{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Сергей Копылов 03 июля 2015г.
Сергей Копылов
Интернет и право

Д.Баронов

- Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Мы продолжаем цикл программ «Экспертный совет», посвященный проблемам российского интернета и путям их решения. Мы говорим в эфире с ведущими экспертами и специалистами российского интернета. Один из таких специалистов сегодня у нас в гостях – это Сергей Копылов, замдиректора Координационного Совета национального домена сети интернет, эксперт Российской ассоциации электронной коммуникации по правовым вопросам. Здравствуйте, Сергей.

С.Копылов

- Добрый вечер.

Д.Баронов

- Итак, сегодня нас интересует интернет-право. За те 20 с небольшим лет, что существует российский сегмент интернета, интернет-право уже стало самостоятельным направлением в юриспруденции. Скажите, откуда берутся юристы, специалисты по интернет-праву? Где их учат?

С.Копылов

- Такого направления как интернет-право пока в учебных заведениях не существует. Есть отдельные специфические направления внутри гражданского, предпринимательского права. Если есть продвинутый преподаватель, то он старается направлять студентов в эту область. На сегодняшний день она не выделена в правовом поле, то есть определяется исключительно практикой, применением и отдельными нормами.

Д.Баронов

- А как это организовано за рубежом?

С.Копылов

- За рубежом организовано примерно так же, поскольку интернет-право – это нормативный акт, регулирующий сеть интернет, которая настолько быстро меняется, настолько быстро развиваются технологии, что право за ними, практически, не успевает. Сегодня в интернете действуют все те же правовые нормы, которые работают на обычной земле, но с особенностями технологий, поэтому, как ни выделяй, все равно попадешь и в область гражданского, и административного права. Если ты совершил в интернете что-то очень страшное, попадешь в область уголовного права. Поэтому выделять чисто интернет-право я бы не осмелился.

Д.Баронов

- Читая ежедневно новости, можно заметить, что законотворчество и нормотворчество в интернете идет бурным потоком. Не далее, как сегодня, Государственная Дума в третьем чтении приняла так называемый Закон «О праве на забвение». Начиная с 1 января 2016 года, поисковые системы должны будут удалять ссылки на недостоверную, неактуальную информацию. Скажите, Вы читали Закон?

С.Копылов

- Да. Я зашел на сайт Госдумы и, если этот проект, который был подготовлен к третьему чтению, соответствует тому, что было принято, то да, я его прочитал и обнаружил в нем несколько технологических и юридических нестыковок.

Д.Баронов

- В чем они заключаются?

С.Копылов

- Например, на мой взгляд, неправильно изображено понятие «поисковые системы». В законе сказано о том, что «поисковые системы – это информационные системы, осуществляющие по запросу пользователя поиск в сети интернет» и т.д. На самом деле поисковая система работает совершенно по другому алгоритму. Если бы она работала по этому алгоритму, то представьте себе такую картину: Вы набираете какое-то слово или предложение для поиска в поисковой системе, нажимаете «enter» и можете спокойно уезжать в отпуск. Когда Вы вернетесь из отпуска, будет еще около 30% информации, придется ожидать пару месяцев. В действительности, поисковая система непрерывно, своими программно-аппаратными средствами индексирует информационное пространство интернета и скапливает собранную информацию у себя на серверах. В момент запроса пользователя поисковая система выдает то, что она уже накопила, так и происходит мгновенное получение ответа на Ваш запрос. Поэтому говорить о том, что она осуществляет поиск в сети интернет – неправильно.

Второе: я не понял, как будет происходить алгоритм уточнения информации о пользователе, если он предоставил какую-то неточную информацию оператору поисковой системы. В законе ясно написано, что оператор поисковой системы вправе направить уведомление пользователю об уточнении сведений, полученных от него (в том числе уточнение паспортных данных). В статье 4 этого закона написано, что в течение 10 рабочих дней заявитель принимает меры, направленные на восполнение недостающих сведений, устранение неточностей и ошибок, и направляет оператору поисковой системы уточненные сведения, а так же документ, удостоверяющий личность. Представьте себе: Вы идете на почту, кладете свой паспорт в конверт, отправляете его почтой России, для того, чтобы оператор поисковой системы удостоверился в том, что этот документ, действительно, принадлежит Вам. Это явная неточность закона, которая подлежит исправлению, иначе не будет работать.

Д.Баронов

- Будем надеяться, что во время обсуждения законов в Совете Федерации такие явные несоответствия будут исправлены.

Скажите, Сергей, Вы работаете в организации, которая называется «Координационный центр национального домена сети интернет». Что это за организация?

С.Копылов

- Это национальная регистратура доменов .ru и .рф, которая разрабатывает правила регистрации доменных имен в Российской Федерации. На сегодняшний момент таких доменов зарегистрировано более 5 млн. Это очень большое количество по сравнению с другими странами. Также данная структура аккредитует регистраторов (юридические лица, которые оказывают услуги по регистрации доменов пользователей), следит за соблюдением ими правил, проводит проверки регистраторов, то есть обеспечивает стабильность и надежность доменной системы в Российской Федерации.

Д.Баронов

- А государство как-то участвует в этом процессе?

С.Копылов

- Да. В высшем органе управления в обязательном порядке (это закреплено Уставом) находится представитель Министерства связи РФ, у него есть право «вето» по всем вопросам, которые принимает Совет в случае, если решение рассматриваемого вопроса в чем-то не устраивает государство. Эта система существует более 15 лет, и пока система доменных имен стабильна и только разрастается.

Д.Баронов

- Вы назвали функции организационно-распределительные, а где сервера, в каком бункере хранятся наши доменные зоны?

С.Копылов

- В очень мощном бункере. В свое время координационный центр учредил ЗАО «Технический центр интернет». Там собраны технические специалисты, оборудование, каналы связи. «Технический центр интернет» осуществляет техническую поддержку всей доменной зоны. Он находится на территории института им. Курчатова.

Д.Баронов

- Надеюсь, он надежно защищен.

С.Копылов

- Надежнее не бывает. На самом деле там высшая степень защиты.

Д.Баронов

- Сергей, Вы меня обнадежили. А что делать с защитой самих доменных имен от недобросовестных игроков на рынке доменов? История, которую я расскажу, происходила на моих глазах. Одно из региональных предприятий, занимающееся порошковой металлургией, в начале 2000 годов зарегистрировало домен, который полностью совпадал по названию с названием их предприятия, с товарным знаком. Тогда домены было модно регистрировать у местного провайдера, так и было сделано, и в результате через несколько лет между заводом и провайдером возникли неурядицы, и деньги на продление домена не были перечислены регистратору. Домен оказался освобожденным, и его тут же перехватили домейнеры (киберсквоттеры). Он так и остался у киберсквоттеров на паркинге, а заводчане зарегистрировали домен в другой доменной зоне. Как быть в этой ситуации? Как можно навести порядок на рынке доменов?

С.Копылов

- Сам по себе рынок доменов – полезная и нужная вещь, и его надо развивать. А как поступать в подобных случаях? Эти ходы уже давно отработаны следующим образом: почти во всех западных доменных зонах существует процедура UDRP (например, в доменах com, net, org, в новых доменных зонах), согласно которой любое лицо, считающее, что зарегистрированное доменное имя нарушает его права на товарный знак, фирменное наименование, любую интеллектуальную собственность, вправе обратиться в любую арбитражную комиссию. Такие комиссии находятся в разных странах мира (есть в Чехии, Швеции, Америке), где компетентные люди (эксперты в интернет-среде) рассматривают такие споры и в случае удовлетворения спора регистратор обязан передать домен правообладателю.

У нас, в России, построено немного по-другому – все решения принимает суд. То есть, лицо, которое считает, что домен нарушает его права на товарный знак, может обратиться в суд. Суд выносит решение, а дальше – самое интересное – это решение, будут исполнять не судебные приставы, а негосударственные аккредитованные регистраторы. Так предусмотрено правилами регистрации доменных имен, точнее положением о судебных спорах в сфере доменных имен, которое разработано и принято координационным центром. У нас существует уникальный симбиоз между государственным решением спора и негосударственным принудительным его исполнением.

Д.Баронов

- Но, все равно, люди, далекие от интернет-индустрии судиться за доменные имена боятся (если это, конечно, не какие-то мощные компании). Может быть, надо учредить досудебную процедуру, где люди могли бы разобраться, имеет ли их претензия какие-то перспективы. К примеру, у меня украли домен, я к вам прихожу и прошу рассудить, стоит ли идти в суд? Вы исследуете документы, и говорите: «у вас нет перспектив» или говорите: «у Вас товарный знак совпадает, можете судиться».

С.Копылов

- Координационный центр не является каким-то судебным органом, только консультативным. Существует достаточно много юристов, специализирующихся именно на доменных спорах. Достаточно обратиться к одному из них, и он сразу скажет: есть перспектива или нет. Как правило, перспектива есть. Если товарный знак повторяет наименование домена, то все перспективы выиграть это дело в суде есть.

Д.Баронов

- Итак, есть координационный центр российского домена сети интернета. А над Вами кто?

С.Копылов

- Над нами – интернет-общественность. У нас Совет состоит из представителей интернет-общественности – это эксперты. Их список и биографии можно посмотреть на сайте координационного центра. Этот Совет не закостенелый, каждый год он обновляется на треть. Полномочия члена Совета могут быть не больше трех лет. Обновление состава происходит каждый год путем выборов (есть выборы по квоте А, Б, достаточно сложная система), но такой порядок полностью исключает какое-либо проталкивание своих людей. Эта система за 15 лет показала свою полную устойчивость.

Д.Баронов

- А в мировом масштабе? Кто там над Вами?

С.Копылов

- Над нами - нет, но в мире повторяются подобные структуры, а так – это американская корпорация ICANN, которая исторически получила управление от Министерства торговли США доменными именами и IP адресами.

Д.Баронов

- В том числе и глобально зона .ru и .рф?

С.Копылов

- Корневые сервера находятся там, но в нормативном, юридическом плане .ru и .рф живут по законам РФ. В техническом плане они неразрывно связаны с общей системой доменных имен и IP адресов, которые регулирует ICANN. Кстати, вице-президент ICANN – российский гражданин.

Д.Баронов

- Есть совершенно фантазийная идея: регистрируется предприятие, получает ИНН, ему присваиваются разные коды. А почему бы еще не присваивать организации обязательный домен? Государство сможет отправлять все уведомления, официальную почту, потребители услуг могут так же оставлять жалобы.

С.Копылов

- На самом деле, идея неплохая. Единственное, ее не может продвигать координационный центр, это должно делать государство. Но в любом случае, для того чтобы зарегистрировать домен, нужно очень мало и времени, и денег, а вот удержать его и защитить – необходимо гораздо больше и стараний, и средств. Например, зарегистрировав домен, желательно зарегистрировать и товарный знак, который соответствует этому домену для того, чтобы не пришел новый владелец товарного знака и не забрал домен и весь бизнес. Регистрация товарного знака – дело долгое и дорогое. Идея хорошая, но данной идей должно заниматься государство.

Д.Баронов

- Я слышал, что некоторые профессиональные игроки на рынке доменов (частные лица) имеют за собой несколько десятков тысяч зарегистрированных доменов.

С.Копылов

- Это неверные сведения, несколько сотен тысяч.

Д.Баронов

- Даже так? А если в одни руки не давать больше 2-10 доменов – что будет?

С.Копылов

- Во-первых, это невозможно. Доменное имя – это услуга внесения записи в реестр. Представьте себе чистую доску, на которой Вы мелом что-то пишете, но Вы не можете написать на доске слово, которое уже есть, так и здесь. Вы придумываете сами слово и пытаетесь зарегистрировать его с окончанием .ru или .рф. Если слово свободно и соответствует моральным принципам, Вы его легко регистрируете и платите от 100 до 500 руб. за год. Через год имя либо сотрется, либо вы заплатите снова, и регистратор поставит отметку о продлении еще на год. Это обычная услуга, которая широко используется по всей России, ограничить ее законодательно невозможно – это равносильно тому, что ограничить Вас в возможности купить воду или продукты, поэтому нет никаких юридических оснований в ограничении подобной услуги.

Д.Баронов

- Таким образом, можно считать домен таким же инвестиционным ресурсом, как квартира, золото?

С.Копылов

- Это было бы неплохо, но домен, к сожалению, не стоит столько денег. Раскрученный домен не будет стоить, как квартира, но цена на него поднимается. Все зависит от бизнеса, который находится под доменом. Если Вы осуществляете поиск в интернете, Вы не вбиваете доменное имя, Вы его просто пока не знаете. Вы вбиваете нужный товар или услугу в поисковую систему, и после этого, когда появляются ссылки, по ним Вы начинаете искать, и Вам все равно, какой домен выбирать. Конечно, «домейнерство» существует, люди покупают и регистрируют домены для того, чтобы их перепродавать. Спекулянты есть на любом рынке.

Д.Баронов

- Как Вы относитесь к существованию кириллических доменов?

С.Копылов

- Отлично. При старте доменной зоны .рф на рынок не были допущены иностранцы. Вы знаете, когда я еду и смотрю рекламу, и если я там вижу домен с окончанием .рф (по-русски) у меня душа радуется, а глаз запоминает, т.е., если я вижу домен на латинице – мне трудно его воспринять, особенно, когда еду в автомобиле; но, если я вижу название по-русски и знаю, что я его просто повторю по-русски в строке браузера и прибавлю .рф и попаду на нужный сайт – это просто прекрасно, я считаю.

Д.Баронов

- Помимо национальных доменов, помимо корневых доменов .com, .org, .net сейчас развелось много странных доменов второго уровня .водка, .дети и другие.

С.Копылов

- В свое время ICANN запустил программу открытия новых доменных зон (прежде всего для развития сети интернет и дополнительной инвестиционной привлекательности). По-моему, сейчас зарегистрировано более 1000 новых доменных зон. Их регистрировали и частные компании, и общественные организации. Это занятие дорогое – на регистрацию нового домена уходило порядка 200 тыс. долларов. Тот, кто зарегистрировал новый домен, получал права регистратуры по той же системе, как и координационный центр. Очень много привлекательных доменов, например, в России зарегистрированы: .татар, .москва, .дети. Если подробнее остановиться на .дети – эта программа поддержана Д. Медведевым и подразумевается, что в этой зоне будет абсолютно чистый и безопасный контент для детей. В этой доменной зоне нельзя будет зарегистрировать контент, если он не соответствует информационной безопасности или направленности на детей. Любой родитель знает, что если его ребенок идет на домен с окончанием .дети, он может быть уверен в его безопасности.

Д.Баронов

- Дети – цветы жизни, безопасность детей – главный наш приоритет. На этом мы заканчиваем первую половину нашего эфира. С нами Сергей Копылов, заместитель директора Координационного центра национального домена сети интернет. В студии Дмитрий Баронов, за режиссерским пультом – Андрей Кашуба.

(Играет музыка).

Мы продолжаем нашу программу «Экспертный совет», я - Дмитрий Баронов, гость программы – Сергей Копылов, заместитель директора Координационного центра национального домена сети интернет, эксперт Российской ассоциации электронных коммуникаций по правовым вопросам. Во втором блоке мы бы хотели сегодня рассмотреть тему защиты пользователей интернета от разного рода вредной информации. Это – пресловутые блокировки. Как Вы считаете, Сергей, этот процесс нужен?

С.Копылов

- Нужен, безусловно. Во-первых, надо было с чего-то начинать – интернет в последнее время напоминал информационную мусорную яму. Когда закаленный человек заходит, то он знает, что искать, а когда попадает неискушенный подросток, то на него обрушивается валом вся информация, в которой очень трудно разобраться: что для него полезно, что вредно. За последнее время и законодательство, и Координационный Центр сделали большие шаги вперед по части борьбы со зловредными проявлениями. Например, в свое время, в правила регистрации доменных имен было включено условие, при котором Координационный Центр дает полномочия известным организациям для того, чтобы они могли направлять аккредитованным регистраторам сведения о зловредности тех или иных доменов. Так осуществляется борьба с фишингом и вредоносным программным обеспечением. То есть, эта организация производит мониторинг (так называемая Group-IB, лаборатория Касперского, Лига безопасного интернета), и если они находят домен, с которого рассылается зловредное ПО (так называемые, трояны), то они могут известить регистратора, и он снимет делегирование с этого домена, т.е. домен просто перестанет работать. Точно так же осуществляется борьба с фишингом – это когда вы приходите на какой-то сайт, который имитирует, например, сайт какого-то банка, и просит вас ввести конфиденциальные данные, и вы, таким образом, дарите злоумышленникам номер своей кредитной карты либо другие конфиденциальные сведения. Снятие делегирования осуществляется аналогичным способом. На сайте Координационного центра регулярно публикуются отчеты о том, сколько доменов снято с делегирования. Там эти цифры растут, и, хочу сказать, что российская доменная зона становится чище.

Д.Баронов

- Как это сочетается с проблематикой, которой занимается Роскомнадзор?

С.Копылов

- Это два отдельных пути. Роскомнадзор действует по Закону «Об информации». Сюда стекаются решения судов, уполномоченных органов: например, по сайтам, пропагандирующим наркотики - решение от Роснаркоконтроля, детская порнография – органы МВД, экстремизм – прокуратура. Роскомнадзор, получая такие сведения, вносит эти сайты в черный список – это сложная процедура, но достаточно технологичная. Роскомнадзору большое спасибо, там работают грамотные специалисты, которые выработали этот алгоритм взаимодействия с хостинг-правайдерами. Блокировка не производится моментально. Сначала применяются все разумные способы и средства для извещения владельцев сайтов и хостинг-провайдера, и только в случае, если не последовала реакция, контент не убран, тогда доменное имя, URL и IP адрес помещаются в черный список, из которого должны эти сведения выгружать все провайдеры доступа в интернет и производить фильтрацию. Сейчас туда же добавились авторские права, раньше это были фильмы, это делалось по решению Мосгорсуда, а сейчас туда добавились книги, другие тексты, видео, все кроме фотографий.

Д.Баронов

- Об авторских правах, давайте чуть попозже. Сейчас давайте закончим вопрос о проблеме с блокировками. Я регулярно общаюсь с представителями интернет-СМИ, на что жалуются? Сколько у нас районных судов по стране? По-моему, несколько десятков тысяч. Например, где-то в центральной прессе завершили свою статью фразой: «А куда смотрит прокурор некоего района?». Прокурор знает куда смотрит. Он через районный суд эту статью признает экстремистской. Уследить за всеми этими судами СМИ невозможно, их никто не предупреждает, не уведомляют, а просто блокируют статью, как вредный контент. Обычно провайдер звонит еще (если провайдер хороший) и предупреждает: «пришла на тебя бумага, давай, реагируй».

С.Копылов

- На мой взгляд, здесь есть правовая неопределенность. СМИ не должны так блокироваться, ведь электронные СМИ – отдельные средства массовой информации, которые зарегистрированы в том же Роскомнадзоре, у них есть лицензия, и работают они по закону о средствах массовой информации. И если статья нарушает действующее законодательство, Роскомнадзор должен вынести предупреждение. Только после повторного предупреждения СМИ подлежит закрытию, а здесь получается, что СМИ блокируется по нажатию кнопки. Мне кажется, законодатели должны привести в соответствие оба закона.

Что касается судов: их решения действительны на территории всей РФ, и любой суд может вынести решение о незаконности распространения той или иной информации, которая подлежит блокировке. Как раз в этой части все начинает упорядочиваться. Если все статьи по экстремизму упираются в Роскомнадзор, а он, в свою очередь, принимает все возможные меры для извещения владельца сайта и хостинг-провайдера. Поэтому нынешний порядок даже лучше, чем тот, который был раньше. Потому что сейчас даже если решение суда приходит из какого-то дальнего города, оно неизбежно попадает в Росконадзор. И Роскомнадзор примет все меры, для того чтобы уведомить это СМИ. Если раньше для СМИ блокировка была неожиданностью, то сейчас все понятно, можно будет быстро почистить и убрать проблемный контент, для того чтобы сам сайт не пострадал.

Д.Баронов

- Совсем недавно некоторыми провайдерами на некоторое время был полностью заблокирован YouTube. Также был на некоторое время заблокирован GitHub, что в среде программистов вызвало огромное возмущение. Как Вы боретесь с такими блокировками известных всем ресурсов, на которые заходят миллионы людей?

С.Копылов

- Мы не боремся с этими блокировками. Здесь нужно говорить о не всегда согласованных действиях. Блокировки осуществляются не централизованно, а каждым провайдером по-разному. Есть единый черный список, в него вносятся все сайты (вносятся: URL – непосредственно путь до конкретной странички, доменное имя и IP-адрес). Дальше – все зависит от оборудования конечного провайдера. Например, по доменному имени или по IP-адресу заблокировать достаточно просто; по URL – не у всех стоит нужная аппаратура, которая может заблокировать конкретно ту самую страницу, контент, файл, на котором находится та самая статья или видеосюжет. Поэтому многие провайдеры применяют более облегченную блокировку по доменному имени или IP адресу. Получается так: в одном доме у конкретного провайдера люди спокойно заходят на Youtube и смотрят все, что им надо, кроме той страницы, потому что у провайдера эта система фильтрации по URL отработана, а в соседнем доме, какой-нибудь «Вася-телеком» купил канал доступа у другого провайдера, кинул провод, воткнул в порт сервера и он, соответственно, не будет ставить дорогую аппаратуру, которая блокирует по URL. Он просто заблокировал IP-адрес (механизмом, существующим в любой админке) или доменное имя, и люди не могут попасть на YouTube. Так и происходит в России. К сожалению, нет единых технологических требований для фильтрации.

Д.Баронов

- Последний вопрос из этого блока: как Вы относитесь к такой процедуре, как нотариальное заверение сайта?

С.Копылов

- Потрясающая процедура, тем более я с этим сталкивался, когда был частным практикующим юристом. Это пошло с разъяснения Верховного Суда о том, что заверение сайта нотариусом - это надлежащая форма доказательства, в то же время – это и письменное доказательство. Нотариальное заверение сайта законодательством нигде не установлено, и нотариус - абсолютно не подкованный технически человек (прошу прощения, если обидел технически подкованных нотариусов). Он смотрит, что появляется на экране, делает скриншот, более продвинутые нотариусы описывают в протоколе, какие действия они делали. Но мы знаем прекрасно, как подменяются страницы, как можно настроить адресацию домена, как сегодня он показывал одно, а завтра совершенно другое. Поэтому придя с нотариально заверенным сайтом в суд, абсолютно нельзя доказать, что на момент прихода в суд там именно эта информация. Получается, что ты приносишь на какой-то момент времени заверенную информацию нотариусом, о том, что он посмотрел этот сайт. В суде, на мой взгляд, лучше всего работает просмотр самим судьёй этого сайта. Но практика пошла по тому пути, что нотариальное заверение сайта – это надлежащее доказательство.

Д.Баронов

- Я, как дилетант, только мог бы предположить, что если бы у нас была на интернет индустрию одна структура, которая обладала бы функцией технического заверения сайта, и могла бы свидетельствовать в суде, так было бы легче.

С.Копылов

- Да, легче и проще, безусловно, потому что эта услуга стоит дорого. Я видел расценки по нотариальному заверению – до 40 тыс руб.

Д.Баронов

- Итак, следующая тема: «Персональные данные». Очень много всего накопилось, начиная с закона 152ФЗ, принятого в 2006 году, в котором от предприятий стали требовать сертификацию по защите персональных данных.

С.Копылов

- Там существуют организационные требования: надо принять много локальных нормативных актов, в том числе и в отношении своих сотрудников. Персональные данные надо по акту обезличивать и уничтожать, выделять ответственного за хранение персональных данных. Даже личные дела уволившихся и работающих сотрудников надо хранить в разных шкафах. А технические требования даже для подкованного человека непросты. При этом Закон не дает четкого определения о том, что такое персональные данные. В нашем Законе – это очень размытое понятие.

Персональные данные – любая информация, которая может идентифицировать человека, и относящаяся к этому человеку. Это и телефон, и почта… Нет категорий, чтобы можно было сказать четко – это персональные данные, а это – нет.

Д.Баронов

- Насколько я понимаю, требования Закона о персональных данных распространяются и на интернет-сервисы, и их надо хранить на территории России.

С.Копылов

- Да, было принято изменение к Закону «О персональных данных» – к 1 сентября все иностранные компании, которые так или иначе относятся к персональным данным россиян, должны перенести сервера с базой этих персональных данных на территорию России. Наши граждане постоянно сталкиваются с этой ситуацией, когда заказываю отели, бронирует билеты и т.д на иностранных серверах. Возникает много проблем, о которых в законе не написано. Иностранные компании, обязаны перенести сервера с персональными данными в РФ иначе они будут подлежать блокировке. И там возникает очень интересная проблема. Например, иностранная компания переносит сервер с персональными данными – далее она обязана зарегистрироваться в качестве оператора персональных данных в реестре Роскомнадзора, соответственно, необходимо сразу же выполнять все требования по защите этих данных. Как только в России оказывается имущество иностранных компаний (те же сервера) - возникает обязанность стать на налоговый учет.

Д.Баронов

- Получается, государство со своей точки зрения поступает правильно?

С.Копылов

- Абсолютно правильно. Если Вы оказываете услуги россиянам, то почему с этого не платить налоги на территории РФ. Вопрос - выполнит ли это требование иностранный бизнес?

Д.Баронов

- Параллельно с защитой персональных данных происходят совершенно удивительные вещи. Прошло несколько сообщений о том, что сотовые операторы, имеющие у себя данные о том, как передвигается в пространстве их клиент, какие заведения он посещает, собираются предоставлять банкам некий статус своего клиента (пользователя сотовой связи). Если он ходит, например, в Жан-Жак, Азбуку вкуса, Кофеманию, - видимо, этот человек достойный, а, если он ходит в Пятерочку, то уже соответственно банк видит, что, наверное, кредитов больших ему можно не давать, а, если он зашел куда-то в онкоцентр, - пора и коллектора к нему посылать. Как Вы относитесь к таким новациям?

С.Копылов

- Это вступает в прямое противоречие с Уголовным кодексом. УК категорически запрещает сбор сведений о частной жизни любого лица без его согласия. Это компетенция спецслужб только в определенных случаях, установленных законом. Поэтому, я думаю, что эта новация не пройдет. Продолжая тему о персональных данных, хочу еще заметить, что государство сделало еще правильную вещь – с 1 сентября государство вручило каждому гражданину «высокотехнологичную дубину», которая называется «Защити свои персональные данные сам». Это очень интересно, с 1 сентября Вы имеете право, увидев, что Ваши персональные данные используются с нарушением закона, например, кто-то разместил Ваши персональные данные без Вашего согласия. Вы имеете право без обращения в Роскомнадзор идти в суд и получить судебное решение, подтверждающее нарушение Ваших прав при использовании персональных данных. С этим решением и заявлением установленной формы Вы идете в Роскомнадзор, и сайт блокируется наравне с теми, которые блокируются по решению органов исполнительной власти. Граждане получили огромные права по защите своих персональных данных, не трогая государство.

Д.Баронов

- Будем надеяться, что граждане правильно воспользуются своей новой возможностью.

Давайте теперь поговорим о пиратстве. Совсем недавно в перечень информационной продукции, которая подлежит удалению с сайтов по заявлению правообладателя, внесли книги. Как Вы считаете, мы читать не разучимся?

С.Копылов

- Читать мы, безусловно, не разучимся. Посмотрим, как пойдет судебная практика. Мне вообще удивительно, что так расширили пиратский закон. Мысль благая – борьба с пиратством, но к чему это может привести. В интернете каждый из нас – сам автор; авторское право построено таким образом, что любой текст, написанный пользователем, охраняется так же, как и «Война и мир». Авторскому праву неважно, насколько произведение художественное или нехудожественное. Оно жестко относится к защите интеллектуальных прав. Представьте, что кто-то скопировал чье-то стихотворение. Что имеет право сделать владелец этого стихотворения: написать исковое заявление на предварительное обеспечение в горсуд, указывает сайт, который нарушил его права, получает решение суда и блокирует сайт. При этом даже необязательно доказывать, что он автор. В основном, жалобы идут не на тексты и не на книги, а жалобы идут такого типа: «Он у меня украл дизайн сайта». На дизайн сайта, как и на сам сайт, точно так же распространяются авторские права, как и на книги, фильмы и т.д. Я буду с любопытством смотреть, как будет развиваться судебная практика, в том числе и в конкурентной борьбе, потому что сайты интернет-магазинов похожи один на другой.

Д.Баронов

- Мы не можем оставить в стороне животрепещущие темы об оказании интернет-услуг, точнее, о проникновении интернета в бизнес. На прошлой неделе таксисты Санкт Петербурга написали письмо губернатору Полтавченко письмо с просьбой гнать из города Uber вместе с ним еще Яндекс.Такси и GetTаxi. Если говорить о Яндексе – у нас есть Яндекс.Новости, Яндекс.Деньги, Яндекс.Маркет, Яндекс.Такси, Яндекс.Мастер. Пока только нет Яндекс.Похорон, Яндекс.Брака, но, думаю, скоро будут. Какой правовой статус в данном случае Яндекса? В качестве кого он выступает?

С.Копылов

- Я не изучал их пользовательское соглашение, но по моим предположениям – это посредник между заказчиком и исполнителем услуг. Непосредственные отношения возникают между заказчиком и исполнителем. Но это я говорю, как юрист.

Д.Баронов

- Представьте, я заказал в Яндексе сантехника. Он пришел пьяный, испортил все в доме и ушел. Что мне потом скажет Яндекс?

С.Копылов

- Я не знаю, что скажет Яндекс, но простому пользователю подобный сервис не подходит. Он должен быть более напорист по отношению к пользователю – везде должно быть напоминание, что они – посредники и ответственность за выбор лежит на пользователе. Пользователю нужно объяснять это многократно, чтобы пользователь понимал, что он действует на свое усмотрение.

Д.Баронов

- И последняя тема. Как Вы знаете, у нас существует Институт развития интернета, который начал свою работу в марте этого года, и он имеет поручение разработать к 1 октября Президентскую программу развития интернета. Вы, представляя сегмент цифрового права, что бы хотели, чтоб в этой программе обязательно было?

С.Копылов

- Главное - уточнение по блокировкам с пиратством обязательно. Ведь развитие интернета предполагает и развитие интернет-бизнеса. Интернет развивается очень стремительно, и необходимо найти баланс между защитой пользователей, заботой о них, чистотой интернета и не препятствованием бизнесу, который развивается в интернете. Соблюсти баланс очень сложно – у любого производителя услуг всегда интерес – получить больше прибыли, у пользователей интерес – получить безопасные услуги максимально дешевле, у государства – регулировать интернет для защиты государственного строя, безопасности услуг и остального регулирования деятельности. Если в программе получится соблюсти этот баланс, я буду за нее обеими руками.

Д.Баронов

- Что ж, будем на это надеяться и к этому стремиться. Час пролетел быстро. У нас в эфире был Сергей Копылов, заместитель директора Координационного Центра национального домена сети интернет. Передачу вел Дмитрий Баронов, звукорежиссер – Андрей Кашуба.

До свидания.

С.Копылов

- Всего доброго.