается? Потому что малый бизнес может легко стартовать с небольшими бюджетами: несколько тысяч рублей и можно пробовать контекстную рекламу.
Альбина Пылаева
- Скажите, поскольку отрасль дает такие высокие показатели роста и в этой отрасли крутятся очень большие деньги, тратятся на рекламу (всё-таки реклама любого товара – это основной канал продвижения), то какие взаимоотношения… Как вы на своей практике почувствовали, нужно ли вмешательство государства в эту отрасль? До какой степени? Нужна ли вам помощь государства? Вы уже становитесь человеком с большим опытом, опытом в бизнесе, вы укрупняетесь, и на своём примере почувствовали ли вы, что нужны какие-то особые меры поддержки, либо какие-то меры регулирования, либо какие-то законы?
Алексей Довжиков
- Про себя лично обычно говорю, что я вне политики и спорта. И сточки зрения бизнеса, тьфу-тьфу, слава богу, этот тезис тоже можно поддержать. В настоящий момент, как мне кажется (возможно, я не презентативен), но отрасль довольно (если мы опять говорим про ту же контекстную рекламу) самодостаточная, прекрасно развивается, и единственная поддержка, которая может быть полезной – это не мешать ей развиваться.
Альбина Пылаева
- Сегодня прошла новость, что Комитет Госдумы по информационной политике рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который приравнивает новостные агрегаторы к СМИ. Видите, какой закон. Такого рода законы нарушают сложившуюся систему или, наоборот, её регулируют, продвигают, и две стороны понимают друг друга, что за этим последует какое-то общее благо? Как вы считаете?
Алексей Довжиков
- Я думаю, что тут надо каждый законопроект рассматривать в отдельности. И я не исключаю, что могут быть какие-то вещи, которые где-то мешают отрасли, но в моём понимании общий тренд – положительный. Конкретно данного законопроекта я не смогу сказать ни хорошее, ни плохое (не моя стихия). Я могу говорить только про рекламу, про защиту прав…
Альбина Пылаева
- Я привела пример законодательного регулирования, вот он просто под рукой, сегодняшний, что называется.
Алексей Довжиков
- Вопрос всё-таки практического применения этого законодательного регулирования, про этот законопроект честно ничего не скажу.
Альбина Пылаева
- В плане контекстной рекламы вам что-то нужно? Нужен ли вам депутат, грубо говоря? Или вам достаточно Министерства по связи? Где вертикали ваших взаимоотношений, до какой степени нужны и полезны вам, а вы полезны регулирующим организациям?
Алексей Довжиков
- Пересечение, которое я наблюдаю в контекстной рекламе, – это закон о рекламе. В настоящий момент закон о рекламе вполне позволяет нормально жить и интернет отрасли. По моему мнению, в контекстной рекламе всё вполне правомерно регулируется и на благо бизнесу, нет каких-то перекосов, когда можно злоупотреблять текущим законодательством, самое главное – все контекстные системы его соблюдают. Нужно понимать, что любая реклама в интернете, включая контекстную, – это реклама, вы не можете в объявлении написать, что вы лучше всех, нельзя использовать в превосходной степени, нельзя использовать в объявлении торговые марки конкурентов. То есть все вещи, которые обязан применять цивилизованный бизнес, проецируются на интернет. В этом плане этого как минимум достаточно, необходимости в дополнительном регулировании я честно не вижу.
Альбина Пылаева
- Ещё новость последних дней говорит об успешности отрасли, и это у нас такой мостик к переходу разговора о будущем: в списке «Forbes» несколько человек, в том числе и Павел Дуров. Эта тенденция, когда люди из IT-отрасли попадают в список «Forbes», и у них приличные состояния и достаточное реноме, скажем так, не только в российском бизнесе, но и в мировом. Кто-то достиг успеха, потому что он начал раньше, но в принципе в отрасли будут появляться подобные люди и станет ли их больше (айтишников) в списке «Forbes» среди российских бизнесменов?
Алексей Довжиков
- Станет, однозначно. Я думаю, что не только среди российских, потому что IT-индустрия (я бы даже сказал не только IT, сейчас много появляется разных модных названий: digital-индустрии и так далее),технологии проникают не только в интернет, а вообще в быт. Будущее любого жителя планеты Земля неотъемлемо связано с технологиями – это не только интернет, это и управление финансами, это и какие-то бытовые вопросы (робототехника, телефония, дополненная реальность, медицина). И любой проект, способный производить технологию, с точки зрения экономики, перспективности на будущее, имеет довольно большую фору. Есть еще один секрет (я по образованию экономист, читал очень интересную статью, которая косвенно объясняет успехи IT-проектов), заключающийся в том, что посмотрев на бизнесы двадцатилетней давности, у нас деньги в основном зарабатывали либо производственные компании, либо услуги. Если мы говорим «производственные» компании, суть заключается в том, что есть некое сырье, есть некий продукт, который ты обязан закупить, из него что-то сделать и продать, либо просто перепродать. По сути, твоя капитализация заключается в увеличении этой части. Когда мы говорим про технологии, суть в том, что тебе нужно один раз что-то изобрести, создать и дальше ты можешь масштабироваться, во многих случаях практически до бесконечности (в огромных пределах), при этом при росте компании у тебя растут обороты, у тебя растет доходность, а издержки растут непропорционально. Когда мы говорим про производственную компанию, то в производственной компании, если ты хочешь увеличиться в 100 раз, то у тебя в 100 раз вырастут издержки (доходность, конечно, вырастет). В IT-компаниях, в технологичных компаниях эффект совершенно другой, то есть вы вырастаете в 100 раз по оборотам, а затраты у вас увеличатся в десять раз. На производственных компаниях увеличение оборота в 100 раз – увеличивают в 100 раз прибыль, то в IT-компании это получается в разы, в геометрической прогрессии… Отсюда отчасти финансовые успехи любых компаний Google, Яндекс, Facebook, ВКонтакте и так далее. И эта причинно-следственная связь будет такой, пока не изменится мировая экономика.
Альбина Пылаева
- Я напоминаю, что разговор о том, как заработать в интернете, насколько перспективна эта отрасль и можно ли войти в неё сейчас, мы ведем с Алексеем Довжиковым – основателем, идеологом и генеральным директором компании «eLama» (которая занимается контекстной рекламой, сервисом автоматизации) и директором по развитию компании «TRINET.Group». Мы заговорили о будущем, про «Forbes» мы поговорили с вами. Что бы мне ещё хотелось сказать… Понятно, что через десять лет мир изменится. Вы можете как-то нарисовать перспективу вашего бизнеса через десять лет? Именно вашего, очень коротко.
Алексей Довжиков
- Я очень надеюсь, что мы уже будем довольно большими не только в России…
Альбина Пылаева
- Куда вы пойдете?
Алексей Довжиков
- …но и за рубежом. У нас есть планы на зарубеж. Я думаю, что мы займем рынки не только для малого бизнеса, но и для крупного, потому что уже сейчас мы делаем много индивидуальных инструментов автоматизации для гигантов Рунета. И в ближайшие пару лет выпустим коробочный продукт, которым сможет пользоваться любой крупный игрок на рынке контекста. И, наверно, мы проведем экспансию за пределы контекста. Я надеюсь, что раз нам удалось помогать рекламодателям в контекстной рекламе, то мы сможем помочь и в социальной рекламе, и в медийной рекламе, то есть сделать единую платформу для упрощения жизни и оптимизации бюджетов рекламодателей в интернете.
Альбина Пылаева
- Алексей, мы незаметно подходим к окончанию нашей беседы, и традиционно я попрошу вас сформулировать лозунг дня. Как обычно, тебе дается трибуна и ты либо требование, либо призыв… Если у вас есть какой-то вопрос или какое-то послание, вы сейчас его можете озвучить какому-то лицу, попросить его о чём-то. Вы на трибуне, как трибун, что бы вы сейчас заявили в оставшуюся минуту?
Алексей Довжиков
- Раз у нас вопросы были больше про бизнес, тем более вы их задавали от лица начинающего бизнеса, что делать и так далее, я дам такой лозунг всем начинающим бизнесменам: «Если вы собираетесь зарабатывать деньги в интернете, то сначала научитесь их считать – это самое важное. В интернете необходимо сначала построить всю аналитику, чтобы вы очень четко понимали, на что и сколько денег тратите и где вы зарабатываете. А потом уже начинать их тратить, считать эффективность, повышать эффективность, потому что говорить о повышении эффективности, не умея считать, в общем-то, невозможно».
Альбина Пылаева
- Спасибо, Алексей! Спасибо за ваши советы! Спасибо, что вы такой мудрый. И я пожелаю вам то, что я прочитала у своей любимой режиссерши Ринаты Литвиновой, что: «Самое ценное у людей – это время, талант и любовь», и всего этого я вам желаю, а также успеха в бизнесе и побольше клиентов!
Алексей Довжиков
- Спасибо большое!
Альбина Пылаева
- Мы завершаем программу «Интернет-экономика», с нами был Алексей Довжиков и Альбина Пылаева. Спасибо! До новых встреч!
Алексей Довжиков
- Спасибо.