Дмитрий Волков
- Добрый вечер, уважаемые друзья. С вами снова программа «Интернет-экономика». Ее ведет Дмитрий Волков. И в гостях у нас Игорь М. Намаконов, исполнительный директор Ассоциации интерактивных агентств. Мы продолжаем говорить, рассказывать и слушать истории о проникновении интернета в экономику. Продолжаем говорить о том, как использование интернета, под которым мы понимаем сервис и программное обеспечение, аппаратные средства – все в совокупности (в общем, это не интернет, а действительно информационные технологии), меняет нашу жизнь, как это дает возможность зарабатывать деньги дополнительно, какие несет риски, что происходит, когда эта часть нашей жизни, которая ассоциируется с прогрессом, приходит к нам. Игорь, первый вопрос у меня будет даже не про интернет, а про букву «М» – Игорь. М. Намаконов - это неожиданно.
Игорь Намаконов
- Добрый вечер. Буква «М» - для вас она неожиданная, для меня очевидное, я бы так сказал. Если объяснить, для чего она нужна, то, в первую очередь, для того, чтобы добавить музыкальности к произнесению моих имени и фамилии. Там есть много всяких смыслов. Поскольку я очень люблю смыслы, когда-то я стал копать, что значит моя фамилия, и я узнал, что у нее есть такое корневое слово «номаконон». «Номаконон» значит свод церковных законов. Из Греции была привезена такая книга в свое время в Сибирь, откуда, собственно, мой отец, и там, где эта книга лежала, то место получило, постепенно обтачивая, как мы любим обтачивать все слова из пришедших западных, оно обточилось и в результате превратилось в «номаконова» – то место, где лежал «Номаконон». Все, кто там жил, получили, собственно, такую фамилию. В результате это дало начало этому роду, этой фамилии, и она дальше начала распространяться. Дальше всякие ошибки, и в результате первые две «а» и вторые две «о». Понятно дело, когда обладаешь такой историей, невольно наталкиваешься на мысль, что надо это как-то упаковать получше. Собственно, я это и упаковал, поскольку имя «Игорь» означает еще «охраняющий имя Бога», то есть «охраняющий именем Бога свод церковных законов». Вот такая расшифровочка получается. Буква «М» в данном случае – это некий для меня звук трансцендентный, то есть он носит для меня глубокое духовное значение, и дает очень мощную связку в данном случае этих двух смыслов. Вы произносите – звучит красиво, но смысл, который в самих словах заложен до вас доходит бессознательно. Потому что я считаю, что «как кораблик назовешь, так он и поплывет». Вот я и плыву по этим принципам. Знаете, ищу чего-то основательного везде.
Дмитрий Волков
- Да, отлично. Это отличная история. Теперь для меня Игорь. М. Намаконов действительно наполнилось смыслами, какими-то моими смыслами. Давайте поговорим о смыслах, но в интернете, не в церковной жизни.
Игорь Намаконов
- Конечно, не та передача.
Дмитрий Волков
- Первый вопрос традиционный: расскажите нам свою историю, удивите нас.
Игорь Намаконов
- Все слушатели знают, что ведущий с гостем всегда заранее о чем-то договариваются. Мы с вами о чем-то договорились, я, собственно, рассказываю то, что мне кажется…
Дмитрий Волков
- Так вы уже скажите, о чем мы с вами договорились.
Игорь Намаконов
- Мы с вами договорились о том, что есть некие истории предпринимателей из интернета, которые дают возможность увидеть, как интернет проникает в нашу повседневную жизнь, онлайн переходит в офлайн. В моем случае это несколько другая история, потому что я, если брать не Ассоциацию, а брать именно бизнес-профиль, то я из креативной индустрии, то есть я представляю креативное агентство, которое создает идеи для онлайн, в первую очередь. Хотя сегодня онлайн - это как в свое время не очень котировалось BTL (от англ. below-the-line), а потом стал котироваться, также интернет - он был below-the-line, а сейчас он стал таким неотъемлемым каналом медиамикса. Но, тем не менее, все-таки там нужно придумать по-своему, нужно учитывать все особенности публики и так далее.
Дмитрий Волков
- То есть вы придумываете букву «М» каждому проекту, свою какую-то букву?
Игорь Намаконов
- Но уже не я, а мои коллеги.
Дмитрий Волков
- Но вы взираете.
Игорь Намаконов
- Несу определенный смысл, стараюсь, чтобы была какая-то глубина. И говоря уже о тех проектах, которые происходят в онлайне, и бизнесах, которые развиваются через онлайн, и наши коллеги, агентства в большом количестве, сейчас я очень ярко вижу мощный тренд тех, кто занимается онлайн-креативом, онлайн-сервисом, онлайн-коммуникациями, что люди начинают создавать какие-то параллельные предприятия, которые не связаны напрямую с коммуникациями для клиента, а связаны непосредственно с B2C-форматом.
Дмитрий Волков
- Приведите пример.
Игорь Намаконов
- Очень хорошим примером является агентство «Articul», которое создало жевательный энергетический мармелад «Megaday», и сейчас он продается в сети «Metro». Они в конце прошлого года получили этот контракт. А все начиналось с того, что ребята в какой-то момент увидели для себя инсайт, связанный с тем, что они много придумывают, сидят на энергетиках, и это разливается, это громоздко, до какой-то степени. Потому что, если ты хочешь ночь просидеть, тебе нужно несколько банок, ты их возишь. Они придумали простые маленькие упаковки, в которых все то же самое, но в жевательном мармеладе. И вы съедаете эту упаковочку, и у вас тонус как от баночки, от двух, напитка.
Дмитрий Волков
- Есть много способов отравить себя…
Игорь Намаконов
- Да, мы не про отравить. Мы говорим о том, что все-таки находятся другие форматы. И нужно сказать, что это очень хорошо пошло.
Дмитрий Волков
- Скажите, а как это связано с интернетом?
Игорь Намаконов
- С интернетом это связано так, что интернет дает возможность объединить большое количество людей предпринимательского склада, то есть он довольно легко впускает в себя людей с какими-то желаниями.
Дмитрий Волков
- На данном этапе, по крайней мере.
Игорь Намаконов
- Да. Вы можете что-то быстро запустить, можете что-то быстро попробовать. И все те инструменты, которые работают в интернете, они точно так же работают в офлайне.
Дмитрий Волков
- Эта история про интернет, как школу предпринимательства, куда очень низкий порог входа: человек вошел, что-то там освоил, а потом пошел нормальный бизнес в офлайне.
Игорь Намаконов
- Я бы не стал разделять. Давайте мы не будем бизнес в онлайне below-the-line ставить, то есть это не то, что вы можете что-то как-то подделать.
Дмитрий Волков
- Слово нормальное убрали, все остальное оставили: пошел в бизнес в офлайн, то есть, может быть, еще и в бизнес в офлайне.
Игорь Намаконов
- Может быть, еще бизнес в офлайне. Если человек раскрыл в себе предпринимательский навык, то он стремится попробовать его в разных форматах.
Дмитрий Волков
- Вы первый человек за несколько десятков передач, который с такой стороны посмотрел на этот процесс. Раньше мы говорили: есть классическая отрасль экономики, есть такси. Пришел «Яндекс» или «UBER» стал «Яндекс.Такси» или «UBER.Такси» - уберизация экономики. А вы на этот процесс смотрите совершенно с противоположной стороны. Пришел человек в интернет-экономику, в эту цифровую, основанную на информационных технологиях экономику, потому что туда легче пройти, и после этого он входит в профессию, имею в виду предпринимательскую профессию. Это совершенно другое направление. Оказывается, мы не через классику туда, а через «туда» в классику.
Игорь Намаконов
- Я думаю, что эти процессы друг друга дополняют: и так, и так можно попробовать, но из офлайна в онлайн сложнее. Просто мышление и скорость мышления в онлайне, оно требует несколько более гибкого восприятия реальности, более гибкого отношения, я бы сказал, быстрых, атомных решений, с этой точки зрения. Наш пример точно так же. Мы занимаемся коммуникациями, много про онлайн, но сейчас мы уходим в образование, при этом образование офлайн. Это даже не вебинары, которые удобны, это конкретные лагеря для детей, для взрослых.
Дмитрий Волков
- Имеются в виду лагеря отдыха, образования? Летние, зимние?
Игорь Намаконов
- Образования. Под лагерем мы подразумеваем выезд куда-то, то есть, наличие группы, которая куда-то выезжает и занимается. Мы сделали сервис «Вот-вот», который был напрямую набит в B2C-формате. Мы сделали приложение для телефонов, в котором даются советы родителям, как проводить время с детьми, чтобы при этом не использовать iPod, iPhone и так далее, то есть быть ближе к нему физически.
Дмитрий Волков
- То есть надо взять iPhone, прочитать там, как воспитывать ребенка без iPhone, отложить и начать воспитывать. А если подглядеть хочется?
Игорь Намаконов
- Подглядите. Самое главное, чтобы вы, посмотрев этот iPhone, не вручили его ребенку, чтобы он там мультфильм смотрел, а сами пошли, посмотрели сериал «Игра престолов». Вы прочитали, поняли или подсказкой в виде рекомендации воспользовались, и дальше физически с ним что-то делаете. Следующим шагом этого приложения было издание книги. Мы собрали деньги на «Планете» (Planeta.ru, краудфандинговая платформа), в результате получили такой следующий шаг. Книга зацепила больше людей, чем приложение. Приложение для нас стало точкой входа на аудиторию, нас увидели (люди бесплатно это скачивают и смотрят), после этого мы имеет больше оснований для того, чтобы собрать деньги на реальную книгу. И следующий шаг для нас – это развитие отношений с таким большим проектом как «Лавка-Лавка», которая заинтересовалась этим проектом и хочет его интегрировать на своем рынке. Для нас это очень серьезная перспектива, открывается именно офлайн-развитие проекта. Как видите, вход у нас произошел через диджитальный проект, цифровой, онлайновый, как угодно, это одно и то же.
Дмитрий Волков
- Давайте про мозги поговорим, это интересно. Мы договорились, что не будем разделять, то мы и не будем разделять. Но все же они отличаются чуть-чуть, мозги человека, который чуть больше ведет свой бизнес без использования технологий, и человека, который сразу вошел в этот цифровой мир. В чем отличия, кроме скорости? Вы сказали скоростью – хорошо. Что еще? Возраст, разные социальные группы? Кто эти люди?
Игорь Намаконов
- Определенная молодость, не возрастная, то есть молодость в данном случае – это гибкость, скорость реагирования, желание. Я вижу в моем окружении, в виду того, что я общаюсь с предпринимателями разного уровня, огромное количество людей инертных, которым уже после 40. Это нормально, потому что человеку хочется спокойствия, с 20 до 40 он активно что-то искал. Человек, который дошел до уровня предпринимателя, – это довольно подвижный и активный человек, желающий чуть больше, чем стандартный.
Дмитрий Волков
- Другие не выживают.
Игорь Намаконов
- В этом смысле отсутствие молодости в широком смысле, как я сказал, после тех же 40 – это уже определенная сложность, потому что наличие довольно высокой конкурентной среды в онлайне, поскольку мы сказали, что это довольно низкий порог входа, вы можете заняться чем угодно. Наличие бизнес-школ. Мне тоже что-то новенькое периодически приходит, смотрю, понимаю, что об одном и том же: какой-нибудь отдельный тренер, тренера, которые ходили на какие-то отдельные курсы, и в результате они поняли, что могут сами эти курсы вести. В результате эти ребята еще дополнительно плодят большую толпу людей, у которых определенный вкус формируется. Этот вкус предпринимательский во многом определяется тем, что хочется очень быстро пробовать много всего. Вот что онлайн дает сразу. В этом смысле офлайн сложнее. Это материя. Если вам нужно поставить ларек, вы хотите что-то продавать…
Дмитрий Волков
- Ларек – не популярная тема!
Игорь Намаконов
- Согласен, но все же места остались на окраинах Москвы, где можно поставить ларек.
Дмитрий Волков
- Количество даже увеличилось.
Игорь Намаконов
- Если вы хотите что-то физически сделать, вам нужно это создать сначала, так как вы не можете еще осознать: нужно это вам или нет. У вас есть гипотеза, что кто-то это делал, я должен попробовать и тогда посмотрю, может быть, и мне это денег принесет. Онлайн дает возможность проверять гипотезы без создания чего-либо. Вы можете идею сразу протестировать.
Дмитрий Волков
- Пусть будет ларек. Как же тяжело человеку, который попал в этот цифровой мир, и он способен решать сразу несколько задач, и тестить тут, тестить там, взяться за это, взяться за то, взяться за все вместе. И потом он приходит каким-то чудесным образом к ларьку, а там все очень последовательно, постепенно: разрешения, согласования. Как же тяжело ему к этому адаптироваться. Как тут помочь людям?
Игорь Намаконов
- Например, мы пришли к лагерям для детей и увидели, какое там количество препон, и для себя осознали, что мы должны двигаться к взрослым, потому там нет такой ответственности, как у человека, который ведет детские летние лагеря. Все эти согласования: ребенок убежит – отвечай, а если он чем-то отравился – отвечай.
Дмитрий Волков
- Слушайте, действительно нехорошо, если ребенок убежит или отравится.
Игорь Намаконов
- Так не надо этим заниматься, если ты не готов этим заниматься. Те же самые ларьки: надо определенно обладать ощущением того, что ты хочешь делать. Многим людям нужно, как говорила моя бабушка, «маешь вещь». У тебя что-то есть, и ты знаешь, оно стоит, оно реальное и так далее.
Дмитрий Волков
- Погодите, вы с Сибири или с Украины?
Игорь Намаконов
- Во мне большое количество разной крови. Не будем перечислять все.
Дмитрий Волков
- Хорошо. Давайте тогда этой темы тоже коснемся. Мы сейчас затронули государства, это тоже любопытно. Смотрите, интернет, цифровые технологии обладают низким порогом входа, в том числе и потому, что государство это еще не очень регулирует. Правда?
Игорь Намаконов
- Да.
Дмитрий Волков
- Это одна из причин. Сама история такая потехнологичнее, побыстрее, поживее, плюс еще пока не добралась «рука управляющая», в значительной степени...
Игорь Намаконов
- Она активная, эта рука. Она шурудит там.
Дмитрий Волков
- Начинает шурудеть. Сейчас выскажу гипотезу. В целом проникновение интернета в нашу жизнь – это прогресс, это тождество. И чем глубже он проникнет, чем он сильнее пропитает все сферы классические, к которым мы привыкли, тем быстрее будет развиваться мир. Верно?
Игорь Намаконов
- В каком направлении?
Дмитрий Волков
- В том, в каком он развивается. Он просто развиваться будет быстрее во всех направлениях. Это гипотеза. В том числе и бизнес будет делать быстрее. Быстрее делает бизнес, значит больше денег. Мы говорим про бизнес, в большей степени, про экономику. А государство тоже заинтересовано в развитии бизнеса.
Игорь Намаконов
- Я надеюсь.
Дмитрий Волков
- Мы все надеемся. Это еще в некотором смысле инстинкт самосохранения.
Игорь Намаконов
- С ларьками мы вспомнили.
Дмитрий Волков
- С ларьками нехорошо получилось. Но в целом государство должно об этом беспокоиться. Это его задача. Если эта гипотеза верна, тогда верна и другая гипотеза, что государству выгоднее, чтобы интернет, информационные технологии как можно быстрее проникли во все сферы. Давайте возьмем сферу образования, она вам ближе, может быть.
Игорь Намаконов
- Да, она мне очень близка.
Дмитрий Волков
- Если посмотреть назад, что государство такого не сделало, чтобы не сделало за предыдущее время, а могло сделать… Давайте представим, что наше государство лет десять назад стало таким Стивом Джобсом, в смысле креативности, стратегического видения, возможности принимать нестандартные решения, возможностью управлять не только с помощью вертикальных связей и административных процессов, но и при помощи создания горизонтальных связей, при помощи гибких управленческих технологий. Оно стало очень креативным, очень умным, очень толковым в области регулирования. И если посмотреть на все возможности государства (бюджетные возможности, регулирование нормативно-правовое, образование, мотивация, информирование, все подряд), что оно такого важного не сделало для того, чтобы интернет в образование проник как можно сильнее?
Игорь Намаконов
- Стоит сразу сказать, что у всех своя скорость. Учитывая скорость интернета (я имею в виду его развитие), учитывая то, какие от этого развития плоды появляются по всему миру, мы опоздали с введением интернета в нашей стране.
Дмитрий Волков
- «Плач Ярославны» отменяем. Государство 10 лет назад стало Стивом Джобсом. Что оно могло сделать, но не сделало? Оно не стало Стивом Джобсом, как мы знаем. Пока, по крайней мере. С вашей точки зрения, где упущены возможности?
Игорь Намаконов
- Я считаю, что нет упущенных возможностей. Я считаю, что то, что сейчас происходит, то, что я вижу (ближайшая для меня точка контакта – международный образовательный салон в апреле, программу которого я хорошо знаю, его курирует замминистра образования), я вижу, что те тезисы, которые там фиксируются, те тезисы, которые пропагандируются, они в полной мере соответствуют общим мировым стандартам. Есть вопрос инициативы, в какой момент ее проявить, с какой инициативой выйти, а есть вопрос о том, как быстро это может быть принято. У нас есть своя сложившаяся история, свой штат, большое количество людей, которые по-другому всю жизнь учили, по-другому воспринимали момент образования, индустриальный формат, когда нужно по одному лекалу много кого. Каким образом вы хотите, чтобы эти люди взяли…
Дмитрий Волков
- Я понял, что идет дело вопроса ко мне, и я уже подготовил ответ. Один очень уважаемый человек привел пример. Он сказал: «Мы совершили (мы – это Россия) прорыв, у нас есть великолепный успех в экономике. Этот успех заключается в том, что наша сфера программирования (это программисты – люди, которые создают софт) достаточно успешна. Она настолько успешна, что объем экспорта от программного обеспечения сопоставим в абсолютном выражении с объемом экспорта оборонно-промышленного комплекса. Мы понимаем, сколько у нас сил тратится на оборонку и на экспорт, понимаем, что эта история с программированием – это какие-то частные компании, не всегда большие, в России. Но при этом в относительном выражении мы занимаем незначительную долю на рынке, потому что он прогрессирует еще быстрее. Но, тем не менее, мы добились этого только потому, что в 80-х годах прошлого столетия было принято управленческое решение о том, что программирование – это второй язык». Я принадлежу к этому поколению детей. Вы будете смеяться, я тоже был программистом когда-то. Писал программы, они, по-моему, продаются до сих пор. Всех нас учили программированию, всех, поголовно. И это стало настолько популярно и здорово, что родился целый пласт программистов, специалистов, предпринимателей в области программирования, потому что после 80-х наступили 90-е, наступил рынок. И одно управленческое решение, которое было принято тогда, работает на экономику до сих пор. Но оно могло бы и не быть принятым. Могли этот вопрос просмотреть, поставить его не так. Много было забот в 80-х годах, мы уж не помним какие, но наверняка было много. И тогда вполне вероятно, хотя история не знает сослагательного наклонения, но вполне вероятно, что этого успеха не было: не было бы Касперского, много чего бы не было, «Яндекса», может быть, не было бы, мейла, лайф-интернета тоже. И я спрашиваю вас, что такого не в 80-х годах, а в ближайшее время, с вашей точки зрения, как человека, который ищет смыслы, который смотрит на рынок как креативщик, с одной стороны, и как некий интегратор ассоциаций? Прошу вас помочь государству, подскажите что-нибудь.
Игорь Намаконов
- Если вы ждете от меня именно такой ответ, я могу подстроиться. То, что сейчас происходит в сфере образования, акцент не на профессии, а на компетенции, проектное мышление, наблюдение за людьми, адаптация под сегодняшнее желание людей, а не педалирование индустриального формата. Это то, что уже лет 10 активно развивается рядом с нами, в Европе и Америке. Это только сейчас приходит к нам. Если это можно было бы начать быстрее, то может быть, мы бы осознали какие-то вещи, связанные с тем, кого сегодня нужно растить, и какие нужны программы образования, мы бы осознали пораньше.
Дмитрий Волков
- Мне становится все любопытнее и любопытнее. И у меня сразу к вам два вопроса. Подстраивание под интересы людей, а не под индустриальный формат – объясните.
Игорь Намаконов
- Например, большая часть людей, родителей детей школьного возраста, не хочет отдавать своих детей в школы по разным причинам: они могут сами им что-то дать, потому что они понимают, что ребенок в их семейной среде будет более комфортно себя чувствовать, и от этого учиться лучше. Вот только сейчас появляются лоббисты, появляются государственные программы, которые принимают этот формат как один из вариантов обучения, то есть официально. Школы создают для этого необходимые условия, то есть они не считаются изгоями, не учащимися и так далее. Это очень важный момент. И в этой связи мы сразу понимаем, что многие родители могут спокойно этот формат принимать в свою жизнь. Это как пример того, на что стоит обращать внимание, если мы говорим о том, что есть люди, и у них есть свои желания. Таких желаний у разных групп довольно много. Вопрос: слушает их государство или не слушает? Каким образом оно их слушает? Оно их себе фантазирует или действительно создает условия, чтобы этот информационный канал до них доходил.
Дмитрий Волков
- И как государство себя ведет в этом отношении, с вашей точки зрения?
Игорь Намаконов
- Оно пока услышало.
Дмитрий Волков
- Эту историю? А другие истории?
Игорь Намаконов
- Если мы говорим про тот же самый салон, который для меня представляет набор важных тем, для меня история с компетенциями – это чуть-чуть на опережение спроса. Поскольку то, что я вижу хоты бы по тому же детскому саду, в который я вожу своего сына, или я вижу, как он ходит на курсы при школах, я вижу, что там большое количество людей, желающих просто «впарить», как говориться, профессию, «впарить» определенное правило, стандарт поведения и так далее. Я, видя это, понимаю, что здесь изначально нет запроса у аудитории. Здесь надо спустить: давайте мы начнем жить по-другому, давайте мы будем смотреть на ребенка и не ругать его за то, что он меня не слушает. Мы поймем, что нужно сделать, чтобы этот ребенок начал активнее принимать участие в процессе.
Дмитрий Волков
- Один короткий вопрос: развитие, дети – это очень важно. Мы бросим сейчас интернет-экономику. Один вопрос про детей. Смотрите, есть две точки зрения. Первая точка зрения говорит о том, что только государство может определить направление образования и воспитания, и это должно делаться точно в школах, потому что у небольших образовательных историй нет достаточной компетенции для того, чтобы четко все это определить, и вопрос социализации еще возникает. Есть люди, которые воспитываются в коллективах. Они социализированы, в том понимании, в котором мы это слово любим употреблять его сейчас. А те, которые по отдельности, у них потом возникают всякие сложности. И другая точка зрения, которая заключается в том, что только маленькие коллективы способны уловить какие-то тренды, которые не видны целиком. Вы тут где, посередине или какой-то из крайностей придерживаетесь?
Игорь Намаконов
- Было две теории про происхождение человека – от Бога и эволюция: большой взрыв, обезьяны, все дела. У меня в какой-то момент ни та, ни другая версия в полной мере не устраивала. Поэтому я их сложил и сказал, что Бог создал землю, обезьяну, и она эволюционировала в человека. Я думаю, что в вашем примере, это то же самое для меня. Поскольку я не вижу, каким образом человек может полноценно развиваться без социума. Не вижу. При этом я четко понимаю, что маленькие группы гораздо эффективнее для развития человека. Таким образом, задавать какие-то стандарты, делать акцент на индивидуальности легче в маленькой группе. Там гораздо больше рождается ярких решений. Но уже с выведенным каким-то новым знанием или ощущением ребенка нужно выпускать в социум для того, чтоб он это там применял, и смотрел, насколько оно может или не может развиваться. В этом смысле очень хороший пример показывает Китай, который активно лоббирует выезды своих жителей в другие страны для того, чтобы там учиться и работать, но при этом он активно возвращает их назад, чтобы они приносили эту компетенцию и платят им в два, а то и три раза больше, чем всем остальным. Я думаю, что именно так и нужно поступать – давать максимальные возможности действовать маленькими группами для того, чтобы как можно больше компетенции оттуда для себя вытаскивать, и таких людей особенно ценить. Но это трудоемкая история, трудоемкий процесс, поскольку он требует серьезного включения того, кто эти группы создает, и концентрации на навыках, способностях отдельно взятого человека. Это совершенно другой уровень мышления. Когда вы не группой работаете: а давайте мы все будем кружки водить и посмотрим, у кого он ровнее. А мы посмотрим на все кружки и скажем: этот кружок больше похож на человека, который больше к физике, а вот это больше к творчеству, а вот этот вообще спортсмен. И мы не будем всем одинаково что-то впаривать. Соединением этих двух форматов удастся это достичь.
Дмитрий Волков
- Это Игорь М. Намаконов, исполнительный директор Ассоциации интерактивных агентств, в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Очень любопытно, но есть еще вопрос про профессии. Если вспомнить эту историю про программистов, которые стали вторым языком программирования (у нас появилась целая отрасль), и посмотреть в будущее уже сейчас. На что бы вы обратили внимание?
Игорь Намаконов
- Я бы обратил внимание на то, что нужно у людей, не зависимо от их возраста, развивать компетенции, не мыслить больше профессиями. Программирование – это такая же компетенция.
Дмитрий Волков
- Простите. Объясните разницу, потому что это вопрос терминов.
Игорь Намаконов
- Мы можем говорить о профессии. Пять лет я хожу и учусь журналистике, как я, например, делаю. Или пять лет я хожу и учусь на инженера. Все эти направления, все эти пять лет сейчас я могу уложить в трехмесячный курс. Являясь сам преподавателем, я понимаю, что нужно сделать, чтобы человек впитал основную информацию, и самое главное, он мог бы с ней работать. Это определенные навыки, которые я вижу, должны быть у человека, занимающегося журналистикой. Точно также мы работаем со своими партнерами, инженерами, программистами, веб-дизайнерами и так далее. Все эти курсы, знания на сегодняшний день довольно лаконично упакованы в какие-то короткие занятия: на месяц, на два, на три, которые можно просто собирать как пазл. Есть база, потом над базой надстройка, фундамент, потом первый этаж, второй этаж, высотное здание, поменьше и так далее.
Дмитрий Волков
- И это увеличивает профессиональную мобильность.
Игорь Намаконов
- Это дает возможность той самой гибкости мышления, которая сегодня в первую очередь нужна.
Дмитрий Волков
- А мы не наплодим дилетантов?
Игорь Намаконов
- Мы не наплодим дилетантов. Потому что есть профессии, где нужна большая школа. Например, врачи, тут не обойтись без того, чтобы не поковыряться в трупах в течение какого-то времени.
Дмитрий Волков
- Жуткая история.
Игорь Намаконов
- Я после фильма «Больница Никербокер» довольно хорошо себе все это представляю.
Дмитрий Волков
- У вас еще есть время смотреть фильмы? Вы счастливый человек.
Игорь Намаконов
- И есть профессии, которые требуют большой школы. Но если мы говорим о предпринимателях, о людях, которые сегодня особенно нужны, это нужны гибкие люди, которые реагируют на изменения быстрее, чем мы учимся профессии. Если мы хотим быть в какой-то степени отсталыми (то есть мы обладаем профессиями, но мы вообще не понимаем, что происходит в этом мире), то мы можем скептически относиться к слову «дилетант». И все 5-7 лет тратить на то, чтобы чему-то одному учиться. Но если мы посмотрим на слово «дилетант», то на этот счет прекрасная присказка или притча. Ной построил ковчег. Он был дилетантом, а «Титаник» построили профессионалы. И давайте эти вещи тоже помнить. Дилетантов мы по-разному воспринимаем. У слова разные значения. И в этом смысле дилетанты сегодня нужны. Люди, которые могут собрать разных навыков, компетенций, и в результате собирать из них совершенно новое представление о реальности. Потому что реальность меня удивляет быстрее, чем люди.
Дмитрий Волков
- Во многих случаях, не во всех, скорость изменения важнее, чем база, основа, знания?
Игорь Намаконов
- Я считаю, что сегодня это именно так. Смотрите, что было с интернетом лет десять назад. Мы активно собирали людей в большие группы, мы активно гнали их в какие-то площадки, где они все вместе находились – много миллионов людей. Социальные сети в данном случае хороший пример. А сегодня появляется огромное количество мессенджеров, просто отдельных каких-то каналов, где люди бьются на группы по интересам. И вся эта большая труба под названием социальная сеть вылезает в маленькие трубы, в которых мы начинаем жить в первую очередь, и все больше сервисов, которые создают эти маленькие трубы.
Дмитрий Волков
- Это вы говорите про социальную, про коммуникативную сторону нашей жизни, а не про профессиональную.
Игорь Намаконов
- Это определяет ваше сознание. Есть такое понятие «насмотренность» в нашем формате преподавания. То, что видите, слышите, чувствуете, трогаете и так далее, это определяет ваше сознание, определяет ваш вектор мысли. Вспомните фильм «Заводной апельсин», где парня посадили перед невероятным страшилищем, который действительно страшный, и в результате его начало тошнить каждый раз, когда он видел какую-то сцену насилия. Точно так же с любой другой темой. Если вы будете смотреть бесконечно цирк, вы будете его очень любить, верить, воспринимать вокруг себя и так далее. Если вы будете жить в этих каналах, то вы начнете видеть во всем эти узкие группы, на которые вы начнете обращать внимание и этим мыслить. Автоматически вы начинаете понимать именно эту группу. Вы можете создать какое-то быстрое решение. Но эта группа – очень динамичная, подвижная субстанция. Сегодня она здесь, а завтра переходит в другое место. Сегодня про кулинарию, завтра про мотоциклы. И вы должны, пока они не ушли, успеть дать им какое-то предложение. Если вы предприниматель, если вы мыслите категорией продукта, сервиса, решения, которые должны удовлетворить потребности.
Дмитрий Волков
- Если я вас правильно понял, обычный человек, который хочет купить автомобиль, например, «LADA Priora» красного цвета, вдруг оказывается, что по улицам ездят только «LADA Priora» красного цвета. Он везде видит «LADA Priora» красного цвета.
Игорь Намаконов
- Точно будет видеть «LADA Priora», не обязательно красного цвета.
Дмитрий Волков
- Тот человек, о котором вы говорите, предприниматель, подумает: «LADA Priora» красного цвета… Слушай, я вообще буду ездить на велосипеде». А через пять минут он: «А вообще нам нужен беспилотный транспорт».
Игорь Намаконов
- Не через пять минут, через пять месяцев.
Дмитрий Волков
- Зависит от скорости реакции и возможностей ресурсных. Чем он быстрее переключается, в вашем понимании, тем он эффективнее.
Игорь Намаконов
- Сегодня именно так.
Дмитрий Волков
- Да, если у него достаточно ресурсов, если он успевает доводить дело до конца или кто-то за него начинает доводить до конца, как нам таких людей создать? Где их найти?
Игорь Намаконов
- Во-первых, они очень хорошо сами создаются. Благо, что у нас, как мы уже отметили, не зарегулированный интернет – это такая зона свободы. У нас есть два таких понятия: свобода и вольница. И где-то посередине история в интернете.
Дмитрий Волков
- Вы любите термины, но тогда объясняйтесь.
Игорь Намаконов
- Вольница – делай, что хочу, а свобода – это ответственность за то, что у меня появляются возможности.
Дмитрий Волков
- Марксиское понимание – «осознанная необходимость».
Игорь Намаконов
- В результате на этой территории, в этом потоке «много чего хочу» появляются люди, которые видят этих «много чего хочу», и говорят «я перестаю хотеть, просто хотеть». И я начинаю этим людям, которые чего-то хотят, предлагать. Я вижу, что кто-то пьет и обливается напитком из гуараны. Сделаю что-то, что не позволит им обливаться и – раз, востребовано. Другие мои добрые партнеры, друзья из другого агентства сделали «Айс Снек» (такие упаковочки). Они тоже диджитальные ребята, которые сделали офлайн-проект, офлайн-бизнес, где снеки должны заменить еду обеденную. Она питательная, ешь немного и так далее, то есть для скорости, но не пошло. Сделали очень быстро, потому что увидели, что есть спрос. Но не осознали, насколько масштабен этот спрос. Такие пробы, лично я, мои друзья, партнеры по бизнесу, в прошлом году мы сделали шагов пять-шесть – совершенно новые направления, которые мы увидели благодаря тому, что много людей чего-то хотят. И мы на эти запросы откликаемся. Этого так много, потому что, если вы чем-то занимаетесь, что-то создаете, у вас чешутся руки что-то создавать.
Дмитрий Волков
- Ваши деньги в их желаниях.
Игорь Намаконов
- Именно. Естественно, в данном случае бизнес, его финансовая сторона подталкивает это желание все сильнее и сильнее. И людей, жаждущих этих достижений, через «много хочу вокруг меня», они появляются как грибы сегодня. Вопрос в том, что нет достаточного образования и системности в этом поведении. Это большой котел, большое варево, в которое свалились молодые предприниматели. Они что-то там делают, пробуют, быстро разочаровываются, быстро опять пробуют. Кто-то уходит в сторону, начинает работать на дядю, кто-то продолжает где-то толчки стены, где-то правильные шаги, которые приводят к успеху. Но самое главное, что этот процесс сам по себе идет. Ему не нужно, как минимум, мешать. Я слышал недавно тезис, что приход регулирования в интернет – это как работа с проселочной работой. Сначала она была такая разбитая, из земельки, а потом мы там начинаем шоссе строить. Главное, чтобы не получилось, что мы вокруг этой земельки просто… Недавно я увидел в Киргизстане – просто знаки расставили: на отрезке 200 метров проселочной дороги поставили 50 знаков для того, чтобы отметить, где пешеходный переход, где скорость сбавить и так далее. Эта была и есть проселочная дорога. Надо, чтобы этого не произошло, не превратилась проселочная дорога в зарегулированный знаками процесс. Если мы строим «highway», так давайте его действительно строить. С наличием всех игроков мы будем думать, как это все использовать во благо, то, что вы говорили, создание предпринимателей нового толка.
Дмитрий Волков
- Здорово! У нас осталось три минуты. У меня два вопроса. Один совсем короткий, другой чуть подлиннее. Чуть подлиннее такой: глобальные амбиции – дайте совет, как креативщик. Российский бизнесмен, что ему сделать с самим с собой, чтобы появились глобальные амбиции, чтобы сразу он внутри себя не ставил другой задачи, кроме как создать конкурентоспособный в мировом плане бизнес, не в городе, не в районе.
Игорь Намаконов
- Он должен не останавливаться, он должен действовать, во-первых. А во-вторых, начать активно влиять на свою «насмотренность», то есть создавать максимальное количество каналов, которые позволят ему знакомиться с новыми. Для этого нужно общаться с людьми в разных форматах, знакомиться с успешными предпринимателями. Это очень хорошо мотивирует. Ходить на общие собрания, где люди делятся опытом. Следить за новостями крупных компаний. Информационный поток, несмотря на то, что он сильно подкупает, он и пугает. И это все не должно пугать. Во-первых, человек не должен останавливаться, должен действовать. Во-вторых, усиливать количество знаний о том, что происходит вокруг. Тогда естественным образом у него будут возникать новые идеи. Потому что действие, которое он совершает, оно уже позитивно. Вопрос только в масштабе действия. Вот к масштабу действия приводит масштаб сознания. Сознание расширяется только за счет общения.
Дмитрий Волков
- Вы дали очень хороший совет, но он касается поведения, способности, в большей степени, а я про ценности. Что внутри себя нужно сделать, то есть с собой? Есть такая гипотеза про некоторую местечковость, которая есть в стране у нас.
Игорь Намаконов
- Местечковость? Я думаю, с этим ничего не надо делать. У нас таких ребят с масштабным мышлением, но отсутствием действия, так много, что… Просто нужно начать что-то делать, ошибаться, а уже опыт масштаба мышления в какой-то момент приведет к более осознанным действиям. О «местечковости»… Зачем нам метать бисер, понятно, перед кем. Я считаю, что это лишняя трата времени. Тот, кто действует местечково, пусть действует местечково, он на своем месте полезен. Тот, кто будет действовать масштабно, будет действовать масштабно. Я вас уверяю, нет проблем с этим. У нас очень много людей, которые хотят что-то масштабно сделать. Главный вопрос сейчас заключается в действии.
Дмитрий Волков
- Понятно. И последний, очень короткий вопрос. Посмотрев нашу беседу, наше интервью, короткий месседж, что-то важное по этому поводу. Обращение к кому угодно: ко мне, к зрителям, к президенту, к Богу.
Игорь Намаконов
- То, чего мне действительно не хватает, это теплых отношений между людьми. Я считаю, что нужно более толерантно относиться к успехам и возможностям, если мы говорим о предпринимательской среде и тех людей, которые сегодня встают на этот путь. Ведь в отсутствии критики – уже поддержка. У нас очень быстро хвалят, и так же быстро ругают. Нужно терпение для того, чтобы наша среда формировалась, и каждый друг друга поддерживал – это то, чего сегодня очень сильно не хватает.
Дмитрий Волков
- Терпение и теплые отношения между людьми. Это Игорь М. Намаконов, исполнительный директор Ассоциации интерактивных агентств, в программе «Интернет-экономика» с Дмитрием Волковым. Всего доброго и хорошего настроения.
Игорь Намаконов
- Спасибо.