{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Марина Белоусова Директор специальных и краудфандинговых проектов Российского агентства развития информационного общества, преподаватель-эксперт ЦКО «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана 08 апреля 2016г.
В гостях Марина Белоусова
Говорим о настоящем и будущем проникновения информационных технологий в классические отрасли рынка, как зарабатывать на этом сегодня и как создать глобальный бизнес завтра

Дмитрий Волков

- Добрый вечер, уважаемые друзья. С вами программа «Интернет-экономика». Сегодня ее ведет Дмитрий Волков и Альбина Пылаева. Мы будем это делать сегодня вместе. В гостях у нас Марина Белоусова, директор специальных и краудфандинговых проектов Российского Агентства развития информационного общества.

Марина Белоусова

- Добрый вечер.

Альбина Пылаева

- Марина эксперт по спонсорству и краудфандингу. Вот такая сложная задача, с которой она прекрасно справляется в отличие от других.

Дмитрий Волков

- Да, и по специальным проектам. И мы будем говорить по-прежнему о интернет–экономике. О тех ситуациях, когда интернет пришел в классическую отрасль экономики в какую-нибудь или, может быть, в несколько, и случилось новое качество, появилась возможность дополнительно зарабатывать деньги. Возможно, появились какие-то риски. При этом под интернетом мы понимаем все: и сети передачи данных, и сервисы, даже «железо»,то, что называется «железом» - всё у нас интернет. Более того, интернет для нас – это прогресс фактически. Поэтому мы будем говорить о том, как прогресс в форме информационных технологий, надев одежду информационных технологий, пришел в какую-то жизнь. И первый вопрос традиционный, я его позволю себе задать: расскажите вашу историю. Удивите нас.

Марина Белоусова

- Интернет в моей жизни появился в конце ХХ века. Я работала в учреждении культуры и была самая продвинутая. Был только у меня компьютер и только у меня интернет. Всем остальным это казалось чем-то непонятным и ненужным. В 2002 году, уже работая в Московском государственном университете культуры и искусств, я создала интернет-лабораторию. Под моим руководством появился первый сайт вуза. Правда, я в технических деталях не разбиралась, что такое сайт. Я могла, как пользователь, оценить его достоинства, его содержание. Как преподаватель, естественно, этот вопрос курировала. Студенты у меня благополучно справлялись с техническими вопросами. И так случилось, что несколько лет назад я работала, меня пригласили как на проектную работу, директором по работе со спонсорами одного крупного международного мероприятия. И как опытному пользователю интернета, мне поручили создать сайт мероприятия, обеспечить прием платежей, прием платежей из-за рубежа, бронирование гостиниц, трансфер, перелеты, экскурсии и протоколы, мы должны были размещать протоколы. Я растерялась. Студентов моих уже рядом не было. Но мне повезло, рядом со мной оказался фрилансер, который сказал мне: «Я знаю…»

Дмитрий Волков

- А тогда было уже это слово?

Марина Белоусова

- Я вот сейчас не помню, как мы его называли. Это я спустя время, видимо, поняла, что это был фрилансер. Человек, который не профессионально занимался. Он сказал, что...

Альбина Пылаева

- Таких называли компьютерщик, таким обобщением.

Марина Белоусова

- Может быть, да. Он сказал: «Я могу это сделать». Поскольку я этого человека знала, я очень обрадовалась, что мне не надо идти к каким-то неизвестным программистам, разбираться в технических деталях - что такое HTML, что такое CSS.

Альбина Пылаева

- Вы в него поверили.

Марина Белоусова

- Да. Я в него поверила и отдалась ему полностью. Но при этом техническое задание выглядело так: я заходила на сайт и говорила: «Вот здесь я хочу, мне вот эта кнопочка нравится». Переходила на другой сайт: «Вот эта мне рамочка нравится», «Мне вот здесь еще что-то такое». Примерно вот так выглядело мое техническое задание. Всё, что он делал, меня как-то не устраивало.

Альбина Пылаева

- Не нравилось?

Марина Белоусова

- Нет. Меня не устраивало бесконечно, и таким же дилетантским способом я ему рассказывала, как что-то надо изменить. Как-то мы этот сайт сделали.

Дмитрий Волков

- Здесь я прямо как с женой в магазин сходил.

Альбина Пылаева

- А я предчувствую, чем закончится эта история.

Марина Белоусова

- Мы сделали сайт, он заработал. Как бы все начало работать, и результат был достигнут. Мероприятие длилось в течение семи дней, и сайт мы должны были постоянно обновлять, пресс-релизы отправлять и все прочее. Естественно, все это делалось одними руками - моим драгоценным фрилансером. Но есть житейские истории, семь дней мероприятия – это много, все устают. Мой фрилансер тоже не выдержал и на третий день ушел.

Альбина Пылаева

- Не вышел на работу.

Марина Белоусова

- Да. Не вышел на работу по традиционной российской болезни.

Альбина Пылаева

- И все сама, да?

Марина Белоусова

- Нет. И вдруг оказалось, что я не знаю, что такое сайт, как туда вообще информация отправляется. Я никогда не видела эту внутреннюю часть. Я ее видела, но не знала, как туда можно зайти, что-то там сделать. Всё. Работа сайта остановилась. Мероприятие закончилось, международная организация выставила мне штраф на 2 тысячи долларов. И я тогда дала себе слово, я вообще много себе тогда слов дала: и не доверяться первому встречному, и что я должна научиться, что же это такое. И я пошла…

Дмитрий Волков

- Вот так интернет и затягивает людей.

Марина Белоусова

- И я пошла учиться. Сначала закончила одну школу в самом интернете, нашла бизнес-школу по созданию сайтов на конструкторе Wordpress. Это самое простое и самое популярное. Оказалось, что это очень просто, и когда сегодня вебмастера начинают говорить, что сайт – это что-то такое сложное, поверьте мне, это очень просто, это обыкновенное лего. Значит, потом я закончила курсы уже в Центре компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ имени Баумана - интернет-маркетинг, СЕО и продвижение сайта. Вот так началась моя история, такая, скажем, уже более профессиональная.

Альбина Пылаева

- То есть, на сегодняшний момент вы не только всему научились в интернете, не только освоили технологии, о которые иногда споткнешься при произношении, сегодня вы занимаетесь проблемами спонсорства, краудфандингом, фандрайзингом, интернет-маркетингом. Вы всё это изучили, вы в этом преуспели, и вы теперь знаете, как на этом заработать. Интересный был бы рассказ все-таки, как интернет, в котором мы любим сидеть, читать, дружить, как на этом еще заработать в рабочее время.

Марина Белоусова

- Вы знаете, когда сегодня кто-то с гордостью пишет, что Марк Цукерберг какие-то баснословные деньги зарабатывает и при этом на Facebook этот пост перекидывается от одного к другому: «Вот, смотрите!» Я смотрю с сожалением на эти лица и думаю: «Вы чему радуетесь? Человек зарабатывает на вашем досуге и на том, на чем, в принципе, может зарабатывать каждый из вас». Потому что у каждого из нас... мы, в общем-то, многие эксперты в какой-то области. Пусть даже в самой маленькой. И пусть даже у вас друзья спрашивают профессиональный совет - значит, вы уже можете оказывать консультационные услуги. Когда я проходила обучение в Центре компьютерного обучения «Специалист», вдруг выяснилось, что я, оказывается, эксперт по спонсорству. И мне предложили сделать программу. Она называется «Спонсорство: как оправдать ожидания». Я, как человек, который работал со студентами, раньше я ВКонтакте выкладывала все задания, лекции, дополнительные источники, и мне было очень удобно. Я даже запрещала на бумаге приносить рефераты и всё прочее - электронная почта, у нас все было продуманно, все проверки у меня шли через интернет. Потом, когда я закончила курсы, я поняла: чего это ВКонтакте зарабатывает на том, что я общаюсь со своими студентами даже на профессиональные темы? И я создала образовательный блог о спонсорстве. Сегодня я не только через него оказывают консалтинговые услуги, но и зарабатываю.

Марина Белоусова

- Ведь все хотят спонсоров. Вот придумал проект - нужен спонсор. Достиг чего-то - спонсор нужен, чтобы имя продвинуть, чтобы, в свою очередь, тоже заработать. Вы, мало того, что овладели интернет-технологиями, вы еще можете научить людей привлечь деньги для их же проектов.

Марина Белоусова

- Научить могу, да.

Альбина Пылаева

- А как вы во всем этом разобрались, скажите, пожалуйста?

Марина Белоусова

- Разобралась случайно. В 1996 году, лихие 90-е, когда вообще денег не было...

Дмитрий Волков

- Стоп, стоп.

Марина Белоусова

- Это далекая история.

Дмитрий Волков

- Вы лучше, не как вы научились, а вы лучше нам расскажите…

Марина Белоусова

- Как это делать сейчас.

Дмитрий Волков

- Где взять деньги.

Марина Белоусова

- Во-первых, я хочу сказать, что слово «спонсор» слишком часто употребляется. И употребляется не в том значении, в котором есть оно в российском законе. А в российском законе он регламентируется законом «О рекламе». Итак, когда вам нужны деньги, приходите ко мне на консультацию, я хотя бы по первой консультации определю, а нужен ли вам вообще спонсор, потому что в большинстве случаев вам нужен либо благотворитель, либо инвестор.

Альбина Пылаева

- Чем отличается от благотворительности, например?

Марина Белоусова

- Конкретно благотворитель дает деньги безвозмездно. Он сам выбирает объект, но он ничего не ожидает от этого. И плюс, он имеет льготы...

Альбина Пылаева

- Благотворителю не надо возвращать деньги?

Марина Белоусова

- Не нужно, да.

Альбина Пылаева

- А спонсору нужно, так или иначе?

Марина Белоусова

- Нет. Спонсору тоже не нужно. Вот инвестору нужно вернуть деньги, и желательно с процентами. А спонсору нужно предоставить спонсорскую рекламу. И здесь мы можем сказать, что в этом году десять лет, как приняли закон «О рекламе», который и регулирует в том числе и спонсорскую рекламу. Закон «О рекламе» кроме того еще и регулирует социальную рекламу. И социальная реклама... любой бизнес, средства массовой информации, рекламораспространитель, рекламопроизводитель - он должен предоставить 5% от объема стоимости, допустим, услуг под социальную рекламу. Вы где-нибудь в интернете видели социальную рекламу?

Дмитрий Волков

- Да.

Марина Белоусова

- Где?

Дмитрий Волков

- В интернете.

Марина Белоусова

- Приведите пример, чтобы я тогда никого голословно не обвиняла. Я не видела социальной рекламы.

Дмитрий Волков

- А в чем отличие тогда?

Марина Белоусова

- Социальная реклама – это которая…

Альбина Пылаева

- «Позвоните родителям» - вот социальная реклама. Вот это мы не видим?

Марина Белоусова

- Нет. Это какие-то специализированные либо государственные, скорее всего, сайты. Либо это благотворительные фонды их дают. Сейчас как раз идет засилие коммерческой рекламы. И закон «О рекламе» вообще рекламу в интернете... то есть там нет ее. Есть реклама, закон регулирует рекламу на транспорте, наружную рекламу, в средствах массовой информации. Всё. А интернета там нет никак. Причем закон «Об информатизации» принимался практически одновременно с законом «О рекламе» в 2006 году.

Дмитрий Волков

- Скажите, а это мешает или помогает зарабатывать деньги?

Марина Белоусова

- Я хочу сказать, что основной источник, на мой взгляд, основной заработок в интернете – это реклама, доход от рекламы. Я бы не хотела…

Дмитрий Волков

- Марина, давайте на мой вопрос. Вы сказали, что в законе «О рекламе» нет ничего про рекламу в интернете. Не вопрос. Это мешает или помогает зарабатывать деньги тем, кто этим занимается профессионально?

Марина Белоусова

- Рекламодателям это выгодно, конечно.

Дмитрий Волков

- Тем, кто зарабатывает на этом - выгодно?

Марина Белоусова

- Конечно.

Дмитрий Волков

- А отсутствие закона «О рекламе»?

Марина Белоусова

- В интернете да, естественно.

Дмитрий Волков

- А кому невыгодно?

Марина Белоусова

- Невыгодно... в данном случае мне больше всего жаль тех, кто мог бы давать социальную рекламу. Для того, чтобы не только Google или, допустим, Яндекс.Директ коммерческую рекламу давал, а предоставляли место для социальной рекламы. А социальная реклама, опять, я за что? Я за образование.

Дмитрий Волков

- Нам надо вот что подрегулировать, я просто пытаюсь понять: у нас есть какой-нибудь, например, Яндекс злобный со своим директом, который зарабатывает на этом деньги. Иногда просто неприличные, будем честны. И мы ему говорим: «Слушай, дорогой, вот на тебе, в законе такое положение, что на десять чего-нибудь одно - про народ». Это и есть социальная реклама, вы про это?

Марина Белоусова

- Да. Я про это.

Альбина Пылаева

- А вы знаете, я хочу про другое. Я хочу вот про что спросить. Я хочу снять фильм. Мне кажется, я делаю благое дело, всем будет интересно. Я талантлива. У меня шикарные идеи в этом фильме, они делают человека лучше. Я хочу снять фильм, я хочу поставить спектакль, я хочу сделать такой проект, который поможет инвалидам. Что я должна делать тогда? Ведь у нас единственное средство общения сейчас с огромной массой аудитории, и персонально каждый может, есть эта возможность – компьютер. Что я могу с этим сделать?

Марина Белоусова

- Вам нужны деньги, я так понимаю? У всех на меня одна реакция. Кто меня видит, такое ощущение, что: «Денег дай!»

Дмитрий Волков

- Скажите спасибо человеку, который назвал вас директором краунфандингового проекта.

Марина Белоусова

- Конечно.

Альбина Пылаева

- Не то, что «дай», а «научи».

Марина Белоусова

- В краудфандинге как раз я оказалась из-за кино. Моя дочка закончила ВГИК. И я, как любящая мама, решила снять кино для ребенка. И мне подвернулся шикарнейший проект, который я бы хотела, чтобы вообще регионы взяли на вооружение и у себя сделали такой же: есть такой проект Молодая Москва от департамента культуры, правительства Москвы. Он субсидирует различные проекты в области культуры. И значит, это бы тот год, 2014, когда они это делали совместно с краунданфдинговой платформой Boomstarter. Что сделали? Москва выделили 23 миллиона рублей и сказала некоммерческим организациям: «Соберите половину бюджета своего проекта любого, который пойдет на благо москвичей, и вторую половину мы вам выдадим в качестве субсидии». Я понимаю, что кино дело дорогое, я быстренько просчитала и думаю: если половину даст еще бюджет Москвы, то мне останется всего-то половину собрать.

Дмитрий Волков

- Я знаю людей, которые считают эта половину по-другому. Они говорят «Мне всего 10% надо собрать от того, что мне нужно».

Марина Белоусова

- У меня первая мысль только про ребенка, и вдруг я знакомлюсь с руководителями краудфандинговой платформы на IIIФедеральном конгрессе по электронной демократии, которое проводит Российское Агентство развития информационного общества. Я слушаю и думаю: «Вот она, находка! Вот где взять мне деньги для своего ребенка». Очень мало времени, мне некогда думать, и я быстренько проект рисую, пишу его, сценарий беру у ребенка, я совершаю все ошибки уже на начальном этапе. Я все впопыхах собираю документы и так далее. И, естественно, мы не собираем, хотя мы шикарно стартанули, у нас было много спонсоров. Моя главная была ошибка – я все время говорила: «Дайте 50 рублей на кино». Хорошо, мне даже руководитель Boomstarter подсказал: «Марина, проси больше. Людям все равно, сколько давать. Средний взнос сегодня 1500 рублей».

Альбина Пылаева

- Как средний чек.

Марина Белоусова

- Да.

Альбина Пылаева

- Это маленькие проекты, где есть одно лицо, и ему помогаем.

Марина Белоусова

- Одно лицо - автор проекта имеется в виду?

Альбина Пылаева

- Ну, есть же коллективные усилия, когда ты говоришь: «Давайте всем миром». А иногда ты говоришь: «Если ты хочешь быть моим союзником в этом деле...» Ты как бы обращаешься от человека к человеку. Не к организации, у которой есть бюджет и деньги.

Марина Белоусова

- Да, конечно.

Альбина Пылаева

- Вот мы о таких маленьких проектах говорим?

Марина Белоусова

- Как сказать. В этой же Молодой Москве был фестиваль уличных танцев, который три миллиона собрал.

Альбина Пылаева

- Здесь я бы доверила: есть девушка, есть фильм - ну что 50, 500 рублей? А на настоящее дело?

Марина Белоусова

- Нет. На настоящее дело краудфандинга будет недостаточно. У нас сегодня самый большой сбор был на Planeta - шесть миллионов с копейками у Гребенщикова. Если вы Борис Гребенщиков, пожалуйста, вы можете объявить сбор.

Альбина Пылаева

- А еще у Мирзоева был спектакль.

Марина Белоусова

- Пять миллионов. Сейчас новый запрос – это запредельно для нас, это 15 миллионов на фильм от режиссера…на сбор фильма, 15 миллионов. Думаю, что, в общем-то, должны собрать. Мои такие предположения. Но это не предел. Что значит не предел?

Альбина Пылаева

- Я понимаю, что в области культуры это все работает - и краудфандинг, и спонсорство?

Марина Белоусова

- Да, конечно.

Альбина Пылаева

- Это касается только культурных проектов. А нельзя ли... как мы говорим, интернет продвигается в нашу жизнь. Где еще, в каких отраслях экономики пригодятся вот эти навыки добывания денег всем миром, на нужные проекты, которые получают народные признания и народные деньги? Не государство, а какие-то люди, которые не расходуют бюджет государственный, сверстанный на пять лет или на два года, а по другим каким-то критериям дают деньги. Как выстроить этот процесс? Просто объявить? Сложные ли технологии? Как для человека, который не занимался этим никогда, мне кажется это какая-то безумная сложность.

Марина Белоусова

- Альбина, во-первых, вы очень хорошо сказали, отметили очень хороший фактор. Это не только народное признание, потому что накрутить лайки сегодня в интернете - нет проблем. А вот когда человек проголосовал рублем...Чем я ценю очень этот проект Молодая Москва - люди отдали деньги, они рублем сказали: «Да, этот проект нужен». Это просто показатель истинной демократии, когда народ говорит: «Да». Очень я поэтому ценю. Он почему-то не нашел продолжения этот проект, и я очень надеюсь, что…

Дмитрий Волков

- Может быть, именно поэтому?

Марина Белоусова

- Вы знаете, думаю, не совсем. Несколько лет был этот проект. Он в прошлом году, в 2015 не проводился совсем, я думаю, по другим причинам, не связанным с краудфандингом. Поэтому сразу скажу, что это не только в культуре, в разных областях. Сегодня самые большие сборы идут на музыку и на кино. А дальше по нисходящей.

Альбина Пылаева

- Сейчас, я слышу, на спутник собирают деньги.

Марина Белоусова

- Да, на спутник. Кстати, у меня проходили обучение в «Специалисте». Если честно, я сама скептически очень отнеслась к этой идее. Думаю: «Кому нужен этот спутник?»

Дмитрий Волков

- Может быть, не все знают, как это работает. Ведь краудфандинг – это просто технология сбора денег. Мы имеем проект - это может быть кино, это может быть спутник, это может быть какое-нибудь создание гравицапы, которая очень нужна пепелацу, по-моему. И вот мы это размещаем и говорим: «С точки зрения авторов проекта, это стоит 100 рублей». Каждый может внести деньги для того, чтобы гравицапа, наконец, уже получилась. А когда гравицапа получается, что происходит с дателями денег? Им возвращают?

Марина Белоусова

- Во-первых, когда вы объявляете проект, вы должны... Смотрите, во-первых, краудфандинг – это сбор средств через интернет. Существуют такие ресурсы…

Дмитрий Волков

- Можно с шапкой ходить.

Марина Белоусова

- Да, можно. Это народное финансирование в чистом виде. Краудфандинг - именно через интернет: можно собирать на своем сайте - если у вас есть сайт, вы поставили кнопку и люди перечисляют деньги; можно собирать через социальные сети, опять же, через приложения. Есть Яндекс.Деньги, есть WebMoney. Есть и ВКонтакте, и на Facebook. А есть краудфандинговые платформы. Я хоть критикую иногда краудфандинговые платформы, но я именно за них. Почему? Потому что краудфандинговая платформа, когда вы соберете деньги, просто так их вам не отдаст. Она с вами заключит договор. Вы получаете договор, вы уже несете ответственность за то, что вы обещали людям. Когда вы проект размещаете, говорите: «Вот я создам спутник. У вас будет какой-то билет куда-то там посмотреть». Или: «Я сделаю кино, и вы будете присутствовать на показе». Вы что-то должны обещать. Конечно, многие авторы совершают ошибку на этом пути, когда, например, предлагают за пять тысяч рублей кружку со своим логотипом. Вы же просто так не купите кружку за пять тысяч. Только из благих намерений, сказать: «Ребята, ну ладно. Хоть кружка останется». Вот этим краудфандинг отличается от благотворительности как раз, что он все-таки возмездный. Но российский краудфандинг - он настолько намешан, там и благотворительность, там и спонсорство, там и инвестиции, все в одном. И иногда бывает, что это всё в одном проекте. К сожалению, это плохо. Плохо потому, что это абсолютно разные вещи. Я, например, даже с трудом понимаю, как я, получатель этих средств, потом буду за них отчитываться. Что я получила пожертвования? Илия получила акционерный капитал? Не защищен тот, кто деньги вкладывает. Это, наверное, пока в российской практике еще не страшно.

Дмитрий Волков

- Иначе горя, каждый автор проекта сам определяет: он хочет вернуть деньги, после того как гравицапа сделана, продана или налажено производство гравицап для пепелацев; он может кружку дать с изображением гравицапы и лицом того, кто пожертвовал, и он будет из нее чай пить всю оставшуюся жизнь за свой один миллион долларов, который он дал гравицапам. Или может просто так быть.

Марина Белоусова

- И может просто так быть.

Дмитрий Волков

- Просто дал деньги - и до свидания. Это надо смотреть в этом проекте, автор проекта каждый делает это сам.

Марина Белоусова

- Да.

Дмитрий Волков

- В принципе, это может быть и инвестиция. И вы еще упомянули, что это может быть участие в акционерном капитале. А такие есть примеры у вас?

Марина Белоусова

- Вот сейчас конкретно не скажу, потому что краудинвестинг - это все-таки не совсем моя тема. Могу объяснить, но это сложная история. Так вот, то, что вы сказали, чтобы заработал бизнес - проектов, на самом деле, в краудфандинге мало. На мой взгляд, мировая практика – это должны быть не бизнес проекты, мы создаем не для бизнеса. Это какое-то может быть кино и так далее... и за этим не должно следовать заработка. А то, о чем вы говорите – это краудинвестинг, когда люди сознательно вкладывают деньги, есть там тоже разные формы, типа форм кредитования. «Я вам дал деньги, верните мне с процентами». Или второй вариант: «Я вам дал деньги, дальше я у вас выкупаю акции по, - допустим, - какой-то сниженной стоимости». Либо: «Я вообще имею серьезную долю в вашем бизнесе». Вот эти, даже в рамках одной или нескольких минут…

Дмитрий Волков

- А эти механизмы существуют у нас, краудинвестинга?

Марина Белоусова

- Да. Есть, существуют. У нас несколько краудинвестинговых платформ. Давайте я лучше цифры озвучу. Допустим, сколько инвесторов, которые готовы... Насколько стоило бы вообще озадачиться этим? Посмотрела, буквально всего 2% инвесторов, которые готовы вложить в ваш проект до 50 тысяч долларов. И 28% инвесторов готовы вложить в ваш проект более одного миллиона долларов.

Дмитрий Волков

- А процент отчего?

Марина Белоусова

- От всех, сколько их присутствует. У меня нет этих данных. Они абсолютно... статистика полная, отчеты...

Дмитрий Волков

- То есть хотят вкладывать больше?

Марина Белоусова

- Хотят вкладывать. Хотят вкладывать большие деньги, в этом есть определенный риск. Но вы понимаете, что такое интернет? Он дает возможность увидеть: где-нибудь живет какой-нибудь парнишка, какое-то чудо изобрел. Мне поступил один проект, какой-то шлем для геймеров, еще не разобралась с ним...

Альбина Пылаева

- По-моему, этот проект уже очень давно.

Марина Белоусова

- Их несколько, они разные. Еще ребята просто не определись. Я сейчас просто им подыскиваю, куда же мне их направить.

Альбина Пылаева

- А помните, в советское время были инженеры, техники-рационализаторы. Это не эта публика, которая ищет денег под свои проекты?

Дмитрий Волков

- Инноваторы как бы.

Марина Белоусова

- Я так это слово, «инноваторы», не люблю. Будем считать, что это инноваторы. У меня был проект один, парнишка написал: «Я придумал второй Windows»», - условно.

Дмитрий Волков

- «Инноватор» – это лучше, чем «стартапер».

Альбина Пылаева

- Мы заговорили про деньги, а сопоставимо ли, какая картина на мировом уровне и на российском? Вот здесь цифры у них и у нас. Кто раньше начал? Скорее всего, у нас это позже развилось, движение краудфандинговое и прочее. Как мы смотримся в картинке мира?

Марина Белоусова

- В картинке мира. Вообще, краудфандинг появился впервые в 1997 году, когда поклонники одной рок-группы - рок-группа из Великобритании, а поклонники из Америки - они захотели, чтобы рок-группа приехала к ним. Вот они таким образом собрали первые деньги. Дальше. В России он появился в 2007 году. Есть такая краудфандинговая платформа «Круги». Она для творческой элиты, я бы её назвала. Все, кто пишет музыку, стихи, картины, фотографирует - рекомендую. Такая элитарная, специализированная платформа. И в 2012 практически почти одновременно сделали рывок две компании: Boomstarter и Planeta. А в 2011, по-моему, годом раньше - Kickstarter, который известен на мировом рынке, лидирует. Что я вам могу сказать? Когда мы говорим, допустим, что у нас предел – шесть миллионов Борис Гребенщиков - рублей - собрал... По-моему, в прошлом году был рекорд на Kickstarter, когда один, я не знаю, человек, решил четыре порции картофельного салата... На эти четыре порции он собрал 60 тысяч долларов.

Альбина Пылаева

- У нас, по-моему, такие проекты не найдут поддержки.

Дмитрий Волков

-Как знать, может быть, не надо мешать что-то другое.

Альбина Пылаева

- Не так много людей с чувством юмора.

Марина Белоусова

- Понимаете, я хочу сказать, много, конечно, по этому поводу было статей, что народ просто... азарт берет на самом деле. В краудфандинге есть евангелисты. Понимаете, вы, когда завели деньги на краудфандинговую платформу, ваш проект не собрал, мой проект, например, не собрал деньги. Но мои все, вот они бедные, освоили, что такое краудфандинг, завели туда деньги, они не будут их выводить обратно. В конце концов, это уже не такие большие деньги. И уже дальше начинаешь смотреть, а какой дальше интересный проект? Сделаю-ка я ставку вот на этого. И перекидываю деньги. Если он опять не набрал, вам возвращаются опять эти деньги.

Альбина Пылаева

- То есть деньги возвращаются? Это же вопрос доверия.

Марина Белоусова

- Да, конечно. Деньги возвращаются, если вы не собрали сумму. На Planeta более лояльные условия, можно их вывести под больше процент. Если вы собрали более 50%, вот таким образом.

Дмитрий Волков

- Знаете, какой вопрос у меня? Вот смотрите, тут выступал на предыдущем эфире очень умный человек, и он сказал: «Вот у нас денег в стране...» - он назвал цифры, я их не помню на самом деле, но меня поразило соотношение этих цифр. Он сказал: «Вот деньги у государства, вот деньги у бизнеса и вот деньги у населения». И выяснилось, что цифры схожие на самом деле, у населения примерно столько же денег, сколько у государства. Где-то там, где их население хранит вообще. Это оценки на самом деле, потому что оно хранит не всегда там, где можно посчитать. Это с одной стороны. С другой стороны, мы говорим, что бизнес у нас хиреет. Есть такая идея, я про краудинвестинг мой любимый, как раз хочу сказать. Вот есть такая идея: предположим, у меня есть деньги, какие-то денежки. И я их хочу вкладывать не только в депозиты уважаемых банков. И есть платформа, которая позволяет эти денежки вкладывать в акции этой компании, на легальном основании, замечу. Таким образом, чтобы это было на законодательном уровне отрегулировано, и были гарантированы мои права, как акционера, в случае если... и все вопросы, которые возникают по ходу этой пьесы. И вот тогда мы можем собирать деньги не на замечательные культурные проекты, что тоже пусть живет, пусть расцветают все цветы, а как раз на бизнес. Бизнес имеет возможность привлекать деньги у населения легально, а население имеет возможность зарабатывать на них, имея в виду, что оно вкладывает и получает деньги с процентами большими, чем депозит. Хорошая история? Почему она не работает? Почему этого не существует?

Марина Белоусова

- Почему? Она существует и она работает. Просто она еще пока не очень развита.

Дмитрий Волков

- А почему она не очень развита?

Марина Белоусова

- Почему не очень развита...

Дмитрий Волков

- Давайте по-другому. Что вот вы бы сделали? Кто у нас за это отвечает за это в государстве? Как вы думаете?

Марина Белоусова

- Не, никто не отвечает, однозначно. За деньги в интернете не отвечает в государстве никто.

Дмитрий Волков

- Это нас, кстати, радует в последнее время. Но вот кто бы в государстве нашем мог бы этот вопрос порешать позитивненько, креативненько и мудро. По должности имеется в виду, не персонально. Пример можно?

Марина Белоусова

- Министерство связи и массовых коммуникаций.

Дмитрий Волков

- Министр уже может?

Марина Белоусова

- Да. На уровне, скажем, государственной думы - это Комитет по информационной политике, информатизации.

Дмитрий Волков

- Премьер может?

Марина Белоусова

- Вы знаете, я вообще против того, чтобы их трогать, высшее руководство страны. Пусть они обеспечивают…

Дмитрий Волков

- Давайте тронем. Мы вот тут для этого и собрались фактически. Давайте премьера.

Марина Белоусова

- Медведева?

Дмитрий Волков

- Почему только Медведева? Разные у нас были в жизни. Тут по должности. Тут не человек важен, а именно возможности этого человека этот вопрос решить. Вот, предположим, премьер. Предположим, вы премьер. Так, поиграем. Вот вы бы, как премьер, чтобы вот это реализовать, чтобы сделали, на раз-два-три?

Марина Белоусова

- Я бы запустила социальную рекламу, именно предоставив возможность людям получать не кредиты и потом рассчитываться с ними. И в самом же интернете бы запустила.

Дмитрий Волков

- Вы считаете, именно популяризировать.

Марина Белоусова

- Да, абсолютно. Люди об этом просто не знают. Люди не знают. И все-таки я для вас хочу сказать, если у вас есть деньги и вы хотите попробовать на этом зарабатывать и готовы рискнуть, скажем, у вас не последние деньги - есть клубы инвесторов на самих же платформах.

Дмитрий Волков

- Я сейчас буду перебивать. Да, есть, конечно. Есть такое понятие, как инвестор-ангел, и есть очень известные инвесторы-ангелы. Но это история про крупные вложения,когда я нахожу проект, он мне в какой-то степени симпатичен. Как правило, я нахожу проект на какой-то ранней стадии, и я вкладываю в него деньги. И на выходе иногда получаю много, иногда мало. Если удачно – получаю много. А я говорю про мелкие вложения. Огромное количество ИП, огромное количество предприятий. Там есть очень приличные люди. Там есть приличные люди, и они умеют зарабатывать деньги, но им, правда, не хватает на раскрутиться. Конечно, корпорации развития малого бизнеса, конечно, государство непрерывно думает о том, как бы... но пока от того, что оно думает, лучше не становится. А некоторые скептики считают, что даже как-то наоборот. А тут вот простая история: есть деньги у населения, вот они - бизнесы. Ты всего лишь должен презентовать свой проект таким образом, свое лицо красивое и симпатичное показать, о бизнесе рассказать - и тут же человек 20-30 небольшие деньги... Средний чек, сколько? Полторы тысячи?

Марина Белоусова

- Да.

Дмитрий Волков

- Это не так мало.

Марина Белоусова

- Это краудфандинг. Это не краудинвестинг.

Дмитрий Волков

- Пусть будет инвестинг, файндинг - какая разница. Полторы тысячи. Вы представьте: десять тысяч человек по полторы тысячи - как говорил Райкин: «Это же сумасшедшие деньги получаются». Вот это, как вы думаете? Я к вам, как к премьеру, обращаю вопрос.

Марина Белоусова

- Да, как к премьеру. Я еще раз говорю: не хватает освещенности этих вопросов вообще, среди самих же индивидуальных предпринимателей.

Дмитрий Волков

- Марина, это все?

Марина Белоусова

- Да, всё. Просто не хватает информации.

Альбина Пылаева

- А закона, например, какого-нибудь?

Дмитрий Волков

- Как всегда, больше чего-то не хватает, понимаете? Я просто так вот озадачен.

Альбина Пылаева

-Какой-то воли, каких-то законодательных инициатив, ограничений, забот о безопасности?

Марина Белоусова

- Во-первых, инвестинг - он всегда подразумевает риск, это не кредитование. Это вы когда становитесь инвестором…

Альбина Пылаева

- Так это поле для мошенников тогда?

Марина Белоусова

- Нет, я бы не сказала. Какое поле для мошенников?

Дмитрий Волков

- Берем не приличного труженика, индивидуального предпринимателя, бизнесмена средней руки, а тоже с симпатичным лицом - афериста на доверии. У него, кстати, иногда даже более симпатичное лицо, чем у предпринимателя, потому что это его профессия. И вот он тоже говорит: «Ну-ка, денежки сюда!» Денежки тыц - и он где-то там в Лондоне. Есть у нас такие деятели.

Марина Белоусова

- Да, есть такие. Могу привести один пример, который меня поразил. В свое время я работала в Тунисе. И у них был очень резкий скачок развития бизнеса. Когда я спросила, что способствует этому, мне говорят: «У нас государство субсидирует бизнес. И не под проценты. Просто сколько надо». Я говорю: «А что делать, если человек не отдаст?» - «Тюрьма». Всё, в тюрьму. Только так. К сожалению, у нас пока наша ментальность - пока нас не оштрафуют, не накажут - мы как-то не очень, мы нарушаем правила.

Альбина Пылаева

- Вот слушаю вас, Марина, и мне кажется, что должна быть профессия. Человек должен этим заниматься профессионально. Ведь сколько ошибок у человека, который только начнет, ничего не понимает. Ему нужно столько изучить. А есть профессионалы? Есть ли вообще место, где обучают профессионалов, как стать профессионалом? Может, в этом и будущее, что будут люди обращаться к профессионалам для связи денег с проектами? Этим будут заниматься профессиональные люди.

Марина Белоусова

- Однозначно. Практически каждая платформа имеет свою школу. И они обучают, как подготовить проект, они его модерируют. Чем платформа лучше, чем у меня к ним больше доверия...

Альбина Пылаева

- А где они учатся?

Марина Белоусова

- Они нигде не учатся. Это только собственная практика. У нас есть энтузиасты, ребята, которые вообще подняли краудфандинг, я имею в виду даже те две ведущие компании, которые я назвала. Еще есть отличный ресурс – краудсорсинг, который вообще полностью аналитику по всей стране ведет. Они статистику собирают со всех краудфандинговых платформ. Они дают хорошие консультации, у них хорошие школы. Но у меня тоже есть свои курсы. Правда, ребята в ответ мне говорят: «И что, за это кто-то платит?» Так вот, мне как раз платят на уровне государства, я имею в виду региональное правительство. Когда выбирать, скажем так…

Дмитрий Волков

- Слушайте, какая хорошая идея! А ведь и правда, у нас же 85 субъектов Российской Федерации. Они же тут так разгуляться могут с этим делом. А кто наиболее активен, скажите, какие регионы, кого похвалить? Примеры сразу можете?

Марина Белоусова

- Например, Москва. Что тут говорить?

Альбина Пылаева

- А Академгородки?

Дмитрий Волков

- А кроме Москвы?

Марина Белоусова

- Москва, Санкт-Петербург. Но не более одиннадцати городов, скажем так.

Дмитрий Волков

- А кто оставшиеся девять? Хотя бы еще один.

Марина Белоусова

- Новосибирск могу назвать.

Дмитрий Волков

- Там тоже есть?

Марина Белоусова

- Да. Сейчас Саратов посмотрела, собирается у себя... хоть они и небольшой город.

Дмитрий Волков

- Там, где много людей, да.

Марина Белоусова

- Это неизбежно, где люди более часто пользуются интернетом, и, скажем так, волей-неволей они что-то хотя бы об этом слышали. К сожалению, очень мало образования в этой сфере. И как раз не хватает, вообще у нас слабое экономическое образование, смотрю сегодня по молодежи. Я вижу мошенничество, очень много финансовых... когда подростки говорят: «Получил рассылку, мальчик пишет: «Плачу (это фриланс) 200 рублей. Вы снимаете видео, показываете пачку денег и говорите: «Я заработал благодаря методике Даймонд (он даже себе такое прозвище придумал), я заработал за три дня, благодаря его методике, ничего не делая, в интернете». И он предлагает назвать суммы - 90 тысяч, 100, 110,до 150 тысяч рублей. Он за это вот видео вам платит. И подростки вот так типа зарабатывают. Это вот мошенничество чистой воды. Это вообще, кстати, нарушает многие законы, когда подросток не защищен.

Дмитрий Волков

- А вы знаете, очень занимательный вопрос. Жалко времени мало осталось, но я его все-таки задам. Это мошенничество, и я с вами, кстати, согласен, жулик он. Но, с другой стороны, это как волк – санитар леса. Дураков надо учить, нет другого же способа. Он же должен куда-то обязательно войти, и тогда потом он будет уже умный, и когда ему приходит письмо, что «вы выиграли в Европейскую лотерею 18 миллионов долларов», он не будет прямо так сразу отдавать 200 рублей для того, чтобы зарегистрироваться на сайте. Может быть, это хороший такой мошенник? Какое-то количество таких мошенников нам нужно? Может, их не надо всех сажать? Иначе у нас количество дураков будет расти.

Марина Белоусова

- Нет. Сажать, однозначно, не нужно. Но все-таки, мне кажется, государство должно защитить вкладчиков. Деньги все-таки должны контролироваться в интернете. Приведу личный, своей семьи пример. У меня сестра вышла на пенсию. Мне звонит и говорит: «Я сейчас вот заплатила за курсы, учусь торговать на бирже валютой». Вообще всю жизнь не занималась, не имея экономического образования, она вдруг решила зарабатывать на валюте. Я только про себя так же, как и вы подумала: «Ну, ладно. Потеряет деньги, знаю, что не последние. Может, остановится». Видимо то, что ее сестра разбирается в этих вопросах, этого оказалось недостаточно, чтобы проконсультироваться.

Дмитрий Волков

- И тут приходит доброе государство и как-то по-отечески защищает. Это хорошая история. У нас государство когда приходит, как-то там потом становится скучновато в смысле заработков.

Марина Белоусова

- Медленно очень. Скажем так, замедляются темпы роста – это точно.

Альбина Пылаева

- Марина, есть инструкция? Пять советов, пять шагов по-хорошему краудфандингу? Прямо начинать, может, с цели?

Марина Белоусова

- По краудфандингу. Сразу скажу, ? должны знать, что это не сплошная история успеха, 90% и вообще стартапов, и 90% проектов - они неуспешные. У вас есть риск, и вы это должны оценивать трезво. Второе: вы должны знать, что первые, кто вложит деньги – это ваше ближайшее окружение. Вот прикиньте, кто сколько может дать, и вот рассчитывайте на эти деньги. Конечно, чудеса бывают, когда вдруг незнакомому человеку повезло, и ему дают крупную сумму, вообще незнакомый человек. Чудеса случаются редко. У вас должно быть и ваше присутствие в интернете, у вас должны быть болельщики. И третье: когда вы рассказываете о своем проекте, поменьше говорите «Я». Говорите: «Вы получите», «Вы, это вам нужно». Вернусь опять к теме спонсорства. Сразу скажу, что я много получаю на аудит проектов, и сплошные: «Я самый лучший, я самый уникальный, я самый инновационный», - много восклицательных знаков и так далее. Но моим спонсорам я даже это мало показываю, потому что они говорят: «Я самый» - зачем тогда мы тебе?» Именно станьте на позицию того, кто вам даст деньги. Скажите, а ему - зачем это нужно? И все равно, не смотря на то, что я сказала - что 90% неуспешные, не бойтесь рисковать. Если вы не получите, не соберете деньги – это очень хороший PR. Это хороший опыт, опыт коммуникаций. Если у вас действительно стоящий проект, если не в этот раз, то вы соберете в другой раз, возможно, деньги. Мы все когда-то учились ходить, и все падали. И встали. И все мы с вами ходим, поэтому ничего страшного. Еще раз говорю, что на каждой платформе есть школы бесплатные. Если что-то на уровне регионов, то лучше ко мне учиться идти в «Специалист», потому что как раз я расскажу, в зависимости от проекта и смотря на какие деньги рассчитывать, каким образом можно собирать деньги на то или иное. Вот такие простые правила.

Дмитрий Волков

- Это замечательные правила. Очень здорово. Это настолько здорово, что нам уже второй раз запускают, что до завершения эфира осталось три минуты. Но он заканчивается, и по традиции, какое-то короткое высказывание, обращение, призыв, тезис. Реально короткий.

Марина Белоусова

- Мой тезис, наверно, будет не к государству, а мое будет обращение к самому обществу. Когда вы сегодня видите, получаете неблагонадежную рекламу, письма, рассылки - не бойтесь нажимать на «спам». И это саморегулирование. Не надо ждать, когда придет государство. Обращение к бизнесу: не надо ждать, когда придет государство и скажет: «Отдайте 5% от стоимости своей рекламы, дохода, который вы получает от рекламы, отдайте под социальную рекламу». Выберите сами объект для социальной рекламы: какой-то фонд или школу, или поликлинику. И сделайте это, пока не пришло государство.

Дмитрий Волков

- Я попробую переформулировать это кратко. Не надо ждать помощи извне, в том числе и от государства, и не бойтесь нажимать на кнопку «Это спам». Это Марина Белоусова, директор специальных и краудфандинговых проектов Российского Агентства развития информационного общества в программе «Интернет-экономика». Сегодня ее вел Дмитрий Волков и Альбина Пылаева. Всего доброго, уважаемые друзья. Хорошего настроения.