Александр Михеев
- Добрый день, друзья! Сегодня с вами в студии Михеев Александр, рубрика «Бизнес в Рунете». Мы продолжаем тему разговоров про мобильную сферу. На прошлой неделе мы говорили про лидогенерацию, рекламу, как в этой сфере зарабатывать деньги. Сегодня мы продолжим эту тему и поговорим про страсти в месседжинге. В гостях у нас сегодня Сергей Кравцов, исполнительный директор и фаундер «4Talk» мессенджера и, наверное, в прошлом исполнительный директор «QIP».
Сергей Кравцов
- Всем привет!
Александр Михеев
- Сереж, я предлагаю, наверное, начать с истории: как шло это за последние десять лет, развивалось (именно месседжинг), какие были вариации, что куда перетекало? И постепенно перейдем к тому, что есть сейчас, и дальше продолжим говорить про монетизацию и все остальные моменты.
Сергей Кравцов
- Хорошо. Давайте сразу определимся с одним простым понятием, оно будет у нас основным и самым главным. Мессенджеры являются колыбелью всех интернет-сервисов, которые сегодня существуют в мире, потому что Интернет был создан для главного - для коммуникации. И если посмотреть на десять лет назад, то мы можем проследить достаточно интересную эволюцию. В чем же была эволюция? Десять лет назад Интернет был скучный, медленный, (даже двадцать лет назад). Мы помним, это были модемы, это был «USRobotics», который хотелось купить и присосаться к телефонной линии и на халяву в Москве через оператора «МСМ» (был такой) и «RiNet» (если я не ошибаюсь) прицепиться и получить эту замечательную скорость 14400, помнишь?
Александр Михеев
- Да.
Сергей Кравцов
- Потом появились курьеры, но...
Александр Михеев
- Ты уточни: 14400 бит, да?
Сергей Кравцов
- Это очень медленно.
Александр Михеев
- А то сейчас «14400» все думают мегабит, мегабайт.
Сергей Кравцов
- Нет, нет. Ну, ты что?! Это ты что-то набрал в Интернете, браузере и через три минуты появлялась какая-то страница. Но в то время уже были всякие сайтики, на которых были открыты форумы, чатики. И, будучи студентами, мы все сидели и бесконечно проводили свободное время в чатиках, знакомились с девчонками (ну, естественно, что же нам с мальчишками знакомиться? в России у нас все нормально с этим) и играли в «Quake». Т.е. такой был довольно исторический абсолютно факт. По мере того, как росли скорости Интернета, все больше и больше появлялось разных провайдеров, росли потребности людей. Мы, как обычные люди-человеки, захотели не только буквы отправлять, мы захотели еще и какие-то звуки отправлять, мы захотели файлы отправлять, и, так сказать, начался какой-то рост сервисов. Появился «Skype». Он появился, если я не ошибаюсь в 2003 г. где-то, 2002-2003 гг. Это была бомба! Ребята из Эстонии сказали, что теперь вы можете разговаривать бесплатно, переписываться, и мы всем большим табуном стали сидеть в «Skype», не вылезая, и всякие гадости друг другу писать. А самая крутая фишка у «Skype» была: у него были скрытые символы, смайлики (если писать (mooning), это я помню, появлялась такая веселая задница), и найти эти скрытые смайлики было большим счастьем. Если говорить серьезно, то по мере того, как росли скорости, росли и потребности людей: мы начали бросать файлы, начали обрастать различными системными авторизациями, появилась Аська (я помню, у меня была шести знаков - это очень круто было), началась какая-то торговля этими символами. И в этот момент со всей этой аудиторией нужно было что-то делать, просто нужно было оставить след в истории. Так появился «QIP» - просто такая программа, которую придумал абсолютно скромный мальчик Ильгам Зюлькорнеев, который жил в Казани. Его выловили и сказали: «Давай мы тебе дадим кучу денег», а ему дали реально сумасшедшее количество денег по тем временам (я даже говорить не буду, но это было настолько круто, что он мог пол-Казани купить на тот момент). Выкупили у него продукт и стали его каким-то образом трансформировать (это было уже на стороне «РБК»). И дальше это все развивалось, стали появляться какие-то новые мессенджеры, новые авторизации «QIP Infium», «Facebook», «ВКонтакте». И все это превратилось в огромное броуновское движение с различной вязкостью.
Александр Михеев
- А в чем ключевое отличие было той же «ICQ» и «QIP» например?
Сергей Кравцов
- Ну, в «QIP» же… Мысль российского инженера всегда бежит впереди времени, и ребята просто пошли и выключили рекламу в нем. Он сделал клиент в полтора-два мегабайта, в отличие от большого клиента «ICQ», который весил 15 мегабайт. Ты представляешь, что это такое? Это двадцать минут надо было скачивать! А здесь всё, эти полтора мегабайта можно было носить на флешке, можно было хранить историю - все было достаточно примитивно, просто и продуманно, поэтому он достаточно быстро занял 90% российского рынка.
Александр Михеев
- Так. И дальше?
Сергей Кравцов
- И тут пришла мысль: а как бы напилить денег с этого? Потому что самый главный вопрос, который крутился в голове у людей, которые владели этим клиентом: «А как же зарабатывать деньги?». Был придуман такой портал, который назывался «QIP.RU». Была сделана абсолютно страшная вещь. Я помню, мы завели туда поисковый трафик, «Яндекс» подключили, включили поиск «Яндекс», договорились с «Яндекс», пошарили деньги абсолютно в сумасшедших пропорциях в нашу пользу, потому что «Яндекс» был в шоке от того, что мы собираемся делать и сказал: «Ну, короче пробуйте, если это получится». И мы стали всем пользователям прописывать стартовые страницы. Через неделю прописывания стартовых страниц, мы увидели, что это миллионная аудитория. Повключали рекламу, повключали целую кучу различных механизмов монетизации, и, наверное, через полгода мы поняли, что можем зарабатывать на этом порядка 150-200 тысяч долларов в месяц. Т.е. «QIP»-месседжинг всегда был прибыльным. При расходах в полтинник или сотку в месяц на все, включая сервера, он 150-200 зарабатывал, т.е. чистыми он по году делал единичку, полторашку запросто.
Александр Михеев
- Очень неплохо, учитывая, что это было лет десять назад.
Сергей Кравцов
- Совершенно верно. Учитывая то, что сама «ICQ» постоянно писала, что у них колоссальные убытки, потому что всякие паразиты (типа «QIP») по всему миру хитрые программисты делали, создавали эти программы и каким-то образом пытались эту аудиторию вытянуть. Да, они испытывали трудности. Ты понимаешь, чем это все закончилось? «ICQ» практически уже нет.
Александр Михеев
- Да. А основная причина, почему сейчас нет «ICQ»? Почему произошла эта трансформация постепенная от, назовем это, стандартным пониманием мессенджеров, какими они были, к тем, которыми мы все сегодня повседневно пользуемся?
Сергей Кравцов
- Знаешь, это можно сравнить, наверное, с модой у девушек, потому все они ходили на платформе, а вдруг резко им захотелось на шпильках ходить. Понимаешь? Они все были блондинками, потом стали брюнетками. Здесь все абсолютно то же самое: меняется рынок, меняются потребности. Почему «ICQ» исчезла с рынка? Все очень просто. Они, гоняясь за какими-то техновещами, просто абсолютно вылетели с тренда, упустили время, когда нужно было заводить новые сервисы, заводить новые авторизации. Там, конечно, сегодня есть какая-то аудитория, с которой можно поковыряться, но этот сервис давно уже достаточно серьезно упущен.
Александр Михеев
- Поправь меня, если я не прав. В тот период как раз «Skype» действительно обширно рос и набирал аудиторию за счет халявных звонков, IP-телефонии, так называемой, и этот новый сервис, который был также доступен как «ICQ», начал на себя перетягивать аудиторию и «аська» (ICQ)…
Сергей Кравцов
- Не совсем так было. «QIP» появился на самом деле несколько позже, чем «Skype». «QIP» был 2006 г., а «аська» - 2003 г. Почему «Skype» взлетел? Потому что там было четкое позиционирование: они говорили, что они самые безопасные. Это я вспоминаю, что происходит сейчас: «Мы самые безопасные, нас никогда никто не прослушает». И эта волна пиара, которая крутилась вокруг «Skype», когда какие-то спецслужбы западные все время говорили: «Да-да-да, нас никто прослушать не может. Вот арабские террористы сидят, пользуются «Skype», что нам делать?», а в это время уже были прикручены спецмашинки к этому «Skype», и все сидели радовались и слушали. Это такая большая история про прослушивания в «Skype», она действительно была.
Александр Михеев
- Историю эту я прекрасно помню. Здесь, получается, мы плавно переходим к одной из тем - это секьюрность мессенджеров и, действительно, потребность пользователей в этом сервисе. По твоему мнению, насколько действительно нужно и кому это надо, кроме тех, кого ты уже упомянул (арабских ребят и не только), а именно: шифрование и факт того, что тебя не читают? Потому что давайте не будем, грубо скажу, идиотами, все прекрасно понимают, что в Интернете информацию скрыть невозможно. Все, что попало в сеть, - к этому может получить доступ кто угодно при желании. Соответственно, есть ли потребность? Если да, то почему?
Сергей Кравцов
- В секьюрности?
Александр Михеев
- Да.
Сергей Кравцов
- Ну, в секьюрности всегда потребность есть. Она бывает разного уровня. Самая большая потребность всегда у пользователей: у меня есть устройство, с которого я переписываюсь, отправляю сообщения… Ты не поверишь, кто эти потребители, которым нужна эта секьюрность. Давай, с двух попыток.
Александр Михеев
- Я думаю, государству.
Сергей Кравцов
- Нет, абсолютно не государству. За секьюрностью приходят кто? Приходят мужья, которые гуляют от своих жен и которые пытаются скрыть переписку с какими-то посторонними людьми. Это смешно, но это, знаешь, такой медицинский факт. Т.е. вся секьюрность заключается в том, что люди не хотят, чтобы другие люди видели, что они пишут на телефоне. Поэтому стали появляться различные вариации: стирания, различные таймеры. Именно на этой модели построен как раз американский «Snapchat». Почему им подростки пользуются? Потому что это очень удобно - что-то сфотографировал (то, что ты не хочешь, чтобы было видно), оно улетело, так сказать, на вторую сторону разговора, там посмотрели, похихикали, и все это как будто растворилось где-то.
Александр Михеев
- На самом деле оно растворяется или..?
Сергей Кравцов
- Это тоже хороший вопрос. Судя по тому, что был где-то (если я не ошибаюсь) год назад скандал, когда «Snapchat» вскрыли, и они в «облаках» все это хранили. Конечно, как говорил доктор Хаус: «все врут». Это правда. Я не думаю, что большому американскому сервису, который контролирует такое количество молодежи, кто-то разрешит стирать эти сообщения. Поэтому есть одно решение, оно универсальное, которым пользуется ряд людей, которым хочется действительно соблюдать секьюрность: надо отключиться от Интернета, выключить телефон, его не брать на встречу, в нем не писать, и больше общаться. Вот тогда это действительно будет секьюрность. Все остальное, все что декларируется, - это, скорее, знаешь, секьюрность на уровне не то, что профанации… Мессенджеры действительно обеспечивают некоторую секьюрность передачи, и обычному пользователю очень сложно добраться до переписки, достаточно сложно добраться до файлов. Но если речь идет о системе оперативно-розыскных мероприятий, то, конечно, когда сервис большой, к нему приходят дяденьки, тетеньки, одетые в темную одежку, и говорят: «Тук-тук, вот мы здесь разыскиваем». И 99% сервисов, которые получают соответствующие документы, конечно, помогают. Почему бы и нет? Это наша безопасность.
Александр Михеев
- Ну, да. И плюс еще по законодательству...
Сергей Кравцов
- По законодательству, конечно. Мы знаем, конечно, опыт некоторых бунтарей, которые у нас есть на рынке, но это такая, знаешь, большая волна пиара, потому что рынок чуть-чуть другой.
Александр Михеев
- Да, возвращаясь к тому же «Skype», который декларировал, что мы никому ничего не отдаем, а потом...
Сергей Кравцов
- «Microsoft», «Google» - они все подключены абсолютно, работают.
Александр Михеев
- И все передают все данные. Сергей, если обсуждать, после трансформации «аськи» «Skype», «QIP» и, параллельно, при развитии смартфонов, мессенджинг сдвинулся с обычного компьютерного интерфейса именно в мобильную часть. И этот сдвиг к чему привел в конечном итоге?
Сергей Кравцов
- Ты знаешь, вообще это очень интересная штука. Нам приятно, что мы в этом процессе поучаствовали, конечно, достаточно активно, скажем так. На самом деле трендсеттерами всех этих технологий, как ни странно, являются операторы сотовой связи, потому что они поняли, что нужно строить 3G. И с появлением 3G и таких замечательных телефонов от яблочной компании, как iPhone, рынок мессенджеров просто разорвало в клочья. Потому что Apple первым предложил на рынке пуши (Push – прим. редактора), это значит, что пришло время менять технологии, пришло время менять протоколы, пришло время менять какие-то связные вещи. И после появления пушей программными мессенджерами стало действительно удобно пользоваться: они перестали жрать батарейку (это самая большая проблема была). Как только мессенджеры перестали жрать батарейку, как только они стали работать с мультимедией, можно было отправлять всякие лучки, слать фотографии, и, самое главное, операторы сотовой связи включили 3G, - в это время началось для пользователей счастье.
Александр Михеев
- В чем счастье-то?
Сергей Кравцов
- Счастье? Ну, можно бесплатно пользоваться. Сами операторы открыли ящик Пандоры -сказали, что скорость будет 5-10 мегабит. Пользователи это увидели, стали брать свои iPhone, писать сообщения, стали видеть, что они мгновенно доходят (между iPhone это бегало с совершенно потрясающей скоростью) и это все было бесплатно.
Александр Михеев
- И вот, подходя опять же, к вопросу про недальновидность: они же сами себя закопали.
Сергей Кравцов
- Они не то, что себя закопали, им просто казалось, что пользователи… Знаешь, бизнес вообще очень цикличный, и, наверное, в погоне за деньгами, за долей рынка, никто не обращал внимания на такой маленький рынок, как на мессенджеры. Всем казалось «ха-ха-ха, есть IP-телефония (в то время была и она, кстати, раньше появилась, чем мессенджеры, потому что были телефонные карточки), вроде как мы их задавили, и мессенджера не такая большая проблема задавить». Но никто не ожидал такого бешеного роста смартфонов, потому что смартфоны были какой-то принадлежностью к элитному классу людей (это все стоило кучу денег, не каждый мог себе позволить), а средний потребитель продолжал спокойно отправлять SMS.
Александр Михеев
- Я тебе скажу про недальновидность. Если мы возьмем конец 90-х, начало 2000-х, сама сотовая связь была для избранных и элитных людей.
Сергей Кравцов
- Это правда.
Александр Михеев
- При стоимости самих аппаратов, самой связи, тарифных планов, не каждый мог себе это позволить.
Сергей Кравцов
- Ты знаешь, я тебе напомню, была очень интересная история. У нас в Москве, я помню, был «Билайн» в стандарте D-AMPS, и появился МТС GSM, были Sony и всякие классные трубки. И там была абсолютно смешная история: между двумя операторами невозможно было отправлять SMS. Операторы не понимали, что как только они откроют шлюзы и как только пользователи «МТС» и «Билайн» начнут писать сообщения, в этот момент начнется реальный заработок денег. Что-то у них в голове прощелкнуло, они открыли шлюзы, и их завалило деньгами от SMS. Наверное, это и стало точкой отсчета ревности и ненависти в отношении к интернет-мессенджингу.
Александр Михеев
- Я тебе сейчас скажу больше, я не раскрою сейчас коммерческую тайну.
Сергей Кравцов
- Раскрой.
Александр Михеев
- Нет, не раскрою. По цифрам точно говорить не буду, но в бытность свою, работая в одном из сотовых операторов, могу сказать точно, что номер один допуслуга, помимо передачи голоса, всегда была SMS.
Сергей Кравцов
- Конечно.
Александр Михеев
- Поэтому, видя тренд, а его невозможно проглядеть, даже года три-четыре назад, когда общаясь с представителем сотовой связи, предлагая различные решения… Например, на сегодняшний день, если ты в мессенджере находишься, отправляя сообщение контакту из своего списка, если у него нет этого мессенджера, это сообщение человек не получит. Фактически, у тебя нет возможности отправить. Мы предлагали идею некой синергии, что если нет, там уходит стандартное SMS...
Сергей Кравцов
- Я тебя перебью, хочу тебя обрадовать: есть замечательная вещь. Я недавно совершенно встречался с очень интересными людьми из компании «СФК-система», которая контролит запуск сервиса компании МТС, который называется RСS (Rich Communication Service). Пришли ребята из «МТС» и говорят: «Давайте мы сделаем отправку SMS с вашего клиента».
Александр Михеев
- Отлично. Мы об этом говорили года четыре-пять назад.
Сергей Кравцов
- Да. А я им говорю: «А у вас уже клиент есть?». Они говорят: «Да, мы оборудование ставим и скоро совсем запустим, он разорвет рынок». Я говорю: «А фишка в чем?». Они говорят: «Мы будем брать 1,5 рубля за отправленное сообщение». Я им говорю: «И?». А они говорят: «1,5 рубля!». Я им говорю: «Подождите. А как бы сделать так, чтобы вообще получить эти SMS? Если вы хотите этот рынок вернуть, включите для достаточно обеспеченной аудитории (у кого тарифы по 300, 400, 500 руб.) эти SMS бесплатно, они ничего не стоят». Говорят: «Мы не можем это сделать. Вы что?! Это же статья доходов, она падает. Поэтому мы будем поднимать стоимость SMS».
Александр Михеев
- В общем, да, т.е. здесь даже не недальновидность, здесь факт того, что люди не могут чуть-чуть нестандартно мыслить.
Сергей Кравцов
- Там проблема в другом. Там, наверное, если говорить про операторов сотовой связи (сейчас договорим и больше их пинать не будем, потому что они…)
Александр Михеев
- А так приятно.
Сергей Кравцов
- Ну, не совсем приятно. Они ребята со своими проблемами, они сотовые вышки свои прикручивают везде, взрывают огромное количество денег и все никак не могут смириться с тем, что какие-то гавнюки маленькие приходят и, понимаешь, этот трафик у них выковыривают. Господи, пока рассказывал, мысль потерялась, уплыла куда-то в сторону.
Александр Михеев
- Мы хотели закончить на тему с сотовыми операторами.
Сергей Кравцов
- Они хорошие, по-своему несчастные. Пусть запускают RCS, пусть потратят год, пусть поковыряются, я думаю, что... А, вспомнил, что хотел сказать. Причины, по которым они не работают с мессенджерами - это всегда KPI. Это же элементарная вещь. Вот представь, сидит менеджер, которому ставят планы на год, в конце года он должен принести, показать выхлоп. Ты представляешь, как страшно в средине года брать на себя обязательство по каким-то интеграциям в мессенджере?
Александр Михеев
- Знаю. Я шесть лет отработал.
Сергей Кравцов
- Почему не сделал?
Александр Михеев
- О, мы много что предлагали. Это отдельная тема, мы можем посвятить этому отдельную передачу. Я в 2003 г. в «МТС» выдвигал идею безлимитного мобильного Интернета. Знаешь, почему отказали? - Не могли посчитать себестоимость одного мегабайта трафика. Очень смешно, да? Причем ни финансисты, ни маркетологи…
Сергей Кравцов
- Ну, рынок меняется, это хорошо. Мессенджеры растут, рынок меняется. Судя по последним заявлениям «МТС», операторы уже признали, что они - большая труба, они уже увидели, что их заработок находится именно в интернет-трафике. Ну, здорово! Значит, в течение ближайших нескольких лет мы увидим какие-то новые сервисы от операторов. А на самом деле мы уже придумали для них новые сервисы, но мы ждем, пока они сами к нам придут, и мы об этом персонально расскажем.
Александр Михеев
- А сами вы туда сходить не хотите?
Сергей Кравцов
- Ну, ты знаешь, можно попробовать, у нас есть определенный на этот счет план. Просто мы реально загружены, мы такие несчастные, с этим мессенджером заковырявшиеся. Поэтому руки дойдут - обязательно дойдем. В сентябре.
Александр Михеев
- Давай вернемся к «4Talk», вернемся к мобильной части мессенджеров и поговорим именно о том, какие появились первые мессенджеры и как это все трансформировалось именно в mobile. И, наверное, упомянем несколько цифр, мы же сегодня про деньги разговариваем. И следующее - способы монетизации.
Сергей Кравцов
- Ну, смотри, все цифры будут страшные.
Александр Михеев
- Страшно большие?
Сергей Кравцов
- Они будут страшно большие и страшно в минус. Если мы начинаем с самого начала крутить, когда был замечательный «Skype», и когда его купил «eBay» (если ты помнишь он его купил для интеграции), и через год показал убытки по этому сервис в размере трехсот миллионов долларов, все выпали в осадок и поняли, что (всех, во-первых, вырвало от ужаса) это, наверное, не тот бизнес, которым стоит заниматься. Но, тем не менее, ребята обратно выкупили свою компанию, продали «Microsoft», и через 10 лет «Microsoft» его превратил в «Link», в кусочек интерфейса, который работает с Exchange, с их решением «Link».
Александр Михеев
- А как по деньгам?
Сергей Кравцов
- Они пытаются неплохо зарабатывать. Во-первых, все деньги находятся в корпоративном рынке, т.е. надо абсолютно четко понимать...
Александр Михеев
- Т.е. теперь это неотделимая часть от общего корпоративного дохода?
Сергей Кравцов
- Есть два подхода. Или ты пытаешься стать трендсеттером на рынке инюзеров, ты пытаешься нацепить на себя черную майку и пытаешься прожечь десятки миллионов долларов, всех удивить широтой размаха, засаживая миллионы долларов в месяц на поддержание сервиса. Или ты идешь более скромно, более расчетливо, идешь в сторону корпорейтов и более жадно относишься к росту компании и ее прибыли. Ты понимаешь, о ком я говорю? Давай теперь про цифры. Сколько у нас по последним цифрам у «What’s up?»? Кто у нас большие? У нас вообще земной шар поделен на континенты, а эти континенты поделены на такие зоны влияния. Если мы говорим об американском рынке, понятно, что это (если мы именно про мессенджеры говорим) «Facebook» и «What’s up?». А если мы говорим про социальные сети, как ты думаешь, кто там?
Александр Михеев
- В США?
Сергей Кравцов
- Да.
Александр Михеев
- Ты имеешь в виду...
Сергей Кравцов
- Это у меня был заготовленный вопрос. Просто как ты думаешь? Смотри, есть такой «Facebook» большой, как ты думаешь кто?
Александр Михеев
- Не совсем понял вопрос сейчас.
Сергей Кравцов
- По популярности в Америке социальные сети?
Александр Михеев
- После «Facebook»?
Сергей Кравцов
- Не после! Вот это главное!
Александр Михеев
- До «Facebook»?
Сергей Кравцов
- Да, там на уровне крутится.
Александр Михеев
- Ну, я не знаю.
Сергей Кравцов
- На самом деле было такое замечательное исследование BL Intelligence, которые посчитали (я за этим тоже не слежу, честно скажу; за два часа быстренько почитал, посмотрел, нарыл данные, все было хитро) - это «Tumblr», «Snapchat», «Instagram». Т.е. молодежь вообще сидит и чатится в «Instagram». Как ты думаешь почему? Вот что такое произошло? Что за разрыв, что «Snapchat», «Instagram» начинают забивать головы молодых пользователей? Они не сядут в «Facebook», они оттуда убегают.
Александр Михеев
- Потому что простота.
Сергей Кравцов
- Простота, все правильно. Теперь возвращаемся к мессенджеру. Почему «Facebook» купил «What’s up»? Потому что он простой, у него три кнопки: «отправить сообщение», «не отправить сообщение». Теперь идем постепенно к цифрам. Сколько пользователей у «Facebook», сколько пользователей у «What’s up» - у «Facebook» под миллиард, у «What’s up» 800 миллионов. Достаточно серьезные цифры. А что с деньгами?
Александр Михеев
- Ты имеешь в виду с деньгами по выручке, чистой прибыли?
Сергей Кравцов
- По чистой прибыли, да, т.е. сколько они генерят? Я тебе расскажу, я просто тоже смотрел недавно цифры. публичные цифры были по «What’s up» за прошлый год. За первую половину года они нанесли «Facebook» ущерб в размере 300 млн. долларов. Т.е. ребята купили аудиторию. Ребята купили аудиторию почему? Потому что с «Facebook», в принципе, перебегает молодежь, их надо где-то выловить, вот этим сачком является «What’s up». «Facebook» бы скупил все, что есть, но не все продают. «Snapchat» он много раз пытался купить, но ребята его космонавтят, пытаются разогнать в цене.
Александр Михеев
- Каким образом они перегоняют аудиторию из «What’s up» в тот же «Facebook»?
Сергей Кравцов
- Они параллельно выкладывают, т.е. занимают достаточно большую долю рынка.
Александр Михеев
- Т.е. это просто циферки опять же для отчета. Сервисы живут отдельно, есть «Facebook Messenger», есть «What’s up»…
Сергей Кравцов
- Ты забываешь, в Интернете существует несколько главных индификаторов, это одна из причин, почему «ICQ» растворился. В «ICQ» были вот эти номера, которыми, кстати, очень активно пользовались девушки легкого поведения в Америке, потому что они были обезличены. Но с появлением «What’s up?», с появлением «Facebook» люди стали, во-первых, заполнять свои профили, потому что «Facebook» требовал это делать, и все как-то очень быстро переварили эту тему. Люди, заполняя свои профили, оставляли свои электронные адреса, оставляли свои мобильные телефоны. И, как ты понимаешь, огромной бизнес-машине не составит большого труда сличить персональные данные, что ты ровно тот же пользователь, который находится там и там. Это вопрос про шпионаж...
Александр Михеев
- Ну, хорошо. Бог с ним. «Facebook» знает, что я его пользователь. Он знает, что я Александр Михеев, он знает, что ты Сергей Кравцов, он знает, что при этом у тебя стоит «What’s up?». Что ему от этого?
Сергей Кравцов
- Да нет, ему ничего, кроме денег не нужно от нас.
Александр Михеев
- Так каким образом? Я и пытаюсь подвести к теме...
Сергей Кравцов
- Смотри, есть несколько подходов. Что сегодня делает «Facebook»? «Facebook» стал производить инапы, так называемые. Во-первых, он закрыл внешний API, он огромное количество данных закрыл от внешних разработчиков. Второе: он, наоборот, открыл, вывернул себя наизнанку и сказал, что теперь делает приложение, у нас появляется внутренний store, теперь вы можете свою шняжку написать, и с какой-то долей вероятности, возможно, вы сможете это продать. Не помню, честно, когда у них была конференция, когда они это показывали, по-моему, в начале июня они это анонсировали, может быть чуть раньше; запустили, наверное, в начале июня. Но, судя по тем приложениям, которые туда влетели, самой трендовой была всякая фигня типа фоток. Фотки и стикеры. Стикеры всегда в «Facebook» всегда были бесплатны в отличие от других клиентов. То есть «Facebook» попробовал это не то чтобы монетизировать, попытался запустить этот сервис, посмотреть, насколько пользователи будут лояльны. Ну, вот насколько я активный пользователь мессенджинга, меня это не зацепило - какой-то детский сад. Другое совершенно, то, на что стоит обратить внимание: «Facebook» параллельно активно развивает бизнес-направление, т.е. он открывает страницы для бизнеса, и он пытается выстраивать эти коммуникации между бизнесом и пользователем. Т.е. если ты хочешь заказать пиццу, ты заходишь в мессенджер, пишешь «Хочу пиццу», мгновенно роботы с тобой связываются, принимают заказ и доставляют тебе пиццу. Это действительно интересное решение. Мы сегодня видим, что из чистого веба, этого общения с пользователями, e-commerce как-то странно, но пытается перетекать в мессенджеры. Удобно это, неудобно - посмотрим. Пока кажется, что это не очень удобно.
Александр Михеев
- Смотри, история, наверное, правильной трансформации и перетекания e-commerce в mobile. А если возьмем «Viber», эту извечную проблему. Мы сегодня перед эфиром посмотрели твой «Viber» и убедились...
Сергей Кравцов
- Ты насчет спама? Смотри, это же не совсем болезнь. Трафик, что называется, не пахнет. С одной стороны запретить и закрыть спам не требует усилий серьезных, но производители сервисов прекрасно понимают, что как только они начнут очень серьезно, агрессивно бороться со спамом, они потеряют львиную долю аудитории, потому что спам всегда занимает значительную часть трафика. В тот момент, когда ты не пользуешься мессенджером, и тебе подваливает спам, у тебя появляются показатели retention, возвраты появляются: ты открываешь, что-то увидел, кому-то что-то написал.
Александр Михеев
- Для отчетности – факт, да, retention rate хороший, но по факту, скажу за себя: меня дико начинает это все раздражать, и «Viber» я пользуюсь редко.
Сергей Кравцов
- Я вообще им не пользуюсь, потому что у меня просто нет потребности.
Александр Михеев
- Ну, у тебя понятно.
Сергей Кравцов
- Нет, не понятно, кстати. Я достаточно лояльно отношусь ко всем компаниям, которые производят продукты. Реально с большим удовольствием. Ты не поверишь, большую часть времени занимает именно отсмотр технологии, дизайна, того, что какие-то команды по всему миру делают. Это абсолютно сумасшедшая вещь. Если порыться в «QQ» китайском - это космос. Люди, которые умеют обдаивать свою аудиторию так, как «QQ», у японцев – «Line», это никто даже рядом не валялся. Но это ментальность людей, которых пользуют. Российскую аудиторию невозможно так выдоить, европейцев - невозможно, американцев - нет, а китайцев можно с японцами.
Александр Михеев
- Ну, хорошо, спам бывает безобидным, бывает направлен на другие задачи. Но все равно, как так? Владелец сервиса спокойно и ради каких-то целей лояльно относится к этому делу?
Сергей Кравцов
- Ну, смотри. Здесь есть очень важный вопрос - вопрос законодательства. На каждой территории мессенджер работает в каком-то правовом, неправовом поле. Когда мы говорим про SMS-сервис операторов сотовой связи, то там все достаточно понятно: есть куда жаловаться и кому жаловаться. А когда мы говорим про мессенджер, непонятно кому жаловаться, куда писать. В «What’s up» кому писать? В «Facebook» кому писать? Цукербергу написать? Ну, можно попробовать. Т.е. к бесплатным сервисам, всему, что бесплатно, достаточно сложно предъявлять претензии по качеству сервиса. С одной стороны, спам - это разрешительный механизм писать кому угодно, это добавляет трафика, но с другой стороны, для нас это хорошо, потому что у нас спама нет. А в чем разница в моделях бизнеса? Мы считаем, что наших пользователей (я говорю про «4Talk») нужно ограждать. И если ты поставил «What’s up» или «Facebook», ты можешь написать абсолютно любой телефонный номер и, не знаю, пипиську волосатую отправить. А вдруг там ребенок попадется? А можно сто тысяч таких отправить сообщений. У нас можно отправить сообщение только тому человеку, у которого ты есть в телефонной книжке, то есть это двойная авторизация. Мы считаем, что те пользователи, которые нами пользуются - достаточно серьезная аудитория (мы не гоняемся за молодегой), эти люди более платежеспособные и для них это важно. И то количество пользователей, скажем так, те ретеншны, которые мы сегодня имеем, и тот трафик (конечно, мы смотрим на структуру трафика), говорит о том, что пользуется более взрослая аудитория. Даже не взрослая, а «меньше развлекалово и больше про дело», т.е. она ближе к corporate: отправить файлы, кучу фотографий, видосики стали отправлять в большом объеме.
Александр Михеев
- Да?
Сергей Кравцов
- Мы следим: в большом объеме отправляются.
Александр Михеев
- А в большом объеме, ты имеешь в виду сами файлы по тяжести?
Сергей Кравцов
- Да, из-за того, что у нас все сделано на «облаках». Знаешь, это всегда была проблема. Всегда, когда я на «QIP» смотрел, мне было дико смешно, как люди, как клоуны, бегают с этими флешками, эту историю переписывают то туда, то сюда. Меня это всегда дико раздражало. А тут руки дошли сделать продукт так, как он должен выглядеть. В то время, когда мы начали делать, были Cloud-решения от Apple, Google чем-то занимался, мы уже запустили очень крупный сервис, т.е. купили «4sharéd», там 400 миллионов пользователей - это сумасшедшая цифра. Весь Таиланд просто им пользуется. И когда мы увидели, как люди пользуются этими «облаками», мы поняли, что должен быть такой мессенджер, в который человек зашел, авторизовался безопасно по телефонному номеру, возможно, по электронной почте, и общается с теми контактами, с которыми он хочет общаться. Ему не нужно со всем миром. Круг нашего общения достаточно ограничен, регулярно - 10-20 человек. Для всего остального есть социальные сети, с которыми мы не конкуренты, мы совершенно другое. Мы делаем те продукты, которые позволяют не просто переписываться, а позволяют коммуницировать с точки зрения передачи файлов, различных storage, голосовых сообщений. То есть это более тяжелый продукт для пользователя, но более качественный с точки зрения юзабилити.
Александр Михеев
- Друзья, напоминаю, что у нас сегодня в студии Сергей Кравцов, исполнительный директор и фаундер мессенджера «4Talk». Мы говорим сегодня про мессенджеры естественно. Сергей, почему не пошел внутренний мессенджер «Apple»? Вот эти SMS через «iMessage».
Сергей Кравцов
- Почему? Он идет достаточно. Ты знаешь, для меня загадка почему «Apple» до сих пор не выпустил внешнее приложение. С одной стороны, я понимаю, почему он это не сделал. С другой стороны, я сам с удовольствием пользовался бы, потому что «iMessage» сегодня является с точки зрения видео и голоса одним из эталонов умных сервисов. Почему? Потому что все железо под контролем, нет проблем с драйверами, все очень предсказуемо. И если вы попробуете голосом разговаривать по «Facebook», «What’s up» или позвонить с iPhone на iPhone, позвонить бесплатным аудиозвонком, то увидите абсолютно сумасшедшее качество. «Apple» в эту историю зарубается, но не хочет давать этот клиент на «Android», потому что он считает, что это абсолютно их фишка. Теперь посмотрим, как у нас рынок поделен по телефонам, все-таки пользуются голосовой связью на смартфонах: «Apple» занимает 10-12% рынка, «Android» занимает 80%. Кому людям звонить? В рамках броуновского движения «айфонистов», они друг другу «FaceTime» звонят. Я еду в машине и разговариваю по видео вообще, для меня это нормально.
Александр Михеев
- Но если ты знаешь, что на том конце провода человек. Даже, когда сообщение ты пишешь, когда сам телефон выбирает, что отправил «iMessage», я: «Оооо! Кому я отправил?».
Сергей Кравцов
- Совершенно верно. Ну, ты знаешь, они не торопятся, у них классный сервис, но проблема в том, что они очень сегментированы, и они сервис держат на своих iPhone. С одной стороны, это плохо, с другой стороны, в этом есть такая приятная элитарность. И качество, которое они дают, коммуникации между пользователями бесплатные, оно действительно очень радует, когда с iPhone на iPhone. «Google», к сожалению, такого сервиса не смог сделать. Почему - непонятно. Hangouts гугловый - просто ужас, это отвратительного качества сервис. Берешь любой телефон Samsung, во-первых гигантская каша интерфейсов, непонятно, что куда звонит, в каждом телефоне свои кнопки. Я бы руки отрубал людям, которые это выбрасывают в рынок.
Александр Михеев
- Ну, хоть что-то у них не получается.
Сергей Кравцов
- У них много что не получается.
Александр Михеев
- Сергей, возвращаюсь к деньгам. Мы поговорили, есть крупные сделки, поглощения, слияния того же «Facebook», «What’s up», успешная «вайберовская» история.
Сергей Кравцов
- Viber, кстати, не очень успешная, потому что они продали в 20 раз дешевле.
Александр Михеев
- Ну, они все равно продали и, по-моему, там порядка ярда.
Сергей Кравцов
- 900 миллионов они продали.
Александр Михеев
- Это тоже неплохо. Положа руку на сердце - сделка тоже неплохая.
Сергей Кравцов
- Ну, да, неплохо.
Александр Михеев
- Цифры хорошие. Это такая промежуточная история, для кого-то end-story, - монетизация. Как зарабатывать деньги в этой области?
Сергей Кравцов
- Еще раз возвращаемся. Давай разделим историю. Если мы говорим про рынок B2C, надо быть готовым, что любой мессенджер, который ты делаешь, это лям в год чистого убытка. Вот ты пришел заниматься мессенджером, лям в год положи на рынок.
Александр Михеев
- Долларов?
Сергей Кравцов
- Конечно. Т.е. у меня сервис обходится в миллион долларов в год. Миллион долларов в год как с куста, «чик-чик».
Александр Михеев
- Хорошо.
Сергей Кравцов
- Не хорошо, на самом деле плохо живем. Вот за окном там кризис творится…
Александр Михеев
- А вы до сих пор лям в год.
Сергей Кравцов
- А мы до сих пор там лям в год, а хотелось бы двадцать. Это очень сложная история. Вообще тема инвестиции очень тяжелая для России, и, к сожалению, большинство сервисов, которые очень высокотехнологичны, которые действительно готовы удивлять весь мир, им очень сложно привлекать новые деньги, потому что они находятся здесь.
Александр Михеев
- На самом деле, если сервис находится здесь, разработка здесь, а потребление, именно юзеры находятся за пределами государства, то...
Сергей Кравцов
- Я не совсем с этим соглашусь. Мы с фондами общались, я достаточно длительное время провел в Прибалтике, прожил год в Литве, понаблюдал, с очень многими встречался. Понимаешь, вопрос даже не в том, где находятся разработчики, вопрос в аудитории. Если нет вообще никакой российской аудитории, ты будешь стоить в 10 раз дороже, чем если у тебя есть российская аудитория. Вот это недоверие к России - это большая комплексная проблема.
Александр Михеев
- Немного контраргумент. Если у тебя основной сегмент выручки твоего бизнеса формируется не российскими деньгами, тогда ты стоишь в 10 раз дороже.
Сергей Кравцов
- Вероятнее всего, посмотрим.
Александр Михеев
- Но, это тоже на собственном опыте, и все остальное. Давай так, мы сегодня говорим про то, как в мессенджерах можно зарабатывать в конечном итоге. И мы это делим на B2C историю с конечным пользователем и на B2B (это business to business). Давай про B2B начнем, на B2C потом перетянем. В битубишной истории, где здесь бизнес, кто этот потребитель, кому вообще это надо?
Сергей Кравцов
Т.е. ты хочешь, чтобы я все военные тайны рассказал, а завтра придут студенты 16-ти летние...
Александр Михеев
Почему бы и нет?
Сергей Кравцов
Согласен, чем больше они денег потратят, тем веселее будет.
Александр Михеев
Конечно.
Сергей Кравцов
Значит, смотри, история с B2B еще сложнее, чем с B2C, но с другой стороны, она про деньги. Но деньги появятся через год. Если вы решили заниматься B2B, это не значит, что завтра вы заработаете ярды денег. Вообще нужно понимать (очень важная вещь! должна у всех в голове отложиться), что любой мессенджер, любой сервис, который появляется в Интернете, первый год сидит и занимается какими-то технологиями, если мы говорим про какой-то масштабированный, достаточно большой проект, а не говорим про какую-то «пукалку», которая выстрелила, покрутилась такая (там сиськи-письки), а потом что-то кто-то не купил, не продал, и ее смыло в унитаз времени. Такие сложные технологические продукты появляются достаточно долго, это муки рождения: технологическая подготовка порядка года и порядка года разгон маркетинга и выстреливание продукта уже в рынок. То если заниматься B2B, нужно понимать, что целый год придется заниматься очень серьезно: заниматься рынком, его окучивать, заниматься пиаром, маркетингом, нужно пробовать встречаться. Т.е. это пахота - ты выходишь, у тебя есть продукт, стал за плуг и пошел пахать. Это очень сложный рынок, но в нем есть приятные бонусы. Когда компании садятся на этот рынок, средний чек с компании (это то, на что мы рассчитываем) может доходить до $50. Это очень приятно. На мессенджере делать $50 - это очень прикольный ARPU, к которому мы стремимся. Я имею в виду, с компании, у которых порядка 10 пользователей, т.е. порядка $5 с одного пользователя в месяц.
Александр Михеев
А по сегментам?
Сергей Кравцов
Это «soho», причем в чистом виде мессенджер достаточно сложно продать, его можно продавать структурно в купе, например, с услугами различных телеком-операторов, ребят, которые продают различные виртуальные АТС. Приходит компания, которая хочет купить виртуальную АТС, хочет следить за работой своего офиса, им ставится решение, ставится мессенджер с различными плагинами, добавляются фишки сервиса, и после этого они сидят и спокойно каким-то образом работают. Это рабочий инструментарий. Опять-таки, секрет успеха американского «Slack» заключается в том, что они потратили гигантское количество времени на интеграции, т.е. это абсолютно примитивный мессенджер, в котором порядка трехсот интеграций с различными сервисами. В нем вообще ничего нет особенного, но интеграция — это 90% успеха этой компании.
Александр Михеев
А как на счет той истории (помнишь, мы с тобой тоже обсуждали) «QIP Blocks», когда в принципе, кто угодно может использовать интерфейсы мессенджеров, звонков, видео, всего остального.
Сергей Кравцов
Напомни, про что?
Александр Михеев
Некий сервис, который позволяет очень просто интегрировать различные функционалы мессенджинга в свои приложения или в свой бизнес, все остальное
Сергей Кравцов
Ты имеешь в виду эту сборку по кирпичикам?
Александр Михеев
Да.
Сергей Кравцов
Я тебя тут чуть-чуть разочарую, удивлю и расстрою. Какое количество телефонов на «Android» у нас сегодня существует?
Александр Михеев
Огромное количество.
Сергей Кравцов
В тот момент, когда мы запустили «4Talk», последний раз я смотрел, было различных девайсов порядка 2500. И есть такая удивительная вещь: когда берешь телефоны «LG» какой-нибудь, на нем пытаешься какой-то софт запустить, а он не запускается, берешь на «Samsung», он запускается, берешь на «Nexia», он запускается.
Александр Михеев
Расстройство в том, ты имеешь в виду, это кастомизация?
Сергей Кравцов
Это гигантская кастомизация. Когда мы говорим про самый популярный рынок, это кастомизация. И есть несколько компаний в Европе, которые занимаются такими коробочными продуктами, они их делают под игры. Т.е. они пытаются социально различные сервисы воткнуть в этот мессенджер, чтобы производители игр абсолютно просто вставляли чаты, лайки, различные френдзапросы, работа с телефонными книжками (то, что умеет работать в мессенджер). Мне кажется, это достаточно долгий путь, он не очень интересен. Нам все-таки интересно в чистом виде B2B, тем более мы в этот рынок двигаемся, мы договариваемся с разными компаниями, участвуем в тендерах, в маленьких и больших, у нас есть там определенные достижения. Как только что-то значительное мы покажем, конечно, мы расскажем об этом (постучим по дереву, не хочется сглазить).
Александр Михеев
Тогда будем с нетерпением этого ждать.
Сергей Кравцов
Улыбайтесь, это всех злит.
Александр Михеев
Друзья, напоминаю, у нас сегодня в студии Сергей Кравцов, исполнительный директор, фаундер «4Talk», мессенджера. Сергей, давай перейдем к B2C моделям. Мессенджеры. За что они у нас собираются брать деньги? Я понимаю, «Viber» берет за стикеры, все понятно.
Сергей Кравцов
Он берет за стикеры и за звонки.
Александр Михеев
А «4Talk»? Ваши бизнес-модели? Что вы предлагаете в качестве сервиса своим клиентам?
Сергей Кравцов
Смотри, надо понимать одну простую вещь: тот сервис, который есть публичный, клиентский, мы никогда не рассчитывали на публичном клиентском сервисе зарабатывать деньги. У нас выложено большое количество иллюстраций, стикеров, мы к этому продукту относимся, как к гигантской лаборатории, которая дает нам большую нагрузку от пользователей, которые бросают действительно большое количество фотографий, видеофайлов, видеочатов, различных геосообщений. Для нас это является такой гигантской платформой, на которой мы тестируем свои продукты, готовя их к корпоративному рынку. Невозможно на корпоративных пользователях тестировать такие сервисы.
Александр Михеев
Понятно.
Сергей Кравцов
Поэтому мы к этому относимся… Сегодня зарегистрировано больше 500 тысяч активных пользователей, цифра достаточно небольшая, но она позволяет нам заниматься кастомитизацией различных сервисов, позволяет выстраивать нам статистики использования нашего сервиса. Понятно, что использование B2С-продукта отличается от B2B, но нагрузку, которую дают сегодня пользователи, получая различную халяву от нас, она соизмерима с корпоративной нагрузкой. Соответственно, для нас это большой полигон, и, конечно, мы всегда находимся в поиске денег. Мы понимаем, чтобы прийти на рынок B2B, нам надо очень хорошо обрасти деньгами, в том числе инвестиционными.
Александр Михеев
Ты хочешь сказать, что даже предоставляя некий объем в облаке, вы не берете?
Сергей Кравцов
Мы сегодня посмотрели, каким количеством в среднем пользователи пользуются, занимая дисковое пространство. Мы увидели, что на пользователя порядка 300 мегабайт - это не очень большая цифра с учетом стоимости сегодняшних хранилищ, поэтому мы решили, что не будем дергать пользователей монетизацией, пусть бросают файлы, пусть радуются. Мы, наоборот, сняли ограничение на проброс файлов, бросайте по 3 гига фильмы, а мы, заодно, посмотрим насколько, скажем так, нами пользоваться удобней в большей степени, чем «Torrent». Это очень интересная, знаешь, такая лабораторная задача. Потому что мы сегодня видим, что люди из «Torrent» стали перебегать в мессенджеры, и насколько облачные технологии позволяют это делать просто и быстро. Я ставил такой эксперимент. Мы внутри мессенджеров сделали следующий сервис: например, ты мне бросаешь файл, бросил большой замечательный фильм новый (я понимаю, что мы нехорошие люди, но какая разница), будем считать, что ты снял свое «хоум-видео».
Александр Михеев
Я отправлять его точно не буду.
Сергей Кравцов
Про цветочки там. Т.е. все-таки ты снимаешь какое-то видео.
Александр Михеев
Поехали дальше.
Сергей Кравцов
И мы единственные, кто может этот файл мгновенно переслать. Этот сервис очень нужен бизнес-клиентам: мне прислали большую презентацию, получив ее на мобильный телефон, я могу ее, не скачивая, переслать кому угодно в мессенджер. Это уникальная возможность, которая есть у нас. Рядовые пользователи, обычные «битусишники» с удовольствием этим пользуются. Классно. Это значит, что корпоративщики будут вгонять объемы в десять раз больше.
Александр Михеев
Т.е. Вы являетесь точкой раздачи информации, не гоняя трафик пользователей?
Сергей Кравцов
Совершенно верно. Сегодня мы находимся в Голландии, сидим на достаточно серьезном провайдере, мы занимаемся азиатским дата-центром, работаем с «Webzilla», американским дата-центром занимаемся. Т.е. мы сидим и step by step эту систему отстаиваем, она должна быть надежной. Мы проводили эксперимент: три месяца не трогали систему, три месяца к ней никто не подходил, инженерам было запрещено ее трогать. Она в течение трех месяцев ни разу не сбойнула, это значит, что можно ее на B2B выбрасывать. Это важно.
Александр Михеев
Сергей, а рекламная модель?
Сергей Кравцов
Она неинтересна абсолютно.
Александр Михеев
Тебе неинтересна, понятно. Мы же должны...
Сергей Кравцов
Ладно. Давай потешим самолюбие господина Клименко. Я тебе расскажу, как родился «МедиаМетрикс».
Александр Михеев
Извини, я тебя перебью. Вопрос задают: «Когда будет один окончательный мессенджер?» Когда мир поглотится «4Talk» - он, наверное, это хотел спросить.
Сергей Кравцов
Герман злой вопрос задал. Смотри, мессенджеры являются колыбелью разных сервисов. Это такая достаточно интересная история, это связка с «МедиаМетриксом». Получилось перетекание одного сервиса в другой. Мы, когда делали «QIP», мы сидели с Германом, вечером лялякали и я ему рассказывал: «Слушай, в мессенджерах люди отправляют большое количество ссылок». Герман говорит: «Давай мы с этим будем что-то делать. Это невозможно. Ну как? Трафик теряется, где эти пользователи?». Мы поставили на миллионы компьютеров PC счетчики (мы честно спросили у пользователей «можно ли поставить счетчики?» - «можно»), и мы неперсонифицировано в тупую заглянули, по каким ссылкам они дальше уходят. И так появился «МедиаМетрикс». И это было настолько шокирующе, настолько круто! Дальше, понятно, Герман его раскрутил, сделал классным сервисом, но, возвращаюсь к тому, что все-таки мессенджер - это действительно колыбель сервиса. Никто не ожидал, что там действительно столько трафика, просто думали, а оказалось, что нужно действительно чуть-чуть в сторону отойти, и люди действительно присылают большое количество ссылок, файлов и из этого можно строить статистики.
Александр Михеев
Ну, опять же возвращаемся к рекламной модели.
Сергей Кравцов
Нет, мы не верим абсолютно в рекламную модель. Она абсолютно устаревшая. Это, знаешь, прикол в том, что…
Александр Михеев
«Skype» занимается фигней, получается?
Сергей Кравцов
Там нет уже никакой рекламной модели. Он все уже повыключал.
Александр Михеев
Есть.
Сергей Кравцов
Нет, он все уже повыключал.
Александр Михеев
Ну, ты просто перестань платить «Skype».
Сергей Кравцов
Я вообще не плачу «Skype».
Александр Михеев
Я плачу, вот он мне не показывает, а всем…
Сергей Кравцов
Я «Skype» так давно не запускал. Мы буквально вчера по «Skype» разговаривали с Ригамом и с Германом Каплуном. Почему-то мы решили запустить «Skype», я его поставил на «Mac», позвонили, он никак не мог соединиться, что-то все оборвалось, у меня «Mac» микрофон не мог найти, это меня жутко злило.
Александр Михеев
Да, кстати есть проблема в «Skype» с «Mac».
Сергей Кравцов
10 лет компании.
Александр Михеев
Я тебе больше скажу. Знаешь, что они делают на «Android»? Они показывают в «Skype» вверху окна рекламный банерочек, и если ты, не дай Бог, не отреагировал, проходит секунд десять, и он тебе бах на весь экран. Молодцы!
Сергей Кравцов
Ты знаешь, у меня основные претензии к компании «Microsoft» заключаются в том, что (не хочется обижать «Skype», но) имея огромное количество каких-то сообщений, которые мне пришли на компьютер, я не увидел этих сообщений ни на iPhone, ни на Android, я сразу же пошел и это все стер, потому что этим невозможно пользоваться. Рынок значительно убежал вперед, есть облачные очень безопасные технологии и мы все сейчас храним в «облаках». Все сегодня производимые смартфоны идут без карты памяти, потому что все уже поняли, что все надо хранить в «облаках». Это классно, когда какой-то дядя за тебя бегает сервера крутит, а ты с безумной скоростью скачиваешь файлы и тратишь деньги. Это работает, да.
Александр Михеев
Реклама - это не про вас.
Сергей Кравцов
Абсолютно.
Александр Михеев
Агрегационная модель? Агрегация контента?
Сергей Кравцов
Смотри, мы игрались с историей… Если ты помнишь, у нас был замечательный клиент «QIP Infium» (возвращаюсь к нему), он был замечательным агрегатом.
Александр Михеев
Мультипротокольный, да?
Сергей Кравцов
Мультипротокольный. На тот момент у нас было несколько компаний на рынке. Мне задать вопрос или не задать, провокационный? Давай пропустим. Я про «М+».
Александр Михеев
Была история.
Сергей Кравцов
А много денег в него засунули?
Александр Михеев
Ты имеешь в виду по сделке?
Сергей Кравцов
Просто почему в него проинвестировали? Я открою тайну, просто ребята из «ФИНАМа» финансировали в «M+». В тот момент мы занимались «QIP Infium», у нас он тоже был мультипротокольный, но мы аудиторию прогоняли через портал. И у нас были различные обсуждения с «Facebook» о приобретении нашего клиента, потому что «Facebook» реально видел, как это работает на PC. В какой-то момент он даже пытался повторить сделать этот клиент, что-то у них не получилось, и они ушли в mobile и больше к нам не возвращались.
Александр Михеев
Разобрались, наверное.
Сергей Кравцов
Может быть, разобрались, но до сих пор те клиенты, которые есть у них, как-то не очень. И таких клиентов много было мультипротокольных. Это у нас был «Fring». Был такой человек из Израиля Алекс Нертс, я его достаточно хорошо знал, он в Москву приезжал, пытался с операторами договориться, но это было десять лет назад, или пять-шесть, не помню (время течет так быстро, что не запоминаешь дату и время). И ребята с «Fring» бегали по всему рынку, пытаясь это продать «Билайну», «МТС», кому они только не пытались, и, не солоно хлебавши, ребята потратили 15 млн. долларов и растворились где-то в Израиле, обкэшавшись, так сказать, на деньги инвесторов. Такой же восходящей звездой мне казалась «M+», но он куда-то подевался. Был такой достаточно серьезный запал, они так круто взялись, мобильные версии появились, но, мне кажется, с появлением iPhone, они куда-то растворились. Мне кажется, что они много времени потратили на телефоны «Nokia», на Symbian версии, и вот они где-то в этом зашорились и растворились.
Александр Михеев
Есть такая история.
Сергей Кравцов
Я тебе объясню, смотри. Я жадно отношусь ко времени, мы даже музыку еще сегодня не ставили.
Александр Михеев
Нет, мы не будем тратить время.
Сергей Кравцов
Это правильно. Значит, была очень интересная история по поводу мультипротокольности. Почему не хочется этим заниматься, и почему мы больше не пойдем в это? Главный ответ: потому что мы до такой степени (хочется матом сказать) устали очень от этого. Потому что у нас было порядка 12 протоколов (это всякие «Mail.ru агенты», «Facebook», «Вконтакте») и все эти компании, естественно, раз в месяц производят какие-то правки в протоколах, меняют что-то, внедряют. И вот эта небольшая армия программистов, которая у нас сидит (это 10-12 человек), всеми продуктами управляют. Им приходится постоянно доделывать всю кривизну, которая есть во всех этих протоколах. Мы так устали, что подумали, что не хотим этим заниматься. Нам нужна чистая история, нам нужен свой протокол, нам нужна платформа «Open Mobile Messenger Graf», которую мы сделали. OMMG - технология наша, и вот мы ее пихаем, она исключительно быстро работает и подходит на mobile. Это кайф. Ну, никаких мульти не будет.
Александр Михеев
Хорошо, вы не пойдете в агрегацию, вы будете исключительно заниматься именно..
Сергей Кравцов
Ты так вздохнул, ты, что, на это рассчитывал?
Александр Михеев
Я на это не рассчитывал. Вот вопрос Германа, он хороший и правильный, но честно тебе скажу, опять же из своего опыта, - задолбало...
Сергей Кравцов
Знаешь, я тебе отвечу: никогда. Никогда не будет. Знаешь, пользователи, как эти ежики – кололись, но лезли на кактус. У меня на телефоне стоит с десяток мессенджеров, и не потому что я так сильно их люблю. Просто 80% пишут в «4Talk», какое-то количество людей пишет в «Telegramme», два человека, я знаю, пишут всегда в «Viber» (я не знаю почему, вот в этой горе спама я их нахожу). Мы не ревностно относимся к этому, это абсолютно нормальные темы. Это все равно, что был бы один автомобиль на дорогах - это дикость, правда? Поэтому, скорее всего, пройдет какое-то время, и самое интересное наступит через пару лет, когда начнутся крупные поглощения друг друга, когда крупные компании увидят, что они уже пожрали всю мелочь, они будут скупать технологии. Это то, за чем сегодня к нам приходят. Много инвесторов, которые к нам обращались именно с точки зрения технологий, посмотреть, как это работает. Эта история очень похожа на «Tesla». Помнишь, в структуре акционеров «Tesla» кто маячит? Илон Маск позвал «Mercedes», который, чтобы очень далеко компанию не отпускать, стал акционером компании «Tesla» и очень внимательно приглядывает, что же там происходит. Мне кажется, что похожие истории мы в ближайшее время увидим.
Александр Михеев
Вопрос от одного из наших слушателей. «Если без скачивания, то сколько хранится файл у вас в «облаке»?».
Сергей Кравцов
Бесконечно, пока живой аккаунт.
Александр Михеев
У вас же есть предел «облака» по объему, если превышаешь, что происходит?
Сергей Кравцов
На сегодняшний день мы даем пользователям 15 гигов. Для мессенджеров это сумасшедшее число.
Александр Михеев
Но если чисто гипотетически?
Сергей Кравцов
Мы никого не трогаем. Все преданные пользователи, которые у нас сидят, мы никого не трогаем. Место для нас ничего не стоит.
Александр Михеев
ОК, хорошо. Сергей, давай под конец поговорим о том, какие вы сейчас ставите цели, как ты видишь, в принципе, мессенджинг в будущем, к чему мы все придем?
Сергей Кравцов
Ты знаешь, я совсем недавно пересматривал… Есть такая интересная штука: иногда надо от всего отвлечься и пойти посмотреть какую-то старую фантастику: нужно посмотреть «Звездные войны», нужно посмотреть Спилберга, покрутить, посмотреть, почитать Айзека, полистать. И, самое интересное, что в этом мире все уже давно придумали. Я думаю, что следующим таким грандиозным прорывом будет, как ни странно, как бы мы ни ругались на операторов сотовой связи, следующим прорывом станет, очевидно, более высокие скорости Интернета, и появятся какие-то голографии, у меня бы просто башню снесло. «What’s up» в том виде, котором он есть, как текстовый менеджер, я думаю, что это людям очень быстро надоест. Не очень сильно секьюрность людей цепляет, это правда, это видно по ряду продуктов, которые на рынке не растут. Облачность - это больше корпоративный рынок (та ветка, которой мы занимаемся). Мне кажется, что самое интересное еще впереди. Мне кажется, что-то будет с объемными изображениями, это будет просто космос. Знаешь, включаешь «Звездные войны» и смотришь - этот идеальный мессенджинг. Мы сегодня привыкли к видеоконференциям, появятся 3D камеры, будет все роботизировано. Надо просто отвлечься. Все, что мы сделали и разработали - это просто вчерашний день. Надо думать про будущее, платформ, технологий хватает. Хочу 3D - это очень круто. Представляешь, я буду ехать в машине, а моя жена любимая, такой маленький человек, будет мне что-то вещать. Это очень круто. Это действительно разрывает. Это как «Lexus» показал летающую доску. В мессенджере - это ядро, фундамент всего Интернета, и конечно, он будет развиваться. Смотри, очень прикольный был последние несколько лет тренд музыкальный. Крупные компании, как «Apple», «Google», их перехватили и начали пользователей обдаивать со всех сторон. «Apple» просто разорвал «Music Messager» просто в клочья вместе с «Google». Его нет. Неважно сколько денег в него вложили. Я в эту историю тоже играл года полтора, тоже разорвали, тот же самый «Apple». И, скорее всего, именно новые мессенджеры, новые тренды, будут лежать где-то в области именно изменения самого формата коммуникации, как-то это будет по-другому. Как? У нас есть определенное представление, но давайте мы не будем об этом рассказывать.
Александр Михеев
Мы поговорим об этом
Сергей Кравцов
Ну, через год.
Александр Михеев
Через год, да.
Сергей Кравцов
Это интересная штука.
Александр Михеев
Друзья, сегодня с нами был в студии Сергей Кравцов. Сергей, спасибо тебе огромное за то, что к нам пришел, за интересную беседу. А с вами, друзья, мы услышимся ровно через неделю. Спасибо!
Сергей Кравцов
Всем счастливо! Пока!