{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Сергей Житинский Генеральный директор компании Git in Sky 18 марта 2016г.
В гостях Сергей Александрович Житинский
Говорим о настоящем и будущем проникновения информационных технологий в классические отрасли рынка, как зарабатывать на этом сегодня и как создать глобальный бизнес завтра

Дмитрий Волков

– Добрый вечер, уважаемые друзья. С вами программа «Интернет-экономика». Ее ведет Дмитрий Волков. А в гостях у нас Сергей Житинский.

Сергей Александрович Житинский

– Здравствуйте.

Дмитрий Волков

– Руководитель компании «Git in Sky». И мы продолжаем рассказывать истории, а вы продолжаете слушать истории про интернет-экономику, про ту ситуацию, когда интернет приходит в классические отрасли экономики. Интернет понимаем в широком смысле, самом широком: это и сети передачи данных, и сервисы, и программное обеспечение. Он приходит в бизнес, который жил без интернета, и начинается что-то. Появляются какие-то дополнительные возможности, появляется возможность дополнительно зарабатывать деньги. Появляются и дополнительные риски, как правило. Появляются некоторые совершенно новые явления, которые меняют уже нашу жизнь сами по себе. Такие истории мы рассказываем. Но первый вопрос у меня, Сергей, к вам по поводу названия компании – «Git in Sky». Я не смог расшифровать. Расскажите.

Сергей Александрович Житинский

– Это мне пришло в голову такое название. Оно напоминает мою фамилию, и при этом имеет другие смыслы на английском языке. Все программисты, которые интернетчики, знают слово «Git», потому что есть такая программа контроля версий, и ею пользуются практически все. Кроме того, «Git» на сленге английском, как мне говорили люди, которые на этом языке говорят как на родном, что это что-то вроде Иванушки-дурачка, человека не от мира сего, чем-то очень сильно увлеченного. И «in Sky», потому что это облачные технологии, и компания наша занимается как раз архитектурой серверов. А все сервера (не все, но многие сервера) сейчас в «облаках», и мы это прекрасно знаем, компания на этом и специализируется.

Дмитрий Волков

– Вы знаете, «Git in Sky» звучит гораздо лучше, чем «Иванушка-дурачок в небе».

Сергей Александрович Житинский

– Да.

Дмитрий Волков

– А Иванушка-дурачок, это в смысле хитрован такой, да? Или удачливый человек, или что?

Сергей Александрович Житинский

– Да. Вообще, это в хорошем смысле идиотик – именно сильно чем-то увлеченный человек, не обращающий внимание на нормальную жизнь.

Дмитрий Волков

– Да, у нас слова имеют эмоциональную окраску. Иванушка-дурачок – герой сказки. Тут что, хитрость главное? Идиотик – это эмоционально окрашенное слово. Я хочу понять, какой смысл вы туда закладывали. Это же как раз и есть суть вашего бизнеса.

Сергей Александрович Житинский

– Я закладывал именно три смысла. На стыке смыслов, мне казалось, что интересное и есть, что как раз три смысла. Это каждый понимает, как хочет. Кстати, ООО русское у меня называется «Жить в небе». «Git» вовсе не переводится так, как он значит на английском языке.

Дмитрий Волков

– Отлично. Тогда следующий вопрос у нас традиционный: расскажите вашу историю, удивите нас.

Сергей Александрович Житинский

– Я с самого начала начну, потому что я как пришел из армии, я сразу пошел заниматься компьютерными сетями. Их еще не было, а я уже начал ими заниматься, то есть тогда только привезли компьютеры. Занимались «FidoNet», потом «Релком», почтой и потом уже интернетом. И так получилось, что мне повезло, и я встретил очень много талантливых людей, многие из которых основали известные компании. И основатель «Mail.Ru» со мной вместе работал, и «Ttavel.Ru» (Ася Патрышева), и многие другие. Мне повезло, потому что это действительно была новая область, в которой всем интересно было трудиться, и деньги были на третьем-четвертом плане. То есть было интересно, все видели эту перспективу, что во всех отраслях можно сделать что-то новое, и мы все пытались что-то делать.

Дмитрий Волков

– Вы использовали прошедшее время. Что-то изменилось?

Сергей Александрович Житинский

– Да, потому что эта компания перестала существовать.

Дмитрий Волков

– Я не про компанию. Я про ощущение глобальности происходящего.

Сергей Александрович Житинский

– Если про ощущения, то изменилось, потому что много очень сделано. И сейчас это уже рутинная работа. Тогда это были неоткрытые возможности, и они вселяли энтузиазм, а сейчас это рутинная работа, вот и всё. И акселераторы, целая индустрия выстроена, которая молодых учат - они все проходят, как конверсию делать, как еще что-то такое. Всё это уже превратилось немножко в другое.

Дмитрий Волков

– Вы были Колумбом, а сейчас вы обычный капитан дальнего плавания.

Сергей Александрович Житинский

– Не знаю, был ли я Колумбом, но было тогда такое ощущение полной свободы и ветра в паруса, и, в общем, полный вперед. Это было незабываемое ощущение, я по нему скучаю. Я хотел бы, чтобы это повторилось, но понимаю, что повториться это вряд ли может, потому что такого масштаба явление, как интернет, вряд ли можно представить что-то еще. Оно должно упасть с неба. Тогда оно упало на меня с неба, и мне повезло.

Дмитрий Волков

– Так же думали люди, которые участвовали в промышленной революции в Англии, например. Так же думали люди, которые делали великие географические открытия. Они думали: «Всё, мы всё открыли, и больше ничего уже в мире произойти…». В физике был такой момент, в классической физике, когда всерьез много лет физики обсуждали: «Всё, мы все изобрели. Вот она, ньютоновская физика, ньютоновская механика, больше ничего в жизни произойти не может». Произошло. Прогресс не останавливается. Он видимо бесконечен. Из этого и будем исходить. Так все же история про бизнес.

Сергей Александрович Житинский

– Про бизнес? Этот провайдер – это было начало всего. Потом получилось так, что после дефолта компания «Golden Telecom» (была такая) предложила купить. Мы согласились с партнерами, потом продали. И потом все нулевые годы я делал разного рода интернет-проекты. Это были игровые проекты некоторое время, потом были «WEB 2.0»-проекты, интересные достаточно. «БобрДобр» мы делали, хотя он два года всего лишь: взлетел и упал, потому что потом появились соцсети, но это было интересно. А потом, через некоторое время, я как раз «Git in Sky» начал делать. И я просто решил, что, если я буду делать один интернет-проект (инвестиционный или на свои деньги, неважно), есть большие риски, что он может не получиться. И у меня некоторые проекты игровые, они так и не взлетели. А если я построю компанию инженерную, которая будет профессионально заниматься инфраструктурой, будет настраивать ее, будет писать серверное программное обеспечение для этих интернет-проектов, то мы сможем познакомиться через своих клиентов с гораздо большим количеством этих самых проектов. Так и произошло. И в частности всё, что связано как раз с бизнесом, со стыком интернета в бизнесе, я знаю через своих клиентов. То есть, в частности, у нас было пара клиентов – крупных автодилера: один питерский, другой московский. И они достаточно мощно закладывали, в том числе и деньги, в свои проекты обслуживания клиентов, то есть они очень много внимания уделяли «UX», каждой мельчайшей детали, тому, как пользователи себя ведут и так далее. То есть это было важно для автодилеров, потому что сейчас вы понимаете, что творится с авторынком. Он очень конкурентный, с одной стороны. С другой стороны, доллар взлетел, и им тяжело сейчас. Они начинают преследовать людей в сети. И им не нужно что-то продать, они хотят их просто зарегистрировать, как-то привлечь внимание и так далее. Они сейчас этим занимаются и уделяют этому очень повышенное внимание. На сайте, например, интернет-консультант должен появляться не на две секунды позже, а на одну. Такие вещи обсуждаются. И это свидетельствует о чем? Что интернет уже не какое-то чудо-юдо для этого бизнеса, а это просто инструмент рабочий, причем, который дает реальный…

Дмитрий Волков

– Какие сейчас актуальные тренды? Что вы такое им делаете, как сервисная компания, что им помогает делать бизнес? Можно же за людьми гоняться и в других местах: проводить презентации, устраивать балы, скачки, соревнования, вешать везде растяжки – Бог знает, сколько способов привлечь внимание людей.

Сергей Александрович Житинский

– Да. Люди-то всё-таки в сети проводят довольно много времени – сейчас это вообще ужас. Я ехал сейчас в поезде. Все сидят, уткнувшись в свои телефоны. И поэтому ловить людей там немножко проще, чем на балах. Поэтому люди вкладывают в это деньги. Наша компания, мы же не делаем полностью интернет-проект, что называется«from scratch», то есть с нуля и до результата, у нас чисто своя специализация – мы делаем серверное ПО. Поэтому они сами делают свои «UX», а нас нанимают уже под конкретные вещи, чтобы мы программы написали, чтобы сервера хорошо работали. И наша часть в этой истории не очень большая, то есть мы делаем, чтобы всё было надежно и хорошо, но это не весь проект от нуля до конца. То есть еще масса людей работает над этим. Я просто хотел именно про отрасли поговорить. Я могу сказать, что с автодилерами такая история есть. История со здравоохранением – у меня клиенты есть, но здравоохранением совсем другая тема. Как раз мои клиенты сделали сервис по сбору биометрических данных, то есть люди (я не помню, НДА у нас нет) кардиограммы могут мерить и отсылать кардиограмму на сервер. Там проходит первичная аналитика. Мы как раз писали программу, которая это всё делает. Мы делали отказоустойчивость и масштабируемость. Поскольку это планировалось запускать в Китае, то нам сразу сказали, что тысяча запросов в секунду. Мы немножко удивились, потому что тысяча кардиограмм в секунду размером в один мегабайт – это приличный трафик, который тут же начинает забивать «винчи». Но, тем не менее, мы сделали такую архитектуру, протестировали – в общем, работает. Но в Китай они, правда, так и не вышли. Сейчас есть другие тестовые зоны, открывают. Но, тем не менее, сам сервис по себе довольно интересный, но он немножко раньше, то есть эксперты медицинские, а также интернетовские говорят, что это еще рано, люди еще не готовы. Нет еще доверия, и не готова еще сама медицинская структура, инфраструктура к тому, чтобы эти все вещи принимать.

Дмитрий Волков

– Сергей, вам же ближе, наверняка, техническая сторона, технический аспект этого процесса?

Сергей Александрович Житинский

– Да, я больше технарь.

Дмитрий Волков

– Да, вы в этом. Мы, на самом деле, об этом почти никогда не говорили. Мы все время говорили про бизнес, про бизнес как таковой. Я делал кардиограмму при помощи кардиографа или врача, который ходит там и так далее – это у меня был такой медицинский бизнес один, или купил томограф, делал томограммы. А вторая история: я делаю какой-то гаджет, у которого есть проблемы с сертификацией, с тем-сем, с пятым-десятым, но, тем не менее, человек может быстро получить информацию о своем здоровье очень оперативно и может ее отслеживать. И получается другая история, совершенно другой бизнес, и мы об этом всё время говорили. Но мы никогда не говорили здесь в этой студии о том, а что же происходит за сценой. Давайте поговорим о том, что происходит за сценой, это действительно интересно. С точки зрения «железа», этого самого серверного оборудования и проводков, и разных приборчиков, которые за этим стоят, что тут происходит сейчас? Какие тренды? Когда-то сервер – это был железный ящик, стоящий в специальной комнате с холодильником.

Сергей Александрович Житинский

– Какие тренды?

Дмитрий Волков

– Наверно, и сейчас так же.

Сергей Александрович Житинский

– Сейчас точно так же. Просто эти ящики стоят…

Дмитрий Волков

– Вы сказали, что «тысяча запросов в секунду». Что тут происходит? Идет медленный прогресс или какие-то скачки?

Сергей Александрович Житинский

– Нет, достаточно бурно развиваются технологии серверные. Скажем так, физически это те же коробочки, которые продолжают стоять, правда, в «data»-центрах. Они уже не стоят, очень редко стоят у кого-то в офисах. Они стоят в «data»-центрах специальных: там температура, электричество надежное и так далее. Как правило, сейчас технологии виртуализации такие, что у тебя есть большая коробочка, и она нарезается на много маленьких. То есть на самом деле компьютер один большой, а серверов там много виртуальных, которые ведут разные задачи. Технологии не стоят на месте именно в серверном и программном обеспечении, то есть эти все «open source». Сейчас 90% серверного ПО на «Linux» и на «open source»-софте. Я имею в виду интернет, я сейчас не говорю вообще всего, я говорю про интернет-приложение, которым мы собственно занимаемся. А у «Linux» большая экосистема этих «open source»-программ. И они там всё время варятся, и всё время появляется что-то новое: то какие-то новые приложения по мониторингу, то новые какие-то решения по «backup». Вообще говоря, у серверной программы задача-то одна – работать быстро, работать отказоустойчиво, то есть без даунтаймов и без тормозов, и сохранять данные, то есть безопасность. Кроме того есть еще задачки, чтобы не было троянов, вирусов. Но вирусов нет, там DDoS-атаки есть и так далее. Эти три задачи, собственно, должен выполнять сервер. Но для этого люди создали сотни технологий, которые, в частности, под «Linux» работают, начиная от файловой системы, которая должна обеспечивать кэширование специальным образом, чтобы это всё быстрее работало, чтобы это надежней работало. У каждого технология есть своя.

Дмитрий Волков

– А в чем там деньги? Смотрите, деньги могут быть в «железе», да? Мы покупаем хорошее «железо». Оно всё более и более мощное, технологии его изготовления все лучше и лучше, оно дороже. За счет этого мы выигрываем или за счет этого самого программного обеспечения, которое настраивают люди, или в сервисе, в обслуживании? Где тут?

Сергей Александрович Житинский

– Но обслуживание есть у всех интернет-проектов. Деньги в моем сервисном бизнесе лежат в том, что мы поддерживаем эти интернет-проекты и поддерживаем их хорошо. И на самом деле мы оказываем консультации, поскольку у нас кругозор большой, мы видели очень много разных интернет-проектов, с разными параметрами, мы понимаем, где что может работать хорошо и где что может работать плохо. Мы, как правило, не делаем серийного продукта. У нас нет массовых продуктов. Хотя у нас на рынке есть компании, которые занимаются системным администрированием серийно, то есть любые сервера делают. Мы всегда работаем кастомно, под клиента, то есть под его решения мы делаем свои специализированные решения именно для серверов, чтобы это все работало именно для него хорошо. И деньги в том, чтобы именно для конкретного интернет-проекта… Кому-то нужна, как я рассказал про кардиограммы, производительность, то есть какое-то количество в секунду, и масштабируемость. Мы под это сделали, разработали архитектуру, которая способна масштабировать. Кому-то нужно другое. Кому-то нужно, чтобы не было даунтаймов. У нас есть клиент, который пятиминутного даунтайма не хочет переживать, то есть пять минут, не больше. И мы ему сейчас делаем решение в трех «data»-центрах. К тому же, он еще хочет, чтобы географически всё было разнесено. Это логистическая, кстати, компания.

Дмитрий Волков

– Чтобы, если землетрясение…

Сергей Александрович Житинский

– Да, это меня всегда удивляло.

Дмитрий Волков

– Наводнение в другом месте, то у него всё работало с пятиминутным даунтаймом.

Сергей Александрович Житинский

– Да. Там ситуация немножко другая. Он хочет географическое разделение, но в двух «data»-центрах это технически неграмотно, это не будет работать. Я сейчас не буду объяснять, почему. Это просто так, значит. И поэтому надо делать в трех. А в трех такая интересная система получается. Вы спросили про технологию. Есть специализированные базы данных«noSQL»,«Cassandra», которые с самого начала разработаны для того, чтобы работать во многих «data»-центрах. И этих технологий много. И каждый месяц появляются новые. В них надо разбираться. И я считаю, что будущее системно-инжиниринговых компаний именно в аутсорсинге, потому что у системного администратора, системного инженера, который конкретно работает в какой-то компании, у него кругозор и знание технологий будет всегда меньше, чем у специализированной компании. Другое дело, что какие-то совсем большие компании, типа «Яндекса», конечно, не будут отдавать. Это всё-таки экспертиза, и ее нельзя отдавать на сторону совсем большой компании. А малые и средние вполне могут пользоваться экспертизой сторонней, что мы собственно и делаем.

Дмитрий Волков

– Я так понимаю, что деньги как раз в кастомизации, в том, что у вас достаточно компетенции, чтобы быстро и относительно недорого сделать решение под конкретного клиента, несмотря на то, что требования могут быть различные, правильно? Вы на этом зарабатываете?

Сергей Александрович Житинский

– Да.

Дмитрий Волков

– А если говорить об этом, как о бизнесе, то задачка заключается в том, чтобы взять людей на абонентку, если по-простому, то есть обслуживать их в дальнейшем.

Сергей Александрович Житинский

– Это хорошая тема, то есть на абонентку.

Дмитрий Волков

– Это выгодно, но не зло взять, а доброжелательно взять.

Сергей Александрович Житинский

– Конечно.

Дмитрий Волков

– То есть и людям хорошо.

Сергей Александрович Житинский

– Стандартная у нас схема такая, что новый клиент приходит, мы делаем ему обследование, которое можно назвать аудитом, можно назвать просто обследованием, знакомством с системой. Дальше мы вырабатываем рекомендации: либо все, либо по тому направлению, которое ему более важно, – производительность или отказоустойчивость.

Дмитрий Волков

– Это понятно. Знаете, у меня к вам, как к эксперту, пара вопросов. Возможно, они покажутся вам наивными. Первый вопрос касается программного обеспечения на уровне операционных систем. Есть так называемая «Windows»-зависимость. Она для нас сейчас, может быть, особенно критична, особенно важна, потому что, если у нас много чего на одном программном продукте, а вдруг оказывается, что мы не можем его покупать, обновлять или еще что-то с ним делать, то у нас случается такой системный сбой в целом в экономике, в стране. И есть такая идея: давайте все перейдем, государственные системы переведем либо свое создадим (но свое как-то не очень получается), либо перейдем на «open source». В этом есть какая-то проблема, это хорошая идея? Или это уже и так произошло?

Сергей Александрович Житинский

– Где-то это произошло. Про нашу область я вообще молчу, потому что «Windows»мы не используем. У нас «Linux» один. Хотя один клиент у нас есть с «Windows»-серверами. И у нас даже есть инженер, который «Windows»-серверами занимается.

Дмитрий Волков

– Для этого клиента?

Сергей Александрович Житинский

– Да. Просто, когда говорят про замену «Windows» на «Linux», говорят именно про клиентские машины, не про сервера, чтобы на рабочих столах у бухгалтеров, у сотрудников стоял вместо «Windows» вдруг «Linux». Это всё можно, но это требует некоторого периода адаптации, потому что не все программы из-под «Linux», особенно офисные… На самом деле, если достаточно хорошо развита IT-система и все операции делаются через браузер (довольно часто во многих компаниях вся внутренняя система доступна через браузер), то это вообще не проблема – в «Linux» браузеры прекрасно работают, и переход на «Linux» прост в этом смысле, если не использовать каких-то специальных программ. Потому что, если есть какие-то специальные кадовские программы, еще что-то, то может что-то не работать. А если просто интранет используется, то прост, бесплатен. Хотя нужны консультанты, которые будут всё время бегать и всех пользователей учить: «У меня был принтер в правом углу. Куда он исчез?» Значит, нужно отвечать на эти вопросы.

Дмитрий Волков

– Давайте, философски на это посмотрим. Я задам вопрос: есть «Apple», и у него есть идеология определенная. Она заключается, по большому счету, в том, что это просто для того, кто нажимает кнопочки, то есть у меня телефон, смартфон…

Сергей Александрович Житинский

– У «Apple» идеология – чтобы это было удобно.

Дмитрий Волков

– Да. Просто, удобно. За это я плачу тем, что там все плохо кастомизируется, и еще тем, что проблемы моей безопасности точно не в моих руках и никогда в моих руках не будут. Они будут всегда в руках «Apple». Я выбираю удобство, но проигрываю в безопасности и в поиске возможностей естественным путем. И есть, назовем это, другие системы, другие порошки, где возможностей позаботится о безопасности кастомизации больше, но зато кнопочек надо нажимать тоже побольше в связи с этим. Ведь сравнение перехода с «Windows» на «Linux» чем-то похоже, да? То есть «Windows» – это всё-таки такая система, качественно сделанная, но с ограниченными возможностями, «Linux» –открытая система, требует больше экспертизы. Я правильно понимаю логику? Или они уже одинаковые стали за это время?

Сергей Александрович Житинский

– «Windows» всё еще выглядит более причесанным, чем «Linux». Если вы «Linux» поставите и поработаете на нем, он всё еще выглядит, чисто по ощущениям… Я вообще молчу про «Mac». «Mac» вообще как бы облизанный – все там отточено. Когда вы поставите «Linux», видно, что что-то здесь иногда притормозило, что-то здесь просто некрасиво, что-то здесь неудобно. И хотя под «Linux»есть сотни и тысячи программ, все-таки что-то не то. Под «Windows», конечно, этого добра значительно больше, особенно какого-то специализированного. Сейчас, может, какой-нибудь пример приведу. Например, вдруг потребовалось распознать какой-то текст. Вы по работе сосканировали что-то, и вам потребовалось распознать. И раньше у вас была какая-нибудь программа под «Windows», и вы спокойно ее запускали, хотя они все платные, допустим. Возможно, что под «Linux» вы ее не найдете. Я сейчас пример привел, я не знаю, может, конкретно распознавание там как раз и есть, но какие-то вещи, можно и найти.

Дмитрий Волков

– То есть на уровне клиентской всё-таки проблема остается. Переход потребует дополнительного усилия. Надо будет этот рынок развивать.

Сергей Александрович Житинский

– Да. Хотя есть программы, которые «Windows»-программы под «Linux» запускают, то есть все программы адаптации есть, но всё это требует некоторого количества человек.

Дмитрий Волков

– Понятно. А что касается вашей специализации, серверной, тут вообще нет никаких таких проблем.

Сергей Александрович Житинский

– Этим занимаются специалисты.

Дмитрий Волков

– Потому что и так уже пользуются все, потому что там экспертиза нужна изначально, априори. И второй вопрос такой. Давайте поговорим про будущее, если можно. Как вы думаете, в вашей области, в которой вы занимаетесь, в области как раз серверной, какие тренды, что будет дальше, что будет через пять лет? Вот мы пришли от системных администраторов и кучи серверов в каждой комнатке к «data»-центрам. Проводки стали потолще.

Сергей Александрович Житинский

– Сейчас есть тренды, которые определенно видны. В частности, большие компании, такие как «Google», «Facebook», они используют дешевые коробочки, но их очень много, и они необслуживаемые. То есть просто втыкаются, как раньше винчестеры втыкались, выходит из строя – вытыкается и выбрасывается.

Дмитрий Волков

– А что они втыкают-то такое?

Сергей Александрович Житинский

– Это маленький серверный компьютер, относительно маломощный. В стойку таких набито, много-много стоек, и целый «data»-центр таких компьютеров. Они все соединены быстрым интернетом. Это я про один из трендов рассказываю. И, соответственно, здесь плюс на заменяемости и на необслуживаемости.

Дмитрий Волков

– Более распределенная система.

Сергей Александрович Житинский

– Да. Если у вас что-то выходит из строя, вы просто берете его, вынимаете и выкидываете, вставляете другое. Это дешевая штука. И есть тренд обратный по укрупнению и по брендовому «железу». Сейчас наилучшим брендом в этом направлении и наилучшим по соотношению цена/качество считается (реклама!) «Dell». Многие их ставят и в «data»-центрах, и как хостинговые компании их предлагают. Они выпускают разные линейки, в том числе для хостингов, чтобы они создавали так называемые «облака». Почему так называемые? Потому что «облака» – это просто много-много таких серверных компьютеров, в которых реализованы достаточно умные системы виртуализации. И вы получаете от хостинговой компании сервер виртуальный, а физически он лежит на одном компьютере, на каком, вы даже и не знаете. Это не ваша проблема. В этом состоит суть облачных технологий. Плюс к тому, что вы этим всем управляете без участия человека, сами.

Дмитрий Волков

– Давайте посмотрим на пару треков, например. Первый трек – это производительность. Он очевидный и достаточный. Производительность меряется в количестве обращений, которые мы можем в единицу времени обрабатывать, правильно?

Сергей Александрович Житинский

– Да, то, что понятно для интернет-сервиса, это количество «page user».

Дмитрий Волков

– Эти обращения как растут? Линейно, экспоненциально? Со временем, с развитием технологии и ваших компетенций, как сервисной компании.

Сергей Александрович Житинский

– В каждом проекте?

Дмитрий Волков

– В целом, в мире. Так, на взгляд. Я понимаю, что, может быть…

Сергей Александрович Житинский

– Это нелинейная зависимость. Она растет еще быстрее, чем линейная. Это не экспонента, но что-то такое типа квадрата, может быть, куба. Нет, куба вряд ли, квадрата.

Дмитрий Волков

– Но замедляется.

Сергей Александрович Житинский

– Да, это, конечно, не может расти бесконечно, потому что людей все-таки у нас ограниченное количество. Хотя у нас сейчас интернет вещей появляется потихоньку. Это всё дает новый и новый трафик. Пока еще есть нелинейный рост всех этих запросов. Но количество «железа», которое требуется на их обслуживание, оно оптимизируется, то есть оно растет не столь быстро.

Дмитрий Волков

– Почему?

Сергей Александрович Житинский

– Потому что технологии появляются, которые позволяют это всё оптимизировать, это количество запросов. Как раз мы, как компания, даем такие архитектурные решения по тому, чтобы существующее оборудование загружать более равномерно и более плавно. В частности, облачные технологии дают скачки. В чем плюс облачных технологий для пользователя? В том, что, например, скачек у вас – в летний сезон у вас продаж больше в три раза, вам нужно в три раза больше серверов, и «облако» вам его легко дает. А потом, когда у вас зима, вы можете отказаться и не платить деньги в отличие от «железных» серверов, за которые вы заплатили один раз, они всю жизнь у вас стоят, и еще за ними надо ухаживать. Вы просто платите больше денег летом, платите меньше. То есть у вас капекса нет, у вас отдельные аккредитационные затраты, которые понятно считаются, и всегда их можно оптимизировать. В этом прелесть «облаков».

Дмитрий Волков

– То есть это можно себе как представить? С одной стороны мы имеем растущее по определенному закону количество пользователей. Пользователи – это могут быть люди. У нас раньше количество людей росло гиперболически, квадратичная была зависимость. А сейчас вроде бы уже и нет такого роста, то есть потихонечку прошли этот знаменитый демографическийпереход. Зато появился интернет вещей. И общая зависимость, как показывает график, кстати говоря, сохраняется. То есть, если считать людей и эти гаджеты, то по-прежнему сохраняется, как это ни забавно, ровно та самая зависимость, о которой Капица писал в своих произведениях – по-прежнему, сохраняется этот квадратичный рост. И это, замечу, гипербола, это даже не экспонента.

Сергей Александрович Житинский

– Я просто в этом смысле аналитику не собирал, что там, гипербола или что-то более крутое.

Дмитрий Волков

– Куда уж круче? Она имеет асимптоту в бесконечности. Круче только тучи, даже не облака.

Сергей Александрович Житинский

– Я думаю, что вы правы, потому что, кроме того, что вы сказали, что людей становится больше и интернет вещей, есть еще такая вещь, как служебные запросы. То есть у нас серверные программы между собой всё время обмениваются какой-то информацией: то, что людям не видно, то, что никаким гаджетам не видно – они просто между собой. Например, статус они опрашиваются: «Какой у тебя статус?» – «Ты жив?» – «Нет». Вот в таком стиле.

Дмитрий Волков

– Это когда мы повышаем безопасность. Но я об этом сказал только исключительно с тем, чтобы вас утешить. Это количество обращений не будет загибаться, и в этом смысле ваш бизнес вечен.

Сергей Александрович Житинский

– Когда я пару лет назад, в 2013 году, создал эту компанию, я понимал, что интернет-проектов море, что будет становиться еще больше, всем нужны сервера, всем нужны какие-то консультации, программирование серверов и их настройка, и что это типа свечного заводика XXI века.

Дмитрий Волков

– Это Сергей Житинский, генеральный директор компании «Git in Sky». Я продолжу эту тему. А с другой стороны есть то, что это дело обрабатывает. У нас растет количество гаджетов и людей совокупное, растет оно, условно, гиперболически. А тренд, насколько я вас понял, в обработке заключается в том, что мы пытаемся не увеличить количество мощностей обрабатываемых, а более полно загрузить существующие, распределяя их, укрупняя, делая распределенные системы, когда компьютеры бытовые, включенные в сеть, считают какую-то задачу математическую.

Сергей Александрович Житинский

– Более эффективно их загрузить, более плавно.

Дмитрий Волков

– И мы стараемся вести это к 100%. Если, например, у меня есть компания, и я поставил себе сервер, который обслуживает эту компанию, то он загружен насколько? 5-10%, как правило. Я понимаю, что таких цифр нет.

Сергей Александрович Житинский

– Это какой у вас IT-директор.

Дмитрий Волков

– IT-директор – «хорошист».

Сергей Александрович Житинский

– «Хорошист». Как правило, IT-директора покупаются с достаточно большим запасом.

Дмитрий Волков

– Конечно. Потому что, чем дороже купил, тем слаще сыр. То есть 5-10%, или 20%, если такой, в этом духе. Если мы пытаемся использовать облачные технологии, то там 40%, 50%, 60%. Такие цифры загрузки?

Сергей Александрович Житинский

– Нет. Если вы используете облачные технологии, то вы покупаете ровно столько, сколько вам надо.

Дмитрий Волков

– Все равно не ровно столько.

Сергей Александрович Житинский

– Конечно, да. По 70% купите, по 70% у вас будет работать мониторинг. Если у вас нормально программа написана, она просто будет автоматически добирать вам новый сервер без вашего участия.

Дмитрий Волков

– Но это у меня. А у того, у кого я покупаю, он тоже создает резервы мощности. Да и в целом, если посмотреть на мир, то там 60%.

Сергей Александрович Житинский

– Резервы, конечно, есть.

Дмитрий Волков

– А мы хотим к 100%. Как вы думаете, 100% когда-нибудь будет? Что для этого надо сделать, например? Не 100%, а 99%. 1% оставим в резерве все равно на обстоятельства.

Сергей Александрович Житинский

– Но для этого нам надо вырасти раз в сто, в тысячу, то есть, когда у нас этот 1% резерва будет в состоянии покрывать все пики. Но я что-то сомневаюсь, что такое возможно. Я думаю, что пики всё равно будут больше чем 1%. То есть всё равно надо иметь резерв больше чем 15-20%, чтобы покрывать все пики в мире, которые могут становиться. То есть мы, конечно, распределяем, но на самом деле 15% – это такая хорошая цифра.

Дмитрий Волков

– Это где-то предел, который представляется сегодня.

Сергей Александрович Житинский

– Да. Я хотел поговорить о трендах, как я их вижу не в отраслевом бизнесе и не в «железном», про то, что мы сейчас говорим и чем занимается наша компания, а мне видится большая перспектива. Поскольку я сейчас вижу много клиентов, которые занимаются разным бизнесом, мне представляется довольно перспективным направление так называемого «BusinessProcessManagement». Есть такое направление в управленческой науке, которое имеет большую составляющую часть в IT – это «BPM», который делает сквозное управление процессом, бизнес-процессом. И я вижу в этом большую перспективу, но это мое личное мнение.

Дмитрий Волков

– Давайте ваше личное сейчас сделаем общественным. Расскажите, что это такое «BPM»?

Сергей Александрович Житинский

– «BPM» («Business Process Management») – это методология на стыке управления и IT, которая в качестве своего предмета берет бизнес-процесс, например, согласование договора. Я беру для примера самый простейший какой-то процесс, когда вы, например, от клиента получаете заявку на обслуживание. Вы берете шаблон договора, вернее, клиент вам присылает свою версию, например. Вы его в юротдел, вы его к бухгалтеру, вы его потом к генеральному директору, потом он подписан. Вы его должны показать клиенту. Он должен согласиться. Эта вся вещь записывается в специальной нотации. Она очень похожа на программистские блок-схемы. Нотация называется «BPMN» - это «Business Process Model and Notation 2.0». И практически все процессы в компании, которые происходят, можно описать на этом языке. И сейчас есть специальное программное обеспечение, которое умеет понимать, что у вас там написано, и превращать этот процесс в конкретные задачи, выставлять задачи сотрудникам, какие-то вещи делать автоматически. То есть не разделять весь процесс на функциональные по отделам: что-то у меня здесь делает бухгалтерия. Вы же знаете, что в бухгалтерии может пропасть договор, просто потеряться.

Дмитрий Волков

– Легко.

Сергей Александрович Житинский

– Да. Чтобы не было этих по отделам каких-то вещей, эти вещи соединяются сквозным процессом, который контролирует машина. И он обеспечивает бизнес-цель от входа, от обращения клиента, до выхода, получения с него денег.

Дмитрий Волков

– Бизнес-цель, вы имеете в виду KPI?

Сергей Александрович Житинский

– KPIв масштабах бизнеса, а не в масштабах отдела, не в масштабах какого-то конкретного директора.

Дмитрий Волков

– То есть вы хотите сказать, что машина начинает управлять бизнесом?

Сергей Александрович Житинский

– Нет, я так не хочу сказать. Конечно же, не машина, а руководство управляет бизнесом, но машина достаточно хорошо этому помогает. И самое важное, что одновременно обеспечивается регламентация бизнеса, то есть как бы его повторяемость. Какие-то вещи вы внедряете и повторяете, и вам меньше времени надо тратить на его внедрение. Если у вас уже внедрена эта система, то она, в принципе, даже позволяет этот процесс описать на достаточно простом языке, для которого не нужно программиста, запускать его и дальше повторять его до тех пор, пока он нужен. А дальше, если вдруг изменилось что-то на рынке (какая-то конкурентная среда, какие-то законы вышли), вы меняете этот бизнес-процесс и дальше работаете по-новому, и достаточно быстро это всё происходит. Я считаю, что за этим перспектива. Сейчас эти продукты внедряются, но пока еще достаточно мало. Причем и у нас, и в мире они внедряются не так массово, как, например, другие системы документооборота: «1C», известная всем, и «ERP»-системытипа «SAP» – это такие монстры. А «BPM»-систем меньше, но они показывают очень большую эффективность. Почему их меньше? Потому что их внедрение требует всегда сквозного участия всей организации. Особенно в среднем и большом бизнесе этого трудно добиться, потому что там уже сформировались эти отделы со своими интересами, со своей политикой, для которых эта сквозная вещь… Она может быть интересна только самому высшему руководству. И если самое высшее руководство проявляет интерес к этому внедрению, то оно получается, и получается большой эффект от этого внедрения.

Дмитрий Волков

– Хочется прямо правительству нашему это как-то порекомендовать. Там как раз примерно похожая картина – высшее руководство хочет, отделы образовались.

Сергей Александрович Житинский

– Я просто в государственных учреждениях никогда не работал. Там бизнес-процессы, и у них по-другому немножко происходят.

Дмитрий Волков

– Бизнес, а везде бизнес-процессы. Даже в семье есть бизнес-процессы. Это же просто набор действий. Я только не понял, в чем тренд? Это же вроде старая история. Если мы можем стандартизовать процесс, описать бизнес-процесс (слово «описать бизнес-процесс» известно каждому), то мы можем написать блок-схему, а дальше мы либо менеджера должны посадить толкового, который будет за этим следить и всех погонять по флажкам, либо машина это делает. А прелесть-то в чем? Что мы такого получаем, чего не было раньше, без интернета, без скоростей.

Сергей Александрович Житинский

– Мы получаем конкретное преимущество. То есть мы свой бизнес начинаем делать, с одной стороны, лучше, потому что у нас внедрена система, которая позволяет…

Дмитрий Волков

– Что означает слово «лучше»? Он становится быстрее, он умеет быстрее приспосабливаться к текущим изменениям, он позволяет делать лучше аналитику?

Сергей Александрович Житинский

– Вы получаете в руки управленческий инструмент, который позволяет вам делать управленческие воздействия очень точечно и очень продуманно. Например, сравним с автомобилем. У вас есть автомобиль, у вас есть доска приборов. Вы видите скорость, вы видите обороты двигателя, вы видите температуру двигателя, что-то еще. Вы принимаете решение, что повышать передачу сейчас нельзя, вернее, понижать. Например, вы едете на пять тысяч, кого-то обгоняете, вам не хватает чего-то, и вы понимаете, что понижать ее нельзя, потому что у вас горит двигатель. При этом вы не задумываетесь о том, как работает двигатель, как он передает энергию на колеса и так далее, потому что это всё сделано внутри автомобиля. И хорошая система по управлению бизнес-процессами – это, когда простые процессы, которые просто должны работать, не занимают вашего внимания, руководителя. А те вещи, за которыми вы должны следить (время доставки товара, время, которое потратил курьер на доставку среднее или это конкретно), вы уже видите, вы можете ставить красные флажки, метки.

Дмитрий Волков

– То есть, условно, на сегодняшнем уровне развития технологий – это такая автоматическая коробка передач. На завтрашнем уровне развития – это беспилотный транспорт, вообще без водителя уже едет.

Сергей Александрович Житинский

– Теоретически, да. Я думаю, что к этому может идти.

Дмитрий Волков

– Очень интересно.

Сергей Александрович Житинский

– Я просто не очень понимаю, как я сам к этому отношусь. Потому что такой мир, который будет управляться непонятно кем, и ты будешь в телефон получать задания, что делать, он не представляется мне интересным.

Дмитрий Волков

– Гораздо приятнее от жены: «Сходи-ка ты, дружок, за молоком». Какая-то такая житейская история.

Сергей Александрович Житинский

– Опасным мне он представляется. Но к этому всё идет, похоже.

Дмитрий Волков

– Да.

Сергей Александрович Житинский

– С точки зрения трендов это мое мнение. Наверное, у меня противники найдутся, скажут, что «BPM» – тема старая. Она действительно старая, с девяностых годов ее на Западе развивают и так далее. И она до сих пор не выстрелила. Но я считаю, что она всё равно выстрелит. Просто не дошел еще уровень внедрения информационных технологий до того, чтобы целиком организацию в это погрузить. Сейчас мы к этому приходим, потому что люди уже не только на рабочих местах, они уже в поездах, дома сидят в туалете с этими гаджетами.

Дмитрий Волков

– Чем больше гибкости в создании этих технологий, тем большей гибкостью можно управлять в бизнесе. Почему она не внедряется? Потому что бизнес перестает быть гибким, когда ты делаешь автоматизацию. А если ты умеешь быстро приспосабливаться, то тогда…

Сергей Александрович Житинский

– Эта штука дает возможность и то, и другое: и налаживать процессы, и быть гибкими.

Дмитрий Волков

– Смотрите, у нас две минуты. У меня к вам два вопроса. Один чуть подлиннее, другой совсем короткий. Чуть подлиннее такой: скажите, вы работаете только в России или за рубежом тоже?

Сергей Александрович Житинский

– У меня есть несколько клиентов зарубежных.

Дмитрий Волков

– То есть вы уже, можно сказать, глобальная компания.

Сергей Александрович Житинский

– Это слишком громко будет сказано.

Дмитрий Волков

– Если вы работаете в мире, то вы глобальная компания.

Сергей Александрович Житинский

– У нас есть несколько клиентов. Начались они, как водится, с наших русских знакомых, которые по разным причинам либо работают за рубежом, либо организовали там компании. Сейчас у меня есть и просто незнакомые компании: и финские, и ирландские.

Дмитрий Волков

– Вы вышли. Скажите, один очень простой вопрос и, по возможности, простой короткий ответ. Что нужно нашему бизнесмену, для того чтобы позволить себе стать глобальной компанией?

Сергей Александрович Житинский

– Знать английский язык.

Дмитрий Волков

– Что-нибудь еще?

Сергей Александрович Житинский

– Знать свое дело хорошо. Потому что если вы знаете свое дело, а в нашей области интернета – это по определению глобальная вещь. То есть, если вы знаете что-то хорошо, знаете английский язык, умеете на нем не просто читать, а разговаривать, потому что там нужно общение выстраивать, если ваши продукты достаточно интересны, вы их можете продавать.

Дмитрий Волков

– А что нужно изменить в самом себе, может быть? Или мы все к этому готовы изначально? Я знаю английский язык, и пошел вперед. Если вообще мой бизнес позволяет, конечно, это делать, исходя из этого.

Сергей Александрович Житинский

– Нет, конечно. Это не так уж и просто.

Дмитрий Волков

– Иначе говоря, есть какой-то барьер или его нет?

Сергей Александрович Житинский

– Есть культурный барьер. То есть надо всё-таки понимать, что люди, которые живут, например, на Западе, не такие как мы. И надо немножко про это прочитать, то есть, какие мы, какие они, чем мы отличаемся.

Дмитрий Волков

– И надо с этим смириться.

Сергей Александрович Житинский

– Да, и надо с этим смириться.

Дмитрий Волков

– Хорошо. И еще один, совсем последний вопрос: какой-то короткий месседж по результатам нашего разговора, какая-то одна мысль, призыв, вопрос, обращение.

Сергей Александрович Житинский

– Обращение? Я считаю, что касается государства, оно не так уж мало нам и помогает. В частности, моя компания пользуется налоговыми льготами (это для IT-компаний) и другие тоже. Но я считаю, что всё-таки для того, чтобы интернет-технологии и айтишные скакнули еще быстрее вперед, то нужно решать вопрос с электронной подписью. Он имеет обратную сторону по безопасности, несомненно, в которой я не специалист, но я уверен, что такие специалисты есть. Если мы сделаем электронную подпись не так, как сейчас, за деньги, а чтобы она была более доступна каждому, и люди смогут расписываться в интернете, – это будет скачок очередной.

Дмитрий Волков

– Если мы сделаем электронную подпись универсальной и доступной – это будет скачок технологий и скачок в бизнесе.

Сергей Александрович Житинский

– Скачок в бизнесе будет, да.

Дмитрий Волков

– И скачок в бизнесе. Это Сергей Житинский, генеральный директор компании «Git in Sky» в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Всего доброго. Хорошего настроения.