Дмитрий Волков
- Уважаемые друзья, добрый вечер! С вами программа «Интернет-экономика». Её ведёт Дмитрий Волков. И у нас в гостях Аскар Рахимбердиев, сооснователь сервиса «МойСклад».
Аскар Рахимбердиев
- Всем добрый вечер!
Дмитрий Волков
- Мы продолжаем говорить об интернет-экономике, о проникновении интернета в классические отрасли экономики. И первый вопрос, Аскар, традиционный: расскажите вашу историю, удивите нас.
Аскар Рахимбердиев
- Наша история совпадает с историей развития «облаков» в России, потому что «МойСклад» – это такой облачный сервис для управления торговлей. Мы начинали в 2007 году, соответственно, это был абсолютно классический стартап – просто с партнерами начали делать проект. Соответственно, с 2007 года мы им занимаемся, смотрим, как у нас «облака» появились, как они потихонечку-потихонечку в России развиваются.
Дмитрий Волков
- А вы для кого живёте, с кем работаете?
Аскар Рахимбердиев
- Мы работаем в основном с такими небольшими компаниями, мы делим по числу сотрудников до нескольких десятков, наверное, до сотни, которые чем-то торгуют, чем-то физическим: покупают - продают, может быть, производят – продают. И мы стараемся их бизнес немножко структурировать.
Дмитрий Волков
- Можете живописать, как это всё происходит? То есть я такой маленький предприниматель (несколько десятков человек – не такой уж и маленький), я прихожу к вам, говорю: «Хочу организовать у вас при помощи вашего сервиса учёт». И что я получаю?
Аскар Рахимбердиев
- Вы даже не приходите к нам.
Дмитрий Волков
- Я прихожу в интернет, в смысле этого слова.
Аскар Рахимбердиев
- Да, вы приходите в интернет, вы идёте на сайт и просто регистрируете аккаунт, и после этого у вас появляется возможность. На самом деле, что такое торговля? Это закупки и продажи. И, если вы работаете в «МоёмСкладе», от вас требуется фиксировать закупки и оформлять продажи в этом сервисе, соответственно, печатать всякие накладные и другие документы, которые нужны, вы будете там же. И после этого начинается некий «magic», потому что поверх этих очень простых данных в сервисе можно смотреть всякие интересные аналитические штуки. В принципе, основная вещь, которая предпринимателей интересует, – это прибыль.
Дмитрий Волков
- И уплата налогов.
Аскар Рахимбердиев
- Оплата налогов – немножко не наша история. Мы не бухгалтерский учёт, не налоговый учёт, а мы управленческий учёт – это то, что нужно руководителю, это то, что сотрудники делают каждый день. А бухгалтерия – отдельная история, ею занимаются бухгалтеры. И, соответственно, если торгуешь каким-то одним товаром, не знаю, кружками (у тебя один вариант – это кружки), ты всю жизнь покупаешь по десять рублей, продаёшь по двадцать – всё хорошо, всё здорово. Потом начинается такая ситуация в экономике, как у нас сейчас: курс плавает, закупочные цены на кружку прыгают. Ты вчера их закупал по 16, сегодня по 25, а потом в какой-то момент ты понимаешь, что ты продаёшь кружки, но ты на каждой кружке теряешь. Пример дурацкий, но, если у тебя номенклатура несколько сотен, а бывает несколько тысяч разных товаров, у тебя много поставщиков, то становится достаточно сложным уже понять, на чём ты зарабатываешь, на чём ты теряешь. В «МоёмСкладе» ты можешь это посмотреть. Кроме того, товары умеют заканчиваться. У тебя что-то продаётся, продаётся, и внезапно оказывается, что заказы есть, а выполнить ты их не можешь. Соответственно, ты можешь анализировать, сколько чего нужно закупать на основании статистики. А статистика – это продажи, которые тоже хранятся на «МоёмСкладе», соответственно, ты можешь просто посмотреть, что у тебя расходится, что нет.
Дмитрий Волков
- То есть ещё и какая-то аналитика.
Аскар Рахимбердиев
- Аналитика. В конечном итоге, согласитесь, что учётная система, как таковая, она бизнесу не нужна. Зачем?
Дмитрий Волков
- Я легко соглашусь. Согласится ли с этим бизнес?
Аскар Рахимбердиев
- Да, нужно несколько вещей. Нужно, во-первых, понимать, что делают твои сотрудники – это такой контроль. Это история роста такого. Сначала ты открыл какую-то торговую точку в торговом центре. Сначала ты там сидишь сам – тебе контроль не нужен. Потом нанял продавца, и уже не очень понятно, чем он там занимается. Потом точек стало две, и всё стало ещё хуже. И, соответственно, тут уже без какой-то автоматизации, без какой-то системы тебе либо придётся по двенадцать часов в день мотаться между этими точками, смотреть, что там происходит, либо ты можешь всё это контролировать в «облаке».
Дмитрий Волков
- Всё это наладить.
Аскар Рахимбердиев
- Да, всё это наладить. То есть первое – это контроль, и второе – это аналитика. Аналитика – такая вещь, которая позволяет больше зарабатывать, по сути. И действительно, я думаю, основное преимущество – то, что мы, то, что любая система автоматизации может бизнесу дать.
Дмитрий Волков
- То есть вы, в общем-то, классический проект, такой классический пример проникновения. То есть вы, с одной стороны, даёте «облако», то есть сервер снаружи.
Аскар Рахимбердиев
- Где-то в «data»-центре. И это как раз плюс, который позволяет довольно солидно экономить, потому что не нужно самому ничего настраивать, не нужно поддерживать. Раньше всё это было гораздо дороже, скажем так.
Дмитрий Волков
- И можно смотреть из разных точек: из машины, из офиса.
Аскар Рахимбердиев
- Да, из телефона, совершенно верно.
Дмитрий Волков
- Из телефона, с планшета и так далее. И второе – вы ещё и совершенствуете эту систему с точки зрения построения учёта, с точки зрения потребностей российского клиента.
Аскар Рахимбердиев
- Верно.
Дмитрий Волков
- А деньги на чём зарабатываете, если не секрет? Заметьте, не сколько, а на чём.
Аскар Рахимбердиев
- На чём? На подписке. Стандартная история для «облачных» сервисов – это подписка. То есть ты пользуешься сервисом, и сколько ты платишь, зависит от того, что тебе сейчас нужно.
Дмитрий Волков
- От трафика, от количества…
Аскар Рахимбердиев
- От количества рабочих мест, от количества пользователей. Причём для торговли часто это довольно выгодно, потому что бывают сезонные какие-то бизнесы, сезонные товары. Нанимают больше сотрудников либо летом, либо зимой (это зависит от товаров), потом часть просто увольняют. И с лицензией такая штука, что лицензию ты закупаешь навсегда, традиционно, ты не можешь вернуть.
Дмитрий Волков
- На самом деле это иллюзия, что ты покупаешь лицензию навсегда, ты ее покупаешь на какое-то время, пока тебе не надо купить новую лицензию.
Аскар Рахимбердиев
- Да, это правда, пока не вышла новая версия. Но, как правило, на несколько лет. А здесь получается такая история, что каждый месяц можно оплачивать ровно столько сотрудников, сколько у тебя работает.
Дмитрий Волков
- В общем, это стандартно для стат.систем.
Аскар Рахимбердиев
- Стандартно абсолютно.
Дмитрий Волков
- Скажите, мне очень любопытно: конечно, всё это сплошные секреты, тайны у нас, но всё-таки растёт количество людей, которые уходят в «облака» в торговле, в небольшой?
Аскар Рахимбердиев
- Растёт. Растёт достаточно быстро, то есть мы за последние три года (я специально считал) по деньгаммы росли в два раза каждый год. Это довольно прилично, особенно если учесть то, что сейчас у нас IP-рынок начал падать даже в рублях. «Облака» последние несколько лет (но нормальной статистики нет, есть опросы, какие-то общие обзоры) облака у нас похоже растут на 30-40%.
Дмитрий Волков
- Очень хорошо растёт.
Аскар Рахимбердиев
- Растёт достаточно быстро. И такое перетекание мы сейчас очень хорошо видим. Меняется ситуация. В 2008 году, когда мы начинали, приходили достаточно своеобразные клиенты. Своеобразные в хорошем смысле – люди, знакомые с интернетом: это были бывшие айтишники, которые открыли свой бизнес в последние несколько лет.
Дмитрий Волков
- Может быть, какая-то есть у вас своя градация, более тонкая. Кто к вам идёт в большей степени? Кто сейчас ваш клиент, клиент интернета, по большому счёту? Кто жертва прогресса?
Аскар Рахимбердиев
- Здесь действительно сразу нужно сказать, что это B2B-история, то есть это про бизнес, это не B2C, не обычные пользователи. Мы заметили такую штуку, мы меряем размер компании пользователя по числу пользователей в компании, которая у нас работает, в основном зависит от этого. Самые маленькие они, скажем так, не очень идут. Почему? Потому что у них нет такой боли, которую нужно решать при помощи автоматизации.
Дмитрий Волков
- Они ещё успевают бегать.
Аскар Рахимбердиев
- Они ещё успевают бегать. Если ты один ИП, то, наверное, ты будешь как-то справляться, тебе не нужно самого себя контролировать, ты не будешь сам себя обманывать.
Дмитрий Волков
- Ой, как это опасно, не контролировать самого себя.
Аскар Рахимбердиев
- Это опасно, но люди не любят контролировать сами себя. И мы в своё время это поняли, и когда-то мы даже сказали: «Окей, ребята, мы даже не будем пытаться на вас зарабатывать. Если ты один, работай, пожалуйста, бесплатно.
Дмитрий Волков
- У вас есть возможность самозанятым людям, в нашем понимании, работать у вас бесплатно.
Аскар Рахимбердиев
- Совершенно верно.
Дмитрий Волков
- И много таких?
Аскар Рахимбердиев
- Несколько тысяч. Мы запустили чуть больше года назад, и очень быстро растёт число.
Дмитрий Волков
- А зачем это вам?
Аскар Рахимбердиев
- Мы надеемся, что они вырастут. Это такой инкубатор или песочница, в которой, может быть, у кого-то всю жизнь будет такой микробизнес. У нас достаточно небольшие накладные расходы на поддержку пользователей. Тоже плюс «облаков» – мы себе просто можем это позволить. А какая-то часть вырастет, и, когда у них становится сотрудников 2-3-4-5, лучше несколько десятков (до сотни, в любом случае), тогда они становятся идеальными для нас, потому что они не слишком большие. У больших клиентов есть заморочки, у них есть требования, у них сложный бизнес-процесс, который нужно положить на какую-то платформу. У нас скорее не платформа, у нас готовое решение. Если оно подходит, всё очень хорошо, если не подходит, то, пожалуйста, ты вырос, иди куда-нибудь дальше и делай дорогие проекты по внедрению. Поэтому не самые маленькие – те, кто уже подрос, но не крупные. Крупные «enterprises» – это совершенно другая история.
Дмитрий Волков
- Отлично. Мне очень понравилась программа поддержки малого бизнеса от Аскара Рахимбердиева, сооснователя сервиса «МойСклад». Несколько тысяч – это очень даже немало, на самом деле. А географически, где ваш клиент?
Аскар Рахимбердиев
- Вообще, вся Россия.
Дмитрий Волков
- Где их больше? А где их меньше? От чего это зависит, может быть даже?
Аскар Рахимбердиев
- Совершенно не удивительно то, что больше – центр, Москва, Питер. Каждый год я смотрю статистику по регионам, и какое-то время (с 2010 года примерно до 2012–2013) регионы росли, доля росла, потом она заморозилась, и сейчас где-то пополам: 50% – регионы, то есть не регионы, а Москва плюс Питер, а 50% – всё остальное. Вот почему они сейчас дальше растут, честно говоря, я не знаю. Потому что, если смотреть вот эти четыре миллиона малых бизнесов, там будет распределение примерно 20 на 80, если я не ошибаюсь: 20% – центр, а 80% – всё остальное. Гипотеза такая, что всё-таки интернет в регионы пришёл попозже. Интернет, на мой взгляд, сейчас в регионах нормальный, как минимум в городах-миллионниках. Но с другой стороны, если мы пойдём дальше, то, возможно, там уже даже просто с интернетом будет не очень хорошо. И говорили сейчас мы много о том, какие классные «облака», как всё здорово. Там, наверное, есть недостатки. Наверное, основной недостаток – то, что для нормальной работы нужен нормальный интернет. Если его нет, есть решения, которые позволяют работать в офлайне, но всё-таки это всё уже немножко не то.
Дмитрий Волков
- Это всё ещё пока немножко не то.
Аскар Рахимбердиев
- Ещё пока. Да, но решения развиваются «облачные» в том, чтобы нормально работать.
Дмитрий Волков
- А когда у вас будет офлайн нормальный?
Аскар Рахимбердиев
- Вообще, он есть, но он всё-таки ещё не совсем такой полноценный.
Дмитрий Волков
- А когда он будет совсем уже полноценный?
Аскар Рахимбердиев
- Будет совсем, когда мы совсем перейдём на такую мобильную платформу. Потому что сейчас платформа браузерная, работает в браузере, браузер – это всё-таки такая штука…
Дмитрий Волков
- А когда вы перейдёте на мобильную платформу?
Аскар Рахимбердиев
- Полностью, я пока не могу сказать, мы туда движемся.
Дмитрий Волков
- Как бизнесмен бизнесмену: назовите дату, а не условия, при которых…
Аскар Рахимбердиев
- Я думаю, несколько лет.
Дмитрий Волков
- Несколько лет?
Аскар Рахимбердиев
- Несколько лет, потому что «МойСклад» – это все-таки такая уже довольно большая штука, там куча возможностей, и хотя бы большинство из них в мобильном варианте появится через несколько лет.
Дмитрий Волков
- Что ж, в этом хорошо то, что вы смотрите на несколько лет вперёд, и плохо то, что всё-таки несколько лет – это долговато. А по отраслям, кто идёт в «облака»? Это где больше? То есть торговля тоже как-то делится, по секторам, скорее, не по отраслям.
Аскар Рахимбердиев
- По секторам, да. Опять же, можем смотреть по нашей статистике. И проще сказать, кто не идёт, чем кто идёт, потому что те, кто нормально работают – самое разное: одежда, обувь, подарки, какие-то электронные штуки…
Дмитрий Волков
- Запчасти.
Аскар Рахимбердиев
- По-разному бывает. У запчастей на самом деле есть свои особенности – огромная номенклатура, там бывает номенклатура – миллионы. Там иногда нормально, иногда всё-таки какие-то специализированные решения нужны, кому не очень удобно, у кого специфика большая. Это аптеки, то есть вещи, связанные с лекарствами, это вещи, связанные с продуктами, – там, где очень много продаж, просто большой поток, вот это пока, скорее, нет.
Дмитрий Волков
- Чисто технологически?
Аскар Рахимбердиев
- Технологически там нужны специализированные решения, а всё остальное… Мне даже нет смысла перечислять – практически всё, чем торгуют.
Дмитрий Волков
- Отлично. Это очень интересно. Это Аскар Рахимбердиев, сооснователь сервиса «МойСклад», в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Немножечко другое направление. Вот у нас есть государство, и оно регулирует, в том числе и эту область. Вы занимаетесь тем, что называется управленческий учёт, то есть вы предоставляете сервис, который позволяет собственнику бизнеса, менеджеру понять, что происходит, и управлять этими процессами. У вас есть аналитика какая-то, даже что-то похожее на BI есть, если я правильно понял.
Аскар Рахимбердиев
- BI, такой упрощенный.
Дмитрий Волков
- Скажите, что государство могло бы сделать или должно сделать для того, чтобы у вас бизнес попёр.
Аскар Рахимбердиев
- Загонять всех в интернет, на самом деле. В принципе, государство постепенно этим занимается, медленнее, чем хотелось бы…
Дмитрий Волков
- Давайте слово «загонять» специфицируем, потому что «государство» и «загонять»… У меня, например, совершенно конкретный образ, я думаю, что не у одного меня, и мне этот образ не нравится. Что вы имеете под этим в виду?
Аскар Рахимбердиев
- Я могу привести пример, когда государство как раз загоняет. И, на мой взгляд, это абсолютно хорошо, это электронная отчётность. То есть, что было 15 лет назад, может быть, больше? Сдавали налоговую отчётность на бумажках, дискетках, ходили, дикие очереди в налоговой… Тогда государство сказало: «Всё, ребята, давайте, все переходим…».
Дмитрий Волков
- Нас туда никто не загонял. Пожалуйста, можешь сдавать и на бумажке.
Аскар Рахимбердиев
- Если ты вырос больше скольких-то сотрудников (я не помню точно критерий), то уже только электронная, то есть постепенно всё-таки… Это делалось просто правильно, то есть постепенно идёт процесс перехода, это не то что в один год сказали: «Ребята, сейчас всё через интернет». И всё обвалилось, как ЕГАИС в 2007 году, когда его в первый раз попытались запустить. ЕГАИС (первое его пришествие) – это образец… Если кто-то не помнит, это система, которая контролирует оборот алкоголя у нас в стране. И когда первый раз его запустили, то полтора месяца оптовики не могли торговать. Это плохой пример. А хороший пример – это такой, как электронная отчётность. Следующий пример – это онлайн-касса.
Дмитрий Волков
- Электронная отчётность – понятно: государство мотивировало сначала участников рынка, потом все поняли, что это удобно, а потом появилась возможность сказать: «А теперь, кто не понял, тоже осознайте уже императивным путём». А с онлайн-кассами, это такой противоречивый вопрос.
Аскар Рахимбердиев
- Противоречивый, но он однозначно хороший для «белых» предпринимателей. Потому что, если ты всё равно платил налоги с твоей реальной выручки, ты не скручивал кассу как-то, ты пробивал чеки, то у тебя будут, в принципе, затраты меньше, потому что станет больше вот это обязательное обслуживание фискального…
Дмитрий Волков
- Аскар, я не видел людей, которые вслух говорят: «Слушайте, вы тут вводите онлайн-кассы – это плохо, потому что теперь мы их не можем скручивать. Как нам жить?». Таких людей я не встречал. А в основном аргумент-то какой? Дорого это просто.
Аскар Рахимбердиев
- Нет, оно получается не дороже…
Дмитрий Волков
- Сложно, дорого.
Аскар Рахимбердиев
- Нет. Я не могу сказать, что это сложно. И сейчас всю эту механику взаимодействия кассы фискального регистратора с «облаком» ФНС, её запихивают, собственно говоря, в фискальники. Помимо того, что фискальники сейчас к какому-то «Wi-Fi» можно будет подключить, будут какие-то очень щадящие тарифы, чуть ли не бесплатные, с мобильными операторами, судя по всему. То есть в фискальник можно будет запихнуть симку, и он у вас будет передавать, соответственно, данные. И этот новый фискальник можно будет реже обслуживать. Поэтому, если посчитать все расходы, получается дешевле.
Дмитрий Волков
- А как вы на этом будете наживаться? Чем это вам выгодно?
Аскар Рахимбердиев
- А нам это напрямую никак невыгодно, потому что остаётся такая необходимая вещь, как фискальный регистратор. И на самом деле это половина шага. Нам не удалось избавиться полностью, скажем так, от железки, в которой есть фискальный накопитель, так называемый, криптозащищённый, и так далее. Если бы это получилось, было бы вообще шикарно. Возможно, слишком большой шаг…
Дмитрий Волков
- А давайте тут чуть подробнее. Значит, касса представляет собой аппарат, который, с одной стороны, передаёт всё в интернет, а если нет интернета, а даже если и есть интернет, она еще одновременно пишет это на защищённую флешку.
Аскар Рахимбердиев
- Верно. На защищённую флешку, по сути, да.
Дмитрий Волков
- Чем плоха эта защищённая флешка, кроме того, что она денег стоит?
Аскар Рахимбердиев
- Она плоха тем, что её нужно обслуживать, то есть её нужно периодически носить в центр обслуживания, чтобы с ней там что-то сделали.
Дмитрий Волков
- Она стоит ещё больше денег.
Аскар Рахимбердиев
- Она стоит ещё больше. Она может заполниться, переполниться эта память, она может сломаться, на самом деле, банально. И постепенно в мире идёт такой процесс, что от этих флешек, от таких устройств (они достаточно дорогие получаются) переходят просто к чисто софтовой программной реализации. То есть ты можешь взять телефон, поставить соответствующий софт, с телефона отправлять чеки на email покупателям, даже их не печатая. И это получается действительно очень мобильно, очень удобно, очень дёшево. А у нас ФНС, когда этот проект запускала, она проводила в течение чуть менее года такой эксперимент – подключались некоторые достаточно крупные сети, типа «Азбука вкуса», которые начинали в «облако» ФНС передавать чеки в онлайне, и это вообще не требовало никаких фискальников, никакого железа. К сожалению, внедрить это по всей стране с первой попытки, скажем так, не удалось. У нас сейчас по плану, если законопроект будет принят, с 2017 года всё это начнётся, будет гибрид. У нас останутся железки, и у нас ещё появится обязанность, не обязательно в онлайне, кстати, можно раз в три дня, там достаточно большой временной лаг допускается.
Дмитрий Волков
- А с вашей точки зрения, как эксперта, эта железка, которая появилась в этой кассе, которая денег стоит (обслуживать надо, и всё такое прочее), она появилась от страха где-то в каком-то «облаке», а тут вот берёшь в руки и сразу – вот она, вещь. С вашей точки, как эксперта, возможно ли сейчас однозначно обеспечить безопасность этих всех процессов и с точки зрения государства, и с точки зрения фискальных, правоохранительных органов, и с точки зрения защиты бизнеса от внешних воздействий, не используя эти фискальные накопители?
Аскар Рахимбердиев
- На мой взгляд – да, потому что модель, когда любой пробитый чек оказывается в «облаке» ФНС, у ФНС просто реально больше возможностей для того, чтобы контролировать. Сразу появляется возможность сделать, как в некоторых странах проводят такую лотерею чеков, когда ты можешь участвовать в лотерее по чекам, которые тебе дали при продаже, что-то такое выиграть – это может быть достаточно ощутимая сумма. Но, естественно, чек должен быть легальный. Легальный, с той точки зрения, что за него отчитались, и его передали в ФНС. Сейчас у ФНС основная проблема – то, что эти выездные проверки просто очень дорогие. И если это с размером штрафов сопоставлять, они просто не окупаются.
Дмитрий Волков
- Кошмарная история. Окупающиеся проверки – это вообще ужас. Да, продолжайте.
Аскар Рахимбердиев
- И, соответственно, появляется возможность более дёшево контролировать то, что бизнес действительно отчитывается.
Дмитрий Волков
- То есть контролировать без проверок – то, что нам и нужно.
Аскар Рахимбердиев
- Фактически да.
Дмитрий Волков
- То есть ваш клиент – это так называемый «белый» бизнес.
Аскар Рахимбердиев
- Да, в основном.
Дмитрий Волков
- Это тот бизнес, ведение которого без всяких фокусов уже гораздо выгодней, чем с фокусами, по совокупности факторов, я бы так сказал. И, собственно, это цель у всех. Но и предпринимателям же так проще, вообще жить по-честному гораздо проще и приятнее, чем жить с жульничеством.
Аскар Рахимбердиев
- Проще. Тем более, что сейчас есть вполне нормальные механизмы, схемы налогового обложения, типа патенты, или ЕНВД, которые вполне, на мой взгляд, являются более чем адекватными.
Дмитрий Волков
- ЕНВД – да. Патенты, к сожалению, пока только для индивидуальных предпринимателей существуют. Пока мы ещё не научились делать патенты для компаний, которые на общей системе налогообложения. То есть вы считаете, что такой контроль двигает на самом деле рынок к «обелению», если уже мы употребляем это слово, потому что оно дает вам клиентов.
Аскар Рахимбердиев
- И это хорошо. Вообще, я думаю, что это хорошо для всех, потому что, если мы живём в такой ситуации, когда у нас слишком высокие налоги, но мы живём, потому что никто их не платит, то это не очень хорошо. Если налоги действительно высокие, давайте начинать движение за то, чтобы их как-то изменять, в конце концов. Но те законы, которые есть, их нужно соблюдать.
Дмитрий Волков
- Да, это точно. Но этот тезис не вызывает ни у кого сомнения, а у тех, у кого вызывает, мы их не любим. Тем не менее, для меня удивителен вот какой факт, я с ним встречаюсь уже не первый раз, он удивителен и приятен. Он заключается в том, что эта интернет-экономика, которая приходит в классические отрасли, она, кроме всего прочего, мотивирует, с одной стороны, на то, чтобы жить по-честному, а с другой стороны, делает так, что не по-честному и невозможно, потому что невозможно сделать систему автоматизации и одновременно жульничать. То есть это должна быть какая-то очень изощрённая система, в конце концов, запутаешься, скорее всего.
Аскар Рахимбердиев
- Я, может быть, скажу какую-то неправильную вещь. На самом деле, конечно, возможно. Естественно. То есть нельзя сказать, что интернет, «облака» – это какая-то штука, в которую, если ты попал, ты находишься под колпаком и всё – всем всё видно. Мы сейчас говорили про совершенно конкретную вещь – ФНС-инициативу. В этом случае – да, прозрачность больше, собираемость, наверное, будет больше. А в случае «облака», я не могу сказать, что оно так уж толкает к «обелению». Если есть у тебя какие-то данные на твоём ноутбуке, могут прийти, ноутбук изъять – данные увидят. Если у тебя данные в «облаке», могут прийти, ноутбук изымут – и там ничего нет.
Дмитрий Волков
- Аскар, не переживайте. В этом смысле мы верим в компетентность наших компетентных органов – придут и в «облако». Тем более, что все «облака» сейчас физически находятся в основном на территории России.
Аскар Рахимбердиев
- Постепенно мигрируют, это правда.
Дмитрий Волков
- Кстати, и этот ещё вопрос. Не рушьте мою мечту про «облака» и прогресс, который одновременно заставляет делать людей более честными. Потому что это же классно, когда технология одновременно влияет и на мораль. Что вы отнимаете у меня мою мечту. Вопрос вам, как к эксперту в «облаках», такой: переход на российские сервисы ситуацию не изменил, ухудшил, улучшил, с вашей точки зрения?
Аскар Рахимбердиев
- Российские сервисы, российские «data»-центры вы имеете в виду?
Дмитрий Волков
- Да.
Аскар Рахимбердиев
- Я могу говорить про наш опыт, как ни странно, положительный. Мы осенью переехали (до этого были в Европе) на две площадки, дублирующие друг друга в Москве и в Питере. Стало лучше на самом деле с технической точки зрения. Нужно на самом деле больше времени для того, чтобы просто мониторить, год пройдёт, я смогу рассказать более обоснованно.
Дмитрий Волков
- Но пока положительные впечатления.
Аскар Рахимбердиев
- Пока положительные впечатления, да.
Дмитрий Волков
- Дороже? Дешевле?
Аскар Рахимбердиев
- Уже дешевле. То есть, если бы дело было три года назад с тем курсом, было бы дороже. Сейчас уже дешевле. Тем более что ещё можно НДС экономить.
Дмитрий Волков
- Мы купили отечественный продукт, стало дешевле и лучше. Звучит как…
Аскар Рахимбердиев
- …история успеха, полнейшая.
Дмитрий Волков
- Да, история успеха. Ещё один вопрос. Скажите, вы только в России занимаетесь этим делом?
Аскар Рахимбердиев
- Только в России. СНГ ещё есть, но, честно говоря, по остаточному принципу, активно не продвигаемся. В основном активны в России.
Дмитрий Волков
- СНГ ещё есть или уже есть?
Аскар Рахимбердиев
- Оно как было, (наверное, 10-15%, клиентов Украина, Казахстан, может, поменьше другие страны), так и есть, примерно. В принципе, довольно большой процент.
Дмитрий Волков
- Вы же не привязаны к локальному законодательству, потому что у вас же система ориентирована на собственников и менеджмент.
Аскар Рахимбердиев
- В принципе, да. Но с другой стороны, мы же печатаем всякие счета-фактуры, какие-то накладные, унифицированные формы, так называемые.
Дмитрий Волков
- То есть всё-таки привязаны.
Аскар Рахимбердиев
- Привязка есть, да. Всё-таки используют, но 90% – Россия.
Дмитрий Волков
- Скажите, а есть планы где-нибудь там, в уголке сознания?
Аскар Рахимбердиев
- Наверное, только если говорить о горизонте нескольких лет. Неизвестно, да или нет.
Дмитрий Волков
- Вы про мобильные системы сказали, это займёт несколько лет.
Аскар Рахимбердиев
- Но точно будет.
Дмитрий Волков
- Эти несколько лет как-то по-другому выглядят.
Аскар Рахимбердиев
- По-другому.
Дмитрий Волков
- Это другие несколько лет?
Аскар Рахимбердиев
- Это другие несколько лет, потому что мы ещё не начали. На самом деле есть такая история. У нас российский рынок, в принципе, довольно большой, мы говорили, что четыре миллиона. Если ты взял, собрал по пятьсот рублей с каждого из четырёх миллионов, то, в принципе, уже какой-то более-менее осмысленный бизнес получается. С одной стороны, это хорошо, ты можешь расти внутри. С другой стороны, это такая песочница, в которой ты замыкаешься и уже сложно выбраться. И хотя управленческий учёт на налоги не завязан, на бухгалтерию, всё равно немножко разные практики. Есть какие-то документы, которых нет, например, в Штатах. В Штатах нет понятия «счёт-фактуры», у них НДС нет.
Дмитрий Волков
- Не повезло.
Аскар Рахимбердиев
- Не повезло, да. Зато у них есть свои вещи. У них есть «SalesTax» и так далее, у нас был когда-то, потом отменили. И там сильная конкуренция, на самом деле. Там есть куча таких ребят, как мы, которые начинали лет на пять раньше, и у них хорошие продукты, и у них суровая конкуренция, и у них дорого стоят новые клиенты. И поэтому нужно очень сильно думать, а мы пока не придумали, нужно или не нужно. Пока идея такая, что пока быстро растём в России, всё-таки фокус здесь. Когда увидим, что упёрлись, надо будет уже понимать.
Дмитрий Волков
- Это также прагматично, как и название вашей компании. Но вопрос-то как раз у меня такой: кто ваш конкурент в мире? Их много, но лидер, на которого как-то можно ориентироваться.
Аскар Рахимбердиев
- Нельзя сказать, что есть какой-то лидер, потому что, если говорить об «облаке» вообще, есть такие гиганты, типа «Salesforce», типа «Netsuite», но они всё-таки не для малого бизнеса, то есть у нас такие конкуренты. Конкуренты больше, знаете, – это сервисы, которые в Штатах, на Западе чаще объединяются с бухучётом. Там бухучёт, видимо, более простой, я не эксперт, но у меня такое впечатление. И поэтому проще предпринимателю самому вести бухучёт, и этот учёт как-то с управленческим более срощен. Соответственно, там есть компании типа «Zero», типа «QuickBooks» и так далее, у которых есть и бухгалтерия, и основной управленческий учёт. То есть крупные сервисы, наверное, их бы я назвал.
Дмитрий Волков
- Понятно. А скажите, что, может быть, вам надо поменять в себе? Как вы думаете, что вам надо поменять в себе, или вообще российским предпринимателям надо поменять в себе, чтобы мыслить сразу глобальными категориями, выстраивать бизнес, ориентированный не на Россию? Потому что тут не так-то и мало клиентов, а бизнес, который будет с этими коллегами, которых вы назвали, тоже конкурировать в какой-то перспективе, сразу выстраиваться туда.
Аскар Рахимбердиев
- Сразу ориентироваться на этот рынок.
Дмитрий Волков
- Ориентироваться на рынок – это значит, детально изучить этот рынок, это вложить деньги. Я имею в виду, ментально понимать, что я начинаю здесь, потому что здесь мне всё понятно, и, в принципе, почему нет. Вот он рынок, я его захватываю, что мне ещё надо-то. Но выстраиваться сразу с мыслью о том, что мы этих ребят тоже сломаем со временем.
Аскар Рахимбердиев
- Я не могу сказать, потому что, если бы у нас была такая «success»-история, мы бы уже вышли, можно было говорить, что мы делали так и так, и получилось вот так. Я не хочу, честно говоря, как-то теоретически рассуждать, потому что мы попробуем, что-то получится или не получится, и тогда уже можно будет практически говорить. А какие-то советы абстрактныедавать, я бы, наверное, не хотел.
Дмитрий Волков
- Что бы вы хотели получить в качестве помощи, например, от государства в этом плане?
Аскар Рахимбердиев
- От государства?
Дмитрий Волков
- Что вам было бы нужно?
Аскар Рахимбердиев
- Я не уверен, что тут нужна какая-то помощь вообще, в принципе.
Дмитрий Волков
- Выход на рынок, торгпредство, лицензии, сертификация, информация о рынке, познакомить с нужными людьми просто?
Аскар Рахимбердиев
- Мне кажется, тут самому нужно работать. Здесь не стоит ждать какой-то помощи от государства. Государство, мне кажется, - это инфраструктурные вещи, это регулятивные вещи, это такие вещи, что: «Ребята, мы сейчас все идём в интернет, у нас сейчас для всего работает АЦП». Сколько возились с АЦП, сколько там не могли какие-нибудь электронные обороты счётов-фактур запустить. Это можно было делать быстрее, нужно было. Да, это государство может помочь, и должно помочь. А выход на другие рынки – это…
Дмитрий Волков
- Сам бизнес.
Аскар Рахимбердиев
- Да, надо самим это делать.
Дмитрий Волков
- Отлично. Аскар, у нас время подходит к концу. И по традиции в конце простой вопрос. Посмотрев на наш разговор такой или коптервью (вы, рынок, государство, внешние рынки), озвучьте какой-то один месседж, какую-то одну мысль, что-то важное для вас или, может быть, то, что вы думаете, важно для наших слушателей.
Аскар Рахимбердиев
- По опыту наш бизнес, особенно малый, он не очень думает про эффективность, он не очень думает, что какие-то технологии ему помогут работать эффективнее, но это так. И очень хочется эту идею донести. Надеюсь, хотя бы немножко получилось.
Дмитрий Волков
- Уважаемые друзья, думайте о том, как работать эффективнее, смотрите новые технологии и не пропустите их. Это Аскар Рахимбердиев, соосноватеть сервиса «МойСклад» в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Всего доброго! Хорошего настроения!
Аскар Рахимбердиев
- До свидания!