{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Елена Шедова Директор по маркетингу и коммуникациям компании «Инфосистемы Джет» 05 февраля 2016г.
В студии Елена Шедова
Говорим о настоящем и будущем проникновения информационных технологий в классические отрасли рынка, как зарабатывать на этом сегодня и как создать глобальный бизнес завтра

Дмитрий Волков

- Добрый вечер, уважаемые друзья, с вами программа «Интернет экономика», её ведет Дмитрий Волков, и у нас в гостях Елена Шедова – директор по маркетингу компании «Инфосистемы Джет». Добрый вечер!

Елена Шедова

- Добрый вечер.

Дмитрий Волков

- Мы продолжаем разговор про интернет-экономику, мы продолжаем слушать истории про то, как интернет проник, внедрился, просочился в классическую отрасль экономики и создал новую сущность, новую добавленную стоимость, возможность зарабатывать деньги, возможность по-другому строить бизнес и просто новые бизнесы. При этом под интернетом – мы так сокращенно говорим - мы понимаем всё: и сети передачи данных, и софт, и сервисы, которые рождаются на базе сетей передачи данных и программного обеспечения и еще того, что называется хард – различных устройств. И первый вопрос, Елена, у нас традиционный: расскажите вашу историю, удивите нас!

Елена Шедова

- Наверное, мне сложно вас удивить после такого количества эфиров, тем не менее, я попробую. Итак, начну с истории компании, которую я представляю, - компании «Системы Джет». Мы на рынке появились в 1991 году, и в этом году мы как раз празднуем четверть века, 25 лет.

Дмитрий Волков

- О, вы старые!

Елена Шедова

- Да, представляете, вот так вот – четверть века! И, собственно, компания работает в сфере информационных технологий, занимается системной интеграцией. Что такое системная интеграция, наверное, мало кому понятно. Я попробую объяснить. Это создание, внедрение информационных систем, которые приносят различную пользу бизнесу. Мы работаем со многими компаниями из различных отраслей - это и ритейлы, и банки, и страхование, и нефтегаз. Всю историю становления отечественного рынка информационных технологий и становления, кстати, интернета и проникновения интернета в нашу жизнь мы проходили вместе с рынком, и в какой-то мере даже его формируя. Я помню, когда приходила вообще на этот рынок, это был 1993 год, впервые я пришла работать, я пришла на должность системного администратора. Это сейчас я маркетингом занимаюсь, а тогда вот – системной администрацией, и такие слова, как «электронная почта» и прочие вещи меня пугали. Первая моя задача была – подключение нашей сетки, сетки нашей компании к ресурсам интернета. Если вы помните или, может быть, знаете, такие компании как «Demos», «RilKom» - вот это всё из той истории. Мне тогда приходилось ездить на первые встречи и вообще понимать, что это такое. Можете себе представить, тогда по электронной почте у нас ходили всего лишь килобайты информации или может быть даже меньше, не было никаких ни графических, ни тем более даже видеофайлов. Представляете, какой огромный прорыв, какой огромный скачок мы совершили за эти 25 лет?! Теперь бизнес информационных технологий настолько впитал в себя интернет, что, в общем-то, одно без другого жить не может. Еще я хотела бы, наверное, подчеркнуть: вот я уже сказала немножко про наших клиентов - последние несколько лет, я бы сказала пять – шесть, может даже чуть побольше, бизнес многих компаний напрямую связан с информационными технологиями. Возьмите телеком-отрасль – вся живет на информационных технологиях; возьмите отрасль банков - мы знаем, что больше и больше сейчас появляется решений, интернет-сервисов, вы можете теперь пользоваться и так далее.

Дмитрий Волков

- Давайте, может, какой-нибудь пример системной вашей интеграции, что вы там такого наинтегрировали?

Елена Шедова

- Что такого наинтегрировали? Давайте попробуем. Вот «Facebook». Что такое «Facebook» все знают, пользуются. Есть телефон, есть интерфейс, который вы видите, вы нажимаете кнопки, общаетесь, получаете какие-то сообщения, ставите лайки и так далее. Мало кто понимает, что за всем этим фейсбуком есть огромная технологическая история - это огромный центр обработки данных, это огромный массив хранения информации, это сложное программное обеспечение по анализу данных, по их хранению, по их извлечению, это сложные системы, которые защищают вас, защищают ваши ресурсы (пароль и логин - это самое, наверно, простое из всего того набора, который есть, который там, в «Facebook», стоит сзади). Так вот, такие же точно решения...

Дмитрий Волков

- Я затаил дыхание, что «Facebook» – это тоже вы.

Елена Шедова

- Нет, «Facebook» – это не мы, я должна сразу оговориться. Я привожу просто пример, чтобы вы поняли примерно, чем мы занимаемся. Так вот, мы строим центры обработки данных, мы обеспечиваем наших заказчиков с точки зрения информационной безопасности, мы поддерживаем сложные технологические комплексы. И если уж говорить такой пример чисто про нас (забудем чуть-чуть про «Facebook» на мгновение), могу привести пример из последних наших проектов: группа компаний «Детский мир» - их системы, которые управляют логистикой, управляют собственно «Детским миром», крутятся на том самом дата-центре, который построили мы, точнее, на нашем собственном виртуальном центре обработки данных, из которого мы предоставляем инфоструктуры для «Детского мира». Без интернет-технологий, без модного такого слова интересного «облака», «виртуализация» и так далее, это в принципе, конечно, невозможно достичь.

Дмитрий Волков

- Слушайте, а как это устроено?

Елена Шедова

- Если уж совсем просто, то это набор специализированного программного обеспечения, это люди, это определенные правила.

Дмитрий Волков

- Вот есть «Детский мир» («Детский мир» мы все представляем, слава Богу) - на Лубянке стоит дом и продает по-прежнему детские игрушки. И там есть какие-то компьютеры, какие-то кассы, какие-то другие устройства, которые объединены в некую сеть в самом «Детском мире».

Елена Шедова

- Да.

Дмитрий Волков

- А вот вся эта информация, которая собирается определенным образом, хранится, обрабатывается в другом месте физически, которое называется дата-центр.

Елена Шедова

- Абсолютно верно. Всё хранится, обрабатывается в другом месте и с помощью каналов интернет...

Дмитрий Волков

- Вот у «Детского мира» он ваш?

Елена Шедова

- Я хотела бы сказать, что это группа «Детский мир». Есть «Детский мир» на Лубянке, а есть группа компаний «Детский мир», у которой сеть магазинов по всей России - я про эту историю сейчас говорю.

Дмитрий Волков

- Еще лучше, много «Детских миров».

Елена Шедова

- Да, отлично. Можете себе представить... даже, наверное, сложно себе представить технологические решения, которые позволяют подключаться, что-то доставать, что-то считать, что-то анализировать – насколько технологически это сложно. Еще есть и каналы связи, еще должен быть доступ постоянный к интернету, как минимум – это два канала связи на случай обрыва. Естественно, это средства по обеспечению информационной безопасности всё той же. Это очень нетривиальные вещи, которые иногда бывает людям сложно рассказывать.

Дмитрий Волков

- А вот давайте об этом попроще, как о бизнесе. Вот есть группа «Детских миров», стоящих на своих лубянках, и где-то там в лесах есть большая серверная, дата-центр, очень много компьютеров, которые помигивают лампочками, хранят эту информацию и обрабатывают (примерно так это выглядит, да?), и всё это соединено проводками.

Елена Шедова

- Примерно да, упрощенно.

Дмитрий Волков

- А вот скажите, для такой огромной компании или группы компаний, сколько времени занимает создать такую систему, которая управляет всеми бизнес-процессами? Сколько денег это стоит?

Елена Шедова

- Довольно сложно говорить про деньги и про время, потому что для каждого такого заказчика – это очень-очень уникальная история. Если задача крупная, масштабная, она может быть в масштабах страны, но начинается всегда с чего-то малого, всегда есть какая-то пилотная зона, на которой пробуется что-то, апробируется и потом уже тиражируется - либо по всей России, либо по Москве, либо по той территории, где располагается компания. И эта история может длиться и год, и два, в зависимости от того, что у тебя уже есть. Скажем, есть среди наших заказчиков те, у кого есть свои центры обработки данных, их не надо строить заново. Если же мы говорим о том, что мы начинаем строить специальные помещения, начинаем делать там ремонт, начинаем подводить соответствующие коммуникации, системы кондиционирования, огромные системы охлаждения, системы пожаротушения и так далее – это всё время, еще нужно это всё грамотно спроектировать, потому что если ты однажды это построил неправильно – всё переделывать, ты откатываешься по времени назад. И ты теряешь не только время, но и деньги, поэтому такие истории – очень серьезные, это истории про сложный корпоративный рынок. И они очень-очень далеки от той простоты, которую сейчас мы хотим: из AppStore скачать какое-то приложение – нажали кнопку, сколько-то минут или секунд прошло, оно у вас развернулось, и вы начинаете пользоваться сервисом. Вот этому всему предшествует вот та большая работа, про которую я рассказала.

Дмитрий Волков

- Эта работа измеряется годами, я так понимаю?

Елена Шедова

- Иногда бывает и месяцами, иногда бывает и неделями.

Дмитрий Волков

- А если говорить о деньгах, то это миллионы долларов, десятки миллионов, сотни миллионов?

Елена Шедова

- Бывает и сотни тысяч долларов, всё зависит от того, что вы решаете, какую задачу, и насколько вы готовы, бывает и миллионы долларов.

Дмитрий Волков

- Это системные решения для компаний, которые управляют бизнес-процессом, то что называем ERP, да?

Елена Шедова

- ERP, да. Есть системы управления производством, или производственным циклом, или бизнесом.

Дмитрий Волков

- А можете привести какой-нибудь пример попроще, о котором можно говорить, чтобы понять... В чем суть моего вопроса: вот есть некий средний бизнес, сеть магазинов. Вы занимаетесь средним бизнесом вообще или только крупным занимаетесь?

Елена Шедова

- Мы в основном занимаемся крупным бизнесом либо компаниями из среднего, которые уже достигли... растут...

Дмитрий Волков

- Вот есть приличная компания, у которой как-то всё это было организовано, у всех же есть отдельные решения по каждому вопросу, как-то это всё складывалось: бухгалтерская программа, это вот складская программа, это система видеонаблюдения, вот это серверная, вот это наш системный администратор главный, который только он один знает, где там лежат пароли и как вообще они называются. И вот менеджмент компании понимает, что это надо объединить, что нужно какое-то одно большое хорошее решение, для того, чтобы можно было этими процессами управлять, должно быть всё систематизировано. И понимает, что это невозможно сделать уже ни при помощи существующего программного обеспечения, ни при помощи существующего аппаратного обеспечения - всё устарело уже. Зовут вас, я верно понимаю?            

Елена Шедова

- Бывает и такое, да, зовут нас.

Дмитрий Волков

- Давайте так: 50 магазинов – это уже нормально, хорошо?

Елена Шедова

- Давайте другой пример. Есть компания «МигКредит», в которой мы как раз недавно, буквально в прошлом году, завершили крупный проект, который как раз касается той самой интеграции систем, про которую вы говорите. Есть много всяких источников данных: CRM-система, колл-центр, в который приходят звонки, есть внутренние системы, с которыми работают сотрудники. «МигКредит» выдает кредиты, важно здесь, во-первых, очень быстро обслужить клиента, во-вторых, не выдать кредита тому, кому они не положены, которые являются рисковыми для самой компании. Поскольку системы создавались в различное время - они с различными интерфейсами, они не всегда понимают друг друга, они не могут общаться на одном и том же языке. Существуют некоторые интеграционные решения, так называемая интеграционная шина, которая позволяет через себя пропускать - принимать данные от различных систем, переводить их на тот язык, который понимает система другая, и таким образом общаться.

Дмитрий Волков

- А это как-то называется?

Елена Шедова

- Да, это называется как раз «интеграционная шина», есть такой класс решений.

Дмитрий Волков

- Это класс решений? А какие есть торговые марки, может быть?

Елена Шедова

- Да, это класс решений. Есть торговые марки из области решений open source, есть торговые марки известные: Oracle, IBM, Microsoft и прочие. И прежде, чем что-то внедрять, надо, конечно, разобраться, что с чем должно соединяться, что работает напрямую, что не работает напрямую, надо описать логику функционирования бизнес-процесса. Надо зафиксировать какие-то точи, метрики, как мы будем принимать результат: что стало лучше, кому стало лучше, насколько стало лучше. Вот это всё – наша работа. Приходят консультанты, приходят бизнес-аналитики, которые сначала разбираются в ландшафте тех информационных систем, которые есть у заказчика, потом уже предлагают решения. После этого совместной командой IT со стороны заказчика, IT со стороны нас мы начинаем внедрение: мы начинаем обучение, мы подключаем пользователей конечных – сотрудников компании, помогаем им адаптироваться. Мы в том числе можем взять систему на дальнейшее сопровождение, потому что всё живет, всё изменяется, появляются новые какие-то средства. Всё нужно зафиксировать, запротоколировать, иначе через некоторое время у тебя всё развалится обратно. Вот такие интересные задачи мы тоже решаем.

Дмитрий Волков

- Я просто хотел масштаб еще раз понять, не коммерческую тайну выведать, а просто понять, в чём это всё измеряется. Вот есть такой средний бизнес, который кредиты, предположим, выдаёт или 50 магазинов, которые хотят это объединить при помощи вот такого интеграционного решения, такую сделать интеграционную шину, поставить что-нибудь приличное, например, Oracle... Oracle – приличное, да? Или какую-нибудь другую торговую марку. Масштаб цены и масштаб сроков?

Елена Шедова

- Масштаб цены - не скажу...

Дмитрий Волков

- Это не прайс, это же не торг, это что?

Елена Шедова

- Не могу сказать, всё-таки, потому что я вам скажу... это знаете, как «среднюю температуру по больнице», это будет какая-то ерунда, честное слово.

Дмитрий Волков

- Ну скажите ерунду!

Елена Шедова

- Не хочу говорить ерунду.

Дмитрий Волков

- Хорошо, договорились. Давайте про время.

Елена Шедова

- По времени - всё зависит от готовности, это могут быть и несколько месяцев, это может быть и до года такой интеграционный проект.

Дмитрий Волков

- Знаете, сейчас я вам задам такой еще один небольшой, но провокационный вопрос, но вы не пугайтесь. Вот смотрите. Я тоже бизнесмен в какой-то степени, и тоже у меня богатый опыт интеграционных историй. Вы знаете, что меня в них всегда смущало? Вот начинается это всё за здравие всегда: приходит светлая мысль, приходят умные люди, говорят умные слова, история начинается с техзадания – надо всё описать, потом начинается процесс внедрения. Это какая-то дико модная бесконечная история, в конце которой получается то, что тебе уже не очень нужно, уже так подустарело несколько, потому что на самом деле, когда вы говорите про несколько месяцев... то ли вы чрезвычайно профессиональны, то ли я в каком-то другом мире живу, потому что даже банальную бухгалтерскую программу 1С с хорошим таким решением локализованным внедрять – год. Это я имею ввиду всё: и программное обеспечение написать...

Елена Шедова

- С нуля – вы имеете ввиду?

Дмитрий Волков

- Не обязательно даже с нуля. И специфику компании учесть, и бизнес-процессы описать, персонал обучить, подключить к этому смежные подразделения, заставить их всех работать. Получить осмысленный результат – это где-то год по моим оценкам. А через год уже оказываются задачи другие, и вместо 1С уже 2С есть на рынке. Вот как тут, что я делал неправильно?

Елена Шедова

- Вы правильно говорите, что есть такая проблема, она действительно одна из самых насущных, когда внедряется сложный комплекс. Тем не менее, сейчас есть современные подходы, которые позволяют внедрять решения поэтапно. И вы видите уже на каждом этапе какой-то результат, которым вы начинаете пользоваться, и вам это начинает нравиться. Более того, сейчас есть такие технологии внедрения или разработки программного обеспечения, которые позволяют очень быстро адаптировать его под те задачи, которые меняются. Это раньше приходили: «Вот промышленные платформы, ERP какая-нибудь, начинаем ее внедрять». Год прошел – всё поменялось, еще год прошел - еще всё поменялось, люди поменялись, заново всё надо делать. Сейчас есть возможность внедрять все платформы... большинство платформ ведущих помодульно, есть возможность решать какие-то локальные задачи, потом их тиражировать, как я уже говорила, есть возможность менять на ходу какие-то требования, выдавать релизы так называемые программного обеспечения для того, чтобы соответствовать текущей ситуации. Вот у нас, кстати, с компанией ЛИКАРД, «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард», это дочерняя компания «ЛУКОЙЛ» была такая же самая история. Мы внедряли программу повышения уровня сервиса клиентов, в основе которой лежало программное обеспечение CRM класса - это система работы с клиентами, и она внедрялась как раз постепенно, поэтапно: первый этап, второй этап, третий этап, подключалась часть людей, часть клиентов пилотировалась, подключалась другая. Мы постоянно получали свежие функциональные модули, которые позволяли нам безболезненно двигаться дальше, которые позволяли нам учитывать ситуацию. Очень же часто бывает: что-то задумали, какая-то есть бизнесс-идея, раз – прибежали маркетологи, придумали что-нибудь такое новое, сказали: «Ой! Срочно нам надо». И вот такое поэтапное внедрение позволяет реагировать на такие случаи. Для бизнеса это очень важно, потому что не секрет, что сейчас конкуренция во многих отраслях довольно-таки большая, и если ты первым не выпустил какой-то продукт на рынок, то ты откатываешься в топ-листе.

Дмитрий Волков

- Да-да-да. Вы знаете, вот Гайдаровский форум я проходил в этом году, и там очень интересное было выступление Германа Грефа, он рассказывал примерно про эту же логику, о которой вы сейчас говорите: он рассказывал про гибкие методы проектирования, agile-методы так называемые, и привёл в качестве примера себя, а «Сбербанк» - действительно большой IT-проект, с большим количеством программистов, собственным дата-центром великолепнейшим, одним из самых лучших, наверное, в России которые построены, и он сказал, что: «Мы делаем 10 тысяч изменений в год... или 40 тысяч изменений в год – масштаб, и очень этим гордимся, это большое количество, мы достаточно быстро движемся. Но наши конкуренты – конкуренты не банки, а конкуренты – компании делают кратно больше, на порядок больше». Вот что для вас, как для системного интегратора, конкурентное преимущество: количество изменений, которое вы способны делать, платформа, которую вы используете или способность понять нужды клиента, может быть? Где ваши ключи?

Елена Шедова

- Вот вы уже подсказали мне один ответ – это способность понять нужды клиента прежде всего, потому что, как я уже говорила, сейчас ни одна технология не внедряется без понимания, зачем она нужна, что она принесет в конечном итоге, какие те бизнес-выгоды или те бизнес-задачи, ради которых она должна быть внедрена. Собственно, понятие этих задач и перевод их на технологический язык и грамотное проектирование, грамотное предложение, которое будет соответствовать той или иной задаче, которая перед нами поставлена – с одной стороны. С другой стороны – конечно, мы гордимся нашими технологическими мозгами, считайте, для нас это тоже является очень важным конкурентным преимуществом, потому что ландшафт и программного обеспечения и аппаратного обеспечения, каких-то новых подходов, новых каких-то методологий настолько огромен, что очень многие заказчики не могут в этом разобраться, и в общем-то не должны – это наша работа.

Дмитрий Волков

- Скажите, Елена, а вы меряете результат своей работы в количестве изменений, в количестве правок, которые вносите в единицу времени?

Елена Шедова

- Скорее, это уже следующий этап. Это уже скорее, когда мы внедряем что-то у клиента, у заказчика, вот там уже начинается какой-то подсчет.

Дмитрий Волков

- А он начинается?

Елена Шедова

- Да, конечно. Вот смотрите, вернемся к выдаче кредитов, например. Если раньше на проверку сведений, на принятие решения уходила неделя или даже больше, то сейчас этот процесс сокращается до дня – двух, можете представить? Скорее, такие параметры.

Дмитрий Волков

- Процесс сокращается до минут уже, я вам доложу.

Елена Шедова

- Уже до минут в некоторых вещах.

Дмитрий Волков

- Но, тем не менее, это их бизнес. А в вашем бизнесе, сколько у вас времени уходит на изменение? Вот вы предлагаете систему. Берете Oracle, Oracle – это платформа, вы ее всего лишь приспосабливаете, программируете под клиента. И проводки, приборчики. И вот эта штука работает. Клиент говорит: «Хочу». Сколько времени уходит?

Елена Шедова

- На что?

Дмитрий Волков

- На реализацию «хочу». По порядку величины: это минуты, часы, дни, месяцы?

Елена Шедова

- Тут есть просто несколько вариантов: если мы говорим о закупке и поставке оборудования, то это, конечно, какой-то период, потому что надо просто довезти, растаможить, расставить на места, подключить.

Дмитрий Волков

- Нет, я имею ввиду об изменении...

Елена Шедова

- Есть очень интересная такая вещь, связанная как раз с развитием технологии виртуализации, с развитием облаков: я уже упомянула, что у нас есть собственный виртуальный центр обработки данных, из которого мы можем клиенту поставлять решения от часов до буквально нескольких дней. Представьте себе: кто-то начинает просчитывать бюджет, говорит: «Ой, слушайте, у нас такие огромные вычисления, не хватает собственных ресурсов, дата-центр мы быстро себе не построим, это месяцы, может быть, год. Предложите нам что-нибудь». Мы говорим: «Отлично! У нас есть для вас готовые инфоструктуры, на которых вы можете развернуть свою систему, посчитать, что вам нужно очень быстро, причем развернуть вы это сможете тоже очень быстро». Как я уже говорила, бывает иногда вопрос пары - тройки дней.

Дмитрий Волков

- Вы предлагаете виртуальный сервер.

Елена Шедова

- Да, мы предлагаем различные решения, которые позволяют очень-очень быстро решать задачи.

Дмитрий Волков

- Окей. Это Елена Шедова, директор по маркетингу компании «Инфосистемы Джет». Теперь давайте чуть-чуть другая тема: государство. Информационные технологии и государство. Что бы мы ни делали, всё равно государство в значительной степени определяет вот этот самый рыночный ландшафт, который у нас есть. И в этом смысле такой вопрос: что государство, с вашей точки зрения, не сделало для вас, как для бизнеса, в прошлом? И что оно должно сделать в будущем для того, чтобы вам повеселее было бизнесом заниматься? Денег побольше бы зарабатывали, налогов побольше платили бы тоже. Изменений побольше вносили и вообще, были бы молодцы.

Елена Шедова

- Вы знаете, я бы ответила на этот вопрос немножко с другой стороны. Я очень приветствую тот диалог, который начался уже несколько лет назад между государством и бизнесом, то есть между теми людьми, кто регулирует...

Дмитрий Волков

- Скажите, а где он идет? Где вы разговариваете с государством, где это место?

Елена Шедова

- Есть профильные комитеты по информационным технологиям, которые общаются с соответствующими комитетами в различных органах власти, они могут обмениваться информацией. Нас спрашивают - мы рассказываем, корректируются какие-то законы, может быть, где-то к нам не прислушиваются. Наверное, хотелось бы пожелать всем этот диалог продолжить, продолжить в сторону такого продуктивного, конструктивного диалога, чтобы обе стороны слышали друг друга, потому что очевидно, что интересы немного разные, разные правила работы, есть законы, которые нужно соблюдать – не всё возможно из тех хотелок, которые бы ты хотел получить здесь и сейчас. В конце концов, есть временные ограничения, которые не позволяют по щелчку что-то сделать.

Дмитрий Волков

- Простите меня, вы прям дипломатическую академию закончили. Обычно, когда говорят: «Очень хорошо, что есть диалог, но хотелось бы, что бы он был лучше», - это означает (с русского на русский), что диалог на самом деле идет плоховато, слышат вас не очень, делают не совсем то, что вы говорите и формат этого взаимодействия какой-то не очень понятный – он вроде как есть, но его вроде как нет. Я вас правильно понял?

Елена Шедова

- Нет, не правильно поняли. Я считаю, что очень большой прорыв, особенно за последние два года, как раз произошел в этом диалоге.

Дмитрий Волков

- Слышат и слушают?

Елена Шедова

- Да, слышат и слушают.

Дмитрий Волков

- Примерчик есть, чего услышали?

Елена Шедова

- Вы можете посмотреть примеры из последней... Все, наверное, читали про взаимодействие ассоциаций типа «РУССОФТ», «АП КИТ» с бизнесом? Я считаю, что правильной дорогой идем.

Дмитрий Волков

- Я не слышал. Это некие бизнес-ассоциации?

Елена Шедова

- Есть ассоциация компьютерных предприятий и компьютерной индустрии «АП КИТ», есть «РУССОФТ» - ассоциация софта.

Дмитрий Волков

- Ассоциация – это какое-то некоммерческое партнерство, которое объединяет...

Елена Шедова

- Которое объединяет компании, производителей, интеграторов, тех, кто предоставляет решения, которое выходит с различными инициативами к соответствующим органам.

Дмитрий Волков

- А соответствующие органы – это Минкомсвязи?

Елена Шедова

- Минкомсвязи – если мы говорим про отрасль информационных, коммуникационных технологий.

Дмитрий Волков

- Или отраслевые министерства...

Елена Шедова

- Да, или отраслевые министерства. Или если мы говорим про отрасль информационной безопасности, то есть такой регулятор, как ЦБ РФ, который тоже очень активную позицию занимает. Например, в прошлом году была создана такая интересная вещь, как FinSERT.

Дмитрий Волков

- Это что такое?

Елена Шедова

- Это такой орган при ЦБ, который призван помогать, содействовать банковскому рынку в плане обеспечения безопасности.

Дмитрий Волков

- Он стандартизацией занимается или советы советует?

Елена Шедова

- Он собирает базу по различным угрозам информационной безопасности. Вы можете делиться данными, вы можете забирать информацию оттуда, можете знать всегда, какие есть актуальные угрозы, где, как люди защищаются, можете воспользоваться знаниями сообщества. Мне кажется, это прекрасная инициатива.

Дмитрий Волков

- Действительно здорово.

Елена Шедова

- Да. Насколько я знаю, всё идет достаточно быстрыми шагами, конечно, много еще чего надо решить, в том числе надо обеспечить...

Дмитрий Волков

- Скажите, а вот чего надо решить? Вот одна из задач наших – попытаться нащупать то, чего можно государству посоветовать, то, чего оно не видит по своей занятости важными государственными делами, естественно. То, чего не хватает. Я так понимаю, есть хороший механизм, есть отраслевая ассоциация – это прекрасная мировая практика, между прочим – вы свои соображения высказываете туда, там сидят специально обученные люди, которые понимают, как это переводить с русского на бюрократический, переводят, отдают. Там читают, говорят: «Окей. Вот это – да, вот это – нет», - и потихонечку процесс идет. Вам это нравится, вы говорите: «Отлично, продолжайте, усиливайте», - верно я понял?

Елена Шедова

- В целом – да.

Дмитрий Волков

- Как схема. А есть еще много сервисов, которые вокруг государство создает, в том числе и с вашей помощью, вот как пример ЦБ-шная история: система информирования по поводу угроз. А чего этой штуке не хватает, что можно улучшить? Давайте какую-нибудь «рацуху» бросим?

Елена Шедова

- Вы имеете в виду....

Дмитрий Волков

- Историю взаимодействия. Вот вы сказали: «Есть хорошая история взаимодействия, но надо улучшать». Что можно улучшать? Знаете, как я задам вопрос, чтоб нам поинтересней было: как вы думаете, от кого это зависит в нашем государстве персонально? По должности, не от имени, а от должности. Какой уровень чиновников способен этот вопрос решить таким образом, чтобы было отлично нам всем? Премьер, министр связи или только Президент, как вам кажется?

Елена Шедова

- Мне кажется, что всё-таки это взаимодействие нескольких людей, вряд ли решает один человек.

Дмитрий Волков

- Это всегда взаимодействие всей команды. Я имею в виду, на каком уровне решение можно принять, и это будет точно, правильно?

Елена Шедова

- На уровне министерств, как минимум.

Дмитрий Волков

- Министр может?

Елена Шедова

- Да, министр может, имея соответствующих заместителей, которые профессионально занимаются.

Дмитрий Волков

- Это понятно. Давайте я вас сейчас назначу министром ненадолго, это нормально для вас?

Елена Шедова

- Не готова, но давайте попробуем.

Дмитрий Волков

- Виртуально. Как вы виртуальные серверы, я виртуально – министром вас. Вот вы министр Минкомсвязи. Никифоров отъехал в командировку, отдохнуть, а вы заняли его место. Скажите, что бы вы сделали на раз-два-три (только в одном вопросе), чтобы диалог бизнес – власть в области информационных коммуникаций был вообще идеален?

Елена Шедова

- Я бы попробовала поучастствовать сама в таких совещаниях, как минимум, я бы не послала кого-то из своих заместителей или тех руководителей, которые назначены за этим следить. Я бы хотела послушать, что мне говорят люди, которые пытаются внести какое-то...

Дмитрий Волков

- Отлично.

Елена Шедова

- В силу того, что я министр - я всего знать не могу, конечно, спрошу чьего-то совета, после того, как я что-то услышу, поэтому я попробую информацию, которую я получила, каким-то образом проанализировать, какие-то выводы для себя сделать. Конечно, я спрошу и своих людей, где-то что-то почитаю, может быть, еще кого-то дополнительно спрошу.

Дмитрий Волков

- Именно в плане организации что надо? Какой-то орган создать, какую-то коммуникационную площадку, какую-то систему обработки вот этих идей? Они же приходят разные: хорошие, плохие. Лоббистские.

Елена Шедова

- Да, вы правильно сказали про коммуникационную площадку. Возможно, создать портал, в который могли бы стекаться идеи, которые приходят. И уполномочить кого-то, кто уже должен за это отвечать, либо создать какой-то другой орган, который будет с этими сообщениями работать, их анализировать, давать какую-то качественную оценку: насколько они реализуемы, насколько они будут сложны, сколько времени займут, денег.

Дмитрий Волков

- Вот смотрите: с вашей позиции, у вас же интересный очень бэкграунд – вы начинали системным администратором, сейчас вы занимаетесь маркетингом. Вы рынок знаете, и за 25 лет, слава Богу, знаете точно. Как вам кажется, для государственного регулятора в этой области что важнее: самому быть супер-мега-профессионалом и формировать рынок или создавать вот такие системы обратной связи, слушать поле? Что важнее? Как быстрее достичь результатов?

Елена Шедова

- Мне кажется, слушать поле, потому что профессионалов на нашем рынке действительно выросло уже очень много, причем есть компании, которые имеют и зарубежный бэкграунд, есть компании, которые уже изначально строили свой бизнес исходя из различных best practice, адаптировали этот best practice для российских условий и знают просто вдоль и поперек.

Дмитрий Волков

- Такая система сбора и верификации обратной связи от рынка, от основных игроков, от совершенно новых игроков, потому что они же появляются, никто же не знал, что «Facebook» будет «Facebook». Тот, кто узнал – стал богатым человеком. Вот это надо создавать, да?

Елена Шедова

- Да.

Дмитрий Волков

- Это уже есть на базе отраслевой ассоциации, но хочется лучше?

Елена Шедова

- Хочется, да. Наверное, как всегда: хочется «быстрее, выше, сильнее».

Дмитрий Волков

- Это нормальное явление, признак здоровья, не более.

Елена Шедова

- Это нормально. Есть к чему стремиться, есть что совершенствовать.

Дмитрий Волков

- Это Елена Шедова, директор по маркетингу компании «Инфосистемы Джет» в программе «Интернет экономика». И вот вы упомянули как раз зарубежный опыт, best practice. И не best, просто хотя бы practice. А вы как, глобальная компания или наши вы целиком, родные, русские?

Елена Шедова

- Скажем так, мы ведем бизнес в России, у нас есть десять филиалов в России. Есть сервисные подразделения, есть коммерческие подразделения в двух странах СНГ. И у нас есть некоторое количество зарубежных проектов, мы пытаемся выйти и на зарубежный рынок, мы накопили достаточно серьезную экспертизу, знания в телеком-отрасли, в которой родились наши собственные линейки продуктов для телеком-операторов. В частности, скоро будет выставка в Барселоне «Mobile World Congress», в которой мы будем участвовать и представлять наши решения. У нас идут несколько пилотных проектов, мы очень надеемся, что этот бизнес будет активно развиваться, и мы сможем чуть попозже говорить о какой-то серьёзной зарубежной истории.

Дмитрий Волков

- Если я правильно вас понял, вы как раз сейчас выходите на глобальный рынок? В связи с этим у меня вопрос: а вот зачем вы это делаете? Что вам внутри себя позволило это делать? Чего вам дома не сидится?

Елена Шедова

- Выход на какие-то другие рынки – это же в том числе получение новых знаний, потому что если мы будем оставаться локальными в своем собственном рынке, мы можем оказаться в некоторой информационной или технологической изоляции, а выход на зарубежные рынки позволит нам услышать от тех рынков что нового, интересного еще нужно сделать.

Дмитрий Волков

- А не боитесь, что вас там скушают?

Елена Шедова

- Волков бояться – в лес не ходить. Почему бы не попробовать, тем более мы сейчас очень много говорим о теме импортозамещения, и я бы в этой связи сказала, что даже интересно бы было, чтобы российские компании... есть на самом деле очень много отечественных разработок, которые вполне созрели для того, чтобы выходить на зарубежный рынок.

Дмитрий Волков

- Импортозамещение - это про нас внутри себя, а вы говорите про экспорто...

Елена Шедова

- Я говорю про экспорто... почему бы нет, если мы создаем хороший продукт, мы чувствуем себя конкурентоспособными на мировом рынке, почему бы не выходить туда?

Дмитрий Волков

- Скажите, это так естественно складывается или это было какое-то решение в компании принято, все собрались и сказали: «Ну так пойдем?» - «Пойдем!» Вот как это происходит в жизни?

Елена Шедова

- У нас это всё рождается из практики. Мы поняли, что мы сделали огромное количество проектов, мы поняли, что очень хорошо знаем, как устроен бизнес телеком-операторов, мы понимаем, какие насущные, живые задачи у них есть, мы понимаем, какие есть решения, что можно доработать и предлагать уже как собственный продукт, и говорим: «О, отлично! Почему нет, почему бы не попробовать?»

Дмитрий Волков

- А еще один небольшой вопрос: в этом выходе на глобальный рынок вы рассчитываете на собственные силы или вам тоже чего-нибудь от государства тут надо? Оно вам должно помочь, с вашей точки зрения? Может помочь? Вы хотели бы, чтобы оно вам помогло, и в чем его помощь может заключаться в этом случае?

Елена Шедова

- Вы знаете, я бы немножко повременила с ответом на этот вопрос, всё-таки мы находимся в начале пути, мне сейчас сложно сформулировать, чего бы мы ожидали. Дайте мы немножко попробуем что-нибудь.

Дмитрий Волков

- Пока вы рассчитываете на собственные силы?

Елена Шедова

- Пока мы рассчитываем на собственные силы.

Дмитрий Волков

- Вы даже не думали о том, что оно вообще как-то должно вас...

Елена Шедова

- Я не могу говорить за всех в компании, кто о чём думает.

Дмитрий Волков

- Я имею в виду ваше знание этой истории. Мы же не касаемся ни коммерческой тайны, ничего. Просто говорим о впечатлениях от того, что происходит, и не более. Отлично. Потихонечку мы подходим к концу нашей программы, и в конце, еще раз оглянувшись на то, о чем мы поговорили: вы рассказали несколько историй клиентов, которым вы помогли, которым вы сделали хорошие продукты, достаточно крупные, я бы сказал даже очень крупные; мы поговорили про то, какие ключи есть в этом бизнесе, мы поговорили про то, что важно – понимать клиента или учиться всё быстрее и быстрее реагировать и уметь считать количество изменений (хотя телеком – это немножко другая история, больше про софт и какую-то программу работы с клиентами, но тем не менее и это тоже – как быстро мы можем поменять в дата-центре блок, что нам надо для того, чтобы эта штука работала бесперебойно); мы поговорили про государство и его роль и важность диалога государства и рынка для того, чтобы сделать национальные компании более конкурентоспособными, с этой целью диалог, конечно; и в конце совершенно замечательная и очень порадовавшая меня история о том, что у нас, вполне возможно – и я желаю вам всяческой удачи на этом пути – одной глобальной компанией в России станет больше. И вот посмотрев еще раз на всю эту историю, очередную историю из области интернет экономики, короткий месседж, что-то, что вас волнует или не очень длинный месседж.

Елена Шедова

- Мы, наверное, не затронули две темы, но это тоже отдельный разговор: как технологии помогают в социальной сфере, сейчас очень много всяких интересных событий, решений, инициатив в этой части; и мы не поговорили про еще одну важную вещь – это обучение. Я тоже хотела бы похвастаться немножко, поделиться.

Дмитрий Волков

- Похвастайтесь!

Елена Шедова

- Мы в компании уже практикуем два года подряд «День открытых дверей» для детей наших сотрудников. В пошлом году, уже в позапрошлом мы рассказывали о том, какие проекты мы делаем, потому что зачастую наши родные и близкие не понимают, куда мы ходим на работу, что мы там прикручиваем, вообще, что такое системная интеграция. Вот мы попытались детям через те самые проекты для «Детского мира» - понятные им названия, показать, чем занимается компания, что делают папы и мамы. А в прошедшем году, 2015, мы решили рассказать детям про все те профессии, которые у нас в компании есть: от бухгалтера, который считает папе и маме зарплату до инженера, который как раз вытаскивает какие-то платы, ремонтирует компьютеры, настраивает мигающие лампочки. Меня лично волнуют темы, связанные с обучением, с продвижением информационных технологий, поскольку мир меняется очень быстро, и может быть зачастую наш мозг не ко всему очень быстро готов, а дети – они вообще очень быстро адаптируются, гораздо быстрее нас. Я уже почувствовала просто сама: для меня перейти с операционной системы Apple на телефон, который поддерживает Android – это достаточно сложно, я сижу, думаю, где там какую кнопку нажать, при том при всём, что я в технологиях, а для детей это – ерунда, взял один телефон, взял другой, потыкал – уже всё работает. Вот. И я бы, конечно, очень хотела, чтобы всеобщее стремление к образованию, к получению новых знаний выходило на какой-то такой серьезный уровень, чтобы люди занимались этим и в компаниях, и чтобы система образования понимала необходимость получения новых знаний, и чтобы появлялись, открывались центры, программы по обучению людей более старшего возраста, потому что им еще сложнее. А поскольку очень многие бизнесы уходят просто в интернет: может быть в скором времени не будет банковских отделений физически, а люди сервисами будут пользоваться, поэтому мне кажется, очень важно уделять внимание вопросам образования.

Дмитрий Волков

- Это вообще классная история! Что же вы так молчали-то, с этого начинать надо было! И образование, и семьи вы сплачиваете, и себе смену готовите, и люди приспосабливаются. Представляете, если это будет семейная история? Это же классно! Это же из поколения в поколение, это мечта просто. Но, к сожалению, у нас время подходит к концу. В конце – просто короткий месседж, если хотите.

Елена Шедова

- Короткие месседжи очень сложно делать всегда, это меня всегда пугает.

Дмитрий Волков

- Просто, что думаете.

Елена Шедова

- Я думаю о том, что нас впереди ждет еще очень много чего интересного, надо готовиться, надо учиться, надо изучать новое, надо делиться знаниями, надо обмениваться и общаться.

Дмитрий Волков

- Надо готовиться, надо учиться, надо общаться и надо не бояться нового. Это Елена Шедова, директор по маркетингу компании «Инфосистемы Джет» в программе «Интернет экономика» с Дмитрием Волковым. Всего доброго, хорошего настроения!